- Дезинфекция системы водоснабжения пассажирского вагона
- Санитарно-эпидемиологические требования к водоснабжению, канализованию, отоплению, освещению и вентиляции пассажирских вагонов
- Способы и средства очистки природной воды в условиях железнодорожного водоснабжения
- Особенности водоподготовки на железнодорожном транспорте. Ознакомление с различными методами обеззараживания воды и подробное изучение метода с использованием ультрафиолетового излучения. Использование хлорирования, озонирования, применение коагулянтов.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Введение
- Проблема питьевого водоснабжения затрагивает очень многие стороны жизни человеческого общества в течение всей истории его существования. В настоящее время это проблема социальная, политическая, медицинская, географическая, а также инженерная и экономическая.
- Целью данной работы является ознакомление с различными методами обеззараживания воды и подробное изучение метода с использованием ультрафиолетового излучения.
- Понятие обеззараживания воды
- Особенности водоподготовки на железнодорожном транспорте
- Система водоснабжения пассажирских вагонов, наряду с устройствами кондиционирования является важнейшим санитарно-техническим оборудованием, обеспечивающим безопасные и комфортные условия перевозки пассажиров.
- Под железнодорожным водоснабжением понимают систему инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения доброкачественной водой железнодорожников и пассажиров, станций, локомотивных и вагонных депо, промышленных предприятий железнодорожного транспорта и других объектов. При этом вода расходуется на хозяйственно-питьевые, производственные и противопожарные нужды.
- Потребители воды на железнодорожном транспорте разнообразны по своему составу. Воду используют практически все службы железнодорожного хозяйства, а также многочисленные пристанционные населенные пункты. Водоснабжение на железнодорожном транспорте связано непосредственно с перевозочным процессом. Вода расходуется на заправку пассажирских вагонов, обмывку и промывку подвижного состава. На промывочно-пропарочных станциях подвергают обработке горячей или холодной водой с пропаркой и промывкой до 70% всех порожних цистерн, предназначенных для перевозки нефтепродуктов и ряда других наливных грузов. При этом расход воды на таких станциях колеблется в среднем от 200 до 900м 3 /сут. Каждый пассажирский вагон дальнего следования оснащен самотечной системой водоснабжения, предназначенной для обеспечения пассажиров питьевой водой, удовлетворения их бытовых и санитарных нужд, а также пополнения системы отопления. Объем системы составляет около 1200 л из расчета 20-25 л на одного человека в сутки с интервалом между заправками и пополнением системы до 12 ч. Опасность употребления некачественной воды может быть микробиологической: вода в природе содержит множество микроорганизмов, некоторые из которых вызывают у человека тяжелые заболевания, такие, например, как холера, тиф, гепатит или гастроэнтерит. Одна из старейших и наиболее деструктивных для здоровья проблем — удаление бактерий и любых загрязняющих веществ из питьевой воды. В общем случае в составе воды заправочных баков пассажирского подвижного состава выявляются вредные микроорганизмы, свидетельствующие о неудовлетворительном качестве водоподготовки
- Способы и методы обеззараживания воды
- Рисунок 1 Классификация основных способов и методов обеззараживания воды
- В отечественной практике, применительно к пассажирскому подвижному составу, существуют следующие способы удаления вторичного загрязнения воды: хлорирование, озонирование, обеззараживание с помощью коагулянтов.
- При реагентных методах обеззараживания питьевой воды для достижения стойкого эффекта необходимо правильно определить дозу вводимого реагента и обеспечить достаточную длительность контакта его с водой.
- Хлорирование
- В соответствии с санитарными правилами систему водоснабжения промывают и дезинфицируют в пунктах экипировки. Профилактическая дезинфекция проводится не реже одного раза в квартал и проводится дополнительно при неудовлетворительном состоянии системы водоснабжения, например, при загрязнении шлангов.
- В настоящее время для дезинфекции системы водоснабжения вагона используется 5% рабочий водный раствор хлорамина, который готовится дополнительно путем разведения, твердого гранулированного 100% порошка хлорамина в расчетном количестве воды.
- Приготовленным раствором полностью заполняют резервуар для воды и распределительные трубопроводы, дают выдержку — 4часа, затем дезинфицирующий раствор сливают в канализацию, систему пропаривают и отмывают от остатков дезинфицирующего средства два раза, берут анализы на наличие микробов из второй промывной воды. Для промывки системы используют питьевую воду.
- Преимуществами данного метода являются: высокая эффективность обеззараживания, простота используемого технологического оборудования, дешевизна применяемого реагента и простота обслуживания.
- Недостатки существующего способа дезинфекции: не уничтожаются все патогенные микробы металлического резервуара систем трубопроводов и запорной арматуры; «активный хлор», содержащийся в хлорамине, подвергает коррозии всю систему водоснабжения пассажирского вагона; приготовленный раствор хлорамина имеет однократное, одноразовое применение и для повторной обработки требуется приготовление нового раствора; необходимость приготовления рабочих растворов из 100% хлорамина; повторное обмывание, повторный химический анализ воды после хлорирования; повышенные требования к транспортировке и хранению; образование побочных продуктов, которые приводят к проявлению специфического запаха и вкуса.
- Наличие хлорорганических веществ в питьевой воде, являющихся результатом взаимодействия хлора с органическими веществами, весьма опасно и может приводить, в частности, к онкологическим заболеваниям.
- Хлор в допустимых дозах убивает не все виды микроорганизмов. Стойкими к хлору являются, например, вирусы. Если выбрать дозу хлора для уничтожения всех микроорганизмов, то превышение допустимых концентраций остаточного хлора будет опасным и для здоровья человека.
- Озонирование
- Метод озонирования характеризуется повышенной энерго?мкостью и пожароопасностью, не обеспечивает остаточного дезинфицирующего действия, но возможно образование альдегидов, что приводит к биологическому обрастанию трубопроводов и увеличивает опасность вторичного загрязнения воды, требует высоких начальных затрат на оборудование. При использовании озона перед угольными фильтрами повышается эффективность их работы и ресурс загрузки. Вместе с тем, при озонировании усложняется конструкция установок, их эксплуатация и заметно возрастает стоимость. Необходимо очень тщательно подбирать дозу озона, так как ее превышение приводит к появлению посторонних запахов, привкусов и даже токсичных соединений.
- Применение коагулянтов
- В специальном баке периодически готовят 10% раствор коагулянта, который затем дозатором, непрерывно, с заданным расходом подается в смеситель, где он смешивается с исходной водой, подаваемой на очистку. Необходимое количество 10% водного раствора коагулянта рассчитывается исходя из показателя цветности воды. После смесителя необходимо предусмотреть участок трубопровода до фильтра осветлителя длиной не менее 1м.
- Такие системы позволяют удалять из исходной воды растворенное железо, марганец, сероводород, а также формировать комфортный уровень солей жесткости в обработанной воде и могут быть вмонтированы в систему водоснабжения пассажирских вагонов железнодорожного транспорта.
- Материал фильтра — нержавеющая сталь. Способы подачи исходной воды — под давлением из расходного бака.
- Ультрафиолетовое облучение
- Особенности современных УФ-стерилизаторов
- Принцип действия УФ-стерилизатора следующий: вода под давлением, создаваемым заправочным шлангом, проходит через стерилизатор, где происходит процесс обеззараживания, после этого вода с комочками коагулированных микроорганизмов подается в проточный фильтр, где происходит процесс механической очистки воды.
- Чем больше производительность стерилизатора, то есть поток воды, проходящий через него, тем меньшее время вода находится под воздействием ультрафиолета и тем меньше получаемая доза облучения, а, значит ожидаемый эффект обеззараживания. Зная давление на входе стерилизатора вычисляются оптимальное соотношение мощности УФ-лампы, ее длины и толщины камеры обеззараживания. Важным критерием является время, в течение которого вода находится в зоне облучения при прохождении через стерилизатор. То есть, чем длиннее УФ-лампа, вдоль которой течет вода, находясь в облучаемой зоне, тем больше эффективность обработки воды.
- Для обеззараживания питьевой воды производятся пять типовых серий установок включающих 30 моделей рассчитанных на различный расход воды: одноламповые установки производительностью от 0,3 до 6мі/час (Рисунок 3 а); многоламповые установки производительностью от 10 до 2мі/час (Рисунок 3 б); многоламповые установки производительностью от 30 до 150мі/час; малогабаритные установки производительностью от 5 до 30мі/час на основе U — образных ламп; установки производительностью от 100 до 1100мі/час на основе амальгамных ламп (Рисунок 3 в).
- Потребляемая мощность необходимого УФ-стерилизатора составляет 180Вт. С учетом того, что обеззараживание воды осуществляется в режиме стоянки, и вагонные энергопотребители запитаны от аккумулятора, мощность такой величины меньше мощности сети освещения лампами накаливания (0,6кВт). Однако решение вопроса оптимизации конструкции и энергопотребления УФ-стерилизатора является актуальной задачей.
- Недостатком известных устройств для обработки воды ультрафиолетовым излучением является их прямоточность, а, следовательно, низкая эффективность обеззараживания воды, при которой необходимо воду многократно пропустить через ультрафиолетовый стерилизатор.
- Заключение
- Ш особенности водоподготовки на железнодорожном транспорте
- Ш способы и методы обеззараживания воды.
- Наряду с вышерассмотренными отечественными методами для пассажирского подвижного состава наиболее эффективным на сегодняшний день является метод УФ-излучения. Он может исключить вторичное загрязнение воды. УФ метод обеззараживания является альтернативным к традиционным средствам дезинфекции, таким как хлор, из-за своей безопасности, экономичности и эффективности, он не образует побочных продуктов, обладает лёгкой интегрируемостью существующих УФ установок на подвижной состав.
- Сопоставление различных технологий обеззараживания воды по критериям эффективности: стоимости и экологической чистоты, приводит к выбору технологии УФ-обеззараживания воды.
- В настоящее время в России и странах СНГ отдается предпочтение применению именно этой экологически чистой технологии.
- Список литературы
- Подобные документы
Дезинфекция системы водоснабжения пассажирского вагона
Профилактическая дезинфекция системы водоснабжения пассажирского ж/д вагона.
Существующая в настоящее время система водоснабжения пассажирского вагона оборудована резервуаром для воды, распределительными трубопроводами и водопроводными кранами общим объемом – 1000 литров.
Конструкция системы водоснабжения обеспечивает полное заполнение и слив из резервуара и распределительного трубопровода, возможность быстрой очистки, промывки и дезинфекции. Резервуары имеют указатели уровня воды и устройство с сигналом, свидетельствующим об окончании их заполнения.
В соответствии с «Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» (СП 2.5.12.20-98). Систему водоснабжения следует промывать и дезинфицировать в пунктах экипировки. Профилактическая дезинфекция проводится не реже 1 раза в квартал и проводится дополнительно при неудовлетворительном состоянии системы водоснабжения.
В настоящее время для дезинфекции системы водоснабжения вагона используется 5% рабочий водный раствор хлорамина, который готовится дополнительно путем разведения твердого гранулированного 100% порошка хлорамина в расчетном количестве воды.
Приготовленным раствором полностью заполняют резервуар для воды и распределительные трубопроводы, дают выдержку – 4 часа, затем дезинфицирующий раствор сливают в канализацию, систему пропаривают и отмывают от остатков дезинфицирующего средства два раза, берут анализы на наличие микробов из второй промывной воды. Для промывки системы используют питьевую воду.
Недостатки существующего способа дезинфекции:
1. Не уничтожаются все патогенные микробы металлического резервуара систем трубопроводов и запорной арматуры (например, синегнойная палочка остается в системе и продолжает размножаться).
2. «Активный хлор», содержащийся в хлорамине, подвергает коррозии всю систему водоснабжения пассажирского вагона.
3. Приготовленный раствор хлорамина имеет однократное, одноразовое применение и для повторной обработки требуется приготовление нового раствора.
4. Необходимость приготовления рабочих растворов из 100% хлорамина.
Для устранения существующих недостатков дезинфекции систем водоснабжения пассажирского вагона ООО «Догма» предлагает новый антимикробный препарат «Глутарал-Н», который позволяет осуществить не только дезинфекцию, но стерилизацию внутренних поверхностей резервуара, трубопроводов, запорной арматуры.
Преимущества препарата «Глутарал-Н» по отношению к хлорамину:
1. Уничтожается вся микрофлора системы водоснабжения вагона.
2. Не подвергаются коррозии металлические поверхности.
3. Многократность использования одного и того же рабочего раствора ( до 10 раз).
4. Используются к применению готовые рабочие растворы.
Методика обработки системы водоснабжения вагона «Глутарал-Н» аналогична существующей, за исключением того, что раствор после обработки не сливают в канализацию, а собирают в полиэтиленовые бочки для повторного использования.
Использование «Глутарал-Н» экономически выгодно за счет многократности применения одного и того же раствора.
Санитарно-эпидемиологические требования к водоснабжению, канализованию, отоплению, освещению и вентиляции пассажирских вагонов
43. Конструкцией системы водоснабжения предусматривается предотвращение загрязнения воды, полный слив из резервуаров и распределительного трубопровода и возможность очистки, промывки, дезинфекции.
44. Оголовок водоналивного патрубка системы водоснабжения вагона оснащается защитным приспособлением от загрязнения.
45. Дезинфекция системы водоснабжения вагона проводится при сезонном техническом осмотре вагонов, после деповского и капитального ремонтов и по санитарно-эпидемиологическим показаниям.
46. Заправка питьевой водой производится от специальных водозаправочных колонок, по прибытию в пункт формирования вода с системы водоснабжения вагона полностью сливается.
47. На каждое место вагона обеспечивается подача не менее 25 литров в сутки холодной и горячей воды питьевого качества, в соответствии санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к водоисточникам, местам водозабора для хозяйственно- питьевых целей, хозяйственно-питьевому водоснабжению, местам культурно-бытового водопользования и безопасности водных объектов», утвержденными приказом Министра национальной экономики от 16 марта 2015 года № 209, зарегистрированным в Реестре государствеенной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 10774 (далее – Приказ № 209).
Питьевая вода из систем водоснабжения пассажирских вагонов подлежит лабораторному контролю.
48. Вагон оснащается раздельными установками для кипячения и охлаждения воды, во вновь проектируемых пассажирских вагонах предусматривается установка обеззараживающего устройства в охладителях питьевой воды.
49. Для обеспечения вагона-ресторана горячей водой устанавливается автономный водонагреватель. Обеспечивается температура воды не ниже плюс (далее – +) 80 градусов по Цельсию (далее – о C).
50. Обеспечивается подвод горячей и холодной воды к моечным ваннам, предназначенным для мытья столовой и кухонной посуды, инвентаря, технологической обработки сырья и продуктов. Температура горячей воды обеспечивается не ниже +50 о С до +65 о С.
51. Конструкция и размещение отопительных приборов обеспечивает доступ к их очистке от пыли и загрязнения.
52. Пассажирские вагоны оборудуются системой механической приточной и естественной вытяжной вентиляции. Система вентиляции рассчитывается на непрерывную работу для обеспечения подачи наружного воздуха летом – не менее 20 кубических метров в час (далее – м 3 /час), зимой – не менее 10 м 3 /час на каждое место в вагоне.
53. В помещении специальных вагонов, предназначенных для перевозки больных, устанавливаются отдельные вытяжные системы вентиляции, обеспечивающих воздухообмен из коридора в помещение.
Вагоны оборудуются автономным источником энергии для бесперебойного обеспечения электроэнергией в пути следования, во время стоянки.
54. Во вновь поставляемых вагонах предусматривается система кондиционирования.
55. Подаваемый в вагоны воздух очищается с помощью фильтров. Запыленность подаваемого воздуха после его очистки не допускается выше 0,5 миллиграмма на метр кубический (далее – мг/м 3 ). Замена вентиляционных фильтров проводится в летний период года – не реже одного раза в 15 дней, в зимний – один раз в 25 дней.
56. Температура подаваемого в вагон наружного воздуха при охлаждении поддерживается не ниже +16 о С.
57. Содержание двуокиси углерода в воздухе салона не допускается выше 0,1 процент (далее – %), скорость движения воздуха в местах нахождения пассажиров – 0,2 метров в секунду (далее – м/сек) в зимний период, при работе кондиционера в летний период года – 0,25 м/сек. В вагонах без кондиционирования воздуха в летний период допускается скорость движения воздуха 0,4 м/сек.
58. Вагон-ресторан оборудуется механической приточно-вытяжной вентиляцией и кондиционером, исключающим поступление запахов из пищеблока в обеденный зал. В помещениях, в которых имеются источники загрязнения воздуха (газ, пыль, запахи), теплового излучения, оборудуется местная вытяжная вентиляция.
59. Открытые части поверхностей отопительных устройств, имеющих температуру выше +55 о С, изолируются защитными ограждениями.
60. В вагонах предусматривается естественное и искусственное освещение. Для искусственного освещения используются лампы, близкие по спектру к дневному свету, не создающие отраженной блескости и резких контрастов.
61. Хранение отработанных люминесцентных ламп в помещении не допускается.
62. В спальном купе предусматривается общее и местное освещение на каждое место для пассажиров.
63. В купе для пассажиров, служебных помещениях, коридорах вагонов на уровне 800 миллиметров (далее – мм) от пола, на расстоянии 600 мм от спинки дивана и на поверхности столика обеспечивается освещенность не менее 150 люксов (далее – лк).
64. Освещенность от светильника местного освещения на расстоянии 0,7 метров (далее – м) от стены вагона и на высоте 0,5 м от поверхности дивана обеспечивается не менее 40 лк.
65. Освещенность на уровне пола в больших коридорах, в туалетах составляет не менее 50 лк, в малых коридорах, тамбурах, на ступеньках входа – не менее 30 лк.
66. В котельных отделениях освещенность на уровне контрольных приборов предусматривается не менее 30 лк.
67. Предусматривается аварийное освещение с освещенностью на уровне пола не менее 1 лк.
68. В дизельном помещении предусматривается искусственное освещение с приспособлениями, исключающими попадание прямого светового потока в глаза работников при обслуживании оборудования, у верстака устраивается местное освещение.
Способы и средства очистки природной воды в условиях железнодорожного водоснабжения
Особенности водоподготовки на железнодорожном транспорте. Ознакомление с различными методами обеззараживания воды и подробное изучение метода с использованием ультрафиолетового излучения. Использование хлорирования, озонирования, применение коагулянтов.
Рубрика | Транспорт |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.11.2016 |
Размер файла | 533,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II»
Институт пути, строительства и сооружений
Кафедра «Путь и путевое хозяйство»
по дисциплине «Водоснабжение и водоотведение»
Способы и средства очистки природной воды в условиях железнодорожного водоснабжения
Выполнил: ст. гр. СЖД-413
Принял: доц. Лупина Т.А.
- Введение
- Понятие обеззараживания воды.
- Особенности водоподготовки на железнодорожном транспорте
- Способы и методы обеззараживания воды
- Хлорирование
- Озонирование
- Применение коагулянтов
- Ультрафиолетовое облучение
- Особенности современных УФ-стерилизаторов
- Заключение
- Список литературы
Введение
Проблема питьевого водоснабжения затрагивает очень многие стороны жизни человеческого общества в течение всей истории его существования. В настоящее время это проблема социальная, политическая, медицинская, географическая, а также инженерная и экономическая.
Целью данной работы является ознакомление с различными методами обеззараживания воды и подробное изучение метода с использованием ультрафиолетового излучения.
Понятие обеззараживания воды
Особенности водоподготовки на железнодорожном транспорте
Система водоснабжения пассажирских вагонов, наряду с устройствами кондиционирования является важнейшим санитарно-техническим оборудованием, обеспечивающим безопасные и комфортные условия перевозки пассажиров.
Под железнодорожным водоснабжением понимают систему инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения доброкачественной водой железнодорожников и пассажиров, станций, локомотивных и вагонных депо, промышленных предприятий железнодорожного транспорта и других объектов. При этом вода расходуется на хозяйственно-питьевые, производственные и противопожарные нужды.
Потребители воды на железнодорожном транспорте разнообразны по своему составу. Воду используют практически все службы железнодорожного хозяйства, а также многочисленные пристанционные населенные пункты. Водоснабжение на железнодорожном транспорте связано непосредственно с перевозочным процессом. Вода расходуется на заправку пассажирских вагонов, обмывку и промывку подвижного состава. На промывочно-пропарочных станциях подвергают обработке горячей или холодной водой с пропаркой и промывкой до 70% всех порожних цистерн, предназначенных для перевозки нефтепродуктов и ряда других наливных грузов. При этом расход воды на таких станциях колеблется в среднем от 200 до 900м 3 /сут. Каждый пассажирский вагон дальнего следования оснащен самотечной системой водоснабжения, предназначенной для обеспечения пассажиров питьевой водой, удовлетворения их бытовых и санитарных нужд, а также пополнения системы отопления. Объем системы составляет около 1200 л из расчета 20-25 л на одного человека в сутки с интервалом между заправками и пополнением системы до 12 ч. Опасность употребления некачественной воды может быть микробиологической: вода в природе содержит множество микроорганизмов, некоторые из которых вызывают у человека тяжелые заболевания, такие, например, как холера, тиф, гепатит или гастроэнтерит. Одна из старейших и наиболее деструктивных для здоровья проблем — удаление бактерий и любых загрязняющих веществ из питьевой воды. В общем случае в составе воды заправочных баков пассажирского подвижного состава выявляются вредные микроорганизмы, свидетельствующие о неудовлетворительном качестве водоподготовки
Способы и методы обеззараживания воды
Рисунок 1 Классификация основных способов и методов обеззараживания воды
В отечественной практике, применительно к пассажирскому подвижному составу, существуют следующие способы удаления вторичного загрязнения воды: хлорирование, озонирование, обеззараживание с помощью коагулянтов.
При реагентных методах обеззараживания питьевой воды для достижения стойкого эффекта необходимо правильно определить дозу вводимого реагента и обеспечить достаточную длительность контакта его с водой.
Хлорирование
В соответствии с санитарными правилами систему водоснабжения промывают и дезинфицируют в пунктах экипировки. Профилактическая дезинфекция проводится не реже одного раза в квартал и проводится дополнительно при неудовлетворительном состоянии системы водоснабжения, например, при загрязнении шлангов.
В настоящее время для дезинфекции системы водоснабжения вагона используется 5% рабочий водный раствор хлорамина, который готовится дополнительно путем разведения, твердого гранулированного 100% порошка хлорамина в расчетном количестве воды.
Приготовленным раствором полностью заполняют резервуар для воды и распределительные трубопроводы, дают выдержку — 4часа, затем дезинфицирующий раствор сливают в канализацию, систему пропаривают и отмывают от остатков дезинфицирующего средства два раза, берут анализы на наличие микробов из второй промывной воды. Для промывки системы используют питьевую воду.
Преимуществами данного метода являются: высокая эффективность обеззараживания, простота используемого технологического оборудования, дешевизна применяемого реагента и простота обслуживания.
Недостатки существующего способа дезинфекции: не уничтожаются все патогенные микробы металлического резервуара систем трубопроводов и запорной арматуры; «активный хлор», содержащийся в хлорамине, подвергает коррозии всю систему водоснабжения пассажирского вагона; приготовленный раствор хлорамина имеет однократное, одноразовое применение и для повторной обработки требуется приготовление нового раствора; необходимость приготовления рабочих растворов из 100% хлорамина; повторное обмывание, повторный химический анализ воды после хлорирования; повышенные требования к транспортировке и хранению; образование побочных продуктов, которые приводят к проявлению специфического запаха и вкуса.
Наличие хлорорганических веществ в питьевой воде, являющихся результатом взаимодействия хлора с органическими веществами, весьма опасно и может приводить, в частности, к онкологическим заболеваниям.
Хлор в допустимых дозах убивает не все виды микроорганизмов. Стойкими к хлору являются, например, вирусы. Если выбрать дозу хлора для уничтожения всех микроорганизмов, то превышение допустимых концентраций остаточного хлора будет опасным и для здоровья человека.
Озонирование
Метод озонирования характеризуется повышенной энерго?мкостью и пожароопасностью, не обеспечивает остаточного дезинфицирующего действия, но возможно образование альдегидов, что приводит к биологическому обрастанию трубопроводов и увеличивает опасность вторичного загрязнения воды, требует высоких начальных затрат на оборудование. При использовании озона перед угольными фильтрами повышается эффективность их работы и ресурс загрузки. Вместе с тем, при озонировании усложняется конструкция установок, их эксплуатация и заметно возрастает стоимость. Необходимо очень тщательно подбирать дозу озона, так как ее превышение приводит к появлению посторонних запахов, привкусов и даже токсичных соединений.
Применение коагулянтов
В специальном баке периодически готовят 10% раствор коагулянта, который затем дозатором, непрерывно, с заданным расходом подается в смеситель, где он смешивается с исходной водой, подаваемой на очистку. Необходимое количество 10% водного раствора коагулянта рассчитывается исходя из показателя цветности воды. После смесителя необходимо предусмотреть участок трубопровода до фильтра осветлителя длиной не менее 1м.
Такие системы позволяют удалять из исходной воды растворенное железо, марганец, сероводород, а также формировать комфортный уровень солей жесткости в обработанной воде и могут быть вмонтированы в систему водоснабжения пассажирских вагонов железнодорожного транспорта.
Материал фильтра — нержавеющая сталь. Способы подачи исходной воды — под давлением из расходного бака.
Ультрафиолетовое облучение
железнодорожное водоснабжение обеззараживание вода
При первичном обеззараживании воды возможна комбинация методов хлорирования и УФ-облучения. При этом доза хлора может быть сокращена на 15-100% при условии обеспечения технологической эффективности последующих этапов водоподготовки (коагуляция, отстаивание, фильтрование и т.д.).
На этапе заключительного обеззараживания воды УФ-излучение используется как самостоятельный метод, так и в сочетании с реагентными методами обеззараживания.
Метод ультрафиолетового обеззараживания имеет следующие преимущества по отношению к окислительным обеззараживающим методам (хлорирование, озонирование и др.):
УФ облучение уничтожает большинство водных бактерий, вирусов, спор и протозоа. Оно уничтожает возбудителей таких инфекционных болезней, как тиф, холера, дизентерия, вирусный гепатит, полиомиелит и др. Применение ультрафиолета позволяет добиться более эффективного обеззараживания в отношении вирусов по сравнению с другими способами;
обеззараживание ультрафиолетом происходит за счет фотохимических реакций внутри микроорганизмов, поэтому на его эффективность изменение характеристик воды оказывает намного меньшее влияние, чем при обеззараживании химическими реагентами. В частности, на воздействие ультрафиолетового излучения на микроорганизмы не влияют рН и температура воды;
в обработанной ультрафиолетовым излучением воде не обнаруживаются токсичные и мутагенные соединения, оказывающие негативное влияние на биоценоз водоемов;
в отличие от окислительных технологий в случае передозировки отсутствуют отрицательные эффекты. Это позволяет значительно упростить контроль за процессом обеззараживания и не проводить анализы на определение содержания в воде остаточной концентрации дезинфектанта;
время обеззараживания при УФ-облучении составляет 1-10с в проточном режиме, поэтому отсутствует необходимость в создании контактных емкостей;
достижения последних лет в светотехнике и электротехнике позволяют обеспечить высокую степень надежности УФ-комплексов. Современные УФ лампы и пускорегулирующая аппаратура к ним выпускаются серийно, имеют высокий эксплуатационный ресурс;
для обеззараживания ультрафиолетовым излучением характерны более низкие, чем при хлорировании и, тем более, озонировании эксплуатационные расходы. Это связано со сравнительно небольшими затратами электроэнергии (в 3-5 раз меньшими, чем при озонировании); отсутствием потребности в дорогостоящих реагентах: жидком хлоре, гипохлорите натрия или кальция, а также отсутствием необходимости в реагентах для дехлорирования;
отсутствует необходимость создания складов токсичных хлорсодержащих реагентов, требующих соблюдения специальных мер технической и экологической безопасности, что повышает надежность систем водоснабжения и канализации в целом;
ультрафиолетовое оборудование компактно, требует минимальных площадей, его внедрение возможно в действующие технологические процессы очистных сооружений без их остановки, с минимальными объемами строительно-монтажных работ.
Обеззараженная УФ-излучением вода пригодна для использования сразу же. Вода не изменяет вкусовых качеств и химических свойств.
Размещая установку УФ-обеззараживания непосредственно перед потреблением воды, исключают проблему зараженного водопровода.
Однако существуют недостатки. Для надежного обеззараживания должна быть выдержана необходимая доза облучения, существенно зависящая от степени очистки воды, а также от загрязнения кварцевого чехла. Контролировать загрязнение воды достаточно сложно. Известны конструкции УФ-установок, в которых предусмотрен автоматический контроль интенсивности, а также прочистка кварцевого чехла (без вмешательства обслуживающего персонала), но стоимость таких установок на порядок возрастает.
Особенности современных УФ-стерилизаторов
Принцип действия УФ-стерилизатора следующий: вода под давлением, создаваемым заправочным шлангом, проходит через стерилизатор, где происходит процесс обеззараживания, после этого вода с комочками коагулированных микроорганизмов подается в проточный фильтр, где происходит процесс механической очистки воды.
Чем больше производительность стерилизатора, то есть поток воды, проходящий через него, тем меньшее время вода находится под воздействием ультрафиолета и тем меньше получаемая доза облучения, а, значит ожидаемый эффект обеззараживания. Зная давление на входе стерилизатора вычисляются оптимальное соотношение мощности УФ-лампы, ее длины и толщины камеры обеззараживания. Важным критерием является время, в течение которого вода находится в зоне облучения при прохождении через стерилизатор. То есть, чем длиннее УФ-лампа, вдоль которой течет вода, находясь в облучаемой зоне, тем больше эффективность обработки воды.
Для обеззараживания питьевой воды производятся пять типовых серий установок включающих 30 моделей рассчитанных на различный расход воды: одноламповые установки производительностью от 0,3 до 6мі/час (Рисунок 3 а); многоламповые установки производительностью от 10 до 2мі/час (Рисунок 3 б); многоламповые установки производительностью от 30 до 150мі/час; малогабаритные установки производительностью от 5 до 30мі/час на основе U — образных ламп; установки производительностью от 100 до 1100мі/час на основе амальгамных ламп (Рисунок 3 в).
Потребляемая мощность необходимого УФ-стерилизатора составляет 180Вт. С учетом того, что обеззараживание воды осуществляется в режиме стоянки, и вагонные энергопотребители запитаны от аккумулятора, мощность такой величины меньше мощности сети освещения лампами накаливания (0,6кВт). Однако решение вопроса оптимизации конструкции и энергопотребления УФ-стерилизатора является актуальной задачей.
Недостатком известных устройств для обработки воды ультрафиолетовым излучением является их прямоточность, а, следовательно, низкая эффективность обеззараживания воды, при которой необходимо воду многократно пропустить через ультрафиолетовый стерилизатор.
Заключение
Ш особенности водоподготовки на железнодорожном транспорте
Ш способы и методы обеззараживания воды.
Наряду с вышерассмотренными отечественными методами для пассажирского подвижного состава наиболее эффективным на сегодняшний день является метод УФ-излучения. Он может исключить вторичное загрязнение воды. УФ метод обеззараживания является альтернативным к традиционным средствам дезинфекции, таким как хлор, из-за своей безопасности, экономичности и эффективности, он не образует побочных продуктов, обладает лёгкой интегрируемостью существующих УФ установок на подвижной состав.
Сопоставление различных технологий обеззараживания воды по критериям эффективности: стоимости и экологической чистоты, приводит к выбору технологии УФ-обеззараживания воды.
В настоящее время в России и странах СНГ отдается предпочтение применению именно этой экологически чистой технологии.
Список литературы
1. Кармазинов Ф.В. Внедрение безопасных технологий обеззараживания питьевой воды. Водоснабжение и санитарная техника. 2008. — No 9. — 25с.
2. «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» (СП 2.5.12.20-98).
3. Заглавие с экрана: http://www.konversia.com/zhd. htm. Очистка воды на водном и железнодорожном пассажирском транспорте. Очистка воды на водном транспорте.
4. . Волков С.В. Опыт внедрения УФ-обеззараживания воды за рубежом. Водоснабжение и санитарная техника. 2008. — No 4. — 61с.
5. Кармазинов Ф.В. Крупнейшая в мире система УФ-обеззараживания питьевой воды в Санкт-Петербурге. Водоснабжение и санитарная техника. 2008. — -No 4. — 7с.
6. Коверга А.В. Пилотные испытания ультрафиолетового обеззараживания на московских станциях водоподготовки. Водоснабжение и санитарная техника. 2008. — No 4. — 15с.
7. Костюченко С.В. Современное состояние и перспективы УФ-технологии. Водоснабжение и санитарная техника. 2008. No 4-2 с.
8. Кудрявцев Н.Н. Оценка возможности образования побочных продуктов при ультрафиолетовом обеззараживании питьевой воды. Водоснабжение и санитарная техника. 2009. — No 6. — 41с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Санитарно-техническое оборудование, обеспечивающее необходимые условия пассажирам железнодорожного транспорта в поездке. Конструкция водоснабжения вагона, меры по предотвращению загрязнения воды, системы очистки, промывки и дезинфекции трубопроводов.
реферат [254,3 K], добавлен 17.12.2014
Цели и принципы системы сертификации. Услуги, предоставляемые на железнодорожном транспорте. Порядок проведения сертификации на железнодорожном транспорте. Организация и проведение инспекционного контроля за сертифицированными услугами.
реферат [33,5 K], добавлен 13.10.2006
Утверждение Системы технического регулирования на железнодорожном транспорте 14 июня 2006 года. Образование в 2004 году Центрального органа Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте на базе Управления инфраструктуры и перевозок.
презентация [82,5 K], добавлен 30.05.2014
Особенности обоснования геометрических размеров транспортного пакета для перевозки груза на основе рядов предпочтительных чисел. Характеристика системы добровольной сертификации на железнодорожном транспорте Российской Федерации, анализ структуры.
контрольная работа [270,6 K], добавлен 06.06.2014
Круговорот воды в природе. Область применения воды автослесарем и водителем. Охлаждение двигателя внутреннего сгорания. Гигиена водителя и автослесаря. Использование чистой воды и водных растворов одноатомных спиртов для омывания стёкол в автомобиле.
презентация [574,8 K], добавлен 25.10.2014
Исследование положения железнодорожного транспорта в общем балансе грузовых перевозок в Украине. Изучение финансово-экономического состояния железных дорог. Подсистема оперативного прогнозирования простоев прибывающих поездов на основе системы ANFIS.
статья [104,2 K], добавлен 20.03.2015
Направления, цели и задачи государственного регулирования тарифов и цен на железнодорожном транспорте. Проблемы и меры по его совершенствованию. Тарифная политика как основа формирования оптимальной модели регулирования грузовых железнодорожных перевозок.
курсовая работа [153,5 K], добавлен 02.11.2014