Общие принципы расчета тарифов на услуги водоснабжения
Основным документом, устанавливающим основы регулирования тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистку сточных вод является федеральный закон от 30.12.04г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Тарифообразование на услуги водоканалов, в данном законе увязано с разработкой и принятием трех базовых программ организации коммунального комплекса:
- Производственная программа. В данной программе предприятием производится обоснование прогнозируемого объема оказываемых услуг на период регулирования. Программа включает мероприятия по повышению эффективности эксплуатируемой коммунальной инфраструктуры.
- Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Данной программой, утверждаемой органом местного самоуправления, предусматриваются мероприятия по строительству и (или) модернизации сетей, которая обеспечивает развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества оказываемых услуг, улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования.
- Инвестиционная программа по развитию системы коммунальной инфраструктуры. Определяемая органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса программа финансирования строительства и (или) модернизации сетей, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Для финансирования инвестиционных программ должны использоваться надбавка к цене (тарифу) для потребителей, общий размер которой соответствует сумме надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, реализующих инвестиционные программы по развитию системы коммунальной инфраструктуры.
Действующее законодательство предусматривает четыре метода регулирования тарифов водоканалов:
- Установление фиксированных тарифов.
- Установление предельных тарифов.
- Метод индексации.
- Установление тарифов на основе долгосрочных параметров.
Принятие решения о выборе метода регулирования тарифов и расчет размера регулируемых тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с применением избранного метода установления тарифов осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Основным подзаконным актом 210-ФЗ является Постановление Правительства РФ от 14.07.08г. №520 «Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».
Данный документ предусматривает установление двух видов тарифов на услуги водоотведения, водоснабжения и очистку сточных вод:
Одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды, холодной воды, водоотведение и очистку сточных вод из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, 1 куб. метр холодной воды, 1 куб. метр отводимых сточных вод и 1 куб. метр очищенных сточных вод соответственно.
Двухставочный тариф, который состоит из: ставки платы за потребление горячей воды, холодной воды, водоотведение и очистку сточных вод из расчета платы за 1 куб. метр и ставки платы за содержание водопроводных сетей из расчета платы за 1 куб. метр в час присоединенной мощности.
Выбор вида тарифа (одноставочный, двухставочный), устанавливаемого на товары и услуги конкретной организации коммунального комплекса, осуществляется регулирующими органами в порядке, определяемом методическими указаниями. В связи с отсутствие таких указаний предприятия в большинстве своем воздерживаются от установления двухставочного тарифа.
Тарифы на воду, водоотведение и очистку сточных вод регулируются региональной службой по тарифам. Установление тарифов осуществляется на основании расчетно-обосновывающих документов, предоставляемых организацией коммунального комплекса (см. вложенный файл).
Кроме вышеназванного постановления в этой сфере принято несколько постановлений Правительства РФ и других подзаконных актов в виде приказов МРР, ФСТ, МЭРТ, которые имеют непосредственное отношение к тарифообразованию и ценам на коммунальные услуги. Небольшой перечень тут.
ЖКХ в России
Три системы платы за горячую воду
В соответствии с действующим жилищно-коммунальным законодательством России (перечень некоторых НПА приведен в конце статьи) могут применяться ТРИ СИСТЕМЫ (метода) расчета и платы за горячее водоснабжение (ГВС) в зависимости от конкретных местных условий города, от существующей схемы теплоснабжения, от принятой в городе системы расчетов между домоуправляющими компаниями, Теплоэнерго и Водоканалом, или просто какая система более приглянулась властям и бухгалтерам:
- ОДНОКОМПОНЕНТЫЙ ТАРИФ (плата) за горячую воду. В этом случае плата за горячую воду начисляется в руб. за каждый потребленный куб.метр горячей воды. Объем потребленной воды определяется по показаниям счетчика горячей воды или по нормативу потребления (куб.м на 1 человека). Плата за горячую воду, поступившая от всех жителей в управляющую компанию (УК, ТСЖ), затем перечисляется бухгалтерией УК Теплоэнерго и Водоканалу.
- ДВУХКОМПОНЕНТНЫЙ ТАРИФ (плата) за горячую воду. В этом случае плата на горячую воду в системе горячего водоснабжения состоит из:
а) КОМПОНЕНТА НА ХОЛОДНУЮ ВОДУ, т.е. платы за воду, поданную Водоканалом холодной, затем нагретую в бойлере и потребленный жителями в водоразборных кранах уже горячей. В платежном документе эта составляющая платы может называться «теплоноситель (холодная вода) на ГВС»;
б) КОМПОНЕНТА НА ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ, которая тратится на подогрев холодной воды в бойлере [в ТП дома или в котельной (на ТЭЦ)], потребленной жителями в водоразборных кранах уже горячей. В платежном документе эта составляющая платы может называться «ГВС- Подогрев» или «Тепловая энергия на ГВС», или «Тепловая энергия на подогрев холодной воды для ГВС». - ДВУХСТАВОЧНЫЙ ТАРИФ (плата) за горячую воду. В этом случае плата за ГВС разбивается на две части:
а) плата за объем потребленной горячей воды (ставка ГВС- ПОТРЕБЛЕНИЕ).
Размер платы за потребление горячей воды (ГВС – потребление) = [расход по показаниям счетчиков, куб.м.] х [тариф за потребление ГВС, руб/куб.м.]
б) плата за содержание систем ГВС (ставка «ГВС – СОДЕРЖАНИЕ» или «ГВС — МОЩНОСТЬ»). Что такое » содержание систем ГВС » — см. прим.* в конце статьи.
Размер платы за содержание систем ГВС = [Величина мощности (договорная) на 1 чел., Мкал/чел] х [кол-во человеке проживающих в квартире] х [Тариф за содержание систем ГВС, руб/Мкал]
Какую систему оплаты за горячую воду применить, устанавливают региональные власти (области, края, республики) соответствующими приказами (постановлениями, решениями)
* плата за содержание систем ГВС (ставка «ГВС – СОДЕРЖАНИЕ» или «ГВС — МОЩНОСТЬ») — это плата, которая покрывает постоянные затраты теплоснабжающих организаций на содержание производственного комплекса ГВС: ремонт, обслуживание, развитие и реконструкцию источников теплоснабжения (ТЭЦ, котельных), сетей, теплопунктов, заработную плату их работников и др. расходы.
Она не зависит от того, сколько куб.м горячей воды потреблено каждым жителем в расчетном месяце..
Величина платы за содержание (мощность) систем ГВС (Мкал/на 1чел.), рассчитывается для каждого многоквартирного дома в зависимости от характеристик дома и его состояния и устанавливается договором между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией.
К величайшему сожалению, величина этой платы органами региональной власти не регулируется — не контролируется.
Перечень НПА и НТД по системам платы за горячую воду
- «Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (утв.пост. Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520, с изменениями и дополнениями от:15 сентября 2009 г., 8 июня 2011 г., 8 ноября 2012 г.,8 мая, 4 октября 2013 г., 26 марта 2014 г.);
- Постановление Правительства РФ № 1149 от 08.11.2012 «О внесении изменений в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» — вступило в действие с 01.01.2013 года;
- Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» от 14 февраля 2015 г. № 129 [в нем подробно расписано, за что и скоко платить…],