Антифриз для отопления разъедает
Все чаще в систему отопления коттеджа в качестве теплоносителя заливают не воду, а высококачественный гликолевый раствор, содержащий антикоррозионные и антинакипные присадки. Когда и зачем это стоит делать?
Вода или антифриз?
В зимний период при аварийном отключении электроэнергии или падении давления газа в системе отопления коттеджа многие ее элементы (котел, радиаторы, расширительный бак, циркуляционный насос, трубы) за два-три дня могут быть выведены из строя замерзшей в них водой, объем которой увеличивается на 9% при переходе в лед. Если воду предварительно специально не подготовить, то дополнительно возникают условия для коррозии металла и образования накипи, ухудшающих теплоотдачу и повышающих энергозатраты. Для исключения этого явления вместо воды в качестве теплоносителя используют антифриз. Антифризом (от англ. freeze — «замерзать») называют жидкость с температурой замерзания ниже 0°С. Использовать автомобильную охлаждающую жидкость (ОЖ согласно ГОСТ 28084-89 в ред. 2007 г.), содержащуюй нитриты и амины, а также фосфатные и силикатные соединения, которые образуют вредные для человека и животных испарения, в помещении нельзя. Кроме того, срок эксплуатации ОЖ составляет всего 2–3 года, а состав присадок и их количество недостаточны для обеспечения работы систем отопления. Такая жидкость не рассчитана на разбавление водой вообще, тем более — водопроводной. С осторожностью следует относиться и к солевым водным антифризам типа «Ассол», «Буртас» и др. Они хоть и безопасны для людей, но характеризуются высокой коррозионной активностью и кристаллизацией солей при испарении воды. Система теплоснабжения довольно быстро забьется накипью, отложениями солей и ржавчиной.
Какой антифриз выбрать?
Гликолевый бытовой теплоноситель, который на сегодняшний день используется в отечественных системах отопления в два раза реже воды. Его изготавливают на основе водного раствора этиленгликоля или пропиленгликоля. Раствор этиленгликоля (моноэтиленгликоль — МЭГ, ГОСТ 19710-83 в ред. 2006 г.) имеет отрицательную температуру замерзания: –10°С при 26%-м растворе, –30°С при 45%-м и –65°С при 65%-м. У нас его путают с ОЖ (тосолом). Этот раствор переходит сначала в желеобразное состояние, причем не с таким изменением объема, как вода, поэтому не повредит трубы и радиаторы. Однако следует помнить, что МЭГ ядовит (3 класс опасности согласно ГОСТ 12.1.007-76, его ПДК составляет 5 мг/м³) и коррозионно активен. Именно последнее обстоятельство вынуждает использовать водный раствор этиленгликоля с повышенным содержанием присадок, действие которых рассчитано на срок до 5 лет. Массовая доля присадок в теплоносителе выше, чем в автомобильном антифризе, и достигает 4–5%. Различие в условиях эксплуатации обуславливает необходимость достижения других параметров по защите от коррозии.
Комплект присадок обычно содержит смесь ингибиторов коррозии, ингибиторов накипеобразования, пенообразования, набухания и растворения герметизирующих уплотнителей системы отопления, стабилизирующих и красящих компонентов. Присадки также обеспечивают высокую стабильность теплоносителя и позволяют разбавлять его простой водопроводной водой (с жесткостью не выше 5 мг — экв./л, а для хладоносителей ХНТ — не выше 12 мг — экв./л) для получения рабочей смеси с низкой температурой замерзания. Но стоит иметь в виду, что слишком большая доля воды при разбавлении антифриза в домашних условиях (на 30% и более) может привести к изменению его свойств.
Теплоносители на основе этиленгликоля пожаробезопасны, прошли испытания в НИИ Сантехники и ИЦ «ХИМТЕСТ» РХТУ им. Менделеева, имеют сертификат соответствия и санитарно-эпидемиологическое заключение, позволяющие использовать их в жилых помещениях. Они подходят для любых котлов, кроме электролизных (типа «Галан»), где теплоноситель насыщают солями для создания определенного электрического сопротивления, что ужесточает требования к защите оборудования от коррозии и накипи.
МЭГ обладает довольно высокой токсичностью, поэтому его нежелательно применять в двухконтурных котлах, когда не исключен подмес теплоносителя из контура отопления в контур ГВС, а также в котлах с открытой камерой сгорания или с открытым расширительным баком, при которых возможно испарение теплоносителя. В этом случае целесообразно предпочесть более дорогой, но экологически безопасный антифриз на основе пропиленгликоля. Он содержит технический или пищевой пропиленгликоль, абсолютно безвредный для людей. Использовать его можно без ограничений в любых системах теплоснабжения.
При покупке котла обязательно поинтересуйтесь, допускает ли его производитель применение антифриза, чтобы впоследствии не лишиться гарантийного обслуживания агрегата
Совместимы ли антифризы?
В процессе эксплуатации возможна утечка антифриза, и его придется доливать в систему отопления. Любые антифризы без предварительной проверки на совместимость смешивать не рекомендуется. Если химические основы их присадок различные, то это может привести к частичному выпадению осадка и, как следствие, к снижению антикоррозионных свойств. Так, теплоноситель «Теплый дом» полностью совместим с «Гольфстримом», наиболее распространенным в Северо-Западном регионе, но его нежелательно смешивать с теплоносителем Dixis Тор, имеющим фосфатные присадки. В идеале гликолевый антифриз лучше разбавлять дистиллированной или деминерализованной водой, в которой отсутствуют соли кальция и магния, кристаллизующиеся при нагреве и образующие накипь. К примеру, накипь толщиной 3 мм снижает теплоотдачу котла на 25%, и система потребует больших энергозатрат.
Не нужно винить теплоноситель в отклонениях от нормальной работы системы отопления. Например, причину «завоздушивания» системы следует искать в ошибках проектирования или монтажа оборудования: в недостаточном объеме расширительного бака, возникновении гальванического эффекта из-за несовместимости используемых металлов, неверно выбранных местах установки воздухоотводчиков, неправильной настройке термостата. Вместе с тем, при длительном перегреве системы начинается термическое разложение присадок и самого гликоля: он становится темно-коричневого цвета, что свидетельствует о повышении интенсивности коррозии металла, появляется неприятный запах, выпадает осадок. Зачастую на горелках образуется нагар, который становится причиной выхода их из строя.
Несколько полезных советов при использовании антифриза
- Определить точное место течи в системе отопления поможет флуоресцирующая добавка, которая будет подкрашена цветом соответствующего теплоносителя.
- Поскольку теплоемкость антифриза примерно на 15–20% ниже, чем у воды, и он хуже накапливает и отдает тепло, то радиаторы системы отопления следует выбирать более мощные, чем при использовании воды.
- В системе отопления с гликолевым теплоносителем нельзя применять стальные оцинкованные трубы, так как цинковое покрытие довольно быстро разрушится.
- Теплоноситель на гликолевой основе, рассчитанный на –20°С, защитит не задействованную систему отопления от разрушения вплоть до температуры –60°С, в то время как раствор на –15°С обеспечит ее сохранность лишь до –23°С.
- Циркуляционный насос должен иметь производительность на 10%, а напор — на 50–60% больше из-за значительно более высокой вязкости гликолевого теплоносителя по сравнению с водой.
- Объем расширительного бака системы отопления должен быть на 15–20% больше из-за более высокого коэффициента температурного расширения гликолевого теплоносителя по сравнению с водой.
- В качестве герметика нельзя использовать «лен с краской», в месте возможной течи краска растворится через полгода. Для герметизации резьбовых соединений необходимо применять фум, тангит, гликолестойкий силиконовый герметик.
Система отопления на антифризе оправданна лишь в том случае, когда нельзя учесть увеличение объема воды при замерзании. Если при покупке производитель котла предупреждает о снятии с гарантии при использовании антифриза, поинтересуйтесь у службы технической поддержки данного оборудования, как эксплуатировать котел в условиях русской зимы при частых отключениях электричества и газа. Если там порекомендуют приобрести генератор с автоматическим включением, задумайтесь — может, стоит отказаться от такого котла?
Переход на антифриз взамен воды ужесточит правила эксплуатации системы отопления для долгого и надежного ее функционирования. Так, не следует заливать антифриз в систему, долгое время работающую на воде, его проникающая способность значительно выше, что может вызвать протечки, которых раньше не было
Антифриз для отопления разъедает
quote: Изначально написано Лонжерон:
Система отопления — обычные чугунивые радиаторы, соединённые оцинкованными трубами.
Спецы по системам отопления говорят, что антифриз нельзя, разъест оцинкованные трубы.
Кажется ересью, но как на самом деле?
Тоже читал, что разъедает. но 10 лет уже оцинкованные стояки отстояли. Беда будет с вентилями — текут-с.
quote: Беда будет с вентилями — текут-с.
quote: Система отопления — обычные чугунивые радиаторы, соединённые оцинкованными трубами.Спецы по системам отопления говорят, что антифриз нельзя, разъест оцинкованные трубы.Кажется ересью, но как на самом деле?
и менять его не нужно
поскольку никуя ему от движения по трубам не делается
я в девяностые немножко успел
поработать на производстве разных антифризов
с поставкой на камазовский конвейер —
это если у кого линейка для фаллометрии напряглась
но спорить не собираюсь
каждый сам кузнец своего счастья (тм)
quote: Изначально написано Postoronnim V:
Пропиленгликоль ни чего не разъест.
дорог
и зело вонюч
и один хер в чистом виде непригоден
надо разбавлять водой
а это значит — те же антикоррозионные присадки..
quote: Originally posted by Безмен:
и один хер в чистом виде непригоден
надо разбавлять водой
а это значит — те же антикоррозионные присадки.
В эту зиму поставили самодельный. Теперь по спокойнее.
quote: Изначально написано Безмен:
гнать ссаными тряпками
А я поискал. везде смысл одинаковый:
«2. Если установлены в системе отопления оцинкованные трубы, можно ли применять антифриз?
Ни один теплоноситель (даже импортный) с низкой температурой замерзания, основой которого является гликоль, не сумеет защитить оцинкованные покрытия. Со временем может выпасть металлизированная взвесь или еще хуже — труднорастворимые осадки (хлопья белого цвета). Следовательно, нельзя заливать антифриз в систему отопления с оцинкованными трубами.»
quote: Originally posted by Duga:
онцентрированный этиленгликоль (вроде так называется). . Один хер порвёт при размораживании
2 Лонжерон: А на счёт запаха — Алексей Васильевич, ты знаешь где я обитаю и работаю.. Будешь проезжать мимо — заходи и я дам тебе понюхать то ли чистый, то ли химически чистый пропиленгликоль из канистры 35 кг по 110 рублей за кг., кажись.
И я сомневаюсь. что ты там что то неприятное унюхаешь (если унюхаешь вообще чего-то..)
quote: Originally posted by Postoronnim V:
Этиленгликоль мёрзнет при -13 гадусах, а пропиленгликоль при -60.
quote: нормальный тосол ничего не разъедает
поскольку содержит ингибиторы коррозии
он не разъедает даже алюминиевые радиаторы машин !
quote: Изначально написано п-ф:
тосол жрёт люминевые блоки, головы и помпы
Относительно Шнивы, год примерно 2005-както залил в автомобиль Тосол и одновремено налил грамм 200 того Тосола в банку, поместил в банку фольгу от шоколадки и поставил все это внуть батарей /конвектор/. Отстояла та банка с Тосолом лет десять на батарее -и нихрена той фольге не сделалось.
Аналогично Нива, год 95-досталось мне ведро халявного Тосола от кладовщицы склада механизации. Поколь мой социальный статус был около плинтуса, то тот Тосол был со дна бочки -с хлопьями. Отфильтровал и залил в Ниву. Отьездил на Ниве лет десять и еще семь лет она колом отстяла во дворе . На момент продажи радиатор и все остальное родное. И самое любопытное что Тосол на этой Ниве никуда не убегал -годами стоял. Не меняный. При том что все мой другие авто жрут ОЖ как ненасытные..
quote: Изначально написано Postoronnim V:
. ты знаешь где я обитаю и работаю.. Будешь проезжать мимо — заходи и я дам тебе понюхать то ли чистый, то ли химически чистый пропиленгликоль из канистры 35 кг по 110 рублей за кг., кажись.
quote: Изначально написано sf127:
не советую.на сгонах,резьбах,прокладках-проблемы вылезут сильнее чем с водой.не сркзу-через год\другой.и теплоёмкость системы упадёт-расход топлива вырастет и нагрузка на насос(если он есть).п.с. опыт монтажа и обслуживания систем отопления-20 лет без 3-х месяцев.
quote: Originally posted by OZZIZZ:
Используйте современные западные антифризы.
quote: Originally posted by Лонжерон:
Да и что нюхать, картина складывается удручающая
quote: могу в банку с пропиленгликолем кусок оцинковки кинуть и посмотреть через месяц-два-три
quote: Изначально написано Postoronnim V:
чистый пропиленгликоль из канистры 35 кг по 110 рублей за кг., кажись.
quote: Изначально написано Postoronnim V:
И не покупайте такие жидкости на «литры».
.
Мне купить и в голову бы не пришло. Хоть на «литры «, хоть в кг
И эта. Ёмкость системы отопления всё же в литрах. По крайней мере у меня на даче. Поэтому и спиzdил я его в канистрах по 20 литров.
quote: Originally posted by Лонжерон:
Только ещё бы лучше, чтобы +70-80грС
quote: Originally posted by Duga:
Мне купить и в голову бы не пришло. Хоть на «литры», хоть в кг
quote: Originally posted by Duga:
Ёмкость системы отопления всё же в литрах
quote: Поставлю на батарею отопления, а там уж сколько будет.
quote: Изначально написано Postoronnim V:
Чёй-то не пригоден?
Именно в чистом виде пригоден, хотя теплоёмкость конечно ниже, чем у воды.
Разбавляют для экономии и водой.
отсюда и ржаветь может.
признаю ошибку
пригоден
просто дорог
А я поискал. везде смысл одинаковый:
«2. Если установлены в системе отопления оцинкованные трубы, можно ли применять антифриз?
Ни один теплоноситель (даже импортный) с низкой температурой замерзания, основой которого является гликоль, не сумеет защитить оцинкованные покрытия. Со временем может выпасть металлизированная взвесь или еще хуже — труднорастворимые осадки (хлопья белого цвета). Следовательно, нельзя заливать антифриз в систему отопления с оцинкованными трубами.»
ну так заливайте в систему с чёрными трубами
в чём проблема?
про чёрные что-то сказано в той рекламе?
отож
учитесь уже читать между строк
про цинк я тоже сильно сомневаюсь
но проводить опыты мне таперича негде
посему без комментариев
quote: Изначально написано п-ф:
тосол жрёт люминевые блоки, головы и помпы
quote: Изначально написано OZZIZZ:
Тосол-зло. Используйте современные западные антифризы.
экая жизня-то тяжёлая у вас, ребята
вот у моей девятки пробег 800++
всю жисть на тосоле
может в вашей консерватории что-то поправить?
quote: Originally posted by Безмен:
вот у моей девятки пробег 800++
quote: Originally posted by Безмен:
ну так заливайте в систему с чёрными трубами
в чём проблема?
quote: Originally posted by Безмен:
вот у моей девятки пробег 800++
quote: Сколько раз меняли помпу?
quote: Вся система -металлическая с чугунными батареями.
quote: Жаловался что у батарей низ стал холодный, без видимых причи
quote: Изначально написано Duga:
Этим летом врезали товарищу, байпасом перед котлом, насос, в систему с естественной циркуляцией. Жаловался что у батарей низ стал холодный, без видимых причин. Рецепт залитой незамерзайки, тесть в могилу унёс.
невооружённым глазом вижу 1 видимую причину-изменение скорости протока теплоносителя и его маршрута движения. а более точный диагноз-даст только детальный осмотр системы.как и варианты лечения. не посмотришь-не подскажешь*с).
quote: Originally posted by Лонжерон:
У нас тоже было такое со временем. Но залита была вода. Система с 1960 года. Когда размонтировали одну секцию, никаких отложений не было совсем. Что произошло так и не поняли.
тосол который жрёт, камераден, он не то чтобы левый
он вообще не тосол
составляющие тосола — это например:
в порядке убывания
вода, моноэтиленгликоль, нитрит натрия, бензойная кислота,
ЕДКИЙ НАТР, бензотриазол, краситель — метиленовый синий
мож чего забыл, на память писал
экспресс-проверку тосола на рынке обычно проводят ареометром
только вот едкий натр плотность жидкости добавляет так же
как кратное число этиленгликоля
хотя фишка в том что в жидкости он нужен лишь для растворения нитрита натрия
и ни для чего другого
надо ли говорить что люди экономящие таким образом
на ингибиторы коррозии вообще ложили
вот вам и.. блоки говорите, фантазёры?
не блок и не помпа
а РАДИАТОР вылетает в первую очередь
месяца через полтора-два после заливки
quote: года три-четыре назад сливал менял незамерзайку,ну да черная она была и сильно черная но никаких отложений,мусора и тем более хлопьев не было в ней.