Договор с поставщиком горячего водоснабжения

Прямые договоры в отношении теплоэнергии на нужды горячего водоснабжения

Если горячая вода приготовляется с использованием общедомового имущества, а не подается в готовом виде ресурсоснабжающей организацией, то могут быть сложности при переходе на прямые договоры по горячему водоснабжению.

Свежий пример из практики судов

Собственники дома из Татарстана на общем собрании приняли решение о переходе на прямые договоры по отоплению и горячему водоснабжению. При этом в доме не было централизованного горячего водоснабжения, и приготовление горячей воды происходило с помощью общедомового имущества – теплообменника.

Управляющая организация захотела изменить заключенный ранее договор и исключить из него тепловую энергию, предназначенную для предоставления коммунальных услуг в этом доме. Однако ресурсоснабжающая организация ответила отказом, ведь она подает в дом только тепловую энергию и не может быть поставщиком коммунальной услуги по горячему водоснабжению (ГВС).

Тогда управляющая организация обратилась в суды (дело № А65 – 11878/2020), но те тоже ей отказали:

  • теплообменник самостоятельно тепловую энергию не производит, поступающая в теплообменник для подогрева вода греется с помощью подаваемого ответчиком теплоносителя. При этом коммунальная услуга горячего водоснабжения представляет собой потребление воды из теплообменника.
  • управляющая компания оказывает владельцам помещений в МКД коммунальную услугу ГВС самостоятельно, используя для этого как общее имущество МКД, так и подаваемый ему ответчиком ресурс – тепловую энергию и подаваемую третьим лицом холодную воду. В данном случае коммунальная услуга (изготовление горячей воды) оказывается управляющей компанией, получающей два коммунальных ресурса от разных организаций.
  • собственникам доступна именно коммунальная услуга горячего водоснабжения.
    Под коммунальными ресурсами Правила № 354 понимают холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ, тепловую энергию, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общедомового имущества.
    Согласно пункту 4 Правил № 354 потребителю может быть предоставлена такая коммунальная услуга, как горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества (при наличии такого оборудования)).
  • Такие коммунальные услуги, как «ГВС тепловая энергия», «тепловая энергия на ГВС» «ГВС подогрев», жилищным законодательством не предусмотрены.
  • В данном случае конечным продуктом, который должен быть доставлен до каждого потребителя (до каждой квартиры), является горячая вода, а не тепловая энергия, являющаяся лишь одним из компонентов для производства конечного продукта. Готовый продукт – коммунальную услугу «горячая вода» в силу особенностей системы горячего водоснабжения жилого дома в рамках рассматриваемого спора РСО поставить не может.
  • УО должна приобретать у РСО тепловую энергию для нагрева воды в теплообменнике для оказания соответствующей коммунальной услуги и заключать с собственниками помещений договор на оказание коммунальной услуги по горячему водоснабжению, самостоятельно приобретать два вида ресурсов.
  • Договоры водоснабжения заключаются в отношении такого потребляемого (невозвратного) ресурса как горячая вода, при одновременном наличии у РСО технической возможности как поставки воды на соответствующие цели, так и поставки тепловой энергии, используемой для нагрева воды. Возможность заключения такого договора обеспечивается установлением ресурсоснабжающей организации двухставочного тарифа.
  • Статья 2 Федерального закона № 190-ФЗ определяет теплоснабжение как обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности. Исходя из изложенного, в отношении спорного МКД, технологически не присоединенного к централизованной системе горячего водоснабжения, но оснащенного оборудованием для нагрева воды путем использования тепла, поставляемого РСО, между истцом и ответчиком должен быть заключен договор на теплоснабжение.
  • Поскольку ресурсоснабжающая организация не является поставщиком горячей воды, то собственниками помещений в доме с нецентрализованным горячим водоснабжением не могут быть заключены прямые договоры на предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению с ресурсоснабжающей организацией.

Это было кратко. Еще подробнее можно почитать в самом Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа.

Позиция Минстроя РФ

Напомним, что Минстрой РФ сначала указывал, что:
«в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению между собственниками помещений в доме и ресурсоснабжающей организацией договор предоставления коммунальной услуги, предусмотренный статьей 157.2 ЖК РФ, заключен быть не может, поскольку в данном случае ресурсоснабжающая организация предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства коммунальной услуги и сама не является производителем такой услуги» (Письмо Минстроя России от 07.05.2018 № 20237-ОГ/04).

Читайте также:  Промывка систем отопления расход

Потом это письмо было отозвано (Письмо Минстроя России от 12.11.2018 № 45276-ОО/04).

Чуть позднее Минстрой РФ высказывался уже следующим образом:

  • ЖК РФ не устанавливает исключений относительно перехода на прямые договоры, в связи с чем переход на прямые договоры в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ по МКД, в которых приготовление горячей воды осуществляется с использованием общедомового имущества возможен (Письмо Минстроя России от 04.02.2019 № 3080-ОО/06).
  • для перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией в МКД, в которых горячая вода приготавливается с помощью оборудования, расположенного в доме и относящегося к общедомовому имуществу, собственники вправе принять решение о заключении с ресурсоснабжающими организациями:
    договора теплоснабжения в целях предоставления им коммунальной услуги по теплоснабжению (для приготовления горячей воды) и
    договора холодного водоснабжения в целях предоставления им коммунальной услуги по холодному водоснабжению (в т.ч. для приготовления горячей воды).
    Такие коммунальные услуги поименованы в пункте 55 Правил № 354 и в соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ (аналогия закона) могут предоставляться потребителям коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией в отсутствии лица, управляющего многоквартирным домом (ст. 164 ЖК РФ), или в период до заключения лицом, управляющим многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией (ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ) (Письмо Минстроя России от 22.01.2019 № 1324-ОО/06).

В примере, с которого начиналась статья, управляющая компания тоже ссылалась на п. 55 Правил №354, но суду такая аналогия не понравилась, и он просто обозначил, что норма касается случаев, когда нагревательное оборудование установлено непосредственно в жилом помещении.

В качестве другого отрицательного примера можно указать Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.09.2019 по делу № А56 – 134319/2018. Там суд отказал товариществу из Ленинградской области в иске о признании заключенным на неопределенный срок договора горячего водоснабжения и отопления между РСО и всеми собственниками МКД.

Второе мнение судов

Другую позицию судов, поддерживающих последнее мнение Минстроя РФ, можно встретить в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 19.11.2019 по делу № А41 – 24467/2019.

Ресурсоснабжающая организация пыталась обязать управляющую организацию из Балашихи заключить договор теплоснабжения до индивидуального теплового пункта многоквартирного дома. Управляющая организация упиралась, так как собственники приняли решение о прямых договорах.

Сначала РСО выиграла 2 инстанции:

  • суд первой инстанции исходил из того, что дом оборудован ИТП, управляется управляющей организацией, которая и является исполнителем коммунальной услуги; заключение договора поставки тепловой энергии с УО на весь многоквартирный дом является для ответчика обязательным.
  • суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ресурсоснабжающая организация может являться исполнителем коммунальной услуги только в случаях: при непосредственном управлении собственниками многоквартирным домом, либо когда в многоквартирном доме не выбран способ управления.

Суд округа отменил эти решения:
«Вывод судов о том, что заключению прямых договоров с собственниками препятствует наличие индивидуального теплового пункта (ИТП), противоречит действующему законодательству.
Жилищный кодекс РФ, в частности пункт 1 части 1 статьи 157.2, не устанавливает исключений относительно перехода на прямые договоры, в связи с чем переход на прямые договоры в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса РФ по многоквартирным домам, в которых приготовление горячей воды осуществляется с использованием общего имущества, возможен»

При новом рассмотрении АС Московской области отказал в иске, перепечатав большую часть постановления суда кассационной инстанции.

Желающим перейти на прямые договоры по горячему водоснабжению, если горячая вода производится с использованием общедомового имущества, стоит учитывать различное отношение судов по этому вопросу; узнавать, какая практика сложилась в их городе: некоторые читатели ЖКХ Ньюс писали, что их РСО вполне спокойно к этому относятся, и до судов дело не доходит.

Статья 13. Договор горячего или холодного водоснабжения

Статья 13 . Договор горячего или холодного водоснабжения

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. По договору горячего или холодного водоснабжения (далее также — договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Читайте также:  Когда проводятся гидравлические испытания системы отопления

2. К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.

3. Договор водоснабжения является публичным договором.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в часть 4 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, вправе отказаться от заключения договора водоснабжения в случае подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе.

5. Существенными условиями договора водоснабжения являются:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в пункт 1 части 5 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) предмет договора, режим подачи воды (гарантированный объем подачи воды (в том числе при холодном водоснабжении на нужды пожаротушения), гарантированный уровень давления воды в системе водоснабжения в месте присоединения), определяемый в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) к системе водоснабжения (водопроводным сетям);

2) сроки осуществления подачи воды;

3) качество воды, в том числе температура подаваемой воды в случае заключения договора горячего водоснабжения;

4) порядок контроля качества воды;

5) условия прекращения или ограничения подачи воды;

6) порядок осуществления учета поданной воды;

7) сроки и порядок оплаты по договору;

8) границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей;

9) права и обязанности сторон по договору;

10) ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору водоснабжения;

11) порядок урегулирования разногласий, возникающих между сторонами по договору;

12) порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета в целях определения объема поданной воды, тепловой энергии (в случае горячего водоснабжения) и определения качества воды;

13) иные условия, установленные правилами горячего водоснабжения, правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

6. Оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона дополнена частью 6.1

6.1. Установленные тарифы в сфере холодного, горячего водоснабжения, используемые для расчета размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению для населения и приравненных к нему категорий потребителей, применяются для расчетов за холодную воду, горячую воду, поставляемую организациям, предоставляющим внаем жилые помещения в наемных домах в соответствии с жилищным законодательством.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона дополнена частью 6.2, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющейся на правоотношения, возникшие ранее

6.2. Абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший горячую, питьевую и (или) техническую воду, обязан уплатить организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона дополнена частью 6.3, вступающей в силу с 1 января 2016 г. и распространяющейся на правоотношения, возникшие ранее

6.3. Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Читайте также:  Хозяйственно бытового водоснабжения это

ГАРАНТ:

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 424 положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 1 января 2021 г.

ГАРАНТ:

Действие части 6.4 статьи 13 (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 273-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона договоров холодного водоснабжения, договоров горячего водоснабжения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров водоотведения

Информация об изменениях:

Часть 6.4 изменена с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 273-ФЗ

6.4. Управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

ГАРАНТ:

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 424 положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 1 января 2021 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона дополнена частью 6.5, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющейся на правоотношения, возникшие ранее

6.5. Собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.

7. Местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.

8. Договоры горячего водоснабжения, договоры холодного водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором горячего водоснабжения и типовым договором холодного водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Оцените статью