- Как и чем открутить заглушку на батарее (радиатор отопления) если она прикипела и не откручивается?
- Как открутить заглушку на радиаторе отопления?
- Как разобрать, нарастить и собрать радиатор отопления
- В каких случаях выполняют демонтаж батарей
- Ремонт батарей отопления должен делать специалист
- Процесс разборки
- Оформление документации и получение разрешения
- Что понадобится для сборки и установки радиатора отопления
- Как отсоединить радиатор отопления
- Демонтаж муфты отопления
- Отключение американки
- Промывание кальцинированной содой и сывороткой
- Установка крана Маевского
Как и чем открутить заглушку на батарее (радиатор отопления) если она прикипела и не откручивается?
Не можем заглушку открутить на радиаторе отопления (батарее), что делать если она прикипела? Чем и как его выкрутить?
Вначале нужно определиться какой это радиатор отопления (материал изготовления) и какая установлена заглушка.
Заглушка может выглядеть вот так
Если речь о чугунной батарее, то вместо прокладки на внешнюю резьбу заглушки подматывается пакля, открутить такую заглушку сложней.
Далее, заглушки могут быть как с правой резьбой, так и с левой.
Определитесь в каком направлении она откручивается.
С торца заглушки должна быть маркировка, если это Российский радиатор, то левая заглушка обозначается буквой «Л», правая «П» (с правой резьбой.
Возможно маркировка закрашена краской, лезвием ножа очищаем её от краски.
Правая откручивается против часовой стрелки, левая по часовой.
Открутить заглушку можно при помощи трубного (газового) ключа, или же вот таким образом
Если не хватает усилия можно использовать рычаг, я обычно в качестве рычага применяю кусок трубы.
Далее, если заглушка прикипела, вначале пробуйте её не много (без фанатизма) простучать молотком, далее срываем её с места.
Можно использовать проникающую жидкость, например «ВД-40».
Пшикнули и чуть подождали, далее пробуем открутить заглушку.
В случае использования пакли на заглушки (чугунные радиаторы отопления) можно использовать метод нагрева.
Прогреваем заглушку или паяльной лампой, или газовой горелкой, тут же охлаждаем её и откручиваем (промежуток между нагревом и охлаждением не большой).
Или же пробовать открутить сразу после нагрева и без охлаждения.
Греть нужно с осторожностью, нельзя перегревать, чугун может лопнуть.
Если это не глухая пробка (заглушка) то возможно в ней есть резьбовое отверстие в которое вкручивается кран Маевского, перед откручиванием заглушки вначале демонтируется (выкручивается) кран.
Теплоноситель (вода, к примеру, или антифриз) должен быть слит с системы отопления в любом случае, или же перекройте краны на байпасе (при его наличии).
Батарею (радиатор отопления) лучше демонтировать полностью, то есть снять с кронштейнов.
Как открутить заглушку на радиаторе отопления?
Как разобрать, нарастить и собрать радиатор отопления
Алюминиевые, биметаллические, чугунные радиаторы собраны по одному и тому же принципу: секции в верхней и нижней части соединены между собой ниппель-гайками. Ниппель-гайки — это полые кольцеобразные гайки с внешней резьбой. Резьба нанесена на оба конца. Внутри каждой сделаны специальные пазы. В них при сборке-разборке вставляется ключ, вращая который происходит стягивание либо разъединение (в зависимости от направления вращения) обеих секций. Герметизацию обеспечивает прокладка из паронита или силикона, надеваемая сверху гайки.
Так подключается радиатор в систему
Как правило, разбирать и собирать батареи отопления нужно в следующих случаях:
- при монтаже новой системы обогрева;
- при необходимости добавить дополнительные секции радиатора;
- заменить давшую протечку секцию либо прокладку.
Нужно менять прокладку, а значит, разобрать батарею, а потом ее собрать
В каких случаях выполняют демонтаж батарей
Чаще других нужно выполнять демонтаж чугунного радиатора отопления, который уже отслужил свой век. Но иногда приходится решать, как снять биметаллический радиатор. Современные отопительные приборы поддаются демонтажу легче всего.
Работы по демонтажу радиатора отопления могут понадобиться при следующих обстоятельствах:
- Когда чугунные батареи дают течь между секциями. При этом расстояние от подводки небольшое, секций много. Обычным радиаторным ключом бывает невозможно дотянуться до ниппелей, которые находятся со стороны глухих пробок. Поэтому приходится снимать прибор со стороны подводки. Чтобы сделать демонтаж экстренно, нужно знать заранее, как правильно снять батарею отопления.
- Если образуются течи в местах сгона на подводке к батарее. Чтобы сменить сгон (не важно, резьба или сварка), требуется демонтаж прибора.
- Иногда возникает необходимость замены радиатора на другой прибор, с более выгодными мощностными характеристиками или более современный по дизайну.
- Радиаторы требуется снимать и для проведения профилактических работ, чтобы удалить накипь внутри. Иногда это делают методом отжига. После этой процедуры обязательно требуется замена межсекционных прокладок.
- При ремонте квартиры для проклейки или окраске стены за радиатором, его требуется снять. Клеить обои возле радиаторов не рекомендуется в отопительный сезон, они держаться не будут, поэтому об этом нужно позаботиться заранее.
- Бывают и другие случаи: например, решено переделать однотрубную систему на двухтрубную. Радиаторы нужно демонтировать аккуратно, чтобы использовать их повторно. Особой осторожности требуют алюминиевые приборы.
Перед тем, как ставить современный радиатор, нужно выяснить, как снять старую батарею отопления. Чугунные радиаторы, хоть и долговечные, но их сложно снимать хотя бы потому, что они очень тяжёлые. Чтобы выяснить, как снять чугунную батарею отопления, нужно разобраться в способах соединений.
Ремонт батарей отопления должен делать специалист
Предусмотреть проблемы, которые могут возникнуть в процессе работы, невозможно. Специалисты всегда к этому готовы. У них есть достаточный опыт, профессиональные навыки и необходимые инструменты. Ремонт радиаторов отопления – это их ежедневная работа.
Ремонт батареи в любой момент может осложниться возникшими обстоятельствами, например, проржавевшая или сорванная резьба. Хороший мастер всегда найдет выход и сможет все исправить, для этого у него есть всё необходимое.
Устранить причины плохой работы батарей – дело не простое. Ремонт батарей отопления в квартире, особенно если они старые, требует одного подхода – наверняка понадобятся заглушки, ниппеля и специальные ключи.
Ремонт батарей отопления из чугуна – это совсем другой подход, без нагрева их не разобрать. Такие батареи делались на совесть, при их сборке использовали специальные льняные нити, обмазанные краской. Выполняя ремонт радиатора в Москве, наши мастера довольно часто сталкиваются со старыми чугунными батареями, поэтому имеют достаточный опыт для их ремонта.
Чтобы провести качественный ремонт батареи отопления, мы применяем самые различные технологии. Может потребоваться:
- промывка батарей,
- замена секции,
- переборка соединений,
- перегруппировка батарей,
- ремонт радиаторов напылением – для чего необходимо специальное оборудование.
Ремонт радиаторов отопления в квартире, доме, офисе или любом другом помещении требует профессиональных навыков, которым в полной мере обладают наши сотрудники.
Процесс разборки
Разбирать алюминиевые радиаторы требуется при обновлении системы, установке дополнительных секций или при необходимости устранить протечку или поменять уплотнительные кольца. Отремонтировать батареи самостоятельно несложно при соблюдении определенной последовательности.
Для справки! Из инструментов для проведения работ потребуются гаечный ключ, отвертка.
- Аккуратно сбросить давление, остановить движение теплоносителя. Подождать, когда система отопления полностью остынет.
- Открутить муфту в месте соединения радиатора с входной трубой. Она смещается вдоль трубы, что дает возможность беспрепятственно снять радиатор и положить его на пол, предварительно застеленный пленкой. Воду, оставшуюся внутри батареи, необходимо слить.
- Из радиатора следует достать фильтр и тщательно промыть проточной водой, очистив его от налета, примесей и грязи.
Разобрать радиатор отопления на секции можно после его демонтажа. Между собой они соединены ниппельными гайками, которые имеют наружную резьбу и монтажные пазухи. Для проведения с ними разных манипуляций необходим специальный ключ в виде лопатки с несколькими засечками. Поместить ниппельный ключ в монтажные пазы гайки и сделать несколько оборотов. Такую манипуляцию следует произвести со всеми ниппелями, пока секции не рассоединятся.
Такой метод позволяет не допустить перекосов, которые свойственны алюминиевым радиаторам. Если процесс откручивания затруднен, то на конце ключа обычно есть специальное отверстие, куда можно вставить стержень для усиления.
Разобранные батареи следует тщательно очистить внутри и при необходимости заменить все прокладки и уплотнители.
В том случае, если разбирается радиатор из-за наличия течи, то следует приготовить специальный раствор. Необходимо взять эпоксидную смолу с бронзовым порошком. Далее взять трос, который обычно используется для прочистки канализации, обработать им всю внутреннюю поверхность батареи и оставить высыхать на полчаса.
Важно! При работе с эпоксидной смолой все манипуляции необходимо делать быстро, поскольку это вещество практически моментально застывает.
Ремонт и диагностика биметаллических радиаторов проводится аналогично.
Оформление документации и получение разрешения
В городских квартирах применяется централизованная система обогрева. Для замены старых батарей на новые радиаторы, необходимо отключать весь дом от отопления. Чтобы выполнить замену, необходимо обратиться к специалистам, которые работают в соответствующих службах.
ЖЭК и тепловики несут ответственность за подачу воды. Обязательное условие – согласование процедуры с государственными органами. В противном случае владельцу квартиры грозит большой штраф.
Что понадобится для сборки и установки радиатора отопления
Как правило, батареи приобретаются уже в собранном виде, после чего остается всего лишь установить ее на стену и подключить к подающей и отводящей трубе. Помимо радиатора придется докупить и ряд дополнительных приспособлений.
- проходная радиаторная пробка (как минимум 2 шт). С двух сторон такого приспособления предусмотрены отверстия с нарезанной резьбой;
- заглушки, они просто вкручиваются в отопительный прибор для того, чтобы вода не вытекала из радиатора;
- обязательно нужно будет установить кран Маевского (для спуска воздуха из отопителя);
- также понадобятся металлические анкеры для установки самих батарей отопления.
Анкер и кронштейн
Обратите внимание!
При желании можно нарастить длину радиатора, либо наоборот, снять лишние секции.
В последнее время можно приобрести сразу комплект всех необходимых приспособлений для установки батареи, это намного удобнее, чем докупать все по отдельности. К тому же в таком случае можно подобрать цвет перечисленных компонентов, соответствующий цвету радиатора отопления.
Также при покупке комплекта не будет проблемы с несовместимостью материалов. Например, пробки для чугунных радиаторов отопления, как правило, также подбираются чугунные (хотя допускается использование стали). Но вот в случае с медными батареями чугун использовать уже нельзя, так что при покупке нужно учитывать и совместимость материалов.
Таблица совместимости металлов
Обратите внимание!
Сочетание материалов основывается на риске возникновения эффекта гальванической коррозии.
Некоторые металлы могут образовывать гальваническую пару, в таком случае радиаторная чугунная пробка может превратиться в катод, а металл трубы в анод, это не лучшим образом скажется на долговечности радиатора.
Как отсоединить радиатор отопления
Есть три вида подключения радиаторов отопления – сварное, через муфту и американку. Определить на глаз это несложно (см. фото).
Если в вашем доме установлены конвекторы, а не радиаторы, скорее всего их трубы сварены с общей системой. Остается только обрезать входящие трубы болгаркой. Для демонтажа конвектора выберите наиболее удобное для вас место – в любом случае, придется нарезать резьбу на трубах отопления.
Демонтаж муфты отопления
Муфты устанавливали при Союзе, это простой, но эффективный метод стыковки труб. При скручивании муфты придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Обработайте стыки муфты и труб растворителем, подождите пока старая краска сойдет;
- На муфте, как правило, есть два выступающих ребра. За них удобно ухватиться газовым ключом;
- Откручивайте муфту на себя и вниз.
Позовите помощника, который придержит трубу. Одним ключом нужно удерживать трубу подачи (или отвода) воды от проворачивания. Вторым – срывать муфту.
Отключение американки
Фитинг американка для пропиленовых труб отличается от остальных тем, что в нем есть прижимная гайка. Для отключения радиатора от труб открутите ее до тех пор, пока не освободится ответная часть. После этого можно достать из радиатора часть патрубка.
Старые образцы «американок» обжимают концы вентиля. Со временем резьба принимает форму ответной части и не может быть обжата заново. Если радиатор был установлен более пяти лет назад, то стоит поменять весь вентиль или сгон.
Промывание кальцинированной содой и сывороткой
Чистка кальцинированной содой осуществляется так:
- На два отверстия крайней секции ставят заглушки (пробки).
- Кальцинированную соду разводят в горячей воде. Хватит половины стандартной пачки на 6-10 л.
- Поднимают с пола батарею отопления, ставят ее на секцию с заглушками. Секция с двумя свободными отверстиями должна оказаться вверху.
- Через одно отверстие заливают воду с кальцинированной содой. Через другое будет выходить воздух, поэтому его не надо заглушать.
- Заглушают оба отверстия и ставят батарею на пол. Отопительное устройство должно лежать.
- Чтобы кальцинированная сода могла отъесть прилипшую грязь, ржавчину и возможно даже старую краску, которая попала с водой, радиатор нужно встряхнуть. Для этого берутся за верх и поднимают/опускают его несколько раз. Низ не должен отрываться от пола. То же повторяют с другой стороны.
- Отдыхают в течение 1 часа.
- Легко постукивают по всему периметру деревянным молотком. Это делают для того, чтобы грязь окончательно отстала от стенок. В это время может отставать краска. Это означает, что она плохо крепилась к чугуну.
- Ставят батарею отопления на тумбочку так, чтобы одна из заглушек оказалась в воздухе.
- Подставляют под заглушку ведро и откручивают заглушку.
- После спуска воды радиатор нужно промыть. Для этого откручивают заглушку на противоположном конце и вставляют шланг от водопровода. Открывают кран. Вода будет поступать в радиатор под давлением, благодаря чему удастся смыть грязь и до конца прочистить отопительное устройство.
Чтобы прочистить батарею отопления сывороткой, нужно выполнить все вышеописанные действия. Только вместо соды применить сыворотку.
Установка крана Маевского
Чтобы решить проблему раз и навсегда, потребуется установить кран Маевского. Для этих целей необходимо приобрести футорку, которая устанавливается на место заглушки и имеет резьбу для вкручивания крана.
Футорка
Кран Маевского
Сама процедура проходит следующим образом:
- Отрезать батарею от общей подачи теплоносителя с помощью установленных кранов. Если таковых нет, то потребуется выполнить слив теплоносителя из системы – в частных домах это реализуется достаточно просто, а вот в квартирах придется обращаться в соответствующую организацию для согласования подобных мероприятий.
- Открутить заглушку, как описано в первом разделе статьи.
- Очистить резьбу от загрязнений, убедиться в ее целостности. Если бороздки «слизались» — выполнить нареку резьбы с помощью метчика.
- В качестве уплотнителя, намотать на резьбу небольшое количество льна или фум-ленты.
Намотка льна на футорку
Вкрутить футорку, затем установить кран Маевского на чугунную батарею.
Установленный кран Маевского
Видео по установке крана Маевского:
Пользоваться краном для спуска воздуха очень просто, достаточно снять защитный колпачок и с помощью отвертки откручивать вентиль, пока не появится характерный свист. Если с выходного отверстия сразу льется вода, значит, радиатор полностью заполнен теплоносителем. Существует несколько причин, по которым батарея остается холодной, после спуска воздуха.
Действуя в соответствии с представленными рекомендациями, получиться спустить воздух с чугунной батареи. Откручивание пробки подойдут в том случае, если радиатор сравнительно новый и соединения еще не успели «прикипеть» друг к другу. Просверливание небольшого отверстия применимо даже для старых батарей, разборка которых не представляется возможной.