- Электрокотел для отопления гаража
- С чего начать – теплоизоляция и утепление
- Конструкция системы отопления
- Виды электрических отопительных котлов
- ТЭНовые
- Индукционные
- Электродные
- Требования к установке электрокотла
- Популярные модели и цены
- Электрокотел для отопления гаража ЭВАН С2 4
- Электрокотел для отопления гаража ZOTA 6 Econom
- Электрокотел для отопления гаража РусНИТ 204М
- Электрокотел для отопления гаража Электромаш ЭВПМ-4.5
- Электрокотел для отопления гаража Protherm Скат 9 КR 13
- Способы отопления гаража от электричества
- Замечание про утепление
- Использование общего отопления
- Виды электрического отопления
- Тепловая пушка
- Конвектор
- Электрокотел
- Масляный электронагреватель
- Инфракрасное отопление
- Практическая реализация отопления гаража с помощью электрокотла
- Видео по теме
Электрокотел для отопления гаража
Простая установка, доступная стоимость и отсутствие разрешительной документации делают электрокотел для гаража самым оптимальным решением. Единственный его минус именно для таких помещений – наличие системы труб, по которым циркулирует теплоноситель. Если трубопровод есть, подобрать электрический котел не сложно. Главное понимать принцип его работы, верно рассчитать мощность и правильно установить.
С чего начать – теплоизоляция и утепление
Проводя аналогию с домом, в гараже важно не просто натопить помещение, но удержать тепло внутри. И первое, с чего надо начинать – с качественной теплоизоляции, иначе вы просто будете отапливать улицу. Когда гараж – отдельно стоящее здание, утеплять его просто. Стены обшивают теплоизоляционным материалом (пенопласт, пенополистирол, минвата и пр.), при необходимости закрывают внешней отделкой. Если снаружи нет возможности утеплить, проводят работы внутри с тем же самым ассортиментом материалов.
Главная задача не просто натопить, но сохранить тепло внутри
Самое главное в таких помещениях – ворота. Это огромный мост холода, через который тепло практически мгновенно покидает помещение. Останавливаться подробно на описании работ не будем, эта информация более чем доступно изложена в статье «Утепление ворот гаража своими руками».
Снизить потери тепла поможет отдельная дверь в воротах, но это скорее идеальный, чем реальный вариант.
Конструкция системы отопления
Система отопления — генератор, излучатель и трубопровод
Итак, имеем утепленный гараж. Что дальше? А дальше определяемся с системой отопления, которое включает 3 обязательных элемента:
- генератор тепла;
- излучатель;
- система передачи.
Генератор тепла – в нашем случае это отопление гаража электрокотлом. В других может выступать печь, в том числе на отработке, камин и другие автономные источники обогрева.
Самым простым и недорогим способом обогрева гаража будет печка «Буржуйка» или ее более усовершенствованный вариант «Булерьян». Они быстро прогреваются, эффективно отдают тепло, но плохо распределяют тепло по помещению.
Излучатель тепла – элементы, посредством которых подогретый воздух передается в помещение. Это могут быть батареи отопления либо воздушный теплоэлектронагреватель (ТЭН).
Система передачи – трубопровод, по которому циркулирует теплоноситель.
Если гараж электрифицирован и установлены радиаторы для циркуляции теплоносителя, оптимальным решением станет установка недорого электрокотла. Посчитать его мощность котла очень просто – 1кВт/10 кв.м. + 15-20% на запас.
Например, в гараж площадью 20 квадратных метров оптимальный электрический котел для отопления в 3 кВт. Это при условии качественного утепления. Если металлические ворота не изолированы, потребуется уже более 5 кВт, если ворота закрыты хотя бы пенопластом, но в стенах есть щели, достаточно будет и 4-5кВт.
ВИДЕО: Как отопить гараж 1 кВт мощности
Виды электрических отопительных котлов
Электрические котлы для обогрева могут быть разных видов. Принцип работы каждого – нагрев теплоносителя и обеспечение его движения по трубам, установленным в помещении.
Если электрический котел для гаража зимой работает постоянно, в качестве теплоносителя подходит вода. Если периодически свет или котел отключают, рекомендуется использовать антифриз. Он не замерзнет и, соответственно, не разорвет трубы.
Все электрокотлы по способу нагрева теплоносителя разделяются на 3 основных типа:
Различают также одноконтурные (только для отопления) и двухконтурные (отопление + горячее водоснабжение), настенные и напольные устройства, варианта, питающиеся от одно- или трехфазной сети.
ТЭНовые
Такие устройства оснащены трубчатым электронагревателем (сокр. ТЭН) — электрический прибор, выполненный в виде трубки и предназначенный для нагрева. Их количество зависит от необходимой мощности для вашего гаража. Ценовая категория средняя – 10-15 тысяч рублей. Пример: Вулкан турбо Галан 18 кВт 12 500р.
Электрокотел, оснащенный ТЭНом
Минусом таких устройств является постепенное образование накипи на ТЭНе, что приводит к снижению КПД и увеличению энергопотребления.
Индукционные
Это самые удобные в использовании электрокотлы для отопления гаража, так как работают на переменном электромагнитном поле. Именно под воздействием этого поля нагревается металл, которые является нагревательным элементом, и передает это тепло теплоносителю. Такие аппараты еще не прошли «проверку временем», но их показатели и теоретически возможный срок службы впечатляет. Именно поэтому и цена на них соответственная – примерно от 30 000 рублей, например вихревой индукционный нагреватель 5кВт ВИН стоит 33 250р.
Учитывая высокую стоимость, рациональнее использовать их в одной системе отопления вместе с домом, или когда гараж является еще и местом работы, например мастерской.
Электродные
Очень экономичным вариантом станут электродные электрические котлы для отопления. Они вырабатывают переменный ток электродами. В целом, работа их очень экономична, позволяют экономить до 30-40% электроэнергии. Но, для их работы нужна специальная жидкость со специфическим составом, а она может стоить дорого. Даже в этом случае, такой вариант достаточно экономичный – например нагреватель «Очаг 5 кВт» стоимостью 4 000 руб.
Электродный электрический котел
Таким образом, расчет затрат и выбор модели зависит не только от финансовых возможностей, но и от потребностей. То есть, для определения, что именно нужно, учитывают несколько факторов:
- планируемая частота использования;
- необходимость автоматизации;
- необходимость в горячей воде;
- есть ли в помещении производство или мастерская.
Основываясь на этих факторах, вы без труда определите какой именно электрический котел для гаража оптимально подойдет. Электродные электрокотлы для отопления гаража в плане автоматизации удобнее, они вполне способны на автономную работу.
Для принудительного движения теплоносителя необходимо также использовать циркуляционный насос.
Требования к установке электрокотла
Подключая электрокотел в гараже своими руками, необходимо соблюдать нормы, изложенные ПУЭ от 08.07.2002г. № 204 и технические особенности выбранной модели.
Если устанавливают оборудование мощностью до 8 кВт, это квалифицируется как установка бытового водонагревательного прибора, где не требуется разрешительной документации. Подключение ТЭНовых или индукционных моделей осуществляется через УЗО и автоматику, для электродных таких исключений не предусмотрено.
ТЭНовый агрегат уже осназен всем необходимым арсеналом для работы, включая насос и автоматику
Для электрокотлов мощностью от 8 кВт требуется подключение к трехфазной электросети (380V). Это может сделать только электрик с группой допуска не ниже IV.
Первым делом крепят сам агрегат на стену или на пол в зависимости от выбранной модели.
Минимальное расстояние от пола до ТЭНового котла – 150 см. Индукционные и электродные устанавливают так, как это удобно при обвязке, но только вертикально.
Самой простой в подключении будет ТЭНовая модель – они уже оснащены циркуляционным насосом и автоматикой. Достаточно просто установить, подключить и сделать обвязку, как на рисунке
Для подключения выходных патрубков к трубопроводу используют шаровые краны. Мембранный бак подключают к обратной магистрали и обязательно ставят фильтр во избежание загрязнения системы.
Что касается индукционных и электродных образцов, необходимо отдельно докупать циркуляционный насос, фильтр, манометр для контроля давления, предохранительный клапан и воздухоотводчик. Схема обвязки стандартная и идентичная для обоих вариантов
Схема подключения индукционного или электродного котла
Бывает так, что по каким-либо причинам невозможно капитальное оборудование гаража системой отопления и обогрева гаража электрокотлом. В таких случаях вам помогут другие электрические обогреватели, работающие автономно и не требующие монтажа труб и радиаторов. Это могут быть и масляные радиаторы, и электрические конвекторы, и тепловые пушки и электрокамины, а так же инфракрасные обогреватели.
ВИДЕО: Правильный монтаж на примере электрокотла «Невский»
Популярные модели и цены
Электрическое отопление обычно применяют там, где нет магистрального газа. По энергозатратам это остается самой расходной статьей бюджета. Зачастую его используют в качестве резервного источника, также удобно ставить недорогие аппараты в хозяйственных помещениях. Ниже приводим рейтинг электрических котлов для отопления гаража либо иных помещений площадью до 50 кв.м.
Электрокотел для отопления гаража ЭВАН С2 4
Настенный электрический ТЭНовый котел мощностью 4 кВт. Рассчитан в среднем на площадь 40-45 кв.м. при температуре до 23°С. Управление механическое, интуитивно понятное. Одноконтурный. В конструкции предусмотрена защита от перегрева.
Пользователи в отзывах отмечают простой монтаж, устойчивость к перепадам напряжения в сети. Среди минусов – некачественное оформление и бюджетные комплектующие. Магнитный пускатель стреляет громко, что исключает возможность использования оборудования в жилом доме. Тонкие провода и кривые патрубки для подключения к ТЭНу. Цена – 7875 руб.
ВИДЕО: Обзор работы ЭВАН С2 4
Электрокотел для отопления гаража ZOTA 6 Econom
Настенный одноконтурный ТЭНовый котел мощностью 6 кВт с тремя ступенями мощности. Рассчитан на помещения площадью до 60 кв.м. Предусмотрена защита от перегрева, есть функция индикации, можно подключить теплый пол. Нагревает теплоноситель до 90°С, КПД оборудования составляет 99%.
В отзывах в основном встречается положительная оценка, особенно в рамках действительно небольшой стоимости (средняя цена 9000 руб.) и увеличенного гарантийного срока – 5 лет. Не нравится пользователям отсутствие в комплекте панели ПУ ЭВТ-И1, с помощью которой котел должен подключаться к сети, большие размеры при минимуме дополнительных аксессуаров.
ВИДЕО: Сравнение котлов Зота
Электрокотел для отопления гаража РусНИТ 204М
Настенное оборудование небольшой мощности – 4 кВт, рассчитанное на площадь до 50 кв.м.Можно установить водонагреватель на режим поддержания тепла, при котором расходуется только 2 кВт в час, но теплоноситель нагревается только до 35°С. Одноконтурный, подключение – однофазное. Есть необходимый минимум — индикатор включения, комнатный термостат, защита от перегрева воды.
Если изучать реальные отзывы людей, то открывается печальная картина. Очень много обращений в сервисные центры, котел ломается неоднократно даже в период гарантии. КПД низкий, на подаче температура теплоносителя не поднимается выше 45°. При этом даже сами мастера отмечают, что вода нагревается очень медленно, особенно, если на улице минусовая температура. Претензии и к плохо организованной проводке – провода напутаны, что осложняет ремонт. Стоимость водонагревателя – 7500-8000 руб.
ВИДЕО: Ремонт РусНИТ 204М
Электрокотел для отопления гаража Электромаш ЭВПМ-4.5
Настенный отопительный агрегат тепловой мощность 1,5-4,5 кВт. Нагревает воду до 85°С, максимально допустимое давление 1,5 бар. Весит всего 10 кг, может монтироваться даже на ненесущие стены.
Среди плюсов следует отметить надежность автоматов, возможность переключения мощности от 33% до 100%, экономя тем самым электричество. Температура регулируется плавно, управление механическое, интуитивно понятное. Корпус покрыт полимерной краской, что принципиально для помещений с повышенной влажностью. Цена – 3900 руб.
ВИДЕО: Обзор работы Электромаш ЭВПМ-4.5
Электрокотел для отопления гаража Protherm Скат 9 КR 13
Среди всего перечисленного оборудования Protherm – самый надежный и качественный агрегат, но и цена у него намного выше – 35000 руб. Мощность – 9 кВт, КПД – 99%. Электронное управление (простое и понятное), 9 ступеней мощности – его можно использовать и для поддержания тепла, и на полную мощность. Помещение площадью 60 кв.м. нагревает в среднем за 1,5-2 часа в зависимости от организации радиаторов.
Protherm Скат 9 КR 13
В наличии предохранительный клапан, циркуляционный насос 12В, защита от блокировки насоса. Предусмотрена функция самодиагностики – код ошибки высвечивается на дисплее. Есть стандартные функции — защита от перегрева и замерзания. Можно подключать теплый пол. В плюсах – компактные размеры, добротное качество, не реагирует на изменение напряжения в сети – даже при полной нагрузке работает бесперебойно при падении напряжения до 180-160В. В минусах только цена.
ВИДЕО: Обзор работы Protherm Скат 9 КR 13
Способы отопления гаража от электричества
Владельцы автомобилей с особой трепетностью относятся к месту его жизни. Конечно, для тех, у кого транспорт лишь средство передвижения, особого значения не имеет, в каких условиях он находится в периоды простоя. В ремонтных целях доступны СТО, шины накачают на заправке, а храниться четырех, или реже, двух колесный друг может и на улице или платной парковке. То ли дело у настоящих любителей транспорта и езды. Они знают о своем автомобиле все. И проблемы, и методы их решения, то, что нравится двигателю по маслам и топливу, и как ведет себя машина при запуске в разную погоду.
Наступает момент, когда у заботливых автовладельцев появляется гараж. Закрытое, и защищающее от непогоды собственное помещение, где машина, а возможно и ее хозяин будут проводить большую часть своего времени.
В сущности, гараж это кроме места хранения транспорта еще и маленькая авто- и/или обычная мастерская, точка встречи друзей или пространство, где можно побыть одному. К сожалению, использовать такое помещение для комфортного присутствия доступно не весь год. Зимой, поздней осенью или ранней весной, в нем холодно. И даже запуск машины составляет определенные проблемы в этот период. Становится гуще масло в двигателе и коробке передач, застывает жидкость в гидроусилителе руля и тормозах. От того то и старт на холоде проходит тяжелее и затрудняется начало движения автомобиля. Кроме того, произвести плановый ремонт или обслуживание техники в периоды непогоды или мороза намного сложнее – температура слишком не комфортная для человеческого организма.
Чтобы убрать названые проблемы из жизни, в гараже монтируют отопление, которое будет нагревать воздух и поверхности в нем. Есть и еще один мало вспоминаемый плюс от постоянного тепла — меньше образовываться конденсат, а значит и повреждений не только стен, но и частей автомобиля или инструментов от излишней влаги.
Собрать гаражное отопление относительно не сложно, только надо вначале учесть все основные и дополнительные факторы по оборудованию подобного плана. Рачительный хозяин обязательно задастся тремя главными вопросами перед самим процессом монтажа тепловой системы: чем и как топить, методы сохранения температуры и уменьшения ее потерь в случаях открытия дверей или калитки.
Список решений первого вопроса весьма велик и включает в себя оборудование, начиная от дровяной печи и заканчивая самодельным электрическим жидкостным отоплением. Кроме этого, ответы на оставшиеся также весьма неоднозначны.
Замечание про утепление
Итак, первое, что учитывается — стены и расположение гаража. Если коробка собрана из тонких листов металла или кирпича в один ряд, в ней нет утеплителя и находится она в стороне от жилищного фонда, то отапливая ее, можно попросту «вылететь в трубу» финансово, как в прямом, так и переносном смысле. Переходя сразу в практическую плоскость — требуется защитить от потери температур стены и потолок. Для технических помещений, к которым относится и гараж, хорошо подходят пенопластовые плиты, минеральная вата, современные жидкий утеплитель, вспененный полиэтилен, экструдированный полистирол.
Конечно, расписывать укладку каждого отдельного вида на поверхность стен или потолка выходит за рамки статьи. Но, вот жизненный совет на эту тему можно дать: чтобы уменьшить расходы на утепление у владельца гаража, ему стоит обратить внимание на упаковку продукции, выбрасываемую многими промтоварными магазинами. Зачастую в ней находится пенопластовые вставки. Договорившись с хозяевами торговой точки, или попросту периодически объезжая рядом расположенные мусорные контейнеры и забирая пенопласт, можно достаточно быстро собрать нужное его количество для утепления стен и потолка гаража. Причем он достанется бесплатно.
Основой любого вида утепления будет создание узенького деревянного или металлического каркаса внутри коробки, а по возможности и снаружи ее (многие удерживающие тепло материалы малочувствительны к влажности). В ячейки конструкции помещается вначале тонким слоем полиэтилен, — чтобы изолировать утеплитель от стены, затем сам термо-материал. Сверху протягивается еще один слой пленки на который уже и производится верхняя финальная зашивка. Последняя делается в зависимости от расположения утеплителя — улица или помещение. Снаружи применяются тонкие листы жести, дерево или сайдинг, внутри ДВП, ДСП, штукатурка или любой другой материал.
Утепление крыши ничем практически не отличается от аналогичного процесса для стен — такая же обрешетка, утеплитель, влагозащита и наружное покрытие.
Теперь, что касается ворот. Конечно, нужно подумать и об их изоляции. Выполняется она классически или пенопластом, закрепляемым прямо поверху или минеральной ватой в наваренном на ворота железном мини-каркасе. Конечно все это выполняется в случаях, когда поверхности сделаны из металла. В остальных — действуют согласно собственного разумения.
Если есть отдельные двери, с ними проводят аналогичные действия — или полностью заменяют на утепленные или делают двойными. Нужно обратить внимание и на окна — если они присутствуют, то следует решить вопрос их обмена на утепленные.
Хорошим методом изоляции послужат и плотные занавеси внутри помещения перед дверьми и воротами. В опущенном до низу состоянии они создадут еще одну тепловую прослойку между улицей и пространством гаража.
Маленькое примечание: проводя процедуры утепления и запечатывания помещения, не стоит забывать и о том, что это гараж, где находится автомобиль, который при запущенном двигателе выделяет смертельный угарный газ и CO2. Вентиляция и возможность проветривания — обязательны!
Да, после проведенных процедур свободное место немного уменьшиться. Но! Экономия тепла и топлива достигает такого размера, что за туже сумму можно было бы купить второй гараж, если брать за исходное траты на отопление не защищенного от потерь помещения.
Использование общего отопления
Идеальна ситуация, когда гараж расположен рядом с частным, собственным домом или трубой общественной сети отопления. Можно произвести разводку теплотрассы в него. В случае городской — делается все через соответствующие службы. По отношению к домашней проще — нужно несколько радиаторов, связующие трубы и утеплитель для прокладывания теплотрассы по улице. В случае частного варианта, в нем разъединяется центральная линия горячего водоснабжения от котла, в которую и встраивается дополнительная ветка отопления, как бы удлиняя ее. Ниже представлены два варианта врезки в тепловую сеть дома, в зависимости от ее вида.
При подключении гаража к общегородской сети соединение производится врезкой (без ее разрыва!) в линию горячего водоснабжения и обрата. Вообще проведение подобной процедуры для муниципальной отопительной системы лучше поручить профильным организациям. Будет не намного дороже, чем оформление самого проекта врезки, проведения работ по ней и прочих нюансов исполнения.
Виды электрического отопления
Конечно, выполнить систему отопления от общей сети, это хорошо, вот только не всегда возможно. Зачастую используются другие решения, самое простое из которых — применение электрических аппаратов генерации тепла. Здесь, есть где развернутся. Тепловые пушки, масляные и спиральные конвекторы, котлы, инфракрасные системы отопления. Рассмотрим их подробнее.
Тепловая пушка
Грубо говоря, представляет собой закрытый со всех боков корпус, с тепловыми элементами и вентилятором, который прокачивает через них воздух. На выходе дает устойчивый и довольно сильный тепловой поток. Питание система получает целиком от электричества, как для нагрева, так и компрессии.
Если механические компоненты работают, то использование такой системы достаточно безопасно. Греет помещение быстро. Вот только один минус — расход электричества. Печка у пушки потребляет большое ее количество, до 2 киловатт в бытовых вариантах и десятков в промышленных, рассчитанных на отопление крупных пространств.
Конвектор
Другим вариантом нагрева воздуха, но уже без использования принудительной его циркуляции реализовано в конструкции конвектора. Самое простое описание ее — закрытая коробка без дна и верха, внизу которой располагается нагревательный тен. Воздух, набирая температуру рядом с отопительным элементом, поднимается. Свежий поступает снизу. Используются основные физические законы, приводящие в конечном итоге к работоспособности всей системы. Минуса тут два и каждый из них довольно существенен. Чтобы нагреть большую массу атмосферного газа — нужен реально мощный и потребляющий электричество тен. Ну и второй — циркуляция воздуха происходит достаточно медленно. Нет части ускоряющей обмен и прохождение газа через нагреватель.
Электрокотел
В сущности, отопление в гараже от электричества с использованием котла можно назвать немного по другому — жидкостная автономная система обогрева. Сам аппарат в ней нагревает воду, которая при помощи насоса циркулирует в общем контуре, отдавая накопленное в воздух через радиаторы. Чем больше тепла нужно, тем сильнее требуется поднять температуру жидкости. Кроме того, имеет значение и размер излучающих тепло поверхностей — габаритные обогревают большую площадь, чем более мелкие.
Для гаража такая система очень хороша, она эффективна и экономна, к тому же надежна и позволяет использовать ее практически без контроля длительное время. В сущности, для технических помещений не обязательно постоянно поддерживать комнатную температуру. В отсутствие людей достаточно и +5 °С для техники и автомобиля, с повышением ее в моменты прихода человека до комфортных пределов. Что, собственно, тоже дает не маленькую экономию.
При использовании электрокотла для гаража в систему заливается не вода, а автомобильная незамерзайка. Это избавит трубы от шанса лопнуть при отключении отопления и критичных морозах. Есть и минусы такой системы. Самый главный из которых — стоимость и трудоемкость первоначального монтажа, плюс наличие нужных технических средств, обеспечивающих тепло (котел), защиту от пробоя (автоматы в щиток), циркуляцию жидкости (насос), ну и самих радиаторов или батарей вместе с трубами по которым теплоноситель будет двигаться. Кроме того, подобная система требует наличия расширительного бачка, чтобы не происходило закипания обменного вещества в трубах и их разрыва. Хотя, как говориться, не так страшен черт, как его малюют — все вопросы решаемы достаточно бюджетно за счет рынка бывшей в употреблении техники.
Масляный электронагреватель
Самый, наверное, элементарный и надежный электроприбор, который можно собрать и своими руками. В сущности, это две или три соединенных емкости, расположенные одна над другой или единая — главное обладающая большим объемом. В торец нижней, с одной стороны помещен нагревательный тен с контролем температуры. Во все пространство отопительного прибора залито автомобильное масло или иная вязкая жидкость. В районе тена ее нагрев повышается. Согласно физическим законам она поднимается, а в освободившееся пространство поступает следующая порция теплоносителя. Этакий конвектор, где вместо воздуха работает масло. Что касается отопительной функции — горячая и вязкая жидкость отдает накопленное тепло в атмосферу через поверхность верхнего резервуара и охлаждаясь опять опускается к горячему тену для очередного нагрева.
Инфракрасное отопление
Инфракрасное отопление — наверное самый экономный способ и технологичный, среди описанных ранее.
Здесь используются немного другие физические принципы. В сущности, речь идет о лампах, излучающих свет инфракрасного спектра. Такие лучи, падая на предметы вызывают нагрев их поверхностей, а уж от того и поднимается температура воздуха.
Монтаж производится в любом месте гаража, главное, чтобы был как можно общий охват его объема. Чем больше будет освещаться инфракрасной лампой, тем эффективней станет работать такое электроотопление.
При выборе конкретного производителя рекомендуется обращать внимание на размер самой лампы и ее мощность. Для среднего гаража 3.5×6 м. вполне достаточен излучатель в метр длинной и от 2 КВт потребления.
Практическая реализация отопления гаража с помощью электрокотла
В самом начале, когда делается отопление гаража электричеством, нужно выбрать место установки самого котла и радиаторов. Пространство должно быть максимально открытым и не допускать помех использованию самой гаражной техники, включая распахивания дверей автомобиля, или поднятия его багажника и капота. Далее идет выбор отопительного устройства в магазине. Даже на гараж в 20 м² хватит котла от 1 кВт и самого дешевого насоса, лишь бы мог подключаться и выдерживать циркуляцию горячей воды по трубам внутреннего диаметра 15–20 мм, которые и будут использоваться для связки всей системы. Плюс к этому, понадобится расширительный бак и сам радиатор.
Из конкретных рекомендаций хорошо выглядит в этом плане электрокотел «Эконом ЭВП-3 КВт», стоимостью всего 1800 р. Не смотрите на крупные значения киловатт/час. Он не постоянно крутит электроэнергию. Принцип такой: котел нагревает жидкость в системе до установленной максимальной температуры. Выключается. Пока теплообменник охлаждается в определенных границах, он не реагирует. Как только градусы упали ниже планки активируется и опять поднимает температуру жидкости.
С выбором конкретного насоса тоже не стоит напрягаться. Все циркуляционные их варианты с потреблением до или равным 100 Вт, находящиеся в ценовом диапазоне от 1500 до 2000 рублей, подходят.
В обязательном порядке нужен расширительный бак, чтобы система в один гадкий момент не разлетелась на части. Можно придумать самому — это всего лишь емкость, прицепляемая к системе обмена горячей водой. Ее основная функция проявляется при расширении жидкости в результате нагрева — излишки уходят в этот бак. Лучше и проще купить уже готовые решения такого сосуда, оснащенные необходимыми трубами и переходниками. Вполне хватит модели на 2 литра. К примеру, от фирмы LadAna, за менее чем 500 р. Что касается самих труб, — тут лучше использовать металлические их варианты или из жаропрочного пластика.
Если нет возможности или желания купить радиаторы, то применяют самодельную связку труб. Здесь принцип один — чтобы максимальное количество горячей воды было распределено по большей поверхности. Хотя есть и аккуратные промышленные теплообменники в продаже. Они, в основном, сделаны из модулей-сегментов. Пара таких сборок по метру длиной полностью обеспечат потребности среднестатистического гаража.
Сам котел обязательно подключается к силовой линии через толстые медные провода и хорошие автоматы на фазе и нуле, с пределами на 25 А. Параллельно к питанию присоединяется и насос. Еще один нюанс, связанный с подключением последнего, но касающийся воды, его стараются ставить на обрат системы. Это делается для того, чтобы он работал при более низких температурах жидкости, не перегревался. И еще одно. Без отдельно выведенной и смонтированной «земли» в дополнение к «нулю» настолько мощное оборудование использовать просто нельзя, это касается и котла, и помпы.