- Новое в законодательстве о тарифах на воду: ценобразование, долгосрочное регулирование, дифференциация тарифов и «недополученные доходы»
- Тарифы на воду: основы ценнобразования
- Методы долгосрочного тарифного регулирования в сфере водоснабжения/водоотведения
- Дифференциация тарифов на воду
- Тарифы на воду: вводится понятие « Недополученные доходы»
- Дифференциация регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения
- Регулируемые тарифы в сфере водоснабжения
- Дифференциация тарифов по системам водоснабжения
- Дифференциация тарифов с учетом объемов потребления
- Дифференциация тарифов с учетом соответствия качества питьевой воды установленным требованиям
- Дифференциация тарифов по территориям
- Льготные тарифы
- Установление тарифов для населения
Новое в законодательстве о тарифах на воду: ценобразование, долгосрочное регулирование, дифференциация тарифов и «недополученные доходы»
В мае 2013 года правительством РФ принят ряд нормативных документов, вносящих изменения в регулировании сферы водоснабжения и водоотведения. Суть новаций разъясняет главный экономист ЗАО « Юрэнерго» Татьяна Исаева.
Постановление Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 « О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» привело в соответствие „Основы ценообразования“ в сфере водоснабжения и водоотведения с действующим Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ „О водоснабжении и водоотведении“.
Оно отменяет действие постановления Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 « Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» в отношении регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. В отношении регулирования тарифов на утилизацию ( захоронение) ТБО постановление Правительства № 520 продолжает действовать.
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 утверждены:
- Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения ( далее – Основы ценообразования);
- Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
- Правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и одоотведения и порядка ведения его учета;
- Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения.
Тарифы на воду: основы ценнобразования
Основы ценообразования регулируют установление тарифов в сфере холодного и горячего одоснабжения и водоотведения.
1) в сфере холодного водоснабжения:
- тариф на питьевую воду ( питьевое водоснабжение);
тариф на техническую воду; - тариф на транспортировку воды;
- тариф на подвоз воды;
- тариф на подключение;
2) в сфере горячего водоснабжения:
- тариф на горячую воду ( горячее водоснабжение);
- тариф на транспортировку горячей воды;
- тариф на подключение;
3) в сфере водоотведения:
- тариф на водоотведение;
- тариф на транспортировку сточных вод;
- тариф на подключение.
Методы долгосрочного тарифного регулирования в сфере водоснабжения/водоотведения
Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения помимо действующих ранее методов установления тарифов ( метод экономически обоснованных расходов и метод сравнения аналогов) предусматривают методы долгосрочного тарифного регулирования:
- метод доходности инвестированного капитала;
- метод индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.
Данные методы направлены на привлечение в сферу водоснабжения и водоотведения частных инвестиций.
Однако, метод доходности инвестированного капитала может применяться только при соблюдении 6 критериев:
1) регулируемая организация должна иметь утвержденную в установленном порядке схему водоснабжения и ( или) водоотведения поселения или городского округа, на территории которого она осуществляет свою деятельность ( в настоящее время указанные схемы активно разрабатываются, но мало где утверждены);
2) регулируемая организация должна иметь утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу на долгосрочный период регулирования ( утверждение инвестиционной программы возможно только при наличии утвержденной в установленном порядке схемы водоснабжения и водоотведения поселения или городского округа);
3) регулируемая организация должна подать в орган тарифного регулирования заявление о выборе метода доходности инвестированного капитала;
4) протяженность соответственно водопроводных или канализационных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией, должна превышать 10 процентов суммарной протяженности сетей в централизованной системе соответственно водоснабжения или водоотведения;
5) регулируемая организация не должна являться государственным или муниципальным унитарным предприятием;
6) регулируемая организация должна осуществлять свою деятельность по водоснабжению и ( или) водоотведению в городах с населением более 500 тыс. человек и городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации.
Основы ценообразования отражают механизм возврата инвестированного капитала. Метод регулирования тарифов определяет регулирующий орган с учетом предложения организации. Рост тарифов ограничен предельными индексами, устанавливаемыми ежегодно ФСТ России. При этом, предельные индексы устанавливаются в среднем по субъекту и в среднем на питьевое водоснабжение и водоотведение.
Дифференциация тарифов на воду
Введенные в действие Основы ценообразования предусматривают дифференциацию тарифов. В сфере горячего и холодного водоснабжения дифференциация может быть по следующим параметрам:
1) наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного ( горячего) водоснабжения;
2) объемы потребления воды абонентами;
3) соответствие качества питьевой воды и горячей воды требованиям, установленным санитарными нормами и правилами.
В сфере водоотведения тарифы могут дифференцироваться с учетом следующих параметров:
1) наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем водоотведения;
2) категории сточных вод:
- жидкие бытовые отходы, поверхностные сточные воды, хозяйственно-бытовые сточные воды, отводимые абонентами, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения ( сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов ( ТСЖ, ЖСК, Управляющие компании и индивидуальные жилые дома;
- сточные воды, отводимые абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы водоотведения ( сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов;
- сточные воды, отводимые иными абонентами.
При этом, запрещено устанавливать тарифы ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий абонентов за счет введения тарифов выше этой планки для других. Тарифы рассчитываются с учетом степени достижения целевых показателей деятельности регулируемых организаций.
Тарифы на воду: вводится понятие « Недополученные доходы»
Отдельно регламентировано, как определяется размер инвестированного капитала и рассчитывается норма его доходности. Вводится новое понятие « Недополученные доходы» — доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением объема поданной воды и ( или) принятых сточных вод.
Ранее регулируемые организации пытались включить в тарифную заявку указанные « Недополученные доходы», но в законодательстве не было точного отражения данной позиции. Появляется понятие „Экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования“ — расходы, связанные с незапланированным ростом цен на продукцию, изменением законодательства, а также расходы, не учтенные органом регулирования тарифов в предыдущий период регулирования тарифов, но признанные экономически обоснованными ФСТ России либо судом.
Таким образом, если в периоде регулирования возникли непредвиденные расходы, то включить их в тарифную заявку возможно только по решению ФСТ России или суда. Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения содержат порядок согласования с ФСТ России проектов тарифных решений региональных органов регулирования, которые повлекут превышение предельного индекса.
Законодательство в сфере водоснабжения и водоотведения становится более емким, сложным, сдерживающим необоснованный рост тарифов и нацелено на привлечение инвестиций в данную сферу. Однако, для привлечения инвестиций крайне необходима стабильность принимаемых нормативных и законодательных актов.
Дифференциация регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения
Артемьев Евгений Вячеславович, директор департамента реформирования контрольной (надзорной) деятельности, правового и финансового обеспечения Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, член Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».
Проводит правовую и антикоррупционную экспертизу проектов приказов министерства, большинство из которых относится к сфере государственного регулирования цен (тарифов), а также проектов законов Ульяновской области и проектов правовых актов губернатора и правительства Ульяновской области. Е.В. Артемьев обеспечивает осуществление контрольной (надзорной) деятельности министерства в сфере государственного регулирования цен (тарифов), в том числе рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов тарифного регулирования. С 2015 года Е.В. Артемьев непосредственно принимает участие в процессе внедрения в Ульяновской области в пилотном режиме риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности. В настоящее время он является администратором реализуемого в регионе проекта «Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в Ульяновской области».
Автор ряда статей в периодических изданиях: «Ограничения в проведении независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов» (журнал «Гражданин и право», 2015, N 1); «Вопросы дифференциации регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения» (журнал «Законодательство и экономика», 2016, N 2); «Об отдельных вопросах проведения независимой антикоррупционной экспертизы в отношении муниципальных правовых актов и их проектов» (журнал «Гражданин и право», 2016, N 7); «Тарифы на коммунальные услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями» (журнал «ЖКХ. Экономика и управление предприятиями ЖКХ», 2008, N 11).
Является автором (соавтором) научно-практических комментариев к федеральным законам, например: Комментария к Кодексу Российской Федерации об административных нарушениях (Кнорус, 2013), Комментария к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в ст. ст. 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СПС «КонсультантПлюс», 2016), Комментария к Федеральному закону от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (СПС «ГАРАНТ», 2014), Комментария к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (СПС «ГАРАНТ», 2013), Комментария к Федеральному закону от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (СПС «Гарант», 2013), Комментария к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» (постатейный) (СПС «КонсультантПлюс», 2008) и др.
Статья посвящена вопросам дифференциации регулируемых тарифов в сфере водоснабжения, а именно тарифов для централизованных систем холодного водоснабжения. В статье рассмотрены все основания, установленные законодательством для такой дифференциации. Автором определены проблемные вопросы, возникающие при практической реализации соответствующих норм законодательства, и предлагаются способы решения данных проблем.
Ключевые слова: водоснабжение, регулируемые тарифы, дифференциация тарифов, централизованные системы холодного водоснабжения.
Differentiation of regulated tariffs in the sphere of cold water supply
The article is devoted to questions of differentiation of regulated tariffs in the sphere of water supply, namely the tariffs for the centralized systems of cold water supply. In the article all legal grounds for such differentiation are considered. The author has defined the problematic issues arising from practical implementation of the applicable statutory regulations and solution approaches for these problems are proposed.
Key words: water supply, regulated tariffs, differentiation of tariffs, the centralized systems of cold water supply.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются специальным Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении и водоотведении). Исключением являются отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), которые регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды).
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» // СПС «КонсультантПлюс».
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, кроме указанного Закона, являются:
- Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 (далее — Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения соответственно);
Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 (ред. от 17.11.2017) «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» // СПС «КонсультантПлюс».
- Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные Приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э (далее — Методические указания N 1746-э).
Российская газета. 2014. N 51. N 297; официальный интернет-портал правовой информации // http://www.pravo.gov.ru.
Из содержания статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении следует, что холодное водоснабжение — это водоподготовка (обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды), транспортировка (перемещение воды, осуществляемое с использованием водопроводных сетей) и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения. Холодное водоснабжение наряду с горячим водоснабжением относится к общему понятию «водоснабжение».
При этом питьевая вода — это вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции, а техническая вода — это вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции.
Как видно из приведенных определений, холодное водоснабжение может осуществляться как с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, так и с использованием нецентрализованных систем.
Принимая во внимание положения статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, согласно которой организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), — это юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в отношении организаций, эксплуатирующих только централизованные системы.
Следует отметить, что специальным случаем организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, является гарантирующая организация, то есть организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о водоснабжении и водоотведении), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Регулируемые тарифы в сфере водоснабжения
Статья 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, а также пункт 4 Основ ценообразования предусматривают, что регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения:
- тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
- тариф на техническую воду;
- тариф на транспортировку воды;
- тариф на подвоз воды.
Кроме того, согласно пункту 5 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает для гарантирующей организации следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения:
- тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на техническую воду;
- тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения;
- тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам отдельные виды услуг.
Одновременно для иных регулируемых организаций устанавливаются:
- тарифы на транспортировку холодной воды;
- тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения;
- тарифы на питьевую воду и (или) на техническую воду (в случае, если регулируемая организация осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку).
Основания для дифференциации тарифов в сфере холодного водоснабжения определены в Законе о водоснабжении и водоотведении. Так, частью 6 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что тарифы в сфере водоснабжения могут дифференцироваться, в том числе:
- по системам водоснабжения;
- с учетом объемов потребления;
- с учетом соответствия качества питьевой воды установленным требованиям;
- с учетом иных критериев, установленных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В свою очередь, пункт 10 Основ, а также пункт 102 Методических указаний N 1746-э предусматривают, что тарифы в сфере холодного водоснабжения могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями дифференцированно с учетом следующих параметров:
- наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного (горячего) водоснабжения;
- объемы потребления воды абонентами;
- соответствие качества питьевой воды и горячей воды требованиям, установленным санитарными нормами и правилами.
Кроме того, пунктом 102 Методических указаний N 1746-э определено, что в течение двух лет после определения гарантирующей организации тарифы этой организации в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения могут устанавливаться различными для одной категории абонентов, дифференцированно по территориям с целью выравнивания темпа роста тарифов для различных абонентов.
Дифференциация тарифов по системам водоснабжения
Итак, первым основанием для дифференциации тарифов являются системы водоснабжения, что установлено статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении (часть 6).
В пункте 10 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения уточняется, что параметром дифференциации тарифов в сфере водоснабжения является наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного водоснабжения. Аналогичные нормы закрепляет пункт 102 Методических указаний N 1746-э.
Статья 2 Закона о водоснабжении и водоотведении определяет, что централизованная система холодного водоснабжения — это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Согласно пункту 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 , технологически связанные сети — это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепловодоснабжения и водоотведения. Соответственно, требование о наличии технологически не связанных между собой централизованных систем подразумевает, что соответствующие системы не имеют взаимных точек присоединения.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 8. Ст. 920; 2010; N 21. Ст. 2607; 2012. N 17. Ст. 1981 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пункт 103 Методических указаний N 1746-э устанавливает, что в случае принятия решения о дифференциации тарифов по технологически не связанным между собой централизованным системам холодного водоснабжения орган регулирования принимает решение об установлении тарифа (одноставочного или двухставочного) отдельно в каждой централизованной системе холодного водоснабжения, исходя из расходов на осуществление регулируемых видов деятельности в каждой централизованной системе холодного водоснабжения.
Дифференциация тарифов с учетом объемов потребления
В качестве следующего основания для дифференциации тарифов часть 6 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении предусматривает объемы потребления.
Согласно пункту 10 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения тарифы в сфере холодного водоснабжения могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями дифференцированно с учетом такого параметра, как объемы потребления воды абонентами. Аналогичные нормы закрепляет пункт 102 Методических указаний N 1746-э.
Абонент, согласно статье 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, — это физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 104 Методических указаний N 1746-э в случае принятия решения о дифференциации тарифов по данному основанию орган регулирования тарифов определяет объем потребления воды абонентами, в отношении которого рассчитываются коэффициенты, определяющие долю необходимой валовой выручки, относимой на соответствующий объем потребления воды абонентами.
Дифференциация тарифов с учетом соответствия качества питьевой воды установленным требованиям
Частью 6 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении также предусмотрено, что тарифы в сфере водоснабжения могут дифференцироваться, в том числе с учетом соответствия качества питьевой воды установленным требованиям.
Пункт 10 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и пункт 102 Методических указаний N 1746-э предусматривают возможность дифференциации тарифов в сфере холодного водоснабжения с учетом такого параметра, как соответствие качества питьевой воды требованиям, установленным санитарными нормами и правилами.
Таким образом, данная дифференциация не может быть применена к тарифам на техническую воду.
Например, в настоящее время действует «СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24) .
Российская газета. 2011. 14 ноября. N 223.
Согласно пункту 105 Методических указаний N 1746-э в случае установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) дифференцированно в зависимости от соответствия качества питьевой воды требованиям, установленным санитарными нормами и правилами, органы регулирования тарифов применяют при расчете объемов воды, потребляемой разными категориями, фактические данные за предыдущий период регулирования.
Учитывая, что требования, установленные санитарными нормами, являются обязательными для соблюдения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение, определение категорий потребителей для последующей дифференциации тарифов возможно только в пределах допустимых показателей, установленных соответствующими санитарными нормами.
Необходимо учитывать, что в период реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с нормативными требованиями дифференциация тарифов по качеству воды не применяется.
Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями включаются в состав инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем.
Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки указанных инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее и холодное водоснабжение с использованием централизованных систем (за исключением организаций, осуществляющих горячее водоснабжение с использованием открытых систем горячего водоснабжения), требования к составу инвестиционных программ определены Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 (далее — Правила утверждения инвестиционных программ).
Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 10 данных Правил предусмотрено, что инвестиционная программа должна содержать в том числе план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
Дифференциация тарифов по территориям
Дифференциация тарифов может также осуществляться по территориям. Данное основание для дифференциации Законом о водоснабжении и водоотведении и Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения прямо не предусмотрено.
Однако пунктом 102 Методических указаний N 1746-э установлено, что в течение двух лет после определения гарантирующей организации тарифы этой организации в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения могут устанавливаться различными для одной категории абонентов, дифференцированно по территориям с целью выравнивания темпа роста тарифов для различных абонентов.
Таким образом, дифференциация тарифов по данному основанию носит временный характер и ограничена двумя годами с момента определения гарантирующей организации. Кроме того, такая дифференциация может быть применена только для конкретной гарантирующей организации. Согласно статье 12 Закона о водоснабжении и водоотведении органы местного самоуправления определяют гарантирующую организацию для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и устанавливают зоны ее деятельности.
Представляется, что дифференциация по территориям может быть осуществлена как по объектам административно-территориального деления, так и по территориям муниципальных образований. Соответственно, она может быть проведена на основании:
- Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления «ОК 019-95. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413) (далее — ОКАТО);
ОК 019-95. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления. М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.
- Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований «ОК 033-2013. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований» (принят Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст) (далее — ОКТМО).
ОК 033-2013. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований // http://www.gks.ru.
В рамках ОКАТО все множество объектов административно-территориального деления подразделяется на группы согласно территориальному делению, и эти группы располагаются по трем уровням классификации в соответствии с административной подчиненностью.
Первый уровень классификации включает субъекты Российской Федерации.
Ко второму уровню классификации относятся:
- автономные округа, входящие в состав края или области;
- районы республики, края, области, автономной области, автономного округа, входящего в состав Российской Федерации, внутригородские районы, округа города федерального значения;
- города республиканского, краевого, областного значения (подчинения);
- поселки городского типа краевого, областного подчинения.
К третьему уровню классификации относятся:
- внутригородские районы, округа города республиканского, краевого, областного значения (подчинения);
- города районного значения (подчинения);
- поселки городского типа районного подчинения;
- сельсоветы.
В свою очередь, в ОКТМО осуществляется систематизация муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления. Муниципальные образования и входящие в их состав населенные пункты объединяются по субъектам Российской Федерации, на территории которых они находятся, и далее располагаются в порядке следования федеральных округов.
Объектами классификации в ОКТМО являются территории муниципальных образований:
- муниципальных районов;
- городских округов, городских округов с внутригородским делением;
- внутригородских районов;
- внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) городов федерального значения;
- городских поселений;
- сельских поселений.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к муниципальным образованиям относятся:
Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; 2004. N 25. Ст. 2484; 2005. N 1. Ст. 17, 37. N 30. Ст. 3104. N 52. Ст. 5597; 2006. N 1. Ст. 10, 17; N 8. Ст. 852; N 31. Ст. 3427, 3452; N 49. Ст. 5088; 2007. N 1. Ст. 21; N 10. Ст. 1151; N 43. Ст. 5084; N 45. Ст. 5430; 2008. N 52. Ст. 6229, 6236; 2009. N 48. Ст. 5711; N 52. Ст. 6441; 2010. N 19. Ст. 2291; N 31. Ст. 4160, 4206; 2011. N 13. Ст. 1685; N 31. Ст. 4703; N 48. Ст. 6730; N 49. Ст. 7039; N 50. Ст. 7359; 2012. N 43. Ст. 5786; N 53. Ст. 7614; 2013. N 27. Ст. 3477; N 44. Ст. 5642; N 52. Ст. 6961; 2014. N 22. Ст. 2770; N 26. Ст. 3371, 3377; N 52. Ст. 7542; 2015. N 1. Ст. 7, 9; N 6. Ст. 886; N 10. Ст. 1393; N 13. Ст. 1807; N 27. Ст. 3978; N 45. Ст. 6204; 2016. N 1. Ст. 66; 2017. N 1. Ст. 35; N 15. Ст. 2137, 2139; N 24. Ст. 3476; N 30. Ст. 4451; N 31. Ст. 4766; N 45. Ст. 6573; N 50. Ст. 7560; 2018. N 1. Ст. 39, 47 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
- муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;
- внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Первая ступень классификации включает группировки муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
Ко второй ступени классификации относятся:
- муниципальные районы;
- городские округа, городские округа с внутригородским делением;
- внутригородские территории (внутригородские муниципальные образования) городов федерального значения.
К третьей ступени классификации относятся:
- городские поселения;
- внутригородские районы;
- сельские поселения.
В пределах группировок третьей ступени классификации кодируются населенные пункты.
Льготные тарифы
Законом о водоснабжении и водоотведении предусмотрена возможность установления льготных тарифов.
Так, частью 25 статьи 32 данного Закона предусмотрено, что при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в сфере водоснабжения, регулирование которых осуществляется в соответствии с данным Законом, повышение тарифов в сфере водоснабжения для других потребителей не допускается.
Согласно части 26 указанной статьи наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно части 27 этой же статьи Закона о водоснабжении и водоотведении перечень потребителей или категорий потребителей, имеющих право на льготные тарифы в сфере водоснабжения (за исключением физических лиц), подлежит опубликованию в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В пункте 11(1) Правил регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения указано, что в случае, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено установление льготных тарифов в сфере водоснабжения, органы регулирования тарифов не позднее 5 рабочих дней со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего перечень потребителей или категорий потребителей, имеющих право на льготные тарифы в сфере водоснабжения (за исключением физических лиц), обеспечивают размещение этого перечня на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а в случае отсутствия такого сайта — на официальном сайте субъекта Российской Федерации, а также осуществляют публикацию указанного перечня в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Установление тарифов для населения
Возможность установления специального тарифа для категории «население» следует из содержания части 6.1 статьи 13 Закона о водоснабжении и водоотведении, предусматривающей установление тарифов в сфере холодного, горячего водоснабжения, используемых для расчета размера платы за коммунальные услуги для населения и приравненных к нему категорий потребителей, которые применяются также для расчетов за воду, поставляемую организациям, предоставляющим внаем жилые помещения в наемных домах в соответствии с жилищным законодательством.
Каких-либо специальных положений, регламентирующих порядок расчета таких тарифов, ни Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, ни Методические указания N 1746-э не содержат.
Тарифы для населения выделяются в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) , согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога на добавленную стоимость включается в указанные цены (тарифы).
Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
Также тарифы для населения могут выделяться при установлении льготных тарифов.