- Эмаль для радиаторов отопления: разновидности, советы по выбору и отзывы о производителях
- Особенности краски
- Алкидные краски
- Молотковые краски
- Масляные краски
- Акриловые термостойкие эмали для радиаторов отопления
- Силиконовые краски
- Матовая и глянцевая краски
- Выбор термостойкой краски
- «Лакра»
- «Престиж»
- «Радуга»
- «Ореол»
- «Alpina»
- «Профи»
- «Parade»
- Рекомендации по окрашиванию
- Отзывы
- Краска для радиаторов (батарей) отопления
- Какие краски подходят для радиаторов отопления
- Виды и отличия
- Алкидная эмаль
- Акриловая эмаль
- Порошковая окраска
- Масляные краски
- Краска в баллончиках
- Глянцевые или матовые
- Порядок покраски радиаторов отопления
Эмаль для радиаторов отопления: разновидности, советы по выбору и отзывы о производителях
Эмаль для радиаторов отопления делает оборудование более презентабельным и защищает от коррозии. Выбирать ее нужно грамотно, поскольку изделия бывают биметаллическими, стальными, алюминиевыми и чугунными. Не каждый материал можно красить в домашних условиях. При неправильном выборе красителя и технологии покраски через короткое время эмаль для радиаторов отопления пожелтеет или облупится.
Особенности краски
Составы для окрашивания отопительных труб и радиаторов по своим характеристикам и свойствам в некоторой степени отличаются от стандартных красок. Поэтому перед применением важно изучить их эксплуатационные и технические характеристики.
Эмаль должна отличаться безопасностью для людей и животных, то есть не испарять токсичные элементы на протяжении всего эксплуатационного периода. При покупке средства следует изучить тщательно состав и его соответствие принятым нормам и стандартам. Европейская эмаль должна соответствовать европейским стандартам, а российская краска – нормам ГОСТ. Когда на этикетке указаны непонятные ТУ (технические условия), то доверять производителю не стоит, поскольку вряд ли средство отвечает нормам безопасности.
Термостойкость эмали не должна быть меньше +80°С. В противном случае она потрескается, начнет желтеть и отслаиваться. При этом данный показатель считается минимально допустимым. Чем выше термостойкость, тем лучше. Важно, чтобы состав эмали быстро высыхал, ведь этот фактор существенно ускоряет проведение работ, ведь покраска осуществляется в несколько слоев.
Антикоррозийные свойства эмали защитят поверхность радиаторов отопления от агрессивных внешних воздействий. Производители это учитывают при производстве составов для металлических покрытий. Определенные средства до полного высыхания чаще всего выделяют неприятный резкий запах, поэтому их можно использовать в помещениях, которые можно тщательно проверить.
Влагостойкие свойства радиаторной эмали нужны для проведения беспрепятственной влажной уборки с использованием моющих средств. Ее теплопроводность должна быть высокой, или она будет понижать теплоотдачу от радиаторов отопления.
Для покраски труб и батарей отопления выпускаются эмали на разных основах, каждая из которых характеризуется своими негативными и положительными особенностями. Все это следует учитывать перед покраской, чтобы потом не было никаких неожиданностей.
Термостойкие эмали для радиаторов отопления бывают:
Алкидные краски
Алкидная эмаль для радиаторов отопления состоит из пигментированной дисперсии и особых добавок, которые есть в глифталевом или пентафталевом лаке. Такие средства достаточно востребованы, поскольку отличаются множеством достоинств, которые позволяют хорошо защитить поверхность батарей от негативного воздействия внешних факторов, а также придают им эстетичный и опрятный внешний вид.
Почти любая алкидная эмаль прекрасно выдерживает повышенные температуры. Этот параметр указан на упаковке каждого конкретного продукта. Окрашенная такой краской поверхность отличается ровным глянцем и идеальной гладкостью. С течением времени она не отслаивается и не желтеет.
Алкидным эмалям присуща довольно высокая износостойкость. Они выпускаются в разных цветовых гаммах, поэтому при желании всегда можно подобрать нужный оттенок под интерьер помещения, в целом.
Но у таких эмалей есть и особенности. Во-первых, краски на алкидной основе с уйт-спиритом характеризуются едким неприятным запахом. Не только в течение нескольких дней после покраски он может сохраняться, но и на первых порах при нагревании батарей. Во-вторых, каждый слой сохнет достаточно долго, поэтому период работ растягивается на довольно долгий срок. Выпускают алкидные эмали в виде аэрозолей.
Молотковые краски
Такая разновидность эмали является подтипом алкидной. С ее помощью можно создать фактурную поверхность и замаскировать дефекты, используя только краску. Всевозможные пигменты позволяют формировать чеканную фактуру, эффект удара молотом и иные интересные решения.
Масляные краски
Масляные эмали для радиаторов отопления изготавливают на базе всевозможных органических масел. Совсем недавно она считалась единственным средством для окрашивания батарей. Эти краски создают на поверхности прочный и плотный слой, который отлично противостоит разным механическим воздействиям и выдерживает повышенные температуры.
Сегодня от масляных эмалей почти отказались, поскольку появилось много других составов, которые лишены их недостатков:
- Неприятный специфический запах. Он сопровождает процесс и окрашивания, и просыхания поверхностей. Появляется он также и при эксплуатации радиаторов отопления (при сильном нагреве).
- Высокая плотность слоя. Это значительно понижает теплоотдачу секций. Если слой слишком толстый, то в процессе работы системы отопления краска отслаивается или растрескается.
- Сложность нанесения. Масляное средство сложно наносить идеально равномерным слоем из-за состава.
- Недостаточная защита от коррозии. Средство не обладает достаточными защитными свойствами, поэтому спустя какое-то время можно заметить проступающую на поверхности ржавчину.
- Потеря блеска и пожелтение с течением времени.
- Длительный срок просыхания и высокая вероятность подтеков при окрашивании.
Акриловые термостойкие эмали для радиаторов отопления
Эта разновидность лакокрасочных составов подходит для окрашивания оборудования системы отопления, поскольку просохший слой придает поверхности идеальную ровность и гладкость, которая внешне будет напоминать пластик. Акриловые краски практически не пахнут и в процессе окрашивания, и при использовании батарей.
Покупая акриловую эмаль для радиаторов отопления, следует изучить упаковку, обращая внимание на предназначение и производителя. Главное внимание отводится температуре, которую может выдержать средство. Не каждая акриловая краска может использоваться при температуре более +80°С.
Акриловая эмаль для радиаторов отопления сохнет быстро. В инструкции указано время схватывания и полноценной просушки – оно может варьироваться от 10 минут до 1.5 часов на первом этапе, и до 5 часов на втором. Получение качественного покрытия возможно только при защите радиаторов от влаги на протяжении всего периода просушки.
Акриловые средства отличаются средней по густоте консистенцией. Они почти не оставляют подтеков и не растрескиваются. Эмаль наносится на загрунтованную очищенную поверхность в 2 слоя. В противном случае эффект не будет достигнут. Значимым недостатком средства считают слабую стойкость к механическим внешним воздействиям.
Силиконовые краски
Силиконовая эмаль для радиаторов отопления способна сохранять характеристики даже при сильном нагреве системы отопления. Ее изготавливают на основе силиконовой смолы, замешанной на водном или органическом растворителе. После просыхания слоя поверхность приобретает полуматовый блеск. Краску можно наносить даже на неподготовленную поверхность. Она стойка к истиранию и механическим воздействиям, отличается долговечностью. Главным существенным недостатком такой разновидности эмали считается достаточно высокая стоимость, поэтому она не пользуется такой популярностью, как другие виды.
Матовая и глянцевая краски
Любая термостойкая краска бывает матовой или глянцевой. Какую именно эмаль выбрать, зависит от качества поверхности оборудования отопления. Допустим, для чугунных батарей с шероховатыми внешними стенками лучше подобрать глянцевое средство, блеск которого частично скроет неровности. Кроме того, глянец очищается проще и дольше сохраняет свой привлекательный внешний вид. А вот матовая краска подчеркнет изъяны поверхности, она не скрывает пористость, поэтому радиаторы будут все время сильно загрязняться. В итоге через короткое время после окрашивания батарея станет не белой, а сероватой. Матовую краску сложнее наносить на любые поверхности.
Выбор термостойкой краски
В процессе подбора эмали для металла и радиаторов отопления важно тщательно изучить информацию на этикетке. На ней может быть указано:
- Для каких поверхностей предназначено средство.
- Длительность просыхания слоя.
- Возможность использования в жилом помещении.
- При какой температуре можно эксплуатировать покрытие.
- Срок годности.
«Лакра»
Это акриловая термостойкая краска для защитного и декоративного использования. Ее универсальный состав подходит для окрашивания материалов разного типа. Эмаль для радиаторов отопления «Лакра» отличается высокой термостойкостью, поэтому внешний вид батареи будет сохранен в течение длительного времени. Если необходимо, то эмаль можно развести водой, но ее не должно быть более 5% от общего объема. Покрытие можно сделать как в один, так и в два слоя. Каждый последующий слой наносится только после высыхания предыдущего. Краска реализуется в емкостях объемом 2.4 и 0.9 литра.
«Престиж»
Эта эмаль выпускается в емкостях по 0.9 кг. Данное средство предназначено для окрашивания всевозможных металлических поверхностей. Ее отличительной особенностью является стойкость к изменениям температур, которые могут достигать до 100°С. Также эмаль для радиаторов отопления «Престиж» характеризуется отсутствием неприятного запаха и быстрым высыханием (всего 1 час), а полное высыхание наступает в течение суток. При необходимости средство разбавляют обычной питьевой водой.
«Радуга»
Данный продукт нашел свое предназначение в качестве финишного покрытия труб водяного отопления, радиаторов, а также металлических поверхностей. Этот лакокрасочный материал обладает превосходным закрашиванием и сцеплением с металлической поверхностью. Также состав характеризуется отличной стойкостью к внешним воздействиям. Эмаль для радиаторов отопления «Радуга» можно использовать только в хорошо проветриваемом помещении. При этом необходимо работать в резиновых перчатках.
«Ореол»
Краска используется для декоративно-защитного окрашивания элементов систем водяного отопления, которые работают при температуре до 120°С. Отличительные особенности эмали для радиаторов отопления «Ореол»:
- Быстрота высыхания.
- Отсутствие резкого запаха и пожелтения со временем.
- Возможность окрашивания радиаторов при их температуре до +45°С.
- Стойкость к воздействию моющих средств.
- Устойчивость к температуре до +120°С.
- Присутствие в составе ингибитора коррозии, что дает возможность наносить средство на поверхности из металла без предварительной грунтовки.
«Alpina»
Такая эмаль высыхает быстро благодаря своим эластичным свойствам. При этом она отличается прекрасной стойкостью к механическим воздействиям. Повышенная устойчивость к истиранию дает возможность при уходе за радиаторами отопления, на которые нанесена эта эмаль, применять моющие абразивные составы.
«Профи»
Эта эмаль от российского производителя отличается небольшим временем высыхания. Ею можно окрашивать новые батареи либо старое очищенное покрытие. Состав имеет белый цвет. По консистенции он схож со сметаной. Краска не содержит плохо пахнущие растворители.
«Parade»
Это еще одна отечественная эмаль. Для ее производства применяются зарубежные компоненты и оборудование. По желанию можно с помощью колеров изменить изначально белый цвет. Наносят краску валиком или кистью.
Эта эмаль с акриловой дисперсией производится в Германии. Кроме металла, ею можно красить минеральные поверхности и дерево. Благодаря повышенному содержанию двуокиси титана достигается температурная устойчивость до +90°С, а водная основа обеспечивает отсутствие запаха.
Рекомендации по окрашиванию
Перед тем как покрасить радиатор отопления, его необходимо подготовить. Поверхность отмывают от загрязнений и просушивают, после чего ошкуривают мелкой наждачной бумагой. Перед обработкой старую краску удаляют любым доступным способом.
Специалисты говорят о том, что на сколах старого покрытия либо в местах его удаления останутся видимые углубления. Для ликвидации этого недостатка рекомендуется их зачистить и заполнить шпатлевкой по металлу. Затем после высыхания это место обрабатывают наждачной бумагой, выравнивая всю поверхность.
Второй этап подразумевает грунтовку. Эта немаловажная работа особенно нужна, когда на голый металл либо на шпатлевочный слой наносится акриловая эмаль. Марка грунта выбирается под металл. Грунтовка для дерева и иных материалов в качестве основания не используется. После нанесения грунтовки необходимо время на ее застывание. Оно указано на упаковке средства.
Последний этап – это окрашивание. За радиатором прикрывается часть стены и полы. Покрытие наносят в два слоя валиком, краскопультом или кисточкой. Самый оптимальный вариант – это краскопульт, поскольку он обеспечить проникновение краски в труднодоступные места.
Маляры рекомендуют не красить горячие радиаторы отопления, поскольку не каждая эмаль подходит для этих целей. Кроме того, запах будет сильнее, поэтому работы лучше проводить в межсезонье.
Отзывы
Все вышеперечисленные белые эмали для радиаторов отопления широко используются в строительной сфере. Одни более популярны, другие менее. Это объясняется их разными характеристиками. Многие пользователи отдают предпочтение алкидной и акриловой эмали, выделяя их стойкость к растрескиванию и истиранию, легкость ухода за окрашенной поверхностью. Кроме того, у этих видов много вариаций оттенков. Отзывы об эмали для радиаторов отопления масляной краски тоже, в основном, положительные, но отмечается скудный выбор расцветок и длительный период просыхания.
Сегодня множество производителей выпускают эмаль для радиаторов отопления без запаха, которая бывает разных типов. Широкий ассортимент дает возможность пользователям выбрать оптимальный вариант. При правильном применении эмали без запаха для радиаторов отопления можно добиться длительного сохранения привлекательного вида системы.
Краска для радиаторов (батарей) отопления
Во время ремонта одна из задач — покрасить батареи. Чтобы результат потом радовал, краска для радиаторов отопления должна быть выбрана правильно. Это не так просто как кажется — есть несколько подводных камней, о которых стоит знать.
Главное — правильно подобранная краска для радиаторов отопления
Какие краски подходят для радиаторов отопления
Наши системы отопления непредсказуемы — батарея может быть холодной, а может нагреваться до высоких температур. И хотя большинство систем сегодня работают на низких температурах, лучше перестраховаться. Потому краска для радиаторов отопления должна быть термостойкой — должна выдерживать нагрев до 90°C. Также она должна быть предназначена для покраски металла.
Есть универсальные составы, которые удовлетворяют этим требованиям, есть специальные, на которых так и написано: «Краска для труб и радиаторов отопления». Если крупной надписи нет, ищите на понравившейся краске подобную строчку в разделе, где описана область применения. Если ничего похожего нет, лучше ищите другой вариант.
Обязательно должны быть обозначено, что краска пригодна для покраски труб и радиаторов отопления
На что еще надо обратить внимание, так это на наличие адреса производителя и названия фирмы. Сегодня на рынке множество подделок. Этикетка очень похожа на какой-нибудь знаменитый бренд, но вот адресной информации нет. Если это так, лучше не рисковать — неизвестно что в этой банке.
Виды и отличия
Кроме приведенных выше требований, желательно чтобы краска для радиаторов отопления не сильно пахла, а лучше чтобы была вообще без запаха. Еще одно пожелание — долговечность покрытия. Нормальный вид поверхности должен сохраняться на протяжении нескольких лет. Ну и точно — цвет не должен меняться со временем. Всем этим требованиям и пожеланиям отвечает не так много составов.
Краски для радиаторов отопления делают на разной основе
Алкидная эмаль
Алкидная эмаль образует на окрашенной поверхности прочную блестящую пленку. Если поверхность была правильно подготовлена (зачищена, обезжирена и загрунтована), двойной слой алкидной эмали держаться будет не менее 4 лет. Данные краски делают на разной основе, из-за чего они имеют различные свойства:
- На основе органических растворителей. Эта группа имеет характерный запах. Они имеют широкий спектр применения, но искать надо с температурой использования не ниже +70°C. Базовый цвет белый, для придания цветов и оттенков добавляют красящий пигмент. Хорошо известный представитель — ПФ-115.
- Водная акриловая алкидная эмаль. Плюс этого типа красок — запах почти отсутствует. С выбором в этой группе надо внимательно читать область применения. Есть составы, которые для радиаторов отопления никак не подходят, потому в описании должно быть прописано, что можно использовать для металла. Не забывайте также и про температурный режим эксплуатации. Если выбираете белую краску, внимательно читайте состав — там не должно быть мела. Это дешевый пигмент, но при нагреве он очень быстро желтеет. В краски для радиаторов отопления добавляют титановые белила, которые не меняют цвет, но этот пигмент дорог, потому и готовые составы дороже почти в два раза.
Алкидные эмали — выбор неплохой, но они имеют стойкий запах
Форма выпуска данного типа красок — ведра или металлические банки разной емкости. Фасовка обычно от 0,5 кг до 3 кг в жестяные банки, в ведра до 25 кг, после фасуется в бочки. Наносится эта краска кистью, валиком, некоторые виды допускают нанесение краскоспультом.
В группе алкидных эмалей есть очень интересный вариант — молотковая. В ней содержатся специальные красящие пигменты, которые создают различные визуальные эффекты. Окрашенная ими поверхность выглядит как побитая молотком (отсюда и название). Такая фактура отлично скрывает недостатки окрашиваемой поверхности. Очень интересное объемное получается покрытие.
Металл, покрытый молотковой эмалью
Если вам необходимо покрасить старые чугунные батареи или трубы с неидеальной поверхностью, — это ваш шанс обойтись без шпаклевки и шлифовки. Чисто белый цвет в этой группе найти не удастся, но светлые тона есть, хоть и не в таком количестве, как насыщенные — поверхность смотрится интереснее если цвет яркий или глубокий.
Акриловая эмаль
Это составы на водной основе с полиакрилатами в качестве пленкообразующего компонента. Практически не имеют запаха, да и тот выветривается в считанные часы. Именно их обычно называют «краски для радиаторов без запаха». Несмотря на это, при работе в закрытом помещении, после работы его необходимо проветрить — это, все-таки химия, так что вредные испарения присутствуют, хоть и не в таком масштабе как в эмалях на основе растворителей.
Данные краски используются для окраски фасадов или внутренних стен, есть также акриловые краски для живописи. Для окраски радиаторов они, естественно, не подходят. Ищите акриловую краску по металлу, причем с температурным диапазоном не ниже +70°C.
Чем они удобны, тем что разводятся просто обычной водой, но после высыхания они не стираются, не размокают. Созданная пленка очень напоминает пластиковую поверхность, остается эластичной, не трескается, хорошо моется. Обычно она полуглянцевая или матовая.
Акриловая краска для радиаторов отопления может продаваться расфасованная в ведра или краски, на точках авторизованной продажи вы можете заказать любой цвет из палитры RAL. Колеруются они при помощи специальных пигментов.
В чем недостаток данных красок? Как все составы на водной основе она требует тщательной подготовки поверхности. Сначала надо удалить всю ржавчину, затем обработать поверхность преобразователем ржавчины, обезжирить, при необходимости заделать неровности, после — загрунтовать. Только после этого можно красить радиаторы или трубы отопления. Если этого не сделать, через слой краски очень скоро проступит ржавчина.
Акриловый эмали делают на водной основе и они почти не имеют запаха (Это ПРОФИ ВД-АК-1179)
Есть акриловые эмали, которые в грунтовке не нуждаются, но вся остальная подготовка должна проводится в полной мере. Например, акриловая водная грунт-краска Акваметаллик (стоимость за 1кг — порядка 250-350 ркб в зависимости от фасовки). Она подходит для покраски чугуна и черного металла, не используется для окраски цветных металлов или оцинкованных поверхностей.
Неплохой вариант — эмаль акриловая ПРОФИ ВД-АК-1179. Этот вариант — глянцевый, имеет хорошую укрывистость и адгезию. Под данное покрытие грунтовка нужна. А вообще, ассортимент данных красок широк, их в магазинах немало.
Порошковая окраска
Этот вид, пожалуй, на данный момент является наиболее долговечным и стойким к повреждениям, но для его нанесения требуется создание определенных условий. Необходим специальный пистолет для распыления порошка, источник тока с малым вольтажом, а также возможность нагреть поверхность до высоких температур.
Красящий состав этих красок — порошок. Им необходимо равномерно покрыть окрашиваемую поверхность. Для этого порошку придают положительный заряд, окрашиваемой детали — отрицательный (для этого и необходим источник тока). После этого краску нагревают, в результате чего порошок полимеризуется (спекается), образуется прочная пленка.
Процесс нанесения порошковой краски на деталь, а затем идет обжиг до полимеризации
Порошковые краски есть с разными температурами полимеризации — от +200°C до +350°C. Как вы понимаете, разогреть чугунную батарею до 200 градусов совсем непросто. Для этого требуется камера. Потому такой тип окраски в домашних условиях практически не встречается. Если вам очень хочется именно именно это краску для ваших радиаторов отопления, можно обратиться на СТО, которое занимается покраской автомобилей. Они это делают именно по такой технологии. Возможно, вам удастся договориться с ними.
Масляные краски
Большинство старых батарей покрашено именно масляными красками, но сегодня он уже совсем непопулярен — слишком много недостатков. Во-первых, запах очень сильный и долго не выветривается, во-вторых, краска трескается и, со временем, меняет цвет. При наличии равных по цене специальных красок для радиаторов отопления этот выбор становится совсем редким. Единственное, что представляет трудности — очищение уже окрашенных старых батарей, так как поверхность обычно потрескана и наносить сверху другое покрытие, даже если оно совместимо, не имеет смысла — будет все равно некрасиво.
Через несколько лет масляная краска начинает трескаться и отлетать
Краска в баллончиках
В последние годы появилось много красок в аэрозольных упаковках — баллонах с распылителем. Есть такие краски и для радиаторов отопления. Принцип выбора тут аналогичен: надо обращать внимание на температурный режим.
Некоторую сложность без наличия опыта представляет процесс нанесения такой краски. На самом деле тут все просто: распылять надо с расстояния не менее 20 см от окрашиваемой поверхности, вести струю быстро, равномерно, не останавливаясь долго на одном месте.
Красить радиаторы отопления эмалью в баллончиках тоже надо уметь
Наносится краска из баллончиков за несколько проходов. Может понадобиться два, три, а может и больше слоев — в зависимости от сложности рельефа. Для получения равномерного цвета направление движения струи меняется. Если в первый проход двигались сверху-вниз и снизу-вверх, то во втором — справа налево и обратно.
Еще один момент: место, где будете работать закройте бумагой или газетами, причем довольно большую площадь. Поначалу тяжело контролировать движения.
Глянцевые или матовые
При выборе краски для радиаторов отопления необходимо выбрать, какого типа поверхность вы хотите получить — матовую или глянцевую. Выбирать надо с учетом типа поверхности. Дело в том, что глянцевая краска подчеркивает неровности поверхности. Красят чаще всего чугунные батареи, а их поверхность далека от идеала. Покрыв ее глянцевым составом, вы только подчеркнете ее несовершенность.
Матовые составы в этом плане лучше — они визуально скрывают многие неровности. Так что это неплохой вариант. Но есть и тут недостаток: матовая белая краска быстро приобретает сероватый оттенок. Происходит это за счет того, что пыль и грязь забиваются в поры, а они у матовой краски широкие. Эта грязь оттуда не вымывается. Выход — свежий слой краски или окраска в цвет, отличный от белого. Разумный выбор — подобрать краску под цвет стен. Сточки зрения дизайна это более верное решение, чем белые радиаторы.
Если на чугунном радиаторе есть узор, глянец его подчеркнет и выделит
Есть еще один выход — заделать неровности радиатора. Делают это при помощи шпаклевки по металлу, можно использовать автомобильную. Сначала удаляется старая краска, ржавчина и другие загрязнения, потом поверхность обезжиривается и затем все неровности заделываются замазкой. После ее высыхания наждачной бумагой со средним, потом с мелким зерном, поверхность шлифуют до гладкого состояния. Потом ее обеспыливают, грунтуют и красят. Вот в этом случае можно смело использовать глянцевые эмали для радиаторов отопления. Если выровнена поверхность тщательно, результат вас обрадует.
Порядок покраски радиаторов отопления
Всего несколько фраз о том, в каком порядке удобнее красить радиаторы отопления. Чтобы работать было проще, сначала окрашивают внутреннюю поверхность. Если вы правша, двигаться лучше справа-налево, если левша — наоборот. Так меньше шансов запачкаться. Затем в том же направлении прокрашивается наружная поверхность.
Не забудьте закрыть все вокруг газетами или бумагой (и на пол тоже)
Наносится состав сверху, растирается движениями вверх-вниз. Растирают краску тщательно, не стараясь сразу добиться идеально прокрашенной поверхности. После первого слоя допустимы чуть менее окрашенные места. Это намного лучше, чем потеки. Они закроются при нанесении второго слоя, а потеки придется счищать наждачной бумагой после их полного высыхания.