Условия для проектов ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения становятся все сложнее
Дмитрий Пузанов, заместитель генерального директора АО «Евразийский», член Делового консультативного совета по государственно-частным партнерствам Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, рассказал об особенностях развития рынка частных инвестиций в систему водоснабжения и водоотведения.
Крупнейшие сделки АО «Евразийский» заключило в 2003-2005 годах. Порядка 19 млрд. руб. было вложено в инфраструктуру городов Ростов-на-Дону и Сочи в течение 10 лет. По мнению Дмитрия Пузанова, готовность государства к развитию инструментов государственно-частного партнерства в тот период была выше, а частные инвесторы видели больше перспектив для развития своей деятельности. На сегодняшний день рынок ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения перегружен большим количеством барьеров для инвесторов, а ожидания государства по отношению к этому виду сотрудничества завышены и не всегда соответствуют возможностям частных операторов.
Такая ситуация складывается и в других отраслях. Несмотря на наличие денежных средств, финансовых инструментов и базы готовых решений в части юридического структурирования сделок, система ГЧП не работает столь эффективно, как это могло бы быть. Дмитрий Пузанов считает, что это связано с недостаточной проработанностью принимаемых политических решений в сфере инвестиций в инфраструктуру, начиная от решений по регулированию тарифов и заканчивая техническими аспектами.
Например, инициатива Минстроя России направлена на переведение всех арендных договоров в сфере водоснабжения и водоотведения, заключенных в 2000-е годы, в формат концессии с повышением обязательств частного инвестора. Также ожидается, что это будет необходимо сделать в максимально короткие сроки. По мнению Дмитрия Пузанова, такие планы вызывают опасения в связи с тем, что качество концессий и качество заключенных договоров не всегда соответствуют потребностям и ожиданиям банковских институтов.
На данный момент не только зарубежные, но и российские банки не считают перспективным сотрудничество в концессионных проектах, реализуемых в сфере водоснабжения и водоотведения, в виду высоких рисков, отсутствии гарантий доходности, непредсказуемости тарифной политики, даже не смотря на декларации правительства об установлении долгосрочных тарифов и их регулировании.
В текущей ситуации роста количества концессий, возрастает конкуренция за финансирование. Поэтому возникает необходимость принятия решения об изменении инструментария, предлагаемого отраслевому сообществу, на более соответствующее целям инвесторов. Это связано также с тем, что на данный момент в отрасли наблюдается недофинансирование, часть которого образовалась еще в 80-е- 90-е годы прошлого века. Высокая степень капиталоемкости в этой сфере приводит к повышению срока окупаемости инвестиций, в особенности в проекты по энергосбережению, где средний период возврата инвестиций составляет 10-15 лет.
Кроме того, повышение валютных рисков привело к увеличению стоимости закупаемого за рубежом насосного оборудования, реагентов и технологий, которые не производятся в России. По мнению Дмитрия Пузанова, для запуска производства и проведения структурных изменений на этом рынке необходимо около 10 лет. Поэтому повышение уровня качества в сфере водоснабжения и водоотведения в ближайшие годы может быть затруднено. Оценивая текущую политику, направленную на идентификацию участия частного сектора в отрасли водоснабжения и водоотведения, Дмитрий Пузанов считает, что, возможно, именно негативные последствия этой политики станут стимулом для переосмысления участниками перспектив и способов организации этого рынка.
По материалам Конференции «Выбор модели роста: инвестиции в инфраструктуру»
Publications
Государственно-частное партнерство в коммунальной сфере в условиях кризиса
Varvara Suchkova, Project manager of PPP and infrastructure practice
Константин Данько, заместитель начальника юридической службы Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД»
Варвара Сучкова, менеджер коммерческой практики, член рабочей группы по проектам ГЧП в ЖКХ юридической фирмы «Вегас-Лекс»
Использование ГЧП-инструментария в отраслях коммунального хозяйства направлено на привлечение внебюджетного и внетарифного финансирования со стороны частных инвесторов и операторов в условиях экономического кризиса. Существуют различные формы взаимодействия органов публичной власти и бизнеса в сфере коммунального водо-, тепло-, электроснабжения и канализации (концессионное соглашение, аренда с инвестиционными обязательствами, приватизационно-инвестиционная модель сотрудничества), имеющие свои особенности и риски.
[1] Наиболее значительный инвестиционный проект в коммунальной отрасли, отобранный для финансирования за счет средств Инвестиционного фонда, но до сих пор не получивший средств из федерального бюджета, – это «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области» (инициатор – ОАО «Евразийский»; паспорт этой Программы был утвержден распоряжением Правительства РФ от 20.09.2008).
[2] Федеральный закон от 6.10.2003 № 187-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (пункт 4 части 1 статьи 14) относит « организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом » к вопросам местного значения.
[3] Этот вопрос регулируется Федеральным законом от 14.11. 2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», однако заметим, что такое «наделение» происходит далеко не всегда в строгом соответствии с нормами закона.
[4] См.: Федеральный закон от 30.12. 2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
[5] Соответствующая позиция правоприменительных органов была высказана в письме Федеральной антимонопольной службы от 2.04.2008 № ИА/7334 «О применении антимонопольного законодательства при осуществлении контроля за сделками с объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в государственной или муниципальной собственности».
[6] См. по этому вопросу разъяснение в письме Федеральной антимонопольной службы от 17.06.2008 № ИА/17747 «О применении статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”».
[7] 100 рублей за один объект недвижимости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ.
[8] См. Федеральный закон 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
[9] Трудно не упомянуть о курьезе, имевшем место в одном из субъектов РФ, в котором с целью избежания дорогостоящего оформления прав на недвижимость экспертным заключением учреждения при региональном управлении Министерстве юстиции РФ коммунальные сети были признаны имуществом, « не являющимся недвижимым имуществом ».
[10] См.: Типовое концессионное соглашение в отношении систем коммунальной и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социально-бытового назначения, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.12.2006 № 748.
[11] Кстати, например, в Законе Республики Казахстан от 07.07.2006 № 167-III «О концессиях» вообще не упоминается такое понятие, как концессионная плата .
[13] См., напр.: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.01.2009 по делу № А26-3259/2008.
Формы государственно-частного партнерства в ЖКХ
На просторах интернета представлено много информации по формам государственно-частного партнерства, применяемого в ЖКХ. Информационно приводим данную статью, немного систематизирующую данную тему. Статья взята с сайта www.gkh.ru.
«Концессионные соглашения и другие формы партнерства государства и частного бизнеса в ЖКХ во многих случаях являются единственным способом реализации важных проектов в условиях нехватки бюджетных средств. В статье мы расскажем об основных формах ГЧП в ЖКХ, передаче объектов в концессию и о регулирующем их законодательстве. Разберемся в том, зачем эти соглашения нужны каждой из сторон и приведем примеры последних запущенных концессий в ЖКХ.
В сферах деятельности, касающихся обеспечения населения жизненно важными товарами и услугами, рыночные механизмы работы в чистом виде не являются наиболее предпочтительными. Один из таких примеров – жилищно-коммунальное хозяйство. В этой области активно распространяется практика государственно-частного партнерства. Государство при реализации такой схемы сохраняет контроль над собственностью, а также получает инвестиции и опытных управленцев.
Формы государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ
Российское жилищно-коммунальное хозяйство нуждается в огромном объеме инвестиционных средств. Деньги нужны, в первую очередь, на обновление устаревшей и изношенной инфраструктуры. У бюджета таких финансовых ресурсов нет. В связи с этим главной целью ГЧП в ЖКХ является именно привлечение в отрасль частных инвестиций. Государство предлагает разные варианты сотрудничества предпринимателям, которые заинтересованы в получении под свое управление систем тепло- и водоснабжения, электросетей и прочих объектов коммунальной инфраструктуры. У каждой формы взаимодействия есть свои особенности и риски, которым подвергаются обе стороны.
Государственно-частное партнерство строится на принятии каждой из сторон определенного объема обязательств. Государство в данном случае должно:
- предоставить земельные участки и инфраструктурные объекты (если они будут реконструироваться);
- передать частной компании право оказания коммунальных услуг, которое ранее монопольно принадлежало госструктурам;
- поддерживать реализацию совместных проектов с помощью административного ресурса;
- вкладывать определенные объемы бюджетных средств (по договоренности) или давать гарантии (в том числе, гарантировать рентабельность работы).
В набор обязательств со стороны частника обычно входит следующее:
- инвестировать в работу и развитие предоставленного имущественного комплекса собственные средства. Инвестирование при этом должно быть проектным. Использовать взятые в банке кредиты и другие заемные ресурсы не следует. Проектное финансирование позволяет возвратить вложенные средства из прибыли – она начнет поступать после завершения проекта;
- внедрять инновации, используя передовой мировой опыт и наработки;
- эффективно вести управление переданным имуществом.
Существует несколько основных форм ГЧП, реализуемых в сфере ЖКХ:
- Концессионное соглашение.
- Контракт жизненного цикла.
- Сервисный контракт.
- Долгосрочное инвестиционное соглашение.
Рассмотрим наиболее часто реализуемые на практике варианты государственно-частного партнерства. Что такое концессионное соглашение? Концессия в ЖКХ позволяет инвестору на основе заключенного контракта использовать в хозяйственных целях имущество, остающееся в государственной или муниципальной собственности. Соглашение предполагает, что частник:
- инвестирует собственные средства в улучшение имеющегося имущества или создание новых объектов. Последние в дальнейшем будут переданы в государственную или муниципальную собственность;
- получает средства, которые выплачивают пользователи созданного им имущества. Заключение концессионного соглашения предполагает платное использование инфраструктурного объекта, и в то же время наличие коммерческой выгоды для компании, занимающейся его содержанием. Прибыль концессионера определяется количеством пользователей вверенного ему имущества.
Путем заключения договора концессии государство старается снять с себя расходы, связанные с эксплуатацией объектов жилищно-коммунального хозяйства – передача объектов в концессию хорошо подходит для достижения этой цели. Основные расходы, связанные с полученным имуществом, несет концессионер. В то же время часть их может возлагаться на собственника. Этот момент оговаривается отдельно и прописывается в соглашении. Размер бюджетных вложений обычно известен заранее, например, еще при подготовке конкурса. Полный перечень объектов, которые могут передаваться в управление по концессионному соглашению, указан в федеральном законе №115-ФЗ. Сюда входят самые разные сооружения: транспортная инфраструктура; коммунальные сети; трубопроводы; гидротехнические сооружения; спортивные, медицинские, туристические и прочие объекты. Размеры и форма оплаты со стороны концессионера могут быть различными. В законодательстве указаны следующие варианты расчета: внесение в бюджет конкретной суммы единовременно или с определенной периодичностью; передача собственнику доли получаемых доходов или части выпускающейся продукции; передача государству по завершении договора концессии прав собственности на недвижимое и прочее имущество, созданное концессионером. Упоминавшийся уже №115-ФЗ был принят в 2005 году. К настоящему времени концессионная модель ГЧП в ЖКХ все еще не получила повсеместного внедрения, поэтому государство продолжает продвигать эту схему сотрудничества. В числе основных причин медленного перехода к концессиям называется отсутствие квалифицированных специалистов, которые занимались бы данной работой на практике. Однако примеры успешно работающих концессионных соглашений в сфере ЖКХ продолжают накапливаться, приведем несколько последних из таких договоренностей. В начале января 2018 года в Тюмени в концессию будет передано водоканальное хозяйство города. В начале марта 2018 года было решено передать в концессию электротранспорт (трамваи) Саратова. До конца 2018 года запланирована передача сетей «Ижводоканала» (Ижевск) концессионеру. В Ростове в настоящий момент реализуется наиболее крупный в стране концессионный проект по благоустройству городской территории – он касается создания ростовской набережной. В Нижнем Тагиле готовится новая концессия по переработке мусора. В марте 2018 года иркутские власти планируют заключение концессионного соглашения на ремонт Дома быта, находящегося в аварийном состоянии.
Контракт жизненного цикла
Контракт жизненного цикла (КЖЦ) – заключающийся на длительный срок договор, при реализации которого возводятся различные инфраструктурные объекты. Такие соглашения подписываются только в отношении проектов, имеющих большое значение для государства или муниципалитета. Контракт обычно заключается на 25-30 лет. Этот срок равен нормативной продолжительности эксплуатации объекта, указывающийся в технических требованиях к нему. Собственником построенного объекта становится государство, муниципалитет или организация, исполняющая его полномочия. В контракте жизненного цикла также прописывается, как именно властные органы занимаются контролем строительного процесса и последующей эксплуатации имущества. Основные правила заключения и реализации КЖЦ записаны в правительственном постановлении №1087 от 28 ноября 2013 года. Подрядчик по такому контракту получает бюджетные средства на строительство. При этом он будет нести расходы на дальнейшую эксплуатацию, что делает его заинтересованным в повышении качества объекта.
С помощью сервисных контрактов государство привлекает представителей частного бизнеса к проведению определенных работ и оказанию услуг. Выполнение договоров данного типа регулируется: ГК РФ; бюджетным законодательством; законами о госзакупках. Частники при подписании сервисных контрактов обычно принимают на себя обязательства, в рамках которых они: занимаются содержанием зданий и городских территорий; ведут бухгалтерский учет; обслуживают различную технику. Такие договоры часто заключаются на продолжительные сроки и могут подразумевать инвестирование в модернизацию обслуживаемого имущества. Преимущество государственной стороны при заключении сервисного контракта заключается в получении услуг по фиксированной и невысокой стоимости. Занимающейся обслуживанием частной компании такой договор выгоден из-за приобретения на длительный срок постоянного заказчика, который не уйдет к конкурентам.»
В заключение отмечу, что с учетом того, что отличительной особенностью сферы ЖКХ являются ее объекты – комплексы недвижимого имущества, обеспечивающие жизнедеятельность территории, то все-таки основной формой частного инвестирования является передача объектов в концессию, то есть заключение концессионных соглашений.