Бездоговорное потребление воды
Упоминание понятия бездоговорного потребления воды часто возникает в контексте темы воровства энергоресурсов рядом с темами безучётного потребления и незаконных врезок. Водокоммунальные хозяйства при документальном оформлении отношений с абонентами специально подробно «проговаривают» вопросы этого вида водопотребления во избежание разночтений.
Содержание статьи
Так к бездоговорному потреблению холодной воды относится:
- произведённое абонентом без наличия установленного договора на отпуск воды,
- присоединение-врезка, произведенная без разрешительной документации или с нарушением техусловий:
- без средств измерений,
- с неисправными средствами измерения,
- с просроченными межповерочными интервалами,
- с нарушенной целостностью пломб на приборах,
- при необеспечении доступа представителям водопоставщика к узлу учета.
В вопросах бездоговорного водопотребления горячей воды при этом ссылаются на Приказ Минстроя РФ N 99/пр.
Правила и методики расчёта
Приказом Минстроя РФ N 99/пр определено, что при потреблении «без договора» количество горячей воды на ГВС в закрытой системе определяется по пункту 16 Правил организации коммерческого учета воды. Аналогичный регламент действует и при расчёте по ХВС.
В случае нарушения установленного порядка штрафные санкции рассчитываются в соответствии с Правилами пользования коммунальным водоснабжением, исходя из пропускной способности устройств, соединённых с водопроводной сетью при скорости в 1,2 м/с движения воды, полным сечением и круглосуточном действии.
- при обнаружении самовольного присоединения к системам водоснабжения за период пользования (начиная с даты последней проверки техсостояния объектов водоснабжения и до дня устранения нарушения), но не больше чем за 3 года;
- через 60 дней после:
- демонтажа, возникновения неисправности или пропуска даты поверки счётчика – при наличии прибора,
- получения уведомления об установке прибора (или истечения времени установки, указанного в договоре) – при отсутствии счётчика;
- при отсутствии или искажении показаний водосчётчиков в течение шести и более месяцев (однако метод не применяется, если абонент или транзитная организация предварительно уведомили о временном прекращении водопотребления).
При выявлении указанных выше фактов составляется акт бездоговорного потребления холодной воды. В нём должны содержаться:
- сведения о потребителе или том абоненте, который совершил подключение,
- информация о месте и способе нарушения,
- в случае наличия приборов учёта – их описание на момент составления акта и дата последней проверки,
- объяснения потребителя и его претензии к документу составленному.
Такой акт становится основанием для взыскания всего объема потреблённого ресурса, то есть, потребитель не освобождается от обязанности заплатить за фактическое пользование данными услугами. Взыскание производит та организация, к чьим сетям было произведено присоединение.
Практика применения
Один из показательных примеров такого типа водопотребления рассматривался на информационной сессии, проводимой арбитражным апелляционным судом и отделением Ассоциации юристов в регионе. Этот пример описывал случай реконструкции очистных сооружений подрядчиком по договору с последующей передачей объекта заказчику.
Организация энергосбыта выявила потребление и привлекла собственника очистных сооружений – администрацию города – в качестве соответчика. Муниципалитет в ответ заявил, что передал очистные сооружения контрагенту и не должен оплачивать ресурс, потребленный в период эксплуатации третьим лицом. Потребление при этом производилось в отсутствие договора. Договор на снабжение с подрядчиком не расторгался, однако выбытие объекта квалифицировалось как основание для остановки договорных отношений. В случае, когда подобные отношения не урегулированы, они квалифицируются как бездоговорные.
Из этого, в частности, следует, что если организация, например, предъявила акт о подобном водопотреблении арендатору нежилого помещения, то вывод суда будет следующим: арендатор не совершал бездоговорного потребления, а требования необходимо предъявлять собственнику помещения.
Если же рассматривать водопотребление в многоквартирном жилом доме, то оно не считается бездоговорным, даже в случае отсутствия письменного договора с управляющей компанией или ТСЖ (на которые и возлагается ответственность за отплату потребленных ресурсов).
Для сравнения бездоговорного водопотребления с безучётным к последнему отнесли случаи:
- отсутствия контрольных пломб (и марок визуального контроля) на задвижке обводной линии,
- удаления пломбы при пожаре без дальнейшего уведомления об этом факте,
- использование приборов учёта без соблюдения требований по классу точности.
Кроме того, описывая практику судебных разбирательств, некоторые юристы отмечают, что если потребитель не подписывается под содержанием акта, а ставит подпись под отметкой о несогласии с ним, то суды принимают такой акт, признавая его как составленный в соответствии с требованиями.
Бездоговорное потребление горячего водоснабжения
По закону со стороны потребителя не допускается бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя.
К понятию бездоговорного потребления относится не только потребление в отсутствие заключенного договора, но и:
при наличии договора потребления сверх установленного договором объема;
потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем;
с нарушением режима потребления тепловой энергии.
Одним из способов коммерческого учета тепловой энергии в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1034 от 18 ноября 2013 года является расчетный период при бездоговорном потреблении тепловой энергии, теплоносителя потребителями.
На основании Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей или ценами, не подлежащими регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
Следует отметить, что в случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
Изложенные нормативно-правовые акты являются основой предъявляемых ресурсоснабжающими организациями (далее-РСО) исков к лицам, осуществляющим бездоговорное потребление. Сложившаяся судебная практика, в свою очередь, благоволит таким истцам, позволяя иметь решения о взыскании денежных средств с потребителя – нарушителя.
Отрицательная для РСО практика также встречается. В настоящей статье хочется обозначить Определение СК по экономическим спорам Верховного суда РФ от 29 ноября 2018 года № 305-ЭС18-11502.
В арбитражный суд г. Москвы обратилось публичное акционерное общество «Московская объединенная энергетическая компания» (далее — компания) с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания Дирекция эксплуатации зданий «Беговая» (далее — УК) о взыскании 83 693 руб. 02 коп. неустойки.
Решением суда первой инстанции, принятым в порядке упрощенного производства и оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного, исковые требования удовлетворены частично, в удовлетворении остальной части требований отказано, а судебные расходы распределены пропорционально удовлетворенным требованиям.
Компания, недовольная решением апелляционной инстанции, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Верховный Суд РФ, усомнившись в том, что потребление ресурса следует квалифицировать как бездоговорное, направил на пересмотр дело о взыскании с УК долгов по оплате теплоэнергии и горячей воды по следующим основаниям:
«…Как установлено судами, в результате обследования объекта потребления тепловой энергии, теплоносителя потребителя компанией обнаружено бездоговорное потребление по системе горячего водоснабжения (ГВС) квартиры № 64 многоквартирного дома 14 по Беговой улице в городе Москве.
По результатам обследования истцом составлен акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя…, акт о временном прекращении подачи тепловой энергии абоненту….
Компанией обществу (управляющей организации многоквартирным домом) направлены требования … об оплате стоимости бездоговорного потребления тепловой энергии, а также претензия от 08.08.2017, оставленные ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения компании в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции на основании статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении) и имеющихся в деле доказательств установил факт бездоговорного потребления ответчиком тепловой энергии, теплоносителя и удовлетворил иск частично, признав пропущенным срок исковой давности по требованиям компании…
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Закона о теплоснабжении объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса
… если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как указывает компания, ссылаясь при этом на акт проверки от 02.03.2015, ей стало известно о бездоговорном потреблении ответчиком тепловой энергии, горячей воды в марте 2015 года, когда произведено обследование объекта.
Суды при рассмотрении дела также исходили из этой даты обнаружения бездоговорного потребления, а следовательно, в рассматриваемом случае должны были исчислять срок исковой давности с 02.03.2015.
Установленный пунктом 9 статьи 22 Закона о теплоснабжении срок (3 года) не изменяет правил течения срока исковой давности и является лишь периодом, за который определяется размер убытков, причиненных истцу бездоговорным потреблением ресурса.
Поскольку с исковыми требованиями компания обратилась в арбитражный суд 29.11.2017, то есть в пределах общего трехгодичного срока, вывод судов о пропуске компанией срока исковой давности по требованиям за период с 02.03.2012 по 28.11.2014 является необоснованным.
Вместе с тем… при рассмотрении дела в кассационном порядке… коллегия судей обращает внимание на следующее.
В нарушение положений действующего законодательства судебные инстанции не дали надлежащей правовой оценки доводам, которыми ответчик мотивировал свои возражения, в том числе о том, что о незаконном подключении квартиры 64 к транзитной системе ГВС истец узнал в 2005 году, когда им проводилась проверка (о чем составлен акт от 01.03.2005), однако не предпринял мер по устранению имеющегося нарушения потребления тепловой энергии, теплоносителя. Указанный акт имеется в материалах дела. Более того, согласно письму организации, занимающейся сбором платежей населения за оказанные услуги, также находящемуся в деле, по результатам этой проверки жильцам квартиры 64 начисляются платежи за ГВС по нормативу потребления, которые ими оплачены.
С учетом изложенного судам следовало, исходя из имеющихся в деле доказательств, доводов и возражений сторон, установить, имеются ли основания для правовой квалификации такого потребления ресурса в качестве бездоговорного…»
Учитывая вышеизложенное, основой решения Верховного суда стал имеющийся в материалах дела акт проверки, доказывающий, что о незаконном подключении квартиры к транзитной системе горячего водоснабжения истец (Компания) узнал в 2005 г., т. е. за 10 лет до проверки, послужившей поводом к иску. Однако тогда он не предпринял мер, чтобы устранить нарушение.
К тому же судами предыдущих инстанций было не принято доказательство (письмо организации, которая собирает с населения платежи за услуги), что по итогам проверки 2005 г. жильцам квартиры начислялись платежи за горячее водоснабжение по нормативу потребления, которые ими оплачены.
Таким образом, истец, желая получить денежные средства с УК, в своё время сам не предпринял надлежащие меры реагирования на незаконное подключение квартиры к системе ГВС. Хотя, как говорят, кто в деле, тот и в ответе…
При новом рассмотрении суду следует учесть материалы дела и принять окончательное решение о наличии/отсутствии факта бездоговорного потребления.
Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих организаций и ТСЖ, позволяющая автоматизировать работу аварийно-диспетчерской службы, клиентского отдела, бухгалтерии, а также работу со злостными неплательщиками. Вся необходимая информация о сервисе тут .
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.
Рассылка новостей ЖКХ
а также наших статей
Подписка на рассылку
Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Статья 5.62. Дискриминация
3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.