Дома с итп особенности учета отопления

Особенности учета тепловой энергии систем теплоснабжения с использованием ИТП

А.А. Ионов, консультант по вопросам ЖКХ, ИП «Ионов А.А.», Москва

На сегодняшний день оптимальным решением, позволяющим осуществлять эффективное снабжение тепловой энергией и горячей водой зданий и сооружений, являются системы теплоснабжения с использованием индивидуальных тепловых пунктов (ИТП). Эффективность достигается за счет использования двухтрубной системы подвода к зданиям теплоносителя и производства услуги горячего водоснабжения и отопления с помощью автоматизированного теплового пункта в соответствии с заданными параметрами, в зависимости от температуры окружающего воздуха и подаваемой холодной воды.

К сожалению, практика производства услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения с ИТП показывает наличие проблем в учете тепловой энергии, поставленной тепловой компанией в многоквартирный дом и выставленной управляющими компаниями жителям многоквартирного дома. Так, в результате неправильного учета, убытки тепловой компании, обслуживающей город с населением 180 тыс. человек, составил около 300 млн руб. за 2 года.

На наш взгляд, суть проблемы состоит в вопросе отнесения или неотнесения ИТП к общедомовому имуществу многоквартирного дома.

ИТП возникает в многоквартирном доме в процессе строительства или модернизации. Как правило, при новом строительстве ИТП ставится на балансовый учет застройщика, потом передается в аренду тепловой компании, а при модернизации — ИТП ставится на балансовый учет в тепловой компании.

Управляющие компании, исходя из того, что ИТП находится в собственности или аренде у тепловой компании, считают, что тепловая компания является производителем услуги ГВС. При этом, объем поставленной в многоквартирный дом услуги ГВС учитывает в кубических метрах по прибору учета 2-го контура ИТП. Количество тепловой энергии, необходимой для производства кубического метра ГВС, регламентируется нормативами, установленными органом регулирования, которые, как правило, ниже реальных затрат тепловой энергии, необходимой для производства услуги ГВС. Игнорируя показания прибора учета, установленного на 1-ом контуре ИТП, учитывающего реально поставленный объем тепловой энергии, управляющие копании рассчитывают и выставляют жителям дома счета за тепловую энергию в ГВС в соответствии с данными прибора учета ГВС и нормативом. В результате поставленная тепловая энергия учитывается не в полном объеме, а тепловая компания терпит убытки.

Если предположить, что ИТП является общедомовым имуществом многоквартирного дома, то, в этом случае, граница балансового разграничения тепловой сети проходит до ИТП. Соответственно, система ГВС децентрализованная, услугой тепловой компании является тепловая энергия для ГВС, а ее учет осуществляется прибором учета тепловой энергии 1-го контура. Результат — услуги тепловой компании учитываются полностью.

Скептики утверждали о невозможности включения ИТП в состав общедомового имущества, приводя следующую аргументацию: невозможно собрать общее собрание собственников помещений многоквартирного дома и провести решение о включении ИТП в состав общедомового имущества; вторая причина — ИТП находится на балансовом учете тепловой компании или органа МСУ.

Являясь консультантом ЗАО «Мытищинская теплосеть», мы обратились в арбитражный суд, исходя из предположения о безусловном отнесении ИТП к общедомовому имуществу вне зависимости от его балансовой принадлежности, решения или отсутствия решения общего собрания собственников дома. Основываясь на положениях жилищного законодательства, нам удалось выиграть дело в арбитражном суде Московской области по определению задолженности управляющей компании перед тепловой компанией за потребленную тепловую энергию, объем которой определен по показаниям прибора учета 1-го контура ИТП (дело № А41-54234/12).

Опираясь на решение арбитражного суда, можно поставить точку в вопросе отнесения ИТП к общедомовому имуществу, сформулировав ответ в утвердительной форме: ИТП относится к общедомовому имуществу независимо от наличия решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома, и независимо от его балансовой принадлежности.

Читайте также:  Выбираем циркуляционный насос для системы отопления

Следствием этого является:

1. Система ГВС дома с ИТП является децентрализованной, услуга ГВС производится в многоквартирном доме.

2. Услугой тепловой компании является тепловая энергия для нужд отопления и производства услуги ГВС.

3. Учет поставленной в многоквартирный дом тепловой энергии осуществляется по прибору учета тепловой энергии, установленного на входе в ИТП.

Признание индивидуального теплового пункта в качестве общего имущества многоквартирного дома на основании законодательства вносит ясность и однозначность в вопросе учета поставленной в многоквартирный дом тепловой энергии.

Надеюсь, что наш опыт позволит избежать тепловым компаниям ошибок в учете и убытков в результате неправильного учета услуг, потребленных многоквартирным домом.

Выдержка из решения Арбитражного суда Московской области по Делу № А41-54234/12

В качестве доказательства того, что индивидуальный тепловой пункт и соответствующее помещение не относятся к общему имуществу многоквартирного дома, а принадлежат на праве собственности городскому поселению Мытищи ТСЖ ВСК «Магнолия» представило письмо от 06.02.2013 г. № 330/исх. Управления земельно-имущественных отношений администрации городского поселения Мытищи, согласно которому помещение и оборудование ИТП дома значатся в Реестре муниципального имущества городского поселения Мытищи и находится в аренде у ОАО «Мытищинская теплосеть».

Однако, как указано в абз. 4 пункта 36 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее — Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22) факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.

В ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Конкретный состав общего имущества определен в постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

В пп. «ж», п. 2 данных Правил указано, что в состав общего имущества включаются, в частности, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома.

Из п. 2, 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» вытекает, что при рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование, . механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. При этом право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — реестр).

Суд также учитывает, что практика применения указанных выше норм об общем имуществе многоквартирного дома установлена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.01.2013 г. № 10545/12. Данное постановление размещено на сайте ВАС РФ

Читайте также:  Монтажник систем отопления водоснабжения канализации

05.04.2013 г. При этом в абз. 2 п. 61.9 Регламента арбитражных судов, утвержденного Постановлением Пленума ВАС РФ от 05.06.1996 № 7 указано, что со дня размещения Постановления Президиума ВАС РФ в полном объеме на сайте ВАС РФ практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, считается определенной для арбитражных судов (п. 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17 в редакции Постановления Пленума ВАС РФ от

Согласно указанному Постановлению Президиума ВАС РФ критерием для отнесения того или иного инженерного оборудования дома к общему имуществу является его функциональное назначение, предполагающее его использование для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме. При этом условия договора о создании имущества, в силу закона входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не могут изменить правовой режим такого имущества, прямо определенный законом.

Следовательно, индивидуальный тепловой пункт, расположенный в многоквартирном доме, в силу закона входит в состав имущества указанного многоквартирного дома.

Дома с итп особенности учета отопления

Индивидуальный тепловой пункт (ИТП) в многоквартирном доме преобразовывает коммунальный ресурс, который поставляет ресурсоснабжающая организация, в коммунальную услугу, которую оказывает управляющая компания. Например, в дом поступает холодная вода, которая подогревается в ИТП и затем поступает по трубам в квартиры. Такое оборудование относится к общедомовому имуществу. Учет коммунального ресурса ведется так, что управляющие компании могут за него переплачивать. О двух случаях рассказал юрист МКА «Арбат» Сергей Сергеев, который дал советы управляющим компаниям.

Отсутствие тарифа «без преобразования»

Тарифы могут, а в ряде случае должны утверждаться в различных размерах с учетом дифференциации согласно нормативным правовым актам, которые регулируют вопросы государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Это следующие акты:

— Закон о теплоснабжении;

— Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1075;

— Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утв. Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. N 760-э;

— Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утв. Приказом ФСТ России от 7 июня 2013 г. N 163;

Согласно п. 23 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения, которые устанавливают органы регулирования, могут различаться по такому параметру, как схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей к системе теплоснабжения. Пункт предусматривает дифференциацию тарифов в сфере теплоснабжения в зависимости от схемы подключения по двум основаниям:

— факт подключения теплопотребляющих установок к коллектору теплоисточника либо тепловым сетям;

— вид тепловых сетей, к которым осуществляется подключение (магистральные либо распределительные).

В свою очередь, при дифференциации по первому из названных оснований тарифы устанавливаются с учетом точки подключения к тепловой сети — до тепловых пунктов, на тепловых пунктах или после них.

В то же время согласно п. 120 Методических указаний тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя могут быть дифференцированы по схемам подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения:

— к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах, эксплуатируемых теплоснабжающей организацией;

— к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей организацией).

Таким образом, действующее тарифное регулирование предусматривает тарифы на «коммунальные ресурсы» в случаях самостоятельного приготовления «коммунальной услуги» управляющей компанией (при подключении до тепловых пунктов).

Как управляющие компании оказывают собственные услуги:

1. РСО продает УК коммунальные ресурсы: «холодную воду» и «тепловую энергию».

2. В тепловом пункте УК подогревает «холодную воду» с помощью «тепловой энергии» как раз в тепловом пункте (ИТП) и оказывает жильцам уже новую коммунальную услугу – «горячего водоснабжения».

Если речь идет о коммунальной услуге «отопление», то УК приобретает тепловую энергию и в ИТП доводит её до необходимых параметров по уровню давления и температуры для подачи в дом.

Собственники помещений оплачивают услугу исполнителю (управляющей компании), а она перечисляет плату РСО за коммунальный ресурс. В последнем случае надо применять тариф, который не учитывает затрат РСО на преобразование ресурса в услугу, раз управляющая компания занимается этим сама.

Читайте также:  Универсальные горелки для котлов отопления

В частности, так делают в Москве, где тариф без дополнительного преобразования меньше обычного примерно на 400 руб. за одну единицу коммунального ресурса. Разные цены установлены для населения постановлением Правительства г. Москвы от 13.12.2016 № 848-ПП и для обычных потребителей Приказом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 09.12.2016 № 325.

Но уже в Московской области в большинстве случаев такой дифференциации не предусмотрено. Или она есть только формально, ведь размер тарифа в зависимости от нее не меняется. Лишь для единиц РСО цены установлены правильно. Получается, что УК в любом случае приходится оплачивать по полному тарифу, даже если она самостоятельно оказывает коммунальную услугу с помощью своего ИТП.

В результате УК ежемесячно переплачивают за поставленное тепло и несут невосполнимые потери за счет затрат на эксплуатацию и поддержание надлежащего состояния ИТП. И неясно, какой логикой руководствуется Комитет по ценам и тарифам при рассмотрении предложения РСО в рамках дела об установлении тарифов.

Управляющая организация может оспорить установленный тариф, но это совсем непросто, поскольку необходимо будет предоставить в том числе экономически обоснованную позицию. Но для начала, конечно, придется обратиться в регулирующий орган за разъяснениями.

Прибор учета вышел из строя: как считать объем?

Чтобы самой поставлять горячую воду с помощью ИТП, управляющая компания получает холодную воду и теплоноситель для ее подогрева. Но если прибор учета сломался, возможны конфликты с РСО на почве определения объема потребленного ресурса.

При продаже тепла РСО дифференцирует его как тепло для ГВС и тепло для центрального отопления (ЦО) и ведет раздельный учет. В договоре же предусмотрена нагрузка на ресурс для ЦО и ГВС, поскольку эти услуги имеют различный режим потребления.

При выходе из строя прибора учета на ИТП возникает проблема расчета тепла для нужд ГВС:

— считать по нормативу на отопление нельзя. Это тепло для горячей воды и объем его потребления существенно отличается от объема тепловой энергии, поставляемой в тот же период на нужды отопления;

— применять однокомпонентный норматив на горячую воду, как тот, что установлен для Москвы – нельзя, поставляется тепловая энергия, а не горячая вода. Более того, считать надо в гигакалориях, а норматив установлен в кубических метрах;

— отдельного норматива на тепловую энергию для нужд ГВС нет, поскольку самостоятельная коммунальная услуга «подогрев воды» в принципе не предусмотрена законодательством;

— применять расчет по нагрузкам тоже нельзя, поскольку он не предусмотрен нормами жилищного права для собственников помещений и для УК.

В такой ситуации РСО приходится поломать голову, чтобы выйти из ситуации. В частности, они пытаются легализовать расчет по тепловым нагрузкам. Ведь жилищное законодательство не содержит порядка определения объема тепловой энергии для нужд ГВС, если выходит из строя прибор учета, а воду УК подогревает сама. И поскольку у РСО нет отношений с жителями – РСО предлагают применять расчет по нагрузкам, предусмотренный законодательством о теплоснабжении.

Таким образом, в интересах собственников помещений и УК будет заблаговременно самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для установления нормативов потребления тепловой энергии, которая используется для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения.

Оцените статью