Экономия по отоплению тсж

Проблемы ТСЖ: можно ли сэкономить на отоплении

Одной из целей, которые преследуются при создании ТСЖ и в процессе реформирования структуры жилищно-коммунального комплекса в целом, — является полная оплата жильцами многоквартирных домов полученных коммунальных услуг. При создании ТСЖ должников намного легче контролировать, требовать погашение задолженности и, в конце концов, добиваться от них полной оплаты. А не легче ли задуматься над другим способом решения проблемы чрезмерного потребления ресурсов и вопросов экономии оплаты за них. К примеру, по данным статистики, зарегистрированные нормативы по расходованию ресурсов энергетического комплекса больше, чем фактическое расходование на 35%. То есть, получается, что в результате того, что индивидуальные приборы учета установлены, можно сократить плату за потребленную электроэнергию на 35%? Действительно, индивидуальные и поквартирные приборы учета позволяют более экономно расходовать ресурсы и экономить средства на их оплату.
Проблема повышения уровня экономии особенно приобретает статус актуальной при современной реформе, проводимой в секторе жилищно-коммунального хозяйства. Создание ТСЖ в многоквартирных домах сопровождается постоянными попытками разработать меры по экономии ресурсопотребления. Расходы на отопление составляют наиболее весомую часть всей суммы по коммунальным платежам. Она составляет до 45% всех денежных средств, затрачиваемых на эксплуатацию жилища. В старых домах, построенных давно, проблема экономии отопления решается намного сложнее, чем в новопостроенных многоэтажках. Теплопотери в таких домах происходят в больших объемах. Чтобы их снизить, устанавливаются счетчики, учитывающие расход тепловой энергии домом. Если в старых домах установка указанных приборов производится по желанию жильцов или усмотрению коммунальных служб, то новостройки имеют в этом плане большее преимущество. При составлении проектов на постройку многоквартирного дома, которое будет осуществляться после 2000 года, установка теплосчетчиков учитывается сразу при строительстве. Расходы на установку таких приборов, следовательно, являются частью расходов на возведение дома.
Согласно новому законодательству, в каждой отдельной квартире можно установить собственный счетчик тепловой энергии, согласно показаниям которого и будет производиться оплата собственником жилья. Но стоит повториться, что возможность установки теплосчетчика в квартире существует не всегда, это обусловлено сугубо техническими причинами.
В тех многоквартирных домах, где жильцы приняли решение установить теплосчетчик и получили соответствующее разрешение на это, оплата будет с момента установки производиться по фактическим показаниям, полученным на счетчике, а не по тем нормативам, которые обязательны к оплате в случае отсутствия счетчика в доме. В данном случае на плечи руководства ТСЖ возлагается такая обязанность как расчет платежей поквартирно.
При установке теплосчетчика общедомового появляется возможность регулировать подачу тепла в дом. Современные системы оснащены электронной системой регулирования теплоподачи, поэтому особой сложности это не вызовет, а также не потребуется наём специального рабочего, который бы следил за эксплуатацией теплосчетчика. Таким образом, можно обеспечить максимально благоприятные и комфортные условия проживания в многоквартирном доме и при этом рационально расходовать деньги на его оплату. На установку прибора учета тепла потребуется определенная сумма средств, которая выделяется из бюджета ТСЖ согласно составленной и запланированной смете. Как показывает практический опыт, расходы окупятся уже через год после начала эксплуатации прибора.
Как вариант, можно оборудовать в многоквартирном доме индивидуальный тепловой пункт, благодаря которому вообще можно уменьшить расход тепла. Для образования тепла потребуется использование электроэнергии по сниженным ночным тарифам либо не слишком дорогого природного газа. Льготное предоставление электроэнергии возможно согласно заключенному договору между ТСЖ и поставляющей организацией. Такие тарифы обычно в три раза меньше общеустановленных. Отсюда вытекает очень большая экономия средств, которые можно по-разному использовать. Например, в некоторых ТСЖ на собраниях принимается решении сэкономленные деньги направлять на счет ТСЖ и зачислять их как обязательные взносы и платежи жильцов.
При установке автономной системы отопления на многоквартирный дом не стоит полностью удалять возможные способы подключения к центральной системе. Она всегда должна учитываться в качестве запасной, резервной, на случай аварийной ситуации или других непредвиденных ситуаций.
Хоть некоторых и пугает сумма, которая требуется на установку приборов учета тепла, впоследствии, как уже было не раз подтверждено, она окупается, а расходы становятся гораздо меньшими, несмотря на возможные незначительные затраты на эксплуатацию счетчика и его ремонт.

Можно ли потратить корректировку с отопления на содержание общедомового имущества?

Бывает, что исполнитель коммунальной услуги по отоплению делает ежегодную корректировку платы, и жильцы оказываются в плюсе. Тогда у управляющей организации, ТСЖ, кооператива возникает желание не возвращать деньги за отопление, а сразу пустить их на какие-нибудь работы по содержанию, ремонту общедомового имущества или другие полезные для дома цели: такое решение легче протащить через общее собрание и не придется собирать дополнительную оплату с собственников.

Читайте также:  Проектирование скважин для водоснабжения

Как суды относятся к расходованию денег с корректировки платы за отопление

Есть две противоположные позиции, при этом обе засилены отказными определениями Верховного Суда РФ. Поэтому можно выбрать практику в пользу той точки зрения, которую нужно обосновать (с оглядкой на регион).

Позиция 1. По решению общего собрания деньги с корректировки можно направить на нужды дома

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции № 88 – 16519/2020

Собственник из Самарской области проиграл суд об оспаривании решения общего собрания. Ему не нравилось решение об использовании денег, полученных в результате корректировки платы за тепловую энергию.
Собрание решило 600 тыс. рублей вернуть в порядке корректировки, а 500 тыс. рублей потратить на ремонт отмостки. Недовольный таким решением собственник указывал, что разрешение вопроса о направлении средств, образовавшихся в результате корректировки платы за тепловую энергию, на ремонт общедомового имущества не входит в компетенцию общего собрания собственников.
Однако суд указал, что это неверное толкование норм права: собрание приняло решение по вопросу о взносе на текущий ремонт, что относится к его компетенции, при этом собранием определены источники формирования данного взноса: не за счет средств, дополнительно вносимых каждым собственником, а за счет средств, причитающихся каждому собственнику в связи с корректировкой платы за отопление. Поэтому всё нормально, да и деньги уже потрачены, решение собрания выполнено.

Определение Красноярского краевого суда от 21.03.2016 № 4Г-714/2016

Суд тоже отказал в признании решения общего собрания недействительным:
«решение вопроса оплаты расходов на содержание и ремонт общего имущества входит в компетенцию общего собрания; по результатам общего собрания собственники добровольно решили направить средства, полученные в результате разницы начисления собственникам жилых помещений платы за коммунальные услуги и фактической оплаты, на содержание и ремонт общего имущества большинством голосов; поскольку общее собрание в пределах своих полномочий определило целевое назначение использования денег на возмещение расходов по содержанию и ремонту общего имущества, оснований для признания решений у судов не имелось».

Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2016 № 302-КГ15 – 19202 по делу № А33 – 819/2015

Верховный Суд РФ оставил без изменения постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и Третьего арбитражного апелляционного суда.
Оспаривалось предписание службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, которой не понравилось то, что УК направила деньги на содержание дома. Арбитражный суд Красноярского края сначала отказал УК, посчитав, что общее собрание вышло за пределы своей компетенции, однако все вышестоящие встали на сторону компании:
«деньги, полученные в результате корректировки платы за коммунальные услуги по отоплению, были направлены обществом на проведение работ по текущему ремонту общего имущества на основании протокола собрания собственников. Довод Службы о том, что к компетенции общего собрания не отнесено полномочие по изменению установленного нормативно-правовым актом порядка начисления и взимания платы за коммунальные услуги с жителей не может быть принят во внимание, поскольку собственники не изменяли порядок начисления и взимания платы за коммунальные услуги, а приняли решение о фактическом распоряжении своими средствами, полученными в результате корректировки платы за коммунальные услуги по отоплению».

Позиция 2. Нельзя тратить деньги жителей, образовавшиеся в результате корректировки

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А29 – 10137/2016

Суд отказал ТСЖ в признании недействительным предписания Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора. Орган жилищного надзора требовал сделать корректировку размера платы за отопление. Обоснование суда:

  • собственники вправе принимать решения о расходовании денег;
  • это правомочие в любом случае не освобождает исполнителя коммунальных услуг от исполнения обязанности по осуществлению ежегодной корректировки;
  • результаты такой корректировки должны быть доведены до сведения потребителей;
  • отсутствие информации о точном размере суммы имеющейся положительной разницы, на компенсацию которой потребитель вправе рассчитывать, исключает возможность распоряжения ею, в связи с чем решение общего собрания по вопросу об использовании средств от корректировки размера платы за отопление без указания в таком решении конкретной суммы, направляемой на определенные нужды, не может быть признано деятельным волеизъявлением собственников помещений;
  • изменение такой формы в отсутствие сведений о корректировке посягает на исключительную компетенцию органов государственной власти по установлению структуры платы за жилое помещение и порядка расчета и внесения такой платы, в связи с чем не может быть признано основанным на положениях жилищного законодательства.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа по делу № А55 – 9768/2019

ТСЖ из Самары по решению правления направило деньги с корректировки платы за отопление на ремонт общего имущества. То есть здесь не было даже общего собрания, что закономерно вызвало претензии у жилищной инспекции.
Суд первой инстанции поддержал ТСЖ, а вышестоящие встали на сторону органа жилищного надзора. Они указали, что неправильно тратить переплату за отопление на погашение затрат по текущему ремонту общего имущества. Деньги должны идти либо в счет оплаты по строке отопление, либо возмещаться потребителям.
Каких-либо решений общих собраний, проведенных до того, как потратить деньги, ТСЖ в суд не представило. Кроме того, выяснилось, что ремонт был сделан до решения правления о направлении на него денег с корректировки.

Читайте также:  Разборка регистров отопления расценка смета

Определение Верховного Суда РФ от 20.09.2017 № 305-КГ17 – 12563 по делу № А40 – 190628/2016

Верховный Суд РФ оставил в силе постановления Арбитражного суда Московского округа и Девятого арбитражного апелляционного суда. Они, в отличие от суда первой инстанции, посчитали законными требования Мосжинспекции о проведении корректировки.
Общее собрание приняло решение о направлении средств, образовавшихся после проведения корректировки по услуге «отопление», на погашение задолженности по услуге «водоснабжение». Орган жилищного надзора посчитал это неправильным.
«Разрешая спор и признавая оспариваемое предписание законным, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями пункта 16 статьи 12, статьи 44 Жилищного кодекса РФ и исходил из того, что установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений, а принятие решений по вопросам установления порядка начисления, корректировки, перерасчета платы за коммунальные услуги к компетенции общего собрания собственников не отнесены».

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делу № А43 – 31126/2016

Таким же образом оставили в силе предписание ГЖИ Нижегородской области, хотя первую инстанцию управляющей организации удалось выиграть.
Вышестоящие суды посчитали, что решение общего собрания принято за пределами его компетенции, и собственники должны получить именно корректировку, а не замену окон, о которой решили на общем собрании.

Оплата тепла в многоквартирном доме с ТСЖ.

В многоквартирном доме имеется общедомовой прибор учета тепла (счетчиков в квартирах нет), правление ТСЖ рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией по счетчику (сколько дом потребил тепла — столько заплатили), нам же, жильцам выставляет счет в квитанции на оплату по тарифу соответственно метража квартиры. За последний квартал прошлого года таким образом правление сэкономило на нас, жильцах более 250 тыс. руб. Эту сумму экономии озвучили на общем собрании собственников и общим собранием проголосовали за «оставление» этой суммы на счете ТСЖ, председатель мотивировал тем, что эта сумма пойдет на так называемые «нужды» дома. Я была против, так как считаю незаконным то, что правление выставляет счет по тарифу, а не по счетчику имея общедомовой прибор учета тепла. Прошу ответить, насколько законны действия правления ТСЖ в плане оплаты тепла и законно ли это?

ответы на вопрос:

Законны, ведь правление ТСЖ руководствуется положениями Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а также решением общего собрания собственников МКД (ст.44-46 Жилищного кодекса РФ). Т.е. выставлять должны по тарифу, если нет индивидуального прибора учета, а полученной экономией распоряжаются по решению собственников.

В данном случае со стороны ТСЖ имеет место неосновательное обогащение, которое Вы — жильцы, можете взыскать с ТСЖ через суд в соответствии со статьей 1102 ГК РФ.

Этим и оперируйте, требуя вернуть переплату.

Вообще согласно ст 157 ЖК РФ если есть счетчик то оплата за тепло должна быть по показаниям счетчика А действия правления ТСЖ являются незаконными Здесь нужно написать жалобу в прокуратуру ст 10 ФЗ О прокуратуре РФ.

Если решение принят о общим собранием собственников дома — именно за оставление на счете ТСЖ, то придется подчиниться, ст.44,46,48 ЖК РФ.А вообще оплата должна быть по показаниям.

Правильно рассчитывают, если остались средства, решается как ими распорядиться на общем собрании. Есть же еще места общего пользования их то же надо учитывать, они отапливаются.В соответствии с пунктом 40 правил расчета размера платы за коммунальные услуги, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 “О предоставлении коммуанальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” (далее – Правила), плата за любую коммунальную услугу, в том числе за отопление, должна разделяться на две составляющих: плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, и плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.

Это неправомерно, не должно быть никакой экономии.

В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Пишите заявление в прокуратуру, они привлекут виновных лиц к ответственности и обяжут устранить нарушение закона.

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 19.12.2016) «О прокуратуре Российской Федерации»

Читайте также:  Трубы немецкие для теплых полов

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

— Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, требуйте протокол общего собрания об оставлении денег на счёте ТСЖ, и обжалуйте его в суде, в течении 3 месяцев. Затем взыскивайте с ТСЖ, неосновательное обогащение. Статья 1102 ГК РФ. Обязанность возвратить неосновательное обогащение

1. Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Требуйте вернуть ваши деньги.

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

действия правления законны по той причине, что оно исполняет решение общего собрания собственников помещений МКД, но по сути это мало что меняет. ЖК РФ Статья 46. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

1. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме

6. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.

42 (1). Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов — в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

3. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил определяется по формуле 3:

Vi — объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3 (6);

Si — общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

V — объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;

S об — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3 (6). Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно помещение (жилое или нежилое) не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3 (6):

Si — общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Sou — общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

При определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;

S об — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

S инд — общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации;

Оцените статью