Отопление автосервиса
Автосервис один из наиболее популярных видов бизнеса в России в сфере услуг. Увеличение количества автосервисов связано с значительным увеличением количеством автомобилей в стране. Автосервис понятный для многих вид бизнеса, имеющий относительно небольшой входной ценовой барьер и при соответствующей рекламе и опыте имеющей стабильный поток клиентов.
Автосервисы можно разделить два основных видов — крупный автосервис во вновь построенных зданиях выполненных по предварительному проекту и средний либо маленький автосервис в существующих давно построенных арендованных зданиях и помещениях.
Строительство новых современных автосервисов выполняется на основе разработанных проектов учитывающих необходимость в вентиляции в отоплении в канализации в парковке и т.д. и т.п. Проект и строительство выполняется в соответствии с Правилами Гостами Нормами. Как правила такие автосервисы строятся крупными компаниями для себя либо застройщиками для последующей сдачи в аренду крупным автомобильным компаниям с раскрученными названиями. В этих зданиях предусмотрено все необходимое. Такие автосервисы либо подключены к тепловым сетям или паропроводам либо имеют современную котельную с автоматизированным котлом на газе либо жидком топливе. Жидкое топливо — это либо дизельное топливо либо отработанное масло. Котлы в таких котельных — жаротрубного типа. Горелки дутьевые навесные.
Основная часть автосервисов — автосервисы небольшие, они находятся в арендованных зданиях — бывших гаражах предприятий, цехах, боксах, давно построенных, несоответствующих современным нормам зданиях зачастую без отопления или с формальным отоплением которое не обеспечивает необходимые температуры. Зачастую владельцы автосервисов берут здания и помещения в аренду и самостоятельно вынуждены заниматься ремонтом помещения и отоплением помещения.
Как отопить такое помещение? Как выбрать оптимальный вид топлива? Какое оборудование выбрать?
С такими вопросами приходится сталкиваться.
Для отопления здания необходимо проанализировать основные технические характеристики помещения и здания — высоту помещения, площадь помещения, частоту открытия ворот, наличие вентиляции, наличие водопровода, наличие выделенного помещения для установки котла.
Выбор вида топлива для автосервиса
Вида топлива определяется рациональностью. Рациональность определяется ответом на вопрос какое топливо вообще есть, какое топливо дешевле, и каким топливом удобнее топить котел в гараже.
Природный газ. Очевидно что подключить к газопроводу котел или котельную автосервиса арендованного у другого собственника не имеет смысла. Вложения слишком велики а здание чужое.
Природный газ отпадает.
Пропан. Использование пропана для отопления автосервиса теоретически возможно но практически это довольно проблематично. Это пожароопасно, это неприятный запах газа в автосервисе, это бесконечные поездки для смены балонов. необходимость хранения баллонов, необходимость в переключении баллонов. Пропан отпадает
Уголь. Применение угля для отопления автосервиса возможно. Но есть некоторые сложности. Уголь грязный вид топлива. Завоз угля в автосервис и его хранение кучей рядом с авосервисом не будет приветствоваться собственником и соседями. Завоз возможен но в мешках. Также уголь это черный дым из дымовой трубы — возможны претензии экологов, претензии жильцов соседних домов.
Дрова, евро-дрова, обломки досок — популярный вид топлива для отопления автосервиса, такое топливо всегда в избытке есть и оно повсеместно применяется.
Отработанное масло — дешевый или даже бесплатный вид топлива очень популярный для отопления автосервиса. Отработанное масло образуется как отход деятельности автосервиса. Важно определить достаточно ли будет этого количества для отопления автосервиса или не достаточно и придется докупать.
Электричество — в ряде случаев используется для отопления автосервиса но не везде есть необходимая мощность. Кроме того электричество один из самых дорогих видов топлива. При необходимой мощности может применяется для отопления совсем маленьких автосервисов — контейнеров шиномонтажа.
Так же возможно применения электричества в ночное время когда тарифы снижаются.
Таким образом наиболее оптимальный вид топлива для отопления автосервиса это дрова и отработанное масло, те виды топлива которые практически ничего не стоят.
Система отопления автосервиса площадью 200-600 кв.м.
- должна быть рассчитана на работу в простых условиях эксплуатации
- должна быть надежной и устойчивой к перепадам температур наружного воздуха, а также к перебоям подачи энергоносителя, по возможности работать без электричества.
- должна быть экономически целесообразной. Чрезмерные затраты на отопление вряд ли будут одобрены его собственником.
- должна быть простой и надежной
- исключать возможность размораживания — для этого в систему должна быть залита незамерзающая жидкость.
- обеспечивать работу на разных видах топлива
- быть пожаробезопасной
- обеспечивать положительную температуру в автосервисе, что позволяет легко заводить автомобили, работать чтобы не стыли руки и поддерживать минимальный уровень влажности в помещении. Здесь не нужен прогрев до +20-25С, как в жилом помещении, вполне достаточно температуры +8 +12 С
Сделать систему отопления автосервиса, полностью соответствующую всем перечисленным требованиям, можно только при одном условии: тепловые потери в автосервисе должны быть минимальными, строение должно быть надежно утеплено.
Котел для отопления автосервиса должен быть:
- прост в обслуживании надежен и не прихотлив
- легко чиститься
- не занимать много места
- работать на разных видах топлива — уголь, дрова, отработанное масло
- работать без циркуляционного насоса
Соответственно котел для автосервиса должен работать на кусковых древесных отходах- сосновые доски от палетов и на отработанном масле.
Котлы для отопления автосервиса для работы на таких видах топлива должны иметь специальную конструкцию обеспечивающую возможность работы и на дровах и на отработанном масле.
Ярким представителем котлов для отопления автосервиса работающих на отработанном масле и на дровах являются котлы серии «Полярный». Котлы для отопления автосервиса серии «Полярный» относятся к классу огнетрубных котлов , имеют высокий КПД, легко чистятся, надежны и удобны в эксплуатации, могут работать без насоса и без электричества.
Дымовые газы в котле для отопления автосервиса «Полярный» идут по вертикальным трубам благодаря чему обеспечивается быстрый выход на номинальный режим работы, хорошая тяга и высокий КПД (низкий расход топлива).
Конструкция котла обеспечивает быстрый переход с одного вида топлива на другой и обратно.
Конструкция котла позволят сжигать отходы образующиеся в процессе работы — промасленная ветошь, бумага и т.д.
Котлы для отопления автосервиса торговой марки «Полярный» выпускаются серийно в заводских условиях и имеют сертификат качества.
Мощность котла для гаража «Полярный» — 15квт; 25 кВт, 30 кВт, 40 кВт, 50кВт, 60кВт, 70кВт, 80 кВт, 100кВт, 150 кВт, 200 кВт.
Стоимость такого котла для автосервиса в полной комплектации вполне доступна.
Котел для отопления автосервиса «Полярный» это:
1) большая поверхность нагрева котла и большая мощность
2) высокий КПД— экономичный котел
3) легкость обслуживания
4) чистка горелочной чаши котла занимает — 5 минут!
5) чистка поверхности нагрева занимает — 15 минут
6) продуманность конструкции — ремонтопригодность в любых условиях
7) полная комплектация вместе с котлом
8) возможность работы на нескольких видах топлива — отработанное масло,дрова, уголь, торф брикеты, солярка
9) огнентрубная конструкция -обеспечивает Высокий КПД и хорошую тягу
10) заводское изготовление
11) серийное производство
12) качественная толстая сталь — 4-10мм
13) сертификат качества РФ
14) доступная цена
Пример смонтированного котла
Отзыв о котле
Доставка котлов
Дешевая доставка!
Несколько примеров доставки отопительных котлов на отработке:
в Самару — 3 тыс. руб
в Великий Новгород — 1,2 тыс. руб
в Красноярск — 5,2 тыс. руб
в Сыктывкар — 3,7 тыс. руб
в Астрахань — 4 тыс. руб
в Липецк — 3 тыс. руб
в Тверь — 3 тыс. руб
в Геленджик — 3,5 тыс. руб
в Екатеринбург — 4 тыс. руб
в Волгоград — 3,6 тыс. руб
в Новосибирск — 5,1 тыс. руб
в Казань — 3,6 тыс. руб
в Орел — 3,5 тыс. руб
в Москва — 1 тыс. руб
в Лабытнанги — 4,2 тыс. руб
Системы воздушного отопления для СТО
- Прочитано: 12530
- Дата: 20-01-2010, 18:33
- Печатать
Отопление станции технического обслуживания автомобилей — вопрос очень серьезный. Как отапливать, чем отапливать, как построить правильную систему отопления? Правильнее всего обратиться к специалистам, которые правильно и профессионально рассчитают все необходимые параметры. Но и самим было бы неплохо знать основные принципы и виды отопления.
Отопление помещения станции в холодный сезон – залог ее работы. Ведь «по морозу» людей работать не заставишь – не согласятся, скорее всего. Так какое же бывает отопление? Его можно разделить на три вида: водное, инфракрасное, воздушное.
Отопление горячей водой производится с помощью водонагревательных котлов. Оно приносит весомую пользу в основном в тех помещениях, где есть много перегородок. Поэтому такое отопление используется в жилых домах, офисах, коттеджах. Универсальный способ отопления – инфракрасные обогреватели. У них есть одно преимущество: суть инфракрасного отопления в том, что лучистый поток энергии инфракрасного диапазона обогревает сами предметы, а не воздух. А те уже, в свою очередь, нагревают воздух вокруг себя. Но на данный момент инфракрасное отопление не очень распространено, в том числе потому, что источником энергии является электричество. Помещения с большой площадью (в т. ч. промышленные) более эффективно обогревать посредством воздушного отопления (воздухонагревателей), способных очень быстро компенсировать теплопотери, особенно в момент открывания и закрывания ворот. Экономически обоснованно использовать обогреватели, работающие на различных видах топлива. Именно их мы и будем рассматривать далее.
Воздушное отопление лучше? Чем?
Обогрев помещений теплым воздухом обладает рядом преимуществ.
1. Отсутствие промежуточного теплоносителя. Это позволяет отказаться от строительства неэффективной для больших помещений котельных, прокладки теплотрасс и т.д.
2. Экономия. Тепло производится непосредственно в помещении и расходуется полностью по назначению. Функция «дежурного режима» обеспечивает возможность дополнительной экономии от 5 до 25 % тепловой энергии за счет автоматического поддержания температуры в помещении в нерабочее время на уровне 5-7°С.
3. Вовлечение в систему обогрева приточной вентиляции. Теплогенераторы прогревают воздух до 90°С.
4. Высокая степень автоматизации позволяет вырабатывать ровно то количество тепла, в котором есть необходимость. Для эксплуатации такой системы хватит минимума обслуживающего персонала.
5. Малая инерционность. Оборудование выходит на заданную мощность в считанные минуты, а высокая скорость оборачиваемости воздуха позволяет прогреть помещение за несколько часов.
Есть у воздушного отопления и несколько минусов. Это:
1. Вследствие конвекции теплый воздух естественным образом оказывается вверху, а холодный – внизу. При этом разница температур у пола и потолка достигает 6-10°С, а в больших помещениях зимой – до 20°С. Это заставляет увеличивать мощность отопительной установки в зависимости от высоты помещения.
2. Воздух, постоянно двигаясь и перемешиваясь, переносит пыль, образующуюся при технологических операциях.
В зависимости от типа используемого топлива, нагреватели бывают разных типов. Но, по сути, их можно объединить в две группы: системы прямого и непрямого нагрева воздуха.
Полное сгорание
У этих систем есть несколько явных преимуществ: высокий КПД (почти 100%), отсутствие системы отвода продуктов сгорания (что удешевляет систему), высокая экологичность. Но такое оборудование работает только на природном газе, потому что только это топливо имеет такую чистоту сжигания, которая и обеспечивает все вышеперечисленные преимущества. Газ, поступающий на горение, полностью сгорает в потоке нагреваемого воздуха и, смешиваясь с ним, отдает ему все тепло. Основанные на принципе сверхчистого сжигания природного газа непосредственно в потоке нагреваемого воздуха, газовые смесительные воздухонагреватели производятся с номинальной тепловой мощностью от 150 кВт до 21 МВт. Сама технология организации горения, а также высокая степень разбавления продуктов горения позволяют получить в установках чистый теплый воздух в соответствии со всеми действующими нормами, практически не содержащий вредных примесей.
Сила рекуперации
Нагреватели такого типа называются рекуперативными. В этих агрегатах топливо, смешанное с необходимым количеством воздуха, подается горелкой в камеру сгорания. Образовавшиеся продукты горения проходят через двух– или трехходовой теплообменник. Тепло, полученное при сгорании топлива, передается нагреваемому воздуху через стенки теплообменника, а дымовые газы через дымоход отводятся наружу. Именно поэтому их называют теплогенераторами «непрямого нагрева». Номинальная тепловая мощность таких систем – от 3 кВт до 2 МВт. Подача нагреваемого воздуха в помещение осуществляется через встроенный или выносной нагнетающий вентилятор, что дает возможность использования агрегатов как для прямого подогрева воздуха с выдачей его через жалюзийные решетки, так и с воздуховодами. КПД современных моделей достигает 90-96 %. Главное преимущество рекуперативных воздухонагревателей – их универсальность. Они могут работать на природном или сжиженном газе, дизельном топливе, нефти, мазуте или отработанном масле. Монтируются агрегаты, как в вертикальном, так и в горизонтальном положении, на полу, стене или встраиваются в секционную венткамеру в качестве секции нагревателя. Особенности конструкции обуславливают такие недостатки, как необходимость системы отвода продуктов горения и конденсата, что утяжеляет и удорожает всю систему.
«Отработка» вас спасет!
Перечисляя типы топлива, на которых могут работать теплогенераторы, последним мы назвали отработанное масло. Но если поставить их в порядке возрастания стоимости, то получится обратная картина. Это топливо будет если не на первом месте, то в лидирующей тройке точно. Это если его покупать. Но зачем покупать автосервису то, чего и так в избытке? Получается, что топливо становится БЕСПЛАТНЫМ! Да к тому же решается наболевшая проблема утилизации отработанных масел.
У использования «отработки» как топлива есть две положительных стороны. Первая – экономическая. Даже если на станции кризис и «топлива» не осталось, стоимость «отработки», в зависимости от региона, колеблется от 0,2 до 0,6 грн/литр. Это ли не дешево? И даже если вы не можете приобрести «отработку», теплогенераторы могут работать на керосине, дизтопливе, смеси дизтоплива с «отработкой» и даже растительном масле и животных жирах! Вторая – экологическая. Сегодня утилизация отработанных масел – серьезная проблема, особенно для нашей страны. К сожалению, в Украине большой проблемой является достоверная статистика, поэтому мы не имеем возможности привести какие-либо цифры, но вот несколько интересных фактов.
1. Объем масел, используемый во всем мире, равен объему мирового запаса пресной воды и составляет примерно 42 млн. тонн, и из них только 10-15 млн. тонн используется повторно.
2. Всего один литр отработанного масла делает непригодными для питья до 1 млн. литров грунтовой воды.
3. Литр отработанного масла способен выработать более 10 кВт электроэнергии. Этого достаточно, чтобы, например, целые сутки смотреть телевизор.
4. В США продается около 16 000 теплогенераторов в год.
5. Только в Москве подлежит утилизации около 150 тыс. т отработанного масла в год.
6. В России до 77% всех отработанных масел нелегально сбрасывается в почву и в водоемы; из всех собранных масел только 14-15% идет на регенерацию, а остальные используются как топливо или сжигаются. Для сравнения, в Европе сбрасывается порядка 25% отработанных масел, до 75% – собирают, из них 25% регенерируется, 49% используется в качестве топлива и 1% уничтожается.
Кто-то скажет: «В большинстве стран ЕС действует полный запрет на сжигание отработанных масел!» – и будет прав. Но это обусловлено государственной программой по созданию инфраструктуры сбора переработанного масла для последующей переработки в солидол, использования на нефтебазах и т.д. Чтобы поддержать эту систему и был принят полный запрет. В США ситуация иная. Запретов там нет, поэтому 60% «отработки» отправляется на вторичную переработку, а остальное – утилизируется, в том числе сжигается в отопителях. Вот так выглядит ситуация в общем. Далее мы рассмотрим теплогенераторы на отработанном масле более пристально.
Принцип действия теплогенераторов
Общий принцип работы теплогенератора на отработанном масле предельно прост. Он сводится к тому, что в камеру сгорания подается масло, где оно сгорает, отдавая тепло через стенки двух-, трехходового теплообменника. Дальше уже возможны варианты.
На сегодняшний день эти агрегаты можно разделить на автоматические и неавтоматические. Вторая группа включает в себя простейшие аппараты с минимумом электроники, где масло просто подается в камеру сгорания в подогретом состоянии (чтобы обеспечить его текучесть). К плюсам такого оборудования стоит отнести простоту в эксплуатации (за счет применения минимума автоматики), малое потребление электроэнергии (менее 2 кВт/час), малый расход топлива (2-3 л/час), отсутствие необходимости покупать компрессор (за счет отсутствия вентилятора). Минусы: ежедневная чистка, низкий КПД, уменьшенная долговечность.
Автоматические теплогенераторы работают по другому принципу. Здесь топливо при помощи сжатого воздуха и мощного насоса распыляется через форсунки и поджигается электрической искрой, как в двигателях внутреннего сгорания. КПД такого устройства составляет 85%. И это не единственное его преимущество. К преимуществам таких аппаратов можно отнести: повышенную мощность (самые мощные агрегаты в состоянии отопить помещение объемом около 3000 м3), отсутствие необходимости чистки камеры сгорания (требуют очистки один раз в отопительный сезон), наличие вентилятора, наличие мощного насоса, автоматическое управление, возможность монтажа такого оборудования в любой точке помещения. Минусы истекают в данном случае из плюсов. Это: повышенный расход топлива (до 8 л/час), увеличенный расход электроэнергии (до 4 кВт), необходимость компрессора и линии подготовки воздуха, большие габариты, что в сумме приводит к большей стоимости данного оборудования. Хотя, по оценкам экспертов, данное оборудование, даже самое дорогое, окупается в течение одного, максимум двух отопительных сезонов.
Хотя данное оборудование и неприхотливо, стоит придерживаться некоторых рекомендаций по его использованию. Первое и самое главное: вязкость отработанных масел не должна превышать 90 единиц по SAE. Второе: основной враг аппаратов на «отработке» – это примеси: антифризы, тосол и тормозная жидкость. Все эти жидкости при сгорании образуют серные и соляные кислоты, а в разогретом состоянии это главные окислители, ведущие к коррозии металла. Третье: установка теплогенератора невозможна, если нет условий для монтажа системы подачи воздуха и отвода продуктов сгорания, при этом оптимальная длина трубы составляет 4-6 м. Четвертое: наружная часть дымохода должна быть теплоизолированной. Теплый дымоход дает хорошую тягу, что ощутимо снижает выхлоп и частоту чистки. Дымоход, проходя по помещению, будет работать как теплообменник, отдавая тепло, а проходя по улице – как дожигатель смол.
Когда решение уже принято, возникает вопрос, какой мощности необходимо приобрести оборудование? Мы бы советовали не рисковать и доверить этот вопрос специалистам соответствующих компаний. Они помогут не только рассчитать мощность необходимого аппарата, а также при желании спланировать систему воздуховодов для эффективного отопления больших помещений. Еще один совет. При покупке уточните у продавца, прошло ли их оборудование все возможные проверки, и разрешена ли его установка в рабочей зоне СТО, иначе проблемы с пожарными службами придется решать уже вам самим. И последнее, что хотелось бы сказать. Много копий сломано при обсуждении тематики экологичности самого процесса сгорания отработанных масел и этичности таких действий. Так как и сторонники и противники этого метода приводят массу доводов «за» и «против», сделать выбор нелегко. Он остается за вами.
Создайте отопление сами
Получение тепла – это еще полдела. Рачительный хозяин всегда подумает, как эффективно его распределить. Для автономного теплоснабжения различных помещений можно применять различные типы систем воздушного отопления – с централизованным распределением тепла и децентрализованные; системы, работающие полностью на притоке свежего воздуха, или с полной/частичной рециркуляцией внутреннего воздуха.
В децентрализованных системах воздушного отопления нагрев и циркуляция воздуха в помещении осуществляются автономными теплогенераторами, расположенными в различных участках или рабочих зонах. Воздух подается непосредственно в рабочую зону помещения. Однако капитальные затраты на реализацию данного способа несколько выше.
В системах с централизованным распределением тепла используются воздушно-отопительные агрегаты; вырабатываемый ими теплый воздух поступает в рабочие зоны по системе воздуховодов. Установки, как правило, встраиваются в существующие венткамеры, но допускается возможность размещения их непосредственно в обогреваемом помещении.
Размещение и подбор оборудования зависит от многих факторов. Попытаемся сформировать наиболее общие принципы целесообразного подбора оборудования.
Системы отопления для помещений с небольшим воздухообменом. Вентиляция сравнительно мала, поэтому здесь целесообразно применение системы отопления на основе теплогенераторов непрямого нагрева с полной или частичной рециркуляцией внутреннего воздуха помещения. Вентиляция в таких помещениях может быть естественной или с подмесом уличного воздуха к рециркулирующему. Такая система отопления может быть местной, с напольными или настенными теплогенераторами.
Системы отопления для помещений с большой кратностью воздухообмена, постоянно нуждающиеся в подаче больших объемов приточного свежего воздуха. В этом случае количество тепла, необходимое для нагрева приточного воздуха, может уже в несколько раз превышать количество тепла, необходимого для компенсации теплопотерь. Здесь наиболее целесообразно и экономично совмещение системы воздушного отопления с системой приточной вентиляции. Суммарная тепловая мощность нагревателей должна быть равна сумме тепловой потребности на нагрев приточного воздуха и тепла, необходимого для компенсации теплопотерь. Теплогенераторы в дежурном режиме позволяют обеспечить дополнительную экономию за счет перевода их в режим полной рециркуляции.
Комбинированные системы воздушного отопления. Оптимальный вариант для помещений со значительным воздухообменом в рабочее время при односменном режиме работы либо прерывистом рабочем цикле. В этом случае целесообразно раздельное функционирование двух систем: дежурного отопления и приточной вентиляции, совмещенной с системой отопления (догрева). Система приточной вентиляции, совмещенная с системой отопления, обеспечивает нагрев необходимого объема свежего приточного воздуха до +16-30°С и догрев помещения до необходимой рабочей температуры и в целях экономии включается только в рабочее время. При таком способе эксплуатационные расходы будут наименьшими.
Таким образом, применяя воздухонагреватели различных типов в различных комбинациях, можно решить одновременно обе задачи – и отопление, и приточную вентиляцию. Примеров применения систем воздушного отопления очень много и возможности комбинации их чрезвычайно разнообразны. В каждом случае необходимо провести тепловые расчеты, учесть все условия применения и выполнить несколько вариантов подбора оборудования, сравнивая их по целесообразности, величине капитальных затрат и эксплуатационных расходов.
Подготовил Евгений Пащенко, Современный автосервис №10*2009.