Отопление сельских школ на примере котла Неус
Проблема отопления малых сельских школ одна из важных проблем создания комфортных условий обучения учеников и работы преподавателей. Для решения таких вопросов могут использоваться различные системы отопления – классическое водяное отопление, тепловыми насосами, электрическими или инфракрасными обогревателями и другие. Все они имеют, как и свои достоинства, так и недостатки.
Согласно санитарным нормам температура в классных помещения, кабинетах отдельных предметов и приданным им лабораториям должна быть в пределах 16 — 17°.
В рекреациях, школьных мастерских, гимнастическом зале — 14 — 16°. Для создания таких условий может быть использован твердотопливный котел Неус, при соблюдении условия, что он будет установлен в отдельно стоящем здании. Так же должны быть обеспечены общие требования по отоплению школы – влажность в отапливаемых помещения должна быть в пределах 30 — 60%; содержание углекислого газа — не более 1 л/м 3 . Так же необходимо учитывать, что лаборатории физики, химии, кабинеты зубного врача могут быть оборудованными вытяжными шкафами и/или местными вытяжками.
Подбор котла Неус выполняется по отношению объема помещений, который необходимо отопить, к степени теплоизоляции здания. Однако при этом необходимо учитывать мощность заявленную производителем, объем теплоносителя в гидрорубашке котла, а так же объем загрузочной камеры.
В качестве дополнительных опций, могущих существенно повлиять на выбор той или иной модели, могут быть наличие электро-механических приспособлений позволяющих использовать электронный программатор, с помощью которого можно установить оптимальный режим горения. Такая автоматика контролирует не только работу котла, но и регулирует циркуляцию воды в системе отопления.
Так же при подборе отопительного агрегата следует учитывать отношение объема топки к мощности самого котла. Этот параметр даёт возможность определить объем топлива требуемый для получения необходимой мощности котла. Такая информация имеется в паспортных данных изделия. Чем больше цифра соотношения, тем реже придётся добавлять топливо в устройство. А это достаточно серьёзный параметр для небольшого штата сельских школ.
Так же особому внимание следует уделить рекомендациям по обслуживанию устройства. Чем больший доступ имеется ко всем частям теплообменника для чистки конструкции от сажи и нагара тем более комфортной будет эксплуатация данного агрегата.
Газовое отопление здания школы
Почитал темы касательно теплогенераторов/котлов в жилых зданиях, СНиПы и т.д., но червь сомнения точит:
Согласно СНиП II-35-76 и СП 41-104-2000:
Не допускается проектирование крышных, встроенных и пристроенных котельных к зданиям детских дошкольных и школьных учреждений, к лечебным корпусам больниц и поликлиник с круглосуточным пребыванием больных, к спальным корпусам санаториев и учреждений отдыха.
Согласно ПБ 12-529-03 газовики признают котельные начиная с 360 кВт.
Если необходимо поставить котельную 100-200 кВт на настенных котлах с закрытой камерой сгорания в школу/школу-интернат, то подпадает ли такая котельная однозначно под СНиП Котельные установки, или есть варианты, как подвести ее под другой СНиП (м.б. СНиП 41-01-2003).
Хотелось бы услышать компетентное мнение проектировщиков и практиков.
Группа: Участники форума
Сообщений: 3013
Регистрация: 30.9.2005
Из: Москва
Пользователь №: 1271
Тут есть один пунктик. Некоторые производители котлов говорят. что у них имеются необходимые разрешения на установку котлов в школах и т.п.
Кроме того, отдельно стоящая котельная — это довольно дорого (тем более для мощности 100-200 кВт). А если речь идет о реконструкции нескольких котельных — это дикий ужас выйдет!
А разворовать всегда успеют.
Группа: Участники форума
Сообщений: 566
Регистрация: 6.4.2006
Пользователь №: 2561
я согласен с zeman. Во первых, кроме котельной наверняка потребуется редуцирование газа, а по территории садика вам трубу среднего давления все равно не провести, равно как и делать ГРП или ГРУ в помещении, пристроенном к жилому зданию. Фактически — новое здание для ГРП за пределами сада. А тогда какая разница — здание для ГРП или для котла и ГРУ. ну на пару метров квадратных больше. Смотрите шире!
И второе, все-таки не будем экономить — ведь со школьной скамьи Вас учат — СНИПЫ ПИСАНЫ КРОВЬЮ! давайте теперь их нарушим и взорвем/сожжем детсад. Кроме этого возможная аварийная загазованность метаном может повлиять на детский мозг. Давайте не будем экспериментировать
кроме того, даже настенники шумят и вибрируют. На какую стенку вы повесите свои котлы? уверен, что там, где за стеной спят дети — наверняка будет дешевле всего.
и третье — почему Вы считаете, что 360кВт? всю жизнь границей бытового/промышленного применения были 100кВт. Поправьте, если ввели новую норму, ибо я о ней не знаю. Ссылку на ПБ делать не надо. Сами «Котельные установки» не дают ограничения на мощность.
был бы я инспектором — отдал бы вас по суд и отобрал бы лицензию.. чесслово. За детей обидно.
Кстати, удачный случай нарушения Норм произошел при недавнем крушении самолета, как вы все помните — ну не сделали там буферную зону в 200 м песка, а оставили 50 м травы — 150 человек сгорели заживо. Всех поздравляю с новой мотивировкой нарушать Нормы и Правила.
Dimur, большое спасибо.
К счастью, я не проектирую и не монтирую, потому и обратился сюда, как к спецам.
Полностью с Вами согласен, что Правила и СНиПы кровью писаны.
Отдельное спасибо за тему газа.
Группа: Участники форума
Сообщений: 3013
Регистрация: 30.9.2005
Из: Москва
Пользователь №: 1271
все еще хуже, я это не разворовываю, я это продаю. И не хочу, чтобы всякие недобросовествные люди вешали/ставили как попало и где попало.
Но все равно спасибо за Ваши ответы.
Группа: Участники форума
Сообщений: 3013
Регистрация: 30.9.2005
Из: Москва
Пользователь №: 1271
правильнее, по-моему, спрашивать. Потому что если что-то не работает или работает не так, или неправильно установлено — первая претензия заказчика — к котлу (потому что из всего оборудования он самый большой ).
Группа: Участники форума
Сообщений: 38
Регистрация: 3.3.2006
Пользователь №: 2281
Раздел ГАЗОСНАБЖЕНИЕ из СНиП 2.08.02-89* ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ
И СООРУЖЕНИЯ
3.55*. Системы газоснабжения общественных зданий следует проектировать в соответствии со СНиП 42-01-2002 и Правилами безопасности в газовом хозяйстве.
Установка газового оборудования в кухнях детских яслей-садов, буфетах и кафе театров и кинотеатров не допускается.
В лечебных и амбулаторно-поликлинических учреждениях допускается предусматривать централизованное газоснабжение только в помещениях службы приготовления пищи, центральных заготовочных, лабораториях и стоматологических поликлиниках, размещаемых в отдельно стоящих зданиях.
(Измененная редакция. Изм. № 5).
Раздел 4. (Исключен. Изм. № 5).
Про школы ничего нет.
Так что в принципе можно.
Группа: Участники форума
Сообщений: 3013
Регистрация: 30.9.2005
Из: Москва
Пользователь №: 1271
О недостатках систем воздушного отопления и вентиляции в школах Москвы
В. И. Синицын, директор по развитию ООО «ЭНЕРГОВЕНТСТРОЙ»
М. И. Сомова, заместитель главного инженера ООО «ЭНЕРГОВЕНТСТРОЙ»
Для обеспечения нормируемых условий микроклимата в зданиях школ Москвы используют два основных варианта систем отопления и вентиляции. Первый сочетает в себе систему водяного отопления и приточную систему вентиляции с механическим побуждением. Второй вариант, наиболее распространенный в Москве, представляет собой систему воздушного отопления, выполняющую также функции вентиляции. В статье рассмотрены недостатки систем воздушного отопления и вентиляции, выявленные в процессе их технического обслуживания, текущих и капитальных ремонтов.
К достоинствам первого варианта следует отнести более надежное отопление здания по сравнению с воздушным. К недостаткам – более высокие затраты на устройство систем микроклимата, меньшую гибкость тепловой регулировки при изменении нагрузки, что влечет за собой дополнительные потери энергии. Поскольку работа приточной вентиляции не влияет на отопление здания, существует возможность ее отключения с целью экономии энергии в ущерб качеству воздушной среды.
Второй вариант получил наибольшее распространение в школах Москвы по причине того, что для отопления типового класса количество приточного воздуха, требуемого для компенсации тепловых потерь помещения, практически совпадает с санитарной нормой наружного воздуха для вентиляции. Для выравнивания тепловой нагрузки на воздушное отопление в угловых классах и классах верхнего этажа предусматривается дополнительно водяное отопление.
К достоинствам второго варианта относятся: большая гибкость в управлении при изменении нагрузки, меньшие затраты на устройство систем микроклимата, так как система воздушного отопления, совмещенная с вентиляцией, имеет практически те же элементы, что и система вентиляции в первом варианте. Недостатками этого варианта являются: меньшая (в сравнении с водяной системой) надежность системы отопления здания вследствие возможной вероятности выхода из строя вентилятора или замораживания калориферов, а также дополнительные затраты тепловой энергии на нагрев наружного воздуха в режиме «натопа» и при подогреве здания в неучебное время.
Алгоритм работы систем воздушного отопления, совмещенных с вентиляцией, стандартен. За два-четыре часа до начала занятий включается режим «натопа». При этом полностью открываются клапаны вентиляционных и отопительных калориферов и здание прогревается до температуры 20 °С. Режим «натопа» включается по таймеру, а время включения подбирается экспериментально в процессе эксплуатации исходя из индивидуальных особенностей здания (зависит главным образом от степени тепловой защиты и воздухопроницаемости). Затем включается «вентиляционный» режим, при котором приточный воздух подогревается до температуры помещения. По завершении учебного дня система воздушного отопления, совмещенная с вентиляцией, выключается. В неучебное время режим «натопа» может включаться при понижении температуры воздуха в классах ниже 15 °С.