Отопление и вентиляция гаража
В этой статье: как создать эффективную вентиляцию в гараже; естественная и принудительная вентиляция гаража; центральное отоплении гаража; гаражное отопление — воздушное и инфракрасное.
В зимние холода крыша «над головой» требуется не только людям, но и личному транспорту — автомобилю. Причём нюансов в гаражном вопросе гораздо больше, чем это кажется на первый взгляд. Прежде всего, отопление гаража напрямую связано с эффективной вентиляцией — в закрытом, более-менее отапливаемом помещении коррозия кузова авто, откатавшегося по заснеженным трассам, ускорится многократно по причине влаги, скопившейся на днище и подкрылках. Многие автолюбители предпочитают сохранять в гараже минусовую температуру, не позволяя влаге таять. Однако в таком гараже хозяину «железного коня» находиться будет весьма некомфортно. Решение есть — построение эффективной вентиляции и отопления , причём сделать всё это можно своими руками.
Зачем нужна вентиляция гаража
Гараж представляет собой изолированное от внешней атмосферы помещение, со своим микроклиматом. И в этом микроклимате активно накапливается конденсат, в особенности с наступлением холодного сезона. Положение авто в гараже без эффективной вентиляции ещё больше усложняет смотровая яма — источник тепла из земных недр. Казалось бы, что в этом плохого, ведь поступление тепла лишь улучшит условия хранения автомашины? Дело в том, что поток тёплого воздуха из смотровой ямы содержит большее количество влаги, которая становится либо каплями конденсата на автомобиле, внутренних поверхностях и предметах в помещении гаража, либо, при минусовой температуре в гараже, налётом инея на тех же поверхностях.
Помимо устранения излишков влаги, вентиляция гаража призвана удалять токсичные примеси, как-то: выхлопные газы, испарения топлива и всевозможных растворителей. Качественно выстроенная система вентиляции гаража обеспечит полную смену внутреннего объёма воздуха в этом помещении дважды за один час.
Вентиляция в гараже своими руками
Необходимо устроить так, чтобы был приток свежего воздуха извне и его вытяжка из гаража. С позиции отопления этот процесс выглядит нелогично, ведь при этом значительная часть тёплого воздуха, нагретого обогревателем или печкой, будет постоянно уходить из помещения гаража. Но, с другой стороны, в процессе приточно-вытяжной вентиляции поступивший снаружи холодный и менее влажный воздух нагреется, вберёт в себя влагу из помещения и выведет её за пределы гаража.
Существует два эффективных варианта приточно-вытяжной вентиляции — естественная и принудительная.
В первом варианте небольшая, но достаточная воздушная тяга образуется за счёт более высокой (по естественным причинам) температуры внутри гаража, во втором — за счёт, к примеру, вытяжного вентилятора.
Естественная вентиляция
Простейший способ устройства вентиляции в кирпичном гараже — образование в кирпичной кладке вентиляционных каналов сечением 260х130 мм (в один кирпич). Можно воспользоваться пустотелыми блоками или кирпичами, уложив их в кладку боковых стен гаражной постройки. Такие вентиляционные проёмы выполняются сверху и снизу в каждом углу по бокам гаража, предотвратить проникновение в гараж птиц и грызунов помогут металлические сетки или решётки, которыми перекрывают вентиляционные проёмы. Какая-то вентиляция при этом достигается, вот только насколько она эффективна — судить об этом сложно.
Классическое построение приточно-вытяжной вентиляции заключается в установке двух труб — первой в одном углу, второй в противоположном. Естественный воздухообмен возможен только при потоке воздуха снизу вверх, поэтому первую трубу следует расположить в горизонтальном положении, в 150–300 мм от уровня пола, входное отверстие вытяжной трубы должно быть практически на уровне потолка. Диаметр вентиляционных труб определяется, исходя из общей внутренней площади гаража: на один м2 площади — 15 мм диаметра трубы. Материал для создания вентиляционных труб может быть любым — доска, пластик, кирпич, кровельное железо, популярны готовые воздуховоды, выполненные из алюминиевой фольги. От попадания в поднятую над уровнем гаражной кровли на 500 мм вытяжную трубу дождевых потоков на её торце крепится конический, цилиндрический, пирамидальный колпак. Для быстрого перекрытия вытяжного канала при появлении обратной тяги (опрокидывании тяги) его требуется оснастить заслонкой, которой можно полностью перекрыть сечение трубы.
Недостатки естественной вентиляции:
- Она работает только при наличии разницы температур между внешней и внутренней атмосферой, т. е. снаружи температура воздуха должна быть ниже. Соответственно, в тёплое время года естественная вентиляция практически не действует.
- Большое значение в её организации имеет скорость воздуха снаружи гаража — приточная труба, размещаемая вблизи пола, должна быть установлена с наветренной стороны гаражного строения. Однако определить преобладающее направление ветров, а уж тем более планировать по его направлению позиционирование гаража достаточно сложно.
- Существует потребность в создании значительного перепада давления между приточным и выходным воздуховодами, для этого вертикальная дистанция между ними должна составить от 3 м и более. Но организации столь значительного перепада уровней препятствуют размеры гаража.
- Значительные низкие температуры во время холодного сезона вызывают обмерзание воздуховодов, набивание их инеем. Сильный поток холодного воздуха, поступающий через приточную трубу, может серьёзно понизить внутреннюю температуру гаража. Планируя естественную вентиляцию на весь период холодного сезона, следует учитывать особенно холодные дни — оборудовать приточную трубу перекрывающей задвижкой, утеплить трубы вытяжки и регулярно очищать их от снега.
Принудительная вентиляция
Принудительная вентиляция гаража строится аналогично естественной с той лишь разницей, что организация циркуляции воздуха поручается не только ветру. Кроме вытяжного вентилятора можно задействовать другие приспособления. К примеру, выставить на торец вытяжной трубы вращающийся дефлектор, поручив ему тем самым функции вентилятора. Повысить температуру внутри вытяжной трубы для лучшей вентиляции можно двумя способами: установкой в её канале маломощной лампочки с узким цоколем (типа «миньон»); окрасить внешнюю поверхность трубы, расположенную над уровнем крыши, в чёрный цвет — в солнечную погоду идущей по ней поток воздуха будет нагреваться. И ещё раз — в холодный сезон вытяжную трубу утеплить обязательно!
Центральное и автономное отопление гаража
Согласно СНиП 21-02-99 , температура на крытых автопарковках, т. е. и в гаражах, должна быть около 5 °С. Для автомобиля такая температура возможно и приемлема, но как быть хозяину, самостоятельно выполняющему ремонт своего авто? При пяти градусах не очень-то поработаешь…
Прежде всего, разнородные буржуйки и печи на отработке собственного изготовления, так популярные среди владельцев гаражей, использовать в отоплении гаража категорически запрещено правилами пожарной безопасности ППБ 01-03, утвержденными МЧС РФ. Оно и понятно — обогреваться практически открытым пламенем вблизи горюче-смазочных материалов чревато возгоранием со всеми из этого вытекающими.
Централизованное водяное отопление к гаражу можно подвести, если это строение находится не далее 50 м от основного здания. Естественное отопление при этом невозможно — подачу теплоносителя в гараж по трубам может выполнить только циркуляционный насос, причём достаточно мощный, а сами трубы потребуют утепления. Нужно заметить, что нагружать отопительный котёл отоплением гаража можно лишь в случае, если он был рассчитан на такую нагрузку изначально, ещё на стадии проектирования системы отопления. Разумеется, стены и потолок гаража, отапливаемого от центральной отопительной системы, необходимо будет тщательно утеплить — слоем минеральной ваты толщиной не менее 150 мм. По себестоимости и трудозатратам ввод отопления гаража в центральную систему обойдётся весьма недёшево, да и в эксплуатации такое отопление будет очень уж энергозатратным.
Можно создать автономную систему отопления гаража по аналогии с отоплением дома — отопительный котел, трубопровод с врезанным в него циркуляционным насосом, радиаторы отопления по периметру гаражного помещения. Однако такой способ отопления не популярен — для устройства котельной потребуется строительство отдельного помещения вплотную к строению гаража, в самом гараже устанавливать отопительный котёл запрещают противопожарные нормы.
Выходит, что отопление гаража так или иначе будет зависеть от наличия электроэнергии — недёшево, но куда безопаснее, чем печь-буржуйка , и гораздо проще, чем тянуть трубопровод от центрального отопления. Несомненным достоинством электрического источника обогрева будет наличие термостата, самостоятельно отключающего и включающего обогрев под заданный диапазон температур. Итак, остаются масляные радиаторы, тепловые пушки, инфракрасные обогреватели или самодельная система автономного отопления, по принципу работы и конструкции схожая с масляными радиаторами…
Важно: никогда не используйте в помещении гаража электрообогреватели с открытой спиралью, будь они самодельного или заводского производства — их контакт с парами бензина приведёт к плачевным последствиям!
Временное и постоянное отопление гаража
Отопление гаража зависит от его задач — временный обогрев при проведении каких-то работ в гараже, либо постоянное отопление с поддержанием заданной температуры.
Самодельный масляный обогреватель создаётся на основе радиатора «лепесток»: сваренный из стального листа котёл, в нём размещается электрический ТЭН с одной его стороны, с противоположной подключаются трубы радиатора. Удобным будет разместить этот самодельный обогреватель на станине из металлического уголка, снабжённой колёсами — передвигать его к месту работ. Теплоносителем в нём будет трансформаторное масло — вода не годится, т. к. замёрзнет зимой в отсутствии нагрева от ТЭНа. Недостатками как самодельных, так и заводских масляных обогревателей будут долгий период разогрева, неспособность полностью прогреть помещение гаража.
Тепловая пушка или электрический конвектор с вентилятором. Оба этих прибора способны быстро прогреть воздух в гараже, они куда эффективнее масляных обогревателей. Их недостаток связан с работой вентилятора, которым эти обогреватели оснащаются — сразу после включения значительная часть пыли, «мирно лежащей» на полу, оказывается в воздухе. Другими словами, перед запуском конвекторов (тепловых пушек) требуется провести тщательную влажную уборку, иначе придётся дышать пылью.
Как вариант, но более дорогостоящий, можно задействовать тепловентиляторы-фанкойлы. Воздушные обогреватели этого типа обычно имеют прямоугольную форму и устанавливаются над гаражными воротами, на боковые стены или крепятся к потолку. Снабжённые датчиком открытия ворот гаража, фанкойлы автоматически создают сильный поток тёплого воздуха, отсекая холодный воздух извне от внутренней атмосферы гаража. Именно эти обогреватели целесообразно использовать при постоянном отоплении гаража — термодатчик будет управлять фанкойлом, поддерживая заданную температуру слабым потоком горячего воздуха.
Стоит отметить важное преимущество воздушных обогревателей — генерируемый ими поток тёплого воздуха быстро высушит днище и подкрылки, сведя образование очагов ржавчины к минимуму.
Постоянное отопление гаража можно построить на инфракрасных обогревателях , передающих тепло тем поверхностям, на которые они направлены и не нагревающих воздух. Среди преимуществ: их расположение на потолке гаража, конструкция нагревательных элементов не вызовет воспламенение паров бензина. Недостатки: одного ИК-обогревателя будет недостаточно, понадобится несколько; направлять их излучение на автомашину нельзя, т. к. жёсткое излучение повредит слой краски на авто. Инфракрасный обогреватель в гараже зачастую устанавливается аналогично фанкойлу — над въездными воротами.
Отопление и вентиляция гаража
Гараж – это изолированное от внешней среды небольшое помещение для хранения и защиты личного транспорта. Но многие обустраивают гараж и под хранение личных вещей, которые занимают много места в доме и для хранения овощей и заготовок на зиму.
В плохо отапливаемом и невентилируемом помещении автомобиль очень сильно подвержен коррозии. Кроме того, высокий уровень влажности в закрытом помещении благотворно влияет на образование плесени, грибка, а также ускоряет процесс разрушения стен гаража. Излишняя влага в гараже образуется по нескольким причинам:
- Атмосферные осадки, которые заносятся на колесах транспорта при въезде в гараж;
- Смотровая яма и подполье, стены которой находятся ниже уровня пола гаража и находятся в тесном контакте с грунтом;
- Конденсат, который образуется из-за перепада температуры снаружи гаражного бокса.
Кроме всего прочего вентиляция гаража должна обеспечивать полную смену воздуха из-за токсичных примесей от выхлопных газов, испарения топлива и различных химических жидкостей. Так, по европейским стандартам полный воздухообмен должен совершаться с периодичностью 6-10 раз в сутки.
Вентиляционная система в гараже, также как и в доме, бывает естественной и принудительной.
Самым простым способом вентилирования гаражного помещения является организация естественной циркуляции воздуха. Такой вариант легко обустроить за счет создания в кирпичной кладке вентиляционных каналов сечением 260х130 мм (в один кирпич). Приточные каналы необходимо расположить в нижней части стены гаража, а вытяжные в верхней части противоположной стены. Чтобы предотвратить проникновение птиц и грызунов вентиляционные проемы перекрывают металлическими сетками или решетками. Но такой способ является малоэффективным, особенно при условии одинаковой температуры воздуха внутри и снаружи гаража. Кроме того, если гараж многоуровневый, то приток и вывод воздушных масс должен осуществляться из каждого помещения и этажа.
Поэтому профессионалы рекомендуют устанавливать классический вариант приточно-вытяжной естественной вентиляции с использованием двух труб в качестве вентиляционных каналов.
Основное помещение, где находится автомобиль, оборудуется вентиляционными каналами по следующим правилам:
- Приточная труба располагается в горизонтальном положении в нижней части стены примерно в 150-300 мм от уровня пола и оснащается металлической сеткой или решеткой от грызунов и мусора;
- Нижняя часть вытяжной трубы устанавливается у противоположной стены под самым потолком, а верхняя часть на 30-60 см выводится через крышу на улицу. Отверстие необходимо защитить от попадания осадков и пыли специальным колпаком;
- Диаметр вентиляционных труб обычно выбирают одинаковым и высчитывают исходя из общей площади гаража: на 1 м 2 площади приходится 15 мм диаметра трубы. Таким образом, для гаража, площадью 10 м 2 понадобятся трубы диаметром 150 мм;
- Для воздуховодных каналов в основном используют металлические трубы, трубы из ПВХ и асбеста.
Недостатки естественной вентиляции:
- Эффективно работает только при оптимальной разнице температуры между внешней и внутренней средой. То есть в теплое время года практически не работает. А в холодный сезон будет выдувать всё тепло на улицу;
- Большое влияние оказывает скорость ветра, поэтому приточную трубу необходимо устанавливать с подветренной стороны. А также перепад давления между приточным и вытяжным каналом, для чего между ними необходимо выдержать расстояние от 3м и более.
Поэтому специалисты рекомендуют оснащать естественную вентиляционную систему различными заглушками и электрическими приборами, тем самым создавая циркуляцию воздуха принудительно. К таким методам относятся:
- Монтаж втяжного вентилятора;
- Установка вращающегося дефлектора на уличной части вытяжной трубы;
- Увеличение температуры внутри вытяжной трубы с помощью маломощной лампочки;
- Покраска вытяжной трубы в черный цвет, для нагревания потока воздуха в солнечную погоду;
- Установка заглушки на приточную трубу, чтобы перекрыть поток воздуха при возникновении обратной тяги.
Как правило, под гаражом располагают погреб для хранения овощей и заготовок. И чтобы сохранить запасы от образования сырости, плесени и грибка, это помещение должно иметь свою отдельную систему вентиляции. Температура в подвале всегда будет повышаться от естественного тепла земли не важно, из какого материала стены. По этой причине категорически нельзя выводить трубу из погреба внутрь гаража.
Правило приточно-вытяжной вентиляции в подвальном помещении под гаражом:
- Нижняя часть приточной трубы устанавливается в 20-30 см от пола подвала, а верхняя выводится на улицу на расстоянии 40-60 см от уровня земли;
- Нижняя часть вытяжной трубы располагается под потолком и выводится через гараж на расстоянии минимум 60 см от поверхности крыши.
Периодически нужно проверять, есть ли тяга в вытяжке, не забилась ли она инеем, нет ли засоров или плесени. Для этого можно поднести к отверстию листок бумаги или зажженную спичку.
Для того чтобы снизить влажность в подвальном помещении можно поставить чашку с каким-либо адсорбирующим веществом, например с солью, рисом или силикагелем.
Если уровень влажности слишком высокий, то необходимо прибегнуть к методу принудительной вентиляции и использовать электрический вентилятор, который обеспечит приток холодного воздуха и вывод влажного теплого.
Так как многие оборудуют гаражи под мастерские, то в холодный сезон необходимо позаботиться о комфортной температуре внутри гаража. Для этого часто используют различные печи и буржуйки с выводом труб на улицу. Но использовать их категорически запрещено согласно правилам пожарной безопасности, так как открытый огонь находится вблизи горюче-смазочных материалов, что может привести к возгоранию со всеми вытекающими последствиями.
Если гараж находится не далее 50 м от основного здания, то можно провести центральное водяное отопление. Но это достаточно трудоемкий процесс и кроме того потребует привлечения мощного циркуляционного насоса и хорошего утепления трубопровода.
Если площадь возле гаража позволяет, то можно оборудовать отдельно стоящее помещение для автономной системы отопления гаража и установить отопительный котел, а по периметру гаража протянуть трубопровод с врезанным в него циркуляционным насосом. В самом гараже устанавливать котел запрещено по противопожарной безопасности.
Для временного отопления гаража самым популярным и экономичным способом является обогрев помещения с помощью различных электронагревателей, таких как тепловые пушки, масляные и инфракрасные обогреватели. Главное помнить, что у электрических источников тепла не должно быть открытых спиралей и элементов накаливания.
Оптимальным вариантом для отопления гаража является обогрев с помощью электрического источника, оснащенного термостатом, который будет самостоятельно включать, а также отключать систему обогрева по заданной температуре.