ЮРИДИЧЕСКИЙ КАЗУС. Что делать с безхозными сетями «Водоканала»?
В конце прошлого года «Берёзовский рабочий» в нескольких номерах писал о конфликте жителей одного дома в частном секторе Лесозаводского поселка с «Водоканалом». Напомним, в доме на Мира, 57, произошла авария на водопроводе. «Водоканал», отключив собственников от магистрали, предложил хозяевам отремонтировать аварийный участок сети за свой счет, поскольку она не числилась на его балансе и считалась предприятием бесхозной. Хусаиновы отказались делать дорогой ремонт на «чужой территории»: для этого пришлось бы тянуть трубу от магистрали под дорогой, которая является собственностью муниципалитета.
Началось разбирательство, которое зашло в тупик: технической документации и акта разграничения не оказалось ни у одной из сторон.
Муниципальная компания заняла принципиальную позицию, цитируя закон как Библию: по договору публичной оферты она лишь несет ответственность за качество услуги на границе раздела инженерных систем в соответствии с актом об определении границы раздела внутридомовых и централизованных сетей. При отсутствии такого документа граница устанавливается по месту врезки потребителя в сети общего пользования.
Хусаинов написал заявления в администрацию города и прокуратуру. «Берёзовский рабочий», которому о конфликте рассказала дочь хозяев дома, оставшегося на месяц без воды, тоже сделал запросы в мэрию и надзорный орган. От местной власти мы получили внятный комментарий, который опубликовали в ноябре в одном из указанных выше материалов. Прокуратура же тогда отделалась сухой отпиской, сообщив, что на момент проверки нарушений не обнаружено (когда хозяин устранил аварию и воду в дом №57 под давлением администрации «Водоканал» все-таки дал – прим. ред.).
Парадоксальность ситуации, на которую указывали знакомые редакции юристы, правоохранители тогда нам так и не разъяснили. А противоречий было много. Несмотря на то что муниципалитет не передал «Водоканалу» на баланс сети, поставщик использовал их для передачи ресурса и брал с потребителей плату за эту услугу. Подключение было 40 лет назад – насколько корректно применять новые правила к «старому вводу»? Знатоки предложили включить в перечень нестыковок также пункт из 354 правил, который считает внутридомовыми только те сети, которые расположены в пределах земельного участка под жилым домом.
И для бесхоза есть порядок
Этот случай не уникальный – бесхозных сетей в частном секторе много. Чтобы расставить все точки над i и понять, как на эту спорную ситуацию смотрит Фемида, редакция «Берёзовского рабочего» в начале нового года снова сделала запрос в прокуратуру, попросив надзорное ведомство разъяснить права и обязанности каждой из сторон.
Старший помощник прокурора Евгения ШЕВЦОВА прокомментировала ситуацию так:
– Обычно, когда граждане из частного сектора утверждают, что те или другие сети бесхозные, я всегда говорю им, что это еще нужно установить: есть определенный порядок признания объекта бесхозяйным. В соответствии с Гражданским кодексом, бесхозяйная вещь – это вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо он от нее отказался.
416-й федеральный закон, регулирующий водоснабжение и водоотведение, говорит, что в случае выявления бесхозных сетей, их эксплуатация осуществляется гарантирующим поставщиком со дня подписания передаточного акта органом местного самоуправления и до признания на объект права собственности или принятия его во владение собственником.
Почему-то все думают, что все сети в городе «Водоканала». Это не так – нужно смотреть документы. Если авария произошла в зоне эксплуатации «Водоканала», организация обязана устранить аварию на сетях, которые она содержит. Если сеть находится на участках, о которых и сами граждане не подозревали (а такое тоже бывает: купили дом без схемы водопровода или прокладывали сети очень давно, и документов нет), то в случае аварии «Водоканал» обязан ее устранить, но взять сеть на баланс он не может, пока администрация не проведет процедуру признания объекта бесхозным, и он не появится в реестре бесхозяйных объектов.
В данной ситуации «Водоканал» действовал правильно. У предприятия есть реестр объектов, которые ему передал муниципалитет. Обслуживать то, что ему не передано, он не может. Как показывает практика, в городе каждый год выявляется несколько бесхозных сетей, которые ставятся на кадастровый учет. Но это процедура долгая, на нее уходит в среднем год. Пока идет процесс, муниципалитет передает сети во временное пользование «Водоканалу». Должен быть какой-то документ, который подтверждает факт передачи: «Водоканал» не может работать на бесхозе, у которого могут неожиданно найтись хозяева. А такие случаи бывают.
– Бесхоз ведь вкладывается в тариф?
– Если он передан по документам. А не просто тот, о котором сказали: содержите. Таких случаев в городе много. Это в частности выясняется, когда делается ремонт на сетях и обнаруживается чья-то врезка.
– Как в таких случаях жителям поступать правильно с точки зрения закона?
– Чтобы подобная ситуация не повторилась, жителям частного сектора не стоит ждать, когда авария произойдет снова. Нужно разобраться, что у вас за сети и кто их содержит. Постановкой на кадастр и составлением реестра бесхозных сетей занимается муниципалитет. Если вы считаете, что сети не ваши, вы их не строили, нужно прийти в администрацию и написать заявление просьбой рассмотреть вопрос о постановке объекта на учет. Этим займется Комитет по управлению имуществом. Процедура, как я уже сказала, длительная и зависит не только от администрации, но и Росреестра. Она предполагает период ожидания, за который может заявиться кто-то из собственников. Когда будут ставить на учет, определят границы эксплуатационной ответственности.
Есть другой путь – через суд, который установит бесхоз ли это, чтобы потом можно было передать его муниципалитету и содержать сеть нормально.
– Ставить бесхозные сети на учет затратно?
Вопрос недели: Должен ли Водоканал ремонтировать и устранять аварии на не принадлежащих им сетях водоотведения?
Интересует позиция арбитража: должны ли ремонтировать и устранять аварии ресурсоснабжающие организации (в частности Водоканал — в сфере водоотведения) на не принадлежащих им сетях водоотведения, не переданных им в ином порядке (возможно бесхозяйных).
Сообщаю Вам следующее:
Водоканал, как организация водопроводно-канализационного хозяйства, является лицом, ответственным за ремонт и устранение аварий на водопроводных и канализационных сетях, если поврежденные или подлежащие ремонту водопроводные и канализационные сети принадлежат ему на праве собственности или ином законном основании и (или) находятся в границах его эксплуатационной ответственности.
В случае, если указанные сети не принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства (водоканалу) на праве собственности или ином законном основании и не находятся в границах его эксплуатационной ответственности, то бремя содержания указанных сетей (в том числе, ремонт и устранение аварий) в силу ст. 210 ГК РФ возлагается на их собственника или иного законного владельца.
Положение о распределении обязанностей по эксплуатации бесхозяйных сетей содержится в пунктах 5, 6 статьи 8 Закона № 416.
Так, согласно п. 5 статьи 8 Закона № 416 в случае выявления бесхозяйных водопроводных и канализационных сетей, эксплуатация таких объектов осуществляется организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Следовательно, в случае, если орган местного самоуправления не определил организацию, которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных сетей, а также не передал по передаточному акту указанные сети организации водопроводно- канализационного хозяйства, то лицом, на которое возложена обязанность по содержанию (эксплуатации) названных сетей является орган местного самоуправления.
Обоснование:
В статье 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций. В частности, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией (подпункт «г» пункта 34 Правил N 644).
В силу подпункта «в» пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее — Правила N 644), на организацию водопроводно-канализационного хозяйства возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Из анализа приведенных норм права следует, что обязанность по обеспечению эксплуатации (в том числе, ремонт и устранение аварий) водопроводных и канализационных сетей, возлагается в силу закона на организацию, осуществляющую водоснабжение, при условии, что либо указанные сети находящихся в границах его эксплуатационной ответственности либо принадлежат ей на праве собственности или ином законном основании.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 644, граница балансовой принадлежности — это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; граница эксплуатационной ответственности — это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 основополагающим при определении границы балансовой принадлежности является установление факта принадлежности объектов водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей владельцам по признаку собственности или владения на ином законном основании.
При этом в случае, если указанные сети не принадлежат на праве собственности или ином законном основании иным лицам и не значатся также и в реестре муниципальной собственности, необходимо исходить из следующих положений действующего законодательства.
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Следовательно, организация на своей территории водоснабжения входит в обязанность органов местного самоуправления.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны осуществлять водоснабжение и водоотведение населения, принимать меры к надлежащему обслуживанию водопроводных и канализационных сетей, принимать меры по обращению бесхозяйных сетей в муниципальную собственность, которые, по сути, не подпадают под легальную дефиницию такого имущества, приведенную в пункте 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, согласно которой бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Следовательно, то обстоятельство, что в городе есть водопроводные и канализационные сети, числящиеся как бесхозяйные, не свидетельствует о том, что они действительно являлись таковыми, поскольку в силу закона они подлежат отнесению к муниципальному имуществу после выполнения определенных процедур.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Положение о распределении обязанностей по эксплуатации бесхозяйных сетей содержится в пунктах 5, 6 статьи 8 Закона № 416.
в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Таким образом, обязанность по обслуживанию и ремонту бесхозных водопроводных и канализационных сетей возложена на органы местного самоуправления.
Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.
Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, подготовленных с использованием СПС КонсультантПлюс, по вопросу
Ответ подготовил эксперт Линии консультаций