Что такое запорная арматура трубопроводов водоснабжения

Содержание
  1. Виды запорной арматуры их классификация
  2. Назначение и область применения
  3. Эксплуатационные характеристики
  4. Материал для изготовления запорной арматуры
  5. Типы запорной арматуры
  6. Вид арматуры по способу присоединения к системе
  7. Вид арматуры по области применения
  8. Вид запорной арматуры по функциональному назначению
  9. Маркировка и классификация, требования к стандартам
  10. Преимущество и недостатки
  11. Заключение
  12. Запорная арматура трубопроводов ее разновидности и особенности
  13. Запорные устройства: классификация и применением
  14. Вентили
  15. Задвижки
  16. Клапаны
  17. Краны
  18. Задвижка
  19. Вентиль
  20. Кран шаровой запорный
  21. Клапан
  22. Затворы
  23. Промышленная запорная арматура для труб – в чем ее особенности?
  24. Типы трубопроводной арматуры
  25. Разновидности арматуры запорного типа
  26. Классификация кранов
  27. Использование вентилей
  28. Предназначение и разновидности задвижек
  29. Назначение заслонок
  30. Условия хранения запорной арматуры и ее монтаж

Виды запорной арматуры их классификация

Газ, вода или другая жидкость, которая перемещается по трубопроводу ─ поток среды. Запорная арматура применяется для перекрытия потока среды в случае ремонта трубы. К запирающей арматуре относятся контрольно ─ спускные устройства, пробно ─ спускная арматура, которая служит для показания уровня среды в емкости, а также для выхода воздуха, снятия пробы и дренажа.

Назначение и область применения

Запорная арматура для трубопроводов распределяет и регулирует, отключает циркулирующий в трубе поток среды.

  • в отопительный сезон для обнаружения «утечек» на трассе используются отсекающие задвижки для закрытия подачи горячей воды;
  • определение загрязненности «грязевиков» в системе водоснабжения.

Запорная арматура классификация по назначению:

  1. Промышленная. Применяется в народном хозяйстве и промышленности, горячее водоснабжение. Эта категория оборудования работает в разных условиях:
  • радиоактивная среда;
  • сыпучие продукты производства;
  • высокое давление, перепад температур
  • газопровод;
  • нефтяной трубопровод;
  • другие условия.
  1. Судовое оборудование. Применяется на кораблях и судах морского и речного флота. Требования:
  • вес (минимальный);
  • стойкость к вибрации;
  • надежность;
  • способность работы в особых условиях.
  1. Санитарно-техническое устройство. Используется в ванной комнате, бачок в санузле, газовые колонки, бойлеры, душевые кабины. В инженерных системах домашнего водоснабжения.
  2. Запорные механизмы специального действия. Изготавливаются по особым требованиям. Пример: арматура на атомной станции, нефтепроводах.

Эксплуатационные характеристики

Качественная работа трубопроводных систем зависит от правильного выбора кода изделия ОКПД 2 (вентили, краны, задвижки, другое оборудование).

Необходимо учитывать эксплуатационные характеристики:

  • номинальный диаметр трубопровода, который характеризует пропускную способность потока среды;
  • номинально допустимое давление в трубопроводе;
  • в какой среде работает запирающее устройство, класс герметичности;
  • параметр температур рабочей среды (минимальное и максимальное значение);
  • стойкость к коррозии.

Материал для изготовления запорной арматуры

Устройства запорной арматуры в большинстве изготавливаются из антикоррозийной стали (нержавейка) или чугуна. Другой материал в изготовлении мало применяется, так как устройство контактирует с агрессивной средой: вода, масло, газ, пар, которые вызывают коррозию.

В пластиковых инженерных домовых сетях запорную арматуру изготавливают из пластмассы. Для изготовления оборудования кроме чугуна и нержавейки применяют сплав: сталь, чугун, бронза. Применяется для изготовления специального оборудования титан. Современные краны изготавливают из фарфора, бронзы и пластика.

Типы запорной арматуры

Различается четыре типа запорной арматуры: кран, задвижка, дисковый затвор, клапан.

Разновидность клапана: игольчатый, тарельчатый, односедельный, двухседельный. Принцип работы: в устройстве регулятор работает параллельно потоку среды, находящейся в трубопроводе.

Задвижка имеет армированную конструкцию, и регулятор работает по отношению к потоку на 90 градусов.

В кране регулятор вращается и с потоком не связан, виды: шаровый, дисковый, конусный.

Дисковый затвор ─ регулятор дисковой формы вращается по оси вокруг себя и расположен под углом 90 градусов к потоку среды трубопровода.

Вид арматуры по способу присоединения к системе

Важным параметром для запирающего оборудования является вид присоединения к трубопроводу. Распространенные виды:

  • фланцевое соединение;
  • резьбовой монтаж, с применением муфт;
  • штуцерное соединение;
  • сварка.

Фланцевое соединение различается по форме: круглый фланец, квадратный или треугольный. Универсальным фланцевым соединением считается круглый фланец, такое соединение применяется в трубопроводах разного давления. Квадратный фланец ограничен 20 атмосферами давления.

Резьбовое соединение применяется для трубопроводов небольшого диаметра и давления не выше 1,6 МПа. В таком соединение резьба есть на арматуре и трубопроводе. Различают соединения с внешней резьбой и внутренней резьбой. Есть разные стандарты резьбы. Для усиления соединения применяются уплотнители ─ лента ФУМ, нить льна, густая смазка. Применяется соединение в монтаже арматуры: задвижки, клапаны, разделители потока.

Штуцерное соединение применяют в трубопроводах ДУ-5 не более. Соединительный конец, накидной гайкой используя внешнюю резьбу, прижимается к трубе. Таким соединением в магистральный трубопровод внедряют измерительные приборы.

Сварочное соединение применяется в трубопроводах с вредной для здоровья человека средой. Основной параметр соединения ─ сварной шов не должен быть слабее толщины стенки трубы. Необходимо производить предварительную подготовку трубы для сварки.

Вид арматуры по области применения

На трубопроводе магистрального значения в качестве запорного оборудования устанавливается задвижка. Основной элемент устройства ─ шпиндель. Он бывает выдвижной или неподвижный. Этот вид запорного оборудования имеет разные технические характеристики, разную степень устойчивости к агрессивной среде.

Так как задвижки не изготавливаются из материала химической устойчивости, их применяют в инженерных системах водоснабжения, отопления.

Вентиль ─ устройство, в котором запор двигается по резьбовому соединению. Когда вращаем вентиль, шток с маховиком двигаются, происходит действие «включать» или «выключать» поток. Отверстие для среды делается меньше или больше. Применяется для регулирования жидкости или газа в трубе.

Кран шаровый имеет литой корпус, двухстороннюю резьбу для соединения с трубопроводом. Ручкой перекрывается поток среды. Есть прокладка уплотнительная под ручкой.

  • проходной, многоходовой;
  • ручной, имеющий электропривод;
  • затвор крана может двигаться закручиванием или прижимом.

Применяется водопроводный кран для подачи и запирания жидкости.

Запорный клапан ─ вид арматуры применяемый в трубопроводах. Маховик регулирует положение заслонки. Есть модели с электрическим приводом, они дорого стоят. Область применения ─ системы канализации, нельзя использовать в средах с температурой выше 50 градусов Цельсия.

Затвор ─ основной представитель запорного и регулирующего оборудования. Он состоит из стального корпуса и элемента перекрывающего поток среды в трубопроводе, который расположен под углом 90 градусов к потоку. Он применяется в любых трубопроводах.

Читайте также:  Монтаж пластмассовых труб системы водоснабжения

Вид запорной арматуры по функциональному назначению

Запорная арматура по назначению применяется в разных видах водопроводов:

  1. Общепромышленный тип: стандартный трубопровод, работа в обычных условиях. Изделие имеет средние технические характеристики.
  2. Нефтепромышленность. Большие размеры устройства. Адаптация к работе с вязкими веществами.
  3. Специальные трубопроводы. Токсичные или химические среды. Арматура имеет технические характеристики для работы под высокой нагрузкой, предельные нормы безопасности.
  4. Трубопроводы военного назначения. На оборудование этих комплексов распространяется секретность. Изготавливают такое оборудование предприятия, выигравшие государственный заказ.
  5. Судостроение и автомобилестроение. Используется изделия исходя из габаритов и конструктивных особенностей транспорта.
  6. Санитарно-технический трубопровод. Арматура применяется в быту, работа сантехника: шаровые краны для подключения бойлера, регулятора давления, сливного бачка, унитаза. Она служит для прекращения потока в трубопроводе, регулировке его количества за временной промежуток. Именно запорные устройства обеспечивают качественную работу сантехнического оборудования.

Маркировка и классификация, требования к стандартам

Все запорное оборудование маркируется по ГОСТу №4666-75. Есть разные виды нанесения маркера:

  • штамповочная маркировка;
  • гравирование;
  • установка клейма.

Одним из видов маркировки является окраска изделия по виду изготовления:

  • в синий цвет окрашивается арматура из легированной стали;
  • в черный цвет из ковкого чугуна;
  • в серый из углеродистой стали;
  • антикоррозийная сталь окрашивается в голубой цвет;
  • материал из цветного металла не имеет окраски.

Преимущество и недостатки

Наименование Преимущество Недостаток
Кран Незначительные габариты

Прост в эксплуатации

Устойчив к загрязнению

Конструктивно прост Клапан Маленький износ

Допускается работа в тяжелых условиях:

  • перепад температур
  • вакуум
  • высокое давление
  • агрессивная среда

Обеспечивает герметичность Высокое гидравлическое сопротивление

В зоне застоя среды образуется коррозия

Ограничение в применении Задвижка Маленькое гидравлическое сопротивление

Конструктивная простота изделия

Возможность применения в различных условиях

Достаточная строительная длина Большая строительная высота

Сложность в ремонте

Время на операцию «открыть» и «закрыть» Заслонка Конструктивная простота

Применение на трубопроводах большого диаметра

Простое обслуживание Недостаточная герметичность

Большие размеры крутящих элементов Затвор Небольшой вес

Маленькие габариты Недостаточная герметичность

Ограничение в применении

Заключение

Выбирая нужное оборудование, помните, что в паспорте указаны технические параметры для оптимальной работы, на соответствующем трубопроводе. Рекомендуется выбирать изделия из действующего каталога. Основные показатели для выбора: тип соединения с системой, технические данные трубопровода. Выбирается из описания условий применения материал запорного устройства: чугун, цветмет, сталь, другой материал.

Признаки классификации и отличительные черты основных четырех типов арматуры:

Запорная арматура трубопроводов ее разновидности и особенности

Запорные устройства: классификация и применением

Основные виды запорной арматуры для трубопроводов — задвижки, вентили, клапаны, краны и затворы. Для задвижек характерно движение запирающего элемента под прямым углом к продольной оси трубы, для клапанов — параллельно.

Вентили

Возможно применение вентилей на запорных изделиях диаметром до 0,3 м. Часто они применяются в конечных (тупиковых) участках системы во время ремонта. Запирающий элемент, нередко представляющий собой тело вращения или его часть, поворачивается вокруг оси, расположенной по отношению к оси трубы под произвольным углом. Могут использоваться вентили в качестве не только запорной, но и регулирующей арматуры.

Задвижки

Задвижки — это запорные элементы небольшой длины, предназначенные для работы в системах с малым гидравлическим сопротивлением.

По конструкции они бывают клиновыми (с составным, упругим, цельным клином) и параллельными (шиберными). В системах с небольшим давлением применяются задвижки последнего типа.

Основное предназначение задвижек — выполнять запорные функции; в большинстве случаев как регулирующие элементы они не используются. Во время работы задвижки могут быть выставлены в две возможные позиции: закрыто или открыто.

Лучше всего применять такие элементы в полнопроходных системах, то есть при отсутствии уменьшения сечения труб в патрубках. Например, задвижки идеальны для использования в магистральных трубопроводах, где рабочая среда перемещается непрерывно и с высокой скоростью.

Отличительная конструктивная особенность задвижки – присутствие шпинделя, который, в зависимости от конструкции, выдвигается или нет.

Как уже отмечалось, задвижки бывают двух основных типов: шиберные и клиновые.

В конструкцию шиберных элементов включён металлический клин, при движении разрезающий инородные элементы рабочей среды. Шиберными задвижками оснащаются трубопроводы для фекальных стоков, целлюлозно-бумажного производства и т.д.

В случае же необходимости проведения периодического ремонта элементов системы устанавливают клиновые задвижки, состоящие из чугунного корпуса, внутри которого установлен соединённый с клином вращающийся шпиндель. Клиновые задвижки используют при обслуживании систем транспортировки газов и жидкостей, не реагирующих с материалом изготовления трубопровода. Корпус и крышка таких изделий свариваются из вырезанных из листовой коррозионностойкой или углеродистой стали деталей.

Клапаны

Предназначение клапанов – открываться и закрываться при определённых условиях, например, при достижении какого-либо уровня давления или смене направления движения рабочей среды.

Изделия подразделяют на одно- и двухсёдельные, причём обычно в производстве используется второй тип, одновременно осуществляющий распределительные и регулирующие функции.

Основываясь на направлении протекания рабочей среды, клапаны делят на угловые (направление меняется на 90°), проходные (направление не меняется) и прямоточные (линия движения среды выпрямляется).

Чтобы полностью перекрыть движение потока внутри труб, используют запорные клапаны. Эта арматура обеспечивает максимальную надёжность и герметичность системы.

Если возникает необходимость не допустить смены движения рабочей среды (к примеру, при выходе из строя насоса и повреждении или обрыве несущего канала), используют обратные клапаны.

С помощью регулирующих клапанов можно контролировать количество подаваемой в систему жидкости или газа, изменяя размер входного отверстия.

Запорно-регулирующие клапаны, как ясно из названия, осуществляют одновременно две функции.

Краны

Более универсальный вариант трубопроводной арматуры – краны. Их можно использовать как запорные, регулирующие или распределительные устройства. Подходят краны для любых, в том числе вязких, жидкостей и газов. Ремонт этих приспособлений требует больших усилий и наличия опыта.

Краны состоят из затвора (или пробки) шарообразной, конусообразной или цилиндрической геометрии, с отверстием в центре, и корпуса. Производятся эти запорные элементы из латуни, бронзы, чугуна и стали, а в случае более агрессивных внутренних условий – из фарфора или специального пластика.

Краны принято подразделять на группы в зависимости от:

  • направления движения потока и количества патрубков (проходные, трёхходовые, угловые, многоходовые);
  • принципа движения затвора (с отжимом, или подъёмом, или с вращением, без подъёма, затвора);
  • способа управления (ручные, с электро-, пневмо-, гидроприводами);
  • геометрии затвора (игольчатые, конусные, шаровые, цилиндрические);
  • способа обеспечения герметичности (сальниковые или натяжные).

Классификация деталей для остановки потока газов, жидкостей выполняется по разным факторам. Виды запорной арматуры по способу соединения:

Форма фланцев может быть треугольной, квадратной, круглой.

Куча запорной арматуры

Задвижка

Тип запорной арматуры, который устанавливается на магистральных трубопроводах. Главный технический элемент — шпиндель. Он может быть неподвижным или выдвижным. Задвижки могут отличаться техническими характеристиками, устойчивостью к агрессивным средам.

Может возникнуть вопрос — чем отличается задвижка от заслонки. В этом плане главные различия кроются в меньшем количестве деталей у заслонок. Благодаря этому они реже ломаются.

Задвижки не изготавливаются из материалов устойчивых к химикатам. Из-за этого их используются только для создания систем водоснабжения. Для перемещения химикатов нужно использовать заслонки.

Вентиль

Запорный кран-вентиль представляет собой корпус с двумя креплениями для труб, в котором есть запор, двигающийся с помощью резьбового соединения. При вращении вентиля двигается шток с маховиком, которые перекрывают или открывают поток рабочего носителя. Могут запирать водопровод, регулировать подачу жидкости или газа.

Кран шаровой запорный

Представляет собой литой корпус, который с двух сторон имеет резьбу для подключения к трубам. Для перекрытия потока есть ручка, с помощью котором можно изменять положение затворной заслонки. Дополнительно под ручкой устанавливается резиновая прокладка уплотнения.

  • многоходовыми, проходными.
  • ручными, оборудованными электроприводами.

Затвор может двигаться путем прижима или закручивания.

Дополнительная возможность крана — регулировка подачи газа или жидкости. Изготавливаются из стали, чугуна, бронзы, пластика, фарфора.

Клапан

Наиболее распространенное устройство, используемое для перекрытия трубопроводов. Регулировать положение заслонки можно с помощью маховика. Дорогие модели оборудуются электроприводами. Наиболее часто они устанавливаются на канализационных системах. Не подходят для работы с жидкостями температурой более 50 градусов Цельсия.

Затворы

Затвор — главная деталь любого закрывающего механизма. Если он неисправен, жидкость или газ разрушит трубопровод. Чаще они изготавливаются из стали или чугуна. Самые распространенные — дисковые затворы.

Дисковый затвор запорной арматуры

Промышленная запорная арматура для труб – в чем ее особенности?

Ввиду того, что арматура для труб в виде готового продукта должна полностью соответствовать всем требованиям безопасности и нормативной документации, ее изготовлением в большинстве случаев занимаются только крупные предприятия. Для того чтобы производить данные элементы в промышленных масштабах, нужна возможность управления процессом дистанционно, автоматический рабочий режим и максимально высокая надежность.

Здесь появляется еще одна классификация арматуры. Так, по сфере своей эксплуатации может быть:

  • общетехнической;
  • промышленной сантехнической;
  • для эксплуатации в особых условиях;
  • судовой/транспортной;
  • промышленной специальной.

Продукция первой категории производится преимущественно серийно и может применяться во всех возможных сферах. Что же касается арматуры, предназначенной для эксплуатации в особых условиях, то она используется в энергосистемах с повышенными техническими характеристиками, а еще в случаях, когда ремонтируются/устанавливаются транспортные магистрали для агрессивных или токсичных веществ.

Особые требования выдвигаются к транспортным/судовым элементам. Они изготавливаются с учетом размеров и массы изделий, а также иных параметров, в том числе возможности использования в разных климатических зонах. Наконец, промышленная специальная продукция проектируется и создается под заказ для конкретных организаций и ведомств.

Типы трубопроводной арматуры

Несмотря на многообразие видов устройств, относящихся к арматуре трубопроводных систем, специалисты выделяют их четыре основных типа. Отнесение арматуры к тому или иному типу осуществляется с учетом конструкционных особенностей оборудования. Они могут выражаться в направленности движения запирающего/регулирующего элемента по отношению к направлению перемещения транспортируемого вещества.

Задвижка отличается перпендикулярным движением запирающего/регулирующего элемента относительно оси движения жидкости или газа по трубопроводной системе.

Клапан – это тип устройств с запирающим/регулирующим элементом, который может перемещаться параллельно оси движения, транспортируемого по трубопроводной системе вещества. Специалисты рекомендуют избегать названия «вентиль» в отношении арматуры этого типа, так этот термин может иметь несколько неоднозначных трактовок.

В кране запирающий/регулирующий элемент вращается вокруг своей оси, совершая при этом поступательные перемещения. Рабочий элемент оборудования кранового типа имеет форму тела вращения и может перемещаться под разным углом к направлению оси перемещения рабочей среды.

В дисковом затворе запирающий/регулирующий элемент совершает вращение вокруг оси, расположенной под определенным углом к оси направления потока вещества, которое транспортируется по трубопроводной системе. Отличие арматуры этого типа заключается в рабочем элементе, имеющем форму диска.

Все вышеперечисленные типы арматуры могут быть структурированы по отдельным составляющим. К примеру, по форме седел и затворов различают клиновые и параллельные задвижки (они имеют выдвижной либо невыдвижной шток/шпиндель).

В зависимости от формы, которую имеют затворы, трубопроводная арматура типа клапана также разделяется на несколько разновидностей. Существуют затворы тарельчатые и игольчатые (имеют конусную форму). Встречаются также одно- или двухседельные клапаны.

Трубопроводная арматура типа крана по форме рабочего элемента может быть конусной, шаровой и цилиндрической.

Разные типы арматуры имеют свои преимущественные характеристики и определенные недочеты. В зависимости от таких характеристик устройства арматура каждого типа имеет свою сферу применения.

Для устройств типа задвижки отличительными параметрами являются:

значительная строительная высота (расстояние от горизонтальной оси трубопроводной системы до верха шпинделя (штока/привода) в состоянии полного открытия устройства);

малая строительная длина (расстояние от одной наружной торцевой присоединительной плоскости до другой);

малое гидравлическое сопротивление;

значительное усилие на привод затвора;

повышенный износ поверхности седел при использовании в трубопроводах, транспортирующих жидкости с высоким уровнем загрязнения.

Нужно отметить, что задвижки более предпочтительны при использовании в качестве запорной арматуры.

Наиболее распространенным типом трубопроводной арматуры являются клапаны. Их отличительные характеристики выглядят следующим образом:

небольшая строительная высота;

значительная строительная длина;

большое гидравлическое сопротивление с высоким уровнем герметизации.

Клапаны используют во многих устройствах регулирующего вида.

В арматуре кранового типа сочетаются характеристики присущие клапанам (строительная высота и скорость срабатывания) и задвижкам (небольшая строительная длина).

Для дисковых затворов характерными признаками являются:

небольшая строительная высота;

малая строительная длина;

небольшое усилие на затворный привод;

невысокие параметры гидравлического сопротивления.

Разновидности арматуры запорного типа

Различают следующие типы запорной трубопроводной арматуры:

Классификация кранов

Запорные краны преимущественно предназначены для бытовых трубопроводов с малым давлением.

Устройство запорной арматуры-крана следующее:

  • корпус;
  • запорный элемент;
  • рукоять;
  • набор уплотнительных прокладок.

Элементы, входящие в состав запорного крана

Классификация устройств может быть произведена по нескольким признакам:

  • типу запорного элемента;
  • методу установки.

Элементом, перекрывающим поток проходящей среды, может быть:

  • шар. В соответствие с этим кран носит название шаровой (рисунок выше);
  • конус в виде пробки (пробковый кран).

Запорный кран пробкового вида

Крепиться к трубопроводу краны могут:

муфтовым способом. Фиксирующие гайки наворачиваются на подготовленную на трубе резьбу;

Кран, устанавливаемый на резьбу

  • фланцевым способом. В качестве фиксирующих элементов выступают фланцы, соединяемые между собой болтами;
  • методом сварки.

Устройства, устанавливаемые на фланцы и методом сварки

Каждый кран имеет свое условное обозначение. На маркировке, нанесенной на корпус устройства, в обязательном порядке отражаются:

  • диаметр условного прохода (DN);
  • условное давление, на которое рассчитано устройство (РN);
  • материал, примененный для изготовления крана;
  • предприятие-изготовитель;
  • дополнительные справочные материалы (дата изготовления, номер партии и так далее).

Условные обозначения основных параметров крана

Если знать маркировку, то всегда можно самостоятельно подобрать запорное устройство.

Использование вентилей

Запорный клапан (вентиль) состоит из корпуса с двумя концами для крепления устройства и седла, перекрываемого затвором.

Клапан для перекрытия трубопровода

Основная отличительная особенность вентиля от крана – это высокий класс герметичности, что позволяет использовать устройство на газопроводах.

Клапан, как и кран, может присоединяться к трубопроводу при помощи муфт, фланцев или сварки.

Выпускаются вентили, приводимые в действие:

  • маховиком (ручное управление);
  • электроприводом (электронное управление), в том числе и с помощью дистанционного пульта управления.

Маркировка запорной арматуры – вентиля также содержит:

  • условное обозначение модели устройства;
  • проход;
  • обозначение типа присоединения к трубопроводу;
  • давление;
  • материал исполнения;
  • климатическое исполнение;
  • документ, на основании которого вентиль изготовлен.

Обозначение параметров вентиля

Предназначение и разновидности задвижек

Наиболее часто используемым элементом любых трубопроводов является задвижка. Устройство представляет собой корпус и крышку, между которыми располагается затвор.

Простейший вид запорной арматуры

Назначение запорной арматуры – задвижки – любые трубопроводы, диаметр которых варьируется от 15 мм до 2000 мм.

Преимуществами устройства, по сравнению с другими видами запорной арматуры, являются:

  • простота обслуживания и конструкции;
  • небольшие размеры;
  • малое сопротивление.

Задвижки могут изготавливаться из следующих материалов:

  • стали;
  • чугуна;
  • цветных металлов и сплавов из них.

Управление задвижками происходит:

  • ручным способом (вращением рукояти);
  • электроприводом;
  • гидроприводом.

Задвижки с электроприводом или гидроприводом преимущественно устанавливаются на промышленные трубопроводы.

Обозначение запорной арматуры (задвижки) определяет:

  • вид и наименование устройства;
  • условный рабочий диаметр;
  • максимальное давление в системе;
  • тип привода;
  • положение устройства в рабочем состоянии;
  • категорию размещения;
  • климатическое исполнение;
  • тип соединения устройства с трубопроводом.

Обозначение параметров задвижки

Назначение заслонок

Запорным элементов в заслонке является диск, который вращается вокруг оси.

Разновидность запорной арматуры для трубопровода

Заслонки преимущественно используются на трубопроводах, имеющих большой диаметр и находящихся под небольшим давлением, так как класс герметичности устройства достаточно низкий.

Заслонка может управляться:

  • маховиком, приводящим в действие ось вращения (ручное управление);
  • гидроприводом;
  • электроприводом.

В большинстве случаев корпус запорного устройства изготавливается из чугуна, а поворотный диск – из стали.

  • методом сварки;
  • фланцевыми крепежами.

Заслонки могут использоваться в трубопроводах с химическими жидкостями и канализационных системах. Для водоснабжения или отопления практически не применяются.

Марка запорной арматуры – задвижки, а так же номер партии, диаметр, давление и область определения обозначаются на корпусе устройства аналогично ранее приведенным схемам.

Условия хранения запорной арматуры и ее монтаж

Если запорная арматура для трубопроводов укомплектована резиновыми уплотнителями или является шаровым краном, ее хранят в приоткрытом состоянии.

Запорная арматура с металлическими прокладками хранится исключительно в закрытом виде, для того чтобы не допустить попадания мелкого механического мусора. Задвижки до их установки должны находиться в закрытом сухом помещении, без сквозняков и доступа света.

Монтаж запорной арматуры проводится путем осуществления последовательных технологических процессов. Высокое качество сборки, долговечная и бесперебойная работа достигается при произведении установки квалифицированными мастерами с внушительным стажем работы в данной области.

Для каждого вида детали есть свои правила, которые учреждают заводы по производству запорной арматуры с целью выполнения их при установке:

Дисковые поворотные затворы монтируются с открытием диска на 25%. Повреждение прокладки не должно возникнуть, если оставить достаточное расстояние между фланцами одинаковых диаметров. Все гайки следует закручивать постепенно, а между самим корпусом и фланцами нет необходимости в установке еще одной прокладки.
Обратные клапаны должны иметь одинаковые диаметры с ответными фланцами. Строго контролируется монтажное расстояние между клапанами, правильность направления потока, режим пульсации.
Шиберные ножевые задвижки в первую очередь требуют проверки индикатора положения. Во время монтажных работ соблюдается направленность потока и необходимое расположение ножевых задвижек. После проведения гидростатического испытания вести наблюдение на предмет протечек и подрегулировать при надобности болтами.
Шаровой обратный клапан требует повышенного внимания в условиях минимальных давлений и горизонтальном монтаже. Чтобы эффективно противодействовать перепадам давления в системе, возможен монтаж шара с перекосом направления.
Одностворчатый обратный клапан опускается между фланцами крючком, который при нахождении затворки перпендикулярно трубопроводу целесообразно располагать вертикально.
Двухстворчатый обратный клапан не подходит для установки при уменьшающемся потоке

Перед установкой в обязательном порядке проверить функционирование пружин.
Шаровой кран никогда не фиксируется с помощью тисков и нуждается в осторожности при закрутке соединений. Нежелательно вмешиваться в строение неиспользованной запорной арматуры, так как каждый кран проходит на производстве испытания сжатым воздухом и водой для обеспечения гарантии правильной сборки всех частей крана.

Читайте также:  Схема установки радиатор отопления
Оцените статью