- Что является услугой отопления
- Коммунальные услуги: понятие, порядок предоставления, оплата
- К вопросу о поставках тепловой энергии и отоплении при теплоснабжении — товар или услуга?
- Ковальчук В.В., К вопросу о поставках тепловой энергии и отоплении при теплоснабжении — товар или услуга?
- Коментарии
- Оставить комментарий
- Тематические закладки (теги)
Что является услугой отопления
Коммунальные услуги: понятие, порядок предоставления, оплата
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и т.п., регулируют «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).
Что вообще подразумевает под собой понятие «коммунальные услуги»? Отвечая на этот вопрос, можно разделить все виды коммунальных услуг на следующие:
а) холодное водоснабжение;
б) горячее водоснабжение;
Необходимо отметить, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, возникает у:
1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение;
6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;
7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее — конклюдентные действия).
Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:
а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив.
в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Исполнитель, то есть организация, выбранная жильцами многоквартирного дома для обеспечения последнего коммунальными ресурсами, обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;
г) принимать в порядке и сроки, которые установлены Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, — также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя;
д) вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;
е) информировать потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва и т.п.
а) при обнаружении неисправностей, пожара и аварий во внутриквартирном оборудовании, внутридомовых инженерных системах, а также при обнаружении иных нарушений качества предоставления коммунальных услуг немедленно сообщать о них в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем, а при наличии возможности — принимать все меры по устранению таких неисправностей, пожара и аварий;
б) информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
в) своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
г) нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору:
а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты;
б) поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг;
в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный Правилами;
г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Информация об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг доводится исполнителем до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, если иной срок не установлен договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов — сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
иными основаниями, установленными в Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме) и т.п.
Информация, изложенная в данной памятке, является основой, которую должен знать каждый потребитель коммунальных услуг. Она необходима для того, чтобы каждый потребитель знал, исполнение каких обязанностей он вправе требовать от исполнителя, оказывающего коммунальную услугу, о том, на основании чего возникают отношения по оказанию коммунальных услуг, и какие виды договоров различают. А также то, какую информацию должен получать потребитель в каждой квитанции, во избежание оплаты лишних денежных средств.
© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ , 2021
Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт
Разработка и продвижение сайта – FMF
Почтовый адрес:
432071, г. Ульяновск, ул. Дмитрия Ульянова, д. 4
К вопросу о поставках тепловой энергии и отоплении при теплоснабжении — товар или услуга?
В. В. Ковальчук, вице-президент,
НП «Российское теплоснабжение»
Приведен анализ норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (ПП РФ от 23.05.2006 № 306) для того, чтобы ответить на животрепещущий вопрос — может ли (имеет ли право) или обязана оказывать коммунальные услуги теплоснабжающая организация?
Одним из наиболее болезненных вопросов теплоснабжения, по которому прошло немало дискуссий, и еще больше было высказано мнений, является вопрос — что же такое тепловая энергия для потребителя -товар или услуга, и где граница, на которой товар трансформируется в услугу. И хотя практически всегда отраслевые специалисты приходили к выводу, что тепловая энергия есть особый вид товара, на практике реализовать такой подход в договорных отношениях, особенно в жилищно-коммунальном секторе, было невозможно. Происходило это в первую очередь из-за отсутствия правовых норм и неопределенности гражданско-правовых отношений между жителями многоквартирного дома и теплоснабжающей организацией, возникающих по договору энергоснабжения (ГК РФ).
Принятие нового Жилищного Кодекса (ЖК) и, в недавнем времени, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам позволило наконец положить конец затянувшемуся спору.
Проанализируем нормы данных документов.
Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ существует три способа управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление ТСЖ, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, предусмотренным федеральным законом;
3) управление юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (управляющей организацией).
При использовании второго и третьего способа управления вопрос — где заканчивается товар и начинается услуга — не возникает. Есть поставщик тепловой энергии, есть третье лицо (УО, ТСЖ, ЖК), которое на входе в дом покупает энергию и далее оказывает коммунальные услуги жителям.
Наибольшие споры вызывает поставка тепловой энергии при выборе непосредственного способа управления. По сути норм ЖК РФ и ФЗ № 210 собственник помещения (житель) должен иметь прямой договор на поставку тепловой энергии с теплоснабжающей организацией. Ес-
ли руководствоваться только этими положениями, то ситуация остается неизменной. Однако, принятые Правила предоставления коммунальных услуг конкретизируют условия и порядок поставки тепловой энергии при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного способа управления.
Проведем краткий анализ Правил.
В данном нормативном правовом акте вводится понятие «Исполнитель» — т.е. лицо, которое с одной стороны обязано выполнять функцию приобретателя коммунальных ресурсов, к коим относится и тепловая энергия, а с другой стороны, непосредственно оказывающего коммунальные услуги (здесь и далее по тексту жирным выделены термины, определения которых содержатся в Правилах — прим. авт.). При этом предполагается, что исполнитель может и сам являться производителем коммунальных ресурсов (например, в случае использования автономной котельной).
Таким образом, первый вывод: коммунальные услуги всегда должен оказывать «Исполнитель» на базе приобретенных или произведенных самим коммунальных ресурсов. И второй вывод, повторюсь, тепловая энергия — это коммунальный ресурс, на базе которого уже впоследствии оказывается коммунальная услуга, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях многоквартирного жилого дома.
Остается нерешенным вопрос: может ли (имеет ли право) или обязана оказывать коммунальные услуги теплоснабжающая организация? Для ответа на него проанализируем п. 7 Правил и определение «внутридомовых инженерных сетей».
П. 7 Правил гласит: «При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении, непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией . »
Комментарий: если договор управления отсутствует, как отсутствует и организация-исполнитель коммунальных услуг, — жители напрямую заключают договор о приобретении тепловой энергии (важно! — коммунального ресурса) с теплоснабжающей организацией.
«. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. »
Комментарий: определена граница, на которой заканчивается поставка ресурса и ответственность теплоснабжающей организации за характеристики этого ресурса — место раздела подводящих и внутридомовых инженерных систем.
«. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем (т.е. инженерного оборудования внутри дома, предназначенного для оказания коммунальных услуг — по определению из Правил — прим. авт.) осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное. »
Таким образом, обслуживание инженерных систем в доме и, как следствие, оказание коммунальных услуг, может осуществляться как привлеченными третьими лицами, так и самой теплоснабжающей организацией. При этом (ВАЖНО!) обслуживание «внутрянки» — это право, а не обязанность теплоснабжающей организации, т.е. она может согласиться с предложением собственников на оказание для них дополнительных услуг (по нерегулируемым ценам!), но может и потребовать привлечения третьих лиц для выполнения данных функций. В любом случае на границе дома заканчиваются обязательства и ответственность теплоснабжающей организации за поставку тепловой энергии как ресурса. Далее начинаются нормальные договорные отношения по предоставлению коммунальных услуг, в которых теплоснабжающая организация может участвовать только добровольно, но не по принуждению. С другой стороны, теплоснабжающие организации, как показывает опыт и имеющаяся практика, во многих случаях заинтересованы (или по крайней мере должны быть заинтересованы) во «вхождении в дома» и самостоятельном обслуживании внутридомовых систем, используемых для отопления. Поскольку от состояния этих систем и соответственно от качества теплопотребления во многом зависит надежность и качество теплоснабжения как основного вида деятельности теплоснабжающей организации (ТСО). Неграмотная эксплуатация внутридомовых сетей третьими лицами, в конечном счете, может создать гораздо больше проблем для ТСО, чем проблема самостоятельного обслуживания. Особенно, учитывая, что обслуживание «внутрянки» является одним из способов диверсификации бизнеса ТСО и возможностью получения дополнительных доходов.
Резюмируя вышесказанное, хочется еще раз отметить, что введено разграничение: на теплоснабжение — поставку ресурса (товара) до «стены дома» или иной границы раздела, и на оказание коммунальных услуг с использованием ресурса под названием «тепловая энергия» — это два разных бизнеса для теплоснабжающей организации. Первый обременен многими условиями, втом числе государственным регулированием цен (тарифов), публичностью заключаемых договоров и целым рядом других ограничений. Второй — нормальный рыночный способ получения дополнительных доходов на сопутствующем виде деятельности, к тому же повышающий надежность и качество основной деятельности.
Ковальчук В.В., К вопросу о поставках тепловой энергии и отоплении при теплоснабжении — товар или услуга?
Источник: Журнал «Новости теплоснабжения» № 8 (72), август, 2006 г. , www.ntsn.ru
Коментарии
Осадченко Галина Николаевна, ООО «УК Альтернатива» [ 12:11:55 / 16.11.2010]
Почему-то нигде не указано, что УК может быть поставщиком ресурсов при наличие у нее в собственности или аренде инженерных коммуникаций, находящихся вне жилых домов квартальные сети
Осадченко Галина Николаевна, ООО «УК Альтернатива» [ 12:11:44 / 16.11.2010]
Правила предоставления коммунальных услуг определяют отношения потребитель население- исполнитель УК или РСО, но простому гражданину прожевать эти правила просто невозможно.Мы сами, работая в УК, столько лбов разбили, доказывая друг другу свою правоту.
Оставить комментарий
Тематические закладки (теги)
Тематические закладки — служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.