Дизельные котлы отопления с горелками

Дизельные котлы отопления, их устройство и разновидности

Здесь вы узнаете:

Далеко не каждый человек согласится установить у себя дома электрическое отопление. Многих откровенно пугает электрический обогрев. А в некоторых домах и поселках это становится невозможным за счет отвратительного качества электросети или постоянных отключений электроэнергии. Интересной заменой электрокотлу станет дизельный котел, работающий на солярке. В этом обзоре мы рассмотрим конструкционные особенности жидкотопливного оборудования и познакомим вас с самыми популярными моделями.

Устройство и принцип работы

Дизельный котел является отличной альтернативной любому другому типу котлов, кроме газовых – с ними по дешевизне и удобству не сравнится никто. Работая на дизтопливе, они генерируют тепло в автоматическом режиме, практически не требуя участия пользователей. Этим они существенно выигрывают перед твердотопливными агрегатами, которые не могут жить без человека – в них нужно постоянно подкидывать дрова и убирать из них угольки и золу.

Дизельный котел может выиграть и перед электрическим отопительным оборудованием. В первую очередь следует выделить низкое энергопотребление – электроэнергия здесь используется разве что для работы горелки и работы автоматики. Ему не нужна мощная электропроводка, а ежемесячные расходы «на свет» будут сравнительно скромными. А во вторую очередь, дизельные котлы могут работать на других видах жидкого топлива. Если же в доме внезапно отключится электроэнергия, они смогут поработать на маломощных бесперебойных блоках питания.

Жидкотопливный дизельный котел отличается сравнительно простым устройством – по своей конструкции он напоминает самый обыкновенный газовый отопительный агрегат. Различие кроется только в устройстве горелки – здесь она работает на жидком топливе:

Дизельный котел — довольно сложный с технической точки зрения агрегат. Настоятельно рекомендуем Вам в точности следовать инструкции по его эксплуатации — иначе дорогостоящего ремонта не избежать.

  • Топливный насос подает горючее в горелку;
  • Сюда же, с помощью вентилятора, подается воздух;
  • Образуется топливно-воздушная смесь, поступающая в камеру сгорания;
  • В камере сгорания топливная смесь воспламеняется и сгорает с выделением большого количества тепловой энергии.

Для того чтобы увеличить производительность, котлы на дизтопливе нередко оснащаются системами подогрева топлива.

Давайте посмотрим, что еще есть в дизельных котлах:

  • Основные теплообменники – используются для подогрева теплоносителя, могут быть стальными или чугунными;
  • Вторичные теплообменники – применяются в двухконтурных моделях для подготовки горячей воды;
  • Электронные или механические модули управления – обеспечивают соблюдение температурного режима;
  • Корпуса с теплоизоляцией – обеспечивают безопасную эксплуатацию и сохранение тепла.

Также на борту дизельных котлов нередко ставится встроенная обвязка – это группа безопасности, расширительные бачки и циркуляционные насосы.

Принцип работы дизельного котла довольно прост и весьма доходчиво иллюстрирован на приведенной выше картинке.

Любой дизельный котел работает так же, как и его газовые собратья – при команде с модуля управления происходит розжиг горелки, начинается нагрев теплоносителя, который продолжается до тех пор, пока не будет подана команда на отключение горелки. В двухконтурных моделях предусмотрены дополнительные теплообменники с трехходовыми клапанами – при открытии крана с водой происходит отключение отопительного контура, горячий теплоноситель циркулирует через вторичный теплообменник, подготавливая горячую воду.

Расход дизельного котла равен примерно 1/10 от его тепловой мощности. Например, если выбранная модель обладает мощностью 24 кВт, то она будет потреблять около 2,4-2,5 л/час. Минимальный расход топлива характерен только для самых маломощных агрегатов – это типичные варианты для дачи. Отопление дизельным топливом нельзя назвать намного более выгодным, чем отопление электроэнергией, но у него есть свои преимущества, о которых мы рассказали чуть ранее.

Разновидности дизельных котлов

Дизельные котлы для отопления частного дома и зданий иного назначения представлены на рынке отопительного оборудования множеством разновидностей – это агрегаты с креплением на стену или для монтажа на пол, модели с одним или двумя контурами, со встроенными или подключаемыми горелками. Давайте рассмотрим их более подробно.

По типу крепления

По данному признаку жидкотопливное оборудование подразделяется на модели с редким настенным или более распространенным напольным видом крепежа. Настенный дизельный котел – это компактный отопительный агрегат, не занимающий много места в котельной. Он может оснащаться одним или двумя теплообменниками, а потребители хвалят данное оборудование за небольшие размеры и приемлемый дизайн. Правда, данные приборы отличаются ограниченной мощностью.

Читайте также:  Котлы отопления своими силами

Напольный дизельный котел – это самое распространенное жидкостное отопительное оборудование. Напольники представлены моделями самой разной мощности, вплоть до 100 кВт и даже больше – на основе самых мощных агрегатов сооружаются производительные дизельные котельные, способные питать сразу несколько домовладений или вырабатывать тепло для зданий промышленного, хозяйственного или административного назначения.

Стальные и чугунные

Отопительный котел на дизельном топливе может быть изготовлен на основе стального (нержавеющая сталь) или чугунного (надежного и выносливого) теплообменника. Стальные теплообменники характеризуются небольшим весом и дешевизной. Поэтому и оборудование на их основе является самым простым и доступным. Но им присущ один недостаток – они отличаются непродолжительным сроком службы. Поэтому ими комплектуются только самые дешевые отопительные агрегаты.

Чугунными теплообменниками комплектуются более производительные и дорогие дизельные котлы. Они отличаются массивностью и большим весом, зато они с легкостью переносят высокие температурные нагрузки. Использование чугуна характерно не только для дорогих агрегатов, но и для моделей повышенной мощности – здесь без него не обойтись, что связано с высокими нагрузками на основные теплообменники.

Простые и с контурами ГВС

Одноконтурные котлы, работающие на дизельном топливе, являются самыми дешевыми и конструктивно простыми. Они работают исключительно на отопление и характеризуются стойкостью к поломкам. Вопрос подготовки горячей воды в этом случае придется решать с помощью дополнительного оборудования – это бойлеры косвенного нагрева, а также электрические накопительные или проточные водонагреватели.

Двухконтурные агрегаты полностью решают проблему отопления и подачи горячей воды. Они отличаются более сложным внутренним устройством, зато позволяют избавиться от необходимости приобретать и устанавливать дополнительное оборудование для организации ГВС. Но за это потребители расплачиваются более высокими суммами. Да и отзывы говорят, что двухконтурные модели более хрупкие – и это вполне ожидаемо, ведь они более сложные.

Атмосферные и турбированные

Горелка атмосферного типа сжигает топливо с естественным удалением продуктов сгорания. Они удаляются в дымоход самостоятельно, повинуясь тяге. Поэтому и дымоход здесь должен быть полноценным, выходящим на крышу. Открытая камера сгорания не предусматривает наличия дополнительных элементов для создания тяги, поэтому такие агрегаты отличаются своей простотой, дешевизной и надежностью.

Турбированные дизельные котлы (с закрытой камерой сгорания) созданы для работы с коаксиальными дымоходами. Они отличаются наличием вентилятора, принудительно удаляющего продукты сгорания и регулирующего тягу в камере сгорания. Благодаря этому происходит более производительное сжигание топлива и отпадает надобность в сооружении полноценного дымохода. Правда, за счет более сложного устройства турбированные дизельные отопительные котлы отличаются высокой стоимостью и сниженной надежностью (именно так думают многие пользователи).

Универсальные и со сменными горелками

Дизельное отопление загородного дома легко превратить в газовое – для этого необходимо приобрести котел со сменными горелками. Такие отопительные агрегаты называются универсальными, они могут работать на произвольных видах топлива, вплоть до пеллет. Также в продаже существуют агрегаты, способные работать на разных видах жидкого топлива без смены горелки и даже перенастраиваться на газ.

Достоинства и недостатки

Мы уже рассмотрели основные разновидности дизельных котлов. Осталось пройтись по их достоинствам и недостаткам – а их здесь немало.

  • Дизельные котлы не создают большой нагрузки на электросеть – это актуально для сельской местности, где часто бывают проблемы с подачей электроэнергии;
  • Приличный КПД – жидкотопливные агрегаты позволяют быстро прогревать помещения большой площади;
  • Автоматическая работа – в отличие от твердотопливных моделей, они умеют автоматически поддерживать нужную температуру и дозировать поступление горючего из баков;
  • Возможность работы на разных видах жидкого топлива. Также предусмотрена возможность перенастройки на газ (в зависимости от той или иной модели);
  • Компактность – дизельные отопительные котлы практически не отличаются по габаритам от своих газовых собратьев.

Установка дизельного котла потребует довольно много свободного места, но еще больше места нужно будет выделить под бак с топливом.

  • Запах топлива в помещениях – несмотря на герметичность топливной системы, он может проявить себя и доставить неудобства домочадцам;
  • Необходимость в хранении большого количества топлива – для этого придется приобрести топливные баки и организовать топливную магистраль к месту установки оборудования;
  • В отличие от газового оборудования, дизельное нуждается в регулярной чистке. Хорошо хоть делать это нужно не так часто, как в случае с твердотопливными агрегатами;
  • Для работы многих моделей дизельных котлов необходима электроэнергия – она используется для работы топливных насосов, горелок и автоматики;
  • Низкая пожарная безопасность – необходимо постоянно контролировать целостность всей топливной системы и своевременно устранять протечки.

Некоторые минусы достаточно серьезные.

Популярные модели

Если вы собираетесь купить дизельный котел для отопления частого дома, вам пригодится информация о самых популярных моделях. Вместе с техническими характеристиками мы расскажем об ориентировочных ценах.

Читайте также:  Подложка для теплых полов мультифольга

Kiturami STSO-13R

Перед нами компактный дизельный котел, предназначенный для напольного монтажа. Его тепловая мощность составляет 15,1 кВт, он может использоваться для обогрева зданий и домовладений площадью до 150 кв. м. Данная модель является двухконтурной, поэтому над проблемой подготовки горячей воды можно не задумываться. Расход топлива довольно большой – он составляет до 2,12 кг/час. Производительность контура ГВС – до 9,7 л/мин. Камера сгорания – закрытого типа, теплообменник – из нержавеющей стали, система управления – электронная. Отличный прибор для обогрева загородных домовладений и жилых дачных домиков. Его цена составляет около 30-40 тыс. рублей.

Еще один двухконтурный дизельный котел отопления для частного дома от известного бренда. При мощности в 13 кВт он может обогревать помещения площадью до 130 кв. Производительность контура ГВС составляет 7,5 л/мин, КПД – более 90%. При всем этом его стоимость составляет около 33 тыс. рублей – рекомендуем к приобретению. В комплекте поставляется комнатный термостат с функцией программирования режимов работы.

Buderus Logano G125 SE-40

В заключении мы рассмотрим более серьезный и более дорогой агрегат, работающий на солярке. Он обладает мощностью 40 кВт и может отапливать не только домовладения, но и здания любого назначения. Для большей выносливости аппарат наделили мощным чугунным теплообменником. Камера сгорания здесь открытая, второго контура нет. Отдельно заострим внимание на расходе топлива – он составляет 3,7 л/час. Для организации горячего водоснабжения к оборудованию подключатся бойлеры Logalux LT и Logalux ST. Стоимость аппарата составляет около 125 тыс. рублей.

Как выбрать комбинированный котел на газе и жидком топливе

Комбинированные котлы отопления на газу и жидком топливе – это современные и относительно дорогостоящие котлоагрегаты, по размерам, принципу работы и способу установки не отличающиеся от стандартных газовых и жидкотопливных моделей. Все отличия многотопливных газово-дизельных котлов заключаются лишь в устройстве горелки. Существуют модели, работающие только на природном газе и дизеле, так и абсолютно универсальные модели, работающие на природном и сжиженном газе, дизеле, мазуте, керосине, отработке (отработанном масле).

Но, если бюджет не столь ограничен, а площадь дома позволяет разместить два отдельных котла (жидкотопливный и газовый), лучше выбрать именно такой вариант.

Читайте в статье

Что собой представляют комбинированные котлы на газе и жидком топливе

Котлы, работающие на газе и жидком топливе – это всегда напольный котлоагрегат с чугунным теплообменником. По сути, это более универсальная конструкция стандартного газового атмосферного напольника, различие заключается лишь в съемной горелке. Для перевода котла на другой вид топлива необходимо сменить горелку. Благодаря простому внешнему креплению, производится это довольно просто, без разбора котла. Соответственно, горелки не входят в комплект поставки котла и подбираются отдельно.

На фото модель Viessmann Vitorond 100.

Для чего нужны и как применяются

Основными причинами выбора таких котлов смешанного типа являются:

  • временное отсутствие рядом с домом газовой магистрали;
  • наличие свободного, но не постоянного доступа к дизелю, мазуту, отработке или не постоянной возможности приобрести его за символическую цену (у с\х предприятий, автопарков и т.д.);
  • экономия пространства в небольшой котельной.

Однако, как мы уже говорили, без особых условий покупка котла, работающего на газу и жидком топливе, не оправдана ни экономически, ни практически.

Во-первых, абсолютно все модели не комплектуются горелками, их необходимо выбирать отдельно, исходя из мощности, вида топлива, характеристик и предпочтений касательно бренда. Стоимость газовых и жидкотопливных горелок бытовой мощности (до 100-150 кВт) в среднем 15-50 тыс. руб.

Во-вторых, если эффективность (КПД, расход) универсальных моделей «два в одном» в половине случаев еще может соответствовать эффективности однотопливных моделей, то за сравнимую цену можно приобрести два отдельных котла с гораздо большим функционалом. Это и более тонкие настройки, и программатор, и второй контур для подготовки ГВС, и выносные датчики температуры , прочие электронные режимы и функции.

В-третьих, небольшим бонусом в плане надежности двух однотопливных котлов является то, что при поломке одного, второй можно использовать в качестве резервного, не допуская охлаждения и замерзания системы.

Устройство и принцип работы

Особенностью таких котлов является более практичное крепление горелки, подразумевающее ее быстрый монтаж и демонтаж посредством резьбовых соединений. Газовые горелки, как правило, атмосферные, отличающиеся от стационарных лишь креплением. Жидкотопливные же горелки – наддувные. Дизель, мазут или керосин в них подаются под давлением и распыляются по всей камере сгорания.

Также жидкое топливо требует предварительного подогрева, который осуществляется непосредственно в горелочном устройстве, чем объясняются более ощутимые габариты горелки и необходимость пространстве перед котлом для ее установки. Некоторые модели такие, как Viessmann Vitorond, имеют несколько отличимую конструкцию теплообменника, где все стенки камеры сгорания – это полноценные секции теплообменника, что увеличивает КПД . Комбинированные газово-дизельные котлы исключительно энергозависимые, то есть требующие подключения к электросети.

Читайте также:  Можно ли закрывать радиаторы отопления шторами

В остальном принцип работы комбинированных котлов стандартный:

  1. Топливо распыляется по камере сгорания, поджигается и сгорает (либо сгорает сразу же на горелке в случае с газом).
  2. Стенки камеры сгорания, являющиеся теплообменником, нагреваются, отдавая тепловую энергию от сжигания топлива теплоносителю.
  3. Нагретый теплоноситель (обычно это вода) циркулирует по системе отопления дома.

Как грамотно выбрать дизельный котел для отопления частного дома

Отзывы об универсальных газово-дизельных котлах: преимущества и недостатки

Преимущества Недостатки
Габариты, за исключением внешней части горелок, соответствуют однотопливным моделям Горелку нужно докупать отдельно, ее стоимость может приближаться к стоимости котла
Переход на другой вид топлива при наличии базовых навыков занимает минуты Суммарная стоимость котла и двух горелок равна стоимости двух однотопливных котлов с гораздо большим функционалом
Расходы на монтаж и подключение одного котла ниже, чем двух разнотипных Отсутствие энергонезависимых моделей
Все модели имеют долговечный чугунный теплообменник и относительно простую конструкцию, поэтому зачастую беспроблемно служат на протяжении 12, 14, 15 и более лет Отсутствие двухконтурных моделей
Согласно отзывам владельцев, жидкотопливные горелки довольно шумные и ночью могут быть слышны через тонкие стены котельной
Ограниченный выбор моделей: сегодня всего порядка 10-14 моделей, некоторые из которых сложно найти в продаже

Минимально необходимая мощность

Для среднестатистического не утепленного или слабо утепленного дома в климатической зоне Московской области, с кладкой в 2 кирпича и высотой потолков 2,7 м, минимально необходимая мощность рассчитывается по простой формуле: 1 кВт на каждые 10 м 2 . Также мы рекомендуем закладывать запас мощности 15-20%.

Например, для вышеописанного среднестатистического дома площадью 150 м 2 , минимально необходимая мощность отопительного оборудования – 150/10 * 1,2(20% запаса) = 18 кВт.

Если дом хорошо утеплен, находится в крайней южной или северной точке страны, имеет высокие потолки и большую площадь остекления, учитываются корректирующие коэффициенты, после чего показатель может быть скорректирован на 5-30% в большую или меньшую сторону.

Как точно рассчитать необходимую мощность котла
Индивидуальный расчет, формула и корректирующие коэффициенты

Лучшие известные производители и модели: характеристики и цены

Buderus Logano G125WS

Низкотемпературный немецкий котлоагрегат с российской (довольно качественной) сборкой. Доступен в версиях мощностью 25-40 кВт. Отличается теплообменником с повышенным количеством секций, благодаря чему он дольше нагревается, но и гораздо дольше остывает, аккумулирует больше тепловой энергии в виду более длительного газоотвода и меньшей температуры отходящих газов. Также отличается высоким показателем КПД – 96%. Модель известна как надежная и при должной эксплуатации практически «неубиваемая». Имеется слой теплоизоляции.

Негативные отзывы и известные проблемы при эксплуатации отсутствуют. Единственными недостатками являются большой вес чугунной конструкции – 150-216 кг и довольно высокая цена.

Стоимость: 56 000-74 000 руб.

Viessmann Vitorond 100

Немецкая эталонная модель, один из лучших комбинированных котлов на газу и дизеле для отопления частного дома. Отличается особой конструкцией теплообменника и конденсационным принципом работы, подразумевающим аккумуляцию дополнительной тепловой энергии из конденсата продуктов сгорания, таким образом часть тепла больше не «вылетает в трубу», температура отходящих газов равна 30-50°C.

Также модель отличается огромным функционалом, включающим множество настроек работы, программатор на сутки или неделю, управление через интернет с помощью специального приложения, возможность подключения внешних датчиков температуры и т.д.

Для легкой чистки котла предусмотрена открываемая дверца горелки спереди. Vitorond 100, как и все другие котла эталонного немецкого производителя, известна надежностью и долговечностью. Выпускается в версиях мощностью 18-63 кВт. Единственным недостатком является уязвимость к перепадам напряжения, поэтому котел желательно подключать через стабилизатор.

Стоимость: 96 000-215 500 руб.

Protherm Бизон 30 NL

Словацкий комбинированный недорогой котел. Доступен в версиях мощностью от 27 до 71 кВт. Отличается хорошим сочетанием «цена-качество», поскольку обладает оптимальной эффективностью, минимально необходимым, но достаточным функционалом, отличной надежностью и качеством сборки. КПД — 89%. Функционал можно расширить подключением внешнего терморегулятора (цена вопроса порядка 3-6 тыс. руб.).

За более 5 лет эксплуатации не было случаев серьезных сервисных нареканий.

Стоимость: 46 000-55 000 руб.

Kentatsu Norma

Самый бюджетный турецкий комбинированный котел «газ-дизель». Выпускается в версиях мощностью от 29,1 до 78,5 кВт. КПД – 90%, органы управления – механические, присутствует лишь минимально необходимый перечень настроек. Из систем безопасности лишь защита от перегрева и автодиагностика.

За время эксплуатации пока не существует негативного опыта или серьезных сервисных неисправностей, однако важно понимать, что турецкие сплавы и технологии производства пока еще не сравнимы с европейскими, представленными в вышеперечисленных моделях.

Стоимость: 30 200- 53 000 руб.

Оцените статью