Дезинфекция системы водоснабжения пассажирских вагонов

Дезинфекция системы водоснабжения пассажирских вагонов

Профилактическая дезинфекция системы водоснабжения пассажирского ж/д вагона.

Существующая в настоящее время система водоснабжения пассажирского вагона оборудована резервуаром для воды, распределительными трубопроводами и водопроводными кранами общим объемом – 1000 литров.

Конструкция системы водоснабжения обеспечивает полное заполнение и слив из резервуара и распределительного трубопровода, возможность быстрой очистки, промывки и дезинфекции. Резервуары имеют указатели уровня воды и устройство с сигналом, свидетельствующим об окончании их заполнения.

В соответствии с «Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» (СП 2.5.12.20-98). Систему водоснабжения следует промывать и дезинфицировать в пунктах экипировки. Профилактическая дезинфекция проводится не реже 1 раза в квартал и проводится дополнительно при неудовлетворительном состоянии системы водоснабжения.

В настоящее время для дезинфекции системы водоснабжения вагона используется 5% рабочий водный раствор хлорамина, который готовится дополнительно путем разведения твердого гранулированного 100% порошка хлорамина в расчетном количестве воды.

Приготовленным раствором полностью заполняют резервуар для воды и распределительные трубопроводы, дают выдержку – 4 часа, затем дезинфицирующий раствор сливают в канализацию, систему пропаривают и отмывают от остатков дезинфицирующего средства два раза, берут анализы на наличие микробов из второй промывной воды. Для промывки системы используют питьевую воду.

Недостатки существующего способа дезинфекции:

1. Не уничтожаются все патогенные микробы металлического резервуара систем трубопроводов и запорной арматуры (например, синегнойная палочка остается в системе и продолжает размножаться).

2. «Активный хлор», содержащийся в хлорамине, подвергает коррозии всю систему водоснабжения пассажирского вагона.

3. Приготовленный раствор хлорамина имеет однократное, одноразовое применение и для повторной обработки требуется приготовление нового раствора.

4. Необходимость приготовления рабочих растворов из 100% хлорамина.

Для устранения существующих недостатков дезинфекции систем водоснабжения пассажирского вагона ООО «Догма» предлагает новый антимикробный препарат «Глутарал-Н», который позволяет осуществить не только дезинфекцию, но стерилизацию внутренних поверхностей резервуара, трубопроводов, запорной арматуры.

Преимущества препарата «Глутарал-Н» по отношению к хлорамину:

1. Уничтожается вся микрофлора системы водоснабжения вагона.

2. Не подвергаются коррозии металлические поверхности.

3. Многократность использования одного и того же рабочего раствора ( до 10 раз).

4. Используются к применению готовые рабочие растворы.

Методика обработки системы водоснабжения вагона «Глутарал-Н» аналогична существующей, за исключением того, что раствор после обработки не сливают в канализацию, а собирают в полиэтиленовые бочки для повторного использования.

Использование «Глутарал-Н» экономически выгодно за счет многократности применения одного и того же раствора.

Санитарно-эпидемиологические требования к водоснабжению, канализованию, отоплению, освещению и вентиляции пассажирских вагонов

43. Конструкцией системы водоснабжения предусматривается предотвращение загрязнения воды, полный слив из резервуаров и распределительного трубопровода и возможность очистки, промывки, дезинфекции.
44. Оголовок водоналивного патрубка системы водоснабжения вагона оснащается защитным приспособлением от загрязнения.
45. Дезинфекция системы водоснабжения вагона проводится при сезонном техническом осмотре вагонов, после деповского и капитального ремонтов и по санитарно-эпидемиологическим показаниям.
46. Заправка питьевой водой производится от специальных водозаправочных колонок, по прибытию в пункт формирования вода с системы водоснабжения вагона полностью сливается.
47. На каждое место вагона обеспечивается подача не менее 25 литров в сутки холодной и горячей воды питьевого качества, в соответствии санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к водоисточникам, местам водозабора для хозяйственно- питьевых целей, хозяйственно-питьевому водоснабжению, местам культурно-бытового водопользования и безопасности водных объектов», утвержденными приказом Министра национальной экономики от 16 марта 2015 года № 209, зарегистрированным в Реестре государствеенной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 10774 (далее – Приказ № 209).
Питьевая вода из систем водоснабжения пассажирских вагонов подлежит лабораторному контролю.
48. Вагон оснащается раздельными установками для кипячения и охлаждения воды, во вновь проектируемых пассажирских вагонах предусматривается установка обеззараживающего устройства в охладителях питьевой воды.
49. Для обеспечения вагона-ресторана горячей водой устанавливается автономный водонагреватель. Обеспечивается температура воды не ниже плюс (далее – +) 80 градусов по Цельсию (далее – о C).
50. Обеспечивается подвод горячей и холодной воды к моечным ваннам, предназначенным для мытья столовой и кухонной посуды, инвентаря, технологической обработки сырья и продуктов. Температура горячей воды обеспечивается не ниже +50 о С до +65 о С.
51. Конструкция и размещение отопительных приборов обеспечивает доступ к их очистке от пыли и загрязнения.
52. Пассажирские вагоны оборудуются системой механической приточной и естественной вытяжной вентиляции. Система вентиляции рассчитывается на непрерывную работу для обеспечения подачи наружного воздуха летом – не менее 20 кубических метров в час (далее – м 3 /час), зимой – не менее 10 м 3 /час на каждое место в вагоне.
53. В помещении специальных вагонов, предназначенных для перевозки больных, устанавливаются отдельные вытяжные системы вентиляции, обеспечивающих воздухообмен из коридора в помещение.
Вагоны оборудуются автономным источником энергии для бесперебойного обеспечения электроэнергией в пути следования, во время стоянки.
54. Во вновь поставляемых вагонах предусматривается система кондиционирования.
55. Подаваемый в вагоны воздух очищается с помощью фильтров. Запыленность подаваемого воздуха после его очистки не допускается выше 0,5 миллиграмма на метр кубический (далее – мг/м 3 ). Замена вентиляционных фильтров проводится в летний период года – не реже одного раза в 15 дней, в зимний – один раз в 25 дней.
56. Температура подаваемого в вагон наружного воздуха при охлаждении поддерживается не ниже +16 о С.
57. Содержание двуокиси углерода в воздухе салона не допускается выше 0,1 процент (далее – %), скорость движения воздуха в местах нахождения пассажиров – 0,2 метров в секунду (далее – м/сек) в зимний период, при работе кондиционера в летний период года – 0,25 м/сек. В вагонах без кондиционирования воздуха в летний период допускается скорость движения воздуха 0,4 м/сек.
58. Вагон-ресторан оборудуется механической приточно-вытяжной вентиляцией и кондиционером, исключающим поступление запахов из пищеблока в обеденный зал. В помещениях, в которых имеются источники загрязнения воздуха (газ, пыль, запахи), теплового излучения, оборудуется местная вытяжная вентиляция.
59. Открытые части поверхностей отопительных устройств, имеющих температуру выше +55 о С, изолируются защитными ограждениями.
60. В вагонах предусматривается естественное и искусственное освещение. Для искусственного освещения используются лампы, близкие по спектру к дневному свету, не создающие отраженной блескости и резких контрастов.
61. Хранение отработанных люминесцентных ламп в помещении не допускается.
62. В спальном купе предусматривается общее и местное освещение на каждое место для пассажиров.
63. В купе для пассажиров, служебных помещениях, коридорах вагонов на уровне 800 миллиметров (далее – мм) от пола, на расстоянии 600 мм от спинки дивана и на поверхности столика обеспечивается освещенность не менее 150 люксов (далее – лк).
64. Освещенность от светильника местного освещения на расстоянии 0,7 метров (далее – м) от стены вагона и на высоте 0,5 м от поверхности дивана обеспечивается не менее 40 лк.
65. Освещенность на уровне пола в больших коридорах, в туалетах составляет не менее 50 лк, в малых коридорах, тамбурах, на ступеньках входа – не менее 30 лк.
66. В котельных отделениях освещенность на уровне контрольных приборов предусматривается не менее 30 лк.
67. Предусматривается аварийное освещение с освещенностью на уровне пола не менее 1 лк.
68. В дизельном помещении предусматривается искусственное освещение с приспособлениями, исключающими попадание прямого светового потока в глаза работников при обслуживании оборудования, у верстака устраивается местное освещение.

Читайте также:  Полы инфракрасные теплые лучше или нет электрических

Дезинфекция и дезинсекция вагонов

Технология обработки составов и вагонов на технической станции

Время нахождения составов на технической станции зависит от располо­жения парков, экипировочных и ремонтных устройств, степени механизации очистки, ремонта и экипировки вагонов, а также от организации выполнения операций, которые можно разбить на четыре группы (рис. 6.2). В первую груп­пу входят работы, выполняемые до переформирования состава: удаление из вагонов мусора и котельного шлака проводниками и сдача вагонов; очистка ходовых частей от грязи, льда и снега; наружный и внутренний осмотры ваго­нов; осмотр автотормозов и электропроводки; запись необходимого ремонта в специальную книгу и выдача наряда на его выполнение; санитарный осмотр и выдача наряда на дезинфекцию; сдача использованного белья; снабжение ва­гонов топливом и водой. При наличии вагономоечной машины состав в первую очередь пропускают через нее, чтобы обмыть ходовые части, окна, суфле-гармо­нии, лобовые стены и крыши вагонов. Другие операции этой группы выпол­няются параллельно с пропуском состава через машину и заканчиваются после подачи его в парк приема технической станции.

Вторая группа операций — переформирование состава и замена неисправ­ных и требующих дезинфекции вагонов из запаса. Третья группа — это под­готовка состава в рейс: внутренний ремонт, начинающийся после получения наряда; наружный ремонт, производимый после переформирования состава; опробование автотормозов от воздухопроводных колонок; ремонт электро­освещения; подзарядка аккумуляторов, выполняемая с момента поступления состава на техническую станцию и до подачи его под посадку; внутренняя убор­ка вагонов — мытье полов, диванов, протирка стен, окон, умывальников и ар-

матуры, наружная обмывка и протирка боковых и лобовых стен, рам, швелле­ров, окон, суфле-гармони и и др.; снабжение вагонов съемным инвентарем и постельными принадлежностями. Если состав был пропущен через вагономоеч-ную машину, то наружной очистки не делают.

Четвертая группа операций включает прием состава работниками пасса­жирской службы, санитарным надзором и поездным вагонным мастером. Одно­временно вагоны можно снабжать съемным инвентарем, который принимает бригада проводников. В вагонном экипировочном депо операции третьей и чет­вертой групп производятся полностью или частично.

Читайте также:  Размер одного контура теплого пола

Наружная очистка вагонов вручную может производиться промывкой раст­вором щелочи, водой. При ручной очистке лучше всего для этого применять горячую воду или подогретый воздух. Такая работа выполняется специальны­ми уборщиками. Бригады уборщиков могут быть прикреплены к определенным составам, путям парка экипировки или работать обезличенно, переходя от со­става к составу по указанию бригадира цеха. Вагономоечная машина выпол­няет наружную очистку вагонов значительно быстрее, лучше и дешевле. Во время пропуска состава через нее полностью обмываются все части вагонов. Машиной управляет один человек.

Технология внутренней уборки вагонов следующая. Полную влажную уборку делает несколько бригад. Санузлы очищают, промывая унитазы и умывальники водой со скипидаром или слабым раствором серной кислоты, а стены — теплым раствором щелочи. Окна и зеркала очищают мелом в порош­ке. Уборка заканчивается мытьем полов. Мягкий инвентарь (ковры, дорожки, занавески и др.) из вагонов выносят в специальное помещение, где его очища­ют от пыли пылесосом. Загрязненное оборудование очищается. При неполной уборке составов дальних и местных поездов, следующих на значительные рас­стояния, на станциях оборота мягкое оборудование из вагонов не выносят, а производится увлажненная его очистка (например, ковров).

Автоматизация и механизация производственных, особенно трудоемких операций при подготовке составов в рейс максимально обеспечивают высоко­качественный технический осмотр, ремонт и экипировку составов.

На пассажирских технических станциях формирования и оборота составов необходимо иметь диспетчерские установки (пульт управления, лектросвязь,

телевизоры и др.) для руководства подготовкой составов в рейс; двусторонние и односторонние оповестительные установки, связывающие пункт технического обслуживания и дежурного по станции с осмотрщиками вагонов и ремонтно-экипировочными бригадами, бригадами, работающими на парковых путях, а также для оповещения бригад о времени прибытия и отправления пассажир­ских поездов; механизированные средства транспортировки запасных частей и материалов для ремонта и экипировки вагонов.

Операции по подготовке в рейс состава пассажирского поезда дальнего сле­дования на станциях формирования следующие (рис. 6.3, а):

О—/ — технический осмотр поезда на ходу;

/—2 — отцепка поездного локомотива;

/—3 — высадка пассажиров и выгрузка багажа;

2—4 — ограждение состава;

3—5 — сдача вагонов проводниками экипировщикам;

4—6 — осмотр кузова, внутреннего оборудования, систем водоснабжения и отопления;

4—7 — осмотр электрооборудования и вентиляции;

4—8 — осмотр радиооборудования;

4—9 — осмотр установок кондиционирования воздуха; 4—10 — осмотр редукторно-карданного привода генератора; 8—// — снятие ограждения; //—12 — подача состава в парк формирования; 12—13 — прохождение состава через вагономоечную машину; 13—14 — подача состава в ремонтно-экипировочное депо или на парковые ре-

монтно-экипировочные пути; 14—15 — переформирование состава; 15—16 — ограждение состава; 16^—17 — обойные работы;

16—18 — ремонт электрообогревательных устройств; 16—19 — снабжение состава водой; 16—20 — осмотр и ремонт устройства контроля температуры нагрева букс

16—21 — снабжение состава топливом; 16—22 — осмотр и ремонт внутреннего оборудования; 16—23 — осмотр и ремонт системы водоснабжения и отопления; 16—24 — осмотр и ремонт электродвигателей, работающих в системе кондицио­нирования воздуха;

16—25 — снабжение вагонов постельным бельем и инвентарем; 16—26 — снятие с вагонов использованного белья и съемного инвентаря; 16—28 — осмотр и ремонт холодильных установок;

16—30 — осмотр и ремонт ходовых частей, ударно-тяговых приборов и подвес­ного оборудования; 16—31 — осмотр и ремонт тормозов; 16—34 — внутренняя уборка вагонов экипировщиками; 16—35 — осмотр и ремонт электрооборудования, сети освещения и звуковой

16—36 — осмотр и ремонт радиооборудования; 16—37 — осмотр и ремонт редукторно-карданного привода; 16—38 — осмотр и ремонт генераторов и силовых выпрямителей; 16—41 — осмотр и ремонт распределительных устройств; 16—42 — осмотр и ремонт установок кондиционирования воздуха; 16—43 — осмотр и ремонт аккумуляторных батарей; 18—29 — осмотр и ремонт электроагрегатов системы отопления; 22—27 — проверка выполненного ремонта внутреннего оборудования; 24—33 — ремонт электродвигателей установок; 29—39 — осмотр и ремонт электроотопления; 31—32 — проверка выполненного ремонта экипажных устройств; 34—40 — приемка вагонов проводниками от экипировщиков; 43—44 — проверка действия электрооборудования;

44—45 — приемка механиком-бригадиром поезда готовности отремонтирован­ного состава;

45—46 — приемка состава сантехнической комиссией; 46—47 — снятие сигналов ограждения; 47—48 — подача составов под посадку; 48—49 — контрольная проверка состава;

49—50 — прицепка локомотива;

50—51 — опробование тормозов от поездного локомотива;

51—52 — расписка старшего осмотрщика вагонов о готовности состава.

Общей продолжительность работы по подготовке состава в рейс опреде­ляется для каждой пассажирской станции.

Операции по подготовке в рейс состава пассажирского поезда дальнего сле­дования на станциях оборота (рис. 6.3, б):

О—/ —• технический осмотр поезда;

Читайте также:  Байпас для радиаторов отопления как правильно

/—2 — прицепка поездного локомотива;

/—3 — высадка пассажиров и выгрузка багажа;

2—4 — ограждение состава;

4—5 — технический осмотр экипажной части состава;

5—6 — снятие ограждения;

6—7 — подача состава в парк формирования;

7—8 — пропуск состава через вагономоечную машину;

8—9 — перестановка состава в ремонтно-экипировочное депо или парк эки­пировки;

9—10 — переформирование состава; 10—// — ограждение состава; //—12 — снабжение состава топливом; 11—13 — снабжение состава водой; //—14 — осмотр электро- и радиооборудования; //—15 — продолжение осмотра экипажной части состава; //—16 — ремонт внутренних систем отопления и водоснабжения; //—17 — ремонт холодильных установок и кондиционирования воздуха; //—18 — ремонт электро- и радиооборудования;

//—20 — ремонт ходовых частей, ударно-тяговых приборов и подвесного обо­рудования;

//—21 — ремонт тормозов;

16—19 — внутренняя уборка вагонов проводниками; 21—22 — проверка выполненного ремонта; 22—23 — прием состава санкомиссией; 23—24 — снятие ограждения;

24—25 — подача состава маневровым локомотивом под посадку; 25—26 — контрольная проверка состава; 26—27 — прицепка поездного локомотива; 27—28 — опробование тормозов от поездного локомотива; 28—29 — расписка старшего осмотрщика вагонов о готовности состава.

На станции приписки пассажирских вагонов технологическим процессом предусматривается оперативный учет вагонного парка (по категориям ваго­нов), осмотр, ремонт и экипировка вагонов. Технический осмотр вагонов про­изводится бригадами осмотрщиков, текущий безотцепочный ремонт и экипи­ровка составов — комплексными бригадами. Такие бригады специализирова­ны по ремонту отдельных узлов вагона: ходовых частей, ударно-тяговых при­боров, переходных площадок и карданных приводов, тормозного оборудования, ** систем отопления и водоснабжения, электроотопления, радиооборудова­ния.

Качество экипировки пассажирских вагонов определяет необходимые удобства для пассажиров.

Для экипировки пассажирских составов организуются комплексные бри­гады, члены которых выполняют наружную и внутреннюю очистку вагонов, заправку их водой и топливом.

Некоторые вагоны в составе (а при необходимости и все) подвергают дез­инфекции и дезинсекции. Профилактическая дезинфекция — опрыскивание внутреннего помещения вагона дезинфицирующим раствором (например, фор­малином) — обычно выполняется перед влажной уборкой помещения. Постель­ные принадлежности при необходимости обрабатывают в дезкамерах. Парал­лельно с дезинфекцией выполняется профилактическая дезинсекция жид­костью или порошком. Плановая и специальная дезобработка выполняется с применением ядовитых газов. Вагоны, подлежащие такой обработке, подают на пути газационного пункта.

Перед началом дезинфекции и дезинсекции все щели вагона заклеивают бумагой, металлические части, чтобы предохранить от действия газа, смазы­вают техническим вазелином, все сосуды освобождают от воды.

Наиболее высокое качество газации, быстрота и наименьшая затрата труда достигаются в дезангарах. На территории дезангара, устраиваемого на рас­стоянии не менее 50 м от производственно-служебных помещений, располага­ют вспомогательные устройства и помещения (котельную, компрессорную, склад хранения дезинфицирующих веществ, душевую, мастерские, лаборато­рию и др.).

По окончании всех работ вагоны осматривает дез инструктор, а диспетчеру представляется гарантийная заявка о том, что вагоны очищены, огонь погашен, вода спущена и людей в вагонах нет. Диспетчер дает распоряжения поставить вагоны в ангар, который герметически закрывается. После сигнала о начале газации подносится из склада ядоматериал, которым заряжают циклонные ап­параты.

В холодное время в течение первых 25—30 мин просушивают и прогревают вагоны в ангаре при открытых вентиляционном люке и вытяжной трубе. По истечении 30 м,ин вентиляционный люк закрывают и в течение 5 мин в ангаре создается вакуум, затем включаются в работу циклонные и вентиляционные аппараты. Ядоматериал, помещенный в циклонном аппарате, механически осво­бождается от оболочки и под действием подогретого воздуха распыляется внутрь дезангара. Рециркуляционная система в ангаре и вентиляторы, распо­ложенные под циклонными аппаратами, создают завихрение газированного воз­духа внутри вагонов и в ангаре.

Газация вагонов длится 3—4ч (в зависимости от внутриангарной темпера­туры), после чего диспетчер дает указание выключить вентиляторы и открыть вытяжную трубу. Открывается вентиляционный люк на воротах. Наружный воздух через люк попадает в ангар и в значительной части в вагоны, захваты­вает газированный воздух и выбрасывает его через 15-метровую трубу наружу. Проветривание вагонов в дезангаре продолжается от 30 мин до 1 ч. Для быст­роты проветривания иногда открываются и ворота ангара. Дегазация вагона может производиться и нейтрализующими средствами.

По окончании дегазации ворота ангара открывают и вагоны выставляют на отстойные пути. Окна и двери вагонов закрывают, и дезинструктор берет пробу воздуха на определение полной дегазации. В холодное время включается отопление. Вагоны заправляют водой сразу же после подачи на отстойные пути. Здесь их подвергают дополнительной обработке пылесосной установкой. Получив сообщение из лаборатории о положительных результатах дегазации, диспетчер дает указание выпустить вагоны в рейс.

На газацию цианом затрачивается более 100 ч на 1 вагон, тогда как в дез­ангаре обработка длится около 4—6 ч, причем полностью гарантируется соблю­дение санитарных и противоэпидемических мер.

Оцените статью