Договорные отношения с водоснабжением

Нюансы и правила заключения договора на водоснабжение и водоотведение

Оказание услуг водоснабжения и водоотведения регулируется договором, заключённым между ресурсоснабжающей организацией и потребителем.

В качестве организации, как правило, выступает компания, распределяющая воду по трубопроводам и принимающая стоки в канализацию.

Потребителями являются как жители домов, в том числе многоквартирных, так и организации, подключённые к системе городского водоснабжения.

Что это за документ, когда он составляется?

Заключённый между поставщиком и потребителем, договор описывает правоотношения сторон, гарантирует исполнение обязательств по качественному оказанию услуг со стороны поставщика и соответствующую оплату со стороны потребителя.

Для юридического лица его заключение является обязательным. Физические лица недавно также приобрели возможность заключать договор непосредственно с водоканалом, в обход управляющих компаний, производя оплату напрямую.

Правовая база

Любые договоры в РФ заключаются в соответствии с главой 28 Гражданского кодекса, регламентирующей нормы, особенности, сроки и порядок заключения.

Действия поставщика определяются следующей нормативной базой:

  1. Федеральный закон № 416-ФЗ от 07.12.2011, регулирующий правовые отношения, связанные с водоснабжением и водоотведением.
  2. Постановления Правительства РФ:
    • № 354 от 06.05.2011 – описывает нормы и особенности предоставления коммунальных услуг в многоквартирные и жилые дома;
    • № 644 от 29.07.2013 – регламентирует правила подачи холодной воды и приёма стоков;
    • № 645 от 29.07.2013 – утверждает типовые договоры по холодному водоснабжению и водоотведению.
  3. Если абонентом выступает физическое лицо, то его действия, права и обязанности определяются:
    • Законом РФ «О защите прав потребителей», регулирующим отношения между физическим лицом, приобретающим товар или услугу и поставщиком.
    • Постановлением Правительства РФ № 354, где перечислены права и обязанности потребителя коммунальных услуг.
  4. Если одной из сторон выступает компания с государственным участием, то контракт обязательно заключаются с применением Федеральных законов, регулирующих государственные закупки:
    • № 44-ФЗ от 05.04.2013 – регламентирует правила и особенности проведения закупок, с последующим заключением контрактов для государственных и муниципальных организаций;
    • № 223-ФЗ от 18.07.2011 – определяет порядок проведения закупочных процедур для компаний и организаций с государственным участием с последующим заключением договоров.

В чем разница для соглашения с физическим и юридическим лицом?

В зависимости от конечного потребителя, текст документа сильно различается. Если для поставки услуг юридическому лицу оформление отношений определяется законодательно – существуют типовые договоры, рекомендуемые к использованию, то для физического лица документ разрабатывает поставщик.

Основными отличиями являются:

  1. Различная стоимость — тарифы для компаний отличаются от тарифов на услуги для обычных граждан.
  2. Реквизиты для оплаты. Если для юридического лица обязательно наличие расчётного счета в банке, то для расчётов с физическим лицом достаточно наличие лицевого счета в организации, куда человек перечисляет деньги.
  3. Форма оплаты. У граждан не предусмотрено авансирование услуг в отличие от организаций.

Основные правила составления

Содержание договора подразумевает наличие следующих блоков:

  • преамбула (вводная часть, описывающая стороны, которые заключают договор);
  • предметная часть (описывает суть сделки);
  • способы, порядок обеспечения обязательств;
  • дополнительные условия.

Обязательными являются следующие атрибуты:

  • номер (как правило, присваивает поставщик в соответствии со своей регистрацией);
  • дата;
  • сроки действия, сроки исполнения обязательств;
  • суть договора;
  • подписи, печати (для юридических лиц), подтверждающие заключение договорных отношений.

Содержание документа

Документ начинается с преамбулы, определяющей поставщика и потребителя.

Поставщиком выступает ресурсоснабжающая организация, в лице руководителя или сотрудника, наделённого полномочиями для заключения договора. Указывается документ, подтверждающий полномочия.

Если договор заключается с физическим лицом, потребителем выступает собственник жилого помещения. Тогда в преамбуле перечисляются следующие данные:

  • адрес помещения,
  • ФИО,
  • ИНН,
  • паспортные данные собственника,
  • контакты.

Для юридического лица указывается наименование, а также руководитель или работник организации, наделённый полномочиями.

Предмет

Это обязательный пункт, где подробно описывается услуга, которую оказывает поставщик. В данном разделе определяется, какую воду поставляет организация:

а также регулируется обязанность приёма сточных (канализационных) вод, их транспортировка и очистка.

Срок и режим подачи воды

Это период времени, когда оказывается услуга, а также приводятся объекты для поставки. Оговаривается гарантированный объем, который организация поставит потребителю.

Как правило, особенности подключения и объекты выносятся в приложения. Объем сточных вод равен объёму отпущенной воды.

Расчеты (тарифы, сроки, порядок)

Здесь подробно описывается:

  • стоимость кубометра воды,
  • порядок оплаты,
  • сроки.

Тарифы устанавливаются законодательно и принимаются региональными комитетами по тарифам, поэтому в тексте указывается фиксированная стоимость.

Читайте также:  Расходомер коллектора теплого пола uponor

В данном пункте также оговаривается предельный срок внесения платы, нарушение которого может привести к штрафным и административным санкциям. Для государственных, бюджетных учреждений обязательно упоминается вид денежных средств, за счёт которых будет производиться оплата.

Права и обязанности сторон

Пункт описывает права и обязанности необходимые для исполнения обязательств.

Обязанностями со стороны поставщика являются:

  • выполнение условий подачи воды в необходимом объёме, надлежащего качества;
  • соблюдение режима водоснабжения и водоотведения;
  • предоставление потребителю всей необходимой информации посредством электронных сервисов;
  • информирование о прекращении подачи воды;
  • обязанность отвечать на жалобы;
  • принятие мер по ликвидации аварийных ситуаций или повреждений.

В обязанности потребителя входит:

  • установка водяных счётчиков, обеспечение их сохранности, своевременная поверка, пломбировка;
  • своевременная передача показаний;
  • оплата услуг в соответствии с условиями контракта;
  • предоставление доступа сотрудникам поставляющей организации к коммуникациям и приборам учёта.

Обе стороны вправе требовать соблюдений условий контракта.

Как осуществляется учёт ХВС?

Учёт ХВС ведётся посредством приборов учёта. Счётчик должен быть поверен и опломбирован.

Доступ к водопроводным сетям

Этот параграф обязует абонента предоставить доступ к водопроводным сетям, узлам учёта и местам отбора проб лицам, прописанным в данном пункте. Оговариваются санкции, которые могут применяться при отказе в доступе.

Контроль качества воды (питьевой и сточной)

Этот крупный блок определяет контроль качества воды, как отпускаемой, так и сточной.

Вода, поставляемая с применением централизованного водоснабжения, должна соответствовать определённым стандартам, а проведение проверки регламентируется законодательно, о чем должно быть прописано в данном пункте.

Заказчик может самостоятельно взять пробы поставляемой воды и провести её анализ. В случае несоответствия качественных показателей водоснабжающей организации предъявляются требования для устранения нарушений в срок, зафиксированный в данном параграфе.

Здесь прописывается нормативная база для контроля качества стоков, порядок отбора проб. Должны быть перечислены меры экономического воздействия на заказчика в случае превышения допустимых показателей.

Ответственность сторон

Здесь описываются санкции, применяемые к поставщику и потребителю услуги при нарушении условий договора, фиксируется размер штрафов и пеней за нарушение исполнения обязательств со ссылкой на законодательство. Также могут быть прописаны дополнительные меры или ограничения, на которые достигнута договорённость.

Порядок урегулирования споров

Пункт предусматривает обращение в арбитраж, а также досудебное урегулирование, посредством написания претензий. В параграфе описывается последовательность действий, сроки ответа на претензию.

Краткий перечень иных пунктов, которые могут включаться в договор

Кроме основных пунктов, могут включаться следующие разделы:

  • условия временного прекращения подачи или приёма вод;
  • порядок уведомления поставщика в случае изменения объектов водоснабжения;
  • условия подачи воды в случае подключения заказчика к канализационным сетям, не принадлежащим водоснабжающей организации;
  • обстоятельства непреодолимой силы (влияние форс-мажора на обязательства);
  • другие условия, о которых договорились стороны.

Обязательными заключительными пунктами договора являются:

Алгоритм действий для физических и юридических лиц

Для физического лица:

  1. Установка прибора учёта с последующим вводом в эксплуатацию.
  2. Подача заявления с комплектом документов (копия паспорта, свидетельство о праве собственности).
  3. Подписание обоих экземпляров договора в определённый срок.

Для юридического лица:

  1. Установка водяного счётчика, ввод его в эксплуатацию.
  2. Подача заявления, сопроводив его комплектом документов (со списком документов, необходимых для предоставления в организацию можно ознакомиться на официальном сайте или позвонив по телефону поставщику).
  3. Получение на рассмотрение двух экземпляров типового договора.
  4. Составление протокола разногласий (при необходимости).
  5. Подписание и передача одного экземпляра поставщику.

Заключение

Грамотно составленный договор позволяет обезопасить как поставщика, так и потребителя от финансовых потерь. Типовые договоры на коммунальные услуги, в том числе на водоснабжение утверждены на законодательном уровне, что существенно упрощает процедуру их подписания.

Формирование договорных отношений в сфере водоснабжения и водотведения

В силу технологических особенностей организации обеспечивающие водоснабжение и водоотведение занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории. В условиях отсутствия рыночного предложения по водоснабжению и водоотведению важной задачей становится регулирование взаимоотношений между производителем коммунальных услуг и жилищными предприятиями. Наряду с актами государственных органов и органов местного самоуправления, одним из важнейших оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является на сегодняшний день договор. Настоящая публикация посвящена вопросам формирования договорных отношений в сфере водоснабжения и водоотведения, и роли местных органов самоуправления в регулировании этих отношений.

В настоящее время на государственном уровне созданы необходимые экономические, организационные и юридические предпосылки для регулирования взаимоотношений сторон, возникающих при любой хозяйственной деятельности, на основе договора. С юридической точки зрения «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (Гражданский кодекс ст.420). То есть договорные отношения имеют практический смысл лишь в том случае, если стороны определили свои взаимоотношения и установили для себя определенные права и обязанности. Именно совокупность прав и обязанностей сторон составляет содержание договора, причем, если реализация тех или иных прав зависит только от воли сторон, то нарушение или уклонение от исполнения обязанностей влекут за собой неблагоприятные, в том числе и финансовые последствия для виновной стороны. Поэтому договорная сфера отношений регулируется нормами обязательного права, закрепленными в Гражданском кодексе (далее ГК).

Читайте также:  Газовые котлы отопления с горячим водоснабжением помещения

Монопольное положение организаций обеспечивающих водоснабжение и водоотведение определяет особые взаимоотношения с жилищными предприятиями (службами заказчика), которые строятся на основе договоров регулируемых требованиями статьи 426 Гражданского кодекса «Публичный договор». Особенности публичного договора заключается в следующем:

  • организация обеспечивающая водоснабжение и водоотведение по характеру своей деятельности обязана оказывать услуги (поставить товар) каждому, кто к ней обратится, и не вправе оказать предпочтение одному лицу перед другим при решении вопроса о заключении публичного договора, если не докажет, что не имела возможности предоставить потребителю услуги (товар) соответствующего объема и качества;
  • потребители гарантированы от дискриминации со стороны организации занимающей доминирующее положение на рынке. Все условия публичного договора, включая цены (тарифы) на предоставляемые услуги (товары), устанавливаются едиными для всех потребителей, за исключением случаев предусмотренных нормативными, правовыми актами, таких как, предоставление льгот по стоимости услуг (товара) для отдельных категорий потребителей (например, льготы инвалидам по оплате услуг водоснабжения и водоотведения);
  • в случае необоснованного отказа водоснабжающей организации от заключения публичного договора, жилищное предприятие (служба заказчика) вправе подать иск в арбитражный суд о понуждении данной организации заключить такой договор и возместить убытки, причиненные необоснованным уклонением от заключения договора.

В отдельных случаях предусмотренных законом Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.д.) (Гражданский кодекс ст. 426 п.4.). Такими правилами обязательными для сторон публичного договора по водоснабжению и водоотведению являются «Правила предоставления коммунальных услуг», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г №1099 (именуемые в дальнейшем «Правила»).

«Правила» определяют порядок предоставления и оплаты услуг, права и обязанности потребителей, права, обязанности и ответственность исполнителей. В соответствии с «Правилами», предоставление коммунальных услуг осуществляется на договорной основе. В договорах регламентирующих взаимоотношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг в обязательном порядке должны быть отражены следующие положения:

«Правила» определяют условия предоставления коммунальных услуг конечному потребителю — гражданину, и гарантируют его права на определенный объем услуг установленного качества за определенную цену. У гражданина есть право на уменьшение платы при недополучении услуги или снижении ее качества, независимо от того кто именно обеспечивает эту услугу. В том случае, когда за обеспечение населения коммунальными услугами отвечает не ресурсоснабжающая организация (жилищное предприятие, служба заказчика, др.) между организацией обеспечивающей поставку услуги населению и ресурсоснабжающей организацией должен быть заключен договор позволяющий переадресовать ответственность по объему и качеству услуг и санкции за нарушение обязательств предоставление услуг населению на ресурсоснабжающую организацию.

В отношениях с жилищными предприятиями (службами заказчика) организации водопроводно-канализационного хозяйства (далее — организации ВКХ) руководствуются нормативным актом «Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» утвержденными Приказом Минстроя России от 11 августа 1995 г. № 17-94. Следует отметить, что Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации по отдельным положениям противоречат «Правилам». Например, в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации не предусмотрена обязанность организации ВКХ обеспечивать определенное ГОСТом качество подаваемой потребителям питьевой воды и не предусмотрена неустойка за снижение качества воды или перерывы в водоснабжении по вине организации ВКХ; не определены права пользователей (абонентов); предусмотрено право организации ВКХ прекращать отпуск питьевой воды и прием сточных вод при неоплате платежных документов по истечении десяти дней, хотя «Правилами» предоставления коммунальных услуг для граждан установлен срок в три месяца и т.д. Таким образом, если жилищное предприятие (служба заказчика) в своих договорах с организацией ВКХ не предусмотрит положения, позволяющие ему «переадресовать» указанным организациям ответственность за объемы и качество поставляемой воды и водоотведение, в пределах эксплуатационной ответственности организаций ВКХ, то именно жилищное предприятие (служба заказчика) будет нести ответственность за нарушение прав потребителей (включая снижение платы и выплату неустойки), являющихся следствием нарушений со стороны ресурсоснабжающей организации.

В основу договорных отношений между жилищными предприятиями (службами заказчика) и организациями ВКХ положено разграничение прав собственности и хозяйствования с соответствующим разделением прав и ответственности сторон. В управлении жилищных предприятий (служб заказчика) находятся внутридомовые и внутридворовые сети, оборудование, устройства водоснабжения и канализации, служащие для обеспечения дома коммунальными услугами. В управлении организации ВКХ находятся водозаборные, очистные сооружения, магистральные и разводящие сети.

Предметом договора в договорах водоснабжения и водоотведения является подача питьевой воды до границы эксплуатационной ответственности на сетях водоснабжения и отвод сточных вод от границы эксплуатационной ответственности на сетях канализации. Из предмета договора следует, что в стоимость услуг не входит перемещение воды и сточных вод по внутридворовым и внутридомовым сетям, а также содержание этих сетей, за это отвечает жилищное предприятие (служба заказчика). Поэтому, если в тарифы на водоснабжение и водоотведение для населения заложены затраты на содержание внутридворовых и внутридомовых сетей и перемещение по ним подаваемой и отводимой воды (как это принято в настоящее время), у жилищного предприятия (службы заказчика) появляется основание для требования возмещения (компенсации) ему соответствующих затрат.

Читайте также:  Насос для отопления обратная подача

Вопрос формирования и утверждения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №707 от 18 июня 1996 г. поручен органам местного самоуправления. Если вопрос возмещения затрат на содержание, обслуживание и ремонт водопроводных и канализационных сетей находящихся в управлении жилищного предприятия (службы заказчика) не решен органом местного самоуправления целесообразно в договор на водоснабжение и водоотведение включать пункт об уменьшении тарифов на водоснабжение и водоотведение, связанным со стоимостью работ по обслуживанию внутридворовых и внутридомовых сетей, сооружений и устройств.

Для расчета ориентировочной потребности воды и объема услуг по водоотведению жилищному предприятию (службе заказчика) целесообразно использовать табличный метод расчета представленный в приложении 1. Водопотребление жильцов рассчитывается на основе утвержденного органом местного самоуправления норматива водопотребления для населения. Расчет требуемого количества воды на содержание общедолевой собственности (влажная уборка лестничных клеток, помещения офиса, полив территории и зеленых насаждений и т.д.) производится по эксплуатационным нормам водопотребления и включается в заявляемую в договоре величину расхода воды. Например, суточная норма расхода воды на полив вручную из шлангов) тротуаров составляет 0,4-0,5 л/м, полив зеленых насаждений газонов и клумб — 3-4 м 3 /год. Объемы водоотведения рассчитываются из разницы нормативов водопотребления и водоотведения, установленной нормативными актами органов местного самоуправления.

В заявляемую при подписании договора величину требуемого объема водоснабжения и водоотведения включаются заявки пользователей нежилыми помещениями (субабонентов), за обеспечение которых коммунальными услугами отвечает жилищное предприятие (служба заказчика), как основной абонент систем коммунального водоснабжения и канализации.

«Правилами» определено, что при отклонении качества услуг от установленного договором оплата потребителем соответственно уменьшается (п.2.7 «Правил»). Перечень качественных показателей их величин, а также величины уменьшения и порядок оформления отклонения устанавливаются соответствующими ведомствами, осуществляющими контроль за безопасностью для потребителя услуг, их территориальными органами совместно с органами местного самоуправления. В Приложении к «Правилам» приведены рекомендуемые показатели качества услуг условия снижения оплаты при снижении качества коммунальных услуг. «Правилами» также установлено, что за нарушение установленных договором сроков устранения недостатков в качестве предоставляемых услуг или превышение допустимых перерывов в предоставлении услуг исполнитель обязан уплатить потребителю неустойку в размере трех процентов за каждый день просрочки, если срок или перерыв определен в днях, и один процент за каждый час просрочки, если срок или перерыв определен в часах (п.6.4 «Правил»). Режим поставки, допустимые перерывы в подаче воды устанавливаются Постановлением главы администрации города на основании технических возможностей центральных систем водоснабжения и канализации.

В договоре на водоснабжение и водоотведение следует установить показатели качества водоснабжения и водоотведения и их допустимое отклонение за расчетный период, размер уменьшения размера платы и предъявления штрафных санкций организации ВКХ за «выход» за допустимые пределы снижения качества услуг.

«Правила» определили перечень случаев, при которых возможно прекращение отпуска питьевой воды потребителям. Нормы законодательства допускают расширение этого перечня, включением соответствующих положений в договор на водоснабжение и водоотведение. На практике организации ВКХ, используя свое монопольное положение на рынке услуг, включают в договоры положения значительно расширяющие права по прекращению подачи воды. Избежать диктата со стороны организаций ВКХ можно ограничив перечень случаев прекращения водоснабжения и водоотведения, включаемых в договор, случаями предусмотренными «Правилами» и нормативными актами органов местного самоуправления. Включение в договор других положений, дающих право организации ВКХ на прекращение отпуска воды и прием сточных вод, должно обосновываться предприятием ВКХ и согласовываться с жилищным предприятием (службой заказчика).

В договора часто включают положение о том, что организация ВКХ не несет ответственности за причиненный жилищному предприятию (службе заказчика) ущерб в связи с прекращением энергоснабжения, что не бесспорно. Энергоснабжение организации ВКХ осуществляется на основе договора с энергоснабжающей организацией, в котором должна быть предусмотрена ответственность за прекращение энергоснабжения и размер неустойки, за счет которой должна выплачиваться неустойка потребителям услуг по водоснабжению и водоотведению, поэтому прекращение энергоснабжения не может освобождать организацию ВКХ от обязательств перед жилищными предприятиями (службами заказчика).

Особенно сложным вопросом, касающимся качества услуг по водоснабжению, является вопрос о составе и свойствах питьевой воды. Нормативные документы Госкомсанэпидемнадзора включают большой перечень показателей качества питьевой воды и требований к ним. На практике предприятия ВКХ контролируют ограниченное количество параметров и реальные показатели состава и свойств могут существенно колебаться в зависимости от географического расположения муниципального образования, сезонных условий работы предприятий и др. Нормы действующего законодательства предоставляют органам местного самоуправления право устанавливать нормативы состава и свойств питьевой воды. Основываясь на местных особенностях местные органы самоуправления утверждают нормативы состава воды и возможные отклонения от установленных нормативов

Оцените статью