- Руководство по поиску неисправностей в системе отопления (часть1)
- Статьи
- Распространенные причины аварий
- Как показывает практика, основными причинами аварийных ситуаций, связанных с отопительной системой, являются:
- Последствия нарушений в работе отопления:
- Основные виды ремонта отопительной системы
- Планово-предупредительный ремонт (ППР) отличается сезонной периодичностью. Чаще всего он включает следующие мероприятия:
- Текущий ремонт (выполняется один раз в три-четыре года) и включает следующие мероприятия:
- Аварийный ремонт, цель которого – восстановление работоспособности отопительной системы после аварийной ситуации.
- Капитальный ремонт направлен на усовершенствование отопительной системы и качественный обогрев помещения. Включает основные мероприятия:
- Ремонт котлов отопления и пластинчатых теплообменников
- Довольно часто проблемы с отопительной системой вызваны неисправностью котельного оборудования. Причинами нестабильной работы этого элемента чаще всего являются:
- В зависимости от причины неисправности, могут потребоваться следующие методы их устранения:
- В радиаторах также скапливаются засорения и их необходимо своевременно устранять, чтобы избежать протечек. Как правило, проблемы с радиатором вызваны не поломкой отдельных элементов, а неправильным монтажом и эксплуатацией устройства:
- Компания «Авитек Инжиниринг» предлагает полный комплекс мер по ремонту и сервисному обслуживанию систем отопления различного типа. Наши специалисты выполнят:
Руководство по поиску неисправностей в системе отопления (часть1)
Автор: Дмитрий Белкин
«Сделали новую систему отопления — одна ветвь греет замечательно, а вторая чуть теплая. Что делать?» «Заменили полотенцесушитель, а он холодный. Что делать?» «Для увеличения скорости циркуляции поставили насос, а он не помог! Что делать?»
Назрела. Назрела необходимость в подробном ответе на все эти вопросы. Именно поэтому я и хочу в этой статье дать наиподробнейшее руководство по поиску неисправностей любых водяных систем отопления. Руководство это вполне может пригодиться и тем, кто собирается делать новую или переделывать старую систему отопления.
Поиск неисправностей в системе отопления — дело не сложное. Нужно просто представлять себе, как вода течет по трубам, и что ей может в этом деле препятствовать. Этому вопросу, посвящено, кстати, несколько моих работ. Здесь, я надеюсь, прошлый опыт будет обобщен и усилен иллюстрациями.
В самом простом случае система отопления представляет собой систему, включающую в себя водяной котел, радиаторы, расширительный бачок. Все эти приборы соединены трубами таким образом, что получается кольцо. Описываемая простейшая схема изображена на следующем рисунке
Приведенная схема вполне реальна. Ее вполне можно использовать для небольших помещений. Например, для гаража. Но это сейчас не главное. Главное, чтобы у всех заинтересованных лиц было очень четкое понимание того, как эта схема работает. А работает она следующим образом.
- Система полностью залита жидкостью. Об этом говорит тот факт, что в наш расширительный бачок где-то на четверть объема полон водой.
- Мы включаем котел в сеть, или зажигаем в нем газ, или подкидываем дров. В результате вода в котле начинает нагреваться. Тут надо сказать, что котел у нас состоит из значительной по объему емкости с водой, например 100 литров. Минут, эдак, через 10 вода в котле довольно сильно нагревается и увеличивается в объеме. Излишек воды наполняет расширительный бачок.
- Если мы построили систему по всем правилам, нагретая вода начинает подниматься вверх по трубе, выходящей из котла. Поскольку система полностью залита водой, горячая вода вытесняет холодную Куда девается холодная? Правильно! Она попадает в котел снизу. Постепенно система нагревается полностью и радиатор у нас становится горячий.
- Ура! (но если бы все было так просто. )
Теперь давайте предположим, что радиатор у нас совершенно холодный. То есть абсолютно. Что мы должны сделать дальше? Заметьте, это уже руководство пошло! Теория выше осталась. ВНИМАНИЕ! Мы должны подойти к нашему котлу и пощупать его .
И вот здесь я, по своему недавно приобретенному обыкновению автора статей на сайте Белкин-лабз точка ру буду делать свой текст непригодным для интернет-воров хороших и полезных статей. Короче говоря, что делать, если у вас не заводится автомобиль? Берем инструкцию и читаем: «Если автомобиль не заводится, проверьте, есть ли в нем бензин». А что делать, если не включается компьютер с утра? Правильно! Проверьте, включен ли провод в розетку. На самом деле, это не праздные слова для отвода глаз. В этом великий принцип «от простого к сложному» Меня он лично множество раз выручал. Поэтому прошу вас! Не считайте приведенные выше инструкции издевательством! Пощупайте котел и убедитесь в том, что он горячий ! Если эту статью читают люди, которые не могут пощупать котел, либо щупают, но он холодный, то обратитесь к инструкции на котел. Возможно на нем есть некий указатель температуры, которым можно воспользоваться вместо доброй старой и чувствительной ладони.
Пощупали. Котел горячий. Что делаем дальше?
Щупаем трубу в месте, выхода ее из котла. Метка 1 на схеме .
- Труба горячая. Это хороший знак. Он означает, что циркуляция есть и довольно сильная!
- Труба абсолютно холодная. Это означает, что циркуляции в системе нет вообще.
- Труба теплая. Это означает, что циркуляция есть, но очень слабая.
Кстати, в приведенной схеме не может быть случая, когда батарея холодная, а труба в метке 1 горячая. Это не возможно. Догадайтесь сами почему. А вот остальные 2 случая вполне возможны. На них и заострим наше внимание.
Если труба холодная, значит что-то мешает циркуляции воды и перекрывает ее полностью. Как найти причину?
Здесь тоже вполне ограниченное количество вариантов.
- Котел слишком высоко по отношению к радиаторам либо слишком короткий стояк, что одно и то же. Дело в том, что естественная циркуляция возможна только при значительном перепаде высот между котлом и радиаторами. Чем меньше перепад высот, тем больше должен быть диаметр труб. Но это, на самом деле, случай замедленной циркуляции. Труба должна быть теплой или чуть теплой.
- Не работает циркуляционный насос. Тоже труба должна быть чуть теплой, то есть не совсем наш случай.
- Пробка. Труба засорилась (такой случай трудно себе представить) или замерзла в одном месте (а вот такое у меня один раз было)
- Образование пузырей — по опыту основная причина отсутствия циркуляции.
Если засор — разбирайте систему и прочищайте. Если мороз — грейте. Но сначала прочитайте руководство про пузыри. И вот тут я опять вспоминаю случай из детства. Дело в том, что я жил в довольно состоятельной семье и у меня всегда был автомобиль. Ровно в 18 лет я сказал родителям, что собираюсь купить себе мотоцикл и мама настояла на том, чтобы я вместо этого получил права на автомобиль и ездил на нем тогда, когда захочу. По понятным причинам я согласился. При социализме таких мотоциклов как сейчас не было, а машина — это круто. И вот ездил я на машине и чуть что — лазил в карбюратор. Разбирал, чистил, собирал и ждал увеличения мощности. Но через некоторое время я понял, что на 10 случаев падения мощности только в одном случае дело заключалось в карбюраторе, а в 9-ти случаях дело было в зажигании. И я зарекся лазить в карбюратор вообще! И пользуюсь этим замечательным правилом до сих пор. С одним только уточнением. Если на карбюратор поставить действительно качественный фильтр, и менять его регулярно, то карбюратор свободно ходит 40-50 тысяч и без ремонта и без настройки. Но это правило ушло в прошлое вместе с карбюраторами (а жаль). Так и с пузырями. Кажется, что уже все проверил. Кроме засора и думать уже не на что! Но нет! Стоит вспомнить правило карбюратора, и точно! Старые добрые пузыри!
В связи с этим опять немного теории. Дело в том, что мы заливаем в систему отопления «живую» воду. На языке людей, которые консультируют застройщиков по вопросам отопления, а особенно хорошо делают это на сайте belkin-labs.ru, это означает, что вода содержит воздух. Налейте воды в трехлитровую банку и поставьте в хорошо освещенное место. Через некоторое время вы увидите пузырьки воздуха, которые образуются на стенках. Почему нам надо было поставить банку именно в хорошо освещенное место? Только лишь потому, что в плохо освещенном месте пузырьки на стенках банки можно не заметить, да и вообще, вампиры мы что ли, чтобы по темным комнатам прятаться? В системе отопления воздух постепенно выходит из воды и она превращается в мертвую воду. Мертвая вода характеризуется тем, что в ней замедлены процессы коррозии. Поэтому запрещено сливать воду из радиаторов и держать их пустыми (написано в инструкции к радиаторам). К сожалению, воздух выходит из воды постепенно. Примерно за год. Все это время он превращается в пузыри, которые мешают циркуляции. На практике все выглядит еще сложнее. Похоже, что воздух в системе отопления образуется постоянно и этот процесс никогда не кончается. Поэтому тех, кто считает, что вот сейчас спущу, дескать, пузыри и все, отмучился — хочу расстроить. Не отмучаетесь никогда! Но мертвую воду при этом советую экономить и не сливать зря.
Пузыри в воде движутся снизу вверх. Это значит, что рано или поздно воздух появится в самой верхней точке вашего отопления. Если этот воздух оттуда не выйдет, то он полностью предотвратит циркуляцию воды в системе. Прогнать воздух в системе в другое место можно только большим напором воды. Ни естественной циркуляцией, ни циркуляционным насосом воздух в системе переместить нельзя .
Для правильного выхода пузырей в системе нужны правильные уклоны труб. Вот иллюстрация правильных уклонов:
Если пузырь образуется в котле, он выйдет через стояк, пройдет по трубе с уклоном вверх и булькнет в расширительном бачке. В радиаторах тоже могут образовываться пузыри. Если система вашего отопления совсем убогая и в радиаторы нельзя вкрутить клапан для спуска воздуха, то и его (радиатор) нужно ставить с уклоном для выхода пузырей вверх.
Заметьте, в случае с клапаном радиатор становится сборщиком воздуха. Однако это не страшно, поскольку спуск воздуха через клапан — процедура простая и приятная. С другой стороны, если вы используете радиаторы без клапанов, в них все равно будет воздух при заполнении системы и вам придется ощутимо долго ждать, пока воздух выйдет. Все зависит от уклона, с которым установлен радиатор. Вы же не будете ставить их с такими же уклонами, как на схеме!
Можно ли устанавливать радиаторы строго горизонтально? Можно, но как показывает опыт, хоть миллиметр уклона, но нужно делать. И только с клапанами. Радиатор без клапанов — кошмар и большой геморрой.
Из вышеприведенных схем должно быть абсолютно понятно, что для построения системы отопления нужно использовать только прямые трубы . Никаких заумных петель и обводов! Только прямые трубы и уровень для проверки их уклона!
Вот такая схема рано или поздно предотвратит циркуляцию воды через полотенцесушитель , и он будет холодный , притом вечно, ибо воздух из него убрать очень трудно, практически невозможно:
Как ставить полотенцесушитель? Так, чтобы воздух выходил. В нормальных полотенцесушителях это возможно. Спускать воздух из него можно, откручивая немного накидные гайки его крепления. Что такое «нормальный» полотенцесушитель? Смотрите на следующих схемах.
Напоминаю, мы рассматриваем простейшую схему отопления и тот случай, когда циркуляции в системе нет вообще. Определили мы это, пощупав стояк недалеко от выхода от котла. Больше нигде мы температуру не щупали, поскольку это бесполезно. Итак все ясно.
Вопрос о замедленной циркуляции (труба теплая) мы рассмотрим в следующей статье.
Статьи
Износ оборудования, выход из строя отдельных элементов системы отопления неизбежно ведут к неблагоприятным последствиям и серьезным финансовым тратам. Отсутствие горячей воды, холод в помещении, загрязнение теплообменника и другие проблемы могут возникнуть ввиду неисправности системы отопления. Систематическое сервисное обслуживание, своевременное выявление неполадок и их успешное устранение позволяют продлить срок службы отопительной системы, вовремя обнаружить неисправность, предупредить аварийную ситуацию.
Специалисты компании «Авитек Инжиниринг» определят истинные причины поломки системы отопления и предложат оптимальные пути решения проблемы.
Распространенные причины аварий
Как показывает практика, основными причинами аварийных ситуаций, связанных с отопительной системой, являются:
- Ошибки, допущенные при проектировании системы отопления;
- Непрофессиональный монтаж оборудования;
- Скачки и перепады электричества;
- Неквалифицированное сервисное обслуживание;
- Износ оборудования;
- Производственный брак комплектующих элементов или основного оборудования;
- Халатность или нарушение правил эксплуатации отопительной системы;
- Выход из строя котельного оборудования.
Последствия нарушений в работе отопления:
- Поломка котлового оборудования;
- Преждевременный износ оборудования;
- Возникновение аварийных ситуаций во время отопительного сезона;
- Непредвиденные финансовые расходы;
- Отсутствие горячей воды;
- Увеличение расходов топлива или теплоносителя;
- Промерзание отапливаемых жилых зданий;
- Порча отделки в доме;
- Замораживание системы отопления и другие виды материального ущерба.
Профессиональное проектирование и монтаж, регулярное техническое обслуживание позволят поддерживать систему отопления в исправном состоянии в течение всего отопительного сезона на протяжении длительного времени. Плановый ремонт или профилактический работы должны проводиться до наступления отопительного сезона.
Основные виды ремонта отопительной системы
Планово-предупредительный ремонт (ППР) отличается сезонной периодичностью. Чаще всего он включает следующие мероприятия:
- Проверка контрольных приборов на предмет исправности и, при необходимости, их замена;
- Опрессовка отопительной системы;
- Проверка водозапорной арматуры и насосов;
- Замена прокладок, уплотнителей;
- Промывка теплообменников.
Текущий ремонт (выполняется один раз в три-четыре года) и включает следующие мероприятия:
- Контроль теплоносителя и, в случае наличия неисправностей, его замена;
- Комплексная промывка системы отопления;
- Замена или ремонт запорной арматуры, неисправных отрезков трубопровода.
Аварийный ремонт, цель которого – восстановление работоспособности отопительной системы после аварийной ситуации.
Капитальный ремонт направлен на усовершенствование отопительной системы и качественный обогрев помещения. Включает основные мероприятия:
- Замена стояков и подводок отопления;
- Частичная или полная замена отопительного оборудования;
- Замена элеваторного узла или запорной арматуры;
- Замена розливов отопления и пр.
Ремонт котлов отопления и пластинчатых теплообменников
Довольно часто проблемы с отопительной системой вызваны неисправностью котельного оборудования. Причинами нестабильной работы этого элемента чаще всего являются:
- Непрофессиональная регулировка горелки;
- Высокая концентрация пыли в помещении, отсутствие или неисправность приточной вентиляции;
- Нарушения в работе циркуляционного насоса;
- Перебои в электроснабжении;
- Загрязненные теплообменники;
- Загрязненные магистрали и отопительные сети.
В зависимости от причины неисправности, могут потребоваться следующие методы их устранения:
- Установка стабилизатора напряжения или использовать дополнительный источник электропитания (к примеру, дизельный генератор);
- Наладка работы горелки и циркуляционного насоса согласно предписаниям инструкции;
- Организация вентиляции помещения или очистка загрязненных вентиляционных отверстий;
- Регулярная промывка теплообменного оборудования.
Техническое обслуживание котельных, в частности очистка дымоходов и котла, позволит обеспечить стабильную работу оборудования. Образование отложений, скопление сажи нередко приводит к образованию коррозии, что провоцирует поломку котла и увеличение расходов топлива.
В процессе эксплуатации отопительной системы грязь, примеси, находящиеся в воде, неизбежно оказывают негативное влияние на теплообменник. Образуются отложения, препятствующие нормальному процессу теплообмена в помещении.
Очистка, промывка теплообменников от накипи и грязи – основные ремонтные мероприятия, которые позволяют вернуть отопительной системе работоспособность.
В радиаторах также скапливаются засорения и их необходимо своевременно устранять, чтобы избежать протечек. Как правило, проблемы с радиатором вызваны не поломкой отдельных элементов, а неправильным монтажом и эксплуатацией устройства:
- Неверный выбор числа секций в радиаторе, который может спровоцировать некомфортный температурный режим в помещении;
- Установка декоративных загородок и ширм, которые сокращают теплоотдачу;
- Неправильное подключение радиатора к системе отопления.
Компания «Авитек Инжиниринг» предлагает полный комплекс мер по ремонту и сервисному обслуживанию систем отопления различного типа. Наши специалисты выполнят:
- Подготовку системы отопления к отопительному сезону;
- Устранят течь (ремонт системы);
- Балансировку системы отопления;
- Замену отопительных приборов и водозапорной арматуры;
- Промывку систем отопления и теплоснабжения;
- Перенос отопительных приборов.
Ознакомиться с возможными графиками обслуживания и стоимостью работ Вы можете в разделе ремонт и сервисное обслуживание отопительной системы.