Авто труба для отопления
Совершенно случайно наткнулся на остатки от строительства в виде полипропиленовых труб и уголков + пара кусков металлопластиковых труб.
Вот я и подумал, а можно ли их использовать для системы охлаждения-обогрева машины?
В чем преимущества?
1. они гладкие и имеют низкое сопротивление тосолу.
2. Долговечные (при правильной эксплуатации)
3. что касается металлопластиковых труб, так они доволльно дешевые и при этом имеют много тройников, уголков.
4. Их можно проложить «по месту», со всеми поворотами и изгибами, небоясь потом придавить порезать или оборвать шланг. Для козла наверно это не актуально, а для буханки иногда.
5. диаметры подходят для прямого соединения со штатными шлангами.
Но что меня смущает:
1. все говорят о максимальной !рабочей! температуре 90. 95 градусов — это на грани температуры в системе двигателя.
Иногда упоминают о 30мин при 100..110 градусах, но это при хорошем давлении. А у нас давление 0,5 🙂
Еще при сварке полипропиленовых труб рекомендуют прогревать места соединения до 260градусов.
2. Вопрос с отрицательными температурами и перепадами тепмератур нераскрыт.
3. При стыковке со шлангами нет развальцовки на конце (незнаю насколько это критично). Хотя некоторые полипропиленовые трубы можно обточить:)
Пока писал про отрицательные температуры, хотел было и не связываться и не писать.
Но вспомнил, что ктото вместо длинных шлангов на переднюю печку буханки использовал какието пластиковые трубы. Значит есть опыт эксплуатации:)
Просто трубку — применять можно, а вот все эти тройники и соединители — нет: они «одноразовые» и текут при малейших механических нагрузках на трубу. Так что при наших вибронагрузках — все потечет очень быстро, а подтянуть — не получится.
Ты про какие соединители?
Те что идут на полипропиленовых трубах, соединяются методом «сварки». Труба входит в элемент на 10..15мм при этом обе части расплавленны. После застывания монолитный шов шириной (глубиной) 10..15 — недумаю что потечет.
Если речь про металло пласт, так там цанговая система. Но насколько мне не изменяет память усилия там нехилые.. Откручивание от вибраций мне кажется маловероятной.
А у вас есть опыт использования каких либо пластиковых труб в машине?
Ты про какие соединители?
Те что идут на полипропиленовых трубах, соединяются методом «сварки». Труба входит в элемент на 10..15мм при этом обе части расплавленны. После застывания монолитный шов шириной (глубиной) 10..15 — недумаю что потечет.
Если речь про металло пласт, так там цанговая система. Но насколько мне не изменяет память усилия там нехилые.. Откручивание от вибраций мне кажется маловероятной.
А у вас есть опыт использования каких либо пластиковых труб в машине?
Есть, в «Патриоте» все трубки печки — пластиковые.
Цанговая система — она при малейшем шевелении трубки начинает течь, с каким бы усилием ее не затянули. Не откручивается, а трубка играет на посадочном месте. Полипропилен — я не совсем представляю, как его монтировать на машине и как он отнесется к температурным перепадам и вибрациям.
Полипропилен — я не совсем представляю, как его монтировать на машине и как он отнесется к температурным перепадам и вибрациям.
монтируется легко на «американки». На температуру ему всё равно, от -100 до + 200.
У меня в огороде времянка к кустарникам сварена, на зиму остаётся с водой, снимаю только разбрызгиватели. Морозов и льда не боится.
я занимаюсь такой сваркой более 5-ти годов. Ни чего не потечёт. Вопрос в другом, зачем это? 🙂
Хочу провести шланги на печку салона, а получается много крутых изгибов. Да и наши шланги через год-два дубеют. Думал найти хотябы уголок на 90 градусов, чтоб 2 шланга соединить. Так нет. Иногда даже металический тройник найти сложно.
А тут остатки лежат без дела.
У меня знакомый варил себе в буханку на лежаке. На лето перекрывается краником.
Извини, но эти два предложения выше моего понимания. Можешь расшифровать?
Хочу провести шланги на печку салона, а получается много крутых изгибов. Да и наши шланги через год-два дубеют. Думал найти хотябы уголок на 90 градусов, чтоб 2 шланга соединить. Так нет. Иногда даже металический тройник найти сложно.
А тут остатки лежат без дела.
углы продаются любые 45, 90 град. Из них можно сварить любой загиб в любую сторону. Продаются в любом сантехническом магазине по 10руб/шт.
Извини, но эти два предложения выше моего понимания. Можешь расшифровать?
знакомый сварил из пластика на кровати в буханке тёплое дно под матрасом. Подсоединил в систему отопления между печек. Зимой на рыбалке ночует в машине. 😀
углы продаются любые 45, 90 град. Из них можно сварить любой загиб в любую сторону. Продаются в любом сантехническом магазине по 10руб/шт.
Вопрос перехода на шланг 16 и 18 мм.
Обычная труба 1/2″ — диаметр около 20 мм (а наверно и побольше). На нее можно натянуть только шланг 18мм. При этом в памяти у меня все эти повороты со следами ржавчины + шов. Боюсь, что шланг будет не очень хорошо сидеть.
Другой вопрос радиус поворота. Как мне помнится, повороты для сварки труб делаются из тойже трубы на трубогибе и имеют приличный радиус.
Другое дело резьбовые, там и покрытие бывает, и переходы на шланг (штуцеры). Но цена совсем другая.
Хотя думаю стоит заглянуть и в эти ряды рынка. Может не все так плохо, как у меня отложилось в голове.
Но варить пластик быстрее и проще. Меньше вероятности брака.
P.S. А еще об такие соединения можно обжечься:( Это я про прокладку по салону. Хотя всегда можно упаковать в трубчатый пеноцелофан.
Идея неплохая.
можно было бы и попробовать.
Вот некоторые замечания:
1. Металопластиковые соединения — уголки, тройники и пр. очень сильно гниют. поэтому для машины малопригодны.
2. Полипропилен для печки надо брать армированый — рассчитаный на высокие температуры.
3. двигатель закреплен на раме, а печка на кузове. Надо делать гибкие вставки, что бы трубу не сломало во время нагрузок.
PS. А не проще использовать гибкие водопроводные шланги для подключения смесителя? Они уже армированы, имеют гайки на концах и длина на рынке любая. (до 2-х метров)
2. Полипропилен для печки надо брать армированый — рассчитаный на высокие температуры.
Это понятно, хотя в описаниях в качестве плюса армированности приводят значительно меньший коэфициент теплового линейного расширения. Что для нас практичекски не важно.
Зато (есть мнение, но надо проверить) армированные трубы можно использовать как на 18 так и на 16 шлангах. Дело в том, что есть трубы у которых металл не с внешней стороны, а в середине стенки. Тогда общий диаметр трубы примерно 20мм (это пойдет для шланга 18мм). А если зачистить до металла — около 17мм (это для шланга 16мм).
3. двигатель закреплен на раме, а печка на кузове. Надо делать гибкие вставки, что бы трубу не сломало во время нагрузок.
Это само сабой. Речь идет не о полной замене, а о замене длинных прямых участков (в козле это не актуально). И аккуратной прокладке «по плинтусу» в салоне.
PS. А не проще использовать гибкие водопроводные шланги для подключения смесителя? Они уще армированы, имеют гайки на концах и длина на рынке любая. (до 2-х метров)
Эти шланги внутри резиновые и при этом очень малого диаметра.
Никто не говорил про маслобензостойкость.
Гайки на концах нам неподходят — что с ними делать?
Гниют они на ура (в сложных условиях подвала и это без сгибательных нагрузок)
Эти шланги внутри резиновые и при этом очень малого диаметра.
Никто не говорил про маслобензостойкость.
Гайки на концах нам неподходят — что с ними делать?
Гниют они на ура (в сложных условиях подвала и это без сгибательных нагрузок)
внутрений диаметр такого шланга не на много тоньше диаметра трубки радиатора печки. гниют они как и все краны и уголки для металлопласта. Опять же, не обязательно использовать их для замены длинных прямых участков. а для гибкого сочленения с другими элементами. На счет устойчивости к тосолу — согласен — надо бы проверить.
Гайки не подходят — не вижу большой проблемы.
можно сделать переходник.
Кроме того, существуют еще металлические гофрированные трубки для подведения газа. Их тоже можно попробовать использовать. Диаметр у них большой, гибкость достаточная.
шланги для смесителя нельзя ставить ни в коем случае, они температуру не держат, горячая вода в домах градусов 70 не более и то быстро загибаются
Во-первых шланги температуру держат. Надо просто смотреть, что покупаешь.
Во-вторых — температура охлаждающей жидкости будет не на много выше.
Полипропиленовые трубы держат температуру до 95 градусов при превышении — интенсивно стареют, срок службы уменьшается в разы.
Нормируется наружный диаметр, стандартные значения 16 и 20 мм.Можно подобрать шланг и на тот и на другой, и просто закрепить на трубе червячным хомутом.
Сварка полипропилена требует определенных навыков, по неопытности можно сильно занизить внутренний диаметр трубы.
Прочности и трубы и сварных соединений для наших целей хватит с большим запасом.
Из минусов:
Самый главный — полипропилен проницаем для кислорода именно поэтому в системах отопления используют армированный полипропилен или метанопластик.
Функция алюминевого слоя не механическая прочность, а защита от кислорода.
В моторах с мокрыми несъемными гильзами я бы полипропилен использовать категорически не рекомендовал.
Второй минус — не стойкость к вибрациям. Если ставить, то только в теплоизоляции гасящей вибрацию и с резиновыми шлангами на обоих концах.
В качестве резиновых шлангов лучше всего подходит «рукав дюритовый» он держит высокую температуру, давление и не дубеет.
На основании всего вышеизложенного, полипропилен — не самое удачное, но технически допустимое решение.
Металлопластик — лучше
Медь под пайку или опрессовку — еще лучше.
Бывает еще одно бюджетное и подходящее нам решение — оцинкованная труба под опрессовку, но в розницу её сложно найти.
Из минусов:
Самый главный — полипропилен проницаем для кислорода именно поэтому в системах отопления используют армированный полипропилен или метанопластик.
Функция алюминевого слоя не механическая прочность, а защита от кислорода.
А что защищать от кислорода? И главное зачем?
Причем кислород есть как внутри (тосол-вода), так и снаружи (воздух).
В описаниях основной упор армированной трубы идет на уменьшение тепловых расширений (удлиненний). С 5 см до 7мм (на куске 5м).
В моторах с мокрыми несъемными гильзами я бы полипропилен использовать категорически не рекомендовал.
Почему именно в таких двигателях? и почему не рекомендуешь?
Второй минус — не стойкость к вибрациям. Если ставить, то только в теплоизоляции гасящей вибрацию и с резиновыми шлангами на обоих концах.
А в чем она выражается?
Сегодня был на строительном рынке, так там новые веяния:
1. Полипропилен армированный металлом, но металлическая труба не цельная, а с перфорацией. Через эту перфорацию внутренний и внешние слои пластика соединяются. Что недает трубе расклеиваться.
2. Полипропилен армированный стеклотканью. Как результат слои склеиваются сильнее чем с металом.
В качестве резиновых шлангов лучше всего подходит «рукав дюритовый» он держит высокую температуру, давление и не дубеет.
Так это обычные шланги из авто магазина.
В прайсе так и написано «Шланг d=18мм маслобензостойкий 1м (в оплетке дюрит)» . Дубеют на УРА.
А что защищать от кислорода? И главное зачем?
Причем кислород есть как внутри (тосол-вода), так и снаружи (воздух).
В описаниях основной упор армированной трубы идет на уменьшение тепловых расширений (удлиненний). С 5 см до 7мм (на куске 5м).
Почему именно в таких двигателях? и почему не рекомендуешь?
При применении полипропиленовых труб кислорода к системе озлаждения будет больше. Алюминиевому блоку и ГБЦ это не страшно, а для гильз не полезно 🙁 Вмоторах со сменными гильзами — проблем нет поменял гильзу и все. В моторах с сухими гильзами ОЖ со стенкой гильзы не контактирует А в моторах с мокрыми несъемными гильзами и коррозия есть и гильзу поменять сложно.
А в чем она выражается?
Сегодня был на строительном рынке, так там новые веяния:
1. Полипропилен армированный металлом, но металлическая труба не цельная, а с перфорацией. Через эту перфорацию внутренний и внешние слои пластика соединяются. Что недает трубе расклеиваться.
2. Полипропилен армированный стеклотканью. Как результат слои склеиваются сильнее чем с металом.
Количество циклов нагрева — охлаждения армированного полипропилена сильно ограничено буквально сотнями. Производители об этом знают и молчат, продавцы могут и не знать :-). Для системы отопления, которую запускают осенью, а выключают весной и нагрев идет медленно это не актуально, но производители и с этим пытаются бороться.
Представьте какие внутренние механические напряжения между слоями трубы при её нагреве с -30 до +90 в течение 10 минут. когда пропилен стремится расшириться на 1%, а алюминий только на 0.05%. Если её поставить в машине.
Область применения полипропиленовых труб — системы холодного и горячего водоснабжения с температурой до 60 градусов (по ГОСТ) и без обратки. Производители пытаются расширить область применения и залесть в систему отопления, но пока это лукавство. Серьезные производители например Rehau, Geberit пропиленом вообще не занимаются, а для армированного полиэтилена (в том числе и сшитого) не дают допуск на отопление.
Никого не отговариваю, полипропилен будет стоять в системе охлаждения какое-то время, может быть даже несколько лет, но ему там не место.
Так это обычные шланги из авто магазина.
В прайсе так и написано «Шланг d=18мм маслобензостойкий 1м (в оплетке дюрит)» . Дубеют на УРА.
Остерегайтесь подделок 🙂
Видимо разные заводы делают немного по-разному. Рукав дюритовый производства свердловского завода РТИ держид 150 градусов и давлениы в зависимости от количества слоев 6 или 13 кг/см2
В промышленности в течение полугода может стоять на пару 5кг/см2, 150 град.
В машине у меня стоит уже четвертый год, не дубеет и микротрещин на верхнем слое не появилось.
2Сергей Андреевич: Спасибо за столь развернутый ответ.
Сегодня я всетаки сделал себе салонную печку, частично на полипропиленовых трубах со стекловолокном вместо металла. Посмотрю что с ним будет:)
Еще в автомагазинах появились армированные шланги из ПВХ.
Что кто про них что сказать может?
Трубы для отопления
Система теплый пол — эффективное решение для обогрева помещений, комфорт для ваших ног, а также, при правильном выборе конструкции, существенная экономия финансов. Различают три варианта теплого пола — водяной, электрический и инфракрасный. Водяной теплый пол требует некоторых усилий при монтаже, но обеспечивает при этом массу преимуществ.
Водяной теплый пол представляет собой систему труб, расположенных под напольным покрытием, по которым циркулирует горячая вода. Теплоноситель отдает тепло полу, пол — нагревает воздух. Последний после этого поднимается, обеспечивая комфортную температуру в помещении. Такая конструкция может полностью заменить привычное радиаторное отопление в квартире и может использоваться в сочетании с любым типом напольного покрытия.
Кроме того, водяной теплый пол не высушивает воздух в помещении, в отличие от электрических нагревательных приборов, и является экологически безопасным. При достаточной сноровке и знаниях его можно самостоятельно смонтировать в помещении любого размера и конфигурации.
При выборе системы водяного теплого пола необходимо обращать внимание на материалы, из которых изготовлены ее составляющие. Основную часть системы составляют трубы, поэтому именно им следует уделять наибольшее внимание. Лучше всего приобретать изделия из полипропилена, они не расширяются от высокой температуры и характеризуются длительным сроком службы. К недостаткам полипропиленовых труб можно отнести их высокую, по сравнению с другими вариантами, стоимость.
Тип подключения системы также имеет большое значение. Самый экономный и простой вариант — это подключение напрямую к газовому котлу. Желательно использовать для этого двухконтурный котел, так работа теплого пола не будет влиять на систему горячего водоснабжения. При этом чем больше площадь помещения, в котором монтируется система, тем мощнее должен быть отопительный котел.
Систему теплый пол также можно подключить к трубам отопления. Учтите, что в таком случае качество обогрева будет зависеть от центрального отопления, а при его отсутствии не будет работать и теплый пол, поэтому если в вашем доме часто наблюдаются перебои с отоплением, то лучше потратить немного времени и сил, но подключить систему к газовому котлу.
Производитель оборудования играет не последнюю роль при выборе, так как именно от него зависит уровень качества, надежности и долговечности системы. Лучше отдавать предпочтение именитым фирмам, которые не первый год занимаются изготовлением отопительных систем. Помните, что качество системы водяного теплого пола — это качество обогрева вашей квартиры или дома.