Если сломался счетчик отопления как производят расчет

Порядок расчетов за теплоэнергию при нерабочем приборе учета (ремонт, поверка)

ВОПРОС:
Здравствуйте! Сломался узел учета тепловой энергии по дому и не работал 19 дней. Как должна быть рассчитана оплата за потребленное тепло за этот период времени? Спасибо.

Подскажите пожалуйста, если прибор учета тепловой энергии отправлен на гос. поверку как следует производить начисление за отопление?

В данном случае, согласно согласно п. 21 постановления №124, порядок расчета объема потреблённой теплоэнергии будет следующим:

1. Подпункт «в(2)». Объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации:

→ если период работы прибора учета составил более 3 месяцев (для отопления — более 3 месяцев отопительного периода) в течение 3 месяцев после наступления такого события определяется в отношении коммунальных ресурсов, за исключением тепловой энергии, в соответствии с подпунктом «в» настоящего пункта, где Vнодн определяется исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в порядке и случаях, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг, а в отношении тепловой энергии — исходя из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, потребленного за отопительный период;

(установить для данного случая надлежащую формулу законодатели, очевидно, сочли излишним, поэтому используем только содержащееся в постановлении текстовое описание)

→ если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, (для отопления — менее 3 месяцев отопительного периода), то в отношении коммунальных ресурсов, за исключением тепловой энергии, определяется в соответствии с подпунктом «в» настоящего пункта, а в отношении тепловой энергии — в соответствии с подпунктом «в(1)» настоящего пункта;
()

2. При превышении срока в 3 месяца после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, объем тепловой энергии, поставляемой в многоквартирный дом, будет определяться по формуле согласно подпункту «в(1)» п. 21 постановления №124 (т.е. по нормативу потребления).
()

Особенности начисления оплаты за коммунальные услуги, когда прибор учета сломан

Краткое содержание:

Сегодня окунемся в тему коммунальных услуг, поговорим о начислениях, производимых ресурсопоставляющими организациями, а также затронем вопрос правомерности применения нормативов в неотопительные периоды. Рассмотрим данные вопросы на конкретном примере из практики.

Ситуация из практики

Ко мне обратилась житель многоквартирного дома, где был установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. В середине 2018 года он вышел из строя. Однако потребитель не известил об этом теплоснабжающую организацию вовремя. Как следствие, неисправность была выявлена сотрудниками компании в ходе осуществления проверки. После чего, теплоорганизация стала вести расчет платы за отопление, исходя из нормативов отопления, которые рассчитаны исходя из периода, равного 12 месяцам.

Общедомовой прибор учета был отремонтирован собственниками спустя 2 месяца, но данный ремонт попал на неотопительный сезон. Теперь вопрос: правомерно ли было произведено начисление по нормативу за 12 месяцев? Да и вообще, почему производят начисления в неотопительный сезон?

Что говорит закон?

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее – Правила N 354). Указанными Правилами регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Так, согласно п. 59.1 Правил N 354, плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, определенного по показаниям коллективного общедомового прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода, начиная с даты, когда вышел из строя ранее введенный в эксплуатацию общедомовый прибор учета. А если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям общедомового прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

По истечении указанного в п. 59.1 Правил N 354 предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, если собственники не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя общедомового прибора учета тепловой энергии, плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2.1 приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (п.п. 60.1, 42.1 Правил N 354).

Таким образом вне зависимости от способа оплаты тепловой энергии (равномерно в течение календарного года или в течение отопительного периода) в многоквартирном доме, в котором общедомовый прибор учета тепловой энергии вышел из строя, размер платы за коммунальную услугу по отоплению за расчетные периоды до восстановления работоспособности общедомового прибора учета определяется:

• в течение не более 3 расчетных периодов подряд (трех месяцев) – в соответствии с п. 59.1 Правил N 354 – исходя из рассчитанного среднемесячного объема тепловой энергии, измеренного общедомовым прибором учета за отопительный период, или за период не менее 3-х месяцев отопительного периода (в том числе предшествующего отопительному периоду, в котором вышел из строя общедомовый прибор учета);

• начиная с 4 расчетного периода подряд – в соответствии с п. 60.1 Правил N 354 – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг отопления по формулам 2.2 и 2.3 приложения N 2 к Правилам N 354 с учетом повышающего коэффициента (п. 1 Приложения к письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2 сентября 2016 г. N 28483-АЧ/04).

Таким образом, резюмируя вышесказанное, становится ясным, что в рассматриваемой ситуации действия теплоснабжающей организации по начислению платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с момента выхода из строя общедомового прибора учета тепловой энергии являются неправомерными.

Отопительный сезон

Но теперь нужно разобраться, с отопительным сезоном.

В соответствии с типовой формой договора газоснабжения, срок отопительного сезона составляет: 01 октября – 30 апреля. Соответственно, в данный период происходит большее потребление энергии. Но по окончании отопительного периода, потребление энергии становится минимальным, либо полностью прекращается.

Если у потребителя энергии стоит прибор учета, то с ним понятно, сколько платить, т.е. за фактическое потребление энергии. Но если применяется норматив, либо начисление по среднемесячной норме, то у многих потребителей возникает противоречие между суммой начисления в летний период.

Вышеуказанный п.59.1 правил определяет случаи применения среднемесячной нормы. Тогда предположим, что в межсезонный период потребление энергии составляет 50 куб. м, а в отопительный сезон – 600 куб. м, отопительных месяцев 7, неотопительных – 5. Здесь в помощь вступает простая арифметика:

(50 куб. м х 5 месяцев) + (600 куб. м х 7 месяцев) / 12 = 371 куб. м – среднемесячное потребление.

Таким образом, если, в случае обнаружения неисправности прибора учета, либо контрольных пломб, начисление составляет 371 куб. м, а не 600 и не 50 куб. м, это говорит о том, что большее начисление в межсезонный период не происходит и происходить не должно, т.е. среднемесячная норма уже учитывает нюансы большего и меньшего потребления за 12 месяцев (расчетный период).

По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 59 Правил, – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Именно так и говорит п. 60 Правил №354.

Таким образом, если первые начисления по среднемесячной норме потребления равны нормативу – это незаконно, но само понятие «среднемесячная норма» уже закладывает определение среднего из большего и меньшего потребления.

Расчеты за тепло при согласованной нагрузке и выходе из строя прибора учета

В соответствии с п. 114 «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», определение количества поставленной/полученной тепловой энергии (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. На данный момент методика разработана, но официально не утверждена, не согласована Минюстом и не опубликована.

На сегодня также действуют «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя» (зарег. Минюстом России 25.09.95, рег. № 954), в которых в соответствии с разделом 3.2 прописана формула для определения количества тепловой энергии и теплоносителя, полученных водяными системами тепло­потребления.

Между тем, считаем, что правомерность использования данной формулы обоснована разделом IV «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1034, а именно:

  1. При отсутствии в точках учета приборов учета или работы приборов учета более 15 суток расчетного периода определение количества тепловой энергии, расходуемого на отопление и вентиляцию, осуществляется расчетным путем и основывается на пересчете базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за весь расчетный период.
  2. В качестве базового показателя принимается значение тепловой нагрузки, указанное в договоре теплоснабжения.
  3. Пересчет базового показателя производится по фактической среднесуточной температуре наружного воздуха за расчетный период, принимаемой по данным метеорологических наблюдений ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии.

Какие формулы допускается применять при расчете за полученную тепловую энергию, при ранее согласованной тепловой нагрузке, при выходе из строя прибора коммерческого учета тепловой энергии? Правомерно ли использовать следующую формулу: Qрас = Qмакс ? (18– tср.сут.) / [18–(–18)] ? 24 кал/сут., т. е. на основании максимальной подключенной тепловой нагрузки и среднесуточной температуры наружного воздуха согласно данным метеостанции? При этом в договоре оговорено, что подаваемое в сеть количество тепловой энергии не может отличаться от расчетного среднесуточного в соответствии с согласованным температурным графиком работы котельной в зависимости от среднесуточной температуры наружного воздуха более чем на ±3%.

Новости ЖКХ

В данной статье разберем случаи что делать если прибор учета вышел из строя по причине поломки или севшей батарейки, и что в таком случае делать собственнику.

Пунктом 81.12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 г. (далее – Правила № 354), установлено, что прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

По мнению автора в случае выхода из строя элемента питания и соответственно прекращения отображения показаний, прибор нужно признавать вышедшим из строя.

Но есть и случаи, когда это не так явно проявляется, как яркий пример — это прибор учета электроэнергии. Он же питается от сети, а батарейка служит только в период отключения электроэнергии в целях сохранения данных о календарной дате и времени. В случае, когда батарейка в приборе учета села и происходят отключения электроэнергии, то со временем прибор станет показывать дату и время с погрешностью. При действии одного тарифа, такая неисправность в принципе не может повлиять на расчет платы за потребленную электроэнергию. Но совсем другая ситуация возникает при применении в расчетах двухзонного тарифа – день/ночь. При погрешности даты и времени прибор учета, также с погрешностью будет показывать потребление электроэнергии в установленных регулятором зонах. А это, по мнению автора,уже подлежит регулированию подпунктом «г» пункта 81.12 Правил № 354.

Итак, прибор вышел из строя… Что делать дальше собственнику? Менять батарейку самому? Или Исполнитель коммунальной услуги может это сделать?

А здесь обращаем внимание на положения пункта 81.10 Правил № 354: эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Что такое техническая документация? Не знаю никакой иной технической документации на индивидуальные приборы учета кроме как паспорт на прибор учета, и производители еще утверждают руководство по эксплуатации приборов учета.

Открываем и смотрим техническую документацию. Например, на квартирный теплосчетчик достаточно распространенной марки, где черным по белому в руководстве по эксплуатации написано: Ремонт теплосчетчика и замена элемента питания производится только на предприятии-изготовителе или в сертифицированных сервисных центрах. И так делает абсолютное большинство производителей.

А зачем производитель загоняет потребителя в сервис-центры?

В основном обоснование следующее:

замена элемента питания требует вскрытия корпуса прибора учета;

в некоторых случаях установлены специализированные элементы питания, которые отсутствуют в свободной продаже и при установке, в том числе требуется дополнительная пропайка контактов и т.д.;

в большинстве случаев после замены элемента питания требуется колибровка прибора учета для установки точной даты и времени.

ну и конечно привязка потребителя к собственному сервису и дополнительный заработок.

Выходит на месте установки прибора учета элемент питания не поменять…

Соответственно, в силу пункта 81.13 Правил № 354 Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан:

незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности);

обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности);

в случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

Хорошо если сервисный центр расположен где-то в городе потребителя или недалеко, тогда можно еще успеть за 30 дней. А если не успел? Остается расчет по нормативу? К тому же допустим мне в ближайшем сервисном центре была озвучена стоимость замены батарейки в размере 800 рублей в индивидуальном приборе учета тепловой энергии.

Может поэтому потребителям проще менять приборы учета, если конечно разница между ремонтом и стоимостью нового не является слишком большой. Но как-то слишком много проблем из-за небольшой батарейки.

А что если поменять батарейку самому или где-нибудь у знакомого технаря? Опять смотрим руководство по эксплуатации, где указано, что при отправке теплосчетчика в ремонт вместе с прибором должны быть отправлены:

рекламационный акт с описанием характера неисправности и ее проявлениях;

паспорт прибора учета.

С рекламацией в принципе все ясно, а паспорт теплосчетчика направляется в целях внесения соответствующих отметок о ремонте.

И при вводе в эксплуатацию прибора учета после ремонта Исполнитель может увидеть, какие именно манипуляции совершались с прибором учета. И если соответствующих отметок нет, то можно сделать вывод о нарушении потребителем пункта 81.10 Правил № 354 и соответственно недопуска Исполнителем прибора учета в эксплуатацию.

Также интересен вопрос для Исполнителя коммунальной услуги вопрос: а является ли пломбировка после установки прибора учета после ремонта платной услугой или нет?

Смотрим пункт 81.14 Правил № 354: ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 — 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Исходя из буквального толкования указанного пункта законодатель нам специально выделил бесплатную опломбировку только после первичной установки и после проведения процедуры поверки. Следовательно, после ремонта Исполнитель вправе взымать с потребителя плату за повторную опломбировку прибора учета. Но это частное мнение автора, которое может не совпадать с позицией контролирующих и надзорных органов.

Читайте также:  Как сделать разводку теплых полов от отопления
Оцените статью