Чрезвычайные ситуации водоснабжение водоотведение

Статья 19. Питьевое водоснабжение населения при чрезвычайных ситуациях

Статья 19. Питьевое водоснабжение населения при чрезвычайных ситуациях

1. Чрезвычайной ситуцией# в питьевом водоснабжении признается прекращение в поселении на период суток подачи (получения потребителями) питьевой воды вследствие аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, повлекших за собой загрязнение, истощение источников питьевого водоснабжения и (или) повреждение систем питьевого водоснабжения.

2. Для обеспечения населения питьевой водой в случае возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляется резервирование источников питьевого водоснабжения на базе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для таких источников устанавливается специальный режим охраны и контроля за их состоянием в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Органы местного самоуправления разрабатывают и представляют для утверждения в орган государственной власти Республики Ингушетия по питьевому водоснабжению оперативные планы питьевого водоснабжения населения при чрезвычайных ситуациях, предусматривающие:

1) критерии для принятия решения о возникновении чрезвычайной ситуации с учетом местных условий;

2) порядок оповещения населения о чрезвычайной ситуации и обеспечения его оперативной информацией о качестве питьевой воды и рекомендациями по ее использованию;

3) меры, направленные на обеспечение экстренного проведения исследований качества питьевой воды в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

4) перечень резервных источников водоснабжения и водозаборов;

5) порядок создания, обновления и расходования резервных запасов питьевой воды;

6) схему организации доставки питьевой воды в зоны чрезвычайной ситуации автомобильным и другими видами транспорта;

7) меры, направленные на создание резерва мощностей очистных сооружений для дополнительной очистки и обеззараживании# воды при повышенных уровнях загрязнения источников водоснабжения;

8) мероприятия по созданию аварийных запасов материалов оборудования для ремонта повреждений систем питьевого водоснабжения;

9) перечень организаций и должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по обеспечению населения питьевой водой в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

10) иные мероприятия по обеспечению населения питьевой водой в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

4. В республиканском и местных бюджетах должны предусматриваться средства на создание запасов материалов и оборудования и проведения необходимых мероприятий по организации питьевого водоснабжения при чрезвычайных ситуациях.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приложение N 6. Справочник учетных признаков аварии и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства

к Методическим рекомендациям

о порядке мониторинга

и контроля устранения аварий

и инцидентов на объектах

УЧЕТНЫХ ПРИЗНАКОВ АВАРИИ И ИНЦИДЕНТОВ НА ОБЪЕКТАХ

1. Для объектов, отнесенных к категории опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:

— авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;

— инцидент — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса;

2. Для объектов, не отнесенных к категории опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:

Читайте также:  Диаметр труб для подводка радиаторов отопления

— инцидент — отказ или повреждение оборудования и (или) сетей, отклонения от установленных режимов, включая вынужденное отключение или ограничение работоспособности оборудования, приведшее к нарушению процесса производства и (или) передачи соответствующего коммунального ресурса потребителям, если они не содержат признаков аварии.

Понятие и признаки аварии для объектов, не отнесенных к категории опасных производственных объектов, определены для каждой сферы жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) в разделах 1 — 6 настоящего Справочника.

3. Комплексная авария (инцидент) — аварии (инциденты), возникшие на двух и более объектах разных сфер ЖКХ, в случае если авария (инцидент) на объекте одной сферы ЖКХ является причиной аварии (инцидента) на объекте другой сферы ЖКХ.

Для целей учета и мониторинга в Системе данные по комплексной аварии/инциденту ведутся в разрезе аварий (инцидентов), произошедших на каждом из объектов.

4. В случае, если факт отнесения события к аварии производится по учетному признаку, содержащему параметр временного периода, на который произошло прекращение или ограничение снабжения потребителей соответствующим коммунальным ресурсом, то в качестве такого признака принимается наименьший из временных параметров, определенных для сфер жилищно-коммунального хозяйства в которых произошла авария.

5. Используемые понятия и определения приведены исключительно для целей заполнения форм мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов в системе мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства (далее — Система МКА ЖКХ).

Обеспечение надежности работы систем водоснабжения и водоотведения г. Новосибирска в целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ Г. НОВОСИБИРСКА В ЦЕЛЯХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

МУП «Горводоканал», Новосибирск, Россия

Системы водоснабжения и водоотведения – важнейшие составляющие структуры обеспечения безопасности жизнедеятельности любого города. Они являются частью городской инфраструктуры, совершенствование и расширение которой необходимо для поддержания экономического роста и экономической стабильности, улучшения экологического состояния, защиты здоровья населения.

Любые нарушения нормального функционирования отдельных компонентов этих систем, связанные с природными или техногенными факторами, могут привести к сбоям работы системы в целом вплоть до ограничения либо прекращения подачи воды.

Централизованная система водоснабжения города Новосибирска представляет на сегодняшний день развитый комплекс сооружений и сетей, который удовлетворяет потребности в части надежного водоснабжения питьевой водой населения в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Качество питьевой воды в Новосибирске отвечает гигиеническим требованиям. Она безопасна в эпидемическом и радиационном отношениях, по микробиологическим и паразитологическим показателям, безвредна по содержанию химических веществ и благоприятна по органолептическим свойствам. По всем показателям качество питьевой воды ниже предельно-допустимых концентраций (ПДК), рекомендуемых проектом технического регламента, нормативов действующих СанПиН и Европейских стандартов, а по большинству химических веществ они в десятки раз ниже ПДК.

Работа системы отведения и очистки сточных вод в комплексе с очисткой, обработкой и утилизацией осадка соответствует нормативам предельно-допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты и требованиям по охране окружающей среды.

Среднесуточный объем подаваемой МУП г. Новосибирска «Горводоканал» воды составляет 810 тыс. м3. Протяженность трубопроводов новосибирского водопровода составляет около 1600 км.

Объем отведенных сточных вод, обработанных на очистных сооружениях канализации в течение года, колеблется от 650 до 850 тыс. м3/сутки. Протяженность коллекторов и сетей водоотведения – 1300 км.

Читайте также:  Укладка электро теплых полов под плитку

Амортизация основных фондов водопроводно-канализационного хозяйства превысила 72 %.

Проблемными для города Новосибирска на текущий момент и перспективу являются вопросы расширения мощностей очистных сооружений водопровода и канализации, их автоматизации и устойчивой работы в связи с принятием регламентов «О водоотведении» и «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», создания резервного источника водоснабжения, снижения аварийности за счет строительства новых и реконструкции старых инженерно-технических объектов, снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Все эти мероприятия включены в инвестиционную программу МУП г. Новосибирска «Горводоканал» «Развитие систем водоснабжения и водоотведения» на годы, утвержденную городским Советом г. Новосибирска.

Водозаборные сооружения МУП г. Новосибирска «Горводоканал» расположены на р. Обь в нижнем бьефе Новосибирской ГЭС. Устойчивость их работы зависит от величины попуска воды через Новосибирскую ГЭС в зимние и летние межени. Расчетный (минимальный) уровень воды для нормальной эксплуатации водозаборов по Новосибирскому водопосту (НВП) составляет плюс 45 см над «0» графика НВП.

За последние несколько лет уровни воды в зимние месяцы держатся ниже нулевой отметки НВП на 10-20 см. Естественно, водозаборные сооружения работают в режиме риска. Низкие уровни приводят к подсосу воздуха в насосы вместе с водой. Происходит кавитация рабочих колес и износ корпусов дорогостоящих больших насосов, что может привести к срыву подачи воды в город. На сегодня все выполненные технические мероприятия (монтаж наплавных щитов во всасывающих камерах береговых колодцев, вакуумирование) исчерпаны.

Тенденция снижения уровня сохраняется и сегодня на 1-2 см в год. По прогнозным данным, полученным на основании отчета МГУ им. Ломоносова «Выполнение комплексных исследований гидрологического и руслового режима р. Оби (Новосибирская ГЭС – с. Дубровино), с оценкой современного состояния и разработкой прогноза деформаций русла и посадки уровней» через 5-10 лет ожидается снижение уровней еще до 20 см.

В настоящее время для эксплуатации водозаборных сооружений при низких уровнях воды ведутся работы по реконструкции водозаборов насосно-фильтровальных станций (НФС) с установкой в ковше погружных насосов FLYGT, которые обеспечат нормальное функционирование существующих насосных агрегатов при понижении уровня до 100 см ниже нулевой отметки НВП.

Совместно с «УНИТОК» (г. Екатеринбург) на двух НФС внедрены комплексы модулей автоматического контроля (Коагулянт-осветлитель) и автоматического дозирования (КИМ АДК). Они позволяют вести оперативный контроль и корректировку качества воды по всей технологической цепочке. В настоящее время начата работа по проектированию системы полной автоматизации насосно-фильтровальных станций.

С целью повышения качества питьевой воды и предотвращения ее загрязнения при транспортировке в системе водоснабжения разрабатывается проект строительства сооружений ультрафиолетового обеззараживания на НФС.

Введенный в действие в июле 1996 г. ГОСТ Р22.6.01-05 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения», устанавливает, что система хозяйственно-питьевого водоснабжения крупных и средних городов должна базироваться не менее чем на двух независимых источниках, и что для этих целей должны быть привлечены все ресурсы пресных подземных вод. Резервирование источников питьевого водоснабжения за счет подземных источников это необходимый элемент создания системы безопасного жизнеобеспечения населения в период чрезвычайных и аварийных событий. В настоящее время при возникновении чрезвычайной ситуации предприятие готово обеспечить нормальное функционирование системы водоснабжения города за счет запаса питьевой воды в подземных резервуарах и системах распределения воды, а также привлечения предприятий, имеющих на балансах скважины. Сейчас ведутся гидрологические изыскания с целью определения запасов подземных вод для выбора участка под строительство резервного подземного водозабора. Инвестиционной программой предусматривается строительство сооружений по забору и очистке подземных вод производительностью 50 тыс. м3/сутки с водоводами от месторождения до существующей системы водоснабжения города.

Читайте также:  Как устроено отопление котел

В связи с увеличением темпов жилищного строительства в городе Новосибирске необходимо создание резерва мощности систем водоснабжения и водоотведения города и пригородов на перспективу. Инвестиционной программой предусмотрено провести комплекс неотложных мероприятий по увеличению производительности и повышению эффективности работы водопроводных и канализационных очистных сооружений (строительство нового блока на 100 тыс. м3/сутки одной из НФС, проведение реконструкции I блока II очереди и проектирование строительства II блока II очереди очистных сооружений канализации), увеличению общей емкости резервуаров чистой воды, а также пропускной способности линейных сооружений водоснабжения и водоотведения. За счет этого появится возмож­ность подключения к системам водоснабжения и водоотведения дополнительных абонентов, что позволит обеспечить развитие города на перспективу.

Источником водоснабжения г. Новосибирска является р. Обь, относящаяся в месте забора воды ко второму классу по СанПиН 2.1.4.980-00 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила их выбора». От экологического состояния р. Оби напрямую зависит обеспечение санитарно-гигиенической и эпидемиологической безопасности населения г. Новосибирска. Ряд мероприятий инвестиционной программы МУП г. Новосибирска «Горводоканал» направлено на снижение антропогенной нагрузки на реку Обь за счет уменьшения удельной массы сбрасываемых загрязнений.

Предусмотрено строительство сооружений по очистке промывных вод по проекту, выполненному ОАО «Сибгипрокоммунводоканал» на основе рекомендаций кафедры водоснабжения Сибирского государственного университета путей сообщения, позволит исключить загрязнение водоема при сбросе промывных вод и, кроме того, снизить забор воды из реки на 5-7 % за счет повторного использования очищенных промывных вод.

Первая очередь очистных сооружений канализации (ОСК) города Новосибирска введена в эксплуатацию в 1981 г. и предназначена для полной биологической очистки хозяйственно-бытовых и близких к ним по составу сточных вод. Первый пусковой комплекс II очереди ОСК введен в эксплуатацию в 1989 г. Проектная производительность (по действующему СНиП) принятых в эксплуатацию сооружений составляет при концентрации взвешенных веществ в очищенных стоках до 18 мг/л – 703 тыс. м3/сутки. Фактическое поступление стоков в среднем составляет 690 тыс. м3/сутки, при максимуме в некоторые пе­риоды до 800 тыс. м3/сутки. К 2011 г. предполагается увеличение объема поступающих стоков (около 80 тыс. м3/сутки), которое существующий комплекс ОСК пропустить не сможет. Для обеспечения требований к качеству очищенных сточных вод и увеличения пропускной способности сооружений в рамках инвестиционной программы предусматривается проведение реконструкции I блока II очереди очистных сооружений канализации и проектирование строительства II блока II очереди.

Утилизация осадков сточных вод на очистных сооружениях канализации решается путем устройства площадок депонирования осадка на старых иловых площадках, проект выполнен и ведется строительство. Это позволит без расширения общей площади иловых площадок вторично использовать занятые под осадок земли.

В настоящее время на основании проведенных исследований «ЛИТ» ведется проектирование блока ультрафиолетового обеззараживания сточных вод на очистных сооружениях канализации.

Это далеко не полный перечень проблем, решаемых сегодня МУП г. Новосибирска «Горводоканал». Техническое состояние, организация эксплуатации и развитие систем водоснабжения и водоотведения в значительной мере способствуют дальнейшему развитию города Новосибирска и пригородов, а также обеспечивают противопожарную безопасность, устойчивость работы систем теплоснабжения, промышленности, объектов социальной инфраструктуры, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и экологическую безопасность р. Оби и прилегающих к ней территорий.

Оцените статью