Горячее водоснабжение сои что это

Варианты оплаты коммунальных ресурсов на СОИ. С прибором учета и без.

Поговорим, об размере расходов (оплаты) гражданами, коммунальных ресурсов (КР) на содержание общего имущества (СОИ). Как определяется его объем, варианты учета и откуда вообще, у собственника, возникает обязанность его оплаты. Рассмотрим случаи возникновения того или иного варианта.

Видим, что началось с 01.01.2017г. и про минимальный необходимый перечень. То есть не все подряд.

А также, что КР на СОИ должны быть отражены в квитанции(платёжке) отдельной строчкой и по каждому виду ресурсов.

Вопрос вызывает, лишь конструктивные особенности, которые предусматривают потребление. Как это понимать, однозначно и без разночтений.

Так вот, это когда в » принципе «, в МКД может быть осуществлена подача КР. Из этого делается вывод, что он потребляется и на СОИ тоже . Это если «простыми» словами.

Сложнее , но об том же в письме Минстроя 45099-АЧ/04 от 30.12.2016г.

Теперь о вариантах расчетов оплаты КР на содержание СОИ. Читаем п . 9.2 и 9.3, ст.156 ЖК РФ.

Статья длинная поэтому изложу по пунктам. Итак ,

При наличии общедомового прибора(узла) учета (ОДПУ), по общему правилу, по умолчанию — размер платы за КР в целях содержания общего имущества, рассчитывается по нормативу .

1) Оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета (АСУ), обеспечивающей одномоментное снятие показаний.

2) Принятии общим собрание собственников (ОСС) решения проводить расчеты исходя из среднемесячного объема потребления КР.

3) Принятии общим собрание собственников (ОСС) решения проводить расчеты исходя из объема потребления КР, то есть по факту .

И если уже упростить к минимуму, то можно увидеть (запомнить) четыре варианта

По нормативу — По АСУ — По среднемесячному — По факту.

Ну а, при наличии отсутствия общедомового прибора(узла) учета (ОДПУ), нет его на доме.

Все предельно просто. Только по нормативу . Без вариантов.

Что такое КР на СОИ и чем они отличаются от ОДН.

В предыдущих статьях « СОИ по факту, но не выше норматива » и « Можно ли платить ОДН по факту в пределах норматива » был рассмотрен больной вопрос жителей и управляющей компании: порядок начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемых при содержании общего имущества (далее по тексту – КР на СОИ).

Однако, в указанных статьях, не был рассмотрен вопрос, а что такое КР на СОИ, откуда они берутся и отличаются от общедомовых нужд (далее по тексту – ОДН).

Так что такое КР на СОИ?

Как следует из названия, КР на СОИ – это коммунальные ресурсы, которые управляющая компания затрачивает на поддержание дома в надлежащем состоянии. Освещение в местах общего пользования; вода, отбираемая в местах общего пользования, а также возможные технологические потери, которые возникают при транспортировке от ввода в дом до квартиры и неучтенные ресурсы.

А что входит в понятие ОДН?

Определение общедомовых нужд содержится в пункте 40 Постановления правительства РФ № 354 от 13.07.2019 г., в котором указано, что:

плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее — коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Из чего следует, что ОДН – это вода, электричество, тепло, которое управляющая компания затрачивает на поддержание дома в надлежащем состоянии.

То есть, это те же самые коммунальные ресурсы, что и подразумеваются под КР на СОИ. Из чего следует вывод, что законодатель не ввело новое понятие, а де-факто произвел переименование одного и того же предмета.

Так в чем разница?

Основная разница состоит в правовом статусе, который придали электричеству, воде и водоотведению. Последние перестали числиться в составе коммунальных услуг и были включены в состав платы за содержание жилья.

Таким образом, с сентября 2017 года вода, электричеств и водоотведение, затрачиваемое на содержание жилья, стали регулироваться исключительно Жилищным кодексом РФ, так как перестали относиться к коммунальным услугам. В составе общедомовых нужд осталось только отопление,

Какое значение имеет это для собственников?

КР на СОИ и ОДН имеют различный правовой статус, который необходимо учитывать при отстаивании своих прав:

1) КР на СОИ не являются коммунальными услугами и входят в состав платы содержания жилья, таким образом, постановление правительства № 354 не распространяют свою силу на порядок начисления платы за КР на СОИ.

2) Ввиду того, что КР на СОИ входит в состав платы жилья, срок оплаты регулируется Жилищным кодексом РФ.

3) Некорректно ссылаться на разъяснения, данные в письмах Минстроя от 17 ноября 2017г. №50534-ОГ04, от 10.03.2017 №7443-00/4, так как они дают разъяснения порядка начисления ОДН, которые практически нигде не применяются в расчетах.

4) При поиске судебной практики, необходимо обращать внимание на судебные решения, в которых предметом изучения являются начисление платы за коммунальные ресурсы с 01 сентября 2017 года и в которых судьи дают разъяснения о начислении платы за КР на СОИ, а не ОДН.

При подготовке жалобы / искового заявления / претензии, необходимо разграничивать КР на СОИ и ОДН, так как путая указанные понятия, Вы даете противоположной стороне возможность для ведения демагогии, ухода от вопроса начислений в сферу правильности применения правовой нормы. Также неправильно составленное требование сковывает руки суда. Если Вы заявите не тот способ защиты права или перепутаете предмет требования, то суд, из-за принципа состязательности, обязан вынести решение в рамках заявленных Вами доводов, а не исходя из своего опыта и знаний.

На канале также имеются иные статьи на тему оплаты коммунальных ресурсов:

Начисление СОИ

С 01.2017 начисление платы за за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме входят в состав платы за содержание жилого помещения (ст 154 Жилищного Кодекса) и согласно ст 156 ЖК: Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Исключение составляют дома на непосредственном управлении и не выбравшие способ управления или дома в которых способ управления не реализован, они оплачивают коммунальные ресурсы на содержание общего имущества в многоквартирном доме в составе коммунальных услуг, что регулируется постановлением правительства № 354 (пункт 40).

Начисление за коммунальные ресурсы потребляемые при содержании общего имущества при управлении домом УО, ТСЖ, ЖСК или другим кооперативом производится исходя из площади общего имущества дома Sои (лестничные клетки, лифтовые шахты, колясочные и т.д.) и распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями .
V i одн = Nсои * Sои * Si / Sоб
Данная формула совпадает с вариантом, который установлен постановлением №354 для домов на самоуправлении или не выбравших способ управления при отсутствии в них общедомовых приборов учета,
пример расчета для этого случая можно посмотреть ниже.
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов потребляемых при содержании общего имущества в плату за содержание и ремонт их размер рассчитывается по формуле выше исходя из нормативов принятых на 1 ноября 2016 г..
Согласно постановлению №491 от 13.08.2006, пункт 29 (о правилах содержания общего имущества):
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Читайте также:  Печное отопление устройство печи

Общедомовое начисление за коммунальные услуги осуществляется в соответствии с постановлением правительства № 354 от 06.05.2011.
(с 01.2017 только для домов на самоуправлении или не выбравших или не реализовавших способ управления (пункт 40))

Согласно данным правилам: «Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. «

При наличии общедомового прибора учета, объем услуги на общедомовые нужды рассчитывается как разность показаний домового прибора учета и суммы показаний индивидуальных счетчиков и объемов рассчитанных исходя из нормативов (при отсутствии индивидуального прибора учета).
При отсутствии общедомового прибора учета плата на общедомовые нужды начисляется исходя из установленного норматива на общедомовые нужды.
Пример:
Площадь всех помещений дома, включая помещения(лестницы и т.д) входящие в состав общего имущества
Sд- 1000 м 2
Площадь всех жилых и нежилых помещений дома(квартиры,офисы)
Sоб — 900 м 2
Ваша квартира площадью Si — 90 м 2
Площадь общего имущества(лестницы и т.д.) Sои — это разница между площадью дома Sд и суммой квартир и офисов Sоб.
Sои = Sд-Sоб = 1000-900 = 100 м 2
Тариф на горячую воду Т — 100 руб/м 3

если в доме есть общий прибор учета

За горячую воду по общедомовому счетчику в текущем месяце потребление Vд составило 500 м 3
Суммарный объем показаний индивидуальных счетчиков в текущем месяце Vинд составил 490 м 3

Таким образом, на общедомовые нужды приходится объем Vодн = Vд-Vинд = 500-490 = 10 м 3
Теперь его надо поделить на все квартиры.

Объем ОДН приходящийся на i-ю квартиру считается как: V i одн = Vодн * Si / Sоб
В нашем примере на квартиру площадью 90 м 2 получится V i одн = 10 * 90 / 900 = 1 м 3
Итоговая сумма ОДН для данной квартиры получится V i одн * T = 1 * 100 = 100 руб.

если в доме НЕТ общего прибора учета

При отсутствии общедомового прибора учета, объем ОДН приходящийся на i-ю квартиру считается исходя из норматива Nодн:
V i одн = Nодн * Sои * Si / Sоб

Если норматив потребления на общедомовые нужды — 0.17 м 3 / м 2 в месяц,
то объем ОДН приходящийся на вашу квартиру получится следующий:
V i одн = 0.17 * 100 * 90 / 900 = 1.7 м 3
Итоговая сумма ОДН для данной квартиры получится V i одн * T = 1.7 * 100 = 170 руб.

Внимание!
В данном примере приведены произвольные числовые значения не соответствующие реальным данным,
они используются исключительно для математического удобства и наглядности.

Россия, 180000, Псков,
Льва Толстого 5.
Тел.:+7 (8112) 29-14-00

Новости ЖКХ

В настоящей статье рассмотрено заблуждение, о том, что «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества» (КР СОИ), ранее именовавшиеся (а при непосредственном управлении именующиеся и сейчас) «коммунальные услуги на общедомовые нужды» (КУ ОДН), по своему физическому (техническому) смыслу являются именно теми коммунальными ресурсами, которые физически затрачиваются именно для обслуживания элементов общего имущества. То есть, якобы такие КР СОИ, как горячая и холодная вода, тратятся только непосредственно на мытье полов, стен в подъездах, полив зеленых насаждений на земельном участке под многоквартирным домом (МКД), на обслуживание (уборку, очистку и т.п.) других элементов общего имущества, а электроэнергия в целях содержания общего имущества расходуется на работу лифтов, освещение помещений в составе общего имущества, лестничных пролетов, маршей и т.п.

Разберемся, что же такое КР СОИ (КУ ОДН) на самом деле, куда тратятся эти ресурсы физически, можно ли измерить их реальный физический объем потребления специальным отдельным прибором учета (называемый прибором учета «МОП», «ОДН» или как-то иначе), а также можно ли установить факт отсутствия расхода этих ресурсов в связи с отсутствием точки их потребления, либо в связи с нулевыми показаниями специального прибора, учитывающего расход того или иного ресурса на СОИ в соответствующей точке потребления этого ресурса.

Суть лжетеории

Коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества (КР СОИ), а при непосредственном управлении – коммунальные услуги на общедомовые нужды (КУ ОДН), ничем не отличаются от коммунальных ресурсов, потребляемых в помещениях многоквартирного дома (МКД).

Отсюда следуют несколько выводов:

1) КР СОИ (КУ ОДН) физически расходуются в помещениях (или на других элементах), входящих в состав общего имущества. Процесс потребления (расхода) таких ресурсов (услуг) ничем не отличается от процесса потребления коммунальных услуг в помещениях многоквартирного дома, находящихся в собственности отдельных собственников.

2) Для потребления КР СОИ (КУ ОДН) указанные ресурсы должны быть поданы к месту потребления по соответствующим элементам инженерной сети – то есть, имеется возможность определения конкретных точек потребления КР СОИ (КУ ОДН) – это может быть либо одна точка (конкретный водопроводный кран или ввод для подключения электрооборудования), либо некий отдельный участок сети, объединяющий несколько (все) точек потребления КР СОИ (КУ ОДН) и сам, в свою очередь, запитанный от некой конкретной точки соответствующей внутридомовой инженерной сети. Например, широко распространено мнение, что в случае оборудования дома двумя электровводами – отдельно на электропитание помещений, принадлежащих отдельным собственникам, и отдельно на электропитание всего остального (общее имущество), то электроэнергия на СОИ потребляется исключительно по второму вводу (на общее имущество).

3) Обязанность устанавливать приборы учета всех коммунальных ресурсов утверждена федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ. Таким образом, КР СОИ (КУ ОДН) подлежат учету путем оборудования соответствующих приборов учета (даже предлагаются различные названия таких приборов – например, «ОДН», «МОП»). Отказ от установки в доме такого прибора приводит к тому, что рассчитанный объем КР СОИ (КУ на ОДН) включает в себя не только тот объем, который фактически потреблен на содержание общего имущества (например, вода на мытье полов и стен в подъездах, электроэнергия на освещение мест общего пользования и т.п.), но и объем ресурса, потребленного способами, не подпадающими под определение ресурса, потребленного при содержании общего имущества – например, неучтенное потребление при фальсификации показаний приборов учета в помещениях дома, при проживании в квартире без регистрации в отсутствие приборов учета, потери коммунального ресурса вследствие утечек и т.д. В примере из п.2 предлагается устанавливать отдельный электросчетчик на электроввод, питающий участок сети, обеспечивающий электроэнергией общее имущество, и считать этот электросчетчик прибором измеряющим объем КР СОИ (КУ ОДН).

Приверженцы лжетеории придают объему потребленных КР СОИ (КУ ОДН) конкретный физический смысл (например, считают, что холодная и горячая вода на СОИ потребляется именно на мытье подъездов, а электроэнергия на СОИ – на освещение тех же подъездов), соответствующим образом производят «экспертную оценку» объемов потребления КР СОИ (КУ ОДН) и сравнивают полученные результаты с предъявленными к оплате. Следствием как раз являются возмущенные высказывания типа: «Не может быть, чтобы на мытье одного подъезда в пятиэтажке в месяц потратилось бы 5 тонн воды!», «Вода на мытье подъездов набирается в квартирах, ее объем учтен индивидуальными приборами учета, поэтому никаких ОДН по воде быть не может вообще!», «В подъезде горит 5 светодиодных лампочек по 5 Ватт, даже если они будут гореть круглосуточно, это всего лишь 18 киловатт-часов, а нам к оплате выставляют 150 киловатт-часов на всех!».

Читайте также:  Бакси 240 с теплыми полами

Кроме того, лжетеоретики полагают, что отказ от установки приборов учета «ОДН» (или «СОИ», или «МОП») является нарушением действующих норм законодательства, якобы УО/ТСЖ/ЖСК/РСО отказываются от установки таких приборов с целью неправомерного завышения объема предъявляемого к оплате собственникам помещений коммунальных ресурсов, потребленных при содержании общего имущества (коммунальных услуг на ОДН). В итоге предъявляются требования к установке неких приборов учета, измеряющих КР СОИ (КУ ОДН), причем название таких приборов остается неопределенным – то ли это прибор учета КР СОИ, то ли КУ ОДН, то ли коммунальных ресурсов, потребляемых в местах общего пользования (МОП).

Что такое КУ ОДН и КР СОИ?

Для начала вспомним, когда вообще появились термины «коммунальные услуги на общедомовые нужды» (КУ ОДН) и «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества» (КР СОИ).

Впервые указанные термины применены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила 354).

Пункт 40 Правил 354 в первоначальной редакции устанавливал: «Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды)».

Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ в жилищное законодательство РФ с 01.01.2017 введено понятие «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме», которое специалисты жилищной сферы обозначают аббревиатурой «КР СОИ».

Согласно новым поправкам при управлении домом УО/ТСЖ/ЖСК из состава коммунальных услуг исключены «коммунальные услуги на ОДН», при этом в состав содержания жилья включены «коммунальные ресурсы, потребляемые при СОИ».

В действующей редакции ЖК РФ термин «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме» определен пунктом 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ как «холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Подпункт «л» пункта 11 и пункт 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных ПП РФ от 13.08.2006 N 491 (далее – Правила 491), что содержание жилья включает в себя коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества (КР СОИ).

Немаловажно отметить, что ни один нормативный правовой акт не содержит определений, каким образом эти самые КР СОИ потребляются. Законом не установлено, что, например, вода на мытье полов в подъезде или электричество на освещение этого подъезда входит являются именно коммунальными ресурсами на содержание общего имущества.

То есть, законом не установлены ни составляющие части КР СОИ (из чего складываются эти ресурсы?), ни точки их потребления. Независимо от наличия или отсутствия точек потребления непосредственно на элементах общего имущества (например, водопроводный кран, электрическая розетка, водосток системы отведения сточных вод и т.п.), КР СОИ (КУ ОДН) считаются потребляемыми, если соответствующий вид коммунального ресурса вообще поступает в данный многоквартирный дом. Приведенную позицию, в том числе, подтверждает Минстрой России письмом от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04.

Таким образом, никакого физического смысла КР СОИ (КУ ОДН) не имеют, их невозможно определить в качестве ресурса, потребляемого в четко установленных местах и/или из строго определенных точек потребления.

По факту имеется лишь термин «КР СОИ» («КУ ОДН»), который никак не определяется и имеет весьма посредственное отношение к общему имуществу МКД. Ситуация аналогична ситуации с названием услуги «содержание жилого помещения», которая никакого отношения непосредственно к жилому помещению не имеет.

Правилами 354 установлен порядок расчета объема и стоимости КР СОИ (КУ ОДН) для предъявления их к оплате потребителям в составе платы за содержание жилья в пользу лица, управляющего МКД – управляющей организации (УО) или ТСЖ. В свою очередь, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными ПП РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила 124) утвержден порядок расчета объема и стоимости КР СОИ для предъявления их к оплате УО/ТСЖ от имени ресурсоснабжающей организации (РСО). В данном разделе статьи отметим только одно обстоятельство – пункт 46 Правил 354 и подпункт «а» пункта 21(1) Правил 124 предусматривают возможность получения отрицательного значения объема КР СОИ. В этом случае объем КР СОИ (КУ ОДН) к оплате не предъявляется (приравнивается нулю).

Но сначала обратим внимание не на особенности расчета, а на установление принципиальной возможности получения в результате расчета отрицательного значения объема КР СОИ (КУ ОДН). Разве может объем быть отрицательным? Имеет ли отрицательный объем физическое значение? Разумеется, нет! И это одно из подтверждений того, что физического значения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, не имеется!

Немаловажно напомнить, что обязанности по влажной уборке помещений в составе общего имущества с лица, управляющего МКД, никто не снимает, освещение и лифты продолжают функционировать – то есть, и вода, и электричество обязательно тратятся. Так может ли быть объем таких расходов отрицательным? Разумеется, не может. А почему же допустимо возникновение отрицательного объема КР СОИ (КУ ОДН)? А допустимо оно именно потому, что КР СОИ (КУ ОДН) – это вовсе не те ресурсы, которые расходуются непосредственно при уборке помещений общего пользования и их освещении. КР СОИ (КУ ОДН), безусловно, связаны с коммунальным ресурсами, реально (фактически, физически, технически) расходуемыми при обслуживании тех или иных элементов общего имущества, но связаны исключительно тем, что эти реально расходуемые коммунальные ресурсы учитываются тем же общедомовым прибором учета (ОПУ), показания которого применяются при расчете объема КР СОИ (КУ ОДН).

Расчет объема КР СОИ (КУ ОДН)

Для понимания сути КР СОИ (КУ ОДН) необходимо рассмотреть порядок расчета объема этого ресурса. Причем важно рассмотреть, в первую очередь, порядок расчета общего объема КР СОИ, который применяется в отношениях между УО/ТСЖ и РСО. В отношениях между потребителями (собственниками помещений в МКД) и УО/ТСЖ применяется либо такой же порядок для расчета общего объема КР СОИ, потребленного в МКД, который затем распределяется среди собственников помещений дома (при оплате КР СОИ по фактическому объему потреблению), либо устанавливается фиксированный (нормативный) объем КР СОИ, приходящийся на каждого собственника.

Случай, когда МКД не оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ), вопросов не вызывает. В указанной ситуации объем КР СОИ определяется по нормативам потребления данных ресурсов, и расчет одинаков как между потребителями и УО/ТСЖ, так и между УО/ТСЖ и РСО.

Гораздо более интересен случай наличия в доме ОПУ.

Подпунктом «а» пункта 21(1) Правил 124 утверждена формула расчета объема КР СОИ, подлежащего оплате УО/ТСЖ в пользу РСО:

Читайте также:  Инфракрасные конвекторы для гаража

Vд = Vодпу — Vпотр,

Vодпу — объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);

Vпотр — объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг [Правила 354]. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0;

Важно отметить, что поскольку КР СОИ не относится к коммунальным услугам, а входит в состав содержания жилья, величина Vпотр является объемом суммарного потребления коммунальных услуг во всех помещениях дома (жилых и нежилых), которые принадлежат отдельным собственникам (не входят в состав общего имущества). При этом объем потребления соответствующей коммунальной услуги в тех или иных помещениях дома может быть определен по показаниям индивидуальных приборов учета (ИПУ), по среднемесячному объему потребления (при выходе ИПУ из строя), либо по нормативу потребления – для целей настоящей статьи это не имеет значения.

Из приведенной формулы следует, что объем КР СОИ – это разница между общим объемом коммунального ресурса, поступившего в МКД (учтенного ОПУ), и суммой тех объемов коммунального ресурса, который потреблен в отдельных помещениях такого МКД.

Очевидно, что в рассчитанный таким способом объем войдут не только объемы, реально (физически) затраченные при содержании общего имущества, но и объемы коммунального ресурса, неучтенные вследствие:
— утечки коммунального ресурса на внутридомовой сети, входящей в состав общего имущества (при авариях, порывах, а также при плановом сливе ресурса – например, при промывке системы отопления);
— фальсификаций собственниками отдельных помещений показаний ИПУ (занижение показаний, вмешательство в работу ИПУ и т.п.);
— потребления коммунальных ресурсов незарегистрированными жильцами при отсутствии ИПУ (учет нормативного потребления на заниженное число потребителей относительно фактического);
— утечек коммунального ресурса внутри помещений (квартир и нежилых помещений) при отсутствии ИПУ (например, незначительная течь смывного бачка способна привести к расходу нескольких десятков кубометров холодной воды в месяц);
— неисправностей ОПУ и/или отдельных ИПУ;
— несогласованности момента снятия показаний ИПУ собственниками помещений (например, если собственники одних помещений сняли показания 20-го числа, а других – 25-го, то сумма этих показаний будет меньше фактически потребленного в этих помещениях коммунального ресурса по состоянию на 25-е или 30-е число, что неизбежно вызовет разницу между показаниями ОПУ и суммой показаний ИПУ).

Из вышесказанного следует, что КР СОИ ни в коем случае не является именно тем ресурсом, который фактически затрачен УО/ТСЖ при обслуживании общего имущества, а включает в себя лишь расхождение между общим объемом ресурса, поступившим в МКД, и объемами ресурса, учтенными в качестве потребленных в помещениях этого МКД. Представляется более разумным назвать такой ресурс иным термином, например: «неучтенные коммунальные ресурсы», «коммунальные ресурсы, утраченные на внутридомовых и внутриквартирных сетях», «расхождение (небаланс) между объемом, потребленным всем домом, и объемом, потребленным в помещениях дома» и т.п. Абсолютно нецелесообразно разывать рассматриваемый ресурс «коммунальным ресурсом, потребляемым при содержании общего имущества», поскольку этот коммунальный ресурс вовсе не потребляется при содержании, а утрачивается, в том числе, в связи с ранее перечисленными обстоятельствами. Таким образом, мы имеем дело с очередным неправильно выбранным понятием, название которого вовсе не отражает его суть.

Приборы учета ОДН, МОП

Из ранее сказанного уже следует, что технически невозможно учесть КР СОИ (КУ ОДН) с помощью неких приборов, в частности невозможно определить точки потребления указанных ресурсов для оборудования в них соответствующих приборов учета.

Тем не менее, значительная часть потребителей коммунальных услуг (в том числе и специалистов жилищной сферы) считает возможным оборудование МКД некими приборами учета, назваемыми либо «ОДН» (общедомовые нужды), либо «МОП» (места общего пользования). Приверженцы такого заблужения полагают, что объем КР СОИ (КУ ОДН) можно определять именно по этим приборам.

Важно отметить, что действующее законодательство утверждает возможность установки только двух видов приборов учета:

1. «Индивидуальный прибор учета» — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении (абзац 6 пункта 2 Правил 354). К этому же виду приборов учета можно отнести «комнатный прибор учета электрической энергии» (абзац 11 пункта 2 Правил 354) и «общий (квартирный) прибор учета» (абзац 14 пункта 2 Правил 354) – это приборы, учитывающие объем потребления коммунального ресурса в конкретных обособленных помещениях МКД.

2. «Коллективный (общедомовый) прибор учета» — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (абзац 8 пункта 2 Правил 354).

Никаких иных видов приборов учета (МОП, ОДН и т.п.) законодательство не предусматривает, а следовательно, не определяет порядок применения показаний несуществующих приборов в расчетах.

Порядок расчета КР СОИ (КУ ОДН), рассмотренный в настоящей статье, дает однозначное понимание, что объем указанного ресурса рассчитвается как разность между объемом ресурса, поданным в дом, и суммой объемов, потребленных в отдельных помещениях этого дома, и никакого иного порядка (в том числе с использованием показаний неких иных, кроме ОПУ и ИПУ, приборов учета) не предусмотрено.

Дополнительно для сторонников заблуждения о возможности установить на вводах коммунального ресурса в дом два отдельных прибора, один из которых измеряет объем КР СОИ (КУ ОДН), а второй – объем коммунального ресурса, потребленного в помещениях дома, необходимо отметить два момента. Во-первых, ОПУ (согласно определению, приведенному чуть выше) является «средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в МКД», то есть ОПУ в рассматриваемом случае будет считаться совокупность двух установленных приборов (один из которых якобы учитывает «ОДН», а второй – индивидуальное потребление в помещениях), и объем КР СОИ (КУ ОДН) будет определяеться как разность между суммой показаний этих двух приборов и суммой объемов потребления в помещениях дома. Во-вторых, в предлагаемом сторонниками заблуждения методе расхождения между показаниями «второго», учитывающего исключительно потребление ресурса в помещениях, прибора и суммой объемов, потребленных в помещениях дома, будут обязательно. И эти расхождения должны по закону быть учтены в составе КР СОИ (КУ ОДН), чего не произойдет в предлагаемой сторонниками заблуждения схеме расчета.

Таким образом, попытка применения неких приборов учета ОДН или МОП неизбежно приведет к нарушению закона как в части использования приборов, не предусмотренных действующими нормами, так и в части применения порядка расчета, не подлежащего применению.

Заключение

В настоящей статье проанализированы термины «коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды» (КУ ОДН) и «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества» (КР СОИ). Из представленного анализа следует, что указанные понятия не имеют физического смысла, не могут быть определены в качестве ресурсов, полученных конкретным лицом из определенных точек потребления и затраченных в технически определенном порядке в конкретно установленных местах. Данные понятия имеют исключительно юридическое значение, их суть определяется утвержденными формулами расчета.

Факт отсутствия физического смысла КР СОИ (КУ ОДН) приводит к отсутствию технической возможности определения объема их потребления с помощью соответствующих приборов учета. Действующее законодательство при этом также не определяет существования приборов, учитывающих объемы потребления КР СОИ (КУ ОДН).

Оцените статью