- Бухгалтерский учет холодного водоснабжения
- Бюджетное учреждение заключило единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, включая плату за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, а также плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Стоимость платы за сброс загрязняющих веществ и платы за негативное воздействие отдельно в договоре не выделена, она включена в общую стоимость. По данному договору поступили акты оказанных услуг отдельно за плату за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Факт оказания услуг учреждением не оспаривается. При этом сумма оказанных услуг по данным актам превышает сумму заключенного договора. Кроме того, планом финансово-хозяйственной деятельности (далее — ПФХД) также не предусмотрены расходы, превышающие сумму заключенного договора. Какими проводками на счетах санкционирования отразить акты оказанных услуг, сумма которых превышает сумму заключенного договора? Нужно ли на сумму оказанных услуг внести изменения в ПФХД?
- Бухгалтерский учет холодного водоснабжения
Бухгалтерский учет холодного водоснабжения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Бюджетное учреждение заключило единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, включая плату за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, а также плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Стоимость платы за сброс загрязняющих веществ и платы за негативное воздействие отдельно в договоре не выделена, она включена в общую стоимость. По данному договору поступили акты оказанных услуг отдельно за плату за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Факт оказания услуг учреждением не оспаривается. При этом сумма оказанных услуг по данным актам превышает сумму заключенного договора. Кроме того, планом финансово-хозяйственной деятельности (далее — ПФХД) также не предусмотрены расходы, превышающие сумму заключенного договора.
Какими проводками на счетах санкционирования отразить акты оказанных услуг, сумма которых превышает сумму заключенного договора? Нужно ли на сумму оказанных услуг внести изменения в ПФХД?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Принятие обязательств на счетах санкционирования сверх утвержденных плановых назначений отражается в общем порядке, определенном Инструкцией N 157н, Инструкцией N 174н.
В целях исполнения принятых обязательств учреждению необходимо внести соответствующие изменения в План ФХД.
Обоснование вывода:
Учет сумм, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности (далее — План ФХД) бюджетного учреждения, показателей по доходам (поступлений) и расходам (выплатам), назначения соответственно по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также ведение учета принимаемых, принятых (отложенных) учреждениями обязательств (денежных обязательств) осуществляется на счетах санкционирования расходов экономического субъекта (п. 308 Инструкции N 157н).
По общему правилу бюджетные учреждения не вправе принимать обязательства сверх утвержденных плановых назначений.
В то же время в организациях бюджетной сферы бухгалтерский учет ведется методом начисления, с соблюдением принципа равномерности признания доходов и расходов, а также допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни. То есть объекты бухгалтерского учета признаются в учете бюджетного учреждения в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов (расходов), вне зависимости от поступления и выбытия денежных средств при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций (п. 16 Стандарта «Концептуальные основы. «).
Согласно части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее — Правила N 644). Так, абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами (подпункт «ж» пункта 35 Правил N 644).
Таким образом, принятие обязательств и их исполнение в части расходов на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод является обязанностью учреждения.
В свою очередь, расходы на приобретение коммунальных услуг, в частности холодного водоснабжения и водоотведения, относятся на подстатью 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ (п. 10.2.3 Порядка N 209н). Учитывая, что в рассматриваемой ситуации заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, включая плату за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, а также плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, такие расходы следует отражать по подстатье 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ (смотрите также письмо Минфина России от 16 января 2020 г. N 02-08-10/1630).
Суммы изменений обязательств учреждения, принятых в текущем финансовом году, отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 01 000 «Принятые обязательства» (п. 167 Инструкции N 174н). При этом принятие обязательств по услугам, оказанным в текущем году, осуществляется с использованием счета 0 502 11 000 «Принятые обязательства по текущему финансовому году». Учитывая, что обязательства ранее были приняты согласно заключенному договору, то при предоставлении подписанных актов оказанных услуг принятие обязательств осуществляется в сумме, превышающем сумму ранее принятых обязательств.
Вместе с тем сумма обязательств учреждения, по которым в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора (соглашения) возникла обязанность бюджетного учреждения уплатить в соответствующем финансовом году юридическому лицу определенную сумму денежных средств (денежные обязательства), отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 01 000 «Принятые обязательства» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства» (п. 167 Инструкции N 174н). То есть одновременно с отражением кредиторской задолженности в учете учреждения должны быть приняты и денежные обязательства в сумме, подлежащей оплате.
Кроме того, следует отметить, что бюджетное учреждение осуществляет расходы в соответствии с показателями, утвержденными Планом ФХД. Требования к составлению и утверждению Плана ФХД бюджетного учреждения на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов утверждены приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н «О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее — Требования). Внесение изменений в План ФХД осуществляется в порядке, определенном п. 12 Требований, с учетом требований, установленных учредителем.
Учитывая, что расходование средств осуществляется в пределах утвержденных плановых назначений, бюджетному учреждению необходимо внести соответствующие корректировки в План ФХД для исключения превышения фактических кассовых расходов над утвержденными плановыми показателями.
Таким образом, в учете бюджетного учреждения, в случае если требования по уплате кредиторской задолженности по предъявленным актам оказанных услуг не оспариваются, необходимо сделать следующие записи:
1. Дебет 0 506 10 223 Кредит 0 502 11 223
— отражено внесение изменений в ранее принятые обязательства на основании актов оказанных услуг на сумму, превышающую сумму ранее принятых обязательств согласно заключенному договору;
2. Дебет 0 502 11 223 Кредит 0 502 12 223
— отражено принятие денежных обязательств на основании актов оказанных услуг.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панина Кристина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
22 декабря 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Бухгалтерский учет холодного водоснабжения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Предметом договора с ГУП является технологическое присоединение строящегося здания к централизованной системе холодного водоснабжения. В договоре нет указания на приобретение и передачу тех или иных материалов. Вместе с тем в нем указаны условия подключения и технические требования. В соответствии с последними организация должна выполнить ряд работ, в том числе подключить водопровод в колодце с помощью задвижки из высокопрочного чугуна. В рамках выполнения договора в августе 2018 года были приобретены материалы, в частности, арматура (задвижки) для установки в колодцах (вне расположения организации). Стоимость отдельных материалов свыше 100 тыс. руб.
Участок водоснабжения от здания к центральной системе водоснабжения учитывается как отдельный объект основных средств «Система водоснабжения» наружной сети. Внутренняя сеть водоснабжения входит в стоимость самого здания.
Как отразить операцию в бухгалтерском и налоговом учетах? Надо ли стоимость имущества, переданного безвозмездно, и стоимость ремонта колодца включать в первоначальную стоимость объекта основных средств «Система водоснабжения» в составе строящегося здания?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При ответе на вопрос мы не можем уделить внимание юридическим аспектам, касающимся соответствия условий заключаемого организацией договора (в части обязанностей заказчика) условиям типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения (утвержден постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645).
Если в рассматриваемой ситуации договор между сторонами соответствует типовому договору о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения, то затраты на приобретение материалов, используемых для подключения, и затраты на проведение работ, связанных с подключением, следует квалифицировать как непосредственно связанные с созданием основного средства. Такие затраты подлежат включению в его первоначальную стоимость постольку, поскольку без их осуществления объект не будет приведен в состояние, пригодное для использования, не будет принят к учету в качестве основного средства.
Так как приобретение материалов в подобном случае будет связано с обязательствами заказчика по выполнению условий подключения к системе водоснабжения, их использование в целях технологического присоединения не должно рассматриваться в качестве операции по безвозмездной передаче материалов.
Обоснование позиции:
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон N 416-ФЗ) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 416-ФЗ и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения (утверждены постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, далее — Правила)*(1).
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 (далее — Постановление N 645) утвержден типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения (далее — Типовой договор). Разделом IV Постановления N 645 определен круг прав и обязанностей сторон договора о подключении к централизованной системе водоотведения*(2).
В соответствии с пп. «в» п. 95 Правил в условиях подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения должны быть указаны, в частности, технические требования к объектам капитального строительства заявителя, в том числе к устройствам и сооружениям для подключения (технологического присоединения), а также к выполняемым заявителем мероприятиям для осуществления подключения (технологического присоединения).
Как было отмечено в решении АС Омской области от 28.07.2016 по делу N А46-3071/2016, правовая определенность терминов «создание централизованной системы водоотведения» и «выполнение технических условий» складывается из обеспечения заказчиком условий организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) для подключения объекта к централизованной системе водоотведения, а не создание централизованной системы водоотведения силами заказчика вместо организации ВКХ*(3).
Суд отметил, что услуги организации ВКХ по подключению объекта заказчика являются платными, в связи с чем, взимая плату по договору с заказчика (как предусмотрено в проекте договора), организация ВКХ не вправе возлагать, например, создание канализационно-насосной станции на заказчика.
В постановлении Восьмого ААС от 07.11.2016 N 08АП-11623/16 также указано, что законодательством на заказчика возлагается обязанность по обеспечению условий организации ВКХ подключения объекта к централизованной системе, а не создание (модернизация) централизованной системы водоотведения силами и за счет заказчика.
Бухгалтерский учет
Согласно п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» первоначальной стоимостью основных средств (далее также — ОС), приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). В случае строительства ОС подрядным способом к числу указанных затрат, в частности, относятся:
— суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
— иные затраты, непосредственно связанные с сооружением объекта ОС*(4).
При этом согласно п. 5.1.1 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160 (далее — Положение N 160) (применяется в части, не противоречащей более поздним нормативным документам по бухгалтерскому учету, смотрите письмо Минфина России от 15.11.2002 N 16-00-14/445), инвентарная стоимость законченных строительством зданий и сооружений складывается из затрат на строительные работы и приходящихся на них прочих капитальных затрат.
В составе капитальных вложений, впоследствии формирующих стоимость объектов основных средств, должны отражаться затраты, имеющие непосредственную связь с сооружением конкретного основного средства (смотрите, например, постановления АС Северо-Кавказского округа от 19.04.2017 N Ф08-2079/17 по делу N А32-27000/2016, АС Западно-Сибирского округа от 12.10.2016 N Ф04-4481/16 по делу N А70-13882/2015).
До окончания строительства расходы по возведению ОС учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» и составляют незавершенное строительство (п.п. 2.3, 3.1.1, 3.1.2 Положения N 160, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, также смотрите письмо Минфина России от 18.05.2006 N 07-05-03/02).
В соответствии с п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, список работ, относящихся к незавершенным капитальным вложениям, является открытым.
Как мы поняли из рассматриваемой ситуации, организация обязалась нести затраты по выполнению ряда работ, связанных с выполнением технических условий для подключения возводимого объекта к сети холодного водоснабжения, в том числе работ по установке в колодце, принадлежащем ГУП, задвижки из высокопрочного чугуна, а также понесла затраты по приобретению указанных материалов*(5).
Представляется, что без сооружения задвижки в колодце невозможно осуществить врезку, ответвление потока воды к потребителю.
С учетом изложенного полагаем, что если в рассматриваемой ситуации договор между сторонами соответствует типовому договору о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения, то затраты на приобретение материалов, используемых для подключения, и затраты на проведение работ, связанных с подключением, следует квалифицировать как непосредственно связанные с созданием ОС*(6). Такие затраты подлежат включению в его первоначальную стоимость постольку, поскольку без осуществления таких затрат объект не будет приведен в состояние, пригодное для использования, и принят к учету в качестве ОС*(7).
Так как приобретение материалов в подобном случае будет связано с обязательствами заказчика по выполнению условий подключения к системе водоснабжения, их использование в целях технологического присоединения не должно рассматриваться в качестве операции по безвозмездной передаче материалов. Если использование материалов осуществляется в интересах заказчика, контрагент не приобретает полного права пользования имуществом заказчика в своих интересах (схожие выводы отражены в постановлении ФАС Московского округа от 06.07.2011 N Ф05-5947/11).
Налог на прибыль организаций
В целях налогообложения прибыли первоначальная стоимость ОС определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за минусом возмещаемых НДС и акцизов (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Какие именно затраты относятся к расходам на приобретение (сооружение, изготовление) ОС, налогоплательщик должен решить самостоятельно. Это следует из отсутствия прямого перечня таких расходов в п. 1 ст. 257 НК РФ.
Если организация создает объект ОС, то его первоначальная стоимость будет равна сумме всех фактических расходов на его создание и изготовление, включая стоимость МПЗ, использованных при создании этого объекта ОС.
Приобретение отдельных дорогостоящих материалов в рассматриваемой ситуации связано с обязательствами заказчика и выступает частью выполнения условия подключения к сети водоснабжения. Поскольку приобретение материалов в данном случае не связано с безвозмездной передачей, то в рассматриваемой ситуации не применяется п. 16 ст. 270 НК РФ.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам в том числе относятся затраты на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу. При этом п. 4 ст. 254 НК РФ установлено, что в случае, если в состав материальных расходов организация включает результаты работ собственного производства, оценка указанных результатов работ производится исходя из оценки работ в соответствии со ст. 319 НК РФ.
Минфин России в отношении к подключению энергопринимающих устройств к электрической сети указывал, что расходы по оплате работ по непосредственному подключению таких устройств, а также расходы по подготовке к эксплуатации вышеуказанных устройств следует рассматривать в качестве расходов по доведению объекта ОС до состояния, в котором он пригоден к использованию (письмо от 12.04.2011 N 03-03-06/1/230)*(8).
В письме ФНС России от 11.01.2018 N СД-4-3/155@ отмечается, что без проведения мероприятий по технологическому соединению указанные объекты не могут быть использованы организацией в производственном процессе. Кроме того, в этом письме говорится, что затраты организации по оплате выполненных сетевыми организациями мероприятий по технологическому присоединению для целей налогообложения прибыли следует признавать расходами организации на доведение объектов ОС до состояния, в котором они пригодны для использования.
На основании изложенного полагаем, что затраты на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, затраты по непосредственному подключению принимающих устройств к сетям, а также расходы по подготовке к эксплуатации вышеуказанных устройств следует рассматривать в качестве расходов, связанных с доведением собственных ОС до состояния, пригодного для использования.
Все вышеназванные расходы, осуществленные до ввода в эксплуатацию ОС, включаются в первоначальную стоимость основного средства и учитываются через механизм начисления амортизации (смотрите письмо Минфина России от 24.08.2017 N 03-03-06/1/54361).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Учет расходов на технологическое присоединение (А. Рабинович, газета «Финансовая газета», N 30, август 2018 г.);
— Вопрос: Организация строит подрядным способом производственное здание. Строящееся производственное здание является объектом транспортной инфраструктуры. В процессе данной деятельности организация осуществляет расходы на электротепловодоснабжение, охрану и т.д., непосредственно используемые на строительной площадке в период строительства. До какого периода (подписание КС-11 или КС-14) необходимо учитывать расходы в первоначальной стоимости основного средства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2018 г.);
— Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям (О.В. Арбатская, журнал «Налог на прибыль: учет доходов и расходов», N 8, август 2018 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
30 сентября 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) На основании п. 90 Правил для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ), определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении и документы по перечню, указанному в этом пункте.
*(2) В силу п. 8 Типового договора перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению (технологическому присоединению) объекта к централизованной системе холодного водоснабжения (в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) централизованной системы холодного водоснабжения и мероприятия по фактическому подключению (технологическому присоединению) к централизованной системе холодного водоснабжения) составляется по форме согласно приложению N 2. На основании п. «а» п. 10 Типового договора организация ВКХ обязана осуществить в том числе мероприятия согласно приложению N 2 к указанному договору по созданию (реконструкции) централизованных систем холодного водоснабжения до точек подключения, а также по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения к подключению (технологическому присоединению) объекта и подаче холодной воды (не позднее установленной данным договором даты подключения (технологического присоединения)). Вместе с тем на заказчика возлагается обязанность по выполнению технических условий (пп. «а» п. 12 Типового договора). В силу п. 94 Правил организация ВКХ определяет, к какому объекту (участку сети) централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения должно осуществляться подключение (технологическое присоединение), и оценивает техническую возможность подключения (технологического присоединения) и наличие мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность, в инвестиционной программе организации.
*(3) Суд отклоняет довод организации ВКХ о необходимости строительства КНС в границах земельного участка Заказчика обусловленной необходимостью сокращения затрат и материальных ресурсов организации ВКХ для подключения объекта и исключит необходимость оформления последним земельного участка для ее строительства. Организация ВКХ, являясь субъектом естественной монополии на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению, основываясь на сокращении собственных затрат и материальных ресурсов, фактически совершает действия по навязыванию к заключению договора, на основании которого осуществляется водоотведение, на условиях, невыгодных для потребителя, что недопустимо в соответствии со ст. 10 ГК РФ и привело к нарушению законных прав и интересов заказчика.
*(4) Не включаются в фактические затраты на сооружение ОС общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с сооружением основных средств. Пунктом 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, установлено, что оценка имущества, произведенного в самой организации, производится по стоимости его изготовления. При этом под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества. При строительстве объектов застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства, в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ и затрат. Наряду с учетом затрат по фактической стоимости застройщик независимо от способа производства строительных работ ведет учет произведенных капитальных вложений по договорной стоимости (п. 2.2 Положения N 160).
*(5) Пунктом 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ (утверждены приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н) понятие материалов для целей бухгалтерского учета определено как вид запасов. К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы. Отметим при этом, что действующие нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету не содержат стоимостного ограничения для учета активов в составе МПЗ.
*(6) В случае, если строительство необходимых объектов осуществляет сетевая организация, то речь идет о создании сетевой организацией собственных объектов основных средств. Для организации-заявителя плата за технологическое присоединение в таком случае не будет связана с приобретением, сооружением, изготовлением собственных основных средств и может быть учтена в составе расходов по обычным видам деятельности (п.п. 4, 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
*(7) Строительство объекта и последующее его доведение до состояния, пригодного к использованию, следует рассматривать как единый процесс создания объекта, по завершении которого и возникает объект, отвечающий признакам ОС (смотрите также постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.04.2013 N Ф07-1253/13 по делу N А26-7054/2012, Одиннадцатого ААС от 24.09.2012 N 11АП-6264/12). Понесенные организацией расходы на работы (услуги), непосредственно связанные с созданием ОС, включаются в его первоначальную стоимость, пока объект не приведен в состояние, пригодное для использования, и не принят к учету в качестве ОС. Если затраты, связанные с созданием объекта ОС, понесены организацией после ввода его в эксплуатацию в составе основных средств, то указанные затраты следует учитывать в составе текущих расходов.
*(8) В отношении расходов в виде платы за технологическое присоединение применительно к налогу на прибыль Минфин России в последние годы разъяснял, что данные расходы непосредственно не связаны с приобретением, сооружением, изготовлением, а также доведением ОС до состояния, в котором они пригодны для использования (смотрите, например, письма Минфина России от 18.08.2016 N 03-03-05/48450, от 09.02.2015 N 03-03-06/1/5237, от 06.11.2014 N 03-03-06/1/56051). При этом в письме ФНС России от 11.01.2018 N СД-4-3/155@ было разъяснено, что затраты по оплате выполненных сетевыми организациями мероприятий по технологическому присоединению для целей налогообложения прибыли следует признавать расходами на доведение объектов ОС до состояния, в котором они пригодны для использования. Отметим, что судьи указывают, что под понятием «доведение ОС до состояния, в котором оно пригодно для использования» понимается совершение действий, которые выполняются непосредственно в отношении соответствующего ОС и без выполнения которых соответствующее ОС не может быть признано законченным строительством и готовым к эксплуатации, то есть фактически не может эксплуатироваться (постановление Десятого ААС от 10.11.2011 N 10АП-7350/11, смотрите также постановления Восемнадцатого ААС от 27.06.2018 N 18АП-4895/18, Девятого ААС от 12.12.2012 N 09АП-36487/12).