Нагрели и не вернули: в Москве жители многоэтажек борются с УК за пересмотр платежей за отопление из-за аномально теплых зим
В редакцию «Московской газеты» обратились инициативная группа жителей района ряда домов по улице Ташкентская столичного района Выхино-Жулебино. По их словам, по неизвестным причинам год от года увеличиваются платежи за отопление, несмотря на то, что зимы в последнее время стоят теплые
Жители предполагают, что рост платы мог превысить стандартную индексацию тарифов. Также москвичи, ссылаясь на правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, отмечают, что управляющая организация обязана указывать в едином платежном документе, какой объем тепла был подан на дома в целом. Однако в квитанциях, по их словам, этих данных нет.
Жительница дома №18 корп.1 по улице Ташкентская Юлия А. в беседе с журналистом издания рассказала, что в 2019 году температура в квартире была выше нормативной.
«По нормативу температура в нашей квартире должна быть до 24 градусов. У нас она доходила до 28–30 градусов в отдельных помещениях. Соответственно, было очень жарко, сухо, приходилось открывать окна, — рассказывает Юлия А. — Вызвала техников, они составили акты о перетопе. В управляющей организации должны были сделать перерасчет согласно требованиям постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354. По моим расчетам, в пределе ежемесячной суммы в размере 2750 рублей, а мне был сделан перерасчет только на 33 рубля».
В том же году собеседница издания заметила в квитанции значительное увеличение платы за отопление. По словам женщины, после внимательного изучения квитанций, у нее возникло предположение о необходимости перерасчета платы за услугу. Выполненные ей расчеты позволяют допустить, что ООО «ДЕЗ района Выхино» могло завысить объем потребленного тепла в 2-3 раза. По вопросу корректировки размера платы Юлия А. обратилась в управляющую организацию.
В своем ответе представители компании сообщили, что счета якобы выставлялись в соответствии с существующими нормативными документами, поэтому оснований для перерасчета нет. При этом, по словам Юлии А., увеличение платы за тепло произошло дважды: в феврале и апреле.
Для оказания помощи в решении этого вопроса жители района обратились к депутату Мосгордумы Леониду Зюганову. По запросам парламентария ГБУ «ЕРЦ» города Москвы»предоставило все имеющиеся данные о зафиксированных объемах потребления тепловой энергии по показаниям общедомовых приборов учета, которые передавались в теплоснабжающую организацию и принимались к расчету за 3 года.
«Мы изучили предоставленные сведения и подтвердили свои догадки, что у нас, возможно, идет завышенный объем потребления тепла. Конкретно по моей квартире, в первом квартале должны были вернуть 3600–3800 рублей. Но в феврале была сделана корректировка за январь в размере 604,49 рубля», — сказала Юлия А.
Женщина не согласилась с размером выплаченной компенсации и обратилась в Мосжилинспекцию. В ведомстве сообщили, что порядок расчета за тепло за предыдущий год соответствует законодательству. Потом началась затяжная переписка с ведомством, продолжающаяся по сей день.
В том числе Юлия А. обратилась в Мосжилинспекцию и об отсутствии в едином платежном документе сведений о потребленном объеме тепла за месяц на дом в целом. В ведомстве признали факт нарушения. Однако, со слов собеседницы издания, ООО «ДЕЗ района Выхино» не спешило исполнить предписание. Тогда Мосжилинспекцией в отношении управляющей организации был составлен протокол об административном нарушении и выдано новое предписание об устранении недостатков.
«В апреле управляющая компания указала в квитанции ОДПУ, а в мае благополучно забыла», — добавила Юлия А., добавив, что показания ОДПУ в квитанции за июнь вновь были указаны.
Жительница дома №15/22 по улице Ташкентская Марина рассказала, что у жильцов с ООО «ДЕЗ района Выхино» возникли аналогичные проблемы. По словам женщины, жильцы также не добились должного перерасчета платы за отопление. При этом женщина обратила внимание на то, что управляющая организация неверно учитывает жилую и нежилую площади в многоквартирном доме.
«По нашему дому, где я проживаю, пришел ответ по депутатскому запросу, в котором говорится, что у нас якобы в 2020 году изменилась жилая площадь. Это можно было предположить, когда бывает первый жилой этаж и какой-то жилец продал квартиру и ее перевели в коммерческую площадь, например, оборудовали магазин. Но у нас априори этого не может быть, потому что первый этаж и так нежилой, — говорит Марина. — Кроме того, данные в квитанции предоставляются неполные. Я направила обращение в ООО «ДЕЗ района Выхино» с просьбой указывать показания ОДПУ в платежных документах. Однако в управляющей компании сообщили, что они не могут это сделать. Тогда я обратилась в Мосжилинспекцию».
Женщина сообщила, что в ведомстве признали факт нарушения. В итоге в квитанции за июнь управляющая организация указала показания ОДПУ.
Помощник депутата Мосгордумы Леонида Зюганова Александр Докучаев в беседе с журналистом издания отметил, что обращения москвичей о том, что управляющие организации не производят должным образом корректировку платы за услугу «отопление», приобретают массовый характер: «Если жители жалуются по поводу того, что управляющая организация не выполняет те или иные обязанности, то мы к ней обращаемся. На наши запросы достаточно оперативно реагируют и устраняют недостатки. Жалко только, что управляющие организации так быстро не реагируют на обращения граждан».
По словам кандидата юридических наук Екатерины Скосаренко, как показывает практика, жителям следует в каком-то смысле порадоваться, что МЖИ вообще выписала управляющей компании предписания и отреагировала на жалобы жителей.
«В большинстве случаев они просто переотправляют жителей в суд, чтобы те там доказывали нарушения со стороны управляющих компаний и компенсировали свои убытки. Прокуратуру в случае бюрократической волокиты, которая формально законна, поскольку сроки соблюдаются, также привлекать практически бессмысленно; там оперативно среагируют, только если имеют место вопиющие нарушения прав жильцов, в остальных случаях жалобы спустят в МЖИ. Можно также обратиться к главе региона, в данном случае московскому мэру, и потребовать повлиять на бюрократическое и необоснованное затягивание сроков в МЖИ рассмотрение и длительное нарушение прав жильцов без компенсации (не представляются данные общих счетчиков, заниженная температура горячей воды, нарушение санитарно-эпидемиологических требований в общедомовых помещениях). На последнее можно особо упирать, поскольку в условиях борьбы с пандемией коронавируса больше шансов получить быструю правовую реакцию властей на допущенные нарушения», — отметила Екатерина Скосаренко.
Информация по счетам за отопление
Уважаемые жители!
В последнее время мы получаем большое количество обращений по вопросу увеличения начислений (количества тепловой энергии, Гкал) в Единых платежных документах, по статье «центральное отопление». В основном, данные вопросы задают жители многоквартирных жилых домов, теплоснабжение которых осуществляется по открытой схеме без дополнительного преобразования тепловой энергии на тепловых пунктах.
Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течении календарного года (1/12) определен постановлением Правительства Москвы № 629-ПП от 29.09.2016г. Это означает, что к расчету принимается суммарное количество тепловой энергии за предыдущий календарный год, поделенное на двенадцать месяцев. Данное количество тепловой энергии начисляется в течение всего текущего года, пропорционально жилой площади квартиры.
Количество тепловой энергии определяется по показаниям прибора общего учета тепловой энергии для нужд центрального отопления и горячего водоснабжения.
Начисления по ст. «центральное отопление» жителям в период 2016-2019 г.г. осуществлялись на основании расчетных данных, предоставляемых ТСК «Мосэнерго». В результате некорректного распределения тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения, начисления жителям за горячую воду и отопление не соответствовали фактическому количеству тепловой энергии, израсходованному жилым домом.
Для приведения в соответствии с действующим законодательством и тарифами на жилищно — коммунальные услуги для населения, объемы тепловой энергии к начислению в 2020 году, рассчитаны в соответствии с ПП РФ № 354 от 06.05.2011г. Начисления за водопотребление и отопление производятся на основании постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. п.42(1) абзац 2.
«VI. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги»
42(1). При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещениях определяется в соответствии с формулой 3(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии.
При открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), в случае если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев второго и третьего настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды…» В случае если при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в многоквартирном доме коллективные (общедомовые) приборы учета установлены раздельно в системе отопления и в системе горячего водоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев второго и третьего настоящего пункта.»
При этом, объем тепловой энергии, поставленный для нужд горячего водоснабжения, определяется с учетом количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 м 3 холодной воды в размере 0,066 Гкал/м 3 , принятого к расчету Департаментом экономической политики развития города Москвы при установлении тарифа на горячую воду для потребителей, расположенных на территории Зеленоградского АО г.Москвы (основание: Приказ Департамента экономической политики и развития города Москвы от 17.12.2018г.№ 310-ТР «О корректировке на 2019 год установленных долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Теплоснабжающая компания Мосэнерго» на территории Зеленоградского административного округа города Москвы», от 17.12.2018г. № 311-ТР «О корректировке на 2019 год установленных долгосрочных тарифов на теплоноситель, поставляемый потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Теплоснабжающая компания Мосэнерго» на территории Зеленоградского административного округа города Москвы», от 17.12.2018г. №313-ТР «О корректировке на 2019 год установленных долгосрочных тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Теплоснабжающая компания Мосэнерго» на территории Зеленоградского административного округа города Москвы с использованием открытой системы тепловодоснабжения (горячего водоснабжения)». От 18.12.2019г. № 383-ТР «Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Теплоснабжающая компания Мосэнерго» на территории Зеленоградского административного округа города Москвы на 2020-2024г.г.», от 18.12.2019г. № 381-ТР «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Теплоснабжающая компания Мосэнерго» на территории Зеленоградского административного округа города Москвы на 2020-2024г.г.»
На практике это означает, что сначала рассчитывается количество тепловой энергии, израсходованной на подогрев теплоносителя (горячей воды). Для этого весь объем горячей воды, потребленной в многоквартирном жилом доме, умножается на 0,066 Гкал (в соответствии с тарифом на горячую воду, применяемым к расчету с населением в г.Москва). Из общего количества тепловой энергии , по данным снятым с ОДПУ, потраченной на отопление и подогрев ГВ вычитается полученное количество тепловой энергии для ГВ и остаток относится на тепловую энергию для нужд центрального отопления.
Изменение тарифов по ст. «центральное отопление» в Едином платежном документе многоквартирных жилых домов , теплоснабжение в которых осуществляется по открытой зависимой схеме (без дополнительного преобразования тепловой энергии на тепловых пунктах), выполнено ГБУ МФЦ города Москвы в период декабрь 2018г.
Дополнительно информирую Вас, что ГБУ «Жилищник ЗелАО» не является получателем денежных средств жителей, перечисленных в качестве оплаты за поставленные ресурсы (тепловая энергия, горячее, холодное водоснабжение, водоотведение).
Начальник управления по мониторинго-аналитической работе