Городская инфраструктура транспорт энергия водоснабжение коммуникации соответствовала

Инфраструктура — это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов

Ни одна отрасль хозяйства не может существовать без инфраструктуры. Она обеспечивает нормальное функционирование не только фирмы, но и города в целом. Давайте разберем понятие инфраструктуры более подробно.

Значение понятия «инфраструктура»

Сам термин «инфраструктура» — это два латинских слова: іnfra (переводится «ниже») и structura (перевод – «строение или расположение»). Впервые его начали применять в пятидесятые годы двадцатого века для обозначения комплекса общих положений, которые направлены на обеспечение положительного развития предпринимательства и удовлетворение нужд населения.

Инфраструктура – это множество отраслей и подразделений внутри предприятия, фирмы или города. Она призвана создавать все необходимые условия, которые необходимы для нормального функционирования деятельности объекта (например страны, производства, товарооборота, трудовых ресурсов, туризма, рынка и так далее).

В целом она делится на производственную и социальную, а в зависимости от масштабов бывает инфраструктура:

Городская инфраструктура

Инфраструктура города – это комплекс учреждений и предприятий, отвечающих за своевременное и нормальное предоставление услуг населению в сфере коммунальных служб (канализация и водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, транспорт и дороги, инженерные коммуникации и так далее), а также туристическом, развлекательном и торговом секторах.

То есть это набор условий для развития жизни жителей конкретного населенного пункта и приезжих.

Чем больше город по размерам и численности населения, тем больше услуг он должен предоставлять, и тем шире у него инфраструктура. Это естественный порядок вещей.

Виды инфраструктуры города

Различают такие основные виды городской инфраструктуры, как:

  • жилищно-коммунальная или социальная – ответвления и предприятия, которые предназначены для функционального обеспечения нормальной жизни населения;
  • транспортная – комплекс учреждений и отраслей по автомобильным и грузовым перевозкам, а также поддержание в надлежащем состоянии всех связанных с этим отраслей;
  • инженерная – совокупность систем инженерно-технического обеспечения учреждений;
  • экономическая – комплекс разных отраслей и видов деятельности, предназначенных для обслуживания производства и хозяйства;
  • информационная – структуры и подсистемы информационно-организационного характера;
  • рыночная – комплекс организаций и организационно-правовых норм, созданных для обеспечения непрерывного движения услуг и товаров, ценных бумаг, денег и валюты, рабочей силы.
  • туристическая – совокупность учреждений и предприятий, существование которых направлено на удовлетворение оздоровительных и отпускных потребностей людей;
  • военная – комплекс объектов и сооружений, входящих в основной состав стационарных отделов, предназначенных для подготовки войск и ведения возможных военных действий.

Транспортная инфраструктура

Транспорт является одной из важнейших составных частей экономики города и государства в целом.

Транспортная инфраструктура – это огромный комплекс служб и объектов, включающий все виды транспорта, транспортные структуры и подразделения. Они обеспечивают быструю и свободную перевозку пассажиров и грузов.

Помимо этого, транспортная инфраструктура играет немаловажную роль в обеспечении торгово-экономической сферы сырьем, материалами, готовой продукцией и товарами, а также рабочей силой.

Объекты транспортной инфраструктуры

Объекты инфраструктуры городского транспорта включают в себя:

  • все существующие и запланированные пути сообщения (улично-дорожная, внеуличная и междугородная транспортная сеть);
  • транспортные единицы;
  • технические сооружения и склады (парки по ремонту, депо, грузовые терминалы, энергетическое хозяйство);
  • вокзалы и станции для перевозки пассажиров и грузов;
  • агентства, осуществляющие продажу билетов и организацию перевозок;
  • логистические центры;
  • инженерные сети и коммуникации.

Транспортные единицы – это машины и автомобили, которые, в зависимости от предназначения, делятся на:

  • Пассажирский транспорт, который включает в себя автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, метрополитен, электропоезда, водный и монорельсовый наземный транспорт.
  • Транспорт, используемый для грузоперевозок, делится на внутригородской и региональный. Внутригородской – это грузовые автомобили, специальные троллейбусы и трамваи. Региональный транспорт для грузоперевозок – это также грузовые машины, а еще поезда, самолеты и вертолеты, водные суда.
  • Специальный транспорт – это санитарно-технические, аварийные и коммунальные автомобили, машины скорой медицинской помощи, пожарные и так далее.

Можно с уверенностью утверждать, что от степени развития транспортной инфраструктуры зависит уровень прогресса экономики и туризма как отдельно взятого населенного пункта и региона, так и страны в целом.

Развитие инфраструктуры современного города: социальные и экономические аспекты

экономические науки

  • Ашнина Юлия Александровна , магистр
  • Борисов Александр Владимирович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет
  • Борисова Наталья Ивановна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Волгоградский государственный технический университет
  • ПРОБЛЕМЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДА
  • БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДА
  • ГОРОД
  • КОМФОРТНОСТЬ ПРОЖИВАНИЯ
  • ГОРОДСКАЯ СРЕДА
  • КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ
  • ИНФРАСТРУКТУРА
  • ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Читайте также:  Самое экономное отопление для загородного дома

Похожие материалы

Понятие «инфраструктура» достаточно обширное. К инфраструктуре относится объединение структур, организаций и предприятий, деятельность которых носит определенный ориентир. Они направлены на создание условий для качественной работы производства, а также нормальной жизнедеятельности людей. По сути, инфраструктура – это некий комплекс отраслей, направленный на удовлетворение потребности населения. Существуют вариации инфраструктуры: социальная; транспортная; инженерная; финансовая; информационная; военная; рыночная; инновационная.

На сегодняшний день все отрасли испытывают трудности и проблемы, требующие кардинальных перемен.

Социальная инфраструктура — объединение отраслей и предприятий, ответственных за хорошую жизнедеятельность населения. Это строительство жилья, готовое жилье, социальные и культурные объекты, сфера ЖКХ, здравоохранения, образования; сфера услуг, отдыха, учреждения спорта; общественный транспорт и другое. Примерно с середины 20 –го века в странах с развитой экономикой резко увеличился процесс развития данной инфраструктуры.

Социальную инфраструктуру делят на 2 части: социально-бытовую и социально-культурную. Социально-бытовая инфраструктура нацелена на создание условий для жизнедеятельности человека и удовлетворения его потребностей. Социально-культурная инфраструктура способствует развитию духовных, интеллектуальных свойств.

Например, в России нехватка дошкольных учреждений привела к тому, что в очереди на получение места в детском саду состоят 1,5 миллиона граждан. Также было прикрыто порядка 2900 детских лагерей. Недоступной стала первичная медицинская помощь во многих населенных пунктах, а особенно в сельской местности и другое.

Транспортная инфраструктура — объединение отраслей и предприятий, обеспечивающие выполнение и обслуживание перевозки, а также перемещение людей и товаров.

Роль транспорта очень велика. От развития транспортной сферы зависит экономическое благосостояние страны в целом. Ведь она считается важной базовой отраслью.

По результатам всемирного банка, объем недофинансирования ремонта и содержания дорожной отрасли в России составляет 1,2% ВВП в год. В рейтинге Россия находится на 48 месте в мире по показателю общедоступности и качества транспортной инфраструктуры. По качеству железнодорожной инфраструктуры занимает 33-е место в мире, по качеству автодорожной 111-е место. По качеству инфраструктуры воздушных и водных портов – 87-е и 82-е места соответственно.

Инженерная инфраструктура — объединение сооружений и коммуникаций, используемых в процессе газо-, тепло-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции. Инженерная инфраструктура имеет комплекс предприятий по выработке инженерной продукции. Главное назначение данной отрасли состоит в снабжении на определенной территории водой, энергией, топливом, в создании теплового режима в зданиях и условий для проживания.

Финансовая инфраструктура — объединение отраслей и подвидов деятельности, обеспечивающих производство и хозяйство в целом.

Информационная инфраструктура — комплекс специальных структур, обеспечивающих работу и динамичный рост информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия. В наше время управлять любой деятельностью нельзя без анализа огромного объема информации и ее обработки с помощью новых технологий. Также развитие глобальных сетей – большой шаг вперед.

Военная инфраструктура — комплексы стационарных объектов и отдельных сооружений, являющихся основанием для расположения вооруженных сил, ведения военных действий и обеспечения боевой и оперативной подготовки войск.

Рыночная инфраструктура — комплекс учреждений и организаций, обеспечивающих вольный оборот товаров и услуг на рынке.

Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:

  • обеспечение процесса купли-продажи;
  • распределение потока товара;
  • создание конъюнктуры рынка;
  • повышение продуктивности работы рынка.

Инновационная инфраструктура — объединение субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и другое обслуживание инновационной деятельности.

Сегодня комфортность проживания, благоустройство городов является актуальной проблемой. Перед нами стоит цель сделать среду обитания наиболее благоприятной и комфортной. Комфортность проживания понимается как система оценок качества жизни населения, которая базируется на основе удовлетворения потребностей человека. Степень комфортности проживания населения является важным показателем конечного эффекта воздействия на людей факторов окружающей среды. В больших городах живет почти 50% населения всей нашей страны, поэтому вопрос формирования среды в этих городах является наиболее важным.

В населённых пунктах обостряются негативные последствия с ростом урбанизации. Под урбанизацией понимают рост городов, увеличение доли населения, повышение роли городов во всех сторонах жизни общества, а также распространение городского образа жизни на сельскую местность и степень хозяйственного освоения.

Города делятся на малые, средние, крупные и крупнейшие в зависимости от количества населения:

  • до 50 тысяч жителей — малые города и поселки городского типа;
  • от 50 до 100 тысяч жителей — средние города;
  • от 100 до 1000 тысяч жителей — крупные города;
  • более 1 миллиона жителей — крупнейшие города;

Перемещение людей из малых городов вызвано поиском работы и плохими условиями жизни населения в сельской местности. Ведь, уровень безработицы в крупных городах ниже на 30-40%, чем в малых городах.

Читайте также:  Индивидуальное отопление двухэтажного дома

В сельской местности фактически отсутствует благоустройство. Крупные города стали местом сосредоточения потоков людей, сырья, информации. Основными факторами современного города является человек и природная среда. Взаимодействие этих двух элементов и создает городскую среду. В сущности, городская среда формируется на стыке двух основных условий:

  1. положительных — способствующих прогрессу в городах и развитию личности;
  2. ограниченных — состояние природных компонентов, жизненно важных для жизнедеятельности.

Геосистема и экосистема – составные городской среды. Экосистема исследует проблемы взаимоотношения человека со средой обитания и его жизнеобеспечения. Именно человек является главной силой, меняющей природную среду и создающей обновленное качество данной среды. Город — это природно-техногенный объект, функционирование которого определяется взаимодействием природных условий и хозяйственной нагрузки [1].

Территории современного города включают следующие функциональные зоны: жилую; промышленную; коммунально-складскую; зону внешнего транспорта; пригородную зону; прочие земли в городской черте.

Комфортная городская среда обитания – это пространство в определенных административных границах и всей застройки этого пространства зданиями и сооружениями, наполнив его предметами, которые позволяют удовлетворить индивидуальные и социальные потребности населения, что в результате приведет к повышению качества жизни горожан [2]. Для создания такой среды помимо власти, экономики, социума, необходимо эффективное действие таких сфер как архитектура, искусство, наука и дизайн. «Качество городской среды в итоге определяется способностью городов, с одной стороны, быть фокусами творческих сил общества, реализовывать, концентрировать в себе творческий потенциал и, с другой — создать необходимые условия для приобщения каждой личности к различным формам жизни города» [3].

Комфортность проживания в современном городе складывается из следующих показателей:

  1. Природная среда: геологическое строение и рельеф; микроклимат; ландшафт; почвенный покров;
  2. Экологическая среда: уровень загрязнения почв; уровень загрязнения воздуха; уровень загрязнения воды;
  3. Социальная среда: плотность и структура численности населения; обеспеченность объектами сферы услуг; обеспеченность транспортом;
  4. Уровень благоустройства городской среды: уровень элементов благоустройства; транспортная инфраструктура; озеленение.

С древних времен люди заселялись в местах, где доступно ведение хозяйственной деятельности. Наличие рек, болот, мерзлоты, степень сейсмичности, увеличивают или уменьшают затраты на создание комфортных условий для населения. Здоровье населения, быт и отдых напрямую зависит от природных условий.

Плотность населения зависит от рельефа местности и природной зоны. В каждой зоне сложились относительно однородные условия для ведения разного вида хозяйственной деятельности. С точки зрения экологической и социальной среды комфортность проживания населения создается при воздействии природных, а также социально-экономических условий. Население выступает основным потребителем комфортности.

Рекомендации по управлению социально-экономическим развитием города:

  • сохранить стабильность городского населения;
  • повысить уровень комфортности города населения путем улучшения экологии, качества дорог, увеличение рекреационных зон;
  • увеличение количества рабочих мест;
  • поддержка малого и большого бизнеса;
  • работа органов городской власти с гражданами города;
  • информирование граждан о мероприятиях по благоустройству города.

Развитие инфраструктуры решает такие вопросы, как создание комфортных и благоприятных условий жизни горожан. Сейчас большое значение имеет внешний облик города, дизайн ландшафта. Ведь, постройка жилья осуществляется на основе коммерческого спроса, не учитывая природную и экологическую обстановку, по принципу сужения существующей жилой застройки, в основном это территории с крупными автодорогами и зонами с высоким уровнем развития транспортной и социальной инфраструктурой. Город имеет благоприятные в природном и экологическом отношении площади, но они заняты ветхим и аварийным жильем и слабо обеспечены социальной инфраструктурой, что снижает коммерческую привлекательность данной территории и препятствует ее развитию. Трудности воссоздания чистых городов и защита памятников исторического и культурного наследия народа остаются актуальными в настоящее время. Градостроительство неразрывно связано с благоустройством городов. Условия труда и отдыха населения зависит от уровня благоустройства. Благоустройство и озеленение – это система, которая соединяет в себе комплекс подпрограмм и идей, направленных на организацию и рост эстетичности городской среды.

Из-за большой изношенности и неправильной эксплуатации большинства объектов и возникают проблемы развития инфраструктуры. Автодороги и дворы нуждаются в срочном ремонте. Садов, газонов, парков становятся всё меньше и меньше. Много рек, пляжей замусорены. Качество воды и экологическое состояние почвы ухудшается.

К примеру, первое место по рейтингу самых экологически грязных городов России занимает Норильск, находящийся в Красноярском крае. Количество выбросов в атмосферу Норильска составляет 1959,5 тысяч тонн в год. Большой вклад в загрязнении города вносит предприятие «Норильский никель».

Качество жилищно-коммунального обслуживания также влияет на комфортность проживания в городе. Ресурсоснабжающие организации должны были направлены на стабильную работу систем тепло-, водо- и электроснабжения, сокращение объёмов потерь теплоносителя, а также своевременно проводить текущие и капитальные ремонты зданий и сетей.

Читайте также:  Куда обратиться чтобы сделали перерасчет за отопление

К экономическим трудностям относят излишний монополизм, отсутствие конкурентов.

Стоит отметить, что существуют финансовые препятствия, которые связанны с дефицитом бюджета на содержание и развитие этой сферы, кредитные средства по причине большой инфляции и нестабильности нет возможности использовать.

Мероприятиями по улучшению городской среды:

  • устранение негативных факторов, ухудшающих окружающую среду,
  • улучшение порядка в дворовых фасадах зданий;
  • освещение территорий, зданий, сооружений;
  • озеленение территории общего пользования: парки культуры и отдыха,

сады жилых кварталов и групп домов, скверы, бульвары, набережные;

  • архитектурно — планировочные решения;
  • реконструкция;
  • улучшение внешнего облика города и дизайна;
  • размещение рекламы;
  • улучшение качества дорог;
  • приоритетное развитие общественного транспорта;
  • повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг;
  • доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения;

Зеленые насаждения, парковые зоны имеют огромное культурно-бытовое значение, играют большую роль для здоровья населения как средство воздействия на микроклимат города или района, и являются органической частью архитектурного решения города. Необходимо проводить работы по озеленению территории, вывозу и переработке мусора, строительство новых полигонов для твердо-бытовых отходов, увеличению количества и качества уличного освещения. Культура также имеет большое значение для создания благоприятной среды обитания. Чистота, опрятность, комфорт и уважение к месту проживания — вот основные составляющие той культуры, которой часто не хватает современному городу.

В сущности, население интересует ценность территории, которая определяется основными параметрами:

  1. набор материальных благ (человек может приобрести при определенном доходе). Главными финансовыми показателями будут уровень доходов и расходов. Они определяются средней зарплатой и средней стоимостью основных товаров и услуг для населения. Первоначально, города конкурируют в области стоимости жизни. Для населения важны также доступность медицинских, транспортных, образовательных, юридических, развлекательных и других видов услуг, и их качество;
  2. набор нематериальных благ (человек может получить профессиональные услуги. Для населения также важны: исторические традиции, атмосфера города, исторические традиции, культура;
  3. уникальность (местоположение города, ландшафт, особенность архитектуры, экология).
  4. адаптация — приспособленность к быстрым изменениям меняющихся требований потребителя.

Города имеют сегодня много очень глобальных проблем. Это проблемы демографии, экологии, транспорта; проблемы социальные. Выявив эти проблемы, люди смогут решать их, предупреждая тем самым их катастрофические последствия для всего человечества в целом.

С первого взгляда, города – это огромное преимущество. Они являются местами сосредоточения культуры, искусств, науки и образования. Но другой стороны, города – это и недостаток: так как в больших городах плохая экология, которая, в свою очередь, плохо сказывается на здоровье окружающих людей. По статистике самые комфортные для проживания города, это: Санкт-Петербург, Тюмень, Казань, Пенза, Оренбург, Ярославль, Кемерово, Воронеж, Томск, Набережные Челны.

Подводя итоги можно сказать, что для развития инфраструктуры необходимо:

  1. воспитание культуры быта и почтительность к месту проживания;
  2. совершенствование общественного транспорта;
  3. проводить мероприятия по улучшению экологической обстановки;
  4. внедрять новые архитектурные решения для благоустройства города;
  5. повышение качества ЖКХ;

В заключении хотелось бы сказать, что надо любить свой город, уважать и беречь его. Чтобы не оказаться в хвосте мирового сообщества необходимо значительно увеличить инвестиции во все секторы инфраструктуры от коммунального хозяйства до современных транспортных систем и энергетики.

Список литературы

  1. Экзарьян В.Н. Геоэкология и охрана окружающей среды. Учебник для вузов. – М.: «Экология», 1997, — 176 с.
  2. Алешина Е. И. Анализ особенностей использования урбанизирован-ной территории Рязани в целях оптимизации характеристик комфортности среды. Дис. канд. геогр. наук. – Рязань, 1999. — 155 с.
  3. Ахиезер А. С. Качество городской среды как фактор интенсификации производства // Проблемы качества городской среды. М., 1989. — С. 29.
  4. Борисова Н. И., Борисов А. В. ЖКХ как ключевой элемент жизнедеятельности населения и экономического развития малого города // В сборнике: Вопросы современной экономики и менеджмента: свежий взгляд и новые решения Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. г. Екатеринбург, 2015. С. 17-20.
  5. Борисова Н.И., Борисов А.В.Современное состояние и проблемы отрасли водоснабжения и водоотведения в условиях нового экономического развития России и ее регионов // Экономика и предпринимательство. 2014. № 8 (49). С. 728-732.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Оцените статью