Авто насос для отопления салона

Насос отопителя салона: больше тепла для отопления автомобиля

В транспортных средствах с салоном большого объема используются дополнительные отопители, интегрированные в систему охлаждения двигателя. Важное место в такой системе занимает насос отопителя салона — все об этом агрегате, его типах и конструкции, а также о верном выборе и установке читайте в статье.

Что такое насос отопителя салона?

Насос отопителя салона (насос дополнительного отопителя, электропомпа) — дополнительное оборудование системы отопления транспортных средств: жидкостный насос с электрическим приводом, обеспечивающий принудительную циркуляцию теплоносителя (воды, антифриза) по радиаторам и трубопроводом отопителя салона/кабины.

В легковых и грузовых автомобилях с салоном или кабиной малого объема система вентиляции и отопления построена на основе системы охлаждения двигателя. Главным компонентом данной системы является небольшой радиатор, который вместе с водяной рубашкой двигателя образует так называемый малый круг системы охлаждения. По малому кругу охлаждающая жидкость циркулирует при непрогретом силовом агрегате, а принудительная циркуляция обеспечивается встроенным в блок двигателя водяным насосом (помпой) с приводом от шкива коленчатого вала.

Однако в автомобилях и автобусах с салоном большого объема такое отопление неэффективно, особенно на малых оборотах двигателя. Поэтому в таких транспортных средствах может вводиться дополнительное оборудование — один или два радиатора отопителя и электрический водяной насос, обеспечивающий более интенсивную циркуляцию охлаждающей жидкости через эти радиаторы. Отопитель такой конструкции отличается от обычного тем, что благодаря насосу через радиатор (радиаторы) в единицу времени проходит больший объем теплоносителя, причем этот объем никак не зависит от режима работы двигателя (одинаков как на малых, так и на больших оборотах) — это обеспечивает повышенную эффективность работы отопителя и лучший обогрев салона.

Также циркуляционный насос данного типа может использоваться и в другом дополнительном оборудовании транспортных средств — в автономных предпусковых подогревателях двигателя, не имеющих встроенной помпы.

Дополнительный отопитель с электронасосом в салон/кузов/фургон автомобиля может устанавливаться как штатно, так и не штатно (самостоятельно автовладельцем). От правильного подбора насоса для отопителя зависит вся его работа, поэтому прежде, чем делать покупку этого агрегата, необходимо разобраться в типах насосов, их конструкции и характеристиках.

Типы, конструкция и принцип работы насосов отопителей салона

Во всех дополнительных отопителях салона используются насосы центробежного типа с приводом от встроенного электрического двигателя постоянного тока. Насос и электромотор интегрированы в единый агрегат, имеющий небольшие габариты.

Сегодня используются насосы двух основных конструктивных типов:

  • С прямым приводом;
  • С магнитной муфтой.

Наиболее просто устроен насос с прямым приводом. Он состоит из пластикового или литого металлического корпуса (также существуют варианты пластикового корпуса с металлическими вставками в патрубки для повышения надежности), внутри которого располагается крыльчатка — колесо с лопатками определенной формы, посаженное на вал электрического двигателя. В торцевой части корпуса насоса, точно по оси крыльчатки, расположен впускной (всасывающий) патрубок, на боковой части, по касательной к крыльчатке, расположен выпускной (нагнетательный) патрубок. Обычно патрубки имеют утолщение или короткий гофр для надежной посадки трубопроводов (шлангов) системы отопления. Также на патрубках могут наноситься стрелки, указывающие направление движения жидкости во время работы насоса.

Насос с магнитной муфтой (с косвенным приводом) устроен аналогично, однако его крыльчатка не имеет прямого соединения с валом ротора мотора. Такой насос помещен в полностью герметичный пластиковый корпус с двумя патрубками. В корпусе установлена крыльчатка, в нижней части которой располагается ведомая полумуфта — стальное кольцо или кольцо из магнита, либо стальной стержень, выполняющий функцию оси крыльчатки. Вокруг крыльчатки, за пределами рабочего объема насоса (то есть — вне контакта с охлаждающей жидкостью), располагается ведущая полумуфта — колесо со встроенным кольцевым магнитом, непосредственно соединенное с валом электродвигателя. Работает такой привод просто: при вращении ротора электромотора вращается и магнитное кольцо (ведущая полумуфта), магнитное поле которого увлекает ведомую полумуфту, заставляя вращаться ее и соединенную с ним крыльчатку.

Читайте также:  Можно ли использовать двухконтурный газовый котел только для отопления

В настоящее время наиболее широкое применение имеют насосы с магнитной муфтой — они наиболее надежные, не дают утечек (так как насос полностью герметичен, в то время, как в обычных насосах уплотнение вала со временем может давать течь) и не боятся заклинивания.

Насос монтируется на торце корпуса электромотора постоянного тока, монтаж выполняется винтами или болтами. Вал якоря (ротора) насоса, как указывалось выше, соединен с крыльчаткой или с ведущей магнитной полумуфтой, обеспечивая вращение крыльчатки. На корпусе мотора располагается хомут (или хомуты) для монтажа всего агрегата на кузов транспортного средства. Из боковой или задней части электромотора выходит один провод или жгут проводов со стандартным электрическим разъемом на конце для подключения к электросистеме автомобиля. При однопроводном соединении корпус мотора подключается к «массе» автомобиля, при двухпроводном соединении корпус мотора может быть изолировать от «массы».

Насос интегрирован в малый круг системы охлаждения двигателя, его входной патрубок соединен с выходным патрубком на головке двигателя или с термостатом, выходной патрубок — с входным патрубком радиатора (радиаторов) отопителя. Электродвигатель подключен к соответствующему реле, которое обеспечивает подачу тока при включении отопителя соответствующей кнопкой на приборной панели автомобиля.

Работает электронасос отопителя салона следующим образом. При подаче тока на агрегат его электромотор начинает вращать крыльчатку насоса (прямо или через магнитную муфту), за счет центробежных сил охлаждающая жидкость переносится от центра крыльчатки к ее периферии и с силой ударяется о корпус насоса. В результате на периферии крыльчатки создается избыточное давление и жидкость с ее периферии через выходной патрубок поступает в радиаторы отопителя. В то же время в центральной части крыльчатки образуется зона пониженного давления, за счет чего обеспечивается всасывание жидкости через впускной патрубок. В результате работы насоса обеспечивается постоянная циркуляция теплоносителя в контуре независимо от работы основной водяной помпы двигателя.

Характеристики насосов отопителя салона

К основным характеристикам насосов относятся:

  • Рабочее напряжение — 12 или 24 В;
  • Потребляемый ток — обычно лежит в пределах 3-5 А;
  • Производительность — может лежать в пределах от 500 до 1500 л/ч;
  • Создаваемое давление на выходе — в пределах 0,1-0,3 атмосферы (бар, кг/кв. см).

При этом масса агрегатов может составлять 0,3-1,5 кг, они могут иметь различные классы защиты от воды и пыли, а также отличаться исполнением корпуса, хомута и т.д.

Следует отметить, что сегодня существуют насосы с постоянной и регулируемой производительностью. В агрегатах второго типа установлен электродвигатель, допускающий регулировку частоты вращения, они могут применяться в составе отопителя с электронной системой управления.

Как выбрать и заменить насос отопителя салона

При выборе насоса для штатно установленного отопителя рекомендуется брать агрегат того же типа и модели, что использовался раньше — это обеспечит сохранение нормальных характеристик системы и ее надежное функционирование. Если возможности установить такой же насос нет, то необходимо подбирать агрегат по основным характеристикам — производительности и напряжению питания. Использование насоса с большей или меньшей производительностью может ухудшить работу отопителя или оказать негативное влияние на работу системы охлаждения силового агрегата.

Также нужно обращать внимание на тип электрического разъема, используемого на насосе. Если разъемы на насосе и автомобиле не совпадают, то необходимо выполнить их замену, в этом случае следует сразу приобрести и соответствующие детали.

Замена насоса (или установка нового насоса на нештатный отопитель) должна выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту автомобиля или ремонту отопителя. Обычно эта работа выполняется в следующем порядке:

  1. Отсоединить клемму от аккумулятора;
  2. Слить воду/антифриз из системы охлаждения двигателя;
  3. Отсоединить электрический разъем от насоса;
  4. Снять шланги с патрубков насоса (предварительно ослабив хомуты, если они предусмотрены);
  5. Выкрутить винты/болты, удерживающие хомут насоса;
  6. Демонтировать старый насос;
  7. Установить новый насос в обратном порядке.

При монтаже насоса отопителя салона необходимо следить за правильностью его электрического соединения и контролировать надежность крепления трубопроводов на патрубках. В случае, если монтаж выполнен верно, насос сразу начинает работать, обеспечивая надежное функционирования системы отопления салона в любое время года.

Читайте также:  Арматура для наружных сетей водоснабжения

Дополнительная помпа или как сделать настоящий Ташкент в салоне

Зима очень растяжимое понятие для нашей страны, у кого-то это грязь и слякоть с температурой воздуха до -5, где-то -30 это очень холодно и очень редко, а где-то наоборот –30 это средняя температура. Сегодня хочу поднять тему установки дополнительной помпы в контур охлаждения двигателя. Тема не новая и известна многим сибирякам.

Дополнительная помпа позволяет ускорить циркуляцию охлаждающей жидкости по контуру, таким образом тепло до салона доходит значительно быстрее во время прогрева, а при полностью прогретом двигателе воздух из дефлектора обжигает руку. Познакомился с этим видом настоящего национального тюнинга я, катаясь на ВАЗ 2114, многие устанавливают дополнительную помпу на наши переднеприводные ВАЗ, собственно мне автомобиль уже достался с помпой от предыдущего владельца, что было для него гордостью при продаже.

Суть очень простая нужно купить электрическую помпу, выбрать место её установки и купить патрубки, обычно помпу ставят в разрыв подводящего патрубок салонного радиатора печки, чтобы достичь максимального эффекта. Многие первым делам ставят помпу от ГАЗели, девшего, новая, есть в каждом магазине. Но эти помпы часто текут, потому что конструкция включает в себя множество сальников, уплотнителей, крыльчатку. Все это начинает протекать и насос заклинивает.

Есть так называемая модернизированная помпа, в магазинах часто говорят “без сальниковая”, но это, как оказалось, не говорит о том, что там нет сальников, в общем также подтекает и выходит из строя.

В общем, хочется меньше проблем, выбираем импорт, можно купить новую от BOSCH или снять со старой иномарки/микроавтобуса на разборке. Они как правило в разы меньше и легче, работают на магнитах, сальников нет, проблем нет, ломаться нечему. Да дороже, но на длинном отрезке эксплуатации может окупиться в разы.

Подключение электрики процесс индивидуальный, я видел реализации с датчиком температуры окружающей среды или просто с тумблером в салоне, холодно взял включил, нормально отключил. Про необходимость использования реле и предохранителей упоминать глупо, если уж вы решитесь подключать самостоятельно, то к любому насосу можно найти распиновку и придумать свою схему его подключения.

По эффекту это что-то с чем-то, в -30 в салоне Ташкент, воздух из дефлекторов обжигает ладонь, ощутимое тепло в салон идет уже при 40 градусах температуры ОЖ. Салон, по ощущениям, прогревается быстрее в 2 раза. Одни знакомый таксист отметил, можно заводиться один раз за пол часа на 5 минут и в салоне жара, это при – 30 на улице, без дополнительного утепления автомобиля.

П.С. естественно прежде чем устанавливать помпу нужно убедиться, что система охлаждения работает корректно, промыть клапан, радиатор печки, так как зачастую проблема недостатка тепла заключается именно в этом.

Всем спасибо за внимание! Пусть в новом году все получится и сбудется! Если эта статья вам понравилась, то поддержите её большим пальцем вверх. Также не забывайте подписываться на наш канал, так вы не будете пропускать наши новые публикации!

Насос отопителя салона

Дополнительный насос отопителя салона — это электрооборудование, которое призвано повысить эффективность и скорость обогрева салона и кабины автомобиля в холодное время года. Об особенностях работы насоса отопителя салона, его основных преимуществах, возможных способах его подключения, а также его роли в системе отопления салона читайте ниже в статье.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, а также система отопления салона представляют собой единую систему, которая одновременно защищает силовой агрегат от перегрева и направляет в салон автомобиля отводимое тепло, обеспечивая комфорт и безопасность находящихся в нем пассажиров.

Принцип работы системы отопления салона

За передней панелью автомобиля установлен радиатор отопителя салона, к которому подсоединены две трубки — по ним охлаждающая жидкость поступает в радиатор. Система эта функционирует благодаря работе водяного насоса, который заставляет охлаждающую жидкость циркулировать по системе охлаждения ДВС и по системе отопления салона.

При нагревании двигателя происходит процесс теплообмена: антифриз, проходя через двигатель, охлаждает его, забирая от него тепло. После этого антифриз под давлением, создаваемым насосом, поступает в радиатор печки, который нагревается, как самая обыкновенная радиаторная батарея. Вентилятор печки в это время прогоняет через радиатор холодный воздух.

Читайте также:  Гуп водоснабжение водоотведение тирасполь

Теплообмен происходит снова, от радиатора тепло переходит в воздух, а воздух, в свою очередь, охлаждает радиатор. Далее воздух, нагретый до определенной температуры, поступает в салон, а тосол после охлаждения снова попадает в двигатель и снова его охлаждает.

В некоторых случаях работы одного водяного насоса недостаточно для того, чтобы эффективно обогревать весь объем воздуха в салоне. В такой ситуации устанавливается дополнительный насос — насос отопителя салона.

Устройство систем охлаждения двигателя и отопления салона

Эти две системы имеют ряд общих составляющих:

• радиатор охлаждения ДВС;
• нижний и верхний шланг радиатора;
• расширительный бачок;
• водяной насос (или помпа) с приводом;
• термостат;
• вентилятор охлаждения.

В свою очередь, система отопления салона также дополняется:

• отопителем салона с заслонками и радиатором;
• двумя шлангами отопителя салона;
• вентилятором отопителя;
• воздуховодами;
• блоком управления.

Роль и функции насоса отопителя салона в автомобиле

Насос отопителя салона — это оборудование, которое предназначено для обеспечения циркуляции антифриза в системах подогрева ДВС, отопления салона и кабины транспортного средства.

Дополнительный насос отопителя салона — это электрооборудование, которое подлежит установке в шланг, идущий к радиатору отопителя и стоящий после термостата. Благодаря его установке увеличивается скорость прохождения антифриза через радиатор отопителя, за счет работы которого обеспечивается прогревание воздуха в салоне.

Основная цель монтажа данного электрооборудования — это увеличение количества антифриза, проходящего за определенный момент времени через радиатор отопителя. За счет этого салон автомобиля прогревается намного быстрее, чем это было бы при работе только штатного водяного насоса. Без установки дополнительного насоса отопителя салона не обойтись и в том случае, если вы хотите установить в салон дополнительный отопитель (например, в заднюю часть кабины микроавтобуса).

Качественные насосы отопителя салона от известных производителей, которые правильно установлены, имеют следующие преимущества:

• высокую производительность;
• создание большого давления и возможность поднятия жидкости на высоту до двух метров;
• низкое энергопотребление;
• низкий уровень шума;
• надежность и эффективность.

Подключение помпы отопителя салона

Дополнительная помпа может быть подключена к электрической сети автомобиля несколькими способами. Наиболее простой — это выведение в салон дополнительной кнопки-переключателя с двумя положениями «Включено» и «Выключено».

Но более подходящим способом считается все же подключение насоса отопителя с использованием двойной системы управления:

• кнопка «включение/выключение» используется только для одноразовых активации и деактивации системы дополнительного отопления с наступлением холодов и их завершением;
• если кнопка «Включение» нажата, активация системы происходит каждый раз, как транспортное средство начинает движение. Управляющий сигнал может быть взят, например, с лампочки ручника механической коробки передач. Всякий раз, как вы будете снимать автомобиль с ручника, помпа будет автоматически включаться.

Другие статьи

Грузовые автомобили «Урал» оснащаются системами регулирования давления воздуха в шинах, в которых применяются гибкие трубопроводы — шланги. О том, что такое шланги системы накачки шин, каких типов они бывают и как они устроены, а также об их выборе, замене и обслуживании читайте в данном материале.

В современных транспортных средствах предусмотрена вспомогательная система, обеспечивающая комфортное движение при осадках — стеклоочиститель. Привод данной системы осуществляется мотором-редуктором. Все об этом агрегате, его конструктивных особенностях, выборе, ремонте и замене — читайте в статье.

Современные транспортные средства оснащаются светосигнальными приборами, установленными в передней и задней части. Формирование светового пучка и его окрашивание в фонарях обеспечивается рассеивателями — все об этих деталях, их типах, конструкции, выборе и правильной замене читайте в данной статье.

Многие современные автомобили, особенно грузовые, оснащаются гидравлическим приводом выключения сцепления. Достаточный запас жидкости для работы главного цилиндра сцепления хранится в специальном бачке. Все о бачках ГЦС, их типах и конструкции, а также о выборе и замене этих деталей читайте в статье.

Оцените статью