- Горячее водоснабжение услуга или товары
- Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 февраля 2020 г. N 2993-ОГ/06 Об исполнителе коммунальных услуг, приготовляемых с использованием оборудования, входящего в общее имущество МКД
- Обзор документа
- Горячее водоснабжение услуга или товары
Горячее водоснабжение услуга или товары
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 февраля 2020 г. N 2993-ОГ/06 Об исполнителе коммунальных услуг, приготовляемых с использованием оборудования, входящего в общее имущество МКД
Вопрос: В МКД готовится общее собрание собственников помещений. По определенным причинам жители хотят перейти на «прямые договоры» с ресурсоснабжающими организациями, и данный вопрос будет «голосоваться» на ОСС. Однако теплоснабжающая организация прислала инициативной группе письмо, в котором разъяснила, что, в случае принятия на ОСС решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, о заключении с каждым собственником помещения в МКД договора с РСО, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, данное решение теплоснабжающая организация исполнить не сможет, потому что:
— МКД имеет централизованную систему теплоснабжения и нецентрализованную систему ГВС;
— теплоноситель подается в ИТП, который входит в состав общего имущества МКД;
— в ИТП теплоноситель распределяется по теплообменникам, в которых происходит нагрев воды и ее развод по системам отопления и ГВС;
— следовательно, услуга по ГВС, и даже услуга по отоплению оказываются с использованием оборудования, к которому теплоснабжающая организация не имеет доступа, за которое не отвечает и которое не эксплуатирует. И у нее в штате даже нет специалистов, которые могли бы эксплуатировать ИТП;
— значит, в данной ситуации переход на прямые договоры с РСО о предоставлении коммунальных услуг невозможен.
В связи с этим просим пояснить, может ли РСО быть исполнителем коммунальных услуг, приготовляемых с использованием оборудования, входящего в общее имущество МКД? Если да, каким способом можно понудить РСО к заключению таких договоров с собственниками жилых помещений МКД?
Ответ: Отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение от 27.01.2020 N 131543 (вх. Минстроя России от 27.01.2020 N 2450-ОГ) и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Жилищный кодекс Российской Федерации не устанавливает исключений относительно перехода на прямые договоры, в связи с чем переход на прямые договоры в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации по многоквартирным домам, в которых приготовление горячей воды осуществляется с использованием общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, возможен.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг) «коммунальные ресурсы» — холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В свою очередь предоставление коммунальных услуг — это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
При предоставлении коммунальной услуги «горячее водоснабжение» с использованием нецентрализованной системы горячего водоснабжения теплоснабжающая организация и организация, осуществляющая холодное водоснабжение, поставляют коммунальные ресурсы (тепловую энергию на подогрев воды, холодную воду соответственно), но не эксплуатируют оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на котором осуществляется приготовление горячей воды с использованием поставленных коммунальных ресурсов.
В силу пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии со статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Поскольку в схожих отношениях между потребителями коммунальных услуг и организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами расчеты осуществляются на основании пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг, для реализации положений статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ о переходе на прямые договоры в тех случаях, когда горячее водоснабжение осуществляется по нецентрализованной системе горячего водоснабжения, руководствуясь статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, считаем, что в рассмотренном выше случае между ресурсоснабжающими организациями и потребителями коммунальных услуг подлежат заключению договор, содержащий положения о снабжении тепловой энергией для подогрева воды в целях горячего водоснабжения (с теплоснабжающей организацией) и договор холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения (с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение).
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства и не наделен полномочиями по рассмотрению конкретных правовых ситуаций, спорных вопросов применения законодательства, возникающих между юридическими и (или) физическими лицами, а также полномочиями по их юридической оценке.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Начальник отдела управления жилищным фондом и ОГЖН | Л.Р. Егорова |
Обзор документа
Минстрой рассмотрел следующую ситуацию. Многоквартирный дом имеет централизованную систему теплоснабжения и нецентрализованную систему горячего водоснабжения (ГВС). Теплоноситель подается в индивидуальный тепловой пункт (ИТП), который входит в состав общего имущества дома. В ИТП теплоноситель распределяется по теплообменникам, в которых происходит нагрев воды и ее развод по системам отопления и ГВС.
В данном случае между ресурсоснабжающими организациями и потребителями коммунальных услуг заключается договор о снабжении теплоэнергией для подогрева воды в целях горячего водоснабжения (с теплоснабжающей организацией) и договор холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения (с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение).
Также Минстрой отметил, что при предоставлении услуги «горячее водоснабжение» с использованием нецентрализованной системы теплоснабжающая организация и организация, осуществляющая холодное водоснабжение, поставляют ресурсы, но не эксплуатируют оборудование, входящее в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Горячее водоснабжение услуга или товары
Это ВАЖНО : Многие помнят, как сентябре месяце по поручению председателей домовых комитетов мы составили протоколы, где собственникам квартир предлагалось сделать выбор — каким образом оплачивать коммунальные платежи: напрямую предприятиям поставщикам ресурсов (Энергосбыту, Теплосетям, Водоканалу, Горгазу) или покупать эти ресурсы у Управляющей компании. Все дома приняли решение платить напрямую предприятиям-поставщикам, т.к. Управляющая компания была бы лишним посредником. Но давление на ГУК «Управдом» со стороны «Моздокэнергосбыт» продолжается. Со стороны «Энергосбыта» дано представление в Прокуратуру о принуждении нас заключить с «Энергосбытом» договор о покупке электроэнергии и последующей ее перепродаже жильцам. Надеемся, что Моздокская прокуратура не станет делать преждевременные выводы, а подождет до принятия новых Правил предоставления коммунальных услуг и учтет желание собственников квартир платить поставщикам коммунальных ресурсов напрямую. Предлагаем Вашему вниманию статью в Журнале «Управление многоквартирным домом» № 9 • 2009, посвященную этому вопросу.
Журнал «Управление многоквартирным домом» № 9 • 2009
раздел ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И КОММЕНТАРИИ
автор статьи Илья Афанасьевич Фельдман, член президиума Некоммерческого партнерства «Управдом», член Экспертного совета по жилищно-коммунальному хозяйству Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы, кандидат технических наук, профессор, председатель Экспертного совета по методологии бухгалтерского учета в некоммерческих организациях Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России.
Пора устранить все ошибки
Наконец готовится новая редакция Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее — Правила), которые до сих пор регулируются действующим постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. Самое время разделаться со всеми грубыми ошибками, присущими данному документу.
Главный концептуальный подход авторов постановления № 307 сводился к тому, чтобы представить, будто ресурсоснабжающие организации сами никаких коммунальных услуг не оказывают, а занимаются лишь продажей так называемых «коммунальных ресурсов». При этом в роли коммунальных ресурсов выступают холодная и горячая вода, электроэнергия, газ, тепловая энергия, твердое топливо. И продают РСО
коммунальные ресурсы тем, кто в постановлении № 307 назван исполнителями коммунальных услуг: управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативам.
Данная концепция не выдерживает никакой критики. В числе главных ошибок постановления № 307 отмечались:
— фиктивность введенного понятия «коммунальные ресурсы»;
— путаница в понимании товаров и услуг;
— надуманность концепции «исполнителя» коммунальных услуг.
Напомним вкратце сущность каждой из указанных ошибок.
Коммунальные ресурсы.
Изобретением коммунальных ресурсов авторы постановления № 307 пытались построить непротиворечивую схему оказания коммунальных услуг, в которой управляющая организация, ТСЖ, ЖСК закупают у организаций коммунального комплекса некие коммунальные ресурсы, и потом, расходуя эти ресурсы, сами оказывают собственникам помещений коммунальные услуги. Схема остроумная, но надуманная.
Во-первых, никаких коммунальных ресурсов экономика не знает. Экономистам известны только три вида ресурсов: земля, труд, капитал.
Земля — это природные ресурсы (уголь, нефть, газ, руда и др.). Труд — трудовые ресурсы. Капитал — материальные, Финансовые и информационные ресурсы. А «коммунальные ресурсы» — просто выдумка авторов постановления № 307.
Во-вторых, всякий приобретаемый ресурс образует некий резерв, запас, который затем расходуется у коммерческих организаций на производство и реализацию товаров, работ, услуг, а у некоммерческих — на достижение тех или иных общественных благ. Между тем, все то, что разработчиками постановления № 307 названо коммунальными ресурсами (вода, электроэнергия, газ, тепло и т. д.), никакого запаса у покупателей не образует, и самое главное -его никто не расходует. То, что названо коммунальными ресурсами, потребляется домашними хозяйствами. И конечно же, в результате этого никакая продукция или иные блага не появляются. А раз так, то вода, электроэнергия, газ, тепло в данных условиях — вовсе не ресурсы.
В-третьих, если в доме выбран способ непосредственного управления собственниками помещений, то согласно п. 7 постановления № 307 в этом случае продаются не коммунальные ресурсы, а сами коммунальные услуги. Теперь представим, что с какого-то момента в доме образовано ТСЖ. Кто объяснит волшебное превращение коммунальных услуг в коммунальные ресурсы?
Вывод: никаких коммунальных ресурсов не существует, и это понятие должно быть исключено из Правил.
Действительно, в проекте новой редакции Правил больше нет упоминания о коммунальных ресурсах. Это делает честь новому авторскому коллективу, работающему над проектом Правил. Но сказав «а», надо найти еще немного мужества и произнести «б». Ведь если вы отказались от коммунальных ресурсов, то что же продают ресурсоснабжающие организации? В третьей редакции нового проекта Правил читаем:
«Поставщик холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа (поставщик) — тепло-, энерго-, газо-, водоснабжающая организация, т. е. лицо (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель), осуществляющее подачу воды, энергии, газа на границу эксплуатационной ответственности;». Получается, что авторы, убрав термин «коммунальные ресурсы», сохранили ошибочную картину взаимоотношений между ресурсоснабжающими организациями и потребителями. Оказывается, что продаются не коммунальные услуги,, а товары — тепло, газ, вода.
Товары или услуги?
В конкретной экономике «товар» и «услуга»- это принципиально различные понятия. Гражданский кодекс РФ четко разделяет понятия «товары» и «услуги» (ст. 1, п. 3; ст. 2 п. 1 ГК РФ). Налоговый кодекс РФ также вводит для этих понятий совершенно разные определения (ст. 38 НК РФ). Согласно ст. 454, 455, 456 ГК РФ и др. товар — это вещь, которая при купле-продаже переходит от одной стороны в собственность другой стороне. Применительно к услуге это бессмысленно — услуга не является вещью и не может переходить в собственность. Услуги можно только потреблять.
Характерная особенность любой услуги состоит в том, что у нее одновременно осуществляются этапы производства, реализации и потребления (см. п. 5 ст. 38 НК РФ). То есть услуга потребляется сразу же в процессе (ее выполнения. Кроме того, результат услуги не имеет материального (вещественного) выражения. Товар, наоборот, представляет собой вещь (имущество). Его сначала надо изготовить, и только после этого он может быть продан, а затем — потреблен или перепродан другому потребителю. Возможность перепродажи или вообще передачи — это характерный признак товара. Совершенно очевидно, что перепродажа, передача услуги — это бессмыслица. Если не подвергать сомнению тот факт, что коммунальные услуги — это услуги, то вывод может быть только один: в Правилах не должно быть речи о продаже воды, тепла, электричества, газа, а надо говорить о продаже услуг водо-, тепло-, электро-, газоснабжения. Доводы элементарно просты:
— производство -любой коммунальной услуги сопровождается ее одновременным потреблением. Это и определяет ее в качестве услуги, а не товара;
— результат любой коммунальной услуги не имеет материального выражения, следовательно, о товаре не может быть речи;
— используемые в процессе оказания коммунальных услуг вода, тепло, электричество, газ — это не товары, т. к. они полностью потребляются одновременно с производством услуг, не переходят от одной стороны в собственность другой стороне и не могут быть переданы (перепроданы) третьей стороне;
— используемые в процессе оказания коммунальных услуг вода, тепло, электричество, газ представляют собой не товары, а неотъемлемые принадлежности (элементы, атрибуты) услуг. Аналогия — бензин, расходуемый при оказании услуги такси.
Вывод. Необходимо внести соответствующие исправления в ст. 3, 5, 7 и др. третьей редакции проекта Правил, где говорится о поставках и поставщиках воды, тепла, электричества, газа. Надо дать иное определение воды, тепла, электричества, газа как неотъемлемых элементов, сопровождающих предоставление коммунальных услуг и используемых для их количественной оценки. Для поставляемых сжиженного бытового газа в баллонах, а также твердого и жидкого топлива следует дать отдельное определение, так как это -случаи поставки именно товаров, а не коммунальных услуг.
О концепции «исполнителя»
К большому сожалению, в новый проект Правил практически без изменения перешла из постановления № 307 концепция «исполнителя» коммунальных услуг. В статье 5 Правил читаем:
«Исполнитель — лицо (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель), осуществляющее предоставление коммунальных услуг».
По сути ничего не изменилось. Раньше УО (ЖСК, ТСЖ) приобретала коммунальные ресурсы и становилась исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги, а теперь она приобретает воду, энергию, газ (товары?) и после этого становится тем же исполнителем. Вот, например, выдержки из ст. 7 Правил: «При управлении многоквартирным домом управляющей организацией управляющая организация является исполнителем в отношении коммунальных услуг, перечень которых определен договором управления многоквартирным домом.»
«Приобретение воды, энергии, газа, услуг водоотведения управляющей организацией осуществляется на основании договора тепло-, энерго-, газо-, водоснабжения, водоотведения, по условиям которого управляющая организация действует от своего имени и за свой счет, либо от своего имени и за счет потребителей.»
Кстати, почему-то авторы здесь только водоотведение причисляют к услугам и допускают при этом нелепое словосочетание «приобретение услуг» Разве услуги можно приобретать?
Одно из двух. Или уважаемые авторы все еще не согласны, что коммунальные услуги — это услуги, и тогда вся описываемая ими процедура оказания коммунальных услуг перемещается в страну Зазеркалья. Или они наконец-то признают за коммунальными услугами статус обычных услуг со всеми вытекающими последствиями.
А последствия очевидны. Если услуга потребляется в процессе ее производства, то она всегда направлена непосредственно тому, кто ее потребляет. В результате потребления никакого материального (вещественного) результата не остается. Поэтому никаких посредников, закупающих и затем перепродающих услуги, быть не может. Нельзя перепродать стрижку, нельзя перепродать услугу такси, нельзя перепродать результат пользования ванной. А раз не может быть посредников, то приходим к неизбежному выводу, что у услуг производитель и исполнитель — это всегда одно и то же лицо.
Управляющие организации, ТСЖ, ЖСК сами никаких коммунальных услуг не оказывают. Они лишь обеспечивают надлежащее состояние общего имущества, используемого для оказания коммунальных услуг, заключают договоры на оказание коммунальных услуг в интересах собственников (нанимателей), контролируют их исполнение, а также аккумулируют на своих расчетных счетах коммунальные платежи и осуществляют расчеты с организациями коммунального комплекса.
Коммунальные услуги всегда направлены непосредственно от организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающей организации) к фактическим потребителям, которыми являются лица, пользующиеся помещениями. Поэтому понятие «исполнитель» коммунальных услуг противоречит и теории, и реальной действительности.
Конечно, хотелось бы установить подходящий термин для лица (организации или индивидуального предпринимателя), которое обеспечивает предоставление коммунальных услуг своими действиями, направленными на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Но слово «обеспечиватель» в русском языке отсутствует, а чем его заменить, не ясно. Но во всяком случае не словом «исполнитель»,
имеющим совершенно иной смысл. Самое простое решение — просто убрать этот лишний термин из текста Правил.