Футляр для трубы водоснабжения для чего

Футляр для трубы водоснабжения для чего

Пункт 5.4.8 СП 40-102-2000 «Проектирование и монтаж трубопроводов систем водоснабжения и канализации из полимерных материалов. Общие требования» гласит: «При пересечении с канализацией на расстоянии, меньшем 0,4 м (по вертикали в свету), водопроводы из полимерных труб должны проектироваться в футлярах. Расстояние от края футляра до пересекаемого трубопровода должно быть не менее 5 м в каждую сторону».

Каким образом трактовать содержание данного пункта? Необходим ли футляр на трубопроводе водопровода, при пересечении с канализацией более чем на 0,4 метра в свету?

1. Свод правил СП 40-102-2000 Проектирование и монтаж трубопроводов систем водоснабжения и канализации из полимерных материалов. Общие требования не является документом по стандартизации и может применяться в добровольном порядке только в части, не противоречащей документам по стандартизации, в том числе поименованным ниже.

2. Пункт 11.48 свода правил СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения, распространяющегося в том числе и на трубопроводы из полимерных материалов, гласит: «Расположение линий водопровода на генеральных планах, а также минимальные расстояния в плане и при пересечениях от наружной поверхности труб до сооружений и инженерных сетей должны приниматься согласно СП 18.13330.2011 Генеральные планы промышленных предприятий и СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (а также СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений — обязательные требования, включённые в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» — прим.)».

3. Подпункты ж), з), и) пункта 6.12 свода правил СП 18.13330.2011 Генеральные планы промышленных предприятий гласят:

  • «ж) трубопроводы, транспортирующие воду питьевого качества, следует размещать выше канализационных или трубопроводов, транспортирующих ядовитые и дурнопахнущие жидкости, на 0,4 м;
  • з) допускается размещать стальные, заключенные в футляры трубопроводы, транспортирующие воду питьевого качества, ниже канализационных, при этом расстояние от стенок канализационных труб до обреза футляра должно быть не менее 5 м в каждую сторону в глинистых грунтах и 10 м — в крупнообломочных и песчаных грунтах, а канализационные трубопроводы следует предусматривать из чугунных труб;
  • и) вводы хозяйственно-питьевого водопровода при диаметре труб до 150 мм допускается предусматривать ниже канализационных без устройства футляра, если расстояние между стенками пересекающихся труб 0,5 м».
  • трубопроводы хозяйственно-питьевого водоснабжения, расположенные в местах пересечения выше канализационных трубопроводов, заключать в футляры не требуется;
  • при расположении трубопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения в местах пересечения ниже трубопроводов канализации, устройство футляра обязательно с выполнением дополнительных требований подпункта з) пункта 6.12 СП 18.13330.2011, за исключением случаев пересечения, устраиваемых по подпункту и) пункта 6.12 СП 18.13330.2011.

Устройство прокола для канализации: суть методики ГНБ, этапы прокладки, разновидности

Футляры для прокладки труб

При прокладке трубопроводов под автодорогами, железнодорожными путями всегда необходимо использовать трубу–футляр, которая должна превышать по прочностным характеристикам ту трубу, для защиты которой она используются. Чаще всего используются и применяются под футляры стальные трубы. Стальные трубы на футляр в зависимости от требований заказчика, могут использоваться новые, лежалые, восстановленные и трубы б.у.

Все ситуации, в которых устройство защитных футляров для трубопроводов обязательно к применению, указаны в государственных стандартах, строительных нормах и других нормативных документах. К таким случаям можно отнести:

— монтаж газопровода в непосредственной близости от других коммуникаций, таких как сетей водоснабжения, силовых кабелей, теплопроводов,

— прокладка трубопровода под крупными автомобильными трассами,

— пересечение с железнодорожными путями, трамвайными рельсами.

В качестве защитных кожухов, часто их называют «футляры», компания МЕТТЕК предлагает использовать сварные спирально-шовные, прямошовные или бесшовные горячекатаные трубы. Горячекатные трубы применяются в качестве футляров для трубопроводов диаметром до 273 мм, при большем диаметре трубопровода обычно берут сварные спирально-шовные или прямошовные трубы.

По мимо этого, стальные трубы для футляра часто требуются с дополнительной защитой от коррозии, весьма усиленная (ВУС) 2х и 3х слойная изоляция. В большинстве случаев под футляр укладывается б/у труба в хорошем состоянии, из под газапровода, либо обротанная пескоструем водяная труба. Мы так же можем нанести необходимую изоляцию на стальную трубу, ВУС экструдированный полиэтилен, битумно-полимерная изоляция.

При прокладке труб или коммуникаций бестраншейным способом, вначале устанавливают футляры, а потом в них прокладывают трубопровод. Диаметр футляра должен быть больше, чем диаметр прокладываемых труб. Длину футляра обычно определяют исходя из нормативных расстояний и из ширины преодолеваемого препятствия (например, дорожного полотна или насыпи). Защиту футляра от коррозии производят с помощью специальных антикоррозионных покрытий – песчаноцементных, асфальтоцементнобитумных, асбестоцементных, эпоксидных или же полимерных. Выбор метода прокладки футляра зависит от диаметра и длины трубопровода, гидрогеологических условий, физико-механических свойств грунта, а так же наличия в строительной организации соответствующего оборудования, агрегатов и установок.

Футляр под дорогой, бестраншейная прокладка труб в стальном футляре – это удобный, экономически выгодный, безопасный способ строительства различных видов коммуникаций, особенно часто применяемый в условиях густонаселенных и плотно застроенных городов.

Вторым широко распространенным способом прокладки футляра под автодорогой является способ продавливания трубы с помощью гидродомкрата. Применение данного способа позволяет использование различных видов гидравлических домкратов, прокладка осуществляется до выхода конца трубы в точку приемного приямка.

Читайте также:  Термостат 90 градусов для системы отопления

Выбор того, или иного способа зависит от наличия технических средств и оборудования, дистанции прокладки, диаметра футляра, внешних условий и технических задач конкретной прокладки.

Длину футляра обычно определяют исходя из нормативных расстояний и из ширины преодолеваемого препятствия (например, дорожного полотна или насыпи). Защиту футляра от коррозии производят с помощью специальных антикоррозионных покрытий – песчаноцементных, асфальтоцементнобитумных, асбестоцементных, эпоксидных или же полимерных. Прокладка теплотрассы в футляре через железнодорожные пути

Прокладка теплотрассы в футляре через железнодорожные пути горизонтально направленный прокол, как один из методов прокладки коммуникаций через пути железнодорожного сообщения, имеет широкое применение в строительстве трубопроводов. Прокол под железной дорогой, как один из способов бестраншейной прокладки коммуникаций, отлично зарекомендовал себя для сооружения подземных переходов для теплосетей, газопроводов, электрических и оптоволоконных кабелей, водопровода. Метод прокола может использоваться для прокладки любых типов стальных, а так же полиэтиленовых футляров, используемых для возведения инженерных коммуникаций.

Согласно существующим строительным нормам и правилам, для прокладки трубопровода или коммуникаций под железной дорогой рекомендуется использовать стальные футляры.

Защитный футляр для трубопроводов необходим при подземной прокладке коммуникаций. Кожух устанавливают на систему для защиты от давления, трения, вибрации.

Для создания защитных футляров также проводят восстановление бывших в использовании элементов водопроводных и газовых трубопроводов. В производство поступают изделия, поверхность которых не имеет дефектов и видимых повреждений. Специалисты тщательно осматривают конструкции, оценивают их прочность и надежность. Обязательный этап подготовки — очистка поверхности.

Стальной кожух при подземной прокладке трубопровода будет постоянно контактировать с влажными грунтами и грунтовыми водами. Продлить срок службы коммуникаций поможет антикоррозийная изоляция. Ее наносят на футляр до начала монтажа. Нанесение покрытия осуществляется в заводских условиях, полностью автоматизировано.

Бестраншейные технологии

Нас давно разбаловал технический прогресс, и мы уже не мыслим своё существование без воды, которая постоянно должна течь из нашего крана. Но чтобы такой процесс не прекращался, необходимы трубопроводы. Бывают ситуации, когда водопроводную трубу необходимо прокладывать в футляр.

Раньше воду тягали на себе. Вёдра и коромысла были обязательной домашней утварью. Цивилизация далеко шагнула вперёд, и теперь отсутствие воды в кране воспринимается нами, чуть ли ни как вселенская катастрофа.

Строительные объекты требуют бесперебойного водоснабжения, а, значит, водопроводы необходимо всё время поддерживаться в исправности, то есть ремонт должен выполняться своевременно, а прохудившиеся участки, менять на новые.

Подача в дома холодной воды осуществляется инженерными коммуникациями, проходящими под землёй. На какую глубину их можно закладывать зависит во многом от того, какой именно грунт преобладает в данной местности и как глубоко он промерзает зимой.

Прокладка водопроводных труб, в основном, осуществляется открытым способом. Для этого выкапывают траншею на нужную глубину, и в неё укладывают трубы. Но не всегда траншеи проходят по ровным удобным участкам. Иногда путь коммуникациям преграждают, например, автодороги. В таких случаях применяют бестраншейный способ прокладки.

Чтобы предохранить и исключить внешние механические нарушения целостности водопроводных труб, их без использования траншей прокладывают в футляр. Трубам, которые прокладывают под автомобильными дорогами, необходима дополнительная защита, так как они испытывают нагрузки и грунта, и машин, проезжающих по автодороге.

Водопроводные футляры для укладки под насыпью проезжей части изготавливаются из стальных труб, диаметр которых должен быть больше диаметра водопроводной трубы хотя бы на несколько сантиметров.

Ширина полотна дороги не может превышать футляры, проложенные под дорогой. Концы футляров должны выходить за края дороги на определённую проектную величину (как правило, не меньше 2 метров).

Чтобы проложить водопровод под дорогой, необходимо с противоположных сторон выкопать котлованы на заданную глубину. Затем специальным оборудованием, установленным в котлован, делаются отверстия в грунте. В зависимости от ширины дороги, плотности местного грунта и диаметра футляра, используют различные способы. Для городских условий чаще применяют продавливание или прокалывание.

Футлярную прокладку водопровода без рытья траншей используют и под железнодорожными путями. При вводе в здания или различные сооружения делаются соответствующие трубопроводу отверстия. Труба, которая проходит через стену, должна выступать за её пределами на 50 мм.

Особенности монтажа наружного водопровода Пластиковые трубы укладываются в специально вырытую траншею от источника водоснабжения к дому потребителя. Их соединение между собой может…

Срок службы водопровода и его замена Как узнать, нужна ли замена в вашем доме водопроводного оборудования? Как часто это надо вообще делать? Какой срок службы новых труб? Попробуем…

Промышленная укладка водопровода: этапы работы Промышленный водопровод в России уже в самом скором времени будет полностью строиться на основе полимерных материалов. Никакого железа, водостойкого…

Бурение водопровода Обычные люди никогда не задумываются насколько сложно организовать поставку воды в свой дом. На самом деле это колоссальная работа, которая требует…

Защита для деревянного дома Одним из самых древних, но популярных, стройматериалов является дерево, которое очень успешно используется и в наше время. Неповторимый уют, который…

Прокладка футляра под дорогой методом горизонтального бурения: назначение

Футляр под дорогами монтируется, чтобы защитить коммуникации от чрезмерного давления и вибрации, особенно под крупными автомобильными магистралями. Без дополнительного укрепления такие сети могут разрушиться всего через пару десятков лет. Ситуации, где применение защитных футляров для трубопровода обязательно, описаны в государственных стандартах и строительных документах. Это монтаж газопровода в непосредственной близости от сетей водоснабжения и силовых кабелей; прокладка труб под крупными трассами; пересечение с железнодорожным полотном и трамвайными рельсами.

Читайте также:  Система напольного отопления овентроп

Классификация газопроводов

Как и в любой другой сфере, в строительстве газопроводов есть определенная классификация, которая может быть нескольких видов.

Все газопроводы могут отличаться по нескольким критериям:

  • по показателям давления газа, который будет проходить по трубам;
  • по тому, где будет осуществляться прокладка труб, их диаметр, а также в зависимости от местности и характеристик окружающей среды.

Что касается показателей рабочего давления, то газопроводы могут быть нескольких видов:

  • первого класса — показатели высокого давления (более 25 кгс/м2);
  • второго класса — показатели среднего давления (от 12 до 25 кгс/м2);
  • третьего класса — показатели низкого давления (менее 12 кгс/м2).

Однако вопрос давления газа в трубах является вторичным, ведь главным вопросом, с которым сталкивается застройщик, является именно расположение самого трубопровода, т.е. прокладка труб на местности.

Выбор того или иного способа зависит вовсе не от желания самого заказчика, а от тех особенностей окружающей местности, какой диаметр труб используется, от наличия дорог и линий коммуникаций, а также от целого списка факторов. Естественно, что проектированием и решением данного вопроса должна заниматься экспертная группа, которая и даст окончательный ответ и лучшее решение.

В целом же, расположение газопроводов на местности может быть нескольких видов: подземный, надземный и комбинированный вариант.

Надземный газопровод

Данный метод укладки газопроводных труб считается наиболее простым, но в некоторых случаях подобная прокладка труб является недопустимой. Кроме того, у данного способа есть определенный ряд достоинств и недостатков, по сравнению с другими методами. Диаметр труб здесь не важен, он может быть различным, согласно параметрам, указанным в ГОСТе.

Особенности надземного способа укладки:

  1. Из-за того, что трубы, при таком способе укладки газопровода, находятся на поверхности, они требует более частого ремонта. В то же время, ремонтные работы существенно упрощены, если сравнивать с другими методами прокладки труб.
  2. Стоимость укладки труб подобным способом практически на 60% ниже стоимости подземной прокладки. Это обусловлено тем, что нет необходимости рыть траншеи в земле, а сама процедура монтажа заключается в установке труб на специальных опорах.

  1. Использование данного метода оправдано в тех областях, где наблюдается очень высокий уровень грунтовых вод. В этих местностях, применение подземного способа укладки нецелесообразно, ведь существует риск возникновения коррозии и дальнейшего разрушения поверхности труб.
  2. Данный способ укладки не нарушает плодородного слоя почвы, чего не скажешь о подземном способе.
  3. Надземная прокладка может производиться, в большинстве случаев, без остановки автомобильного движения и перекрытия дорог, через которые она осуществляется.

Подземный газопровод

Данный способ не менее распространен, чем надземный, в первую очередь потому, что в некоторых местностях отсутствует возможность укладки газопроводных труб каким-либо иным способом. Диаметр труб, в данном случае, будет напрямую влиять на ширину траншей.

Особенности данного способа:

  1. Прокладка газопроводных труб подземным способом, как правило, более затратная, чем надземная укладка. Речь идет не только о финансовой составляющей, но и проведении дополнительных земельных работ. Однако, данная укладка более долговечна, ведь трубы не имеют прямого контакта с окружающей средой.
  2. Отсутствует необходимость проведения частых ремонтных работ из-за того, что трубы защищены слоем почвы.
  3. Прокладка подземного трубопровода очень часто сопряжена с перекрытием автомобильных дорог и корректировкой пешеходного движения. Подрядная организация, которая осуществляет строительство газопровода, составляет специальную схему движения на участке проведения работ, чтобы люди могли беспрепятственно попасть к себе домой. Кроме того, происходит установка соответствующих знаков на дороге, а также расположение специальной техники на рабочем участке. Данные процедуры должны проводиться только с полным согласованием с инспекцией дорожного движения.
  4. Применение данного метода укладки рекомендуется, если укладка производится через линию электропередачи.

Комбинированный метод укладки

Применение данного способа прокладки может быть оправдано в том случае, если газопровод будет проходить через автомобильную дорогу. Таким образом, часть трубопровода будет проложено надземным способом на открытой местности, а в месте пересечения дороги будет использоваться подземная укладка. Здесь важно учитывать и диаметр труб при проведении земельных работ. Данный способ очень распространен в Москве и области.

Кроме того, прокладка газопроводных труб через автомобильную дорогу сопряжена с определенной трудностью.

Дело в том, что проходящий по дороге транспорт оказывает воздействие на дорожное полотно, осуществляя на нее дополнительную нагрузку. Данное обстоятельство может привезти к повреждению или излишнего давления те коммуникации, которые проходят сквозь эту автомобильную дорогу.

Газопровод, в данном случае, не является исключением. Чтобы этого избежать, для труб газопровода предусмотрен защитный футляр, который монтируется на газопровод.

В каких случаях газопровод укладывается в футляр

На сегодняшний день природный газ играет одну из самых значительных ролей в нашей жизни. Мы привыкли к нему настолько, что даже не представляем, как можно без него обойтись.

Мало кто задумывается о том, что предшествует подаче газа в наши дома и квартиры. До того, как столь полезная коммунальная услуга предоставляется для пользования граждан, и юридических лиц проходит довольно много времени.

Сначала выдаются технические условия (ТУ). На их основании разрабатывается проект газоснабжения объекта. Нередко магистральные газопроводы находятся на значительном расстоянии от того строения, который нужно газифицировать и тогда на разработку документации уходит масса времени. Готовый проект проходит экспертизу и согласовывается с различными службами.

Подающие газ трубы могут проходить по поверхности земли или располагаться на неподвижных опорах. Такие варианты прокладки газопровода считаются наиболее простыми. Иногда ведется подземная прокладка, она считается более сложной.

При подземном способе для газопровода выкапываются траншеи, ширина которых позволяет произвести заложение трубы. Глубина траншей небольшая. Она должна удовлетворять требованиям правил: в местах проживания людей от верхней поверхности трубы до поверхности почвы не должно быть меньше 80 см. За пределами населенных пунктов этот параметр снижается до 60 см.

Читайте также:  Обвязка котельной отопления схема

Основные сложности при подземном виде прокладки возникают тогда, когда газопроводы пересекают дороги.

Прокладка газопровода в футляре осуществляется как раз при таких обстоятельствах. Футляр предохраняет газовую трубу от блуждающих токов и повреждений, связанных с дополнительными нагрузками. Проходящий по дорогам транспорт (автомобили, поезда) неизбежно и регулярно давят на поверхность дорожного покрытия, что может отразиться и на целостности проходящих под дорогами коммуникаций.

Нормативный документ футляр для прокладки газа предусматривает в обязательном порядке. Таким документом является СНиП 42-01-2002.

Другой нормативный документ футляр для прокладки газа регламентирует по определенным параметрам. Так, СНиП 32-01 устанавливает, в частности, положение о минимально допустимом расстоянии, на котором должны быть расположены концы футляров. Если газопровод имеет пресечение с железнодорожными путями указанное расстояние должно быть не менее 50 метров. Такое большое расстояние обусловлено взрывоопасностью природного газа. Регламентируется и глубина укладки. Под полотном железной дороги это расстояние не может быть менее полутора метров.

Из-под автомобильных дорог футляры должны выступать на три с половиною метра.

Футляры выполняются из стальных труб. Их диаметр зависит от размера поперечника газовой трубы. Как правило, различие в диаметрах составляет 100 миллиметров. Стоит отметить, что в футляр укладывают трубу (газопровод), имеющую усиленную изоляцию. Все сварные стыки газопровода проверяются на прочность неразрушающими методами. Только прошедшие проверку трубы могут монтироваться в футляр. Монтаж производится таким образом, чтобы внутри футляра находилось как можно меньше сварных швов.

Газопровод аккуратно размещают внутри футляра на изолированные (диэлектрические) подставки, соблюдая соосность футляра и изолированной трубы. С обеих сторон футляр герметизируют, устанавливая сальники, и заливают битумной смесью.

Примерно за 750 мм от одного из концов футляра в его верхней части просверливается отверстие. В это отверстие вваривается специальная контрольная трубка. Конец этой трубки выводится в находящееся над поверхностью земли устройство – ковер. Это устройство позволяет определить наличие или отсутствие газа в футляре.

Как и при обычной подземной прокладке, дороги могут вскрываться снаружи. Но разборка дорог, особенно тех, по которым ежедневно проходят интенсивные транспортные потоки, связана с большими неудобствами и затратами. Приходится оборудовать временные объезды. Кроме того, что это не выгодно с экономической точки зрения, в крупных населенных пунктах далеко не всегда найдется место для их размещения. Прокладка газопровода через тело железнодорожных насыпей и вовсе запрещена.

При невозможности поверхностного проникновения, применяется закрытый способ прокладки. Он заключается в том, что под проезжей частью оборудуют отверстие, в которое впоследствии и будет проложен газопровод совместно с футляром.

Канал для прокладки инженерной коммуникации может выполняться несколькими способами. Горизонтальное бурение применяется не часто. В городских условиях более приемлемы методы прокалывания или продавливания. В первом случае грунт просто уплотняется, образуя отверстие. Во втором случае весь грунт из полученного отверстия выбирают наружу. Иногда эта операция механизируется, но чаще приходится работать вручную.

В принципе, существуют рекомендации по способу разработки грунта. Они учитывают свойства грунтов и диаметр прокладываемых труб. Но, на самом деле применяют то оборудование, которое имеется в наличии у монтажной организации или то, которое обойдется дешевле.

Прокладка газопровода в футляре производится не только при пересечении с различными дорогами. Если газопровод встречает на своем пути другие инженерные коммуникации, такими, как водопровод или тепловая сеть, то места их пересечения так же заключаются в футляры. Небольшие футляры оборудуются и в местах ввода труб газоснабжения в жилые или производственные здания.

Главная роль, которую играют футляры – это безопасность человека. Но человек часто забывает об опасности, которую представляет природный газ. Не секрет, что не смотря на установление охранных зон, люди проводят земляные работы в непосредственной близости от подземных газопроводов. Столь безответственные поступки могут привести к повреждению и самих газопроводов и их футляров, что очень опасно для человеческой жизни.

Суть методики

Во время прокладки коммуникаций часто возникают препятствия. Это могут быть здания, сооружения, автомобильные или Ж/Д полотна. В таких условиях невозможно использовать традиционную методику укладки труб, так как создание траншеи невозможно. Решением вопроса становится бестраншейная прокладка канализации методом ГНБ (Горизонтально Направленное Бурение). Специалисты называют эту технологию «Прокол», по наименованию одного из первых бурильных комплексов. Методика разработана еще в 1960 году. Она была высоко оценена специалистами, и с тех пор ее отрабатывают и улучшают. В частности, введены дополнительные методы определения препятствий, с помощью ультразвука или радиолокации.

Прокол под канализационную трубу производится путем проходки пилотной скважины, которая имеет заданную траекторию. Затем ее расширяют, последовательно затягивая в пилот буровые штанги. Они представляют собой трубы с конической резьбой на торцах. Спереди резьба наружная, сзади — внутренняя. Длина штанг около 3 м, после соединения они образуют цельный герметичный трубопровод. Когда бурение пилотной скважины завершается, к концу штанг крепят расширитель (риммер) и трубопровод. Затем штанги вытягивают, одновременно расширяя скважину и затягивая трубы.

С помощью этой методики можно прокладывать скважины с изменением направления. Эта технология позволяет обходить препятствия в горизонтальной или вертикальной плоскости. За направлением и положением бурильной головки следит оператор, который координирует действия бурильщика и дает ему команды на поворот головки.

Оцените статью