Дефекты алюминиевых радиаторов отопления

Ремонт алюминиевых радиаторов: причины поломок, как устранить течь батареи отопления, чем заклеить устройство, как отремонтировать или заменить секцию

Как правило, о проблемах в радиаторах становится известно в самое неподходящее время, а именно в отопительный сезон.

Основными неполадками считаются протечка батареи, холодные секции и засорение, которые требуют срочного вмешательства для их устранения.

Ремонт алюминиевых радиаторов включает в себя различные способы устранения проблем и, в зависимости от их масштаба, может быть произведен собственными руками или требовать вмешательства профессионалов.

Особенности батарей

При всей своей привлекательности этот тип обогревателей пользуется наименьшим спросом у потребителей из-за бытующего мнения, что срок службы алюминиевых радиаторов короткий, а недостатков и «претензий» у них много.

Это не совсем так. Батареи отопления из алюминия обладают рядом привлекательных черт, которые завоевали сердца многих клиентов.

Среди них:

  1. Они способны выдерживать перепады давления до 20 атмосфер и выше. Если предполагается их установка в доме с централизованным отоплением, то следует тщательно изучить работающую систему и при выборе радиаторов ознакомиться с их техническими характеристиками, указанными в техпаспорте.
  2. Алюминиевые радиаторы мало весят, поэтому их легко как перевозить, так и устанавливать.
  3. Их устройство настолько простое, что при необходимости позволяет произвести ремонт алюминиевых радиаторов отопления своими руками при наличии необходимых инструментов.
  4. Высокая теплоотдача обеспечивает быстрый нагрев помещения при экономии энергоресурсов.
  5. Маленький объем теплоносителя дает практически мгновенный нагрев всей площади радиатора.
  6. Алюминиевые радиаторы имеют стильный дизайн и прекрасно вписываются в любую обстановку.

Такое количество преимуществ способно сделать их лидерами продаж на рынке отопительных систем, если бы не то обстоятельство, что лучше всего они себя «чувствуют» в индивидуальных отопительных системах.

Это связано с тем, что алюминий подвержен коррозии при долгом отсутствии теплоносителя (как известно, в централизованных системах его сливают в теплое время года) и его чистоте и щелочном балансе.

Если при автономном обогреве за качеством носителя можно проследить и оставить его в системе, то в многоквартирном доме в условиях центрального отопления это сделать очень сложно.

Если алюминиевые батареи установлены правильно и эксплуатируются в необходимых для них условиях, то их срок службы значительно превышает гарантию (10 лет) от производителя. Ремонт алюминиевой батареи отопления так же не составит большого труда, как и наращивание дополнительных секций.

Причины поломок

Как и в случае с санями в известной поговорке, готовить отопительную систему к новому сезону следует летом.

Основными причинами неполадок являются:

  1. Слабый нагрев алюминиевой батареи при отсутствии в ней воздуха.
  2. Слышны шумы и стуки в системе.
  3. Выявилась течь алюминиевого радиатора отопления.
  4. На местах стыков элементов системы появился налет.

В домах с автономным обогревом эти проблемы легко выявить, запустив систему в максимальном рабочем режиме. Более высокое давление покажет целостность конструкции и позволит увидеть возможные дефекты в ней. В домах с централизованным отоплением провести такие работы самостоятельно не удастся, но можно подать заявку в управляющую службу, что их специалисты провели необходимые работы.

Если во время тестирования система показала себя с лучшей стороны, но в разгар сезона начались проблемы, то требуется экстренный демонтаж радиатора.

Читайте также:  Ремонт алюминиевого радиатора отопления холодной сваркой

Для этого нужно произвести следующие действия:

  1. Запорные устройства перекрываются, как и стояк (из него предварительно нужно слить носитель).
  2. Под нижнее подключение устанавливается емкость для слива теплоносителя.
  3. Открутить нижний шаровой кран, чтобы вода (антифриз), оставшаяся в батарее вытекла.
  4. Так же откручивается верхний вентиль, и батарея снимается с кронштейнов.

Если возникает вопрос, как отремонтировать алюминиевый радиатор отопления, если он не греет, то следует искать причину такого состояния прибора:

  1. Первым делом нужно выпустить воздух из системы и подождать, может батареи прогреются.
  2. Если ничего не изменилось, то придется демонтировать радиатор и проверить на возможность засорения. В секционных алюминиевых радиаторах помещается не так много теплоносителя. Залив в снятый обогреватель воду, можно просчитать, соответствует ли ее количество заявленному в техпаспорте параметру. Если нет, то требуется не ремонт алюминиевого радиатора отопления, а его промывка, для чего следует пропускать воду под большим напором через конструкцию, пока она не посветлеет.
  3. Если поток воды не «справился» с задачей, то потребуются знания, как разобрать алюминиевый радиатор отопления на секции и проделать ту же работу с каждым элементом в отдельности. Иногда, при очень сильном загрязнении, требуется щетка (не металлическая), чтобы избавить батарею от густой грязи.

Иногда единственным средством вернуть батареям горячее состояние является замена секции алюминиевого радиатора или их наращивание. При боковом типе подключения это не составит труда, тогда как при нижнем или диагональном способе придется доращивать или сокращать длину трубы.

Ремонт алюминиевых радиаторов>

Как разобрать?

После того, как батарея была благополучно демонтирована, можно приступать к разборке ее на секции.

Последовательность действий при этом следующая:

  1. Первым делом нужно отвинтить ниппели, для чего гаечным ключом правый проворачивается против часовой стрелки, а левый – по часовой. Эту процедуру необходимо производить очень аккуратно, так как ниппель мог «прикипеть» к радиатору, а сорвав его неосторожным движением, можно выбрасывать сразу 2 секции.
  2. Поочередно открутить тем же образом ниппели на всех секциях.
  3. Движения гаечным ключом проводятся последовательными оборотами, а поочередное снятие ниппелей избавит конструкцию от перекосов.

После того, как секции сняты, можно приступать к их очистке.

Сборка устройства

Если знать, как разобрать алюминиевый радиатор, то и сборка, которая производится в обратной последовательности, так же не составит больших трудностей:

  1. Проводится «инспектирование» состояния резьбы на всех секциях и изучается их поверхность на предмет сколов.
  2. Каждый ниппель необходимо несколько раз вкрутить и выкрутить, чтобы обеспечить легкость при последующей их фиксации.
  3. Если на местах соединения секций нанесен слой краски, то его необходимо зачистить наждачной бумагой до алюминиевого основания батареи. Это убережет конструкцию от разрушения, так как со временем краска трескается, под нее попадает теплоноситель, создавая на поверхности микротрещинки.
  4. Если после снятия краски на месте стыка была обнаружена резиновая прокладка, то ее следует срезать и заменить на новую.
  5. Закручивается ниппель, на который натягивается прокладки из силикона.
  6. С другой стороны ниппеля прикручивается следующая секция. Нужно следить, чтобы каждый элемент был плотно подогнан. Таким образом, собирается воедино вся конструкция.

Производя закрутку ниппелей, нельзя применять силу, иначе можно сорвать резьбу. Если потек алюминиевый радиатор отопления, что делать, лучше спросить у профессионалов, особенно если это произошло в разгар сезона. Горячий теплоноситель может стать причиной сильных ожогов, поэтому следует быть осторожными.

Ремонтирование секций

Как заменить секцию алюминиевого радиатора?

Читайте также:  Ушп фундамент отопление дома

Как правило, существует несколько способов, как поменять секцию в алюминиевом радиаторе или отремонтировать ее и к этому типу работ относятся:

  1. Замена уплотнителей, для чего батарея демонтируется и разбирается на секции.
  2. Если стоит вопрос, как устранить течь в алюминиевом радиаторе в отопительный сезон, то самым надежным способом будет полное удаление или замена секции, но если по какой-то причине этого сделать не получается, то можно применить холодную сварку.
  3. При небольших дефектах рекомендуется воспользоваться специальными средствами для припоя алюминия, но эта работа требует определенных навыков. Даже имея знания, как устранить течь в алюминиевом радиаторе отопления, эта мера считается временной, чтобы «продержаться» до конца сезона.
  4. Аргонная сварка признана самым надежным способом ремонта батарей, но так же требует специальной подготовки.

При любом типе работ с алюминиевыми батареями следует помнить, что этот металл достаточно мягкий и требует бережного обращения с собой. С другой стороны, если устройства установлены и эксплуатируются правильно, то вопрос, почему текут алюминиевые радиаторы отопления, не должен возникнуть вовсе.

Пайка батарей из этого металла – дело «неблагодарное», так как он при взаимодействии с кислородом начинает окисляться, образуя пленку на своей поверхности.

Поэтому чаще всего клиенты задаются вопросом, чем заклеить алюминиевый радиатор.

Для этих целей лучше всего подходит железно-канифольный флюс, которым нужно покрыть предварительно очищенную поверхность, а затем при помощи паяльника ввести припой прямо под слой флюса.

Такой вид ремонта годиться только при небольших протечках.

Ремонт, даже самый легкий, требует пристального внимания и некоторых навыков, не зависимо от того, потекли алюминиевые радиаторы отопления или засорился. Подобные работы лучше предоставить профессионалам, так как алюминий – это крайне «привередливый» металл.

Дефекты радиаторов отопления

Дефекты радиаторов отопления – частая причина образования утечек теплоносителя. Дефекты могут быть приобретенными за время эксплуатации или полученными при производстве изделия (брак). Обнаруженные дефекты следует немедленно устранять, чтобы избежать разгерметизации батареи и затопления помещений.

Основными дефектами радиаторов являются:

1. Протекание теплоносителя в межсекционное соединение;

2. Повреждение целостности материала стенки секции;

3. Утечки теплоносителя в торцевые заглушки или воздухоотводчик;

4. Повреждение покрытия радиатора.

Главной причиной утечки в межсекционное соединение является коррозионный износ соединительных ниппелей или износ прокладок. Ниппели для соединения секций алюминиевых, биметаллических и чугунных радиаторов производятся из сталей обычных марок, а она подвержена коррозии.

Ремонт утечки в соединение между секциями производят с помощью специального радиаторного ключа – он необходим для разборки батареи. Предварительно радиатор необходимо демонтировать – эта операция производится по алгоритму, зависящему от вида системы отопления.

В случае наличия разборных соединений снятие производится без отключения коммуникаций. При отсутствии запорных устройств в многоквартирном жилом доме отключают по заявке стояки отопления, в автономной системе – сливают воду со всего комплекса.

С демонтированного радиатора снимают заглушки, с помощью ключа производят разборку дефектного соединения. Для демонтажа одной секции необходимо отвернуть 2 ниппеля (верхний и нижний), если секция снимается полностью – 4 соединения. После разборки заменяют поврежденные ниппели и прокладки, собирают изделие.

Устранение утечек в торцевые заглушки (кроме мест подключения подводок) может производиться без снятия радиатора. Предварительно батарею нужно отключить и слить с нее теплоноситель. Если подтянуть заглушку ключами не удается, заглушку отворачивают и устанавливают новую прокладку. При неисправности воздухоотводчика его следует заменить.

Ремонт поврежденных секций обычно выполняют через замену поврежденного элемента. Для этого батарею демонтируют, разбирают с помощью радиаторного ключа, устанавливают новую секцию. При этом соединительные ниппели и прокладки рекомендуется менять на новые изделия.

Читайте также:  Организация центрального горячего водоснабжения

В некоторых случаях для ремонта дефектов материала стенок радиатора применяют так называемую «холодную» сварку. В ее состав входят эпоксидная смола, отвердитель и металлическая мелкодисперсная пыль. Эти компоненты смешивают, вещество приобретает консистенцию пластилина – заплатку накладывают на предварительно зачищенное место повреждения. Радиатор перед этим рекомендуется освободить от воды.

Применение различных типов сварки производится в зависимости от материала изготовления батареи.

В случае повреждения защитного покрытия в месте дефекта ускоряется процесс коррозии материала. Поврежденное место обычно закрашивают эмалью подходящего цвета, причем она должна быть специализированной – для радиаторов, обладать жаропрочностью.

Дефекты радиаторов отопления

Дефекты радиаторов отопления образуются в процессе эксплуатации устройств или при нарушениях технологии производства (брак). Но на производстве батареи проходят выходной контроль и испытания – поэтому брак встречается довольно редко. В процессе эксплуатации, в зависимости от многих факторов, целостность радиаторов и отдельных его элементов, может быть нарушена. При обнаружении дефектов требуется их устранить – ведь многие из них могут стать причиной утечки.

Основными дефектами, образующимися в процессе эксплуатации радиатора, являются:

  1. Нарушение наружного защитного покрытия – от механических воздействий, от долгой эксплуатации и так далее;
  2. Повреждение материала секции – образование трещин, деформация ребер оребрения, разрыв основных каналов;
  3. Износ соединительных межсекционных ниппелей и прокладок;
  4. Образование утечек в торцевые заглушки устройства;
  5. Утечки воздухоотводчика.

При нарушении защитного покрытия радиатора в месте дефекта обычно ускоряется процесс коррозии. Поэтому лучшим решением является восстановление покрытия. Для окраски радиаторов применяются специальные эмали и краски, с повышенной термостойкостью. Подобрав нужный цвет, место повреждения покрытия закрашивают кистью.

Особенно подвержены износу наружного покрытия чугунные радиаторы. Их рекомендуется периодически красить. Для этого также применяются специальные краски. Предварительно поверхность батареи следует тщательно подготовить – зачистить отслоившуюся старую краску, обезжирить. Другие виды радиаторов – алюминиевые, биметаллические и стальные имеют более качественное покрытие, которое наносится на производстве. Оно чаще всего повреждается при сильных механических воздействиях.

Серьезным дефектом является разгерметизация секции. Лучше всего секцию в этом случае заменить. Для этого радиатор разбирают с помощью специального радиаторного ключа. Им отворачивают дефектную секцию (выворачивают внутренние ниппели) и заменяют на новую, при этом рекомендуется заменить ниппели и прокладки на новые.

Применяются и другие методы ремонта. Некоторые виды секций можно заварить с помощью электродуговой или аргонной сварки, для герметизации пробоев применяют «холодную» сварку. Если использование сварки не всегда возможно (она есть не у каждого), то применение холодной сварки пользуется популярностью. Смесь из 3 компонентов (смола, отвердитель, металлическая пыль) приобретает консистенцию пластилина и наносится на предварительно подготовленное место.

При образовании протечек в межсекционные соединения следует заменить ниппели и прокладки на новые. Для этого радиатор демонтируется и разбирается с помощью радиаторного ключа, производится замена и последующая сборка.

Утечки воды в торцевые заглушки образуются при чрезмерном износе прокладки или ослаблении затяжки. Заглушки можно попробовать подтянуть ключом Бако, предварительно отключив устройство и стравив давление через воздухоотводчик. Если при опрессовке течь воды продолжается – нужно отвернуть заглушку (перед этим отключить батарею и слить воду) и установить новую прокладку.

При негерметичности воздухоотводчика его следует снять и почистить. Если это не помогло – устройство необходимо заменить на новое.

Оцените статью