- Экспресс ремонт для печи радиатора или как работает герметик
- Герметик или пикантная горчица
- Определяем оптимальный вариант
- Чего ожидать: чуда или неприятностей?
- Как и чем заделать течь в отоплении?
- Устранение течи в резьбовом соединении
- Как устранить течь в трубе отопления под давлением
- Этапы установки бандажа на трубу
- Как устранить течь в батарее отопления
- Устранение течи в системе отопления: горчица, жидкое стекло и герметики
- Жидкий герметик сам находит протечки в системе отопления и успешно ликвидирует их изнутри
- Течет труба – что делать на первом этапе
- Как определить, что котел протекает?
- Чем заделать свищ – народные методы
- Магнит и саморез
- Солевая «повязка»
- Самодельные герметизирующие составы
- Хомут
- Устранение протечки механическим путем
- Протечки через предохранительный клапан
- Использование специальных герметиков
- Между секциями батареи
- Скорая помощь для протекающего радиатора
Экспресс ремонт для печи радиатора или как работает герметик
Каждому автомобилисту знакома проблема, когда начинает течь радиаторная система отопления. Эта катастрофа случается, когда не можешь быстро заменить неисправный радиатор. Но не стоит отчаиваться и вспомнить о герметике. Правильное применение средства поможет избавиться утечки, забыв на длительный срок. Однако, если не знать, как правильно это сделать, можно нанести вред. Давайте разбираться в этом вместе.
Герметик или пикантная горчица
Некоторые сразу вспомнят еще один продукт, который использовался до появления современных средств. Некоторые умудрялись активно использовать горчицу. Если кто – то подумает, что ее просто надо сорвать и поместить в радиатор печки, то нет. Пользовался популярностью порошковый вариант.
В случае образовавшейся течи, в систему насыпали вещество, потом прогревали двигатель. Действительно, после нескольких минут ожидания, течи как ни бывало. Авто спокойно продолжало свое движение. Насколько далеко, здесь источники умалчивают.
Если кто не знает, растворяясь, горчичный порошок полностью заполняет все пробоины. Не объяснишь же порошку, чтобы он трогал только нужную дыру, не затрагивая остальные. В результате забиваются магистральные каналы, трубчатые элементы и узлы. Да, на самом деле можно остановить течь. Только после этого придется промывать или менять детали.
Сегодня времена немного изменились, автолюбители стремительно перешли на новый уровень! Все чаще используют эффективные средства. Хотя принцип одинаковый. Все перестали засыпать порошок. Но может встречаться отзвук давних лет.
Новшество нынешнего времени – герметики. Прошу не путать со строительными материалами. Имеются ввиду специальные герметики, выпускаемые для автомобильных радиаторов.
Чего бы не рекомендовалось делать, так это пытаться залить в систему строительный герметик!
После изучения отзывов на различных автомобильных сайтах и учитывая их мнения, можно с уверенностью заявить – герметик вещь спорная. Для одних это только спасение и положительный результат. Другие наотрез отказываются ими пользоваться. Но есть и такие, кто рационально оценивает сильные качества.
Определяем оптимальный вариант
Разнообразие подобной продукции приводит к сложному выбору. Однозначно не скажешь, какой из них лучше.
Радиаторные герметики можно разделить на жидкие и порошковые. Последние более простые, немного уступают жидким аналогам. Действие средства для герметизации также воздействует на отверстия, как и сухая горчица. Происходит постепенное поглощение влаги, затем вещество набухает, заполняя участки. Единственное, препарат справляется отлично с незначительными пробоями. Одновременно загрязняет систему охлаждения.
Большинство потребителей выражают лояльное отношение к герметикам жидкого типа. Как говорится, фаворит определен. В самой крайней ситуации, если нет возможности поехать на СТО, можно взять порошок.
Разделение жидких герметиков выглядит следующим образом:
- Полимерные вещества. В составе содержатся частицы металла. Проникая внутрь системы, происходит кислородная реакция. Затем закрывают щель, отвердевая при этом. Такие составы стоят дорого;
- На основе силикона. Пользуются популярностью у автолюбителей. Средства очень эластичны. Жидкость может проникать в любые стыки. Особенно актуальны при повреждениях мелкого характера;
- Средства из полиуретановых компонентов. Не часто встречаются, устойчивы к температурным колебаниям.
Не стоит думать, что все эти средства очень дорогие и могут ударить по кошельку. Приобретаются они раз, потом занимают место в бардачке до тех пор, пока не пробьет их час, когда они понадобятся.
Чего ожидать: чуда или неприятностей?
Поговорим о том, почему некоторые категорически против использования герметиков, считая их реальными вредителями для своего радиатора. Вот доказательства, проверенные собственным опытом:
- тонкие трубки, которые есть в любой системе начинают быстро загрязняться. Из – за этого уменьшается антифриза. Итог – перегревшийся мотор и выход из строя;
- печка также засоряется и получайте плохое отопление в салоне. А может и совсем не работать;
- ломается водяной насос, необходимый для циркуляции антифриза;
- термостат становится непригодным.
Это отдельные случаи, когда владельцы авто нарушают технологию применения. Также могут использовать средства, качество которых желает лучшего.
Не стоит ждать от них чуда. Это всего лишь необходимая мера, выручающая в экстремальных случаях, когда действительно нет другого выхода. В жизни лучше сделать ремонт радиатора способом пайки заменить новым изделием.
Опасность герметика подтверждается реальными случаями, когда длительно эксплуатировать машину после его применения.
Как и чем заделать течь в отоплении?
Устранение течи в системе отопления?
Трубы отопления, особенно металлические, постоянно подвержены износу. Их стенки внутри истончаются настолько, что это приводит со временем к появлению дыр. Как правило, использовать в таких местах сварку не всегда удается, и тогда на помощь приходят хомуты, бандажи, накладки и аварийные клей. В данной статье строительного журнала samastroyka.ru будет рассказано о том, как устранить течь в системе отопления под давлением, и какие средства для этих целей можно использовать.
Устранение течи в резьбовом соединении
Самым простым считается устранение течи в системе отопления на резьбовых соединениях. Дело в том, что резьбовые соединения при нагревании и остывании откручиваются, что приводит к появлению протечек. Именно по этой причине, прятать резьбовые фитинги системы отопления в стены или стяжку, ни в коем случае нельзя, поскольку в таком случае не будет возможности их обтянуть в случае послабления.
Это относится как к водяному теплому полу, устройство которого невозможно без цементной стяжки, так и к магистралям системы отопления, там, где есть необходимость их соединения. Если протекает именно на резьбовом соединении, то достаточно будет открутить фитинг и подмотать на резьбу фум-ленту, но лучше все-таки использовать лен. О том, как намотать лен на резьбу уже рассказывалось ранее.
Если устранение течи в резьбовом соединении необходимо выполнить под давлением воды, то фитинг можно и не раскручивать полностью. Достаточно будет открутить его на 1-2 оборота, подмотать паклю на резьбу, после чего накрепко затянуть обратно. Как правило, уже через небольшой промежуток времени, лен разбухнет, а течь из резьбового соединения исчезнет надолго.
Такой способ устранения течи в системе отопления допускается использовать как на котлах и радиаторах отопления, так и на других элементах отопительной системы, там, где есть резьбовые соединения.
Как устранить течь в трубе отопления под давлением
Самым трудным считается устранение течи в системе отопления под давлением. То есть, в радиаторах отопления циркулирует горячая вода, и нет никакой возможности перекрыть стояк или отдельную магистраль к которой они подключены. При этом для жителей многоэтажек будет целесообразно незамедлительно обратиться к организации, обслуживающей их дом, и вызвать аварийную бригаду. Затем следует попытаться перекрыть стояк отопления или отдельный радиатор, до приезда специалистов.
Самым простым способом устранения течи в трубе под давлением, является установка хомута с бандажом. В качестве подмотки нужно использовать любую, не слишком толстую резину, которая наматывается на трубу, полностью перекрывая собой повреждённый её участок. Поверх резины, лучше сразу же поставить хомут, а если его нет под рукой, то можно использовать проволоку, которой резина накрепко притягивается к трубе и обжимается плоскогубцами.
Если перекрыть участок магистрали с повреждённой трубой, возможно, то способы заделки течи могут быть и другими, а вся работа существенно упрощается. Из материалов для устранения течи в трубе можно использовать: стеклоткань, бинт или просто плотную ткань в виде мешковины.
Перед тем, как намотать ткань на трубу, на неё нужно нанести эпоксидку или водостойкий клей-герметик. Время высыхания такого бандажа, во многом зависит от температуры в помещении. Если температура свыше 20-25°С, то бандаж сохнет несколько часов, при более низких температурах, его время высыхания увеличивается до 2-3 суток.
Этапы установки бандажа на трубу
Последовательность выполнения работ по установке бандажа на трубу отопления выглядит так:
- После того, как стояк или магистраль перекрыты, а теплоноситель перестал течь из трубы, повреждённое место зачищается от краски, ржавчины и загрязнений.
- Затем подготавливается материал. Для этой цели бинт или ткань отрезаются такой длины, чтобы хватило на 8-10 обмоток вокруг трубы (25-30 см.). При этом ширины материала должно быть достаточно для того, чтобы с некоторым запасом (2-3 см) перекрыть поврежденное место.
- Затем труба со всех сторон промазывается эпоксидным клеем, после чего на неё наматывается бинт или ткань. Через каждый виток, следует заново наносить слой клея-герметика.
Увеличить прочность эпоксидки можно добавлением в неё алюминиевой или бронзовой пудры. После того, как ткань на трубу отопления в несколько слоёв намотана, поверх неё следует наложить металлический хомут, накрепко стянуть его болтами, и оставить бандаж до полного высыхания.
Если под рукой не оказалось эпоксидной смолы, то можно попробовать использовать масляную краску, жидкое стекло, или предварительно разведенные цинковые белила.
Как устранить течь в батарее отопления
Не менее сложным в некоторых случаях оказывается вопрос по устранению течи в батарее отопления, в особенности между секциями. Порой добраться до таких мест не всегда получается, а перекрыть батарею нет возможности. Как быть в таком случае, как устранить течь в радиаторе?
Так, если течь появилась на чугунной батарее, то избавиться от нее можно посредством самореза. Конечно же, надолго такой способ не спасет, но возможно получится тем самым благополучно пережить отопительный сезон. Чтобы устранить течь в батарее отопления таким образом, нужный по диаметру повреждения саморезный болт вкручивается в отверстие. Данный способ подходит для ликвидации небольших, как правило, точечных протечек в радиаторах отопления.
Устранить течь между секциями радиатора, можно и при помощи гипсовой накладки, которая изготавливается по аналогичному способу, как при устранении течи в трубе системы отопления под давлением. Для этого берётся ткань и нарезается небольшими кусками по 25 см в длину. Затем в емкости готовится жидкий раствор алебастра или гипса, в котором немедля пропитывается ткань. Именно ею и обматывают повреждённое место на батарее отопления.
Многие используют также и соль для устранения протечек на резьбовых соединениях старых чугунных батарей. Очень часто такие соединения уже нет возможности раскрутить, поэтому накладки из соли, которая закоксовывает трещины и щели, помогают нормально пережить отопительный сезон до полной замены отопительного прибора. Бандаж из соли на батарею отопления делается в точности так же, как и гипсовый, только вместо гипса и алебастра используется каменная соль.
Устранение течи в системе отопления: горчица, жидкое стекло и герметики
Достаточно опасным способом ликвидации протечек в системе отопления, является растворение в теплоносителе горчицы и специальных герметиков. Данные средства оказывают временное действие по закупорке трещин и других, мелких повреждений, во всех элементах отопительной системы.
Например, чтобы осуществить устранение течи в системе отопления горчичным порошком, достаточно высыпать несколько пачек в расширительную емкость, после чего запустить систему. Как правило, через несколько часов, горчица забьёт собой все микротрещины, и течь будет успешно ликвидирована. Данный способ является временным и очень опасен в использовании.
Внимание! Применение подобных «домашних советов» по устранению протечек, может вывести из строя котел отопления, циркуляционные насосы, фильтры, и другое отопительное оборудование. Поэтому, перед тем, как что-то сыпать в теплоноситель для отопления, трижды подумайте и взвести «все за и против» надобности подобной процедуры.
Жидкий герметик сам находит протечки в системе отопления и успешно ликвидирует их изнутри
Течет труба – что делать на первом этапе
В случае появления свища на стояке центрального теплоснабжения, откуда вода бьет струей, предлагаем оптимальный план действий:
- Организуйте сток теплоносителя в ведро или таз, быстро обмотав трубу любой ветошью. Так вы сохраните напольное покрытие, личные вещи и мебель, предотвратите подтопление. Действуйте осторожно – зимой температура сетевой воды достигает 90 °С.
Чтобы у соседей снизу не образовался такой пузырь, собирайте воду в ведро
Пример расположения запорной арматуры в тепловом пункте
Совет. Если до приезда сантехников не удалось обвязать стояк тряпкой и остановить подачу теплоносителя, накиньте на трубу старое одеяло или толстое пальто, хорошо впитывающее воду.
В нынешней реальности мастеров нередко приходится ожидать 2—3 дня (причины — праздники, выходные, аварии на других объектах). На долгий срок оставить жильцов без тепла нельзя, поэтому в случае задержки сделайте импровизированный хомут из подручных материалов:
- Отыщите резиновую перчатку, велосипедную камеру либо готовый медицинский жгут. Вторая составляющая успеха – мягкая стальная проволока диаметром 2—4 мм.
- Из перчатки (камеры велосипеда) вырежьте полосу шириной 4—5 см, как показано на фото.
Примечание. На водопроводе описанная процедура выполняется под давлением, если не вышло отсечь стояк от основной магистрали. Наматывать много витков проволоки необязательно, главное, – временно остановить течь.
Также используйте вышеописанный порядок действий, когда сильно течет чугунная батарея центрального отопления, а отсекающих кранов нет. Обычно радиаторы протекают на стыках между секциями, туда и следует накладывать временный хомут.
Когда образуется течь из-под гайки , соединение нужно перепаковать
Если струйка воды наблюдается на месте резьбового соединения железных труб, надо отвернуть газовым ключом фиксирующую гайку от муфты. Открывшуюся резьбу оберните косичкой свежего льна (по часовой стрелке) и вновь затяните гайку. Рассмотренные варианты заделки покажет сантехник на видео:
В частном жилище ликвидация течи сильно упрощена – достаточно перекрыть нужный вентиль или быстро опорожнить участок отопительной сети. Мотать резину не обязательно, лучше заделать дыру более надежным методом. Когда протечка в квартире временно устранена, слесарей можно не ждать — выберите подходящее время и заделайте отверстие окончательно любым из представленных ниже способов.
Как определить, что котел протекает?
Утечка теплоносителя снижает гидравлическое давление в системе отопления. Сразу скажем, что давление может меняться и по другим причинам, например, в связи с изменением плотности воды. Но если стрелка манометра упрямо падает вниз или на дисплее высвечивается уведомление о недостатке воды в системе, нужно обязательно проверить, нет ли протечек.
Выполняется осмотр проблемных участков: прежде всего разъемных соединений, включая краны. Но не всегда место течи можно определить визуально, ведь теплоноситель необязательно будет течь непрерывным потоком, заливая пол. Чаще всего он просто капает. Попадая на горячие поверхности, капли испаряются.
Поэтому обращать внимание нужно не только на влажные места, но и на следы потеков, пятна ржавчины. Искать места утечек лучше с фонариком, труднодоступные участки осматривать с помощью зеркала. Под возможными местами утечек подкладывают салфетки. Их намокание будет служить подтверждением, что здесь имеется утечка теплоносителя.
Обязательным элементом системы отопления является манометр, измеряющий гидравлическое давление, падение давления может говорить об утечке теплоносителя
Если на течь указывает только падение давления, дело может быть не в котле, а в других элементах системы отопления, включая радиаторы, которые также подлежат проверке.
Выполнить ее можно следующим образом: из контура сливают воду и с помощью компрессора закачивают воздух. Он будет выходить из места утечки с характерным шумом. Если трубы проложены под кафельной плиткой или в бетонных полах, чтобы услышать звук выходящего воздуха, придется использовать фонендоскоп. Также в этом случае поиск течи можно выполнить с помощью тепловизора.
Чем заделать свищ – народные методы
Существует несколько проверенных способов устранения течи радиатора или трубопровода отопления домашними средствами:
- использование магнита и самореза;
- наложение солевого либо эпоксидного «компресса»;
- добавление порошка горчицы;
- изготовление самодельного термостойкого герметика.
Обратите внимание: мы не упоминаем о наиболее распространенном варианте – хомуте на болтах. Данное средство знакомо даже домохозяйкам, но с появлением пластиковых труб не всегда применимо. Суть проста: по длине окружности стояка вырезается полоса из тонкого металла, на концах сверлятся отверстия. Свищ герметизируется резиновой прокладкой, стягиваемой болтами бандажа.
Если батарея подключена правильно, ее легко отсечь от стояка и отремонтировать
Также не стоит изобретать велосипед, когда протекающая батарея отопления подключена по правильной схеме – с байпасом, шаровым краном и балансировочным вентилем. Перекрываете арматуру, спокойно снимаете отопительный прибор и устраняете течь. Если же радиатор подсоединен напрямую, без запорной арматуры, выбирайте подходящий метод ремонта по месту.
Магнит и саморез
Вместе с теплоносителем по коммуникациям путешествуют частицы металла, особенно в системах из стальных труб. Если появилась мелкая трещина либо потекло соединение, указанные частицы можно использовать в качестве герметика. Не сливая воду, к трубопроводу прикладывается небольшой магнит, притягивающий металл к точке дефекта. Практика показывает — спустя 1—2 суток протечка затягивается.
Рекомендация. Метод неплохо действует на алюминиевых и биметаллических радиаторах, только магнит нужно примотать. Для больших повреждений и пластиковых труб способ не годится.
Когда соединение прокапывает, к нему прикладывается кусок магнита от старого динамика
Вариант с шурупом реализуется просто: подбирается саморез нужного диаметра и вкручивается в отверстие. Метод помогает в таких случаях:
- при точечных дефектах размером 1.5—5 мм;
- на трубах из меди, полипропилена (ППР) и сшитого полиэтилена;
- на биметаллических и алюминиевых радиаторах.
Примечание. Поврежденные трубопроводы из металлопластика склонны к расслаиванию, поэтому заглушка из самореза не поможет.
Для верности вкручиваемый шуруп можно покрыть автомобильным силиконовым герметиком или эпоксидной смолой. Если дыра в трубе довольно большая, вместо самореза забейте туда деревянный колышек, заостренный под конус. Верхнюю часть затычки обрежьте заподлицо с поверхностью и наложите обычный хомут.
Солевая «повязка»
Суть методики заключается в создании условий для искусственной коррозии металла. Поэтому рекомендуем применять данный способ на старых системах из стальных труб, которые планируется заменить в ближайшем будущем. Размер отверстия либо трещины – 1—2 мм.
Как заделать протечку:
- Намочите медицинский бинт и сделайте 1—2 витка вокруг трубопровода в точке протекания.
- Пересыпая бинт поваренной солью, продолжайте обмотку. Всего потребуется 20—40 слоев.
- Выждите 2—3 часа и запустите отопление. Поначалу возможно просачивание теплоносителя, но спустя сутки течь полностью затянется.
Уточнение. Перед намоткой стальную трубу зачищать не нужно. При необходимости работы ведутся под давлением, если температура позволяет.
Для герметизации полиэтиленовых и полипропиленовых труб соль не годится. Домашние мастера советуют в интернете пропитывать бинт следующими составами:
- жидкое стекло;
- автомобильный высокотемпературный герметик;
- клей на основе эпоксидной смолы.
Мы не разделяем точку зрения этих умельцев, поскольку перечисленные вещества не обладают хорошей адгезией к пластику. Здесь понадобятся специальные химические составы, рассматриваемые ниже.
Самодельные герметизирующие составы
Многократно проверенный герметик для труб отопления – сухая горчица. Будучи смешанной с теплоносителем, она прекрасно затягивает течи малых размеров, возникающие в магистралях, трубопроводной арматуре, батареях и даже котлах. Технология применения выглядит так:
- Купите 100—200 грамм порошка горчицы. Количество зависит от объема воды в отопительной сети.
- В системе открытого типа горчицу засыпьте через расширительный бак. Котел выведите на режим 60—70 градусов.
- При закрытой схеме порошок необходимо смешать с водой и закачать через кран подпитки.
Пачки горчичного порошка 200 грамм вполне достаточно, чтобы затянуть мелкие неплотности
Горчичная мелкая фракция отличается высокой гигроскопичностью (способностью впитывать влагу). Оказавшись в воде, микрочастицы разбухают, приобретают неправильную форму и зацепляются за внутренние неровности, залепляя изнутри все неплотности. В том числе — на стыках и в труднодоступных местах.
Важный нюанс. Недопустимо добавлять горчицу в незамерзающий теплоноситель – этиленгликоль либо пропиленгликоль.
Горчичный порошок безвреден для котлов и не вызывает коррозии. Для ликвидации утечек в батареях или теплообменниках дозу придется увеличить. Герметизация занимает от нескольких часов до 2 суток.
Иногда для наружной заделки отопительных либо водопроводных линий сантехники используют смесь цемента (алебастра) с клеем ПВА без добавления воды. Компоненты смешиваются до получения густой субстанции и быстро накладываются на повреждение с помощью того же бинта. Перед тем как устранить течь радиатора или трубы импровизированным герметиком, вытрите поверхность насухо, ржавчину и краску лучше удалить.
Хомут
Это самый эффективный способ «холодного» ремонта, который при качественном выполнении становится постоянным элементом системы. Правильно сделанный хомут может перекрыть отверстие или трещину размером до 1/3 длины окружности. Особенно это актуально для чугунной канализации.
Если ваши канализационные трубы имеют высокую степень износа, держите наготове несколько заготовок для хомута. Это полоска металла (оцинковка, желательно потолще) с просверленными отверстиями на концах. Примерьте полоску к трубе, чтобы узнать размер хомута. В «комплект» входит резиновая накладка (лоскут) и болт с гайкой и шайбами. При появлении течи просто установите на это место лоскут и зажмите хомутом.
То же касается и водопроводных труб. Обычный червячный хомут (а лучше несколько) — надёжный и быстрый способ устранить течь в любой трубе диаметром до 50 мм не зависимо от материала.
Также можно применить держатель для труб в качестве зажима лоскута. Его резиновая кромка прекрасно держит давление.
Наконец, существуют специальные хомуты для ремонта труб. Они имеют спаренную тягу из двух винтов и прорезиненную контактную поверхность. Такими приспособлениями пользуются даже профессионалы, если приходится устранять течь на изношенных трубах, которые скоро будут заменены. Применение сварки в таких случаях нецелесообразно.
Устранение протечки механическим путем
Если хотите надежно отремонтировать систему и надолго забыть о проблеме, придется потратить деньги. Причем список используемых средств существенно расширяется (в скобках указана цена изделия):
- зажимной хомут для патрубков охлаждения автомобиля (0.4 у. е.);
Помимо указанных приспособлений, для восстановления герметичности пластиковых магистралей применяются «родные» фитинги – соединительные муфты. Ветвь системы опорожняется, труба в месте протечки разрезается, затем концы стыкуются с помощью муфты.
Важный момент. Если прорыв металлопластика произошел внутри стяжки, обязательно ставится прессовый соединитель (под клещи), компрессионную муфту замоноличивать нельзя.
Металлический бандаж (слева) и седловой хомут из пластика (справа)
Еще один простейший соединитель для стали – подходящий по диаметру армированный шланг. Последний монтируется вместо вырезанного гнилого участка водопровода. Способ крепления – затяжные либо проволочные хомуты.
Теперь поочередно разъясним технологию использования механических средств герметизации:
- Автомобильный металлический хомутик накладывается поверх резинового уплотнителя (делается из камеры велосипеда или машины). Вариант дешевый и долговечный, минусы – непривлекательный внешний вид и применение только на металлических трубах.
- Готовый бандаж стягивается 4 болтами, ставится на магистрали из металла и полипропилена. В эксплуатации гораздо надежнее и выглядит получше, но неприменим на стыках и поворотах.
- Самовулканизирующаяся лента приклеивается к очищенной и обезжиренной поверхности, в том числе плоской. Годится для заделки радиаторов и различных трубопроводов, кранов, соединений. Недостаток – отсутствие в открытой продаже, материал заказывается через интернет-магазин.
Как видите, только вулканизирующая лента подходит ко всем типам повреждений. Остальные хомуты и бандажи монтируются на прямые участки труб, заделать батарею, стык или отвод не получится. Но для этой цели существуют различные химические средства.
Протечки через предохранительный клапан
Важный элемент системы безопасности – предохранительный клапан, необходимый для «подстраховки» закрытого расширительного бака. В котлах для индивидуальных систем отопления обычно устанавливаются пружинные предохранительные клапаны.
Схема клапана пружинного типа, где показаны основные функциональные детали, включая прижимную пружину, тарельчатый запорный элемент, седло
В корпусе такого клапана находится металлическая пружина, которая давит на шток, а он в свою очередь удерживает опорную тарелку в положении, когда она плотно прижата к седлу.
Если при повышении давления в системе отопления расширительный бак по той или иной причине не справляется со своими функциями, теплоноситель усиливает давление на тарелку. Пружина в этот момент сжимается и приподнимает тарелку над седлом. Через образовавшееся отверстие избыток теплоносителя устремляется в дренажную трубу и далее в канализацию.
Если расширительный бак подобран неправильно и его объема недостаточно, чтобы вместить всю поступающую воду, может произойти разрыв мембраны и вода заполнит всю верхнюю полость. При дальнейшем нарастании давления срабатывает предохранительный клапан, через который происходит отвод образовавшегося избытка теплоносителя.
Срабатывание предохранительного клапана происходит и в том случае, если мембрана порвалась из-за износа, при утечке воздуха через неисправный ниппель, при сбоях в работе автоматики управления
Если соединение патрубка клапана с дренажной трубой недостаточно герметично, теплоноситель окажется не в канализации, а на полу. Чтобы этого не случилось, при техническом осмотре обращают внимание на этот участок и при наличии малейших протечек выполняют герметизацию.
Предохранительный клапан, установленный за пределами котла отопления, имеет аналогичную конструкцию и также может протекать, требуя неотложного ремонта
Обязательно определяют причину срабатывания клапана. При необходимости устанавливают новый расширительный бак с учетом объема теплоносителя в системе, меняют изношенную мембрану, неисправный ниппель либо бак в сборе, решают проблемы с настройками и управлением.
Ситуация, аварийная для котла отопления, для самого предохранительного клапана являются штатной, ведь он нужен именно для того, чтобы снизить ущерб от последствий аварии. Но клапан может и сам выйти из строя, став причиной утечки теплоносителя.
Чаще всего поломка связана с пружиной, которая постоянно испытывает нагрузки и в итоге теряет свою упругость, что приводит к протечкам даже при нормальной работе системы. Неисправный клапан заменяют на новый.
При выборе клапана учитывают его технические параметры:
- номинальный диаметр отверстия патрубка (DN);
- размер резьбового соединения;
- давление срабатывания.
Требования к предохранительным клапанам для систем отопления регулирует ГОСТ12.2.085-2002.
Традиционным материалом для уплотнения резьбовых соединений является сантехнический лен (пакля), для повышения надежности и долговечности герметизации лен пропитывают специальным составом
Но что делать, если газовый котел потек из-за поломки недавно установленного клапана? Такое случается, когда межу тарелкой и седлом попадает крупинка мусора, например, ржавчина из расширительного бака. В этом случае клапан снимается, промывается под проточной водой и устанавливается на место.
Клапан устанавливается таким образом, чтобы пружина располагалась вертикально. На корпусе изображена стрелка, указывающая направление потока теплоносителя. Для уплотнения резьбовых соединений используются термостойкие эластичные прокладки или сантехнический лен.
Использование специальных герметиков
В отличие от механических средств, применение герметизирующих составов не дает 100% гарантии устранения протечки. С другой стороны, хомуты и ленту нереально использовать на плоской поверхности радиатора, когда свищ находится прямо на лицевой панели. Остается 3 варианта: попробовать химическое средство, заварить отверстие либо заменить батарею.
Несомненно, герметик для труб и радиаторов – самое удобное средство для рядового пользователя. Прежде чем выкинуть отопительный прибор на свалку, можно попытаться его заклеить. Какие герметики принято использовать в подобных ситуациях:
- двухкомпонентный пластичный состав под названием «холодная сварка»;
- жидкие средства, добавляемые в теплоноситель;
- адгезионный термостойкий пластик, отвердевающий после излучения ультрафиолетом.
Справка. Качественная холодная сварка фирмы Loctite стоит около 27 у. е., 1 л жидкого герметика «Аквастоп» – 72 у. е., светоотверждающий пластик Bondic – 32 у. е. за комплект.
Двухкомпонентный водостойкий клей однозначно поможет, если строго выдержать технологию – высушить, зачистить и обезжирить дефектный участок перед наложением заплатки. Испытания холодной сварки на водопроводе смотрите ниже в видеоролике.
Жидкие герметики предлагаются под разные теплоносители (вода, антифриз) и типы отопительных систем. После добавки средства химические соединения заполняют свищи изнутри в течение 2 суток. Разумеется, крупные дефекты и сквозные дыры заделать не получится, нужно сначала применить механический метод. Например, забить в отверстие деревянный чоп.
Примечание. Жидкость «Аквастоп» смешивается с теплоносителем в пропорции 1 : 100. То есть, на герметизацию закрытой системы одноэтажного дома уйдет не более 0.5 л средства.
Гель — пластик Bondic продается в комплекте с облучателем и наносится на повреждение небольшими порциями. Каждая последующая капля освещается ультрафиолетом и моментально отвердевает. Непременное условие – сухая обезжиренная поверхность, тип материала трубы роли не играет.
Пластик становится твердым после облучения ультрафиолетом, перед этим материал остается жидким бесконечно долго
Между секциями батареи
Если течь появилась между секциями — это значит резиновая или паронитовая прокладка стала неэластичной и/или ее разъел теплоноситель. Есть еще одна возможная причина — коррозия «съела» ниппель. В любом случае для капитального ремонта требуется разобрать отопительный прибор на секции и поменять испорченную деталь.
Если отопление не работает или радиатор можно отключить без останова системы, его снимают, разбирают, удаляют старые прокладки, ставят новые и собирают снова. Как собрать/разобрать батарею читайте тут.
Если нет, можно временно заклеить или закрыть течь. С алюминиевыми или биметаллическими радиаторами этот фокус выполнить очень сложно — расстояние между секций очень уж маленькое. А с чугунными типа МС-140 это проделать реально.
Сначала нужно зачистить место течи
Сначала нужно зачистить место, где подтекает теплоноситель: снять все до металла. Там где есть доступ, снимаем шпателем или щеткой с металлической щетиной. Где доступа нет, берем металлический трос и обдираем с его помощью. Пропускаем его вокруг коллектора в том месте, где требуется обработка, и тянем то за один, то за другой конец. Через некоторое время все, что может отлететь, отлетает.
На зачищенную поверхность будем укладывать тот же состав, что при изоляции труб: эпоксидная смола и металлический порошок или «холодная сварка». Только полосы ткани нужны более узкие и длинные. Протираете насухо и начисто, наносите состав, оборачиваете тканью, еще намазываете клеем, еще виток. Так 4-5 витков. Верхний не мажьте. Для надежности можно стянуть поверху хомутом.
Если есть готовая железная замазка, можно наложить ее (или сделать). Тогда хватит 3-4 витков ткани, промазанной составом. Самый простой рецепт, который подойдет для устранения течи в чугунной батарее: к свинцовому сурику добавить олифы, растереть, чтобы получилась кашица. Ее и накладывать между секциями. Если есть свинцовые белила — смешайте с суриком, добавьте олифу. Консистенция та же: кашица.
В любом случае подобный ремонт радиатора — только временная мера. После окончания сезона отопления необходима перепаковка.
Скорая помощь для протекающего радиатора
Данная статья станет полезной не только для тех, кто столкнулся с вопросом как устранить течь радиатора отопления. Поскольку ситуация житейская, а сантехническое оборудование имеет свойство изнашиваться (особенно в старых домах), то знать стратегию действий в случае обнаружения протечки нужно каждому. Течет батарея, что делать? – ответ на это вопрос будет исчерпывающим.
Важно понимать, что протечки бывают разными по сложности и по локализации, и в случае настоящего горячего потопа следует немедленно вызвать аварийную службу, позвонив в диспетчерскую
Прежде чем приступить к ликвидации аварии, необходимо знать о мерах предосторожности
Здоровье важнее имущества
Когда течет батарея что делать важно знать ровно на столько же, на сколько – чего не делать!
- Если горячая вода хлещет во все стороны – забыть о имуществе и в первую очередь принять меры безопасности, дабы уберечь себя и близких от термических ожогов. Ремонт, вещи, техника не самое главное.
- Набросить на течь одеяло, предпочтительно ватное. Либо же нечто, что сможет некоторое время впитывать воду и препятствовать ее разбрызгиванию.
- Не увлекаться подстраховкой в виде ведер, тазиков и тряпок – эта временная мера может перестать быть эффективной в любой момент, особенное если начнется аварийное затопление. Количество воды в чугунной батарее достаточно большое.
- Не рассчитывать на миф о том, что течь может самоустранится, прикипеть и зарасти ржавчиной.
- Обнаруженную перед сном или перед работой течь в батарее отопления, пускай даже минимальную, ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. Простой обыватель вряд ли способен на глаз оценить масштабы аварии и разрушения механизма: течь может не расширяться неделями, а может и превратиться в потоп за пару часов
- Постараться перекрыть подачу теплоносителя в батареи. Вентиль для этой процедуры обычно находится в подвальном помещении дома.
- В случае аварийного затопления, после перекрытия воды в стояке ничего лучше нельзя придумать, кроме как слить воду с батарей. В таком случае устранение поломки будет быстрым и безопасным.
Вариант собрать воду