- Футорка: обзор резьбовых переходников и их подразделение
- Подключение к сети
- Способы изготовления
- Вырубка штампованием
- Вырубание штанцевыми ножами
- Вырезание круговыми ножами
- Резание лазерное
- Термо-формовка
- Вулканизирование
- Ремонт стыка
- Сборка батарей
- Демонтаж чугунных радиаторов
- Сборка радиатора отопления своими руками: соединение секций и крепление
- Подготовка к разборке
- Как выбирается футорка: фото
- Особенности крепления радиаторов
- Разновидности продукции
- Паронитовые элементы
- Прокладки из паронита общего назначения
- Маслобензостойкие аналоги
- Кислотостойкая модифицированная резина
- Армированная продукция
- Поэтапное описание демонтажных работ
- Шаг №1: подготовка инструментов
- Шаг №2: отсоединение батареи
- Шаг №3: разборка радиатора
- Инструмент для сборки радиаторов
- Разметка для крепления
- Выбор системы отопления для дома
- Обзор комплекта подключения радиатора футорки
- Инструмент для сборки радиаторов
- Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий
- Батарей много, а метод сборки один
- Начнем с секций
- Соединение секций
- Несколько слов о креплении
- Процесс выбора прокладки для радиаторов
- Виды систем отопления
- Двухтрубная система
- Применение
Футорка: обзор резьбовых переходников и их подразделение
Ремонт в доме сопровождается множеством переделок, заменой старых элементов, а также модернизацией имеющихся объектов. Одним из важных направлений таких работ является сборка систем отопления и водоснабжения.
От результативности таких процессов зависит комфорт и безопасность проживания в доме. Например, качественно смонтированная система отопления будет гарантировать в холодное время года теплую и уютную атмосферу. Ведь самое главное для человека – это безопасность и комфорт.
Каждая система состоит из множества комплектующих элементов, где каждый из них имеет свое место и конкретное предназначение. Самыми распространенными составляющими выступают переходник, муфта, сгон, бочонок или ниппель, контргайка, футорка и другие. Самым востребованным элементом является футорка.
Подключение к сети
Для самостоятельного подключения к пропиленовым трубам нужно иметь специальный паяльник.
Есть два варианта подключения:
1. Если радиаторный вентиль из пропилена, то его пластиковый патрубок соединяют пайкой непосредственно с подводкой. Затем с крана свинчивают металлический концевик «американки» и вкручивают его в футорку радиатора, используя для герметичности соединения подмотку из льна с пастой или ленту ФУМ. После чего «американку» опять собирают и затягивают ключом накидную гайку.
2. Если радиаторный вентиль металлический, то для подключения к пластиковой подводке используют муфту комбинированную разъёмную с внутренней резьбой. Такая муфта по принципу соединения аналогична металлической «американке», но накидная гайка находится на пластиковом концевике под пайку. Пластиковую часть муфты через соединительный фитинг припаивают к трубе подводки. Муфту разбирают, ответную металлическую часть навёртывают с подмоткой на корпус вентиля и затем собирают её опять, затягивая ключом накидную гайку.
1 — «американка»; 2 — шаровой вентиль; 3 — комбинированная разъёмная муфта; 4 — полипропиленовая соединительная муфта; 5 — полипропиленовая подводка
При подключении к металлической подводке также надо вначале шаровой кран или терморегулятор подсоединить к трубе. Владение навыками сварочных работ необязательно — подключение запорной арматуры к трубе можно сделать при помощи резьбового соединения. Для этого на обрезанной части подводки необходимо нарезать резьбу. Делают это при помощи клуппа. Комплект головок и оправки с одной или двумя рукоятками стоит довольно дорого, но можно купить только одну головку клуппа конкретного размера, а в качестве оправки с рукояткой использовать обычный газовый ключ. Последовательность работ будет выглядеть так:
- трубы подводки обрезают болгаркой под нужный размер, стараясь добиться, чтобы плоскость среза была перпендикулярной к оси трубы;
- зачищают конец трубы от ржавчины и с помощью напильника делают небольшую фаску;
- на рабочий участок трубы и резцы клуппа наносят смазку;
- насаживают головку на фаску;
- центрируют её относительно оси трубы;
- придерживая головку рукой, с помощью газового ключа начинают её проворачивать по часовой стрелке.
В итоге надо получить участок с резьбой размером, приблизительно равным длинной части стандартного сгона (например, для трубы 3/4 — 45 мм).
Затем на этот участок навинчивают контргайку (для Dу 3/4 её толщина равна 9 мм) и муфту (для Dу 3/4 её длина равна 36 мм). Совмещают входное отверстие шарового крана с подводкой и перегоняют муфту с подводки на резьбу корпуса крана (естественно, с использованием подмотки льна или ленты ФУМ). Затем на резьбу рядом с муфтой навёртывают подмотку и перегоняют контргайку.
1 — «американка»; 2 — вентиль; 3 — муфта; 4 — контргайка; 5 — подводка с резьбой
Важно! Рукоятка крана должна быть выставлена вверх или наружу от стены, чтобы ею было удобно пользоваться. После того как запорный кран (или терморегулятор) жёстко и герметично соединены с подводкой, его через «американку» соединяют с футоркой радиатора
После того как запорный кран (или терморегулятор) жёстко и герметично соединены с подводкой, его через «американку» соединяют с футоркой радиатора.
Здравствуйте, уважаемые форумчане! У меня к вам вот такой вопрос: — как определить на батареях отопления, где левая, а где правая резьба? Чем они отличаются между собой? И можно ли это определить на батареях, когда пробка на чугунном радиаторе уже закручена?
Способы изготовления
Инструкция делит уплотнения для радиаторных секций на плоские по форме и объемные аналоги, необходимые для разных конструкций сопряжений.
- Уплотнители плоские делаются из материалов листовых (паронит, резина, кожа, пластик) вырубным способом с помощью штампов, штанцевых ножей. Используется и вырезка лазерами и круговыми ножами.
- Объемная прокладка для чугунного радиатора и аналогов из других металлов производится при помощи термо-формования из поливинилхлорида либо вулканизации из сырого силикона и резины.
Вырубка штампованием
Цена самих штампов высока — это сложные приспособления, которые состоят из многих элементов, сделанных очень точно. Помимо них для работы нужен пресс, на него штамп ставится.
Перед процессом изготовления учитываются габариты прокладки. Чем она больше, тем штамп массивней, а пресс мощнее.
Обратите внимание! Данный метод изготовления уплотнителей высокоскоростной и достаточно дешевый. Поэтому он оптимален для производства массового.
Вырубание штанцевыми ножами
Данный метод похож на предыдущий, однако инструмент более прост и дешев. Процесс производства недорог и быстр. Но служат штанцы недолго, из-за этого способ оптимален для изготовления средних и мелких партий уплотнителей.
Вырезание круговыми ножами
- Данный метод используется для изготовления больших и только круглых прокладок.
- Тут нужно особое оснащение, оно сравнительно дешевое и имеет высокую производительность.
- Как режущие приспособления применяются стандартные лезвия.
- Перечисленные обстоятельства дают возможность производить уплотнители своими руками в любых количествах.
Резание лазерное
В данном случае нет нужды закупать специальный инструмент. На стандартных станках можно производить прокладки любой формы.
Данный метод мог бы стать одним из самых выгодных, кабы не один недостаток. Лазером можно без проблем резать далеко не все материалы. Единственный выход — существенно уменьшать скорость резания, это делает процесс более дорогим.
Термо-формовка
Для данного метода нужен термопласт-автомат с пресс-формой для отливания изделий. Формовочный пресс достаточно дорог. Чтобы «отбить» его стоимость, производство термо-формированных уплотнителей должно быть крупносерийным, серийным либо массовым.
Для мелких партий технология целесообразна только тогда, когда прокладки другим способом произвести нельзя. Следует учесть, что данным методом можно производить лишь изделия из ПВХ.
Вулканизирование
Вулканизация продукции осуществляется на термо-прессах в особых пресс-формах. Подобные формы не так дороги, как аналоги для термопласт-автоматов. Это понижает себестоимость изделий.
Одновременно сама технология вулканизации продолжительна, что влияет на стоимость продукции. Однако другим способом качественные прокладки из силикона и резины получать нельзя.
Ремонт стыка
Для проведения ремонта потребуется:
- специальный радиаторный ключ;
- газовый ключ №2 или №3.
Будем считать, что радиатор снят. Его необходимо уложить на ровную поверхность. После чего снимаются с помощью газового ключа заглушки и футорки (заглушки с отверстиями под трубы).
Секции радиатора соединены между собой ниппелями. Это короткая труба из чугуна с внешней трубной резьбой (наполовину она правая, наполовину левая) и внутренним отверстием, в котором есть два выступа.
Именно эти выступы являются тем местом, куда будут упираться края радиаторного ключа. По сути, это упоры.
На этом этапе потребуется помощник, который зафиксирует прибор отопления в неподвижном положении. Ключ вставляется в отверстие секции так, чтобы края инструмента уперлись в выступы ниппеля. Теперь необходимо с усилием провернуть ключ хотя бы на четверть оборота.
Все дело в том, что долгосрочная эксплуатация чугунных батарей, где используется теплоноситель с высокой температурой, создают условия, при которых ниппель и секция прибора спаиваются между собой. В итоге получается монолит.
Поэтому придется приложить большие усилия, чтобы разорвать эти связи. Как только ниппель немного сдвинется с мертвой точки, переходите на второй параллельный элемент. Нельзя раскручивать секции только с одной стороны, произойдет перекос, который затруднит последующие операции.
Таким образом разбираются все секции. Теперь необходимо зачистить поверхности стыков железной щеткой и наждачной бумагой. Нужно снять только ржавчину.
Обязательно осмотрите ниппели, если их состояние вызывает сомнение, то лучше заменить их новыми
Основное внимание обратите на резьбу
На этой стадии лучше всего провести промывку секций батарей. Струя из шланга и штырь (деревянный или металлический) справятся с этой задачей на отлично.
После чего можно переходить к сборке, предварительно приготовив прокладки. Их можно сделать самостоятельно из жаропрочного паранита или резины толщиною 1 мм. В настоящее время мастера предлагают использовать силиконовый герметик, который может выдержать высокие температуры.
Сборка батареи проводится в обратном порядке. Будьте осторожны, когда закручиваете ниппели
Здесь важно не перекрутить, чтобы не сдавить прокладку до критической нормы. Она просто может порваться
Как и при разборке два ниппеля необходимо вкручивать попеременно.
Нередко случаются ситуации, когда упоры внутри ниппеля под действием долгого соприкосновения с теплоносителем покрываются ржавчиной. И при давлении со стороны радиаторного ключа эти упоры срезаются. Что делать в этом случае, ведь секции просто не раскрутить. Вариант один – сломать секцию, на которой появился свищ.
Это сделать можно двумя способами:
- Просто разбить секцию батареи кувалдой. Делаете это аккуратно, чтобы не сломать хорошие элементы.
- Можно срезать болгаркой. Но место соединения все равно придется разбивать молотком.
Сборка батарей
В принципе, имея под рукой необходимые инструменты, даже новичок сможет собрать или разобрать алюминиевый радиатор своими руками.
Чтобы установить обогреватель из алюминиевого радиатора своими руками, необходимо:
- Расположить батарею на ровной поверхности. Это необходимо для того, чтобы обследовать устройство перед его монтажом и проверить все места соединений на наличие возможных трещин или сколов.
- Перед тем, как соединить элементы обогревателя, резьба в местах соединения очищается не только от мусора, но и от заводской краски. Делается это при помощи наждачной бумаги с мелким зернистым покрытием. Это важно, так как в дальнейшем слой краски может потрескаться, что приведет к течи. Ради товарного вида производители окрашивают не только секции радиаторов, но и места их стыков.
Очищая батарею от краски, нужно следить, чтобы наждачная бумага не оставила на ней царапин, которые так же в будущем могут стать причиной течи.
Все прокладки следует промыть в мыльном растворе. а если в отопительной системе предполагается использование антифриза, то их нужно обезжирить, так как этот носитель способен проникать в любые, даже самые незначительные неровности.Перед соединением секций желательно изучить чертеж ключа для сборки алюминиевого радиатора, чтобы знать, как им пользоваться. Этот металл очень мягкий, поэтому любое слишком большое усилие может повредить резьбу и тогда придется покупать новую секцию.На ниппель гайку надевается паронитовое уплотнение с обеих сторон. Ключ помещается сверху и легко проворачивается пару раз, то же проделывается с нижним отверстием. Только после того, как места стыков были прихвачены, можно при помощи рычага закрутить их более плотно.Отверстие, которое не будет использоваться, закрывается заглушкой, а на другое крепится кран Маевского и сборка алюминиевого радиатора готова.
После того, как будут собраны все секции радиатора, его можно подсоединять к отопительной системе и проверять на наличие возможных мест протечки. Так как алюминиевые батареи достаточно легкие, их вполне можно подсоединить своими руками, даже не имея для этого соответствующих навыков.
Демонтаж чугунных радиаторов
Чтобы провести демонтаж таких приборов отопления своими руками, потребуется следующий инструмент:
Размеры чугунной батареи.
- Трубный ключ номер 3, для отворачивания контргайки и футорки.
- Труборез для обрезки трубы или болгарка.
- Ножовка по металлу.
- Зубило.
- Молоток и кувалда.
- Щетка для удаления ржавчины.
Работы по демонтажу таких отопительных приборов, как правило, проводятся летом, когда система отопления отключена. До начала демонтажных работ необходимо слить воду из трубопроводов отопления.
Затем трубным ключом отворачиваются контргайки, стоящие на подводящих воду трубах, отворачиваются футорки и радиатор снимается с кронштейнов.
В случае если контргайки отвернуть невозможно, обрезаются подводящие теплоноситель трубы и устройство демонтируется.
Сборка радиатора отопления своими руками: соединение секций и крепление
Необходимость сборки-разборки отопительной конструкции возникает, когда одна из секций дала течь, еще при желании сэкономить на сборке всего комплекса, при необходимости наращивать секции, так как изначально вы «промахнулись» с их подсчетом. Как видите, причин множество, они менее важны, чем процесс, которому посвящается наша инструкция.
Конечная цель – теплые батареи.
Подготовка к разборке
На этом этапе нужно приготовить все необходимые инструменты и демонтировать батарею с места крепления. Для работы, в зависимости от вида и состояния радиатора, могут понадобиться такие инструменты:
- радиаторный (ниппельный) ключ;
- разводной ключ или набор гаечных ключей с разными размерами головок;
- автоген или болгарка;
- строительный фен;
- молоток, кувалда;
- зубило.
Инструменты для разборки батарей отопления
Ниппельный ключ представляет собой железный прут с головкой в виде лопатки на одном конце, и отверстием или загнутым «ухом» на другом. Приобретенный в магазине инструмент имеет засечки, расстояние между которыми равно ширине секций радиатора отопления. Они помогут найти месторасположения нужной ниппель-гайки.
После подготовки инструментов, необходимо обустроить место для разборки радиатора. Подойдет пол или прочный стол. Нужно учитывать то, что из батареи будет вытекать грязная вода, и не забыть подстелить под нее непромокаемую ткань.
Как выбирается футорка: фото
Абсолютно любая покупка будет основываться на каких-то правилах и критериях. Они есть при приобретении футорки.
Специалисты выделяют следующие требования при покупке:
- Габариты. Если вы не знаете параметры оборудования, то покупка не приведет к положительному результату.
- Не смотря на то, что производители на данный момент выпускают комплекты с разными диаметрами, знать диаметр резьбы очень важно. Это исключит возможные не состыковки. Помочь в выборе сможет инструкция к оборудованию.
- Определите, качественно ли изделие. Если футорка хорошая, то резьба будет исключать видимые повреждения. Кроме того все должно быть обработано. Поверхность должна быть гладкой.
Самое главное, это проверка качества. Приобретая деталь ее нужно проверить на деле, для этого достаточно прикрутить предмет на двойную резьбу. Если вы не почувствуете сопротивления то это свидетельствует о качестве продукции.
Особенности крепления радиаторов
Самые требовательные к прочности крепления и основания — радиаторы из чугуна. Кроме веса самого изделия, определенную роль играет и внутренний объём секции. Если у популярной серии чугунных радиаторов МС-140 объём может достигать почти 1,5 литра, то у алюминиевого радиатора он не более 0,5 литра, а у биметаллических и того меньше.
При расчёте количества кронштейнов руководствуются положениями п 3.25 СНиП 3.05.01–85 — один кронштейн на 1 кв. м площади нагрева чугунной батареи (но всего их должно быть не менее трёх). Площадь нагрева одной секции зависит от её типа. Например, у М-140 она равна 0,254 кв. м, и для батареи из 12 секций уже надо четыре кронштейна.
Если батарею крепят на три кронштейна, схема крепления выглядит так: две точки внизу, одна посередине вверху. Четыре кронштейна устанавливают попарно друг над другом. А изгиб кронштейна должен обхватывать шейку радиатора (место соединения двух смежных секций).
Крепление биметаллических и алюминиевых радиаторов происходит по той же схеме, что и чугунных. И причина уже не в весе батареи и теплоносителя, а в тонких стенках стальных вкладышей биметаллических изделий, в низкой устойчивости к механическим нагрузкам алюминия и в слабой прочности резьбовых соединений отдельных секций обоих видов радиаторов. Поэтому для них также надо не менее трёх точек опоры.
Чугунные радиаторы устанавливают на кронштейны с дюбелями, закреплёнными в бетонных и кирпичных стенах. Для биметаллических и алюминиевых радиаторов кронштейны можно крепить ещё и к деревянным стенам.
В остальных случаях для установки надо использовать две напольные подставки с фиксацией к стене верхней части радиатора. Если количество секций больше десяти, то нужны три подставки.
Разновидности продукции
В большинстве случаев все комплектующие приобретаются при покупке самих батарей. В строительном магазине консультанты обязаны знать, какие потребуются прокладки для биметаллических радиаторов, а какие нужны для изделий из чугуна. Но зачастую покупатель идет исключительно за запчастями. Поэтому не помешает подготовиться, чтобы приобрести то, что нужно.
Паронитовые элементы
Они производятся из прессованной резины с добавками асбестовых волокон и порошковых веществ.
Межсекционная радиаторная прокладка данного типа чаще всего используется в квартирах с центральным отоплением.
- Прекрасно выдерживает температурный режим в +85-100º .
- Наиболее популярным считается изделие, изготовленное по ГоСТ №15180-86. Для производства используется паронит ПМБ, ПОН-Б и ПК, а также армированный паронит.
- Изделия производятся путем вырубки на прессе или вырезкой круговыми ножницами, а также плоттером.
Прокладки из паронита общего назначения
- Такие уплотнители эффективны для трубопроводов с жидким и газообразным носителем.
Обратите внимание! Такие прокладки для чугунных радиаторов отопления применяются в трубах с водой, паром, различными растворами, а также маслами. Не реагируют на инертные газы, аммиак в разных состояниях, спирт, азот, кислород.
- Они рассчитаны на температуру от -50º до +450º.
- Снабжаются маркировкой ПОН-Б и ГоСТом №15180-86.
Маслобензостойкие аналоги
- Он рекомендован для трубопроводов с транспортировкой маслянистых жидкостей и газов.
- Их лучше использовать там, где проходит теплоноситель, являющийся техническим маслом, а также нефтепродукты, углеводороды в сжиженном или газообразном состоянии, расплавленный воск, коксовый газ, азот, кислород.
- Температурный режим от -50º до +450º.
- Маркируется как ПМБ.
Кислотостойкая модифицированная резина
- Сохраняет герметичность во , переносящих агрессивные соединения, например – антифриз.
- Прокладки эффективно работают при контакте с кислотами и щелочами, растворителями органического происхождения и различными газами.
- Выдерживают от -50º до +250º.
- Снабжаются маркой ПК.
Армированная продукция
- Снабженная армирующей сеткой прокладка для чугунного радиатора монтируется в межсекционное пространство бытовых батарей в том числе.
- Пар, воду, различные газы, маслянистые вещества уплотнитель прекрасно держит.
- Температурный режим -50º до +450º.
- Маркируются ПА.
Поэтапное описание демонтажных работ
Пару слов о том, когда может понадобиться разборка батареи отопления:
- В случае замены старого радиатора на новый, имеющий большую производительность и лучший внешний вид.
- При потребности в добавлении дополнительных секций для батареи.
- При необходимости замены отдельной секции или прокладки, давших течь.
Инструкция начинается с подготовки необходимых инструментов:
Шаг №1: подготовка инструментов
Фото ниппельного ключа
Образец газового ключа
Совет: ниппельный ключ с учётом того, что он в хозяйстве нужен очень редко, а цена его не самая низкая, рекомендуется не покупать, а брать в прокат.Это позволит сэкономить семейный бюджет.
Шаг №2: отсоединение батареи
Перед тем, как разобрать алюминиевый радиатор отопления или чугунный, необходимо его отсоединить от системы обогрева. Для этого в обязательном порядке необходимо отключить отопление и слить со стояка воду, иначе вы попросту затопите помещение и получите ожоги.
Совет: рекомендуется перед началом демонтажа застелить пол под батареей плёнкой, тряпками или хотя бы газетами, чтобы избежать попадания на него остатков жидкости, которая может оказаться в контуре даже после слива стояка.
Далее в зависимости от сложности можно выделить три ситуации:
- Полипропиленовые трубы. В этом случае муфтовое соединение, как правило, скручивается голыми руками, не доставляя никаких трудностей.
- Стальные новые. Приложив некоторые усилия, вы, скорее всего, сможете раскрутить сгоны на входе и выходе батареи с помощью газового ключа.
Отсоединение новых стальных труб
- Старые стальные или чугунные трубы . Сначала пробуем, сняв краску с места стыковки паяльной лампой и металлической щёткой, пробуем раскрутить соединение так, как описано в предыдущем варианте. Но в долго проработавших системах чаще всего это не даёт результата, и тогда просто срезаем сгон «болгаркой» или автогеном.
Порезка старых сгонов с использованием «болгарки»
После отсоединения батареи от труб снимаем её с крюков и укладываем на ровную плоскость.
Шаг №3: разборка радиатора
Схема отсоединения секций батареи
Отрезок трубы или ломик
Батарея может быть чугунной, алюминиевой или биметаллической.
Наиболее сложным вариантом для разбора является первый из перечисленных, с него и начнём:
- Как разобрать чугунный радиатор отопления собственными силами:
Осторожно, проверяем ход резьбы на футурках или заглушках, который может быть как левым, так и правым. Вставляем ниппельный ключ внутрь, усиливаем его крутящий момент с помощью отрезка трубы или ломика
Срываем резьбу, прокручивая инструмент на четверть оборота сначала в верхней части, а затем в нижней. Затем также попеременно продолжаем откручивать ниппели, чтобы радиатор не перекосило. Основной проблемой старых батарей является то, что футорки могут прикипеть в процессе долгих лет эксплуатации и не поддаваться ключу. В таком случае место соединения необходимо прогреть круговыми движениями паяльной лампой, после чего снова попробовать открутить ниппель. Процедуру повторяем до тех пор, пока резьба не поддастся. Если же всё равно ничего не выйдет, то придётся резать автогеном.
Разобранная старая чугунная батарея отопления
- Давайте выясним, как разобрать биметаллический радиатор или алюминиевый?Процедура практически аналогична вышеописанной, но имеет несколько отличий:
- Используется ниппельный ключ меньших размеров.
- Не требуются столь большие усилия при откручивании ниппелей.
- Заглушки и футуроки обладают маркировкой направления резьбы в виде букв S и D, где первая обозначает левый ход, а вторая – правый.
- Металлические прокладки, находящиеся между секциями, протираются, шлифуются и хранятся до последующей сборки батареи.
Разборка алюминиевой батареи
После осуществления описанных задач вы можете заменить давшую течь деталь, добавить секцию или вообще установить новый радиатор на место старого.
Инструмент для сборки радиаторов
Для сборки алюминиевых радиаторов отопления нам понадобятся: универсальный ключ для американки и накидной гаечный ключ.
Примечание: при использовании металлических ключей — накидных и особенно рожковых, велика вероятность, повредить финишное покрытие на поверхности перечисленных изделий, как получилось в моем случае, так что обратите на это снимание и не повторите моей ошибки. Рекомендую использовать ключ пластиковый для радиаторных пробок, футорок и воздухоотводчиков, пример которого показан на фото.
Разметка для крепления
Стандартным местом размещения радиатора считается простенок под оконным проёмом. Согласно СНиП 3.05.01–85 (п. 3.23) батарея со стороны стояка не должна выходить за границу оконного проёма, а совпадение их осей не обязательно. Но чтобы батарея смотрелась в интерьере гармонично, она должна располагаться симметрично относительно вертикальной оси проёма. Поэтому сначала по уровню отбивают эту ось.
Второй шаг — отбивка горизонтального уровня положения батареи и обеспечение соосности при подключении подводок к футоркам.
Но тут есть одна особенность — горизонтальные каналы радиатора должны быть сориентированы строго по уровню, а трубы прямой и обратной подачи должны иметь небольшой уклон относительно хода теплоносителя. Эти углы нужны для уменьшения силы сопротивления потоку и для снижения риска завоздушивания батареи. Значение уклона очень небольшое — 5–10 мм на длину подводки более 50 см (СНиП 3.05.01–85 п. 3.18), а стальные трубы подводки длиной менее 1,5 м к стене не крепятся. И если происходит замена батареи с привязкой к уже существующей разводке, то, например, для однотрубной системы со стояком смещение положения вверх (или вниз) может нивелировать уклон прямой (или обратной) подачи.
Само же положение радиаторов должно обеспечивать выполнение следующих условий:
- расстояние от пола — более 6 см;
- расстояние от подоконника — более 5 см;
- расстояние от стены — более 2,5 см.
Выбор системы отопления для дома
Вопрос выбора системы отопления определён изначально. Можно, конечно же, поупражняться в красноречии о создании модных сегодня энергосберегающих систем, солнечных батарей, ветряных генераторов или ещё чего-то. Но если серьёзно говорить о создании своими руками работающей системы, дающей достаточно тепла для вашего дома, то нужно отбросить фантазии и приступить к работе.
Основной и самый доступный вид топлива — это газ, который и дешевле, и эффективнее остальных. Поэтому — если газ есть, нужно однозначно выбирать систему отопления, работающую на этом топливе. Если же его нет, тогда приходится думать о других вариантах.
По сути, все современные системы похожи друг на друга и отличаются только видом топлива, теплоносителем, способом укладки магистралей и типом подключения отопительных приборов. Ну и, конечно же, речь будет идти об автономной системе, не связанной с централизованными коммуникациями (городскими, от котельной и другими).
И ещё одна деталь. Нужно определиться, будете ли вы только обогревать помещения, или вам ещё потребуется горячее водоснабжение. В первом случае нужен одноконтурный котёл, во втором двухконтурный.
Рассмотрим автономную водяную систему обогрева с двухконтурным котлом, работающую на природном газе.
Обзор комплекта подключения радиатора футорки
Добрый день, уважаемые читатели. Сегодня мы рассмотрим довольно легкую, но не менее важную тему: » Обзор комплекта подключения алюминиевого радиатора (футорки)»
Что-то писать во вступлении не буду, да и лучше сразу перейти к делу.
Перед нами практически полное подключение (кроме кранов).
— крепления радиаторов с дюбелями
— комплект подключения футорок 4 шт., развоздушник (кран Маевского), заглушка, ключ под развоздушник
Крепление радиатора с дюбелем.
Крепление металлическое покрытое белой краской, что позволит не выделяться на фоне радиатора. Сначало сверлим отверстие в стене, забиваем дюбель, закручиваем крепление в дюбель. В углубление крепления ложится радиатор. Для монтажа радиатора для лучшей фиксации вам понадобится 4 шт. крепления.
В комплекте идет 2 шт. футорки с прокладками. Они также покрашены в белый цвет, чтобы не выделяться. Накручиваются на радиатор без особого труда. Если присмотреться, то на футорке можно увидеть букву «D» — это означает с какой стороны вкручивается футорка. в данном случае «справа».
Все тоже самое с покрытием и применением, что и предыдущая футорка, только здесь уже буква «S» и соответственно подключение «слева».
Заглушка вкручивается в футорку просто, чтобы заглушить если с данной стороны нет подключения. Заглушка закручивается абсолютно во все футорки, будь то левая или правая футорка. Цвет заглушки белый, в комплекте с прокладкой.
Развоздушник или кран Маевского
Функция развоздушника — убирать воздух, который образовался в системе отопления, а точнее в радиаторе. Развоздушник монтируется таким образом, чтобы слив (маленькое тонкое отверстие) было вниз. Когда стравливается весь воздух из радиатора нужно слить еще пару литров воды и соответственно, чтобы вода не брызгала во все стороны, а строго вниз направление должно быть вниз
Обратите внимание на эту монтажную мелочь, как направление отверстия для развоздушивания. Цвет развоздушника белый, прокладка в комплекте
Ключ для развоздушника
Открывать развоздушник можно при помощи специального для этого ключа. Если ключа нет или вы его потеряли, можно воспользоваться обычной плоской отверткой, только не едьте специально за ним на стройрынки. Такие случаи были, когда этот ключ продавался )))
Футорка с заглушкой в сборе (слева), футорка с развоздушником в сборе (справа)
Вот так выглядит футорка в сборе будь то заглушка или развоздушник, либо же идет продолжение подходящей к радиатору трубы.
Подключение алюминиевого или биметаллического радиатора.
Вот схематично показано, как подключается радиатор (батарея). Думаю, что-то пояснять излишне. Все прекрасно показано. В футорку мы подключаем либо шаровый кран с продолжением с трубой, либо заглушку, либо развоздушник. Но в любом случае у нас будет труба подачи в радиатор, труба обратки из радиатора, развоздушник (ставится всегда в верхней части радиатора, заглушка.
Верхняя часть алюминиевого радиатора в разрезе с футоркой
Вот так выглядит вкрученная футорка в радиатор. Как видим футорка достаточно хорошо и глубоко вкручивается в радиатор, что достаточно надежно.
Футорка вкручена в радиатор (подключение снизу)
Здесь мы вкрутили футорку («D»-правая) в цельный алюминиевый радиатор. дабы показать, как она выглядит с этой стороны.
Футорки с первого взгляда очень просто и незначительно, но подбирайте даже эти запчасти с умом. И помните, всегда лучше доверить дело профессионалам, как в плане продажи, так и в плане монтажа.
Спасибо за внимание, скоро подготовим вам еще нужных и интересных статей
Инструмент для сборки радиаторов
Для сборки алюминиевых радиаторов отопления нам понадобятся: универсальный ключ для американки и накидной гаечный ключ.
Примечание: при использовании металлических ключей — накидных и особенно рожковых, велика вероятность, повредить финишное покрытие на поверхности перечисленных изделий, как получилось в моем случае, так что обратите на это снимание и не повторите моей ошибки. Рекомендую использовать ключ пластиковый для радиаторных пробок, футорок и воздухоотводчиков, пример которого показан на фото.
Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий
Чтобы отсоединить радиатор от системы и снять его с места крепления, необходимо выполнить следующее:
- Остановить циркуляцию воды и сбросить давление.
- Если батарея отопления горячая, нужно подождать пока она остынет, а затем отсоединить от системы. Для этого нужно открутить соединительные муфты на входе и выходе.
- Отодвинуть муфту от радиатора по трубе снять устройство с кронштейнов.
- Слить оставшуюся воду и положить изделие на место разборки лицевой стороной вверх.
- Вытянуть и сразу промыть фильтр, чтобы загрязнения на нем не засохли.
Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий
На следующем этапе радиатор разбирается на отдельные секции. Чтобы избежать повреждений во время работы, необходимо разобраться в какую сторону нужно крутить ниппель-гайку. Этот элемент представляет собой кольцеобразную гайку с внешней резьбой и пазами внутри с обеих сторон. При этом на одной гайке есть и правая и левая резьба. Если ее откручивать, то соседние секции батареи будут равномерно раздвигаться, а при закручивании – стягиваться.
Обычно производители делают отметки на лицевой стороне заглушек и футорок, которые обозначают направления резьбы. О обозначает правостороннюю резьбу, «S» – левостороннюю. Для точного определения направления движения, рекомендуется взять свободную ниппель-гайку и попробовать наживить ее на резьбу в радиаторе. Определившись, в какую сторону она закручивается, станет понятно, куда вращать ключ, чтобы разъединить секции.
Важно!Если ниппель-гайку крутить не в ту сторону, можно легко сорвать резьбу и на ней и на батарее отопления
Определившись с направлением резьбы, вставьте ниппельный ключ в радиатор и продвиньте к нужной гайке. Сделать это помогут насечки на инструменте. Когда он будет находиться в пазах, вставьте в отверстие с другой его стороны рычаг. Чтобы сдвинуть гайку с места потребуется приложить усилие. Позовите помощника, чтобы он зафиксировал радиатор на одном месте.
Ремонт биметаллических радиаторов
Когда гайка продвинется на половину оборота, переходите на другую сторону, чтобы открутить вторую, и выполните такие же действия. Убедившись, что обе гайки вращаются без прикладывания большой физической силы, постепенно откручивайте то одну, то другую сторону, продвигаясь на 5-7 мм.
Прокладка между секциями радиатора
После разъединения заберите металлические прокладки, которые были между секциями. Если они находятся в хорошем состоянии, то их можно будет установить назад при сборке, если в плохом, то используйте их в качестве образца для покупки новых. Силиконовые прокладки нужно менять обязательно.
Батарей много, а метод сборки один
Хотим вам напомнить, что батареи могут быть нескольких видов по материалам:
И нескольких видов по конструкциям:
К сведению! Секрет прост: методика сборки различных радиаторов одна + методика обвязки радиаторов тоже одна. Поэтому сегодняшний материал является универсальным для всех видов батарей.
Начнем с секций
Проведем сборку на примере секционных батарей. Чтобы как-то дополнить сведения, разберем моменты обвязки радиаторов, тем более что они однотипны и для секционных и для панельных обогревателей.
Расставляем все по местам.
Обвязка начинается с распределения ролей:
- На каждом радиаторе, независимо от вида, имеется четыре резьбовых входа. Наша задача — определиться со схемой входа-выхода теплоносителя для правильной расстановки заглушек и грамотного подключения элемента в сеть;
Совет! Если вы производите обычную замену радиатора, то придумывать вам уже ничего не надо. Вы делаете все по подобию предыдущего радиатора. Верхний вход, нижний выход. Противоположное верхнее резьбовое отверстие – проходная заглушка с краном Маевского. Противоположный нижний резьбовой выход – глухая заглушка.
- Роли распределены. Производим сборку:
- Начало – соединение крана Маевского и глухой заглушки. Для этих целей подойдет льняное волокно и специальная паста для герметизации резьбовых соединений;
- Волокно наматывается ровными прядями без комков и гребней в направлении противоположном направлению резьбы заглушек;
Для дополнительной герметизации деталей используем волокно.
- Затем паста фиксирует это волокно на своем месте;
- С помощью гаечного ключа заглушки устанавливаются на свои места.
Разводной гаечный ключ — прекрасный помощник.
Совет! В продаже имеются специальные ключи с фигурными выемками под основные параметры монтажного комплекта. Для обвязки радиатора вполне хватит и разводного ключа, хотя его возможностей будет маловато для заглушек для чугунных радиаторов. Тогда вам все равно понадобится газовый ключ.
- Чуть сложнее с входом воды и водоотведения. Сегодня в батареях устанавливаются краны, названные американками, это соединения с накидной гайкой обеспечивают максимально надежное соединение. Их установка происходит следующим образом:
- Резьбовая часть, входящая в радиатор, оформляется так же, как уже было описано – волокном и пастой;
Рекомендации! Лен и пасту можно заменить ФУМ лентой, так советуют многие. Действительно можно, но делать это надо грамотно. Такая замена возможна в домах и квартирах, где стоит автономная система отопления, где давление теплоносителя в сети достаточно низкое – контур замкнут. ФУМ лента в таких условиях чувствует себя очень комфортно. При скачках давления, нередких гостях общей системы подачи тепла лента может разрушаться. Итог понятен – течь.
- Закручивается американка не обычным газовым ключом, а шестигранником.
Совет! Во многих видео материалах вы можете увидеть, как американку закручивают стамеской, квадратным штырем и даже одним захватом от плоскогубцев. Насколько это оправданно — судить не беремся, но родной ключ все же – лучше.
Соединение секций
Для этого нам понадобятся ниппеля – специальные соединители секций с уплотнительным резиновым кольцом, а также ключи для затягивания ниппелей.
Наша справка! Ниппель – вид соединения, представленный отрезком трубы с центральной поперечной бороздой для резинового уплотнителя. От борозды отходят гребни с резьбой под правую и левую сторону. Такая конструкция позволяет закрутить соединитель в резьбовые гнезда с одновременным сводом ребер радиатора друг к другу.
Как собрать секции радиатора отопления?
Алгоритм сборки несложен:
- Сборка секций алюминиевых радиаторов, как и сборка биметаллических радиаторов отопления своими руками начинается с «наживления» ниппелей в резьбовых отверстиях;
Фото ниппеля с уплотнителем.
Совет! Если вы соединяете две секции, то стыковочные окна должны иметь: одно — правую резьбу, другое — левую.
- Сборка алюминиевых радиаторов отопления, как и сборка чугунных радиаторов отопления своими руками происходит равномерным затягиванием резьбовых соединений ниппеля и секций с помощью специальных ключей;
Ключи для сборки ребер.
Наблюдение! Работы по монтажу батарей лучше проводить вдвоем. Это и легче и соединение проще контролировать.
- После стыковки необходимого количества секций сборка аллюминиевого радиатора, как любого другого, осуществляется по схеме обвязки, которая уже описана.
Несколько слов о креплении
Как собирать биметаллические радиаторы, как собрать алюминиевый радиатор мы уже описали. Неважен тип конструктора, сборка ребер происходит по аналогичному принципу своими руками. И здесь также лучше работать вдвоем.
Совет! Если вы меняете, к примеру, чугунный радиатор на стальной панельный, то типы креплений чугунных конструкций вам не подойдут. Их надо снимать, а новые устанавливать. Благо в комплектах панельных обогревателей они есть. И пока один человек будет проводить черновую стыковку, второй может отметить места будущих креплений.
Все что хорошо для секций — не подойдет для панелей.
В копилку. Если вы стыкуете батареи не к стояку, а подключаете к автономке, то мастера советуют сделать небольшой наклон батареи около 5 градусов так, чтобы кран Маевского находился несколько выше входного соединения с подачей теплоносителя. Результатом такого соединения, есть то, что если воздух и будет скапливаться в системе, то именно у крана, а не располагаться над водным потоком по всему периметру трубы .
Процесс выбора прокладки для радиаторов
Определяясь, какие прокладки использовать для отопления, учитывать нужно не только материал, из которого они изготовлены, но и размер.
Размер изделия определяется такими показателями:
- внутренним сечением прокладки (d);
- внешним диаметром (D);
- толщиной изделия (s).
Стоит отметить, что внутреннее сечение межсекционной прокладки для радиатора должно полностью совпадать с размером входного отверстия на секции радиатора. Желательно также, чтобы края прокладок не выходили за пределы секции – в противном случае, в этих местах возможна утечка теплоносителя.
Виды систем отопления
От вида системы отопления в квартире или доме напрямую зависит уровень теплообеспечения. По схеме подключения труб можно выделить 3 вида систем: однотрубная, двухтрубная система и с использованием коллектора.
Двухтрубная система
Двухтрубная система отопления предполагает поступление горячего теплоносителя к каждому радиатору по отдельности (параллельное соединение), по одной трубе. Таким образом, все они прогреваются до одной температуры. А остывшая жидкость поступает в отдельную обратную трубу и перемещается в котёл для повторного нагрева. В этом случае правила установки радиаторов отопления упрощаются. Ведь для замены возможно отсоединение от системы только одного старого радиатора.
Применение
Интересующие нас изделия используются двумя способами:
- Межсекционная радиаторная прокладка обеспечивает герметичность соединения секций. Она стягивается ниппелем — короткой трубкой с противонаправленными резьбами — и зажимается между плоскостями срезов верхнего и нижнего коллекторов.
- Кроме того, прокладки используются при установке радиаторных пробок на алюминиевые и биметаллические отопительные приборы.
Однако: в последнем случае они могут быть заменены подмоткой. В ее качестве могут использоваться сантехнический лен с пропиткой силиконом или краской, лента ФУМ или полимерная нить-герметик.