Что такое коммунальный ресурс по холодному водоснабжению

Что такое коммунальный ресурс по холодному водоснабжению

Жилищный участок №1 г.Лесосибирск, ул. 60 Лет ВЛКСМ 3в

Жилищный участок №2 г.Лесосибирск, 9 микрорайон, д.10Б

Режим работы управляющей организации:
пн-пт с 9.00ч. до 17.15ч.
перерыв с 13.00ч. до 14.00ч.
сб, вс — выходной

Режим работы паспортного стола:
пн-пт с 9.00ч. до 17.15ч.
перерыв пн, вт, чт с 13.00ч. до 14.00ч.
перерыв ср , пт с 13.00ч. до 15.00ч.
сб, вс — выходной

Городская диспетчерская служба

тел. 4-10-71; 112; 911; 01

4-19-05 (факс); 4-18-86

сот. +7-913-556-24-28, 112, 911

Пользователь
Сбербанк Онлайн

Совет многоквартирного дома -выгодное преимущество для собственников жилья.

Совет многоквартирного дома — сравнительно недавнее явление жилищного законодательства. Собственники жилья зачастую не понимают всей важности создания такого полезного совещательного органа. Безынициативность и безразличие самих жильцов порождает множество проблем, которые можно было бы преодолеть, создав в своем доме совет многоквартирного дома (совет МКД).

Совет многоквартирного дома — выгодное преимущество для собственников жилья.
10.10.14 Прочесть статью

На многочисленные вопросы о праве пользования отдельными помещениями многоквартирного дома не являющимися собственностью конкретных собственников поясняем следующее:

В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, общее имущество собственников многоквартирного дома принадлежит собственникам многоквартирного дома на праве общей долевой собственности.

Общее имущество собственников
01.07.13 Прочесть статью

ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА

1. Общие положения.

1.1. Совет многоквартирного дома – орган общественного контроля в многоквартирном доме, за деятельностью управляющей организации.

1.2. Совет многоквартирного дома в своей деятельности руководствуется Жилищным кодексом РФ и иными правовыми актами.

1.3. Совет многоквартирного дома сотрудничает управляющей организацией.

Положение о совете дома
01.01.13 Прочесть статью

Что такое коммунальные ресурсы и коммунальные услуги? В чем их принципиальное отличие?

Официальные определения понятий “коммунальные ресурсы” и “коммунальные услуги” даны в п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Прави­тельства РФ от 23.05.2006 № 307 (Правила № 307):

Коммунальный ресурс на содержание общего имущества: откуда берется и как минимизировать

Помимо индивидуального потребления коммунальных услуг собственники оплачивают коммунальный ресурс на содержание общего имущества (КР на СОИ), к которому относятся ресурсы, потребляемые домом на общедомовые нужды. Законом предусмотрено несколько вариантов оплаты и начисления КР на СОИ потребителям.

Природа КР на СОИ

26.12.2016 г. было принято Постановление Правительства РФ от «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» № 1498 (далее – Постановление № 1498), которое определило порядок применения КР на СОИ при начислении платы собственникам. Новый порядок стал применяться с 1 января 2017 года.

До принятия Постановления № 1498 в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) использовалось понятие общедомовых нужд (ОДН). Нужно сказать, что КР на СОИ на бытовом уровне продолжает называться населением «ОДЭЭНАМИ».

Однако разница между КР на СОИ о ОДН состоит в том, что если ОДН являлось коммунальной услугой (которую сейчас можно относить на ресурсоснабжающую организацию при переходе на прямые договора через ст. 44 и 157.2 ЖК РФ), то КР на СОИ относится к жилищной услуге, выставляемой в составе платы за текущее содержание.

Для чего потребовалась такая игра понятиями? Если очень сильно упрощать, то для того, чтобы ресурсник всегда мог получить свои деньги и списать все свои небалансы из-за проблема с коммерческим учетом на управляющую домом организацию. Изменив природу данной услуги с коммунальной, на жилищную, органы власти отнесли данную ответственность в виде транзитных денег за выпадающий коммунальный ресурс на конечного потребителя. И теперь при переходе на прямые договора с ресурсником, КР на СОИ все равно продолжает относиться на управляющую домом организацию, а та относит эти небалансы (если они есть) на жителей.

Нужно отметить, что первоначальное понятие ОДН (как коммунальная услуга) в законе осталось применительно к двум случаям:
— непосредственному управлению (ст. 164 ЖК РФ, оно возможно, если в доме до 30 квартир)
— ситуации, при которой способ управления домом не реализован.

В этих двух случаях плата за КР на СОИ не выставляется, но выставляется (ресурсником) только плата на ОДН в ограниченном объеме (не более норматива). Во всех остальных случаях на КР на СОИ относится реальный факт коммунального ресурса, который потребил дом.

Состав КР на СОИ

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 154 ЖК РФ, законодатель ограничивается общей формулировкой, что в состав платы за содержание жилого помещения, включается плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Реальный состав КР на СОИ определяется степенью благоустройства самого дома (например, вместо отведения сточных вод, в доме могут быть установлены колодцы-септики, а вместо отдельной трубы на ГВС может быть общая труба на тепловую энергию, из которой готовится ГВС уже внутри самого дома).

При этом есть два вида коммунальных услуг, плата по КР на СОИ за которую не может начислять вообще:
1.Отопление (потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) (п. 40 Правил № 354).

(для общедомовых нужд газ не используется, только для личного потребления и в редких случаях крышных или автономных газовых котельных).

Варианты оплаты КР на СОИ

Порядок оплаты КР на СОИ может варьироваться и определен в п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ. Данные варианты оплаты КР на СОИ следующие:

1.Исходя из норматива по КР на СОИ при наличии коллективного (общедомового) прибора учета (ОДПУ). Данный норматив утверждается региональным органом исполнительной власти, а размет тарифа контролируется региональной жилищной инспекцией. Норматив должен включать потребление КР на СОИ на:
— освещение мест общего пользования, электроэнергию на работу лифтов, инженерных узлов или иного оборудования, являющегося общим имуществом собственников
— санитарно-гигиенические мероприятия мест общего пользования (мытье полов), обеспечение сохраннности зеленых насаждений (полив)
— иные работы по содержанию общего имущества, для которых необходимы коммунальные ресурсы.

Если нормативов нет, это их нужно утвердить. В письме Минстроя России от 20.05.2019 № 19094-ОГ/04 пояснено, что для установления нормативов в многоквартирном доме собственник помещений вправе обратиться к исполнителю коммунальной услуги, который вправе обратиться в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.

2.Исходя из показаний автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг (АИС). Такая система одновременно снимает индивидуальное и общедомовое потребление, что минимизирует разницу и небалансы по КР на СОИ.

3. Исходя из решений общего собрания, которые могут предполагать расчет по КР на СОИ:
— по среднемесячному объему потребления КР на СОИ в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
— по объему потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

У всех трех вариантов начисления КР на СОИ есть плюсы и минусы.
Плюсы первого – предсказуемость суммы, которая каждый месяц одинакова. Минусы – необходимость оплаты даже при отрицательном КР на СОИ.
Плюсы второго (при наличии в доме АИС) – полный контроль и полная прозрачность по определению объема КР на СОИ. Минусы – дороговизна АИС и затраты на ее эксплуатацию.
Плюсы третьего – оплата КР на СОИ по реальному факту, отсутствие необходимости оплаты КР на СОИ при отрицательном потреблении (а такое часто бывает, если налажен коммерческий учет). Минусы – возможность небалансов по КР на СОИ при запущенном коммерческом учете.

Спорные моменты по КР на СОИ

Первым спорным моментом является вопрос о том, может ли начисляться плата за КР на СОИ по тепловой энергии (по договору теплоснабжения на покупку КР на СОИ) при наличии в доме индивидуального теплового пункта (ИТП), на котором готовится коммунальная услуга по ГВС. Единого мнения на этот счет нет.

Если следовать п. 54 Правил № 354, то при наличии в доме ИТП КР на СОИ по ГВС начисляться не может. В этом же духе есть письмо Минстроя России от 20.05.2019 № 19094-ОГ/04, где указано, что под КР на СОИ понимается холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Тепловая энергия в этом перечне отсутствует.

В пользу данной позиции можно также сослаться на п. 2 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124). Они относят к КР на СОИ холодную воду, горячую воду, электрическую энергию и сточные воды. КР на СОИ по тепловой энергии в этом перечне нет.

Против данной позиции есть общая норма, приведенная в п. 12 ст. 161 ЖК РФ, где сказано, что управляющий домом организации не вправе отказываться от заключения договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями. Такая неурегулированность данного вопроса, конечно, порождает двоякие толкования взаимных прав и обязанностей между управляющей организацией и ресурсником.

Вторым спорным моментом является ответ на вопрос о том, нужно ли начислять плату за КР на СОИ по нормативу при отрицательном потреблении. Например, если в дом вошло 100м3, а показаний индивидуальных приборов учета (вместе со штрафными санкциями, нормативами и повышающими коэффициентами) собрано на 110м3, нужно ли начислять норматив при отсутствии решения общего собрания по КР на СОИ на ОДПУ.

В Письме Минстроя России от 11.04.2017 № 12368-АЧ/04 изложена позиция о том, что если объем КР на СОИ рассчитанный по показаниям таких приборов учета, предъявляемый к оплате собственникам помещений, будет ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, оплату нужно начислять по факту. Однако для управляющей организации даже при отрицательном КР на СОИ начисление норматива жителям является возможностью собрать хотя бы какие-то дополнительные деньги. Поэтому, с учетом того, что письма Минстроя России не являются нормативными актами (а на уровне закона этот вопрос не урегулирован), управляющие организации не следуют такой рекомендации и выставляют норматив, даже при отрицательном факте потребления.

Третий спорный момент – попытки начисления ресурсниками сверхнормативных КР на СОИ при отсутствии ОДПУ по коммунальному ресурсу на отведение сточных вод. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность собственников помещений оснащать дома таким прибором учета (чаще всего они не устанавливаются застройщиками). В таком случае объем по КР на СОИ определяется как сумма ХВС и ГВС по показания индивидуальных приборов учета (п. в_4) п. 21 Правил № 124). Иные действия ресурсника будут неправомерны, поскольку при отсутствии в доме установлен ОДПУ на водоотведение, невозможно определять составляющую КР на СОИ на водоотведение по факту его потребления.

Основная проблема при определении объема по КР на СОИ также состоит в том, что закон написан исключительно в пользу ресурсника, поскольку все свои небалансы ресурсник перекидывает на управляющие организации, а те вынуждены собирать транзитные деньги с жителей (чтобы их отдать ресурснику одной кучкой). У ресурсника нет никаких стимулов налаживать коммерческий учет за поставляемый им коммунальный ресурс, а государство всяческим образом поддерживает и поощряет эту порочную практику.

Различии коммунальных услуг и коммунальных ресурсов

В этой статье мы рассмотрим два понятия это – «коммунальная услуга» и «коммунальный ресурс». На первый взгляд и на слух они кажутся идентичными, но это не так, и далее мы постараемся простыми и доступными славами все объяснить.

Для начала определим две основные функции управляющих компаний.

1.Предоставление «жилищной услуги».

2.Предоставление «коммунальных услуг».

Как такового понятия «Жилищной услуги» в жилищном кодексе нет, но определить их можно легко. Загляните в свою платежку и вы увидите «плата за содержание и ремонт»- это и есть жилищная услуга. Плата взимается с квадратного метра вашего помещения (квартиры) устанавливается по решению большинства собственников на общем собрании и является фиксированной, как минимум, в течении одного года. В нее входят услуги по управлению многоквартирным домом, содержание мест общего пользования (крыши, чердаки, подвалы, подъезды, придомовой территории (при наличии межевания) и т.д.) уборка, осмотры и т.д. перечень работ утверждается так же на общем собрании собственников, но не может быть менее, чем установлено Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 “О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения”, а так же их текущий ремонт.

Понятие «Коммунальной услуги» определено в ст. 154 ЖК РФ к ним относятся:

и с 1 января 2019 года вывоз мусора

Формирование платы за коммунальные услуги осуществляется по приборам учета (счетчикам), за исключением вывоза мусора, и по нормативу, в случае отсутствия счетчиков исходя из количества проживающих. Плата за услугу отопления рассчитывается исходя из площади Вашей квартиры.

Итак «Коммунальный ресурс» и «Коммунальная услуга».

Рассмотрим данный вопрос на примере водоснабжения, настоящий принцип распространяется на все вида коммунальных услуг. Подойдем к данной теме с двух сторон.

Жители многоквартирных домов являются потребителями «коммунальных услуг», которые используются в личных бытовых целях. Производитель воды (горячей или холодной) является ресурсоснабжающей компанией и производит «коммунальный ресурс». По сути это одна и та же вода, но когда она из ресурса она превращается в услугу?

После того как вода была поднята из скважины, очищена, подогрета она по трубам бежит к Вашему многоквартирному дому. Всю дорогу до дома она является собственностью ресурсоснабжающей организации, и здесь на границе эксплуатационной (балансовой) принадлежности, установленной п.8 Постановления Правительства РФ от 14.05.2013г.
«Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», по внешней стене дома или по коллективному прибору учета, при наличии, «коммунальный ресурс» становится «коммунальной услугой» и становится собственностью управляющей компанией, которая и рассчитывается за воду перед ресурсоснабжающей компанией и становится «исполнителем коммунальной услуги». Теперь за качество воды ответственность несет управляющая компания и все претензии по качеству, перебоям необходимо предъявлять ей, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». И плата за «коммунальную услугу» вносится потребителем исполнителю коммунальных услуг – управляющей компании.

Подведем итог. Коммунальный ресурс принадлежит ресурсоснабжающей компании, становится коммунальной услугой при входе в дом и приобретается управляющей компанией у ресурсоснабжающей организации. А потребители (жители дома) приобретают коммунальную услугу (воду) у управляющей компании (исполнителя коммунальных услуг).

P.S. 3 апреля 2018 года вступили в силу изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 3 апреля 2018 года № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», касающиеся заключения прямых договоров между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями.

В соответствии с новой статьей 157.2 Жилищного кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, заключение прямого договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), по обращению с твердыми коммунальными отходами), каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, с ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей соответствующие коммунальные услуги.

Таким образом, посредник в виде управляющей компании исключается из цепочки подачи коммунальной услуги, и ресурсоснабжающая компания несет ответственность за качество как ресурса так и услуги, становясь исполнителем коммунальной услуги.

ЦОК ЖКХ РМЭ Планк А.П. юрист-консультант ассоциации.

С использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Читайте также:  Сечение труб водяного отопления
Оцените статью
Что такое коммунальные ресурсы и коммунальные услуги? В чем их принципиальное отличие?