- Как покрасить трубы отопления правильно
- Правила покраски труб отопления и радиаторов
- Выбираем краску
- Виды покрасочных материалов
- Порядок покраски
- Варианты окрашивания
- Некоторые рекомендации
- Чугунные трубы
- Трубы отапливаемые и неотапливаемые
- На что обращаем внимание
- Как покрасить трубы отопления в квартире
- Покраска труб отопления: как и чем покрасить, пошаговая инструкция.
- Причины для покраски труб
- Какой должна быть краска
- Инструкция по покраске труб
- Подготовительный этап
- Процесс покраски
- Заключение
- Инструкция по покраске труб отопления в квартире
- Причины для покраски труб
- Виды красок для окрашивания труб
- По типу
- По производителям
- Процесс покраски
- Способы нанесения краски
- Варианты окрашивания
- Дополнительные рекомендации
- Советы специалистов
- Чугунные трубы
- Холодные или горячие трубы
- Аккуратность
- Инструкция по покраске труб отопления в квартире
- Можно ли красить трубы отопления и радиаторы в квартире когда они горячие
- Можно ли красить горячие трубы отопления в квартире?
- Выбор краски для труб
- Можно ли красить горячие трубы отопления в квартире с помощью непрофессионального инструмента?
- Технология покраски полимерных труб
- Технология покраски железных труб
- Выбираем краску для труб отопления в квартире
- Требования к лакокрасочному материалу
- Выбор краски
- Инструкция по покраске труб
- Подготовительные работы
- Нанесение краски
- Полезные советы
- Заключение
- Можно ли красить горячие батареи отопления краской и эмалью
- Можно ли красить радиаторы отопления горячими
- Краска для горячих батарей отопления
- Можно красить горячие батареи отопления эмалью
- Можно ли красить горячие батареи акриловой краской
- Расчет краски для батарей
- Необходимые инструменты и материалы
- Подготовительные работы
- Как покрасить горячую батарею отопления
- Советы опытных мастеров
- Заключение
Как покрасить трубы отопления правильно
Как красить трубы отопления представляют буквально все, но многие только представляют, но этой работы не делали. Хотя для качественного нанесения нужно соблюдать определенную технологию, ведь краситель не просто должен покрыть трубы, но и еще долго служить. Ведь это все-таки высокие температуры.
Сегодня мы и рассмотрим этот вопрос. Так же на видео в этой статье вы сможете посмотреть наиболее сложные моменты выполнения этой работы.
Правила покраски труб отопления и радиаторов
Эта работа полностью делается своими руками. И цена ее не значительная. При правильном нанесении покрытия вы об этом не будете помнить порядка 10-ти лет. Теперь давайте все рассмотрим по порядку.
Выбираем краску
Давайте сразу разберемся какой краской покрасить трубы отопления, чтобы конечный результат не заставил нас разочароваться в качестве проделанной работы.
Выбор материалов для покраски труб и батарей отопления должен учитывать следующие требования:
Виды покрасочных материалов
В магазинах строительных материалов можно приобрести краски для обработки поверхности отопительных труб:
Акриловые эмали | Изготовляются на основе веществ органического происхождения, дающих побочный эффект характерного приторного запаха в процессе покраски и высыхания. Зато наверняка порадует результат – глянцевость обработанной поверхности и износостойкость. |
Алкидные эмали | Увы, специфический запах будет сопровождать не только процесс покраски и высыхания, но и частично сохранится при последующей эксплуатации системы отопления. В возмещение этого недостатка, обработанная алкидной эмалью поверхность не будет бояться истирания и больших температур. Порадует и огромный выбор цветов, благодаря чему у потребителя алкидная эмаль неизменно пользуется большим спросом. |
Водно-дисперсионные краски | Рассчитаны именно на окраску труб отопления, в связи с чем их выбор можно считать оптимальным. Работа с данным видом красок протекает без ощущения неприятных запахов; сохнут они быстро. |
Масляные краски | Они в свое время были наиболее популярны. Но сейчас есть и более новые варианты. Хотя он тоже актуальны. Это совершенно безвредный материал, который служит долгое время. |
Порядок покраски
Порядок покраски отопительных систем установлен в основном следующий: один раз в 5 или 6 лет. Если у вас назрел ремонт, операцию покраски труб желательно оставить под его конец.
Для нанесения красителя вам понадобится:
Варианты окрашивания
Для нанесения краски есть несколько вариантов:
- Если имеющийся слой не имеет существенных повреждений в виде глубоких царапин или заметных выпуклостей, допустимо окрашивать поверх него;
- Если характер повреждений достаточно серьезный и даже заметна ржавчина, тогда подготавливаем рабочую поверхность путем предварительного ошкуривания;
- Плохо держащуюся и начинающую отходить старую краску удаляем целиком (см. Как снять старую краску с батарей отопления), и только после этого можно приступать к окрашиванию.
Для металлических поверхностей понадобится и грунтовка. Она усилит сцепление поверхностей и продлит срок службы красителя.
Внимание: Необходимо помнить, что грунтовую смесь наносят исключительно на чистую и сухую поверхность. Поэтому предварительно протираем трубы отопления мокрой тряпкой, а вслед за этим – сухой ветошью.
- Затем дожидаемся полного высыхания грунтовки, и можно начинать красить.
Для нанесения краски никаких особых навыков не потребуется. Сохнет она быстро. Ваша задача лишь выдерживать по возможности тонкий слой. - Если же слой получился настолько тонок, что просвечивает, нанесите еще один слой. Это вполне согласуется с рекомендацией производителей красить минимум в два слоя.
- После высыхания грунтовки красим валиком или краскораспылителем. В сложных для покраски местах придет на помощь кисть. Если обычной кистью нам не удается прокрасить труднодоступный участок трубы, воспользуемся радиаторной кистью. Благодаря длинной ручке с изгибом, она с легкостью пройдет в тонкий зазор и обработает плоходоступный участок трубы или батареи.
Некоторые рекомендации
Вроде бы, что уж такого особо сложного в покраске отопительной системы. Тем не менее, трубы, как и прочие поверхности, требуют соблюдения относительно себя определенных правил.
Мы собрали небольшой перечень практических советов наших экспертов, следование которым позволит осуществить покраску, не отступая от норм и не прибегая к услугам профессиональных маляров.
- Может вызвать сложность покраска чугунного радиатора. Очень часто эмаль наносят поверх имеющегося слоя краски, но мы вам этого не рекомендуем, поскольку качество поверхности оставит желать лучшего. Не поленитесь целиком избавиться от имеющегося слоя, затем прогрунтовать поверхность радиатора. Возможно, потребуется снять батареи, чтобы приступить к работам. Для окрашивания систем отопления из чугуна подойдут поролоновые валики малого диаметра. Они позволят покрыть эмаль ровно, охватив и труднодоступные участки тоже;
- Нередко у экспертов интересуются: допустимо ли красить отопительные системы при включенном отоплении? Нет. Красят необогреваемые трубы. Специалист не возьмется за покраску отапливаемых в данный момент систем. Разумнее подгадывать ремонт к периоду, когда отопительная система не эксплуатируется или дожидаться конца отопительного сезона. Кому приходилось красить нагретый радиатор, имели возможность убедиться, что эмаль начинает ложиться неровно, возникают разводы;
- Радиаторы и трубы зачастую имеют малоудобные формы и плоходоступные места расположения. Поэтому выполнение работы требует подчас не только внимательности, но и почти что филигранности. Соблюдайте наработанную последовательность операций: сначала очищение поверхности, потом грунтовка, затем высыхание грунтовки и покраска при помощи краскопульта или другими выбранными средствами, в зависимости от сложности поверхности;
- Во избежание подтеков отопительные системы принято прокрашивать сверху вниз. Элементы труб и батарей красим не только спереди, а отовсюду, невзирая на труднодоступность.
Вряд ли стоит повторяться на тему важности грамотного выбора краски. К покрасочным материалам, предназначенным для работы с отопительными системами, предъявляются отдельные требования.
Не возбраняется продолжать использовать по старинке эмаль, однако на сегодняшний день производители способны удивить нас широчайшим спектром выбора красок. Все они в обязательном порядке являются термостойкими, сопротивляющимися истиранию и нетоксичными.
Внимание: Отдавать приоритет рекомендуется составам, содержащим металлический порошок. С такой специальной добавкой наша система отопления будет иметь безупречный внешний вид и, что немаловажно, отличную защиту от ржавления.
Чугунные трубы
Наибольшее внимание потребуется уделить покраске чугунных труб и радиаторов.
- В основном их красят непосредственно по имеющемуся слою, отчего с каждым разом внешний вид данных элементов становится хуже, а поверхность все рельефнее.
- Настоятельно советуем вам не полениться и убрать предыдущие наслоения краски, после чего обработать вскрытый металл грунтовкой. Если не получается добраться до некоторых элементов, требующих обработки, то радиатор и некоторые части трубы лучше снять и лишь после покрасочных работ и высыхания поставить обратно.
- С чугунными элементами работать сподручнее поролоновыми валиками малого диаметра, что обеспечит равномерность нанесения краски.
Трубы отапливаемые и неотапливаемые
Стоит прислушаться к мнению специалистов, рекомендующих производить покрасочные мероприятия при отключенном отоплении. Несмотря на то, что наша краска жаростойкая, все же на холодную трубу она ляжет более качественным слоем. Иначе мы рискуем получить неровности, пятна, разводы и выпуклости на окрашенной поверхности.
На что обращаем внимание
Аккуратность никогда не бывает лишней. Имея дело с покраской отопительных систем, безусловно, мы хотим избежать брызг, разливов и пачканья нашего помещения.
Все эти неприятные нюансы не исключены, ведь работать приходится зачастую с труднодоступными участками труб, спрятанными в сложных по своим формам нишах.
- После нанесения грунтовки все же лучше будет воспользоваться пульверизатором. Выбор в его пользу позволит существенно сократить продолжительность работы, а также добиться тонкости и ровности слоя.
- Элементы отопительных систем красим сверху вниз. Как уже отмечалось, этим мы избегаем нежелательных подтеков. Помимо того, мы не допускаем перерасхода краски.
- Любые элементы системы прокрашиваются не только с лицевой стороны, но и в скрытых от глаз местах.
Как видите, покраска труб отопления, хоть и имеет свои специфические особенности, при соблюдении всех данных рекомендаций вполне может быть выполнена вами самостоятельно. Как покрасить трубы отопления вы уже прочли и инструкция не даст вам совершит ошибок.
Как покрасить трубы отопления в квартире
Покраска труб отопления: как и чем покрасить, пошаговая инструкция.
Вся система отопления жилых и производственных помещений хотя бы раз в пять лет требует нанесения защитного слоя с помощью красящих веществ. Данная манипуляция позволит предотвратить разрушение отопительных коммуникаций за счет воздействия на них внешних неблагоприятных факторов, коррозии, а также сохранит приятный внешний вид.
Краска для труб должна соответствовать определенным требованиям и выполнять ряд поставленных перед ней задач. Рынок современных строительных материалов предлагает потребителю большой выбор товара, отличающийся как ценой, так и эксплуатационными свойствами.
Причины для покраски труб
Прежде чем проанализировать виды красок и сделать выбор одной из них, рассмотрим основные причины для проведения покрасочных работ. Итак:
- Защита новых поверхностей от внешней коррозии и других негативных воздействий. Даже пластиковый материал необходимо обработать и защитить.
- Плохое состояние старой магистрали требует коррекции покрытия. Когда красящий слой начинает шелушиться, отпадать, а также поддаваться ржавчине его нужно заменить.
- Декоративный вид отопительных коммуникаций не соответствует дизайну комнаты. В случае несоответствии данного элемента общему виду интерьера, нужно его перекрасить.
- Профилактика от порчи системы отопления. Необходимо своевременное проведение покрасочных работ, чтобы избежать появления ржавчины, следов гниения.
Какой должна быть краска
Выяснив причины, разберем вопрос о том, какими эксплуатационными характеристиками должна обладать эмаль и соответственно какой краской красить трубы отопления. Перечень характеристик:
- стойкость к стиранию, неблагоприятному воздействию внешней среды. Прочное покрытие не должно отслаиваться, темнеть;
- термостойкость, защитный красящий слой должен выдерживать температуру до 100 градусов при нагревании батареи;
- безопасность, начиная с момента нанесения, заканчивая всем периодом эксплуатации, краска не должна выделять вредные вещества;
- отсутствие специфического запаха. Краска для труб отопления без запаха отрицательно не влияет на органы дыхания, жизнедеятельные функции организма;
- цвет, темные оттенки лучшие проводники тепла. Избежать затемнения комнаты поможет металлический оттенок. Актуальны скомбинированные композиции, узоры.
Следующим важным шагом при выборе, чем покрасить трубу отопления, будет подбор одного из типов эмали:
- Алкидные эмали. Долговечны, термоустойчивы, не боятся стирания, большой выбор цветовой гаммы. Однако обладают специфическим запахом на протяжении всего периода использования. Еще один минус в том, что обработанная поверхность со временем теряет блеск.
- Акриловые эмали. Менее выраженный специфический запах. Плюс в хорошей износостойкости, разнообразии оттенков (матовые и глянцевые варианты). Акриловый слой долгое время сохраняет яркость, скрывает шероховатости, неровности.
- Водно-дисперсионные составы. Самый безопасный вариант того, чем покрасить трубы отопления. Преимущества: отсутствие запаха, быстросохнущий состав, долговечность, термостойкость, красивый вид.
- Краски на масляной основе. Покраска труб масляными составами уже не актуальна.
Инструкция по покраске труб
Разобрать все тонкости того, как покрасить трубы отопления в квартире, может любой среднестатистический человек. Для этого не обязательно быть строителем профессионалом, достаточно четко следовать пошаговой инструкции.
Подготовительный этап
Прежде чем приступить к основным манипуляциям важно предварительно подготовить поверхность для последующей покраски.
Важно учесть изначальное состояние батарей, радиаторов, приборов:
- Новая батарея, радиатор, другой отопительный элемент, без каких-либо покрытий требует очистки от пыли, грязи, обезжиривания и грунтовки. Качественная обработка, грунтовка способствует хорошему сцеплению эмали с поверхностью коммуникаций.
- Если отопительные элементы уже покрашены, то покрытие необходимо снять, либо зашкурить.
- Поврежденная поверхность, наличие трещин требует особого подхода. Потребуется его убрать при помощи шпателя и строительного фена. Для этого нанесите кисточкой специальный гелеобразный смывку-растворитель, через некоторое время снимите слой шпателем или щеткой по металлу. Будьте осторожны, избегайте излишних усилий, чтобы не повредить тонкие соединения.
- Ржавые коммуникации самый сложный вариант. Понадобиться убрать весь поврежденный слой. Для этого можно применить химические реактивы, шпатель, наждачную бумагу. Затем обезжирить уайт-спиритом, загрунтовать.
Процесс покраски
Окрашивание магистралей производится при комнатной температуре, отопление в доме должно быть отключено. Профессионалы советуют наносить красящее вещество со всех сторон (переднюю, заднюю, боковую часть). Не прокрашенные места начнут в скором времени ржаветь.
Пошагово:
- 1 шаг. Стелим на пол под всей магистралью защитную пленку (бумага, полиэтилен).
- 2 шаг. Подбираем инструмент для нанесения красящего слоя: кисточка, валик, баллончик, краскопульт или пульверизатор. Наиболее популярно использование кисточки с не жёсткой щетиной. Лучше приобрести 2 кисти: классическую прямую, а также изогнутую с длинной ручкой для проблемных зон.
- 3 шаг. Эмаль наносим аккуратно в два слоя. Первый тонкий слой должен равномерно лечь на всю поверхность, красить начинаем сверху вниз. После высыхания закрепляем результат повторным нанесением по всей поверхности, уделяя особое внимание ярко выраженным просветам.
- 4 шаг. После выполнения всех работ оставляем отопительные коммуникации в покое до полного высыхания. Если включить систему отопления, игнорируя данный пункт, то эмаль станет пузыриться, появятся неровности, начнет слазить.
Заключение
Отопительные радиаторы, котлы, батареи важные элементы в жилом и производственном помещении. Использование качественных лакокрасочных материалов надолго сохранит красивый вид, защитит коммуникации от коррозии, а также обеспечит безопасность применения.
Спросом пользуются следующие марки: Хайцкорперлак; Эмаль ГФ-0119; Миллертемп; Элементфарг Алкид; Эмаль ВД-АК-1179.
Инструкция по покраске труб отопления в квартире
Ремонт в квартире руками специалистов – это дорогое удовольствие. И потому многие владельцы стремятся сделать часть работы самостоятельно. Покраска труб отопления не должна вызывать страхов, что можно все испортить. Если вы внимательно ознакомитесь с инструкцией о том, как покрасить трубы отопления, то сможете сделать все правильно.
Причины для покраски труб
Все мы знаем, что краска, нанесенная даже небольшим слоем, служит защитой для водопроводных и отопительных труб. Она предотвращает их коррозию. Кроме того, с помощью краски определенного цвета можно дополнить интерьер или просто удачно вписать в него трубы и радиатор. И даже если купленный вами радиатор уже имеет подходящий цвет и защитный слой против коррозии, то вот о трубах этого сказать нельзя.
Неважно, из какого материала они сделаны. Пластиковые и металлические трубы лучше обработать краской. Можно выделить ряд причин, по которым эта мера должна быть проведена в обязательном порядке:
- Слой старой краски стал облущиваться, потрескался или был нарушен другим образом.
- Вы только что установили трубы, которые еще не имеют защиты против коррозии.
- Необходимость создания завершенности в интерьере, декорирование элементов отопления.
- Плановая мера в целях профилактики порчи отопительной системы.
Виды красок для окрашивания труб
Современный рынок предлагает просто огромное количество лакокрасочных изделий. Краски для обработки элементов отопления можно разделить по производителям и типу.
По типу
- Алкидная эмаль проявляет высокую устойчивость к высоким температурам и может эксплуатироваться при нагреве до 100 градусов по Цельсию. При резком отключении отопления вы также можете быть спокойны, поскольку покрытие выдержит перепады температуры от – 50 до + 60 градусов по Цельсию.
- Водно-дисперсионная краска считается самой безвредной. Она быстро сохнет и образует прочное покрытие. По долговечности это средство также не уступает остальным. При покупке обратите внимание на то, чтобы на банке была указана возможность использования продукта для окрашивания нагревающихся поверхностей.
- Эмаль акриловая, имеющая основу из натуральных растворителей, образует красивую глянцевую поверхность. Цвет слоя, полученный в результате, будет стойким, несмотря на воздействие ультрафиолета. Если вы не знаете, как красить трубы этой краской, то лучше вначале прочтите инструкцию. Основание перед ее нанесением необходимо тщательно прогрунтовать. Для этого может использоваться, например, свинцово-суриковая грунтовка под номером 81.
- Масляная краска может использоваться с вышеуказанной целью, однако, высока вероятность того, что от воздействия тепла она пожелтеет или поменяет цвет.
Заметьте также, что латексные краски по металлу заметно дешевле, нежели акриловые средства.
По производителям
Можно привести несколько примеров самых распространенных и качественных красок для окрашивания отопительных элементов, которые сегодня предлагают нам производители из разных стран.
Для труб отопления нужно использовать специальную краску
- Радиатор Пейнт – это эмаль, имеющая стойкий белый цвет. Она устойчива к температуре в 90 градусов по Цельсию, не выделяет запаха и вредных веществ.
- Миллертемп – это краска по металлу, которая отлично препятствует коррозии. Выпускается в двух цветовых вариантах: угольно-серая или матовая алюминиевая. Может наноситься без грунтовки, после высыхания выдерживает температурный режим до 600 градусов по Цельсию.
- Хайцкорперлак – образующая аккуратную поверхность алкидная эмаль, которая может наноситься лишь на холодный металл.
- Элементфарг – еще одно алкидное средство, которое используется без грунтовки и быстро высыхает. Максимально допустимая температура – 100 градусов. Может служить основой для дальнейшей покраски или выступать финишным слоем.
Краска обязательно должна выдерживать высокую температуру (лучше не менее 90–100 градусов). В ее составе могут быть окрашивающие пигменты или специальная металлическая пудра. Последний вариант является более приоритетным.
Процесс покраски
Большинство отопительных систем требуют покраски в среднем один раз в 5–6 лет. Если вы делаете ремонт, то отложите процесс окрашивания напоследок.
Способы нанесения краски
- с помощью кисти;
- валиком;
- распылением.
Варианты окрашивания
- поверх старого слоя, только при условии, что он ровный и не поврежден (отсутствуют трещины, сколы, выпуклости и т. д.);
- предварительное ошкуривание поверхности либо полное снятие старой краски: если предыдущий слой поврежден (видны трещины или вспучивание) либо вы заметили ржавчину (удалите ее щеткой по металлу);
- если старая краска отходит, ее нужно полностью удалить и уже тогда красить.
Не забудьте о грунтовке, если она необходима. Грунтовая смесь наносится на чистую и сухую поверхность, потому тщательно протрите трубы влажной тряпкой и насухо вытрите их ветошью.
Выждите время, пока слой грунтовки высохнет, и только тогда начинайте красить.
Как правило, краска наносится очень просто и сохнет недолго. Старайтесь, чтобы слой был минимальным. Если краска просвечивает, то лучше вскрыть ее дважды тонким слоем, чем один раз толстым. Хотя обычно даже производители рекомендуют делать покрытие не меньше, чем в два слоя.
После высыхания грунтовки нанесите краску валиком либо краскопультом, а до труднодоступных мест можно достать кистью (если ровной кистью не обойтись, используйте специальную радиаторную – она легко пройдет в тонкий проем и окрасит скрытую от глаз часть трубы).
Дополнительные рекомендации
Покраску труб отопления лучше производить в весенне―зимний период, когда трубы холодные. В отопительный сезон красить их можно, однако, тогда вы рискуете получить неровный быстро высохший слой, который будет не слишком аккуратным.
Используйте только жаростойкие краски, чтобы получить прочный слой, который не будет выделять в воздух вредных веществ при нагревании. Если вы будете использовать краски темных оттенков, то получите больше тепла.
Перед покраской не забудьте о защите стен от случайных брызг
Перед покраской не забудьте о защите стен от случайных брызг. Заслоните их старыми газетами или клеенкой. Не спешите, чтобы не создавать дополнительных брызг.
При работе с некоторыми средствами лучше использовать респиратор. Не забывайте о том, что после завершения покраски необходимо проветрить помещение. Во время этого процесса детей, других членов семьи и домашних животных лучше изолировать, чтобы они не мешали работе, а также не дышали вредными испарениями.
Фановые (полиэтиленовые) трубы необходимо красить дважды в год.
Советы специалистов
Есть некоторые особенности, которые необходимо учесть перед тем, как покрасить трубы. Вот что говорят специалисты.
Чугунные трубы
Чугунные трубы и радиатор красить труднее всего. Эти элементы обычно красят прямо по старому слою. Однако от этого их внешний вид только ухудшается, потому поверхность с каждым разом становится все более неровной. Лучше не пожалеть времени и сил и снять старый слой краски. После этого обязательно вскройте металл грунтовкой. Если достать до труднодоступных мест непросто, то сначала снимите радиатор и те части трубы, которые можно снять. Покрасьте все, а после высыхания монтируйте обратно.
Для чугунных элементов лучше всего использовать мягкие поролоновые валики небольшого диаметра для равномерного окрашивания.
Холодные или горячие трубы
Большинство специалистов рекомендуют проводить окрашивание только при отключении центрального отопления. Трубы должны быть холодными, чтобы слой краски был ровным и качественным. Ни один мастер не возьмет на себя ответственность за покраску отопительных систем при включенном состоянии. Это чревато разводами, пятнами и вздутиями на окрашенной поверхности.
Аккуратность
Не забывайте о том, что необходимо соблюдать аккуратность, чтобы не запачкать окружающие вас предметы. Часто трубы находятся в нишах, и к ним бывает трудно подобраться. Потому сначала нанесите грунтовку, а краску наносите с помощью пульверизатора, чтобы слой был тонким и ровным. Кроме того, это значительно сократит общее время работы.
Красьте элементы в направлении сверху вниз. В этом случае вы избежите ненужных потеков и перерасхода краски, а поверхность получится аккуратнее.
Каждый элемент нужно прокрасить со всех сторон, в том числе скрытых от глаз, а не только с лицевой стороны.
Теперь вы знаете, как произвести покраску труб отопления, а потому в следующий раз сможете сделать это самостоятельно.
Инструкция по покраске труб отопления в квартире
Если в вашей квартире проложены металлическая магистраль отопления, вы рано или поздно столкнётесь с такой проблемой, как грамотная покраска труб отопления. Многие при этом хотят всё сделать своими руками, чтобы не тратить финансы на профессиональных мастеров – тогда возникает ряд вопросов:
- Какой краской стоит воспользоваться?
- Какие подготовительные работы необходимы перед покраской?
- О чём следует знать и что необходимо учесть?
Безусловно, у каждого индивидуально возникнут ещё какие-нибудь вопросы, кроме того всех интересует то, как выглядит пошагово процесс покраски. Попробуем рассмотреть все вопросы, которые могут возникнуть при покраске магистрали отопления своими руками.
Очень большое значение при покраске имеет правильный выбор краски. Для того, чтобы все работы были выполнены качественно, краска должна обладать следующими свойствами:
- Термостойкость – под влиянием высоких температур она не должна разрушаться. Верхняя граница температуры должна составлять не менее 100 0 С – при таких условиях мы будем иметь гарантию, что краска сохранится при любой интенсивности отопления.
- Нетоксичность – мы должны иметь гарантию, что краска при комнатной температуре и при нагревании не выделяет токсичные вещества, способные причинить вред организму человека.
- Стойкость к истиранию.
- Стойкость к агрессивным средам.
Если свойства краски отвечают всем этим условиям, мы можем быть уверены, что она подходит для наших целей.
Виды красок, которые подходят для окраски труб отопления
Определимся, какие виды эмалей мы можем использовать для того, чтобы выкрасить контур отопления.
- Акриловые эмали – они производятся на основе растворителей из органики. После их применения долго остаётся специфический резкий запах, но они обеспечивают равномерное окрашивание, долговечность и глянцевый блеск поверхности.
- Алкидные эмали – они тоже издают характерный резкий запах. Он может ощущаться и долгое время в процессе эксплуатации труб. Однако эти краски долговечны, устойчивы к истиранию, имеют высокую температурную стойкость и очень востребованы в данной области. Это очень хорошее решение, когда возникает вопрос: «Чем покрасить медные трубы отопления?»
- Водно-дисперсионные эмали – они производятся как раз для окрашивания труб и батарей отопления. Они быстро высыхают, почти не издают запаха, долговечны и обладают высокой термостойкостью.
- Некоторые по старинке пользуются для покрытия труб масляными красками, но они всё уверенней уходят в прошлое, поскольку совершенно неэффективны в данной сфере применения.
Подготовка труб к покраске
Перед тем, как начать окрашивание, поверхность необходимо должным образом подготовить. Процесс подготовки выглядит так:
- Снимаем всю старую краску, применяя специальные химические реактивы и шпатель. Реактивом для смывания смазываем поверхность, оборачиваем её плёнкой, после чего очищаем специальным ёршиком.
- Зачищаем поверхность до блеска при помощи наждачной бумаги. Все загрязнения удаляем при помощи ёршика.
- Обезжириваем очищенные поверхности уайт-спиритом.
- Грунтуем трубы специальным раствором для того, чтобы повысить антикоррозионные свойства и увеличить сцепляемость эмали с металлической поверхностью.
Следует знать, что современные технологии предлагают эмали с содержанием грунтовки – в таком случае отдельно грунтовать поверхность не стоит.
После выполнения всех этих процедур поверхность готова к покраске.
Поэтапный процесс окрашивания труб отопления
Поэтапный процесс окрашивания выглядит следующим образом:
- Для того, чтобы уберечь пол от капающей краски, стелим под всей магистралью полиэтилен либо плотную бумагу.
- Подбираем кисти – нам нужны инструменты с нежёсткой щетиной. Форма подбирается прямая и изогнутая для труднодоступных участков.
- Эмаль наносим в два слоя. При окраске радиаторов начинаем красить сверху, чтобы избежать потёков. Второй слой можно добавлять только после полного высыхания первого слоя. Такой метод помогает добиться равномерного покрытия металла эмалью.
После выполнения всех вышеописанных операций покраску можно считать завершённой. Следует дождаться полного высыхания эмали, прежде чем включить систему отопления. В противном случае эмаль станет пузыриться и слезать с поверхности – всё это может стать причиной очень неэстетичного вида труб отопления.
Как вы смогли убедиться, покраска труб – процесс несложный и он вполне по силам любому аккуратному человеку, даже не имеющему специальных навыков и опыта в данной сфере. Если вы будете тщательно придерживаться всех инструкций, аккуратно и скрупулёзно выполнять каждый пункт процесса, ваши трубы отопления будут радовать глаз своей глянцевой окрашенной поверхностью.
Если в вашей квартире проложены металлическая магистраль отопления, вы рано или поздно столкнётесь с такой проблемой, как грамотная покраска труб отопления. Многие при этом хотят всё сделать своими руками, чтобы…
Можно ли красить трубы отопления и радиаторы в квартире когда они горячие
Что делать если радиатор отопления и трубы потеряли эстетичный вид: краска облезла и местами появилась ржавчина? Однозначно необходимо их покрасить, но какую краску применить, какой инструмент использовать? И вообще можно ли красить горячие трубы отопления в квартире во время отопительного сезона или лучше дождаться летнего периода, когда радиаторы холодные? Ответы на эти и многие другие сопутствующие вопросы вы найдете в данной статье.
Можно ли красить горячие трубы отопления в квартире?
Если правильно использовать специальный краситель, то можно придать трубам и батареям приятный, обновленный вид даже в отопительный сезон. Но при выборе такой краски необходимо обладать определенными знаниями. Ведь работы будут проводиться в жилом помещении, следовательно, к красителю предъявляются особые требования:
- отсутствие вредных испарений;
- короткий период высыхания;
- продолжительный срок службы;
- защита металла от ржавчины;
- простота использования.
Но даже при выборе краски с оптимальными характеристиками для окрашивания батарей простой обыватель может допустить массу ошибок при покраске, так как нужно еще правильно подготовить поверхность, подобрать инструмент и должным образом выполнить работы. Далее об этом подробней.
Выбор краски для труб
Ответ на вопрос: можно ли красить горячие трубы – уже предоставлен, поэтому переходим к подбору красителя. Сегодня существует несколько видов краски, которые в априори подходят для обработки горячих радиаторов.
- алкидная эмаль – поверхность, обработанная этим материалом, может быть матовой или глянцевой. Краска создает долговечное покрытие. Среди всего разнообразия этих красителей существует специальный, для радиаторов, который можно наносить на горячие трубы. К тому же эмаль создаст барьер от образования ржавчины;
- акриловая краска – отлично зарекомендовала себя в домашних условиях, так как проста в обращении и не выделяет запаха при высыхании благодаря тому, что создана на водной основе;
- масляная краска – этот материал безнадежно устарел ввиду своих характеристик (долго сохнет, имеет резкий запах) поэтому не будем его рассматривать;
- аэрозольная краска – подходит для применения в промышленных условиях, требует специальных навыков нанесения. Этот материал не годиться для использования в доме;
- краситель на основе силикона – в связи со стоимостью и спецификой применения такая краска значительно уступает первым двум вариантам;
- краситель на основе термостойкого лака – отлично подходит для нагретых труб, но в городской квартире и частном доме температура радиатора вряд ли будет подыматься выше 90 градусов, поэтому использовать такой краситель нецелесообразно;
- водно-дисперсионная краска – быстро пересыхает на нагретой поверхности, что мешает качественному пленкообразованию. К том уже такой краситель имеет слабую устойчивость к истиранию – не подходит.
Из всех этих красок наилучшим образом зарекомендовали себя: алкидная эмаль и акриловая краска. Но у них есть два недостатка: алкидная эмаль – источает запах, а акриловая – не защитит от ржавчины. Чтобы не терпеть неприятный запах от алкидной краски, можно использовать акриловую, но перед этим нужно нанести слой грунтовки на батареи. Такая краска для горячих труб отопления держится довольно неплохо и не темнеет со временем.
Примеры эмалей для окраски радиаторов
Среди ассортимента специальных радиаторных красок встречаются варианты, которые подходят лучше других. Например, среди алкидных эмалей шведская краска «Элементфард Алкид» по своим характеристикам превосходит конкурентов (выделяет совсем немного запаха, быстро сохнет, применяется при температуре поверхности до 100 градусов, не требует грунтования). А также голландская краска «Радиатор Пейнт» помогает положительно ответить на вопрос: можно ли красить трубы в отопительный сезон? Ведь и ее диапазона применения до 90 градусов достаточно, чтобы окрасить горячие трубы.
Можно ли красить горячие трубы отопления в квартире с помощью непрофессионального инструмента?
Краскопульт и другой специальный инструмент для этого не требуется, поэтому любой неподготовленный человек может справиться с этой задачей. Главное иметь четкое представление о технологии и подобрать именно тот вариант, который подходит в том или ином случае. Ведь сегодня существует множество материалов, из которых сделаны трубы – это медь, черный металл металлопластик, полипропилен и т.д.
Сразу выделим две категории (железные и полимерные), чтобы не описывать одно и тоже по несколько раз, так как технологии покраски труб из черного металл и меди идентичные. Это же касается полипропилена и металлопластика. Но во всяком случае нужно использовать только специальную краску для горячих труб.
Технология покраски полимерных труб
Можно красить горячие трубы из полимерных материалов только после предварительной подготовки. Это обусловлено тем что глянцевая поверхность трубы препятствует качественному сцеплению краски, а также покрытие будет оставлять желать лучшего, что повлечет за собой необходимость в нанесении нескольких слоев краски. Чтобы это предотвратить, поверхность трубы зачищают наждачной бумагой.
Примечание! Для обработки труб применяют мелкозернистую наждачку и производят работы без применения электроинструмента, так как необходимо создать только легкую шероховатость. Используя электроинструмент, можно слишком глубоко протереть трубу. Окрасить в отопительный сезон полимерные трубы можно только после обработки наждачной бумагой.
На следующем этапе трубы протирают влажной тряпкой после обработки наждачной бумагой, чтобы удалить пыль. Перед покраской убедитесь, что трубы сухие и чистые. После этого необходимо закрыть пол и стены защитным материалом (пленкой) во избежание попадания краски.
Если применяется качественная краска, о которой говорилось ранее, то окрашивать трубы можно без предварительного грунтования. В обратном случае есть смысл покрыть поверхность грунтовкой и только после нее высыхания наносить краску. Уровень тепла труб при использовании качественной краски не имеет значения, ведь ее диапазон использования позволяет выполнить покраску при любой температуре радиатора.
Красятся трубы при помощи кисточки шириной в 5 см. А также можно использовать валик в местах, где это представляется возможным. Краску нанося тонким слоем, чтобы не было подтеков. При неполном покрытии поверхности нужно выполнить окрашивание во второй раз.
Технология покраски железных труб
Краска для горячих труб из металла по своим характеристикам не отличается от составов, используемых для полимерных поверхностей. Но технология работ может немного отличаться. Ведь на старых трубах и радиаторах из металла всегда присутствует старая краска, которую необходимо удалить. Лучше выбрать технологичные способы удаления старой краски. Например, использовать болгарку с щетками. В этом случае работа будет закончена гораздо быстрее, чем шлифовка радиатора вручную.
Перед покраской поверхность обрабатывают грунтовкой или антикоррозийным составом. Трубы покрасить можно, используя тот же инструмент, что и для полимерных. Краска для горячих труб отопления может быть использована любого из типов, описанных ранее. При этом можно красить теплые трубы отопления.
Давая советы по покраске радиаторов, нельзя не обратить внимание на технику безопасности:
- используйте в работе перчатки;
- берегите глаза от попадания краски;
- при работе с болгаркой одевайте защитные очки.
Теперь вы знаете можно ли красить трубы отопления в отопительный сезон.
Выбираем краску для труб отопления в квартире
Разнообразие лакокрасочных средств на строительном рынке сейчас настолько широко, что порой даже специалисты теряются перед выбором: чем красить трубы отопления. Регулярно перекрашивать и подкрашивать трубопроводы в квартире уже никому не интересно, поэтому на первое место выходят требования долговечности покрытия.
Правильно подобранная краска не только защитит металл от коррозии и подчеркнет стиль помещения, но и прослужит долго, не трескаясь и сохраняя начальный цвет. Следуя рекомендациям профессионалов, можно быстро и качественно выполнить покраску труб своими руками.
Требования к лакокрасочному материалу
Прежде, чем приступать к выбору краски для труб отопления, необходимо определиться с тем, какие функции должно выполнять покрытие. Главная задача – это, безусловно, защита метала от внешней коррозии. Последнее время, чтобы придать элементам системы отопления декоративный вид, проводится окрашивание даже пластмассовых трубопроводов и уже покрытых защитным слоем отопительных приборов. В этом случае можно воспользоваться краской без антикоррозионных свойств.
Прежде, чем красить трубы центрального отопления в квартире, необходимо учесть такой немаловажный фактор, как запах. Он относится не просто к неприятным ощущениям во время работы. Резкий стойкий аромат свидетельствует о наличии токсичных веществ в составе материала и может быть опасен для здоровья человека при большой концентрации. В связи с тем, что идеальную вентиляцию помещения обеспечить сложно, стоит отдавать предпочтение краскам без запаха.
Чтобы нанесенное покрытие не потускнело и не потрескалось со временем необходимо учитывать условия эксплуатации. Так как температура в системе отопления является повышенной и колеблется обычно в интервале между 40 и 80 °С, то краска должна быть стойкой к такому нагреву. Для периодической очистки труб от пыли и других бытовых загрязнений важна стойкость к истиранию и действию агрессивных сред.
Исходя из вышеизложенного, краска для труб отопления должна иметь следующие свойства:
- способность выдерживать перепады температур и нагрев до 90 °С;
- стойкость к истиранию;
- устойчивость к воздействию агрессивных сред;
- хорошая адгезия к соответствующему основанию;
- возможность нанесения прямо на ржавчину;
- запах и безопасность для здоровья человека;
- подходящая цветовая гамма.
Выбор краски
Для получения наилучшего эффекта следует выбирать краски с пометкой «для радиаторов» или аналогичными. В этом случае гарантируется устойчивость повышенным температурам и сохранение цвета. Из недорогих вариантов большинству перечисленных требований соответствует эмаль ПФ-115. Хорошие результаты дает также термостойкая эмаль КО-168 на кремниевой основе. От масляных красок лучше отказаться, так как их цвет неизбежно тускнеет со временем, нанесенное покрытие долго сохнет и ощутимо воняет все это время.
Важно! Для защиты металлических поверхностей от воздействия окружающей среды в составе краски обязательно должен быть ингибитор коррозии. При использовании декоративного покрытия труб без этой добавки необходимо предварительно наносить слой специальной грунтовки для радиаторов. Наиболее подходящей считается свинцово-суриковая грунтовка номер 81.
Краски, подходящие для труб отопления, делятся на 3 типа:
- алкидные эмали;
- акриловые эмали;
- водно-дисперсионные составы.
Алкидные эмали довольно распространены благодаря наиболее доступной стоимости. На этом их преимущества заканчиваются. Алкидная эмаль самая вонючая из приведенного списка красок, даже после высыхания некоторое время дает характерный неприятный запах при работе системы отопления, слегка тускнеет со временем. Изменение цвета особенно заметно в случае с окрашиванием в белый, для остальных эту особенность можно не учитывать. Срок полного высыхания составляет 24 часа, через 4 – 6 часов уже не липнет.
Акриловые эмали имеют в основе органические растворители, поэтому специфический запах при работе с ними присутствует, но он заметно меньше, чем у предыдущего типа. Эти краски имеют очень широкую цветовую гамму, высыхают за 1 час, но в большинстве случаев требуют предварительного грунтования металлических поверхностей. Акриловые краски бывают глянцевыми и матовыми. Первые красиво блестят, а последние хорошо скрывают неровности окрашиваемой поверхности. При этом исходная яркость цвета сохраняется.
Водно-дисперсионные краски считаются самыми безопасными для здоровья. При этом они не уступают остальным по долговечности и красоте покрытия. Это быстросохнущие краски без запаха. Следует только проконтролировать наличие специальной пометки на банке, свидетельствующей о возможности использования для отопительных приборов.
Наиболее популярны сейчас краски следующих марок:
- Хайцкорперлак;
- Радиатор Пейнт;
- Элементфарг Алкид;
- Миллертемп;
- Мипатерм 600;
- Радиатор;
- Грунт-эмаль УНИПОЛ;
- Эмаль ВД-АК-1179;
- Эмаль ГФ-0119.
Что касается цвета, то здесь все зависит от особенностей интерьера, освещения и эстетического вкуса хозяев. Кроме стандартного спектра можно использовать металлические краски под золото, серебро, хром, бронзу, скомбинировать разные цвета или нанести узоры. С точки зрения теплотехники темные оттенки предпочтительнее, так как способствуют лучшей теплоотдаче.
Инструкция по покраске труб
Для того чтобы полученный результат радовал и покрасочные работы не пришлось переделывать, затрачивая лишние средства и время, необходимо придерживаться технологии и соблюдать рекомендации специалистов. Качество предварительной подготовки поверхности зачастую оказывает большее влияние на долговечность и эстетичность покрытия, чем выбор краски.
Подготовительные работы
Прежде всего, необходимо позаботится о защите пола, стен и окружающих предметов. Для этого подойдут старые газеты, журналы, клеенка или строительная пленка. Как бы вы ни старались делать все аккуратно, краска все равно может капнуть или брызнуть в самое неподходящее место. Поэтому лучше перестраховаться, чтоб потом не думать, чем удалить пятна краски.
На заметку! Для работы пригодятся средства индивидуальной защиты: перчатки, головной убор, рабочая одежда, которую не жалко испачкать. Если будет использоваться краска с запахом, то понадобится еще и респиратор.
Перед покраской поверхность труб необходимо очистить от пыли, грязи и старой краски. Если ранее нанесенные слои краски достаточно тонкие, хорошо держатся и не трескаются, то можно их оставить и обойтись лишь зачисткой с помощью наждачной бумаги. Особенно тщательно нужно обработать места с ржавчиной. С обезжириванием поверхности хорошо справляется уайт-спирит или любой слабощелочной раствор.
Избавиться от старой краски можно следующими способами:
- С помощью специального раствора для смывания.
Гелеобразная жидкость наносится на поверхность и укутывается пленкой. Через небольшой промежуток времени старое покрытие размягчается и легко удаляется шпателем, скребком или металлической щеткой. Смывка для краски имеет резкий запах и содержит агрессивные токсичные вещества, поэтому работать необходимо с особой осторожностью.
- С помощью паяльной лампы.
Краска нагревается и легко отходит под натиском шпателя или аналогичного инструмента. Можно использовать только при проведении работ на улице.
- С помощью строительного фена.
За счет нагрева старое покрытие легко отстает и счищается любым острым предметом. Этот метод аналогичен предыдущему, только более простой и безопасный, может применяться в любом помещении. Из-за способности металла быстро отдавать тепло не всегда получается его хорошо прогреть, поэтому в некоторых случаях использование фена будет неэффективным.
- С помощью дрели или болгарки с насадкой в виде металлической щетки.
Старая краска счищается довольно быстро, но в труднодоступных местах щетка бессильна, необходимо использовать узкий шпатель, нож или стамеску.
Как лучше снимать краску с труб и радиаторов зависит от наличия подходящего инструмента и субъективных индивидуальных предпочтений. Но в любом случае старое потрескавшееся покрытие нужно удалить, чтоб новое хорошо легло и долго держалось. Затем поверхность обезжиривается, протирается влажной ветошью и просушивается.
После проведения полной очистки от всех накопившихся слоев или когда имеется дело с новой металлической поверхностью без покрытия, следует нанести антикоррозионную грунтовку, если в составе краски нет специальных защитных компонентов. В некоторых случаях важна способность грунтовки улучшать адгезию к основанию. Если же применяется краска типа 3 в 1, содержащая преобразователь ржавчины, грунтовку и цветные пигменты, то можно сразу приступать к ее нанесению без предварительной подготовки.
Важно! Не зависимо от вида лакокрасочного материала, работы нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении. Испарения любой краски содержат вещества, которые лучше без необходимости не вдыхать. Поэтому рекомендуется обеспечить отсутствие домашних животных, детей и других членов семьи во время окрашивания.
Нанесение краски
Существует несколько методов, чтоб покрасить трубы:
- Кисточкой;
- Валиком;
- Баллончиком;
- Краскопультом или пульверизатором.
Нанесение краски с помощью кисточки является самым распространенным и доступным вариантом. При этом особых навыков не требуется. Достаточно просто взять хорошую кисточку и, набирая небольшое количество краски на кончик, равномерно, не спеша, размазывать ее по поверхности. Необходимо стремиться сделать слой максимально тонким. Это даст равномерность покрытия и отсутствие подтеков. Если краска просвещается, лучше потом покрасить еще раз, чем наносить один толстый слой.
Совет! В дешевых кисточках часто выпадают щетинки. Поэтому на их стоимости экономить не стоит. Тем не менее, даже качественные экземпляры иногда оставляют волоски. При необходимости ворсинки можно убрать с помощью иголки.
Очень удобно красить трубы и батареи с помощью специальной радиаторной кисти. Она имеет длинную ручку и изогнутую форму, позволяющую легко покрыть все труднодоступные участки.
С помощью поролоновых валиков небольшого диаметра удобно красить открыто расположенный трубопровод при наличии свободного пространства вокруг. Они же подойдут для лицевой поверхности отопительных приборов. Умельцы делают даже специальные приспособления из двух валиков, позволяющие не только обеспечить ровное нанесение, но и выполнить работу очень быстро.
Иногда для гладких труб используют простые мочалки, позволяющие нанести аккуратный тонкий слой со всех сторон. Перчатки, конечно, будут грязными, но покраска завершится в кратчайшие сроки.
Работа с баллончиком самая удобная и быстрая. Его необходимо взболтать в течении минуты и можно распылять на подготовленную поверхность. Выполняя плавные зигзагообразные движения, постепенно покрывают требуемый участок. Важно выдерживать рекомендуемое производителем расстояние и не задерживаться долго на одном месте.
Аэрозольные баллончики дают красивое декоративное покрытие, но имеют высокую стоимость и плохо покрывают труднодоступные места. В связи с этим их обычно наносят на хорошо прогрунтованное основание или после подготовительного фонового слоя краски.
Профессиональный краскопульт в быту используется довольно редко, но если покрасочных работ предвидится много, то стоит обзавестись этим устройством. Распылитель позволяет быстро наносить ровные слои с минимальным расходом краски и имеет специальные насадки для удобства работы с поверхностями самой замысловатой формы.
Полезные советы
Выполнить работы своими руками с наилучшим результатом помогут советы специалистов о том, как лучше красить трубы отопления:
- При снятии старого слоя краски важно не переусердствовать, прикладывая усилия, чтоб не повредить соединения труб.
- Открывать емкость со смывкой для краски необходимо очень осторожно, держа бутылку горлышком от себя, чтоб не вдохнуть ядовитые пары. Работы с этим едким веществом можно проводить только при условии хорошей вентиляции помещения.
- Если есть возможность демонтировать отопительные приборы, то это заметно облегчит процесс окрашивания. Радиаторы можно вынести на улицу и красить на свежем воздухе, поворачивая их удобной стороной.
- Окрашивание труб и радиаторов лучше проводить при выключенной системе отопления. Иначе на горячие поверхности краска ляжет неровно, могут быть разводы, вздутия, пятна и полосы.
- Если необходимо выполнить работы в отопительный сезон, то можно выйти из положения, перекрыв вентили на батареях и дождавшись их полного остывания. При этом в помещении заметно похолодает, а хорошо покрасятся только радиаторы, так как трубы все равно останутся горячими.
- Красить нужно сверху вниз аккуратными движениями, не спеша.
- Следует стремиться окрашивать поверхность со всех сторон, а не только с лицевой. Иначе оставшиеся части будут ржаветь, а непокрашенные места всегда заметны, хоть и не с первого взгляда.
Заключение
При выборе краски для труб отопления очень важно обращать внимание на ее стойкость к нагреву и другие эксплуатационные особенности. Использование качественных лакокрасочных материалов обеспечит безопасность для здоровья при проведении работ и долговечность нанесенного покрытия.
Тщательная подготовка поверхности к покраске является залогом качества будущего покрытия. Окрашенный по всем правилам отопительный прибор будет надежно защищен от коррозии и надолго сохранит привлекательный внешний вид.
Можно ли красить горячие батареи отопления краской и эмалью
Традиционно у многих домовладельцев ремонтные работы начинаются одновременно с отопительным сезоном. Поэтому проблемы с безопасностью и надежностью старых радиаторов никуда не уходят, и красить батареи в отопительный сезон все равно приходится, хочется того или нет. Лучше все же покрасить горячую трубу отопления, чем рисковать и ждать целый сезон до наступления теплой погоды.
Красить горячую поверхность нужно быстро
Можно ли красить радиаторы отопления горячими
В теории все современные лакокрасочные материалы создавались исключительно для нанесения на поверхность в условиях рабочих температур в 15-30 о С. Все остальные варианты покраски считаются аномальными, хотя на многих упаковках можно встретить надпись — краска для труб горячего водоснабжения. Это не означает, что производитель рекомендует красить горячую батарею в комнате, компания лишь допускает, что после высыхания лакокрасочный материал может переносить нагрев температуры кипения воды.
Условно, без особых ограничений можно дома красить теплые батареи с температурой до 50 о С. Это никак не повлияет ни на качество, ни на условия работы радиаторов. Во всех остальных случаях нужно будет несколько раз подумать, прежде чем пытаться организовать покраску горячих батарей отопления у себя в квартире, когда за окном мороз, отопительный сезон в разгаре, и возможности полноценно проветрить помещение практически никакой.
Окрашивание акриловой дисковой краской
Чем грозит попытка красить горячую батарею, температурой так в 80-90 о С:
- Быстрое, а в некоторых случаях почти мгновенное испарение растворителя, в результате над батареей в комнате образуются облака из токсичных компонентов растворителя;
- Быстрое схватывание лаковой основы краски. Вместо сплошного и более-менее равномерного слоя получается комковатая пористая масса;
- Толщина лакокрасочного слоя увеличивается в 1,5-2 раза против обычного окрашивания.
В некоторых случаях элементы системы горячего водоснабжения и отопления можно красить без особых проблем. Например, можно без опаски покрасить стояк — горячую трубу отопления, от нее проку мало, большая часть тепла в комнате выделяется именно через радиатор, поэтому можно экспериментировать с краской в отопительный сезон.
Если есть сомнения в том, насколько лакокрасочный материал подходит для окрашивания разогретой поверхности, всегда можно попробовать покрасить горячую батарею в ванной комнате. Хорошая вентиляция, качественная изоляция дверей и небольшой объем помещения помогут быстро удалить пары растворителя из комнаты, поэтому риска в эксперименте нет никакого.
На горячей поверхности кисть «залипает»
Краска для горячих батарей отопления
Сразу стоит отметить лакокрасочные материалы, которыми ни в коем случае нельзя красить разогретые, пусть даже до 100 о С, трубы и радиаторы отопления. В этот список входят все краски и эмали, в состав растворителя которых входят бутиловый, этиловый, метиловый спирты, толуол и ксилол. Пары этих веществ становятся крайне токсичными при высокой температуре и могут привести к отравлению при их вдыхании.
Второй тип красок, запрещенных к использованию для окрашивания батареи в отопительный сезон, это нитрокраски и нитроэмали. В их состав входит ацетон и этиловый спирт, что крайне негативно влияет на условия работы. Но дело даже не в этом, температура испарения ацетона чуть более 40 о С, поэтому на горячих батареях нитрокраска будет пучиться комками и пузырями.
Покрасить батарею отопления в отопительный сезон можно:
- Масляными лаками и красками;
- Акриловыми ЛКМ;
- Алкидными лакокрасочными материалами.
Полиуретановые и эпоксидные материалы для окрашивания батарей в отопительный сезон даже не рассматриваются.
Самодельная краска для труб в отопительный сезон
Эпоксидные смолы и краски применяются для окрашивания элементов горячей арматуры и труб, и даже батарей отопления, но делается это в специфических условиях промышленного производства.
Покрытие получается похожим на металл
В домашних условиях можно попытаться самостоятельно изготовить окрасочный материал для труб горячего водоснабжения на основе эпоксидного клея ЭДП5, ЭДП5М, небольшого количества разбавителя или ацетона и наполнителя из сухой алюминиевой пыли — серебрянки. Такой вариант привлекает тем, что:
- Краска для горячих батарей отопления получается без запаха;
- Великолепно прилипает к чугунной и алюминиевой поверхности;
- Не выгорает от нагрева в течение длительного отопительного сезона.
По сути, это лучшее, что есть на сегодня, если требуется красить горячую батарею в жилой комнате, да еще в отопительный сезон. Недаром большинство алюминиевых радиаторов отопления в промышленности покрываются полиуретан-эпоксидными материалами, средняя стойкость такого покрытия составляет несколько десятков отопительных сезонов.
К отрицательным сторонам самодельной эпоксидной защиты относят две проблемы:
- Сложно найти эпоксидную смолу высокого качества с модифицированным отвердителем на фталевой-малеиновой основе;
- Длительный и трудоемкий процесс подбора оптимальных соотношений растворителя, смолы и отвердителя.
Для каждой марки смолы и отвердителя он находится только методом проб и ошибок. Получается, чтобы найти оптимальный рецепт, потребуется покрасить трубу с горячей водой несколько десятков раз. В случае удачи проблема решается раз и навсегда. Понятно, что мало у кого хватает терпения на эксперименты, проще купить краску для горячих труб отопления на один отопительный сезон, чем тратить время и силы в поисках универсального решения.
Можно красить горячие батареи отопления эмалью
Алкидные материалы не дают высокой плотности лакокрасочного слоя, поэтому работать с ними сложно. Чтобы получить тонкий и твердый слой краски, нужно наносить несколько слоев ЛКМ, как минимум два. Первый слой наносится на грунт и просто растирается с максимальной силой по металлу. Стартовое покрытие получается очень прочным, тонким, с матовой поверхностью. Если до окончания отопительного сезона осталось немного времени, то лучше оставить в таком виде и покрасить радиаторы уже с приходом весны.
Если отопительный сезон только начался, то второй слой алкидной эмали лучше нанести с помощью пульверизатора или аэрозольного баллончика. Если покрасить нужно безотлагательно, то можно работать и кисточкой.
Грунт для горячей покраски
Можно ли красить горячие батареи акриловой краской
Чаще всего для окрашивания радиаторов, уже заполненных горячей водой, выбираются именно акриловые краски. Они нормально ложатся на правильно подготовленную поверхность, дают плотный слой с равномерной окраской.
Единственным недостатком считается высокая скорость испарения воды. Для схватывания акриловой массы необходимы кислород воздуха и вода. На горячих трубах водная основа испаряется очень быстро, поэтому поверхность может получиться шероховатой, без глянца. По завершению отопительного сезона можно покрасить батарею второй раз или ждать снижения температуры батарей.
К недостаткам акриловых красок относят противный запах, поэтому, прежде чем покрасить радиатор, нужно будет организовать нормальное проветривание помещения, хотя испарения акриловых ЛКМ не столь вредны, как пары растворителей алкидных составов и нитроэмалей.
Расчет краски для батарей
Планируйте расход краски не менее 250 мл на один стандартный радиатор из 8 регистров. Для того, чтобы покрасить акриловыми красками, на одну батарею потребуется материала на 40% больше.
Если ничего нет под рукой, а ситуация требует вмешательства, то лучше использовать классическую эмаль ПФ-115. В отопительный сезон можно покрасить одним слоем, этого будет достаточно, чтобы дожить до лета.
Необходимые инструменты и материалы
Для выполнения работ потребуется достаточно большой перечень материалов и инструментов:
- Электродрель со щеткой-насадкой, стальной или бронзовой щетиной;
- Ручная металлическая щетка;
- Ветошь для удаления старой краски;
- Наждачная шкурка крупного и среднего зерна;
- Две кисточки с короткой жесткой щетиной, одну придется обрезать и закрепить на длинной ручке под углом;
- Настольный или напольный вентилятор;
- Респиратор, перчатки.
В разгар отопительного сезона трубы разогреваются в среднем до 80 о С. Считается, что если кисть не прилипает-пригорает к трубе, а на уложенном слое не образуется “рябь” и “корочка”, то нею можно покрасить батарею отопления в отопительный сезон.
Подготовительные работы
В первую очередь необходимо освободить место для окрашивания батареи. Столь хлопотное дело, как покраска радиатора, да еще в отопительный сезон, требует убрать все лишнее вокруг радиатора и организовать нормальное проветривание помещения.
Руками краску с разогретого металла счищают в труднодоступных местах
Первый этап, как правило, наиболее грязный и требует регулярной влажной уборки вокруг места установки батареи. Будет полезным использовать небольшой пылесос, с помощью которого очень удобно собирать пыль со старой краски, особенно из-за и из-под регистров.
Прежде чем содрать краску электродрелью с металлической насадкой, нужно защитить стыки между регистрами, лучше всего замотать капроновым шнуром. Жесткая бронзовая щетина на больших оборотах вращения моментально вырезает резиновое и льняное уплотнение, а во время отопительного сезона это может иметь просто катастрофические последствия.
После снятия верхнего слоя краски металл нужно будет аккуратно зачистить наждачной бумагой, особенно на углублениях, на ребрах и сгонах. Делать это нужно вручную, без электродрели, иначе, опять же, серьезно возрастает риск повредить батарею.
Последним этапом нужно очистить металл от пыли, горячую батарею моют губкой или тряпкой, обязательно чистой водой с небольшой добавкой кальцинированной соды.
Как покрасить горячую батарею отопления
Очищенную и высушенную металлическую поверхность, перед тем как покрасить, нужно еще раз протереть сухой чистой тряпкой, чтобы удалить остатки содового налета.
Последовательность выполнения работ выглядит следующим образом:
- Аэрозольным баллончиком или пульверизатором нужно покрасить внутренние части ребра, и стенки регистров. Можно красить «кривой» щеткой, но качество заметно ниже. Делаем перерыв и проветриваем помещение;
- Лампой подсвечиваем высохший слой краски на батарее, определяем места, где краска не легла на горячую поверхность или получился брак. Аккуратно подчищаем наждачной шкуркой и продуваем “внутренности” воздухом;
- Далее нужно удалить все защитные шнуры и пластыри, покрасить место соединений регистров и труб. Опять же сушим, проветриваем и осматриваем результаты работы. Пока идет отопительный сезон, тереть наждачной бумагой на соединениях нельзя;
- На завершающем этапе необходимо покрасить лицевую часть и бока регистров. Делать это нужно с помощью щетки с короткой щетиной. Набирается небольшое количество краски и тщательно растирается тонким слоем по поверхности металла.
После того как была выполнена большая часть работы, батарею можно оставить в таком виде до окончания отопительного сезона. По внешнему виду она мало чем отличается от тех, которые окрашены летом при нормальной температуре. Если же условия требуют завершения работ, нужно будет нанести завершающий слой краски, лучше всего с помощью пульверизатора или же обычной мягкой кистью.
Красить лицевую поверхность нужно быстро. Материал краски начинает кипеть на поверхности, над горячей батареей появляется облако растворителя. Поэтому, если есть возможность, нужно открыть дверь и окно, поставить вентилятор и активно выдувать облако за пределы помещения.
Очень важно, чтобы на поверхности был глянец
Советы опытных мастеров
Последний слой не означает, что работы полностью закончены. Если важно довести внешний вид батареи до идеального состояния, то можно выполнить глянцевание либо полировку. Это не только борьба за внешний вид радиатора, гладкая поверхность отдает значительно больше тепла в воздух, чем шероховатая грунтованная. Тем более, это имеет смысл делать в процессе отопительного сезона, для того чтобы улучшить обогрев помещения.
В простейшем случае лицевой слой краски просто полируется мягкой тканью, смоченной в мыльной воде. Понятно, что работать с горячей поверхностью не очень комфортно, поэтому можно пойти другим путем. Например, нанести дополнительный слой полиуретанового или алкидного лака, дающего глянец. Лаком лучше красить теплые радиаторы отопления, тогда появление глянца гарантировано.
Краска, все равно какая — алкидная либо нитроэмаль, и уж тем более масляная, из-за высокой температуры горячей батареи находится в достаточно пластичном состоянии, поэтому до окончания отопительного сезона желательно избежать каких-либо работ с радиатором, не пытаться ставить на него вещи, чистить или использовать в виде подставки.
Заключение
Красить горячую батарею во время отопительного сезона не составит особой проблемы, значительно сложнее не заработать отравление от испарений краски. Поэтому будет нелишним, если в доме имеются средства защиты, лучше всего противогаз и респиратор с фильтрами. Помещение нужно обязательно почаще проветривать, даже если батареи в разгар отопительного сезона греют весьма посредственно.