Вопрос недели: Должен ли Водоканал ремонтировать и устранять аварии на не принадлежащих им сетях водоотведения?
Интересует позиция арбитража: должны ли ремонтировать и устранять аварии ресурсоснабжающие организации (в частности Водоканал — в сфере водоотведения) на не принадлежащих им сетях водоотведения, не переданных им в ином порядке (возможно бесхозяйных).
Сообщаю Вам следующее:
Водоканал, как организация водопроводно-канализационного хозяйства, является лицом, ответственным за ремонт и устранение аварий на водопроводных и канализационных сетях, если поврежденные или подлежащие ремонту водопроводные и канализационные сети принадлежат ему на праве собственности или ином законном основании и (или) находятся в границах его эксплуатационной ответственности.
В случае, если указанные сети не принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства (водоканалу) на праве собственности или ином законном основании и не находятся в границах его эксплуатационной ответственности, то бремя содержания указанных сетей (в том числе, ремонт и устранение аварий) в силу ст. 210 ГК РФ возлагается на их собственника или иного законного владельца.
Положение о распределении обязанностей по эксплуатации бесхозяйных сетей содержится в пунктах 5, 6 статьи 8 Закона № 416.
Так, согласно п. 5 статьи 8 Закона № 416 в случае выявления бесхозяйных водопроводных и канализационных сетей, эксплуатация таких объектов осуществляется организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Следовательно, в случае, если орган местного самоуправления не определил организацию, которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных сетей, а также не передал по передаточному акту указанные сети организации водопроводно- канализационного хозяйства, то лицом, на которое возложена обязанность по содержанию (эксплуатации) названных сетей является орган местного самоуправления.
Обоснование:
В статье 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций. В частности, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией (подпункт «г» пункта 34 Правил N 644).
В силу подпункта «в» пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее — Правила N 644), на организацию водопроводно-канализационного хозяйства возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Из анализа приведенных норм права следует, что обязанность по обеспечению эксплуатации (в том числе, ремонт и устранение аварий) водопроводных и канализационных сетей, возлагается в силу закона на организацию, осуществляющую водоснабжение, при условии, что либо указанные сети находящихся в границах его эксплуатационной ответственности либо принадлежат ей на праве собственности или ином законном основании.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 644, граница балансовой принадлежности — это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; граница эксплуатационной ответственности — это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 основополагающим при определении границы балансовой принадлежности является установление факта принадлежности объектов водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей владельцам по признаку собственности или владения на ином законном основании.
При этом в случае, если указанные сети не принадлежат на праве собственности или ином законном основании иным лицам и не значатся также и в реестре муниципальной собственности, необходимо исходить из следующих положений действующего законодательства.
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Следовательно, организация на своей территории водоснабжения входит в обязанность органов местного самоуправления.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны осуществлять водоснабжение и водоотведение населения, принимать меры к надлежащему обслуживанию водопроводных и канализационных сетей, принимать меры по обращению бесхозяйных сетей в муниципальную собственность, которые, по сути, не подпадают под легальную дефиницию такого имущества, приведенную в пункте 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, согласно которой бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Следовательно, то обстоятельство, что в городе есть водопроводные и канализационные сети, числящиеся как бесхозяйные, не свидетельствует о том, что они действительно являлись таковыми, поскольку в силу закона они подлежат отнесению к муниципальному имуществу после выполнения определенных процедур.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Положение о распределении обязанностей по эксплуатации бесхозяйных сетей содержится в пунктах 5, 6 статьи 8 Закона № 416.
в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Таким образом, обязанность по обслуживанию и ремонту бесхозных водопроводных и канализационных сетей возложена на органы местного самоуправления.
Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.
Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, подготовленных с использованием СПС КонсультантПлюс, по вопросу
Ответ подготовил эксперт Линии консультаций
Определение Верховного Суда РФ от 14.04.2017 N 307-ЭС17-2487 по делу N А26-4862/2015
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 14 апреля 2017 г. N 307-ЭС17-2487
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) общества с ограниченной ответственностью «ОнегоСтройСервис» на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.12.2016 (судьи Преснецова Т.Г., Рудницкий Г.М., Сергеева И.В.) по делу N А26-4862/2015 Арбитражного суда Республики Карелия,
общество с ограниченной ответственностью «ОнегоСтройСервис» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Петрозаводского городского округа (далее — Администрация) об обязании подать в регистрирующий орган заявление о постановке на учет как бесхозяйного следующего недвижимого имущества (с учетом изменений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее — АПК РФ):
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и дренажа дома N 51 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Балтийская;
— наружных сетей электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, дренажа и уличного освещения дома N 30 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Беломорская;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 32 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Варламова;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 38 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Варламова; — наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 37 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Ватутина;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 7 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Водников;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 22 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Водников;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 24 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Водников;
— наружных сетей уличного освещения домов N N 7, 22, 24 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Водников;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, дренажа и уличного освещения дома N 9 по адресу: г. Петрозаводск, Гвардейская ул.;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 23 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Сусанина;
— наружных сетей электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 42 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Зайцева;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, дренажа и уличного освещения дома N 4а по адресу: г. Петрозаводск, Зеленая ул.;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 8б по адресу: г. Петрозаводск, ул. Кирова;
— наружных сетей водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 13 по адресу: г. Петрозаводск, Ключевское шоссе;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 17 по адресу: г. Петрозаводск, Ключевское шоссе;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, дренажа и уличного освещения дома N 13б по адресу: г. Петрозаводск, Краснофлотская ул.;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, дренажа и уличного освещения дома N 46а по адресу: г. Петрозаводск, ул. Кутузова;
— наружных сетей теплоснабжения домов N N 14, 14 корп. 1, 14 корп. 2, 14 корп. 3 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Лизы Чайкиной;
— наружных сетей электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа домов N N 14, 14 корп. 1, 14 корп. 2, 14 корп. 3 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Лизы Чайкиной;
— наружных сетей электроснабжения, водоотведения и дренажа дома N 38 корп. 1 по адресу: г. Петрозаводск, Лососинское шоссе;
— наружных сетей электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 38 корп. 2 по адресу: г. Петрозаводск, Лососинское шоссе;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 36 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Луначарского;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения дома N 1 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Мелентьевой;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 18 по адресу: г. Петрозаводск, Мичуринская ул.;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, дренажа и уличного освещения дома N 18а по адресу: г. Петрозаводск, Мичуринская ул.;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 20 по адресу: г. Петрозаводск, Мичуринская ул.;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, дренажа и уличного освещения дома N 48 по адресу: г. Петрозаводск, Мичуринская ул.;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, дренажа и уличного освещения дома N 64 по адресу: г. Петрозаводск, Мичуринская ул.;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа домов N 6 корп. 1, 6 корп. 2, 6 корп. 3 по адресу: г. Петрозаводск, Нойбранденбургская ул.;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 68 по адресу: г. Петрозаводск, Октябрьский пр.;
— наружных сетей дренажа дома N 24 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Пархоменко;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 37б по адресу: г. Петрозаводск, Первомайский пр.;
— наружных сетей электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, дренажа и уличного освещения дома N 15 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Попова;
— наружных сетей электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 3 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Радищева;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 46а по адресу: г. Петрозаводск, ул. Ригачина;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 48 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Ригачина;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 56 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Ригачина;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 26 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Свердлова;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 2 по адресу: г. Петрозаводск, Скандинавский проезд;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 2а по адресу: г. Петрозаводск, Скандинавский проезд;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренаж дома N 4 по адресу: г. Петрозаводск, Скандинавский проезд;
— наружных сетей дренажа и уличного освещения дома N 21 по адресу: г. Петрозаводск, Станционная ул.;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 24а по адресу: г. Петрозаводск, Станционная ул.;
— наружных сетей электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дренажа дома N 28а по адресу: г. Петрозаводск, Станционная ул.;
— наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоотведения, дренажа и уличного освещения дома N 1 по адресу: г. Петрозаводск, Сыктывкарская ул.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016, иск удовлетворен: суд обязал Администрацию в течение 180 дней с момента вступления решения в законную силу подать в регистрационный орган заявление о постановке на учет вышеуказанных объектов как бесхозяйного недвижимого имущества.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.11.2016 решение суда первой инстанции от 13.01.2016 и постановление суда апелляционной инстанции от 31.05.2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить постановление суда округа и оставить в силе решение первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельством дела и существенное нарушение им норм материального, процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что у суда кассационной инстанции отсутствовали достаточные основания для направления дела на новое рассмотрение, так как судами первой и апелляционной инстанции сделан правильный вывод, что спорное имущество является недвижимым, подлежащим учету, как бесхозяйное.
Общество полагает, что выводы суда округа противоречат, в том числе, положениям статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс).
Также заявитель оспаривает выводы суда округа о необоснованности и немотивированности судебных актов судов первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 АПК РФ, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых актов, Общество является управляющей организацией 55 многоквартирных домов в г. Петрозаводске, расположенных по следующим адресам: Балтийская ул., д. 51; Беломорская ул., д. 30; ул. Варламова, д. 32 и 38; ул. Ватутина, д. 37, ул. Водников, д. 7, 22 и 24; Гвардейская ул., д. 9; ул. Зайцева, д. 42; Зеленая ул., д. 4а; ул. Кирова, д. 8б; Ключевское шоссе, д. 13 и 17; Краснофлотская ул., д. 13б; ул. Кутузова, д. 46а; ул. Лизы Чайкиной, д. 14, д. 14 корп. 1, д. 14 корп. 2, д. 14 корп. 3; Лососинское шоссе, д. 38 корп. 1, д. 38 корп. 2; ул. Луначарского, д. 36; ул. Мелентьевой, д. 1; Мичуринская ул., д. 18, 18а, 20, 48 и 64; Нойбранденбургская ул., д. 6 корп. 1, д. 6 корп. 2, д. 6 корп. 3; Октябрьский пр., д. 68; ул. Пархоменко, д. 24; Первомайский пр., д. 37б; ул. Попова, д. 15; ул. Радищева, д. 3; ул. Ригачина, д. 46а, 48 и 56; ул. Свердлова, д. 26; Скандинавский проезд, д. 2, 2а и 4; Станционная ул., д. 21, 24а, 28а; ул. Сусанина, д. 2; Сыктывкарская ул., д. 1.
Общество направило в адрес Администрации письма от 04.02.2015 и 10.03.2015 с просьбой обратиться в регистрационный орган с заявлением о постановке наружных инженерных сетей вышеуказанных домов на учет в качестве бесхозяйных объектов.
Администрация предложила Обществу представить дополнительные документы, предусмотренные действующим законодательством и необходимые для решения вопроса о принятии имущества в муниципальную собственность, а также указала на то, что инженерные сети строились для снабжения многоквартирных домов, в связи с чем они являются общим имуществом и принадлежат в данных домах собственникам помещений, которые несут бремя расходов по содержанию общего имущества; поскольку застройщики многоквартирных домов и сетей инженерной инфраструктуры известны, данные инженерные сети не отвечают признакам бесхозяйного имущества, и отсутствуют основания для инициирования процедуры признания их бесхозяйным имуществом.
Ссылаясь на то, что объекты инженерной инфраструктуры подлежат передаче в муниципальную собственность, а отказ Администрации от инициирования процедуры по признанию инженерных сетей, систем уличного освещения и дренажа бесхозяйным имуществом не соответствует закону, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 225, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 9 Закона N 122-ФЗ, положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, удовлетворили заявленные требования, сделав вывод, что спорные сети не относятся к общему имуществу многоквартирных домов; отсутствуют документы, подтверждающие принадлежность сетей до границы наружных стен многоквартирных домов на каком-либо вещном праве или ином законном основании управляющей организации или собственникам помещений данных домов; в муниципальную собственность спорные сети не принимались; в ЕГРП отсутствуют записи о зарегистрированных правах и ограничениях на указанные объекты недвижимого имущества, а спорное имущество находится на территории Петрозаводского городского округа. В связи с этим суды признали, что указанные истцом объекты являются бесхозяйным недвижимым имуществом, а несовершение Администрацией действий, направленных на признание наружных инженерных сетей бесхозяйными, и уклонение от подачи в регистрационный орган заявления о постановке данного имущества на учет как бесхозяйного, нарушает права управляющей компании и собственников помещений в многоквартирных домах.
Суд округа, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, соответствие выводов об их применении установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направил дело на новое рассмотрение, констатировав, что содержащиеся в обжалуемых актах выводы, сделаны без установления и соответствующей правовой оценки обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения спора.
В частности, в судебных актах не дано правового обоснования отнесения данных объектов к недвижимым вещам; суды не проверили и не дали оценку доводам Администрации о том, что указанные объекты не имеют самостоятельного назначения, выполняют функции благоустройства территории, а также о том, что опоры и электрические кабели без трансформаторных подстанций не имеют самостоятельного хозяйственного назначения.
Признавая бесхозяйным имуществом сети теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, суды не обосновали свои выводы об отсутствии собственников указанного имущества, не дали оценку доводам Администрации о том, что спорные сети создавались застройщиками на денежные средства участников долевого строительства и после ввода домов в эксплуатацию они были переданы на баланс и эксплуатацию от застройщика к обслуживающей организации — Обществу,
Суды также не исследовали и не оценили доводы Администрации о том, что в силу Закона Карельской Республики от 26.06.2015 N 1908-ЗРК «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» имущество, предназначенное для теплоснабжения населения, не может находиться в муниципальной собственности.
Для возложения на органы местного самоуправления обязанности подать в регистрирующий орган заявление о постановке на учет спорных сетей как бесхозяйного имущества суды должны установить, являются ли спорные участки сетей бесхозяйным имуществом; урегулированы ли правоотношения по энергоснабжению многоквартирных жилых домов соответствующими договорами (электро-, водо-, теплоснабжения и т.п.); каким образом данными договорами разграничена эксплуатационная ответственность, проверить не передавались ли созданные сети одновременно с построенными многоквартирными жилыми домами управляющим организациям, жилищно-строительным кооперативам, собственникам жилья или иным лицам, либо сети остались у застройщика.
Суды без должного правового обоснования отклонили ходатайство Администрации о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц специализированных организаций, осуществляющих эксплуатацию, ремонт и обслуживание сетей тепло-, водо-, электроснабжения.
Суд округа также обоснованно указал, что для проверки возможности отнесения спорных сетей к бесхозяйному недвижимому имуществу в рамках данного дела подлежат установлению лица, осуществлявшие строительство многоквартирных домов, включая сетей электроснабжения, водоснабжения и теплоснабжения, и лица, принявшие спорные сети на обслуживание, а также подлежат проверке факты нахождения спорных сетей трубопроводов в фактическом владении и пользовании Общества, либо иной управляющей организации.
Обжалуемое постановление принято в пределах полномочий, предусмотренных статьями 286, 287 АПК РФ.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 АПК РФ, суд
отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «ОнегоСтройСервис» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.