- Казначейство России разъяснило особенности оплаты госучреждениями авансов по «коммуналке»
- Самые часто задаваемые вопросы по новой системе оплаты за тепло
- Разъяснения ФАС России по вопросам внесения авансовых платежей при оплате за газ предприятиями, оказывающими коммунальные услуги непосредственно населению
Казначейство России разъяснило особенности оплаты госучреждениями авансов по «коммуналке»
zhengzaishuru / Shutterstock.com |
Для казенных учреждений, органов власти и местного самоуправления установлены ограничения по размеру аванса, который можно предусмотреть в контракте. А с недавних пор эти ограничения распространяются на все авансовые платежи бюджетных и автономных учреждений (ч. 3.11-1 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», ч. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» ).
Правила перечисления авансов устанавливаются отдельно в каждом регионе, муниципалитете и на федеральном уровне. Так что федеральное учреждение может применять один предельный размер аванса, а муниципальное – совсем другой. Напомним, для федеральных учреждений и органов власти по общему правилу предельный размер авансового платежа составляет 30% от суммы контракта(п. 18 Постановления Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета»).
Как отражать обязательства по «коммуналке» в конце года в учете и отчетности смотрите в «Энциклопедии решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Проблема в том, что по ряду коммунальных расходов постановлениями Правительства РФ установлены специальные правила перечисления авансов. И эти правила не всегда совпадают с общим порядком авансирования, принятым в регионе, муниципалитете или на федеральном уровне:
Порядок авансирования, установленный Правительством РФ
- 1-й аванс – 30% до 10 числа текущего месяца;
- 2-й аванс – 40% до 25 числа текущего месяца;
- окончательный расчет – до 18 числа следующего месяца.
Отопление, горячую воду
- аванс – 30% до 18-го числа текущего месяца;
- окончательный расчет – до 10-го числа следующего месяца.
- аванс – 30% до 18-го числа текущего месяца;
- окончательный расчет – до 10-го числа следующего месяца.
Совсем недавно специалисты Федерального казначейства подготовили важное письмо от 26 февраля 2018 г. № 07-04-05/05-3083 «О разъяснении порядка авансирования договоров электроснабжения» по оплате «коммуналки». В этом письме они допускают возможность оплаты федеральными учреждениями авансов за электроэнергию по специальным правилам (п. 82 Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»), установленным именно для договоров электроснабжения. Кроме того, при оплате второго аванса в размере 40% планового объема потребления электроэнергии казначейство не планирует применять п. 25.1 Порядка учета денежных обязательств, который просто не предусматривает возможность постановки на учет денежного обязательства по второму авансу.
Как видим, на федеральном уровне специальные нормы постановлений Правительства РФ по перечислению авансов при оплате коммунальных платежей, по сути, признаны приоритетными по отношению к общим правилам авансирования. Аналогичный подход можно применять в целях учета денежных обязательств на региональном и муниципальном уровне.
Самые часто задаваемые вопросы по новой системе оплаты за тепло
За что мы платили летом?
При равномерной круглогодичной оплате, действовавшей до 1 октября 2020 года (так называемая 1/12 или «одна двенадцатая»), плату за тепловую энергию, потребленную за семь месяцев отопительного периода начисляли равномерно в течении всего года, т.е. летом мы оплачивали тепло, потребленное в месяцы прошедшего отопительного сезона (январь-апрель).
«Одна седьмая» или (1/7) подразумевает оплату тепла только в отопительный сезон – семь месяцев в году. Но общая сумма, если вы платите по нормативу, не изменяется.
Почему мы перешли на 1/7 именно с 1 октября, а не с нового года?
Дата смены способа оплаты установлена действующим законодательством. Согласно пункту 42.2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N354: «42.2. Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа».
Решение о переходе Оренбурга, Орска и Медногорска на оплату фактического потребления тепла (только в отопительный период) утверждено Постановлением Правительства Оренбургской области№750-п от 30.09.2019 г., дата фактического перехода – 1 октября 2020 года.
Как начисляется плата за отопление при переходе на 1/7?
Если в доме установлен общий прибор учета тепла, расчет платы производится по показаниям счетчика. Если же коллективный счетчик отопления не установлен, плата начисляется по нормативу. Нормативы для отопительного периода утверждены Правительством Оренбургской области (Постановление N 686-п от 17 августа 2012 г.).
Почему сумма начислений выросла? Выросли тарифы?
Тарифы на отопление остались без изменений.
Для домов с исправно работающими общедомовыми приборами учёта сумма начислений за октябрь 2020 года стала заметно меньше. Выросла она для домов с неисправными или недопущенными общедомовыми счётчиками, а также для тех, в домах где общедомовых приборов учета тепла нет. Т.е. для всех, кто платит по нормативам.
Нормативы на отопление утверждены постановлением Правительства Оренбургской области №686-п от 17.08.2012 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Оренбургской области».
Для Оренбурга величина норматива на 7 месяцев отопительного периода, применяемого для расчёта платы за отопление, зависит от этажности домов:
от 1 до 5 этажей — 0,0308 Гкал/кв.м;
от 6 до 9 этажей включительно — 0,0291 Гкал/кв.м;
от 10 этажей и выше – 0,0274 Гкал/кв.м.
Не заплачу ли я за этот год больше, чем заплатил бы, оставшись на 1/12?
Для тех, кто платит по нормативам, сумма начислений в целом по году останется прежней, так как в установленный законом срок по итогам года будет произведет перерасчёт, приводящий в соответствие две системы оплаты.
Корректировка за период с января по сентябрь по фактическому потреблению будет сделана и для домов с общедомовыми приборами учёта. тепла.
Как проверить, правильно ли применён норматив?
Проверить правильность начислений для домов без общедомовых приборов учёта просто: сумму в графе «отопление» в квитанции за октябрь умножаем на 7 и делим на 12. Полученная величина должна быть равна сентябрьскому платежу.
Примеры изменения платы для домов без счётчиков тепла для квартиры площадью 50 кв.м.
Город — Оренбург
Начисления за октябрь 2020 г. — 2672,33 руб.
Начисления за сентябрь 2020 г., — 1561,75 руб.
Как установить общедомовой прибор учёта?
Общедомовой прибор учета может установить управляющая компания по решению собрания собственников
Разъяснения ФАС России по вопросам внесения авансовых платежей при оплате за газ предприятиями, оказывающими коммунальные услуги непосредственно населению
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 №294 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307), оплата потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон. Это правило не применяется в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами.
Предприятия, оказывающие коммунальные услуги непосредственно населению, и являющиеся коммерческими организациями, осуществляют предпринимательскую деятельность, которая в соответствии с действующим законодательством является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, условия договора поставки газа о применении авансовых платежей при осуществлении расчетов за поставленный газ не противоречат нормам действующего законодательства и распространяются на всех потребителей энергоресурсов за исключением бюджетных организаций и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказывающих коммунальные услуги непосредственно населению.
Изложенная позиция по вопросу применения авансовых платежей при расчетах за газ подтверждается выводами судебных инстанций, в частности решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.10.2003 №ГКПИ03-1046, постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.08.2004 №Ф04-5687/2004 (А03-3842-8), постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.01.2007 №А29-1559/2006-1э.
Вместе с тем, предприятия, оказывающие коммунальные услуги непосредственно населению и являющиеся коммерческими организациями, являются также и предприятиями, доходы которых зависят от платежей населения. В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение вносится ежемесячно до десятого числа, следующего за истекшим месяцем, в связи с чем, произвести оплату за газ, израсходованный на производство тепловой энергии для населения, ранее даты внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги, теплоснабжающие организации не имеют возможности. Таким образом, с учетом того, что организации, оказывающие коммунальные услуги непосредственно населению, могут обеспечивать теплом как коммунально-бытовую сферу, так и население, размер предоплаты и порядок платежей, по мнению ФАС России, должен определяться по соглашению сторон с учетом даты внесения платежей населением за жилое помещение и коммунальные услуги и в зависимости от процентного соотношения потребления газа различными категориями потребителей.
В соответствии с частью 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом — юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением, допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 №1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее — Порядок), который детально регламентирует процедуру ограничения или прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов организациям-потребителям, в том числе объектам жилищно-коммунального хозяйства.
Так, в соответствии с пунктом 3 Порядка, при неоплате организацией- потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию — потребителя за сутки до введения ограничения.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией — потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом на основании пункта 6 Порядка, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации — потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация — потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Обязанность энергоснабжающей организации устанавливать факт задолженности потребителя по оплате за потребленные топливно-энергетические ресурсы в судебном порядке до проведения мероприятий по ограничению или прекращению подачи энергии потребителю указанным Порядком, а также иными нормативными правовыми актами не предусмотрена.
Обращаем внимание, что отношения, касающиеся предоставления, приостановления и ограничения предоставления услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению потребителям-гражданам, регулируются нормами жилищного законодательства, нормы указанного Порядка на данные отношения не распространяются.
Таким образом, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемых предприятиями, оказывающими коммунальные услуги непосредственно населению, с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Должностным лицам и организациям по вопросам о правомерности внесения авансовых платежей при расчетах за газ необходимо руководствоваться настоящими разъяснениями.