Чугунный радиатор отопления ремонт

Содержание
  1. Ремонт чугунной батареи: способы устранения течи, восстановление чугунного радиатора холодной сваркой
  2. Устройство чугунных радиаторов
  3. Самые распространенные неполадки и их признаки
  4. Первые признаки неполадок
  5. Ликвидация свища
  6. Способы ремонта чугунных радиаторов
  7. Последовательность работ
  8. Заключение
  9. Как устранить течь без опасных последствий: ремонт чугунных радиаторов отопления
  10. Особенности ремонта чугунной батареи
  11. Как придать должный вид
  12. Почему может сломаться чугунная батарея
  13. Каким батареям отдать предпочтение?
  14. Алюминиевые батареи
  15. Радиаторы из стали
  16. Биметаллические батареи
  17. Способы ремонта чугунных батарей отопления
  18. Как отремонтировать чугунную батарею отопления
  19. Как можно отреставрировать старые радиаторы из чугуна
  20. Советы профессионалов
  21. Итоги: как нужно мыть, чтобы сохранить функциональность системы?

Ремонт чугунной батареи: способы устранения течи, восстановление чугунного радиатора холодной сваркой

Срок эксплуатации чугунных радиаторов отопления настолько длительный, что жильцы воспринимают их работу, как должное, поэтому в случае появления течи или свища в стенке устройства, не знают, что им делать. Особенно неприятно, если поломка произошла в разгар холодов, но и в межсезонье нельзя оставлять отопительные элементы без внимания. Как правило, профилактические работы, проводимые работниками теплосети, могут выявить наличие загрязнений или протечек в устройстве.

На этот случай есть простые способы, как устранить течь в чугунной батарее отопления.

Устройство чугунных радиаторов

Этот вид отопительных приборов состоит из секций. Модели старого типа даже сегодня выпускаются в виде «гармошек», тогда как новое поколение имеет плоскую внешнюю панель, обеспечивающую лучший прогрев всей ее площади.

При работе эти устройства используют два типа отдачи тепла:

  1. Излучение, или как его называют профессионалы, радиация составляет до 25-30% тепла. Оно не просто нагревает воздух, а передается ближайшим предметам, обеспечивая более качественный прогрев помещения.
  2. Конвекция, производимая батареей отопления, обеспечивает постоянное перемещение воздушных масс по комнате, и составляет порядка 75% теплоотдачи.

Устройство чугунной батареи, несмотря на все внешние изменения, осталось прежним. Она состоит из секций, оснащенных:

  • заглушками;
  • запорными устройствами;
  • пробками;
  • хвостовиком и терморегулятором;
  • контргайками;
  • ниппелями и прокладками.

Каким бы ни был чугун крепким, но даже у него есть свои пределы. Как правило, срок службы чугунных радиаторов составляет 25-30 лет, а при должном уходе и оптимальных условиях работы они могут работать без перебоя от 50 до 100 лет.

Этого не скажешь о деталях, которые скрепляют секции друг с другом, например, о прокладках. При частых гидроударах они могут «раскачаться» или потрескаться от времени. В этом случае появляется течь между секциями чугунной батареи, которая, если не устранить ее вовремя, может стать причиной серьезной аварии и угрозой для здоровья и жизни человека.

Чтобы этого избежать, нужно проверять состояние чугунных радиаторов после окончания отопительного сезона. При этом можно обнаружить совершенно разные неполадки в отопительной системе.

Самые распространенные неполадки и их признаки

Хотя чугун отлично переносит несовершенство теплоносителя центрального отопления, а батареи из него имеют достаточно широкие каналы, чтобы в них не скапливался мусор, проблемы могут возникнуть даже у них. И это при том, что этому металлу нет износа. Виновниками того, что лопнула чугунная батарея или в ее стенках появился свищ, могут быть следующие факторы:

  • Всем известен большой вес радиаторов из этого металла. Если при монтаже конструкции были использованы не достаточно крепкие кронштейны, или их оказалось мало, со временем она может просесть под своим весом и наклониться. Даже незначительное отклонение всего на пару миллиметров снизит эффективность работы устройства, а если перекос не исправить, то спустя несколько лет в месте, где теплоноситель отсутствует, появится коррозия. Вначале она будет выглядеть как небольшое коричневое пятнышко, которое будет расти с каждым отопительным сезоном, пока на его месте не образуется свищ.
  • Репутация «долгожителей» свойственна как старым, так и новым моделям чугунных радиаторов, но при условии, что они монтированы в контур многоквартирного здания не выше шести этажей. Если теплосеть надежная и не «грешит» сильными гидроударами, то их можно устанавливать и в девятиэтажных домах. В противном случае, под сильным напором воды чугунная батарея может дать течь на стыках соединений секций. В том случае, если во время отопительного сезона потекла чугунная батарея, чем заделать ее нужно знать заранее. Сегодня существует масса герметиков, которые помогут «продержаться» устройству до теплых дней.
  • Внутреннее устройство отечественных батарей таково, что чугун, из которого они выплавлены, имеет шероховатости, которые полностью отсутствуют в импортных аналогах. Именно поэтому на стенках со временем откладывается много мусора, которым наполнена вода в теплосети. Взвеси, частицы ржавчины и металлов, все это оседает и делает широкий канал узким настолько, что он уже не способен пропускать беспрепятственно теплоноситель под большим напором. В этом случае конструкция может лопнуть в любом месте, и тогда придется срочно решать, как устранить течь в чугунной батарее.
  • Прокладки и резьба ниппелей – это слабое «звено» отопительных приборов. Если у чугуна нет срока давности, то этого не скажешь про детали, из которых состоит батарея. Чтобы не доводить ситуацию до того, что потребуется ремонт чугунной батареи, места соединений нужно проверять после каждого отопительного сезона и периодически менять на них прокладки.

Как показывает практика, чаще всего о том, что с системой отопления что-то не так становится известно, когда уже требуется ремонт чугунных радиаторов. Чтобы узнать о проблеме заранее, нужно прислушиваться к «сигналам о помощи», которые указывают на наличие дефектов.

Первые признаки неполадок

Есть ряд факторов, которые указывают на то, что с отопительным контуром или батареями что-то не то. К ним относятся:

  • Ощущение прохлады в комнате. В этом случае стоит опросить соседей, насколько у них тепло в квартире. Если все в порядке, то можно начинать искать проблемы у себя. Причиной может стать элементарное загрязнение каналов, перекос устройства или наличие свищей. В первом случае достаточно промыть батареи, во втором – закрепить или поменять кронштейны и проверить правильность установки строительным уровнем, а в третьем – оказать «больному» радиатору помощь.
  • Если на батарее появился непонятный налет, видимый невооруженным взглядом, то причина этого – изношенные прокладки. Придется отключать систему, демонтировать батареи и ставить новые, например, из паронита.
  • Протечка заметна сразу. Если она небольшая, то можно обойтись хомутом или холодной сваркой, в противном случае придется полностью менять устройство.

Следует помнить, что даже маленькие дефекты могут перерасти в большую проблему, если их вовремя не устранить. Не стоит надеяться на временные хомуты и заплаты. Только специалисты теплосети могут определить надежность и герметичность отопительного контура и его элементов.

Ликвидация свища

Для любой поломки есть ряд причин, ей сопутствующих. Свищ на трубах системы обогрева или на радиаторе – не исключение. Если на элементах теплосети появилось небольшое коричневое пятнышко, не следует думать, что это сходит краска. На самом деле, это начало, зачастую необратимого процесса, но зная, как заделать свищ в чугунной батарее, можно остановить разрушение и продлить срок ее эксплуатации. Причины появления коррозии:

  • С учетом частых повышений стоимости коммунальных услуг, некоторые умельцы лукавят и ради экономии электроэнергии подключают нулевой кабель к отопительному контуру. Токи, которые начинают свое «путешествие» по трубам посредством теплоносителя, как раз и вызывают образование коррозии. Определить нечестного соседа можно, если свищей несколько, и они появляются с определенной регулярностью. Спасти ситуацию поможет звонок в соответствующую службу с целью выявления нарушителя, и ремонт чугунных батарей своими руками.
  • Слишком повышенная кислотность воды способна навредить даже к терпимому к коррозии чугуну.
  • Истек срок годности батарей или отложения на их стенках повредили металл. В этом случае, даже небольшой свищ или трещина под воздействием напора воды может привести к тому, что батарея лопнет и из нее потечет поток горячей воды.

Любой из вариантов, требует срочного вмешательства. Если только слегка течет чугунная батарея, то можно обойтись без отключения контура и ее демонтажа. Спасти ситуацию сможет хомут. Если вода лишь капает, то подойдет односторонняя накладка, но если бежит тонкой стрункой, то лучше не рисковать и использовать двухсторонний зажим.

В том случае, если теплоноситель разорвал место, где находился свищ, сразу возникает вопрос, можно ли заварить чугунную батарею. Как правило, экстренной помощью становится холодная сварка, но даже если она восстановила герметичность, необходимо вызвать мастеров из теплосети, чтобы они проверили состояние отопительной системы.

Читайте также:  Устройство теплого пола кнауф

Способы ремонта чугунных радиаторов

Существует несколько методов, которые позволяют батареям продержаться не только до конца отопительного сезона, но и пару лет. К ним относятся:

  • Если течь на стыке секций, то ее можно быстро ликвидировать при помощи бинта и эпоксидного клея. Материал пропитывается клеем и наматывается на место протечки. После того, как он схватится, можно закрасить это место в тон батареи, но главное помнить, что подобная «операция» считается временной, и лучше после окончания холодов купить и установить новую секцию.
  • В случае обнаружения свища или трещины потребуется хомут. Его можно купить в магазине стройматериалов, а можно сделать самостоятельно из резины или жести.
  • Холодная сварка для чугунных батарей – это лучший способ быстрого устранения дефекта. Это специальный герметик, внешне напоминающий детский пластилин. Его нужно тщательно размять и нанести на поврежденное место. Средство быстро схватывается, устойчиво к перепадам температур и вполне годится для быстрого и временного ремонта чугунной батареи.

Зная, как заварить чугунную батарею при помощи сварочного аппарата с инверторной схемой, можно спасти устройство на достаточно долгое время от протечек.

Последовательность работ

В зависимости от того, насколько серьезная поломка, зависят действия по ее устранению. Так, если течь небольшая, то можно обойтись без отключения батареи от контура, и для ремонта потребуется:

  • Установить под местом поломки емкость на случай прорыва или клеенку с ветошью для сбора воды.
  • Место разрыва или трещины нужно зачистить до основания при помощи троса или наждака. Нужно не просто удалить слой краски, а обнажить сам металл.
  • Обезжирить подготовленное место каким-нибудь растворителем.
  • Если для ликвидации поломки используется специальный клей или эпоксидная смола, то потребуются полоски плотной ткани или бинты. Нанести на них средство и намотать на место разрыва в несколько слоев.
  • В случае использования холодной сварки ткань не нужна.
  • На схваченное герметиком место надевается и закручивается хомут, но важно проследить, чтобы его зажимы были с противоположной стороны течи. Например, трещина образовалась на внутренней стороне радиатора, значит, зажимы будут снаружи, и наоборот.
  • Если поломка серьезная и горячая вода хлещет из батареи, то нужно вызывать аварийную бригаду, а не пробовать остановить утечку самостоятельно без наличия нужных инструментов.

Даже самый качественный ремонт не гарантирует долгой службы устройства. Восстановленные чугунные радиаторы все равно придется менять, и чем скорее это будет сделано, тем безопаснее будет в квартире.

Заключение

Ремонт чугунных батарей можно произвести самостоятельно при наличии инструментов и необходимых материалов, но только в случае мелких дефектов. Холодная сварка – самый простой и быстрый способ вернуть отопительный прибор «в строй», но даже он не дает гарантии, что в дальнейшем все будет в порядке.

Чтобы убедиться, что отопительный контур и все его элементы прослужат долго и не будут угрозой для жизни людей, нужно либо полностью заменить отремонтированную конструкцию после окончания холодного сезона, либо пригласить специалистов, чтобы они проверили ее надежность.

Как устранить течь без опасных последствий: ремонт чугунных радиаторов отопления

Системы отопления жилья подразумевают наличие радиаторов, которые, нагреваясь, отдают тепло в помещение. Резервуары для обогрева дома и квартиры, сделанные из чугуна, способны служить не один десяток лет. Но не один материал, даже такой прочный как чугун, не способен выполнять свои функции вечно. Приходит время, когда нужно осуществлять ремонт чугунных батарей из-за протечки, облупленной краски или ухудшения качества их работы.


Схема строения радиатора отопления.

Ремонт может заключаться не только в покраске батареи. Часто принимают более серьезные меры для восстановления отопления в доме. Требуется заменить не подлежащую реставрации часть, добавить или убрать одну из секций, поменять соединения с трубой и прочее. Для ремонта отопительных комнатных блоков требуется сварка. Иногда можно обойтись своими силами.

Особенности ремонта чугунной батареи

По своей структуре чугун от обычного металла отличается хрупкостью. Основной особенностью его ремонта является осторожное обращение с радиатором. При появлении течи поврежденный участок нельзя обстукивать от ржавчины и накипи. Нанесенные удары приведут к появлению новых микротрещин, которые при поступлении горячего теплоносителя начнут расширяться.

Это касается и чугунных радиаторов, которые подвергают промывке. Нельзя ударять по секциям металлическим молотком, чтобы быстрее отпала грязь. Если предусмотрена разборка на секции, то соединительные ниппели раскручивают осторожно. Они тоже чугунные и могут треснуть.

Совет! В старом радиаторе соединительные чугунные ниппели раскрутить сложно, так как резьбы сильно закисают. Упростить ситуацию помогает прогрев паяльной лампой. Несмотря на массивный вес, чугунный радиатор хрупкий и боится ударов

Если ремонт течи можно осуществить методом накладки бандажа, то участок возле трещины просто зачищают. Такие действия не разрушат чугунные стенки секции. Во время промывки иногда требуется простукивание. Делать это можно, но легонько и только деревянным молотком.

Чугунные советские радиаторы после длительного срока службы смотрятся не эстетично. Часто по этой причине от них пытаются избавиться. Однако их можно превратить совершенно в новые батареи, если воспользоваться еще одной особенностью ремонта. Он состоит из четырех действий:

  1. Чугунный старый радиатор промывают химическими реагентами. Действие помогает очистить внутри секции от грязи, ржавчины, твердых солевых отложений.
  2. Промытый радиатор разбирают на секции. Участок коллектора, где нужно раскрутить чугунный ниппель, прогревают паяльной лампой.
  3. Каждую чугунную секцию сверху подвергают пескоструйной обработке. В итоге ее нельзя будет отличить от нового изделия.
  4. После очистки чугунные секции вновь собирают в батарею. На участках стыковки коллекторов ставят новые уплотнительные кольца. Если ниппели плохие, их аналогично меняют. Оптимально заменить боковые пробки, где производится подключение трубопровода к радиатору. У них резьба уже будет изношена, и в этом месте может проявиться течь.

После проведенного ремонта на выходе предстает новый радиатор. Именно такие чугунные батареи чаще всего после восстановления продают фирмы, выдавая их за новый товар. Теперь осталось радиатор покрасить и повесить на свое место.

Как придать должный вид

Первое, на что нужно обратить внимание, батарея должна хорошо выполнять свою главную функцию – максимально отдавать энергию теплоносителя. Она не должна иметь ни малейшего намёка на течи (рыжие пятна между секциями и на заглушках), так как аварии отопления обходятся очень дорого. В идеале, если есть возможность, то перед реставрацией лучше сделать профилактику/тюнинг радиатора: снять; промыть; установить запорную арматуру, кран Маевского, термоголовки; заменить проблемные уплотнители. Снять – очень желательно, ведь даже малярные работы лучше производить на верстаке, а не «по месту».

Не важно, будет ли впоследствии установлен декоративный экран или нет, но от малярных операций вам не уйти, борьбу с коррозией никто не отменял. Всё начинается с подготовки. Необходимо удалить старое лакокрасочное покрытие, которое за долгие годы обросло множеством слоёв (кстати, они здорово ухудшают теплоотдачу). Если радиатор демонтирован, то можно воспользоваться строительным феном или паяльной лампой, смывка для краски тут скорее всего не поможет. Итак, греем краску и счищаем её маленькими шпателями. Следующим этапом будет удаление ржавчины и остатков покрытия металлической щёткой. Для завершения действа, лицевые поверхности стоит пройтись крупным наждаком. Если радиатор не снимается, то придётся ограничиться удалением отслаивающихся участков и тщательным шлифованием — образовавшиеся раковины нужно зачистить «на нет».

Теперь голенькая старая батарея протирается от пыли и обезжиривается универсальным растворителем. Если говорить о химии, то предварительно не лишним будет обработать труднодоступные места преобразователем ржавчины. Ну, и раз уж мы решили делать всё на совесть, тогда погрунтуем радиатор специальным составом для металлических изделий. Грунт улучшит адгезию, повысит стойкость изделия к коррозии, хорошо «затонирует» основу. Техника нанесения грунтовки принципиально не отличается от финишной отделки, об этом далее.

Наконец, старая батарея готова к покраске. Эта захватывающая процедура может производиться различными способами: кистями, губками, рукавицами, валиками, распылителем. На практике лучше всего себя зарекомендовал гибридный метод: внутренние закоулки окрашиваем изогнутой кистью или губкой, а более доступные лицевые участки – краскопультом, или специальным валиком.

Читайте также:  Свет отопление что это

Обратите внимание! Наша задача получить минимальное по толщине, надёжное покрытие. Самый тонкий слой даёт пульверизатор, потом идёт губка, далее кисть и валик.

Можно сформулировать ряд простых правил и рекомендаций, касающихся покраски старой батареи. • Сначала красим изнутри, в противном случае можно испортить «фасад» изделия. • Покрываем поверхности сверху вниз (актуально для навешенного радиатора). • Следим за потёками и вовремя их удаляем (особенно после переворачивания батареи). • Обязательно красить полностью. • Для обзора слепых зон примените зеркало. • Два тонких слоя более технологичны, чем один толстый. • Окрашивать нужно холодную батарею (есть исключения). • Первые слои можно улучшить шлифованием. • Применяйте специализированные ЛКМ.

В продаже имеются специальные краски для отделки радиаторов отопления. Масляные составы остались в прошлом, а на первый план вышли акриловые, латексные, алкидные краски. Главное их достоинство – это стойкость к высоким температурам и бытовой химии, механическая износоустойчивость, относительная безвредность. Есть составы, которые могут наноситься непосредственно на горячие основания.

Все эти краски без проблем тонируются в любой цвет из основных каталогов: PANTONE, RAL, NCS. Согласитесь, скучно иметь белый радиатор. Поэтому народ вовсю экспериментирует – маскирует старую батарею под цвет стены, применяет различные металлики (под золото, под серебро, молотковая окраска), играется с эффектами (патина, перламутр, сияние, хамелеон, под дерево…).

Почему может сломаться чугунная батарея

Причин возникновения дефекта на чугунных секциях радиатора мало, но они есть. Неполадки могут даже проявиться без образования течи, что скажется на плохой работе батареи. Чтобы найти верный способ ремонта, нужно правильно определить причину поломки:

  1. Чугунные приборы отопления тяжелые. Если их подвешивать на слабых кронштейнах, со временем происходит перекос. Секции начинают «завоздушиваться» и не греют. Со слабых кронштейнов радиатор способен сорваться, оборвать трубопровод. При падении от удара на чугунных секциях появятся трещины. От гидроудара способна треснуть стенка секции
  2. Чугун слабоустойчив к гидроударам в системе отопления, другим механическим воздействиям, наносимым человеком во время монтажа. Даже если секция не треснула, течь способна проявиться в местах соединения.
  3. Засор является распространенной причиной неисправности. Внутри секций оседают грязь, солевые отложения. Периодически требуется проводить капитальный ремонт с промывкой химическими реагентами. Резиновые кольца на соединении коллекторов секций периодически нужно менять
  4. В местах соединения коллекторов секций установлены резиновые кольца. Со временем прокладки изнашиваются. Резину разъедают химические реагенты во время промывки. При капитальном ремонте прокладки обязательно меняют.
  5. Причиной поломки может стать банальное размораживание радиатора. Например, хозяин долгое время не появляется на даче. При сильных морозах теплоноситель замерзает в системе отопления. От расширения воды чугунную секцию разрывает.

Признаки поломки выявить несложно. О загрязнении или завоздушивании радиатора свидетельствуют непрогретые участки. Если на чугунной поверхности еще нет течи, но уже появился белый или ржавый налет, это первый «звонок» об опасности. С ремонтом затягивать нельзя.

Совет! Если на радиаторе одновременно проявляется несколько признаков неисправности, его лучше заменить. Демонтированную батарею отправляют на капитальный ремонт.

Каким батареям отдать предпочтение?

На современном рынке приставлено немало моделей радиаторов изготовленных из различных сплавов. Каждый имеет свои положительные характеристики и особенности использования.

Алюминиевые батареи

Радиаторы из такого материала выпускают двух видов – литые и экструзированные. Первые представляют собой цельную монолитную конструкцию, а вторые изготавливаются из сваренных между собой алюминиевых частей. Батареи листового типа обладают более высокой прочностью и надежностью.

Независимо от вида алюминиевые радиаторы имеют общие основные технические характеристики:

  • вес секции – от 1 до 1,47 килограмм;
  • допустимая максимальная температуры теплоносителя – 110 градусов;
  • мощность изделия – от 82 до 212 ватт;
  • максимальный объем жидкости одной секции – 0,46 литров;
  • рабочее давление – от 6 до 24 атмосфер.

Батареи из алюминия стали изготавливать еще с восьмидесятых годов. В наши дни изделия довольно усовершенствовались и не потеряли своей популярности.


Алюминиевые батареи

К основным достоинствам алюминиевых радиаторов отопления можно отнести:

  • небольшой вес изделия, способствующий быстрой его установке и транспортировке;
  • высокий уровень теплоотдачи за счет быстрого прогрева метала и интенсивности теплового обмена;
  • возможность регулировки температуры даже при небольшом объеме теплоносителя;
  • сравнительно невысокая цена на изделие;
  • хорошая прочность;
  • достойный внешний вид.

Наряду с преимуществами батареи из алюминия имеют некоторые недостатки применения:

  • невысокая устойчивость к коррозии;
  • возможность образования за счет химического процесса воздуха в системе.

Если брать во внимание экструзированные модели, то можно выделить их слабое место – резьбовые соединительные крепления. При резком повышении давления в системе целостность конструкции может нарушиться.

Радиаторы из стали

Установка таких радиаторов оправдана в частных домах с локальной системой отопления автономного типа. Особенностью устройств такого типа является:

  • рабочее давление – от 6 до 13 атмосфер;
  • максимальная температура воды в батареи – 110 градусов.

Невзирая на сравнительно невысокие технические характеристики, стальные радиаторы пользуются хорошей популярностью. Применение устройств имеет такие преимущественные стороны:

  • компактность конструкций;
  • возможность за счет термостата регулировки температуры;
  • высокие показатели теплоотдачи;
  • большое разнообразие выпускаемых моделей;
  • стоимость намного ниже многих выпускаемых новых типов батарей.

Среди недостатков наиболее существенными являются:

  • не совместимость с отопительной системой открытого типа;
  • подверженность коррозийному воздействию;
  • особые требования к качеству используемого теплоносителя.


Радиаторы из стали
Наличие различных примесей химического характера в жидкости, используемой в стальной батарее, может стать причиной разрушения материала. При этом иногда наблюдается протечка теплоносителя из-за нарушений герметичности соединений. Поэтому в многоэтажных новостройках радиаторы из стали не устанавливают.

Биметаллические батареи

Радиаторы такого вида – это усовершенствованные модели, которые совмещают все достоинства алюминиевых и стальных изделий. Широкое применение устройства заслужили благодаря высоким техническим характеристикам:

  • максимальное внутреннее рабочее давление – 60 атмосфер;
  • теплоотдача – до 190 ватт;
  • максимальная температура теплоносителя 110 градусов.

Плюсов применения биметаллических радиаторов немало:

  • длительный эксплуатационный термин – до пятидесяти лет;
  • высокая тепловая отдача и быстрый прогрев помещения;
  • хорошие антикоррозийные свойства;
  • высокий уровень прочности;
  • возможность установки дополнительных секций;
  • максимальная чувствительность к командам термостата;
  • наличие моделей с различными дизайнерскими решениями.


Биметаллические батареи
Материал выдерживает высокие гидравлические толчки характерные для центральных отопительных систем.

Недостатком биметаллических радиаторов является высокая цена. Как правило, они дороже изделий из алюминия или стали. Дешевые биметаллические батареи не обладают защитой от коррозии, поэтому со временем на изделии образуется ржавчина.

Способы ремонта чугунных батарей отопления

Технология ремонта зависит от причины неисправности. Если происходит частое завоздушивание из-за перекоса, радиатор выравнивают по горизонтали на стене, усиливают дополнительными кронштейнами. При засоре секций способ ремонта один – промывка реагентами.

При появлении течи часто применяют народные способы ремонта:

  1. Небольшую трещину на секции ликвидируют заклеиванием эпоксидной смолой с кусочками марли. Этот метод поможет устранить течь на подводящей к радиатору трубе или в месте соединения коллекторов секций. Для устранения течи на доступном участке наматывают бинт, пропитанный эпоксидной смолой
  2. Коллектор радиатора или подводящая труба имеют круглое сечение. Устранить течь поможет наложение хомута.
  3. Заклеить трещину на радиаторе поможет холодная сварка. Средство для экстренного ремонта напоминает пластилин, который нужно размять руками и наклеить на чистую поверхность. Холодная сварка поможет быстро устранить течь

Каждый способ ремонта подбирают индивидуально для конкретной ситуации. Все зависит от того, в каком месте образовалась течь.

Как отремонтировать чугунную батарею отопления

Ремонт начинают с подготовительных действий. Под радиатором застилают пленку, так как без воды и грязи здесь не обойтись. Важно знать, если выбран способ заклеивания эпоксидной смолой или холодной сваркой, то радиатор нужно отключить от системы отопления, иначе течь теплоносителя не даст приклеиться бандажу к чугунной поверхности. Однако сделать это можно, когда батарея оснащена запорной арматурой.

Допустим, краны на подводке труб к радиатору имеются. Перед началом ремонта их нужно закрыть. Следующим действием сливают с батареи теплоноситель, чтобы устранить течь. Проблемный участок зачищают от краски, грязи, ржавчины. Обезжиривают ацетоном или спиртом. Эпоксидную смолу наносят на полоску бинта или х/б ткани. Если трещина на ровном участке секции, то заплатку просто наклеивают несколькими слоями, дав время каждому из них застыть. На участок подводящей трубы или коллектор просмоленный бинт наматывают в виде бандажа. После застывания участок закрашивают под цвет радиатора.

Читайте также:  Как правильно подключить батарею отопления от стояка

Проблемный участок перед ремонтом очищают от краски и обезжиривают

Аналогичные действия выполняют, когда предусмотрен ремонт чугунной батареи холодной сваркой, но бинт или полоска ткани понадобятся для других действий. Средство напоминает пластилин. Перед использованием отрезают необходимое количество массы и разминают ее руками. В это время происходит смешивание компонентов, отвечающих за отвердевание холодной сварки. Размягченную массу приклеивают на участок, требующий ремонта. Сверху полоской ткани пытаются намотать бандаж. Чем сильнее прижать холодную сварку к чугунной поверхности, тем прочнее получится заплатка.

Совет! Вместо ткани можно использовать изоленту или полосы из другого материала для прижатия холодной сварки.

Хомут поможет устранить течь, если невозможно радиатор отключить от системы отопления

В квартирах со старым ремонтом чугунные радиаторы установлены без запорной арматуры. Ремонт эпоксидной смолой или холодной сваркой невозможен, так как теплоноситель постоянно подтекает. Если проблемный участок на трубе или соединении коллекторов секций, выручит хомут. Изделие для бандажа состоит из одного разъемного кольца или двух полуколец. Для стяжки предусмотрены болты. Роль уплотнителя исполняет резиновая полоса. Хомут устанавливают на проблемный участок, затягивают болты до прекращения течи.

Капитальный ремонт требует полной разборки радиатора

Если течь образовалась не одна, такой радиатор лучше сразу разобрать. Перед этим его отключают от системы отопления, сливают теплоноситель. Выполняют ремонт в такой последовательности:

  1. Когда чугунная батарея подключена к системе отопления металлическими трубами, прослужившими не один десяток лет, раскручивать сгоны нет смысла. Они все равно оборвутся. Резьбы обрезают болгаркой. На их место придется приваривать новые сгоны.
  2. Радиатор снимают с кронштейнов, укладывают на пол. Ключом пытаются открутить заглушки с коллекторов и гайки с обрезанными сгонами. Важно помнить, что на одном коллекторе будет правая, а на другом – левая резьба. Если гайки не идут, их прогревают паяльной лампой. После откручивания на заглушках резьбы очищают щеткой по металлу. Гайки с обрезанными сгонами лучше выбросить и купить новые. Выкрутить куски трубки с резьбой сложно.
  3. Для разъединения секций внутрь коллектора вводят специальный ключ. Один его конец напоминает лопатку. Именно этой плоской частью ищут зацеп за усики чугунного ниппеля. Он аналогично имеет правую и левую резьбу. Ключом пытаются сорвать ниппель и провернуть на пару оборотов. Если он не поддается, участок коллектора прогревают паяльной лампой. Аналогичную операцию выполняют на противоположном коллекторе. Каждый ниппель поочередно проворачивают на пару оборотов, пока полностью отсоединится секция.

Подобным образом можно разобрать весь радиатор или отделить поврежденные секции. Если внутри оказалось много грязи, для промывки используют каустическую соду. Подойдет раствор из 9% уксуса и воды в соотношении 1:1. На крайний случай используют 5% раствор серной кислоты. Для промывки жидкость заливают внутрь радиатора на сутки, затем промывают чистой водой. После этих действий батарею разъединяют на отдельные секции, меняют уплотнительные кольца, производят обратную сборку.

На видео подробнее о ремонте отопительных радиаторов:

Как можно отреставрировать старые радиаторы из чугуна

Обслуживание и реставрацию батарей можно осуществлять только до начала отопительного сезона. Для того чтобы установить возможность прорыва труб и радиаторов в зимний период, происходит предварительная проверка систем отопления. Если батарея не нуждается в промывке, то ее ремонт можно осуществить, не снимая секции со своего места. Отопительный прибор должен располагаться на некотором расстоянии от стены, если он встроен в нишу, реставрацию будет произвести сложнее.

Для демонтажа батареи нужно приготовить следующие инструменты:

  • ключ для радиаторов, подходящий под ниппель 5/4, если батарея старая, ниппель 1 – для современных батарей;
  • стальная труба для удобства поворота ключа (50-70 см длиной);
  • разводной ключ сантехнический № 2, 3;
  • мел.

Начинается реставрация чугунных батарей с их демонтажа и слива остатков содержимого в полости радиатора. Секции кладут на горизонтальную поверхность. Снимается крайняя заглушка или футорки. Нужно помнить, что заглушки имеют левую резьбу, а обычные футорки – правую. Перед началом работы по ключу делают круговую отметку мелом. Для этого совмещают рабочую часть ключа с ниппелем, который планируется открутить, и делают пометку по торцу секции. Под свободный край ключа подкладывают упор – кирпич или брусья, чтобы избежать прогибов, когда будет производиться реставрация чугунных батарей.

Подготовив таким образом батарею к разборке, можно начинать откручивать секции, сдвинув резьбу с места. Поочередно прокручиваются параллельные ниппели на ширину 5-7 мм между секциями. Работы лучше производить вдвоем, чтобы удерживать радиатор в нужном положении. Это поможет избежать перекосов. Так меняются секции в чугунных, алюминиевых и биметаллических радиаторах отопления.

Часто старые чугунные радиаторы не поддаются механическим воздействиям по причине заржавевших секций. Места соединения в районе ниппеля приходится прогревать автогеном. Действия осуществляются круговыми движениями вдоль параллельных стыков. После нагрева футорки откручивают. Батарею с замененными секциями нужно установить на прежнее место.

Советы профессионалов

Несколько советов помогут провести эффективный ремонт:

  1. После ремонта радиатор придется красить. Если он скрыт за декоративным экраном, желательно выбрать темную краску. Чугунная батарея лучше будет отдавать тепло.
  2. Кронштейны для подвешивания располагают так, чтобы зазор между радиатором и подоконником составлял 10 см, а полом – 12-15 см.
  3. Для отражения тепла стену за чугунной батареей заклеивают фольгированным материалом.

Эффективность отопления зависит от количества секций на каждом радиаторе. Здесь нужны грамотные расчеты, выполнить которые помогут опытные специалисты.

Итоги: как нужно мыть, чтобы сохранить функциональность системы?

Ремонт чугунных радиаторов возможен своими силами, но только при мелких дефектах. Если у вас отсутствуют необходимые инструменты или недостаточно опыта — обращайтесь к профессиональным сантехникам.

Кроме государственных, существует много частных компаний с услугой срочного круглосуточного вызова мастера.

Все домашние меры по устранению протечек и ремонту носят временный характер.

Поэтому после завершения отопительного сезона пригласите специалистов, чтобы заменить повреждённые секции или весь радиатор. Чем быстрее это будет выполнено, тем безопаснее станет жильё.

Отопительные приборы, будь то тёплый пол или радиаторы, имеются в каждой квартире и даже частном доме. Сейчас радиаторов много, они отличаются по своему весу, размеру, теплоотдаче, цене. Радиаторы из чугуна используют давно, они хорошо себя зарекомендовали, поэтому некоторые жильцы не хотят менять их на новые батареи.

Аналогами данного типа обогревательных элементов для помещений являются биметаллические радиаторы, они имеют более интересный современный дизайн, содержание метала в них небольшое. При постройке новых зданий применяют панельные радиаторы, имеющие большое количество вертикальных каналов.

Сейчас большое количество людей живёт в старых домах, которые строились при Советском Союзе, именно в них и были установлены чугунные батареи, которые неплохо показали себя в течение многих лет эксплуатации. Этот тип радиаторов имеет хорошую теплоотдачу, поэтому хорошо обогревает помещение даже при сильных морозах. В связи с хорошими техническими характеристиками данных радиаторов многие люди не видят смысла в замене чугунных радиаторов более новыми, которые отличаются хорошим дизайном. И не стоит заменять их, реставрация чугунных радиаторов вдохнет в них новую жизнь, ведь после окраски специальной краской старые системы обогрева будут иметь стильный вид, не хуже новых моделей.

Сразу после установки чугунные батареи красились масленой краской. С годами под действием постоянных перепадов температур старая краска выцвела и преобразилась в грязный непонятный цвет, что существенно ухудшило вид изделия. Вообще-то батареи из чугуна неплохие, поэтому их следует реставрировать — это лучше и дешевле чем установить новые, современные.

На первом этапе реставрации чугунных радиаторов следует удалить старое покрытие краски. Для этого можно использовать шпатель или щётку по металлу, которая в некоторых случаях, способна полностью содрать старое покрытие. Для облегчения процедуры воспользуйтесь специальными пропитками, которые разрушат покрытие.

Далее проводят обезжиривание поверхности батареи, которое включает в себя удаление пыли с последующей обработкой растворителем. Эта процедура будет улучшать сцепление слоя краски с поверхностью.

Для покраски радиатора следует приобрести краску, которая предназначается для нанесения по ранее окрашенным поверхностям, кроме того она должна быть устойчивой к перепаду температур. Батарею лучше красить двумя слоями краски, что позволит получить более равномерный и насыщенный цвет.

Оцените статью