- Как увеличить тягу через котел, что применить – дефлектор, дымосос или…
- Почему нет тяги
- Установка дефлектора – помогает увеличить тягу
- Установить дымосос для увеличения тяги
- Пути повышения тяги
- Способы проверки тяги в дымоходе газового котла
- Как проверить тягу в дымоходе газового котла
- Цвет и форма пламени горелки
- С помощью зажженной спички
- Анемометром
- Чем грозит отсутствие нормального разрежения в топке
- Способы восстановления и повышения тяги
- Что делать, если газовый котел задувает при сильном ветре
- Убеждаемся, что горелка гаснет именно от ветра
- Что делать, если задувает газовый котел с традиционным вертикальным дымоходом
- Удлинение высоты наружной части дымохода
- Установка дефлектора
- Усеченный конус для «разрыва тяги»
- Ошибки в конструкции дымохода
- Что делать, если ветром задувает газовый котел с коаксиальным (боковым) дымоходом
- Устраняем и предотвращаем обледенение
- Установка дефлектора особой конструкции
- Самодельная защита от задувания порывами ветра
Как увеличить тягу через котел, что применить – дефлектор, дымосос или…
Иногда тяги через дымоход не хватает, топливо не хочет гореть интенсивно, происходит задувание ветром, выброс дыма в помещение при открытии дверок-заслонок, — почему такое происходит, и что нужно сделать, чтобы улучшить тягу, — может быть поставить дымосос?
Почему нет тяги
Естественная тяга зависит от разности давлений в дымоходе. А давление зависит в большей степени от разности температур воздуха и газов, точнее от разности их плотностей… Зимой, когда снаружи мороз, а в помещении тепло, воздух неплохо устремляется в любой приподнятый дымоход, котел растапливается без проблем. Когда в топке жар, а мороз по-прежнему хорош, то тяга, как правило, сносная даже в самых неудачно сделанных системах. В межсезонье тоже обычно тяга удовлетворительная.
Но летом в жару, растопить печку или обычный котел на естественной тяге бывает проблематично. Начальная тяга может быть вообще обратной. Комната наполняется дымом, устойчивого горения не достигается, — что делать?
Также естественная тяга может значительной пострадать по следующим причинам.
- Дымоход в саже, закоксовался.
- Другие перекрытия дымохода – обрушилась штукатурка, сдавление конструкциями, выпучивание и задирание проржавевших обгоревших оболочек…
- Образовалась дыра в дымоходе – подсос помимо топки котла.
- Установлен низкий дымоход – ниже положенного по СНиП.
- Установлен дымоход малого сечения – меньше, чем положенный по инструкции к котлу, для данной мощности горения, — слишком большое аэродинамическое сопротивление.
- Установлен котел, печь со слишком большим аэродинамическим сопротивлением внутри, со сложной системой дымовых ходов вокруг теплоообменинка.
- Закрыты заслонки подачи воздуха, крышки поддувала и т.п.
- Закрыт, перекрыт регулятор тяги, шибер на выдаче газов, в месте подсоединения дымохода к оборудованию.
- Отсутствует свободный приток воздуха в помещение, оно герметично закрыто, при горении создается разрежение в топке, тяга прекращается.
Как видим, если нарушилась тяга, то сначала нужно проверить исправность оборудования, правильные регулировки подачи воздуха, положение заслонок, и обязательно произвести чистку от сажи в дымоходе. Как чистить дымоход – рекомендации
- Но для многих людей важно: – как растопить котел летом, чтобы, например, нагреть воды…
- Также, многим известны «болезни» их системы котел-дымоход, но есть желание увеличить тягу на имеющемся оборудовании – как сделать?
Установка дефлектора – помогает увеличить тягу
Дефлектор – устройство на верхушке дымовой трубы, которое создает дополнительное в ней разрежение за счет силы ветра. Недостатки этого способа увеличения тяги:
- Если ветра нет, то нет и увеличения тяги, — слишком явный недостаток.
- Появляется еще один труднодоступный узел, нуждающийся в очистке от сажи, дающий обратный эффект при загрязнении, тормозящий тягу.
- Также методу присуще небольшое увеличение тяги, — всего лишь на 20 – 25 % при условии наличия ветра на высоких дымоходах.
Стоит ли этим заниматься или достаточно установить обычный зонт от дождя? К тому же неустойчивость силы тяги — не лучшее положение, далее рассмотрим почему…
Тем не менее, сделать дефлектор можно самостоятельно из нержавейки, по приведенным чертежам.
Как сделать дефлектор ЦАГИ – схема для изготовления.
Как сделать конус для дефлектора
Изготовление дефлектора на видео.
Чертежи для изготовления дефлектора Вольперта-Григоровича.
Установить дымосос для увеличения тяги
Существуют электрические вентиляционные установки для повышения тяги в дымоходах. Большие котельные комплектуются ими по проектам изначально. Для котлов такое оборудование может быть установлено дополнительно на стандартных диаметрах патрубков.
- Есть повысители тяги устанавливаемые в конце дымохода в виде пропеллерного вентилятора. Но вариант непопулярный из-за сложности монтажа на высоте и последующей очистки там же, особенно если используются смолистые дрова.
- Другой вариант дымососа – центробежного типа, устанавливается на выходе из котла в зоне горячих газов. Обычно для него делается отдельный обвод дымохода, перекрываемый шибером, чтобы при естественной тяге газы не шли через вентилятор.
Это устройство при работе создает мощную фиксированную тягу, которая продует фактически любую систему, был бы доступ свободный воздуха в топку (в помещение), и никак не будет обращать внимание на задувание ветром, например… Но у этой системы очень значительные недостатки.
Недостатки установки дымососа.
- При работе образуется устойчивая тяга, и горение большого количества топлива. При аварийном отключении электричества тяга пропадает, тогда возможен вброс большого количества угарного газа в помещение. Это крайне опасно. Подобный дымосос должен работать в комплексе автоматизации с другими устройствами котельной, или кратковременно под постоянным контролем человека.
- Рабочее колесо слишком быстро загрязняется, нуждается в регулярных чистках, поэтому применение не практично.
- Создаются препятствия для реализации медленного длительного горения.
Пути повышения тяги
Если дымоход создает недостаточную тягу, необходимо его заменить, установить сендвич-трубы подобранные по диаметру к данной мощности отопительного оборудования (по инструкции, по таблицам), и высотой согласно требованиям СНиП (на полметра выше конька при размещении трубы возле него… и т.д.).
При необходимости летних топок, можно укомплектовать котел центробежным дымососом для уверенных нечастых запусков под контролем ответственного человека в жаркую погоду. Но есть более простое решение…
Как растопить котел летом или печь после длительного перерыва? — народный метод – воткнуть пылесос выдувом в поддувало, или любой другой вентилятор поставить на нагнетание на пару минут, пока не разгорится… – смотрите видео
Способы проверки тяги в дымоходе газового котла
Тяга (также разрежение) – это снижение давления в топочной камере котла вследствие разницы температур, способствующее притоку в нее новых воздушных масс. Соответственно, нагретый воздух вытесняется и отводится через дымоход. При достаточной тяге котел в полном объеме получает необходимый для сжигания газа воздух, а продукты сгорания сразу же выводятся на улицу.
Читайте в статье
Как проверить тягу в дымоходе газового котла
Цвет и форма пламени горелки
Наиболее простой, но не самый точный визуальный метод проверки тяги в газовом котле. Достаточно заглянуть в техническое окошко котла, находящееся ближе к низу котла, горелочном модуле (на некоторых моделях потребуется снять облицовочную панель).
Если цвет пламени периодически меняется на красный, это говорит о недостаточной тяге, котлу не хватает кислорода для полноценного сжигания газа. Если пламя горелки постоянно изменяет форму и направление, слышны звуки завихрений и сквозняка, присутствует обратная тяга, то есть движение воздушных масс в обратную сторону, вызванное ошибками в конструкции дымохода и порывами ветра.
С помощью зажженной спички
Более информативный и проверенный метод. Чтобы проверить тягу в дымоходе газового котла, поднесите зажженную спичку к техническому отверстию (окошку) котлоагрегата:
- Если пламя спички явно стремится во внутрь – тяга присутствует и, скорее всего, соответствует норме.
- Если форма пламени спички остается неизменной – тяга отсутствует и необходимо принимать меры.
- Если пламя разворачивается в сторону, противоположную котлу – присутствует обратная тяга.
По такому же принципу можно произвести проверку и с помощью тонкого листа бумаги.
Анемометром
Профессиональный прибор для измерения скорости движения воздушных масс, его также называют «ветрометром». Это наиболее точный и информативный способ измерения, однако стоимость прибора начинается от 2 тыс. руб. Поэтому применять его целесообразно лишь при возможности взять его во временное использование.
В норме показатели тяги должны быть от 10 до 20 Па.
Котлы с закрытой камерой сгорания в измерении тяги, как правило, не нуждаются. При любых нарушениях горение в них попросту невозможно: приток воздуха не осуществляется без наддува вентилятором, автоматика всегда сообщает о проблемах в его работе.
Чем грозит отсутствие нормального разрежения в топке
Современное, даже самое простое газовое отопительное оборудование не допускает горения при обратной тяге или ее полном отсутствии. Однако при недостаточной, плохой тяге горение прерывают далеко не все модели котлов, а это чревато:
- распространением по помещению природного газа, вследствие его недожигания из-за нехватки кислорода. В таком случае всегда присутствует характерный запах газа;
- поступлением токсичных продуктов сгорания в помещение, иногда, особенно в малых количествах они не ощутимы на запах;
- повышенным сажеобразованием, что приводит к ускоренному засорению дымохода, теплообменника и камеры сгорания котла.
Способы восстановления и повышения тяги
Причины снижения тяги обычно являются понятными и легко устраняемыми:
- Засорение дымохода. Это может произойти вследствие сажеобразования или попадания в него пыли и грязи из вне. Регулярная очистка дымохода даже при самых благоприятных условиях эксплуатации является нормой. Сделать это можно, например, металлическим ершом на длинной проволоке. Стенки дымохода должны быть максимально чистыми, иметь ровную поверхность.
- Недостаточная теплоизоляция дымохода. При недостаточном утеплении большая часть дымохода охлаждается, вследствие чего уже не наблюдается существенный перепад температур, необходимый для достаточного разрежения.
- Ошибки в проектировании дымохода. Чаще всего это недостаточная его высота, она должна быть не менее 5 м. Существуют и нормы высоты относительно конька крыши (см. фото ниже). Слабая тяга возможна и при недостаточном диаметре дымохода, чрезмерном количестве колен, негерметичности.
Оптимальная высота дымохода согласно СНиП 41-01-2003.
Отдельно стоит отметить ременные явления обратной тяги, гасящие горелку котла , которые возникают не только из-за неправильной высоты дымохода, но и отсутствия грамотно подобранного, защищающего от ветра, дефлектора на нем.
Что делать, если газовый котел задувает при сильном ветре
Обратная тяга в камере сгорания, возникающая при порывах ветра – довольно распространенная проблема. Газовый котел постоянно тухнет при сильных порывах ветра, что ухудшает его эффективность, за счет частого тактования снижает ресурс, а модели с ручным розжигом и вовсе приходится постоянно разжигать даже среди ночи.
Проблема может возникнуть как в напольных атмосферниках с открытой камерой сгорания и вертикальным дымоходом, так и в котлах с закрытой камерой сгорания и коаксиальным дымоходом. Однако исправить ситуацию в более чем 90% случаев не сложно.
Читайте в статье
Убеждаемся, что горелка гаснет именно от ветра
Чтобы не тратить усилия напрасно, что согласно практике иногда случается, стоит точно определить причины затухания горелки, поскольку это может быть и ошибка автоматики, и низкое давление газа, и затруднения с выводом продуктов сгорания. Характерными признаками именно задувания ветром являются:
- визуальное изменения формы и направления пламени, вызванное ветром;
- характерный звук вихря в камере сгорания;
- горелка не отключается без причины в безветренную погоду, данный пункт проверить обязательно!
Частой причиной затухания является низкое давление газа в магистрали или неправильная высота пламени. При низком давлении газа, пламя уменьшается и опускается критически низко к горелке. Чтобы не допустить ее прогорания, автоматика отключает горелку и котел тухнет. Нормальной высотой пламени считаются значения в 2-4 см. Если высота пламя горелки меньше, необходимо обязательно отрегулировать его, но делать это самостоятельно мы не рекомендуем, для этого лучше вызвать газовую службу.
Также необходимо проверить герметичность соединений и всей конструкции дымохода. Прежде всего, при наличии в дымоходе ревизионного отверстия обратите внимание на него: оно обязательно должно быть закрыто, при чем герметично. При невозможности такового, стоит приобрести современную герметичную заглушку.
Что делать, если задувает газовый котел с традиционным вертикальным дымоходом
Задувание через дымовую трубу может быть по причине неправильной конструкции дымохода или крыши, отсутствия деревьев или наличия рядом с дымоходом сооружений, создающих сильные завихрения. Устранить проблему можно одним или, часто, несколькими из описанных ниже методов.
Удлинение высоты наружной части дымохода
Один из самых простых и эффективных (но требующих разумного подхода!) способов является наращивание высоты дымохода. Делается это надеванием на исходный дымоход одной или нескольких труб не менее, чем на 0,5 их диаметра.
Оптимальная высота дымохода согласно СНиП 41-01-2003.
Высота дымовой трубы в частном доме подбирается в зависимости от ее сечения, мощности котла и конструкции крыши. Оптимальной в большинстве случаев считается высота 5-6 метров, считая от колосниковой решетки котла. Все требования к дымоходу описаны в СНиП 41-01-2003. Наиболее часто допускаются нарушения таких требований к высоте дымохода, как:
- возвышение над плоской поверхностью крыши – не менее 500 мм;
- возвышение над коньком кровли (при горизонтальном расстоянии до него менее 1,5 м) – не менее 500 мм;
- высота дымовой трубы при расстоянии от конька 1,5-3 м – вровень с коньком;
- высота дымовой трубы при расстоянии от конька более 3 м – не ниже линии, проведенной под углом 10° к горизонту.
В случаях, когда профиль крыши конька достаточно высокий, рядом находятся постройки и объекты, способствующие образованию завихрений и задуваний, вышеописанные требования могут быть увеличены. Однако при слишком высокой дымовой трубе, может быть повышенное образование конденсата, тяга может быть излишней и при превышении нормальных значений огромная часть тепла будет попросту вылетать в дымоход.
Если все же была допущена такая ошибка, необходимо использовать заслонку или стабилизатор тяги.
Установка дефлектора
Дефлектор – это насадка особой аэродинамической формы из нержавеющей или оцинкованной стали, которая легко надевается на дымовую трубу и защищает ее от порывов ветра, осадков и мусора, усиливает тягу.
Принцип действия заключается в грамотном использовании силы ветра: поток воздуха обтекает конструкцию и, в зависимости от ее типа, защищает от задувания сверху или со стороны под различными углами, от попадания в трубу мусора и осадков, направляет воздушные массы для увеличения тяги. Некоторые из типов дефлекторов увеличивают эффективность дымохода на 10-20%.
Фото | Название | Особенности конструкции |
Дефлектор Григоровича | Наиболее распространенный и известный тип конструкции, представляющий из себя усеченный конус, расширенный внизу и еще один конус (гриб) сверху. Воздушный поток направляется в сторону сужения конуса под верхний гриб (внутрь дефлектора) из-за чего над дымоходной трубой происходит разрежение воздуха и, в последствии, усиление тяги. Также верхний гриб защищает от осадков и мусора. Дефлектор крайне не эффективен при низовом ветре. | |
ЦАГИ | Конструкция, разработанная Центральным аэрогидродинамическим институтом. Представляет из себя металлическую трубу с экранирующим цилиндром и защитным конусом внутри. Исключает задувания с боков и сверху, защищает от мусора и атмосферных осадков. Но при сильных морозах (ниже минус 15-18°C) может способствовать образованию наледи. | |
Вольперта-Григоровича | Эффективный объединенный вариант двух предыдущих типов конструкции: все тот же дефлектор ЦАГИ, но с вынесенным вверх (над дифузором) защитным колпаком конической формы. | |
Динамический турбодефлектор | Сферическая конструкция с лопастями, которая вращается при наличии ветра скоростью 0,5 м/с и более. Отлично защищает от задуваний ветра, усиливает тягу более, чем на 50%. Но такая конструкция – отличный вариант при постоянных ветрах, она практически неэффективна при отсутствии ветра и даже может ухудшить эффективность дымохода. | |
Динамический флюгерный дефлектор | Одно из лучших решений, представляет из себя конструкцию из нескольких металлических козырьков, полностью покрывающих сечение дымохода, и флюгера, поворачивающего конструкцию в направлении ветра. В основе конструкции – современные подшипники, вращающие дефлектор при малейшем давлении ветра. Флюгерный дефлектор не только защищает от направленного задувания с любой стороны или осадков, но и за счет направления воздушных потоков в сторону отвода продуктов сгорания усиливает естественную тягу. |
Но помните, что излишняя тяга может привести к снижению КПД газового котла или ситуации, когда чрезмерно быстрый поток воздуха тушит фитиль. Например, не лучшими вариантами являются Н-образный дефлектор, в некоторых условиях и турбодефлектор. Поэтому нужно адекватно выбирать тип конструкции, можно проконсультироваться с консультантом в магазине, описав ему свои индивидуальные условия. Стоимость дефлекторной защиты для дымохода – от 300 до 2 000 руб.
Как выбрать комнатный термостат и экономить до 30% в месяц на отоплении
Усеченный конус для «разрыва тяги»
Несмотря на простую конструкцию, способ нельзя назвать простым. Заключается он в создании в дымоходе зоны, которая будет препятствовать дальнейшему движению воздушных масс, создающих обратную тягу. Наиболее эффективным является усеченный конус: поток воздуха, двигающийся по направлению к камере сгорания (обратная тяга) натыкается на зону преграды (усеченный конус), вследствие чего завихряется и не оказывает давления на саму камеру сгорания и пламя горелки.
Сделать его можно самостоятельно, не обладая особыми навыками, однако важно обязательно проконсультироваться со специалистами газовой службы, поскольку в определенных условиях подобные вмешательства могут привести к повышенному образованию угарного газа или аварийной ситуации.
Ошибки в конструкции дымохода
Редко, но бывают ситуации, когда дымоход спроектирован неправильно. Требования к его устройству, опять таки, описаны а СНиП 41-01-2003. Наиболее часто нарушаются такие требования, как:
- максимально допустимое количество колен – 3;
- длинна горизонтальных ответвлений не должна превышать 100 см (это касается и конструкции усеченного конуса для «разрыва тяги», описанного выше);
- не допускаются любые, даже незначительные прогибы конструкции (проверьте на наличие изгибов и повреждений внешнюю часть и особенно края дымохода).
Что делать, если ветром задувает газовый котел с коаксиальным (боковым) дымоходом
Устраняем и предотвращаем обледенение
Наледь образуется не только на оголовье, но и до определенного момента вглубь дымовой трубы. Проблема присуща всем настенным или парапетным конвекционным газовым котлам и происходит за счет большой разницы температур, когда продукты сгорания, среди которых и водяной пар, выводятся улицу, где температура воздуха сильно ниже нуля.
Пар оседает на стенках внутренней трубы в виде конденсата, который замерзает и сужает сечение трубы, препятствует нормальной тяге и даже может стать причиной завихрений или кислородного голодания камеры сгорания.
Временно устранить проблему довольно просто, достаточно аккуратно, не допуская повреждений дымохода, сбить наледь. Для полноценного предотвращения, нужно произвести теплоизоляцию внешней части коаксиального дымохода или использовать специальную конструкцию против обледенения.
Установка дефлектора особой конструкции
В целом, газовый котел с закрытой камерой сгорания редко гаснет при сильном ветре. В таких моделях тяга обеспечивается принудительно и давления ветра из вне просто недостаточно, чтобы создать обратную тягу. Но все же причиной, почему газовый котел задувает ветром, как и в случае с вертикальным дымоходом, может быть отсутствие защитного дефлектора, наличие поблизости строений и объектов, создающих сильные завихрения или ветреная сторона в регионах с сильнейшими порывами. Задувание происходит через трубу забора воздуха.
Коаксиальная модель Bosch 600/3 с заводской защитой от ветра.
Отдельно дефлекторы для коаксиальных дымоходов практически никогда не продаются. Если ваш дымоход не имеет надежной защиты, необходимо приобретать полноценную конструкцию, поскольку для коаксиальных дымоходов защита разрабатывается с учетом конструкции и характеристик самого дымохода.
Самодельная защита от задувания порывами ветра
Если ничего из вышеперечисленного не помогло, среди особых умельцев существует метод создания самодельной защиты цилиндрической формы:
- Для усиления тяги и предотвращения образования конденсата, нужно утеплить внешнюю трубу.
- На внутреннюю (выхлопную) трубу одевается колено под 90°, направленное вверх.
- Дымоход помещается в цилиндр (самодельный или готовую бочку) с отверстием спереди диаметром равным диаметру дымохода. Он защищает выхлоп от бокового ветра, а колено под 90° – от направленного внутрь.
- Колено выхлопа выводится вверх, сквозь цилиндр, и накрывается колпаком конической формы большего диаметра (по типу используемого в конструкции дефлектора Григоровича), защищающим от осадков.
В итоге забор воздуха производится из внутренности защитного цилиндра (бочки), а выхлоп производится наверх.
Несмотря на то, что на практике уже встречались такие самодельные конструкции, мы не рекомендуем прибегать к их изготовлению самостоятельно, не имея определенных знаний и навыков. Для этих целей лучше обратиться к специалистам или приобрести готовый коаксиальный дымоход с заводской защитой от ветра.