Горячее водоснабжение это товар или услуга
Это ВАЖНО : Многие помнят, как сентябре месяце по поручению председателей домовых комитетов мы составили протоколы, где собственникам квартир предлагалось сделать выбор — каким образом оплачивать коммунальные платежи: напрямую предприятиям поставщикам ресурсов (Энергосбыту, Теплосетям, Водоканалу, Горгазу) или покупать эти ресурсы у Управляющей компании. Все дома приняли решение платить напрямую предприятиям-поставщикам, т.к. Управляющая компания была бы лишним посредником. Но давление на ГУК «Управдом» со стороны «Моздокэнергосбыт» продолжается. Со стороны «Энергосбыта» дано представление в Прокуратуру о принуждении нас заключить с «Энергосбытом» договор о покупке электроэнергии и последующей ее перепродаже жильцам. Надеемся, что Моздокская прокуратура не станет делать преждевременные выводы, а подождет до принятия новых Правил предоставления коммунальных услуг и учтет желание собственников квартир платить поставщикам коммунальных ресурсов напрямую. Предлагаем Вашему вниманию статью в Журнале «Управление многоквартирным домом» № 9 • 2009, посвященную этому вопросу.
Журнал «Управление многоквартирным домом» № 9 • 2009
раздел ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И КОММЕНТАРИИ
автор статьи Илья Афанасьевич Фельдман, член президиума Некоммерческого партнерства «Управдом», член Экспертного совета по жилищно-коммунальному хозяйству Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы, кандидат технических наук, профессор, председатель Экспертного совета по методологии бухгалтерского учета в некоммерческих организациях Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России.
Пора устранить все ошибки
Наконец готовится новая редакция Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее — Правила), которые до сих пор регулируются действующим постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. Самое время разделаться со всеми грубыми ошибками, присущими данному документу.
Главный концептуальный подход авторов постановления № 307 сводился к тому, чтобы представить, будто ресурсоснабжающие организации сами никаких коммунальных услуг не оказывают, а занимаются лишь продажей так называемых «коммунальных ресурсов». При этом в роли коммунальных ресурсов выступают холодная и горячая вода, электроэнергия, газ, тепловая энергия, твердое топливо. И продают РСО
коммунальные ресурсы тем, кто в постановлении № 307 назван исполнителями коммунальных услуг: управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативам.
Данная концепция не выдерживает никакой критики. В числе главных ошибок постановления № 307 отмечались:
— фиктивность введенного понятия «коммунальные ресурсы»;
— путаница в понимании товаров и услуг;
— надуманность концепции «исполнителя» коммунальных услуг.
Напомним вкратце сущность каждой из указанных ошибок.
Коммунальные ресурсы.
Изобретением коммунальных ресурсов авторы постановления № 307 пытались построить непротиворечивую схему оказания коммунальных услуг, в которой управляющая организация, ТСЖ, ЖСК закупают у организаций коммунального комплекса некие коммунальные ресурсы, и потом, расходуя эти ресурсы, сами оказывают собственникам помещений коммунальные услуги. Схема остроумная, но надуманная.
Во-первых, никаких коммунальных ресурсов экономика не знает. Экономистам известны только три вида ресурсов: земля, труд, капитал.
Земля — это природные ресурсы (уголь, нефть, газ, руда и др.). Труд — трудовые ресурсы. Капитал — материальные, Финансовые и информационные ресурсы. А «коммунальные ресурсы» — просто выдумка авторов постановления № 307.
Во-вторых, всякий приобретаемый ресурс образует некий резерв, запас, который затем расходуется у коммерческих организаций на производство и реализацию товаров, работ, услуг, а у некоммерческих — на достижение тех или иных общественных благ. Между тем, все то, что разработчиками постановления № 307 названо коммунальными ресурсами (вода, электроэнергия, газ, тепло и т. д.), никакого запаса у покупателей не образует, и самое главное -его никто не расходует. То, что названо коммунальными ресурсами, потребляется домашними хозяйствами. И конечно же, в результате этого никакая продукция или иные блага не появляются. А раз так, то вода, электроэнергия, газ, тепло в данных условиях — вовсе не ресурсы.
В-третьих, если в доме выбран способ непосредственного управления собственниками помещений, то согласно п. 7 постановления № 307 в этом случае продаются не коммунальные ресурсы, а сами коммунальные услуги. Теперь представим, что с какого-то момента в доме образовано ТСЖ. Кто объяснит волшебное превращение коммунальных услуг в коммунальные ресурсы?
Вывод: никаких коммунальных ресурсов не существует, и это понятие должно быть исключено из Правил.
Действительно, в проекте новой редакции Правил больше нет упоминания о коммунальных ресурсах. Это делает честь новому авторскому коллективу, работающему над проектом Правил. Но сказав «а», надо найти еще немного мужества и произнести «б». Ведь если вы отказались от коммунальных ресурсов, то что же продают ресурсоснабжающие организации? В третьей редакции нового проекта Правил читаем:
«Поставщик холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа (поставщик) — тепло-, энерго-, газо-, водоснабжающая организация, т. е. лицо (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель), осуществляющее подачу воды, энергии, газа на границу эксплуатационной ответственности;». Получается, что авторы, убрав термин «коммунальные ресурсы», сохранили ошибочную картину взаимоотношений между ресурсоснабжающими организациями и потребителями. Оказывается, что продаются не коммунальные услуги,, а товары — тепло, газ, вода.
Товары или услуги?
В конкретной экономике «товар» и «услуга»- это принципиально различные понятия. Гражданский кодекс РФ четко разделяет понятия «товары» и «услуги» (ст. 1, п. 3; ст. 2 п. 1 ГК РФ). Налоговый кодекс РФ также вводит для этих понятий совершенно разные определения (ст. 38 НК РФ). Согласно ст. 454, 455, 456 ГК РФ и др. товар — это вещь, которая при купле-продаже переходит от одной стороны в собственность другой стороне. Применительно к услуге это бессмысленно — услуга не является вещью и не может переходить в собственность. Услуги можно только потреблять.
Характерная особенность любой услуги состоит в том, что у нее одновременно осуществляются этапы производства, реализации и потребления (см. п. 5 ст. 38 НК РФ). То есть услуга потребляется сразу же в процессе (ее выполнения. Кроме того, результат услуги не имеет материального (вещественного) выражения. Товар, наоборот, представляет собой вещь (имущество). Его сначала надо изготовить, и только после этого он может быть продан, а затем — потреблен или перепродан другому потребителю. Возможность перепродажи или вообще передачи — это характерный признак товара. Совершенно очевидно, что перепродажа, передача услуги — это бессмыслица. Если не подвергать сомнению тот факт, что коммунальные услуги — это услуги, то вывод может быть только один: в Правилах не должно быть речи о продаже воды, тепла, электричества, газа, а надо говорить о продаже услуг водо-, тепло-, электро-, газоснабжения. Доводы элементарно просты:
— производство -любой коммунальной услуги сопровождается ее одновременным потреблением. Это и определяет ее в качестве услуги, а не товара;
— результат любой коммунальной услуги не имеет материального выражения, следовательно, о товаре не может быть речи;
— используемые в процессе оказания коммунальных услуг вода, тепло, электричество, газ — это не товары, т. к. они полностью потребляются одновременно с производством услуг, не переходят от одной стороны в собственность другой стороне и не могут быть переданы (перепроданы) третьей стороне;
— используемые в процессе оказания коммунальных услуг вода, тепло, электричество, газ представляют собой не товары, а неотъемлемые принадлежности (элементы, атрибуты) услуг. Аналогия — бензин, расходуемый при оказании услуги такси.
Вывод. Необходимо внести соответствующие исправления в ст. 3, 5, 7 и др. третьей редакции проекта Правил, где говорится о поставках и поставщиках воды, тепла, электричества, газа. Надо дать иное определение воды, тепла, электричества, газа как неотъемлемых элементов, сопровождающих предоставление коммунальных услуг и используемых для их количественной оценки. Для поставляемых сжиженного бытового газа в баллонах, а также твердого и жидкого топлива следует дать отдельное определение, так как это -случаи поставки именно товаров, а не коммунальных услуг.
О концепции «исполнителя»
К большому сожалению, в новый проект Правил практически без изменения перешла из постановления № 307 концепция «исполнителя» коммунальных услуг. В статье 5 Правил читаем:
«Исполнитель — лицо (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель), осуществляющее предоставление коммунальных услуг».
По сути ничего не изменилось. Раньше УО (ЖСК, ТСЖ) приобретала коммунальные ресурсы и становилась исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги, а теперь она приобретает воду, энергию, газ (товары?) и после этого становится тем же исполнителем. Вот, например, выдержки из ст. 7 Правил: «При управлении многоквартирным домом управляющей организацией управляющая организация является исполнителем в отношении коммунальных услуг, перечень которых определен договором управления многоквартирным домом.»
«Приобретение воды, энергии, газа, услуг водоотведения управляющей организацией осуществляется на основании договора тепло-, энерго-, газо-, водоснабжения, водоотведения, по условиям которого управляющая организация действует от своего имени и за свой счет, либо от своего имени и за счет потребителей.»
Кстати, почему-то авторы здесь только водоотведение причисляют к услугам и допускают при этом нелепое словосочетание «приобретение услуг» Разве услуги можно приобретать?
Одно из двух. Или уважаемые авторы все еще не согласны, что коммунальные услуги — это услуги, и тогда вся описываемая ими процедура оказания коммунальных услуг перемещается в страну Зазеркалья. Или они наконец-то признают за коммунальными услугами статус обычных услуг со всеми вытекающими последствиями.
А последствия очевидны. Если услуга потребляется в процессе ее производства, то она всегда направлена непосредственно тому, кто ее потребляет. В результате потребления никакого материального (вещественного) результата не остается. Поэтому никаких посредников, закупающих и затем перепродающих услуги, быть не может. Нельзя перепродать стрижку, нельзя перепродать услугу такси, нельзя перепродать результат пользования ванной. А раз не может быть посредников, то приходим к неизбежному выводу, что у услуг производитель и исполнитель — это всегда одно и то же лицо.
Управляющие организации, ТСЖ, ЖСК сами никаких коммунальных услуг не оказывают. Они лишь обеспечивают надлежащее состояние общего имущества, используемого для оказания коммунальных услуг, заключают договоры на оказание коммунальных услуг в интересах собственников (нанимателей), контролируют их исполнение, а также аккумулируют на своих расчетных счетах коммунальные платежи и осуществляют расчеты с организациями коммунального комплекса.
Коммунальные услуги всегда направлены непосредственно от организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающей организации) к фактическим потребителям, которыми являются лица, пользующиеся помещениями. Поэтому понятие «исполнитель» коммунальных услуг противоречит и теории, и реальной действительности.
Конечно, хотелось бы установить подходящий термин для лица (организации или индивидуального предпринимателя), которое обеспечивает предоставление коммунальных услуг своими действиями, направленными на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Но слово «обеспечиватель» в русском языке отсутствует, а чем его заменить, не ясно. Но во всяком случае не словом «исполнитель»,
имеющим совершенно иной смысл. Самое простое решение — просто убрать этот лишний термин из текста Правил.
Гигакалории или комфорт: об идентификации товара в системе теплоснабжения
Постановка вопроса
В настоящее время энергетика России переживает колоссальные перемены: формируются новые рынки, образуются новые хозяйствующие субъекты, меняются принципы организации деятельности. Однако в первую очередь это касается электроэнергетики. Столь масштабные проекты затмили проблемы существующие, одно время широко обсуждаемые, но, к сожалению, так и не решенные до сих пор. Речь идет о теплоснабжении и вопросах, связанных с ним.
Задумывался ли хоть раз читатель, рассчитываясь за тепло, за что конкретно он платит. Как за что? — естественно, за тепловую энергию, ответит большинство из вас. Но тогда резонно возникает вопрос: сколько Гкал вам необходимо в месяц? На этот вопрос не смогут сразу ответить даже профессиональные энергетики. Мораль в том, что вся система теплоснабжения, система взаимоотношений между производителями тепловой энергии и ее потребителями, а также жилищно-эксплуатационными организациями как посредниками, должна быть пересмотрена на основе современных рыночных принципов, поскольку на существующем рынке не поддается идентификации даже товар. О каких правилах, принципах, ценообразовании и партнерском отношении с потребителями может идти речь в этом случае?
На рынке товаров широкого потребления уже давно маркетинг трактуется не только как инструмент реализации тактических задач, но как философия предпринимательской деятельности, ставящая во главу угла интересы потребителей. В теплоэнергетике в настоящее время говорить о маркетинге вообще не приходится. Авторы предлагают свой подход к идентификации товара в системе теплоснабжения и определению базовых принципов взаимоотношений участников теплоэнергетического рынка.
Потребитель в системе теплоснабжения
В настоящее время в России теплоснабжение обеспечивают около 500 ТЭЦ 1 , 6,5 тыс. котельных мощностью более 20 Гкал/ч, более 180 тыс. мелких котельных и около 600 тыс. автономных индивидуальных теплогенераторов. На теплоснабжение расходуется более 400 млн т.у.т./год. В стране развита теплофикация: на ТЭЦ в наиболее экономичном теплофикационном режиме вырабатывается 71% от общей выработки тепла. Только использование преимуществ комбинированной выработки тепловой и электрической энергии позволяет иметь относительно благоприятную среднюю цифру удельных расходов топлива на реализацию тепловой энергии — около 0,2 т.у.т./Гкал. Суммарная реализация тепла в стране составляет около 2 100 млн Гкал/год, в том числе жилищный сектор и бюджетная сфера потребляют около 1 100 млн Гкал, промышленность и прочие потребители — почти 1 000 млн Гкал. То есть доля жилищного сектора и бюджетной сферы составляет 52,3% 2 .
Что касается города Новосибирска, то теплоснабжение потребителей здесь осуществляется от четырех ТЭЦ ОАО «Новосибирскэнерго» и более 300 котельных. Основными потребителями тепловой энергии являются жилищный и социальный сектор (62,25%), промышленные потребители (29,75%), объекты общественного назначения (8%) (рис. 1).
Рис. 1. Структура потребителей тепловой энергии в г. Новосибирске в 2006 г.
Общая тепловая нагрузка по городским объектам жилья и соцкультбыта составляет 8 400 тыс. Гкал, в том числе от ОАО «Новосибирскэнерго» — 6 132 тыс. Гкал. Дефицит тепловой энергии по максимальным нагрузкам составляет 1 239 Гкал/год, по среднечасовой нагрузке на горячее водоснабжение — 494 Гкал/год.
Всех потребителей тепловой энергии можно условно разделить на две группы: промышленные и приравненные к ним потребители (крупные производственные предприятия, городское хозяйство, подземный городской транспорт и проч.) и коммунально-бытовые и приравненные к ним потребители (система жилищно-коммунального хозяйства, предприятия мелкого и среднего бизнеса, учреждения культуры, здравоохранения, образования и проч.). Основным классификационным признаком в этом случае является специфика использования тепловой энергии в технологическом процессе 3 .
Статья 3 проекта федерального закона Российской Федерации «О теплоснабжении» дает следующее определение потребителя тепловой энергии: «Потребитель тепловой энергии — лицо, приобретающее тепловую энергию для оказания в жилых зданиях коммунальных услуг горячего водоснабжения, центрального отопления и вентиляции, либо для потребления на собственных теплопринимающих энергоустановках, присоединенных непосредственно или через собственные тепловые сети к тепловым сетям теплоснабжающей или теплосетевой организации» 4 . Таким образом, под потребителями тепла понимаются как промышленные, так и коммунально-бытовые потребители, а также организации, осуществляющие теплоснабжение последних.
Действительно, тепловая энергия — уникальный, не находящий заменителей вид энергии. Если промышленный потребитель интересуется параметрами теплоносителя, а коммунально-бытовой испытывает потребность в комфортных условиях, то удовлетворение этих потребностей у каждого потребителя все равно идет через тепловую энергию. Однако сегодня при развитии рыночного мышления важно понимать, что существует много способов получения тепловой энергии, что у потребителя существует возможность выбора.
Так, например, спрос промышленного потребителя, которого тепловая энергия интересует скорее как ресурс для поддержания технологического процесса, можно удовлетворить посредством централизованного и децентрализованного теплоснабжения. А это значит, что у него уже есть определенный выбор: подключаться к централизованной системетеплоснабжения или ставить свою теплогенерирующую установку.
При этом независимо от источника теплоснабжения промышленные потребители в основной своей массе приобретают именно тепловую энергию — определенное количество Гкал, четко определенные параметры пара, горячей воды и проч.
Совершенно иная ситуация с коммунально-бытовыми потребителями.
Теплоснабжающие предприятия не поставляют тепло жителям, тепловая энергия является товаром только на входе в дом, здесь ее и необходимо покупать. Обеспечение теплового комфорта в помещениях — это совершенно другой вид деятельности — не товарное производство, а услуга, включающая в себя действия по регулировке вентиляции, снижению потерь, регулировке систем отопления и горячего водоснабжения и т. д. Для осуществления этой услуги необходима покупка тепловой энергии из централизованной системы, либо газа, электроэнергии для обеспечения работы децентрализованных устройств теплообеспечения.
В нормальных договорных отношениях всегда должен присутствовать продавец товара и его покупатель, либо исполнитель работ, услуг и заказчик. В интересах жителей предметом договора теплоснабжения должна являться не покупка товара — неучтенного количества тепла, а услуга по обеспечению в помещениях теплового комфорта и санитарно-гигиенических норм. Горячее водоснабжение является для жителя товаром, но и в этом случае речь идет не о количестве Гкал, а о кубометрах воды определенных параметров.
Таким образом, коммунально-бытовой потребитель не заинтересован в приобретении собственно тепловой энергии, он желает получить комфортные условия для своей жизнедеятельности, а это совершенно разные рынки. В проекте закона о теплоснабжении не содержится указаний на параметрические характеристики тепловой энергии, определяющие комфортность обеспечиваемых потребителю условий и даже отсутствует такое понятие.
С позиций системного подхода модель коммунально-бытового потребителя тепловой энергии может быть представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Потребитель тепловой энергии как открытая система
Потребитель является некоторой открытой системой, имеющей «вход» и «выход». Так как система открытая, то неизбежны потери. Тепловые потери типичных жилых домов и других зданий происходят по трем основным причинам:
- вследствие теплопроводности через стены, крыши и полы, а также вследствие излучения и конвекции;
- вследствие теплопроводности путем излучения и конвекции через окна и иное остекление;
- путем конвекции и перетока воздуха через элементы наружного ограждения здания, который обычно происходит через открытые окна, двери и вентиляционные отверстия (принудительно или естественно) или путем инфильтрации, т. е. проникновения воздуха через щели в ограждающих конструкциях здания, например, по периметру дверных и оконных рам.
Характеристика структуры тепловых потерь в типовом доме представлена ниже (рис.3).
Рис. 3. Структура тепловых потерь в типовом жилом доме*
* Материалы совещания в Министерстве энергетики РФ по вопросам развития региональной и муниципальной теплоэнергетики в условиях сокращения поставок газа // НТ. — № 4. — 2000.
Таким образом, чтобы обеспечить комфортные условия (полезный выход), потребителю необходим определенный баланс между входными параметрами теплоносителя и потерями.
Все негативные последствия ситуации, когда потребитель рассчитывается за собственно тепловую энергию, можно увидеть в настоящее время. Конец сентября, на улице ночью температуры ниже 0 оС, в большинстве квартир нет отопления. В результате температура в помещениях опускается до 12—14 оС. Апрель-май, температура на улице более 20 о С, а отопление не отключено. В 2007 году жители г. Новосибирска вновь стали заложниками этой ситуации (средняя температура апреля была выше нормы на 14 о С, но о прекращении отопительного сезона речи не шло). В итоге, потребители, спасаясь от жары и духоты, вынуждены открывать окна и двери, чтобы создать себе хоть какое-то подобие комфортных условий. И первая, и вторая ситуации не являются аномальными в наших условиях, а должны бы быть таковыми.
В итоге логично предположить, что коммунально-бытовой и приравненные к нему потребители должны рассчитываться не за количество потребленной тепловой энергии, а за степень обеспеченности комфортных условий (рис. 4).
Рис. 4. Распределение платы потребителя за обеспечение комфортных условий
Таким образом, определяя оптимальные комфортные условия в договоре с энерго-снабжающей организацией, необходимо предусмотреть скидки как за «недотопы», так и за «перетопы».
Логично, что при определенных условиях (например, если температура в помещении опускается ниже 12 оС, или скажем, выше 30 оС), потребитель не должен платить энерго-снабжающей организации, поскольку комфортными такие условия можно назвать с большой натяжкой. Кроме того, было бы правильно предусмотреть дифференцированную оплату при незначительном (не более 6 оС) отклонении температуры в помещении от комфортной.
Взаимоотношения на рынках тепла, комфортных условий и сопутствующих технологий
На первый план выходят вопросы организации эффективного взаимодействия рынков тепловой энергии, технологий и услуг по созданию комфортных условий.
Энергосберегающие технологии в значительной степени должны быть ориентированы на субъектов рынка тепловой энергии — теплоснабжающие (обслуживающие конечных потребителей) организации, а те уже, в свою очередь, призваны стимулировать энергосбережение у потребителя посредством гибкой ценовой политики.
Возможно применение технологий по уменьшению потерь и теплосбережению, куда входит использование различных строительных материалов, установка пластиковых окон и др. Основные способы сохранения тепла в здании заключаются:
- в выборе формы и конструкции здания;
- в выборе теплоизоляции жилых помещений;
- в выборе типов и материалов для изготовления окон и дверей;
- в уменьшении инфильтрации воздуха;
- в защите от ветра и регенерации тепла.
На пути крупномасштабного внедрения инновационных технологий в сфере энергосбережения имеются как минимум две существенные преграды.
Первая — монополизм энергокомпаний в сфере теплоснабжения. В действительности, потребитель может выбирать различные схемы и варианты теплоснабжения (централизованное и децентрализованные). Рынок в области теплоснабжения приведет к вытеснению «неэффективных» производителей. Одним из путей повышения эффективности производства тепловой энергии является внедрение инноваций на всех стадиях производственного процесса, что привело бы к значительному увеличению спроса на научно-техническую продукцию. Поскольку в настоящее время отрасль монопольная, а потребитель не имеет права выбора источника теплоснабжения, активное внедрение инновационных технологий находится под большим вопросом.
Второе ограничение, порождаемое первым, заключается в недостатке приборов учета для измерения потребленной тепловой энергии и ее потерь. Как известно, невозможно управлять тем, что нельзя измерить. В последние годы много говорится о необходимости использовать приборы учета не только промышленными предприятиями, но и в коммунально-бытовой сфере. Были прецеденты, связанные с установкой счетчиков на тепловую энергию. Однако все эти попытки вызывают колоссальное противодействие энергокомпаний, что также является существенным препятствием к внедрению инновационных энергетических технологий.
Существующая сегодня система раздельной оплаты жителями за теплоснабжение, в качестве платы за отопление и горячее водоснабжение, и оплата за услугу по обеспечению нормативов состояния воздушной среды, должна быть заменена на единую оплату, так как в состав названной услуги, как составная часть, входит покупка тепла, но не для конкретного жителя, а для дома целиком.
Эту услугу не могут оказывать теплоснабжающие предприятия, так как для их выполнения необходимо заниматься строительными конструкциями зданий, проводить наладку вентиляционных систем, утеплять двери и т. д. И даже обслуживание и ремонт трубной разводки в зданиях нерационально проводить специализированным предприятиям, например, обслуживать отдельно трубопроводы горячей и холодной воды, хотя это и возможно по отдельным договорам.
Для таких потребителей, как жилищный сектор и социальная сфера, необходима не тепловая энергия как таковая, а возможности обеспечения комфортных условий для жизнедеятельности. У такого потребителя имеется еще больше возможностей, чем у технологического потребителя для удовлетворения своих потребностей в комфортных условиях.
Таким образом, возникает необходимость рассмотрения как минимум двух типов договоров.
1-й тип договора — между жителями и организациями, осуществляющими обслуживание зданий, на оказание услуг по обеспечению в квартирах нормативов состояния воздушной среды и обеспечения качественного горячего водоснабжения. В этих договорах должна быть оговорена ответственность жителей за утепление окон, за непревышение нормативной тепловой мощности отопительных приборов, несогласованную переделку систем отопления и водоснабжения. Для выполнения части работ эти эксплуатационные организации могут нанимать специализированные предприятия, например, теплоснабжающие предприятия по отдельному договору могут обслуживать индивидуальные тепловые пункты.
Оплата жителей по договору будет состоять из 3-х составляющих:
- компенсация затрат на покупное тепло и горячую воду (с коэффициентами, учитывающими состояние квартир);
- оплата эксплуатационных услуг;
- доплаты в размере согласованного процента от разницы между нормативными и фактическими расходами на покупное тепло, образовавшейся за счет выполнения мероприятий по экономии.
2-й тип договора — договор между теплоснабжающими предприятиями и организациями по обслуживанию зданий на поставку теплоносителя, либо теплоносителя и горячей воды, с полным набором взаимных обязательств по качеству теплоносителя, температуре обратной сетевой воды и т. д.
Несмотря на привлечение административного ресурса, технические системы развиваются в том направлении, в каком экономически поощряются осуществляющие их эксплуатацию предприятия. Без создания нормального экономического порядка, в котором присутствует продавец и покупатель, представляющий интересы жителей, развитие систем теплоснабжения невозможно. Невозможно и обеспечить эффективное внедрение энергосберегающих технологий без учета адресности предложения инноваций. В данном случае необходимо учитывать, что технологии должны быть ориентированы не на конечных потребителей, а на организации, отвечающие за создание комфортных условий в помещениях.
Резюме
Итак, мы рассмотрели различные механизмы развития конкуренции на рынке тепловой энергии и повышения рыночной свободы потребителей, определились с пониманием самого рынка.
Во-первых, нужно отметить неразрывность процесса производства и потребления тепловой энергии. Процесс потребления тепловой энергии не является детерминированным, то есть продукция поставляется потребителю по первому требованию и в любой момент времени. И, несмотря на относительно большую тепловую инерционность системы, производитель должен обеспечить баланс произведенной и потребленной тепловой энергии.
Во-вторых, существенной особенностью производства тепловой энергии является неравномерность производства. Такая неравномерность определена природно-климатическим фактором, определяющим спрос на тепловую энергию. Конечно, этот фактор оказывает влияние на спрос у тех потребителей, которых интересуют комфортные условия. А это население, социально-культурные учреждения, чье потребление по данным ОАО «Новосибирскэнерго» составляет около 70% от суммарного потребления. Для потребителей, которых тепловая энергия интересует как часть технологического процесса, эти колебания природно-климатического фактора не играют роли. В целом же можно выделить суточные колебания спроса и особенно сезонные колебания. Можно построить характерный график тепловой нагрузки для социального сектора, т. е. того сектора, который предъявляет спрос на комфортные условия. Если принять в качестве комфортной температуры величину 22 °С, а нагрузку измерять в градусоднях, то,зная среднемесячные температуры окружающего воздуха интересующего региона, можно определить тепловую нагрузку как разницу между комфортной температурой и температурой окружающей среды:
Потребители тепловой энергии и мощности являются определяющим субъектом рынка. Именно от того, как рынок будет удовлетворять их спрос на тепловую энергию и мощность, будет зависеть эффективность самого рынка. Удовлетворение спроса потребителей зависит от того, к какой группе относится потребитель: к потребителям, которым тепловая энергия и мощность необходимы для технологического процесса, или к потребителям, которым необходимы комфортные условия.
Дифференцированный характер спроса потребителей предопределяет многопродуктовый характер тепловой энергии. Для технологических потребителей важным является сам теплоноситель, качество которого определяется термодинамическими параметрами. Для потребителя, которого интересуют комфортные условия, важным является не количество тепловой энергии, им потребленное, а получение-неполучение комфортных условий. Количество потребленной при этом тепловой энергии и мощности будет связано с оплатой. Качество же теплоснабжения такого потребителя определяется через отклонение потребленной мощности от необходимой мощности, которая зависит от температуры окружающей среды. То есть если такой потребитель заявил, что комфортная температура составляет 20 °С (±2 °С), то соответствие температуры у потребителя этому диапазону определяет качество теплоснабжения. Также потребителей тепловой энергии и мощности можно дифференцировать по степени их квалификации, определяемой наличием приборов учета потребленной тепловой энергии и мощности.
В-третьих, эффективное функционирование инновационных организаций, специализирующихся на разработке энергосберегающих технологий, ускорение темпов внедрения инноваций в работу невозможно без четкого разделения рынков тепловой энергии и услуг. Считаем, что приоритет должен отдаваться эксплуатационным предприятиям, которые в значительной степени отвечают за создание комфортных условий у потребителя.
1 Электроэнергетика России: Бизнес-справочник. — Ч. I. Выпуск IV. — М., 2003.
2 Концепция развития теплоснабжения в России. Министерство энергетики 2002 г.; Филиппова Т.А. и др. Стратегический менеджмент в энергетике: принципы, цели, методы управления / Т.А.Филиппова, С.С.Чернов, Ю.В.Дронова, А.А.Матыцин. Монография. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005 (Серия «Монографии НГТУ»).
3 Филиппова Т.А. и др. Стратегический менеджмент в энергетике: принципы, цели, методы управления / Т.А.Филиппова, С.С.Чернов, Ю.В.Дронова, А.А.Матыцин. Монография. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005 (Серия «Монографии НГТУ»).
4 Проект федерального закона «О теплоснабжении».