- Статьи
- Печное и дизельное топливо. В чем разница?
- Печное дизельное топливо
- Фракционный (химический) состав
- Характеристики
- Способы получения
- Способы (область) применения
- Виды печного топлива
- Особенности транспортировки и хранения
- Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)
- В чём разница?
- Разница между Печным топливом и Дизельным топливом
- Содержание
- Что такое Печное топливо?
- Что такое Дизельное топливо?
- В чем разница между печным топливом и дизельным топливом?
- Заключение – Печное топливо против Дизельного топлива
Статьи
Печное и дизельное топливо. В чем разница?
|
Возрастающий интерес к печному топливу, особенно к светлому виду этого нефтепродукта , вызван двумя факторами. Во-первых, это связано с широким применением систем автономного отопления, работающих на жидком топливе, которые отлично зарекомендовали себя для обогрева жилых и промышленных помещений при отсутствии технической возможности подключения к магистральному газу. Кроме этого, интерес к печному топливу проявляют продавцы ГСМ, да и сами автолюбители. Учитывая схожесть характеристик светлого печного топлива (СПТ) и дизеля (ДТ) некоторые продавцы делают попытки продать СПТ под видом ДТ для получения большей прибыли, а автовладельцы переживают, о том, как это отразится на надежности транспорта и расходах на его ремонт. Чтобы избежать различных заблуждений рассмотрим характеристики данных нефтепродуктов.
Характеристики дизтоплива и светлого печного топлива
Характеристики/вид продукта | ДТ ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) | СПТ (ТУ 38.101656–87)(ГОСТ 10585–99) |
Фракционный состав | ||
10 % перегоняется при температуре не менее | 160°С | |
65 % перегоняется при температуре не более | 250°С | |
90 % перегоняется при температуре не более | 360°С | 340°С |
Плотность при 20 ° С | 820-845 кг/м3 | 840 кг/м3 |
Кинематическая вязкость при 20 °С не выше | 2 – 4,5 мм2/с | 8 мм2/с |
Температура предельной фильтруемости(зима) | 5°С (-20°С) | 5°С (-10°С) |
Массовая доля серы не выше | 0,05% | 0,5% |
Зольность не выше | 0,01% | 0,02% |
Коксуемость 10 % остатка | 0,3 | 0,35 |
Как видно из приведенной таблицы характеристик ДТ и СПТ имеют лишь небольшие различия. Именно поэтому существуют различные мнения о возможности использования печного топлива вместо дизельного для заправки автомобилей и наоборот, о применении дизеля для жидкотопливных котлов.
В чем разница печного и дизельного топлива
Поскольку СПТ является аналогом дизеля, то нет ничего удивительного, что дизельные моторы могут работать и на светлом печном топливе. Вопрос только в том, как долго они могут на нем работать.
Для того, чтобы более точно выяснить разницу между СПТ и ДТ следует отметить, что светлое печное топливо производят путем прямой перегонки дизельных фракций вторичного происхождения. Анализируя его фракционный состав можно сделать вывод, что оно немного тяжелее дизтоплива, а также отличается более высокой вязкостью (8 против 1,8 – 5). Кроме того, учитывая тот факт, что СПТ может производиться по ТУ с менее строгими требованиями по нормированию цетанового числа и содержания серы, делаем вывод о вреде, который наносит СПТ дизельным силовым агрегатам силовым агрегатам. Это обусловлено появлением отложений на деталях двигателя и их разрушении под воздействием серных кислот и соединений. К тому же, более высокая вязкость затрудняет работу элементов мотора и снижает его мощность. Еще один важный показатель, который имеет значение в зимний период, это температура застывания, которая у СМТ отличается на 20°С. В холодную погоду дизельный двигатель на таком топливе не запустится.
Если говорить о применении определенного вида нефтепродуктов в качестве топлива для систем отопления, следует принять во внимание, что требования, которые предъявляют отечественные и европейские производители котлов отличаются. Поэтому, возьмем для сравнения европейские требования к характеристикам котельного топлива по нормативам EL DIN 51603, предусмотренным для котлов отопления:
Характеристика | Показатель |
Плотность | 840 кг/м3 |
Кинематическая вязкость при 20 °С не выше | 6 |
Массовая доля серы не более | 0,005% |
Зольность | 0,01% |
Коксуемость 10 % остатка | 0,3% |
Наиболее значимыми в таблице являются характеристики зольности, коксуемости и содержания серы. Первые два показателя применительно к отопительным котлам демонстрируют интенсивность с которой образуется сажа на перегородках котла и дымохода. Экспериментальные данные демонстрируют, что сажевый слой толщиной, всего 0,01см снижает эффективность котельного оборудования на 4%. При увеличении такого слоя вдвое, эффективность падает уже на 8%.
В процессе горения жидкого топлива, содержащиеся в нем соединения серы, преобразуются в серную кислоту, разъедающую стенки котлов и дымоходов, поэтому для отопления более привлекательны топливные материалы с низким процентным содержанием серы. Более высокая вязкость СПТ не сказывается на работе котельного оборудования. Если учесть все вышесказанное, то можно прийти к выводу, что и для отопительных систем больше подходит дизельное топливо, чем СПТ. Только есть одно «но», которое заключается в стоимости нефтепродуктов. Бытовое печное топливо обходится процентов на 30 дешевле, а, следовательно, при покупке недорогого котла эта разница позволит достаточно быстро окупить его стоимость и сэкономить существенные средства, часть из которых можно потратить на обслуживание, чистку и даже замену котла при необходимости.
Тем более, что с помощью компании «РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ» и удобного сервиса Логистические решения всегда можно подобрать СПТ по очень привлекательной цене с гарантией качества, что позволит нивелировать перечисленные выше негативные эффекты.
Печное дизельное топливо
Печное дизельное топливо – это продукт, получаемый из дизельных фракций вторичной перегонки нефти. Характеризуется хорошей текучестью, не имеет специфического запаха, обладает низкой температурой замерзания. Выступает более дешевым аналогом дизельного топлива. Ввиду незначительных отличий от дизеля часто рассматривается как горючее для заправки автомобилей, но на практике это встречается редко ввиду негативного влияния на детали двигателей.
Фракционный (химический) состав
По свойствам печное топливо имеет много общих свойств с дизельным. Но в составе присутствуют различные примеси и органические соединения. Основой же, как и в случае с дизелем, выступают углеводороды. Это основные вещества, определяющие состав и свойства нефтепродукта. В печном топливе присутствуют разные виды углеводородов:
- парафины,
- циклопарафины,
- индены,
- нафталины,
- аценафтены,
- алкилбензолы;
- аценафтилены.
Характеристики
Среди основных характеристик продукта отмечаются:
- Кинематическая вязкость – не более 8 мм 2 /с.
- Температура вспышки – от 45 °C.
- Температура застывания – не более -5 °C.
- Количество серы – не более 0,5-1,1%.
- Зольность – не более 0,2%.
Ввиду более высокой вязкости, чем у дизельного топлива, печное может вызвать затруднения в работе двигателя, особенно на холоде. Но на работе крупных отопительных узлов повышенная вязкость не сильно сказывается, в отличие от зольности, из-за которой оборудованию требуется систематическая чистка.
У печного топлива нет специфического запаха, возникающего при горении, как у многих других нефтепродуктов. Не менее важна низкая температура замерзания, достигающая значения в -28 °C. Это расширяет возможности применения печного топлива.
Способы получения
Печное дизтопливо получают из вторичных дизельных фракций, образуемых при перегонке нефти. Технология предусматривает небольшие затраты на производство, поскольку сырье для производства имеет невысокую стоимость. Около 10% топлива перегоняется при температуре не ниже 160 °C, а остальные 90% – при 360 °C. Для изготовления может применяться отработанное масло. Оно подвергается минимальной обработке, поскольку уже имеет все необходимые свойства.
Способы (область) применения
Печное топливо применяется в промышленных печах и стационарных паровых котлах. Основное назначение – отопление частных домов, промышленных объектов и сельскохозяйственных предприятий. Темное применяется для бытовых нужд, а светлое больше подходит для промышленного применения. В сельскохозяйственной отрасли топливо используют в процессе производства кормов, консервирования, а также сушки зерна и фруктов.
Виды печного топлива
Основная классификация разделяет печное топливо на темное и светлое. Они различаются вязкостью, температурой горения и количеством примесей в составе. В светлом их меньше, чем в темном. Еще светлое топливо обладает более высокой теплоотдачей, поэтому его активно используют в современных котлах и в тепловых генераторах в сельскохозяйственной сфере. Темное топливо чаще применяется в печах с предварительным испарением. Для современных печей оно не подходит, поскольку они просто не будут на нем работать.
У темного и светлого печного топлива есть свои плюсы:
- Темное. Имеет высокую калорийность, поэтому характеризуется небольшим расходом. Чаще применимо для удовлетворения бытовых нужд, например, для обогрева небольших домов или подсобных помещений. Может применяться в небольших энергоустановках.
- Светлое. Более широко распространено в промышленной сфере. Используется для работы крупных генераторов. Обладает высокой теплоотдачей, позволяющей отказаться от применения дизеля.
В зависимости от содержания серы печное топливо делится на 2 вида:
- малосернистое с количеством серы до 0,5%;
- сернистое с содержанием серы 0,5-1,1%.
При сгорании сера вступает в реакции, образуя агрессивные вещества, которые ускоряют износ оборудования из-за коррозии. Это может быть особенно критично для двигателей. Поэтому печное топливо допустимо использовать в механизмах и оборудовании, которые допускают высокое содержание серы до 0,5% или 0,5-1%.
Особенности транспортировки и хранения
Для транспортировки используют автоцистерны, бензовозы и железнодорожный транспорт (в бочках). Хранить продукт необходимо в месте, недоступном для солнечных лучей, при средней влажности воздуха. Для этого выбираются специальные герметичные резервуары. Они не позволяют топливу испаряться и помогают сохранить его эксплуатационные характеристики. При хранении важно предотвратить воздействие на топливо экстремально низкой и высокой температуры.
Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)
Главный регламентирующий документ – ГОСТ EN 116 «Топлива дизельные и печные бытовые». Еще печное топливо может производиться в соответствии с техническими условиями (ТУ).
В чём разница?
Разница между Печным топливом и Дизельным топливом
Ключевое отличие между Печным топливом и Дизельным топливом состоит в том, что содержание серы в Печном топливе 0,5% у малосернистого и 1,1% у сернистого, тогда как Дизельное топливо, имеет содержание серы ниже 0,0015%.
Люди часто путают эти два термина: Печное топливо и Дизельное топливо, т.к. они думают, что оба они одинаковы, тем более, что свойства у них очень похожи, и используются они для одних и тех же целей. Однако они отличаются друг от друга.
Содержание
- Обзор и основные отличия
- Что такое Печное топливо
- Что такое Дизельное топливо
- В чем разница между Печным топливом и Дизельным топливом
- Заключение
Что такое Печное топливо?
Печное топливо – это жидкий нефтепродукт, который используется в качестве топлива основном в печах и котлах. Обладает низкой вязкостью. Печное топливо имеет вид жидкости и представляет собой смесь углеводородов. Получают его из дизельных фракций, а также из отработанного масла. Печное топливо содержит углеводороды, содержащие от 14 до 20 атомов углерода. Эти углеводородные соединения конденсируются при температуре от 250 до 350 °C (во время переработки нефти). Следовательно, это топливо конденсируется при более низких температурах, чем у вазелина, битума и свечного воска. Но оно конденсируется при более высоких температурах, чем у керосина (конденсируется между 160-250 °C). Кроме того, большинство свойств печного топлива напоминают дизельное топливо.
Темное и светлое Печное топливо
Печное топливо бывает темное и светлое, которые отличаются вязкостью, температурой горения и количеством различных примесей в их составе. У светлого печного топлива меньше примесей, чем у тёмного, кроме того у него больше теплоотдача по сравнению с тёмным печным топливом. Светлое печное топливо часто используется в современных котлах, а также для нужд сельского хозяйства в тепловых генераторах. Темное печное топливо используется для печей с предварительным испарением т.е. его нельзя использовать для современных котлов, так как оно там просто не горит.
По количестве серы печное топливо подразделяется на малосернистое и сернистое. У малосернистого серы содержится 0,5%, тогда как у сернистого печного топлива серы содержится 1,1%. В процессе горения топлива сера преобразуется в серную кислоту и по-этому она может пагубно влиять на используемое оборудование.
При использовании печного топлива в механизмах и в оборудовании, эти устройства должны допускать высокое содержание серы – 0,5% у малосернистого и 1,1% у сернистого печного топлива. Кроме того, при рассмотрении налогообложения на это топливо оно сравнительно меньше. Поэтому оно продаётся по более низкой цене.
Что такое Дизельное топливо?
Дизельное топливо – это жидкое топливо, которое используется в дизельных двигателях, у которых воспламенение топлива происходит без какой-либо искры. Поскольку искра не используется, топливо воспламеняется в результате впрыска сжатой смеси с разогретым воздухом. Топливная эффективность дизеля очень высока. Кроме того, в зависимости от происхождения, существует несколько форм этого топлива, таких как нефтяное дизельное топливо, синтетическое дизельное топливо и биодизельное топливо.
Налогообложение дизельного топлива является сравнительно высоким. Это связано с топливным налогом. Поэтому цена на дизель высока. Тем не менее, есть некоторые страны, которые имеют «необлагаемое налогом дизельное топливо» для использования в сельскохозяйственных целях, для отдыха и обслуживания транспортных средств и для некоммерческих транспортных средств. Кроме того, углеводороды в этом топливе имеют атомы углерода в диапазоне от 10 до 15. Дизельное топливо содержит насыщенные углеводороды и ароматические углеводороды. Дизельное топливо, которое используется в современных автомобилях и оборудовании, должно иметь содержание серы ниже 15 ppm это ниже 0.0015%.
В чем разница между печным топливом и дизельным топливом?
Печное топливо очень напоминает дизельное топливо, является жидким нефтепродуктом, используемым в качестве топлива в печах и котлах. Хотя они имеют высокое сходство, в качестве основного различия между печным топливом и дизельным топливом является то, что допустимое содержание серы в печном топливе составляет 0,5% у малосернистого и 1,1% у сернистого вида, и что это является очень высоким содержанием по сравнению с содержанием в дизельном топливе 0.0015% (15 ppm). Дизельное топливо, с другой стороны, является жидким топливом, которое используется в дизельных двигателях, у которых воспламенение топлива происходит без какой-либо искры. Налог на это топливо высокий, по-этому цена на дизельное топливо сравнительно выше, чем на печное топливо.
Заключение – Печное топливо против Дизельного топлива
Печное топливо по своим свойствам похоже на дизельное топливо, таким образом, они могут использоваться как взаимозаменяемые. Но между ними есть различия. Ключевое отличие между Печным топливом и Дизельным топливом заключается в том, что содержание серы в печном топливе, может быть до 1,1%, тогда как дизельное топливо, может иметь содержание серы ниже 0.0015% (15 ppm).