Доля услуг водоснабжения водоотведения

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению.

1. Обеспечение населения чистой питьевой водой является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития России.
Достижение указанной цели связано, в том числе, с развитием жилищно-коммунального комплекса, ориентированнии на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, включая развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Актуальность вопросов антимонопольного регулирования в указанной сфере определена спецификой рынка услуг по водоснабжению и водоотведению, состоящей в естественно монопольном положении поставщиков услуг.
2. Управлением был проведен анализ рынка услуг по водоснабжению и водоотведению за 2009 – 2010 гг.
3. В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка определены услуга водоснабжения и услуга водоотведения.
Основной характеристикой воды является ее качество. Так, к питьевой воде предъявляются требования СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Для доведения качества воды до требуемых норм используют водоподготовку.
По собираемым стокам канализация подразделяется на:
— хозяйственно-бытовую канализацию;
— дождевую канализацию;
— производственную канализацию.
Водоснабжение и водоотведение представляют собой технологически не связанные процессы, осуществляемые с использованием различных инженерных систем. При этом услуга водоснабжения может оказываться без одновременного оказания услуги водоотведения. Изложенное позволяет отнести услуги водоснабжения и водоотведения к разным товарным рынкам.
4. Для рассматриваемого рынка характерно оказание услуг организациями водопроводно-канализационного хозяйства потребителям в пределах расположения сетей водоснабжения и водоотведения. Конечный потребитель приобретает и потребляет услугу только от того поставщика услуг, к сетям инженерно-технического обеспечения которого он присоединен. Присоединение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и требует значительных расходов.
Таким образом, географическими границами рынка являются границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги водоснабжения и водоотведения.
5. Всего проанализирована деятельность около 700 хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению в городах с населением более 100 тыс. человек на территории 81 субъекта Российской Федерации в 2009, 2010 годах. Большинство субъектов одновременно осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению.
6. На исследуемом товарном рынке можно выделить следующие группы покупателей:
1. население и организации, потребляющее услуги водоснабжения и водоотведения для коммунально-бытовых нужд;
2. организации, использующие услуги водоснабжения и водоотведения для производственных нужд.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоснабжению, включаются организации, осуществляющие поставку воды.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоотведению, включаются организации, осуществляющие отведение сточных вод потребителей на очистные сооружения.
Деятельность по водоснабжению и водоотведению в исследуемом периоде осуществляли организации различных форм собственности: 58% организаций находится в частной собственности, 36% — в государственной и муниципальной собственности, 6% организаций относятся к смешанной форме собственности.
Около 55% имущественных объектов, с использованием которых оказываются услуги водоснабжения и водоотведения, находятся в частной собственности.
Кроме того, на территории Российской Федерации осуществляют деятельность несколько крупных частных операторов в сфере водоснабжения и водоотведения, предоставляющие услуги в нескольких субъектах Российской Федерации.
7. Анализируемые рынки услуг водоснабжения и водоотведения в установленных географических границах относятся к высококонцентрированным рынкам с неразвитой конкуренцией.
8. Каждый из хозяйствующих субъектов в локальных границах территорий расположения инфраструктуры занимает доминирующее положение с долей равной 100%.
Как правило, на рынке действует хозяйствующий субъект, оказывающий услуги с использованием централизованной системы потребителям, составляющим 80% – 90% от общего числа потребителей в муниципальном образовании. Остальные участники рынка являются, как правило, промышленными предприятиями, к сетям которых присоединены потребители, находящиеся вблизи предприятия.
9. Барьерами входа на рынки услуг по водоснабжению и водоотведению являются:
-владение объектами водоснабжения и водоотведения на любом законном основании. Строительство либо приобретение существующих имущественных объектов в собственность требует значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, что является экономическим ограничением и затрудняет хозяйствующим субъектам вход на исследуемый товарный рынок.
Возможность эксплуатации имущественных объектов теплоснабжения на основании договоров аренды, концессии, доверительного управления делает данный барьер входа на товарный рынок преодолимым.
При этом объекты водоснабжения и водоотведения характеризуются высокой степенью износа, требуют крупных инвестиций.
— государственное регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе ежегодное установление тарифа.
Снижение влияния данного барьера возможно за счет установления долгосрочных тарифов. Проектом закона о водоснабжении и канализовании предусмотрены долгосрочные методы регулирования тарифов в указанной сфере.
— необходимость получения разрешений на пользование подземными водными объектами.
Осуществление деятельности по водоснабжению и водоотведению предполагает использование водных объектов. В соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
— преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка.
Предусмотренная законодательством Российской Федерации процедура получения права пользования водными объектами не позволяет получить право пользования водными объектами в случае, если заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает необходимыми техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, в том числе сведения о наличии на законном основании имущества, необходимого для оказания услуг.
Указанное положение не позволяет арендатору (концессионеру) выполнять обязанности по договору аренды (концессионному соглашению) в части осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению с использованием (эксплуатацией) объекта аренды (концессионного соглашения) до получения указанного разрешения, что может привести к расторжению договора аренды (концессионного соглашения).
10. В рамках третьего антимонопольного пакета ФАС России разработаны и внесены поправки в Закон о естественных монополиях в части включения в перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий услуг водоснабжения и водоотведения.
07.12.2011 принят Федеральный закон № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», который устанавливает правовые основы отношений, возникающих при водоснабжении и (или) оказании услуг канализования с использованием централизованных и децентрализованных систем водоснабжения и канализования, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере водоснабжения и канализования, права и обязанности организаций водопроводно-канализационного хозяйства и их абонентов. Указанный законопроект предусматривает, в том числе:
— определение гарантирующей организации;
— долгосрочное тарифное регулирование сферы ВКХ;
— введение механизма регуляторного договора, закрепляющего финансовую ответственность органов власти за необоснованное изменение ранее принятых решений об установлении тарифов;
— упрощение процедуры регистрации имущества организаций ВКХ;
— установление требований к «промышленным загрязнителям» по очищению сточных вод до установленного уровня;
— основания для ограничения прав владения и пользования, хозяйственного ведения и оперативного управления объектами централизованной системы водоснабжения и (или) канализования, в том числе при ненадлежащем исполнении организацией ВКХ своих обязательств;
— запрет на приватизацию объектов водопроводно-канализационного хозяйства.

Читайте также:  Отопление жилого помещения правила предоставления коммунальных услуг

1. Состояние отрасли водоснабжения и водоотведения

Острой проблемой коммунальной отрасли, как для производителей, так и для потребителей, остается низкое качество услуг, обусловленное старением инфраструктуры.

Вследствие значительного износа основных фондов потери воды составляют в среднем по России 23% в год, а в некоторых городах достигают 40%; аварийность достигает 5-6 аварий в год на 1 км сетей.

Износ сетей и сооружений водно-канализационного хозяйства составляет 60-70%, а в отдельных регионах — более 80% (по данным Минрегионразвития).

Количество нуждающихся в замене сетей составляет для водоснабжения 42%, для канализации 35% от общего протяжения и растет опережающими темпами по сравнению с увеличением протяженности сетей2.

Рис.1. Количество водопроводных и канализационных сетей, нуждающихся в замене

Ежегодно заменяется менее 1,5% водопроводных и 0,5% канализационных сетей.

Общий объем средств, необходимый для модернизации всей системы ВКХ России, составляет 15 трлн. рублей до 2020 г, в то время как ежегодно вкладывается менее 1,5% от этой суммы — 15 млрд. рублей в год (по оценке Минрегионразвития).

2. Участники и объем рынка водоснабжения и водоотведения

На территории России действуют более 4000 организаций, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения. Большинство из них являются муниципальными унитарными предприятиями — 84%. Среди частных компаний 62% приходится на долю трех федеральных операторов: Группу компаний «Росводоканал» (РВК), Группу компаний «Российские коммунальные системы» (РКС), ОАО «Евразийский» (Евразийское водное партнерство — ЕВП). Структура рынка приведена на рис.2.

Структура управления водоканалов России Структура рынка частных операторов по охвату населения

Рис.2. Структура рынка управления водоканалами

Характеристики и стратегии развития частных операторов приведены в Таблицах 1, 2.

Таблица 1. Характеристики частных федеральных операторов рынка ЖКУ по итогам 2008 года (на 01.01.2009)

ОАО «Российские коммунальные системы» ОАО «Росводоканал» ОАО «Евразийский»
Год образования весна 2003 г. 2003 г. Правопреемник треста «Росводоканалналадка» (образ. в 1949 г.) 1994 г.
Собственники 100% акций — «КЭС-Холдинг» (ГК «Ренова) «Альфа Групп» (90%),
Deutsche Bank (10%)
«Внешэкономбанк»
Регионы присутствия 9 регионов, 150 муниципальных образований: в Алтайском и Пермском краях, Амурской, Брянской, Владимирской, Кировской, Тамбовской, Тверской областях, Республике Карелия
7 городов: Благовещенск, Петрозаводск, Тамбов, Киров, Пермь, Березники, Краснокамск — ВиК
8 регионов: Барнаул, Калуга и Калужская область, Краснодар и Краснодарский край, Омск, Оренбург, Тверь, Тюмень, Луганская область Украины
7 городов России: Барнаул, Калуга, Краснодар, Омск, Оренбург, Тверь, Тюмень
2 региона — Ростов-на-Дону и юго-запад Ростовской области, Сочи и города Азово-Черноморского побережья (6 городов и 140 поселков, в т.ч. г.Аксай, г.Батайск)
Виды деятельности теплоснабжение — 47%,
электроснабжение — 33%
водоснабжение и водоотведение3 — 20%
инжиниринговые услуги,
технологический и энергетический аудит и консалтинг
водоснабжение и водоотведение водоснабжение и водоотведение
энергоснабжение
страхование, инвестпланирование
Выручка 23,696 млрд. руб. совокупно около 4,25 млрд. руб. по ВиК 10,751 млрд. руб. без НДС 9,9 млрд.руб.
Чистая прибыль 319 млн. руб. 497 млн. руб. Н.д.
Численность обслуживаемого населения около 4,5 млн.чел., более 2,8 млн. физ.лиц напрямую, 37 тыс. договоров с юр. лицами более 2 млн. потребителей по ВиК 6,1 млн. чел., в России 4,6 млн. чел. около 33 тыс. бюджетных и коммерческих организаций Более 3 млн. чел.
Объем реализуемых инвестпрограмм 4,5 млрд.руб. за 2003-2008 гг. 23,8 млрд.руб. Более 40 млрд.руб. + программа «Чистый Дон»
Общий объем производства воды водоснабжение — 361 млн.куб.м; водоотведение — 351 млн.куб.м 846 млн.куб.м водоснабжение — 120 млн.куб.м; водоотведение — 88 млн.куб.м
Читайте также:  Газовые котлы отопления теплоросс

Таблица 2. Стратегия развития федеральных операторов в ЖКХ

Показатель РКС к 2014 г. Росводоканал к 2012 г. Еврайзийский к 2020 г.
Количество городов/регионов присутствия расширение присутствия в регионах до 15-20 (города более 1 млн.чел. и от 200 тыс.чел.), присоединение новых МО 10-15 — города-миллионники (в РФ — 12, в странах СНГ — 9) и города с населением от 500 до 1000 тыс.чел. 7-10 долгосрочных контрактов в городах РФ, Казахстан и Украина
Численность обслуживаемого населения 12-13 млн.человек 10-15 млн.чел. в России и странах ближнего зарубежья более 7 млн.чел.
Годовой оборот до 95 млрд.руб. свыше 24 млрд.руб. 1220 млн. куб.м 400 млн.долларов
Инвестиции до 25 млрд.руб. на 2009-2014 гг. свыше 39,9 млрд.руб. + инжиниринг в ВКХ около 40 млрд.руб. на 2007-2026 гг.

В основе реализуемых бизнес-проектов федеральными частными операторами лежит принцип государственно-частного партнерства.

Деятельность иностранных операторов на рынке ВиВ в России носит ограниченный характер, но имеет тенденцию к росту.

Выручка организаций, предоставляющих услуги ВиВ, составляет в совокупности по водоснабжению 127,1 млрд.руб. и по водоотведению, 98,2 млрд.руб., имея неравномерное распределение по федеральным округам (см. Рис.3).

Рис.3. Выручка организаций, предоставляющих услуги водоснабжения и водоотведения, по федеральным округам (млрд.руб.)

3. Характеристики водоканалов крупных городов

Наиболее крупными игроками рынка, помимо упомянутых федеральных операторов, являются водоканалы крупных городов. Показатели их деятельности приводятся в Таблице 3.

Таблица 3. Показатели деятельности водоканалов крупных городов России

Наименование организации Город Население города, чел. Выручка, тыс.руб. Объем реализации по водоснабжению, тыс.куб.м Протяженность сетей водоснабжения, км Объем реализации по водоотведению, тыс.куб.м Протяженность сетей водоотведения, км Тариф Водоснабжение, руб. за 1 куб.м Тариф Водоотведение, руб. за 1 куб.м Численность персонала общая, чел.
МГУП «Мосводоканал» Москва 10 126 424 27 663 000 1 537 000 11 000,0 1 523 000 11 000,0 10,00 9,05 3 150
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Санкт-Петербург 4 661 219 16 720 000 703 500 6 391,2 794 900 7 936,4 7,58 7,58 7 882
ОАО «Нижегородский водоканал» Нижний Новгород 1 311 252 2 356 200 166 400 1 854,9 217 600 1 392,6 15,88 6,94 3 300
ООО «Омскводоканал» Омск 1 134 016 2 579 687 292 000 1 629,6 146 000 1 126,0 8,36 6,67 2 000
ООО «ПО Водоканал г.Ростова-на-Дону» Ростов-на-Дону 1 068 267 2 267 097 198 560 2 417,0 88 000 1 189,0 8,20 5,47 2 131
МУП «Уфаводоканал» Уфа 1 042 437 1 377 500 117 926 1 614,4 107 663 903,3 9,83 7,48 3 555
«НОВОГОР-Прикамье» (Пермский филиал) Пермь 1 001 653 1 880 000 98 563 1 160,0 116 207 1 087,0 12,57 8,03 2 875
Росводоканал 4 612 000 10 751 000 764 290 15 122,7 764 290 7 449,7 15 000
РКС водоканалы 2 473 270 4 250 103 360 985 4 200 351 495 3 200 10 602

Объем поставленной и отведенной воды на 1 жителя в столичных водоканалах примерно одинаков и составляет 150 куб.м в год.

Показатели выручки на 1 потребителя у крупнейших водоканалов находятся в диапазоне 2-3 тыс.руб. в год, большие значения имеют в двух столицах. Выручка на 1 работающего также выше в столичных водоканалах, что объясняется использованием современных систем АСУТП, эффективного оборудования и методов управления.

Масштаб деятельности крупнейших водоканалов и федеральных частных операторов ВиВ наглядно представлен на рис.4.

Рис.4. Выручка крупных водоканалов и федеральных операторов (размер круга пропорционален выручке в млн.руб.)

Сетевым игрокам принадлежит не более 10% рынка. Водоканалы двух столиц занимают немногим более 20% рынка: 7% Водоканал Санкт-Петербурга, 14% Мосводоканал.

Даже совокупные показатели деятельности двух крупнейших частных российских операторов РКС и РВК уступают показателям двух столичных водоканалов, что свидетельствует о малой концентрации рынка услуг ВиК.

4. Структура потребления и стоимость услуг водоснабжения и водоотведения

Основным потребителем услуг ВиВ является население, на которое приходится 65-80% объема производства (в зависимости от предприятия).

Читайте также:  Экран радиатора отопления спортзал

Рис.5. Структура потребления услуг водоснабжения и водоотведения

Отпуск воды населению снижается вследствие расширения распространения приборного учета и наметившейся тенденции к экономии ресурсов пользователями из-за значительного повышения стоимости ЖКУ за 2002-2008 гг., а также за счет увеличения числа индивидуальных источников водоснабжения.

Рис.6. Объем отпуска и пропуска воды для населения

Несмотря на рост доли охвата населения приборами учета (составляет по итогам 2008 г. в отпуске холодной воды — 72,1%) основным расчетным показателем между управляющими организациями и ресурсоснабжающими предприятиями все еще остаются нормативы потребления, что является резервом экономии ресурсов и, следовательно, снижения потребления4.

Рис.7. Доля объема отпуска воды, счета за который выставлены по показаниям приборов учета, %

В ходе реформирования отрасли ЖКХ структура и объем финансирования отрасли принципиально изменились, большая часть нагрузки по государственной поддержке ЖКХ перенесена на региональные и местные бюджеты.

В условиях снижения государственной поддержки отрасли, постепенной ликвидации перекрестного субсидирования, перехода к полному возмещению населением стоимости жилищно-коммунальных услуг рост тарифов на ЖКУ опережал темпы инфляции (в 2003-2005 гг. на 20-25%, в 2006 г на 10%, в 2007-2008 гг. на 3%).

Рис.8. Индексы тарифов на коммунальные услуги

Рис.9. Стоимость коммунальных услуг

За 2002-2008 гг. уровень возмещения населением стоимости услуг водоснабжения и водоотведения, покрываемых тарифом, вырос до 91-93%, возмещения стоимости коммунальных услуг — до 89% в среднем по России. В 2008 году наибольший показатель возмещения в Южном федеральном округе — 95%, наименьший 71% — в Дальневосточном, в Москве — 86%.

Несмотря на увеличение стоимости ЖКУ, выросла собираемость платежей с населения на 5% за период 2002-2008 гг. за счет передачи функций по сбору платежей специализированным агентам — расчетнокассовым центрам, услуги которых оплачиваются пропорционально собранным платежам.

Нагрузка на потребительскую корзину населения от оплаты услуг водоснабжения и канализации незначительно снизилась вследствие опережающего повышения доходов населения и составляет 3,2%. Темп ее снижения ниже, чем у ЖКУ в совокупности за счет более быстрого роста тарифа и уровня возмещения на воду.

Рис.10. Удельный вес расходов на оплату коммунальных услуг в потребительских расходах, %

Резкий рост тарифов на ЖКУ за 2002-2008 гг., а следовательно, и объема платежей населения, обеспечил приток дополнительных доходов в ЖКХ в объеме примерно в 250 млрд.руб. Несмотря на это, накопившееся бюджетное недофинансирование отрасли привело к моральному и физическому старению и аварийности объектов и систем водоснабжения и водоотведения. Как следствие, ухудшилось качество предоставляемых водоканалами услуг: качества воды, стабильности снабжения.

На фоне быстрого роста цен на топливо, электроэнергию, оборудование, собственные средства предприятий ЖКХ не компенсируют возросшие потребности в финансировании инвестиций в реконструкцию и обновление основных фондов. Предприятия вынуждены проводить сбалансированную по источникам финансирования политику развития, включая бюджетную поддержку и внебюджетные инвестиции.

5. Основные тенденции развития отрасли водоснабжения и водоотведения

Государственная политика реформирования и экономическая ситуация определяют ключевые факторы, влияющие на развитие отрасли в 2010-2015 гг.:

  • Сохранение государственного регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение для населения, установление предельных индексов тарифов.
  • Сохранение темпов роста тарифов, превышающих инфляцию, для перехода к полному возмещению населением затрат по экономически обоснован-ным тарифам при одновременной социальной поддержке малоимущих граждан.
  • Снижение потребления населением вследствие экономии ресурсов, перехода от оплаты коммунальных услуг «по нормативу» к оплате «по факту» на основании показаний приборов учета.
  • Снижение собираемости платежей с населения вследствие снижения доходов, обусловленного нестабильной экономической ситуацией.
  • Введение двухставочных тарифов на воду за мощность и объем, переход на долгосрочные тарифы (на 3-5 лет).
  • Введение тарифов, рассчитываемых по методу доходности инвестированного капитала, гарантирующих получение прибыли инвестором.
  • Уменьшение бюджетного финансирования наряду с наращиванием инвестиций частных операторов в долгосрочные проекты строительства и модернизации инфраструктуры.
  • Введение требований по энергосбережению и повышению энергетической и экологической эффективности в теплоснабжении и системе коммунальной инфраструктуры, принципов технического регулирования отрасли.

На основании перечисленных факторов, влияющих на развитие отрасли, можно предположить, что рынок коммунальных услуг будет иметь стабильную положительную динамику в среднесрочной перспективе.

Развитие рынку обеспечит рост тарифов на услуги ЖКХ и привлечение частных операторов и инвестиций в отрасль, несмотря на прогнозируемый рост дебиторской задолженности и незначительное сокращение выручки вследствие снижения потребления и собираемости платежей.

Потенциальная инвестиционная привлекательность рынка коммунальных услуг базируется на практически гарантированном сбыте услуг и возможности значительного сокращения издержек.

1 Ст. 3 и 3.1. Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

2 Платное обслуживание населения в России, 2008 г. Статистический сборник, Росстат.

3 Водоснабжение и водоотведение — подъем, очистка, транспорт и сбыт воды, прием и очистка стоков.

Оцените статью