- Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг
- Когда по закону применяются норматив и соцнорма
- Кто и как устанавливает нормативы потребления
- Когда применяется социальная норма
- В чём главные отличия норматива от соцнормы
- Социальная норма потребления коммунальных ресурсов и социальная норма потребления электроэнергии
- Нормативы потребления услуг ЖКХ: регулирование и расчет
- Определение оплаты за ЖКУ
- Нормативная база расчета нормативов
- Нормативы электричества
- Нормы воды и водоотведения
- Норматив на отопление
- Оплата ЖКУ, если не установлены счетчики
- Оплата ЖКУ, когда нет общедомовых счетчиков
Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг
Законы, регулирующие отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, оперируют двумя похожими понятиями: «социальная норма» и «норматив» потребления коммунальных услуг. Несмотря на созвучие, они различаются функционально. Разберём эти понятия, чтобы не путать их при расчёте платы за КУ.
Когда по закону применяются норматив и соцнорма
Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.
Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца — исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).
Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).
Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.
Кто и как устанавливает нормативы потребления
Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.
Нормативы потребления КУ утверждают органы власти каждого субъекта РФ (п. 3 ПП РФ от 23.05.2006 № 306). Нормативы устанавливаются для ресурса:
- потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
- потреблённого в помещениях собственников;
- используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).
При определении нормативов для разных коммунальных услуг на региональном уровне учитываются разные характеристики дома:
- этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
- количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
- состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
- объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.
Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).
Согласно п. п. 42, 60 ПП РФ № 354, норматив применяется для расчёта объёма потреблённого ресурса в следующих случаях:
- при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
- при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
- при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.
Когда применяется социальная норма
Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.
Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.
Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).
Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п. 3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:
- низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
- высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.
В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).
Соцнорма зависит от:
- расположения помещения в городе или сельской местности;
- наличия стационарной электроплиты;
- системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
- состояния дома: аварийность, степень износа;
- отопительного сезона.
При этом чем больше человек зарегистрировано в жилом помещении, тем выше будет социальная норма потребления электроэнергии в таком помещении. Например:
Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд. III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п. 32 разд. III ПП РФ № 614).
Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).
При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.
Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п. 33 разд. III ПП РФ № 614).
На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.
В чём главные отличия норматива от соцнормы
И норматив, и социальная норма потребления электроэнергии – это некий предельный объём ресурса, установленный органами власти субъектов РФ. Несмотря на созвучие двух терминов, между ними существует ряд важных различий, поэтому путать их нельзя ни в коем случае:
Социальная норма потребления коммунальных ресурсов и социальная норма потребления электроэнергии
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ №1650-р от 10 сентября 2012 г, предлагаемый порядок расчета за потребленные коммунальные ресур
10 сентября 2012 г Дмитрием Медведевым было подписано Распоряжение Правительства РФ №1650-р «Комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Российской Федерации».
В этом Распоряжении указано, что до 20 сентября Минрегионразвития РФ должно было представить в Правительство перечень пилотных регионов в которых в 2013 г в качестве эксперимента должны быть запущены расчеты за электроэнергию с использованеим социальной нормы электроэнергии.
Предполагается, что с 2014 г с использованием социальной нормы на электричество будет рассчитываться все регионы РФ.
Пока обсуждается использование социальной нормы на электроэнергию с 2013 г в следующих пилотных регионах: Ростовская, Кировская области, Алтайский край, Республика Марий Эл, также Архангельская, Владимирская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Курская, Кемеровская, Нижегородская, Самарская области, Забайкальский, Приморский, Хабаровский края, республики Тува, Башкирия и Кабардино-Балкария.
Кроме того, выполняя распоряжение Правительства РФ, Минрегионразвития РФ, Минэнерго РФ, Минэкономразвития РФ, Минфин России и ФСТ России должно до 15 ноября 2012г. разработать проект порядка проведения расчетов за потребленные коммунальные ресурсы с использованием социальной нормы потребления коммунальных услуг, а также порядок утверждения тарифов на электроэнергию и другие коммунальные ресурсы для расчетов по социальной норме коммунальных услуг.
Итак, что же такое социальная норма коммунальных услуг и, в частности, социальная норма электроэнергии. Давайте разберемся по порядку со всеми вопросами.
Понятие социальной нормы потребления коммунальных ресурсов и производство расчетов за услуги ЖКХ по социальным нормам.
В соответствии с предлагаемым порядком, расчета за потребленные коммунальные ресурсы будут производиться следующим образом:
Предлагается установить некую величину потребления коммунального ресурса из расчета на одного человека, зарегистрированного в жилом помещении — так называемая социальная норма потребления коммунальных ресурсов.
Также планируется утвердить два тарифа на коммунальный ресурс — для оплаты объемов потребления коммунального ресурса в пределах социальной нормы ЖКХ и для оплаты объемов коммунальных ресурсов, потребленных свыше установленного объема соцнормы. Естественно, тариф для коммунального ресурса сверх соцнормы будет значительно выше, чем тариф для объемов в пределах социальный нормы.
Простой пример расчета социальной нормы:
в квартире зарегистрировано два человека, социальная норма электроэнергии составляет 75 кВт.ч на человека, следовательно, в целом для квартиры величина социальной нормы потребления электроэнергии составит 150 кВт.ч.
Потребление электроэнергии за месяц в квартире составило 190 кВт.ч.
Таким образом, в пределах социальной нормы было потреблено 150 кВт.ч, сверх социальной нормы электроэнергии — 190-150=40 кВт.ч.
Тариф на электроэнергию в пределах соцнормы — 2,80 руб. за кВт.ч., сверх соцнормы электроэнергии — 3,50 руб. за кВт.ч. В результате, за электроэнергию должна быть произведена оплата на следующую сумму:
Стоимость электроэнергии за месяц = 150х2,80 + 40х3,50 = 420 + 140 = 560 рублей.
В первую очередь использовать социальную нормы потребления коммунальных ресурсов планируется начать при расчетах за потребленную электроэнергию.
В дальнешем планируется перейти на расчеты по такому способу и по другим коммунальным ресурсам (вода, газ, тепло). Переход на расчеты по социальной норме электроэнергии обусловлен тем, что электросчётчики в квартирах установлены у 96% россиян. В отношении воды и газа этот процент значительно ниже.
На февраль 2014 г в Правительстве РФ обсуждается вопрос о внедрении такой системы оплаты в Ростовской, Кировской области, Алтайском крае, Республике Марий Эл, а также Архангельской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Калужской, Курской, Кемеровской, Нижегородской, Самарской области, Забайкальском, Приморском, Хабаровском крае, республике Тува, Башкирии и Кабардино-Балкарии. В 2014г. планируется переход на расчеты с использованием социальной нормы электроэнергии уже по всем субъектам РФ.
Кем будет устанавливаться величина социальной нормы потребления электроэнергии и будет ли она одинакова по всей России.
Социальная норма на электричество будет устанавливаться местным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для каждого субъекта РФ отдельно. Зависеть величина социальной нормы будет от величины светового дня в регионе. Также величина социальной нормы потребления электроэнергии будет зависеть различным для сельской или городской местности, оборудован дом электроплитами или нет, есть в доме лифт или отсутствует. Стоит отметить, что социальная норма на электроэнергию будет устанавливаться с учетом потребления электроэнергии в местах общего пользования.
В настоящее время предполагается, что в случае, если прибор учета отсутствует по необъективным причинам (житель квартиры его не установил), то тогда потребление электроэнергии будет определяться по нормативу потребления электроэнергии, при этом при расчете стоимости потребленной электроэнергии будет использоваться тариф, установленный для потребления сверх социальной нормы потребления электроэнергии.
В России тарифы на коммунальные услуги и в частности государством установлены с учетом перекрестного субсидирования. Перекрёстное субсидирование это случай, когда для одной группы потребителей тарифы занижены (в данном случае это население), а для другой группы (юридические лица — предприятия и организации) — завышены. В связи с этим введение социальной нормы должно частично снизить величину перекрестного субсидирования с уменьшить нагрузку оплаты коммунальных ресурсов для бизнеса.
Нормативы потребления услуг ЖКХ: регулирование и расчет
Нормативы потребления услуг ЖКХ применяются для начисления оплаты за потребленные ресурсы при условии, что помещение не оборудовано приборами учета. Данные показатели устанавливаются в зависимости от того, сколько граждан проживает в помещении и какими системами оборудован дом.
Определение оплаты за ЖКУ
Расчет суммы, которую гражданин должен оплатить за ресурсы, которыми он пользуется, производится с учетом показаний счетчиков. Данные приборы устанавливаются в каждой квартире, имеют своей целью определить объем потребляемого ресурса на конкретную площадь.
После этого полученное значение умножается на действующие тарифы и сумма предъявляется к оплате конкретным пользователем. Цены на услуги коммунальной системы имеют зависимость от нескольких факторов.
Среди них можно выделить:
- время года;
- местность;
- установленные цены на топливо.
Положения Федерального закона №261 от 2009 года «Об энергосбережении…» отражает правило, согласно которому установка учетных приборов является обязательной вне зависимости от того, к какому виду и назначению оно отнесено.
Однако на практике нередко обходятся без счетчика. Причина заключается в том, что установить прибор невозможно, потому как требуется реконструкция системы инженерного типа или помещение является аварийным, либо граждане уклоняются от оборудования квартиры счетчиком.
Обратите внимание: в такой ситуации используются нормативы для расчета стоимости потребленного ресурса.
Нормативная база расчета нормативов
Для определения нормы потребляемых коммунальных услуг применяется несколько правовых актов.
К ним отнесены:
- Постановление Правительства №306 от 2009 года «Об утверждении Правил…»;
- Постановление Правительства №354 от 2011 года «Правила предоставления коммунальных услуг…».
Кроме того, данная сфере урегулирована постановлениями, издаваемыми региональными исполнительными органами. Введение социальных нормативов реализуется каждым субъектом в отдельности.
Важно! Если региональные нормы не установлены, используется федеральный показатель потребления.
Нормы насчитываются на человека, то есть чем больше граждан проживает в помещении, тем меньше значение потребляемого ресурса для каждого. К примеру, в Саратове применяются нормы для электроэнергии на 1 гражданина 203 кВт. Если семья состоит из 2 лиц, то значение сокращается до 127 кВт на каждого.
Аналогичные правила применяются для расчета потребления воды. В среднем по стране указанное значение составляет 7 кубов за месяц.
Нормативы электричества
Электрическая энергия выступает одним из дорогих ресурсов, однако обойтись без его использования гражданин не может.
Для определения величины потребления электричества нужно учесть следующие аспекты:
- оборудован ли многоквартирный дом лифтами;
- установлены газовые или электрические плиты;
- имеются ли в помещении водонагреватели.
Кроме того, учитывать нужно число комнат в помещении, количество граждан, которые проживают в нем. Точные значения определяются в постановлениях «Об утверждении нормативов потребления…» для каждого конкретного региона. Власти субъекта учитывают уровень благосостояния населения и особенности, присущие местности.
В зависимости от того, сколько граждан живут в квартире, меняется значение потребления электричества. К примеру, когда на 1 человека норма равняется 150 кВт, для 2 она будет составлять 225 кВт.
Нормы воды и водоотведения
Для горячей и холодной воды предельные значения определяются в расчет м3 на гражданина. Данный норматив может иметь значительные отличия, даже при условии определения в пределах одного муниципального района.
В формуле расчета используется несколько аспектов:
- этажность дома;
- степень изношенности системы коммуникаций;
- благоустроенность квартиры.
При расчете нормы на водоснабжение нужно учитывать средний объем расхода ресурса для душа и ванной, туалета. Для примера, если установить, что 1 лицо за месячный период использует 7 кубов воды для приема ванной, то потребленная вода свыше указанного показателя должна оплачиваться в повышенном размере.
Обратите внимание: к общедомовым нуждам в данном случае будет относится то, что осталось после вычета нормативов и показаний прибора учета. Если для горячей воды установлены счетчики, то их показания применяются для вычисления суммы.
Норматив на отопление
Для расчета нормы для отопления, нужно учитывать, какие ресурсы используются для обогрева конкретного помещения.
Может быть использовано:
- дровяное отопление;
- электрическое;
- газовое;
- угольное.
Кроме того, нормативы подразумевают учет величины помещения, материал, из которого изготовлены стены и крыша, уровень изношенности здания, средняя температура, устанавливающаяся в течение годового периода.
Во время расчета используется формула:
- П – величина оплаты;
- Пл – размеры жилого помещения;
- Н – установленные нормативы;
- Т – действующие тарифы.
Учитываются показатели, действующие на территории отдельно взятого региона.
Оплата ЖКУ, если не установлены счетчики
В ситуации, когда дом и отдельно взятая квартира оборудована счетчиком, сведения, полученные при использовании данного прибора, будут подлежать учету при начислении суммы оплаты. В зависимости от того, в каком месте располагаются данные приборы, можно выделить разновидности: коллективные и индивидуальные.
Однако граждане не во всех ситуациях производят установку данного прибора. В этой ситуации в расчет принимаются нормативы потребления, разработанные на региональном уровне.
К недобросовестным владельцам также применяются повышающие коэффициенты, которые учитываются при начислении платы:
Год
Данные правила касаются только лиц, которые намеренно не установили учетные приборы в помещении. Если причиной не оборудования помещения счетчиком выступает техническая невозможность, оплатить потребуется только установленный норматив. Санкции в данной ситуации не предусматриваются.
Однако гражданину нужно доказать, что в квартире невозможно разместить прибор учета. Доказательства представляются в письменной форме.
Оплата ЖКУ, когда нет общедомовых счетчиков
Общедомовой прибор учета помогает определить уровень потребленного ресурса конкретным домом. Постановление №354 от 2011 года указывает на то, что граждане несут обязанность по оплате не только тех ресурсов, которые им потреблены в пределах жилого помещения, но и газа, воды, отопления, затраченных на общедомовые нужды.
Внесение оплаты в данной ситуации подразумевает расчет пропорционально тому, какой объем площади занимает конкретная квартира в общем размере многоквартирного дома. Учету подлежат нормативы, закрепленные каждым регионом в отдельности.
Отсутствие рассматриваемого прибора в пределах дома несет в себе опасность для жителей. В ситуации, когда происходит авария, распыленный ресурс будет делиться между всеми зданиями, которые не оборудованы учетным прибором.
Таким образом, нормативы потребления коммунальных услуг ЖКХ определяются на региональном и федеральном уровне. При расчете оплаты учитываются установленные значения. Если они превышены, управляющая компания или ресурсоснабжающая организация вводят повышенные показали для начисления суммы.