Газовое отопление здания школы

Отопление сельских школ на примере котла Неус

Проблема отопления малых сельских школ одна из важных проблем создания комфортных условий обучения учеников и работы преподавателей. Для решения таких вопросов могут использоваться различные системы отопления – классическое водяное отопление, тепловыми насосами, электрическими или инфракрасными обогревателями и другие. Все они имеют, как и свои достоинства, так и недостатки.

Согласно санитарным нормам температура в классных помещения, кабинетах отдельных предметов и приданным им лабораториям должна быть в пределах 16 — 17°.

В рекреациях, школьных мастерских, гимнастическом зале — 14 — 16°. Для создания таких условий может быть использован твердотопливный котел Неус, при соблюдении условия, что он будет установлен в отдельно стоящем здании. Так же должны быть обеспечены общие требования по отоплению школы – влажность в отапливаемых помещения должна быть в пределах 30 — 60%; содержание углекислого газа — не более 1 л/м 3 . Так же необходимо учитывать, что лаборатории физики, химии, кабинеты зубного врача могут быть оборудованными вытяжными шкафами и/или местными вытяжками.

Подбор котла Неус выполняется по отношению объема помещений, который необходимо отопить, к степени теплоизоляции здания. Однако при этом необходимо учитывать мощность заявленную производителем, объем теплоносителя в гидрорубашке котла, а так же объем загрузочной камеры.

В качестве дополнительных опций, могущих существенно повлиять на выбор той или иной модели, могут быть наличие электро-механических приспособлений позволяющих использовать электронный программатор, с помощью которого можно установить оптимальный режим горения. Такая автоматика контролирует не только работу котла, но и регулирует циркуляцию воды в системе отопления.

Так же при подборе отопительного агрегата следует учитывать отношение объема топки к мощности самого котла. Этот параметр даёт возможность определить объем топлива требуемый для получения необходимой мощности котла. Такая информация имеется в паспортных данных изделия. Чем больше цифра соотношения, тем реже придётся добавлять топливо в устройство. А это достаточно серьёзный параметр для небольшого штата сельских школ.

Так же особому внимание следует уделить рекомендациям по обслуживанию устройства. Чем больший доступ имеется ко всем частям теплообменника для чистки конструкции от сажи и нагара тем более комфортной будет эксплуатация данного агрегата.

Газовое отопление здания школы

Почитал темы касательно теплогенераторов/котлов в жилых зданиях, СНиПы и т.д., но червь сомнения точит:

Согласно СНиП II-35-76 и СП 41-104-2000:
Не допускается проектирование крышных, встроенных и пристроенных котельных к зданиям детских дошкольных и школьных учреждений, к лечебным корпусам больниц и поликлиник с круглосуточным пребыванием больных, к спальным корпусам санаториев и учреждений отдыха.

Согласно ПБ 12-529-03 газовики признают котельные начиная с 360 кВт.

Если необходимо поставить котельную 100-200 кВт на настенных котлах с закрытой камерой сгорания в школу/школу-интернат, то подпадает ли такая котельная однозначно под СНиП Котельные установки, или есть варианты, как подвести ее под другой СНиП (м.б. СНиП 41-01-2003).

Хотелось бы услышать компетентное мнение проектировщиков и практиков.

Группа: Участники форума
Сообщений: 3013
Регистрация: 30.9.2005
Из: Москва
Пользователь №: 1271

Тут есть один пунктик. Некоторые производители котлов говорят. что у них имеются необходимые разрешения на установку котлов в школах и т.п.

Кроме того, отдельно стоящая котельная — это довольно дорого (тем более для мощности 100-200 кВт). А если речь идет о реконструкции нескольких котельных — это дикий ужас выйдет!

А разворовать всегда успеют.

Группа: Участники форума
Сообщений: 566
Регистрация: 6.4.2006
Пользователь №: 2561

я согласен с zeman. Во первых, кроме котельной наверняка потребуется редуцирование газа, а по территории садика вам трубу среднего давления все равно не провести, равно как и делать ГРП или ГРУ в помещении, пристроенном к жилому зданию. Фактически — новое здание для ГРП за пределами сада. А тогда какая разница — здание для ГРП или для котла и ГРУ. ну на пару метров квадратных больше. Смотрите шире!

Читайте также:  Система отопления баллонным газом

И второе, все-таки не будем экономить — ведь со школьной скамьи Вас учат — СНИПЫ ПИСАНЫ КРОВЬЮ! давайте теперь их нарушим и взорвем/сожжем детсад. Кроме этого возможная аварийная загазованность метаном может повлиять на детский мозг. Давайте не будем экспериментировать
кроме того, даже настенники шумят и вибрируют. На какую стенку вы повесите свои котлы? уверен, что там, где за стеной спят дети — наверняка будет дешевле всего.

и третье — почему Вы считаете, что 360кВт? всю жизнь границей бытового/промышленного применения были 100кВт. Поправьте, если ввели новую норму, ибо я о ней не знаю. Ссылку на ПБ делать не надо. Сами «Котельные установки» не дают ограничения на мощность.

был бы я инспектором — отдал бы вас по суд и отобрал бы лицензию.. чесслово. За детей обидно.
Кстати, удачный случай нарушения Норм произошел при недавнем крушении самолета, как вы все помните — ну не сделали там буферную зону в 200 м песка, а оставили 50 м травы — 150 человек сгорели заживо. Всех поздравляю с новой мотивировкой нарушать Нормы и Правила.

Dimur, большое спасибо.

К счастью, я не проектирую и не монтирую, потому и обратился сюда, как к спецам.
Полностью с Вами согласен, что Правила и СНиПы кровью писаны.

Отдельное спасибо за тему газа.

Группа: Участники форума
Сообщений: 3013
Регистрация: 30.9.2005
Из: Москва
Пользователь №: 1271

все еще хуже, я это не разворовываю, я это продаю. И не хочу, чтобы всякие недобросовествные люди вешали/ставили как попало и где попало.

Но все равно спасибо за Ваши ответы.

Группа: Участники форума
Сообщений: 3013
Регистрация: 30.9.2005
Из: Москва
Пользователь №: 1271

правильнее, по-моему, спрашивать. Потому что если что-то не работает или работает не так, или неправильно установлено — первая претензия заказчика — к котлу (потому что из всего оборудования он самый большой ).

Группа: Участники форума
Сообщений: 38
Регистрация: 3.3.2006
Пользователь №: 2281

Раздел ГАЗОСНАБЖЕНИЕ из СНиП 2.08.02-89* ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ
И СООРУЖЕНИЯ

3.55*. Системы газоснабжения общественных зданий следует проектировать в соответствии со СНиП 42-01-2002 и Правилами безопасности в газовом хозяйстве.

Установка газового оборудования в кухнях детских яслей-садов, буфетах и кафе театров и кинотеатров не допускается.

В лечебных и амбулаторно-поликлинических учреждениях допускается предусматривать централизованное газоснабжение только в помещениях службы приготовления пищи, центральных заготовочных, лабораториях и стоматологических поликлиниках, размещаемых в отдельно стоящих зданиях.

(Измененная редакция. Изм. № 5).

Раздел 4. (Исключен. Изм. № 5).

Про школы ничего нет.

Так что в принципе можно.

Группа: Участники форума
Сообщений: 3013
Регистрация: 30.9.2005
Из: Москва
Пользователь №: 1271

О недостатках систем воздушного отопления и вентиляции в школах Москвы

В. И. Синицын, директор по развитию ООО «ЭНЕРГОВЕНТСТРОЙ»

М. И. Сомова, заместитель главного инженера ООО «ЭНЕРГОВЕНТСТРОЙ»

Для обеспечения нормируемых условий микроклимата в зданиях школ Москвы используют два основных варианта систем отопления и вентиляции. Первый сочетает в себе систему водяного отопления и приточную систему вентиляции с механическим побуждением. Второй вариант, наиболее распространенный в Москве, представляет собой систему воздушного отопления, выполняющую также функции вентиляции. В статье рассмотрены недостатки систем воздушного отопления и вентиляции, выявленные в процессе их технического обслуживания, текущих и капитальных ремонтов.

К достоинствам первого варианта следует отнести более надежное отопление здания по сравнению с воздушным. К недостаткам – более высокие затраты на устройство систем микроклимата, меньшую гибкость тепловой регулировки при изменении нагрузки, что влечет за собой дополнительные потери энергии. Поскольку работа приточной вентиляции не влияет на отопление здания, существует возможность ее отключения с целью экономии энергии в ущерб качеству воздушной среды.

Читайте также:  Радиаторы отопления какие лучше для квартиры мнение специалистов

Второй вариант получил наибольшее распространение в школах Москвы по причине того, что для отопления типового класса количество приточного воздуха, требуемого для компенсации тепловых потерь помещения, практически совпадает с санитарной нормой наружного воздуха для вентиляции. Для выравнивания тепловой нагрузки на воздушное отопление в угловых классах и классах верхнего этажа предусматривается дополнительно водяное отопление.

К достоинствам второго варианта относятся: большая гибкость в управлении при изменении нагрузки, меньшие затраты на устройство систем микроклимата, так как система воздушного отопления, совмещенная с вентиляцией, имеет практически те же элементы, что и система вентиляции в первом варианте. Недостатками этого варианта являются: меньшая (в сравнении с водяной системой) надежность системы отопления здания вследствие возможной вероятности выхода из строя вентилятора или замораживания калориферов, а также дополнительные затраты тепловой энергии на нагрев наружного воздуха в режиме «натопа» и при подогреве здания в неучебное время.

Алгоритм работы систем воздушного отопления, совмещенных с вентиляцией, стандартен. За два-четыре часа до начала занятий включается режим «натопа». При этом полностью открываются клапаны вентиляционных и отопительных калориферов и здание прогревается до температуры 20 °С. Режим «натопа» включается по таймеру, а время включения подбирается экспериментально в процессе эксплуатации исходя из индивидуальных особенностей здания (зависит главным образом от степени тепловой защиты и воздухопроницаемости). Затем включается «вентиляционный» режим, при котором приточный воздух подогревается до температуры помещения. По завершении учебного дня система воздушного отопления, совмещенная с вентиляцией, выключается. В неучебное время режим «натопа» может включаться при понижении температуры воздуха в классах ниже 15 °С.

Внешний вид школы по типовому проекту 65-426/1

Для зданий, построенных по различным типовым проектам, системы воздушного отопления, совмещенные с вентиляцией, имеют существенные конструктивные отличия. Так, в зданиях, построенных по типовому проекту 65-426/1 (рис. 1, 2), предусмотрена одна приточная система для всех помещений здания школы, в том числе классов, столовой, спортивного и актового залов (рис. 3). Поскольку эти помещения используются не одновременно, происходит перерасход энергии на подачу в них приточного воздуха. Кроме того, использование одной системы на все здание существенно снижает надежность отопления школы, поскольку выход из строя любого узла приточной установки в холодный период года может привести к недопустимому охлаждению здания.

Схема плана здания по типовому проекту 65-426/1

В зданиях, построенных по типовому проекту V-76 (рис. 4, 5), преду-смотрены раздельные системы воздушного отопления и вентиляции для классов, столовой, спортивного и актового залов (рис. 6), что позволяет осуществлять индивидуальную настройку режимов обработки воздуха и снизить потери энергии. Кроме того, в здании школы предусмотрены различные зоны обслуживания, воздух в которые подается по раздельным магистральным воздуховодам.

Для компенсации теплопотерь в спортивных и актовых залах обычно проектируют водяное отопление. Однако в процессе проведения косметических ремонтов этих помещений отопительные приборы закрываются декоративными экранами, что приводит к неполной их теплоотдаче. В результате возникают жалобы на снижение температуры внутреннего воздуха.

Принципиальная схема систем вентиляции и воздушного отопления школы по типовому проекту 65-426/1

Выхолаживанию актовых залов в холодный период года способствует также устройство вытяжной шахты небольшой высоты с воздушным клапаном (рис. 7). При закрытом клапане через неплотности створок в зал проникает наружный воздух, контакт которого с внутренним воздухом приводит к конденсации водяных паров на створках клапана и их обмерзанию. Кроме того, ремонт воздушного клапана при таком устройстве практически невозможен. Устранить указанные недостатки можно путем устройства в актовом зале вытяжной системы вентиляции с механическим побуждением.

Приточная вентиляция актовых залов обычно проектируется для обеспечения санитарной нормы наружного воздуха без учета теплопоступлений от учащихся и солнечной радиации. По этой причине при проведении массовых мероприятий в актовых залах становится душно, температура воздуха ощутимо превышает норму.

Значительные затруднения возникают из-за завышенной поверхности нагрева калориферов:

1. Трудно подобрать закон регулирования.

2. При температуре наружного воздуха -5–0 °С регулирование температуры приточного воздуха осуществляется «пропусками», то есть клапан на некоторое время полностью останавливает циркуляцию теплоносителя, что грозит замораживанием калорифера.

3. При температурах наружного воздуха близких к 0 °С температура обратного теплоносителя снижается до 5–10 °С, что приводит к частым срабатываниям защиты от замораживания со всеми негативными последствиями (подгорание контактов от частого включения и выключения электродвигателя, пусковые токи и прочее).

Внешний вид школы по типовому проекту V-76

Выпускаемое оборудование систем автоматизации воздушного отопления и вентиляции постоянно модернизируется, элементная база обновляется, в результате возникают трудности его замены при проведении ремонтов. В связи с тем, что все виды ремонтов систем воздушного отопления и вентиляции проводятся без проектов, замена приборов автоматики на оборудование современного уровня требует тщательной проработки.

Схема плана здания по типовому проекту V-76

Кроме перечисленных, можно отметить следующие особенности, выявленные в процессе технического обслуживания, текущих и капитальных ремонтов оборудования систем воздушного отопления и вентиляции школ:

1. Вентиляционные камеры, расположенные в подвалах, не оборудованы монтажными проемами, что существенно затрудняет замену крупногабаритного оборудования приточных камер, не позволяет применить для этого подъемные механизмы. Вентиляторы № 8 могут перемещаться только в разобранном виде. Калориферы № 11 и № 12, весом соответственно 158 и 233 кг, могут доставляться к месту монтажа только вручную, а вентиляторы № 12,5 в зданиях по типовому проекту 65-426/1 заменить невозможно.

2. Местные отсосы от моечных машин присоединены к общей вытяжной системе вентиляции кухни и, как правило, значительно удалены от основной магистрали, вследствие чего не обеспечивают удаления необходимого объема воздуха. Для моечных машин необходимо предусматривать отдельную непротяженную вытяжную систему вентиляции.

Принципиальная схема систем вентиляции и воздушного отопления школы по типовому проекту V-76

3. Надежность работы систем воздушного отопления и вентиляции во многом зависит от работы калорифера. В этом отношении для условий эксплуатации в нашей стране наилучшим образом зарекомендовали себя калориферы типа КСк.

4. При проведении косметических ремонтов классов часто меняют предусмотренные проектом специальные приточные воздухораспределители (рис. 8) на обычные решетки, подходящие по дизайну. При этом изменяются параметры приточной струи, а также появляется шум вследствие увеличения скорости в живом сечении решеток. Кроме того, из-за большего сопротивления решеток снижается объем притока, что влечет за собой снижение температуры в помещении и недостаток свежего воздуха.

5. Для повышения надежности систем воздушного отопления в школах, выполненных по типовому проекту 65-426/1, необходимо иметь в венткамере резервный электродвигатель.

Вытяжная шахта с клапаном

6. Выход из строя электродвигателей вентилятора чаще всего происходит из-за неисправности системы электроснабжения, поэтому для электродвигателей вентиляторов необходимо предусматривать защиту от пропадания фаз.

7. Существующие форсунки оросительных камер кондиционеров быстро засоряются и, как следствие, чаще всего не работают. Вопрос поддержания влажности воздуха в классах школ недостаточно проработан, поэтому в этом направлении требуются исследования.

8. В зданиях школ с воздушным отоплением отсутствует система вытяжной вентиляции для классов. Такое решение рассчитано на «выдавливание» воздуха через неплотности окон и других строительных конструкций, что было оправдано сниженной инфильтрацией воздуха. При замене старых окон на более современные и герметичные значительно увеличивается сопротивление «выдавливанию» воздуха, что приводит к снижению количества приточного воздуха.

9. Для автоматизации систем воздушного отопления и вентиляции школ целесообразно применять специализированные регуляторы. Применение свободно-программируемых контроллеров является неоправданным из-за неудобства эксплуатации, поскольку коды доступа к ним зачастую открыты только монтажным организациям.

Отмеченные недостатки проектов и оборудования могут быть учтены при проектировании и разработке новых решений систем отопления и вентиляции школ.

Читайте также:  Методика расчета системы отопления здания
Оцените статью