Холодное водоснабжение тарифы расчет

Холодное водоснабжение тарифы расчет

Одной из наиболее важных отраслей в сфере жилищно-коммунального хозяйства является водоснабжение, так как от качества потребляемой воды напрямую зависит здоровье населения страны.

Водоснабжение – комплекс организационно-технических мероприятий для обеспечения потребителей водой из поверхностных или подземных источников. Совокупность инженерно-технических сооружений, используемых для поставки питьевой воды (либо воды требуемого качества для использования в промышленности) от источника водоснабжения до потребителя через систему наружных и внутренних коммуникаций, называется водопроводом [1].

Предприятия, работающие в сфере водоснабжения и водоотведения, характеризуются следующими общими признаками:

– сложная инженерная инфраструктура (сети водопровода, канализации);

– непрерывность процесса производства;

– невозможность потребителей отказаться от получения данной услуги на значительный срок;

– невозможность компенсации недопроизводства одной отрасли за счет включения затрат в другие отрасли;

– тесная взаимосвязь производственных процессов от местных условий.

Рассматривая полученные теоретические данные, необходимо отметить, что качество жизни населения напрямую зависит от качества поставляемых ресурсов организациями коммунального комплекса. Однако в России состояние основных фондов водоснабжающих организаций можно считать удовлетворительным.

Таким образом, в России в 2015 г. около 45 % сетей нуждаются в замене. Во Владимирской области ситуация складывается худшим образом, на данной территории необходимо заменить более половины оборудования водоснабжения [3].

Соотношение общего количества водопроводных сетей и сетей, нуждающихся в замене

Чаще всего организации эксплуатируют оборудование водопроводно-канализационного хозяйства, датированное 1975–1980 гг. выпуска, что ведет к низкому уровню качества питьевой воды, поставляемой потребителям. В соответствии с результатами федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством питьевой воды в субъектах Российской Федерации, доля источников и водопроводов, не отвечающих санитарным нормам и правилам, во Владимирской области составляет 24,53 %, тогда как в Ивановской области – 4,28 %, в Нижегородской – 7,36 % [4].

Также необходимо отметить, что использование оборудования с высокой степенью износа ведет к возникновению частых аварий. Устранение указанных неполадок требует от ресурсоснабжающей организации дополнительных затрат на ремонт, а также на заработную плату работников, что значительным образом влияет на ее финансовое состояние и лишает организацию возможности развиваться и реновировать оборудование постепенно.

Основным выводом, исходя из представленных данных, является то, что организациям, осуществляющим водоснабжение населения, необходимо осуществлять масштабное обновление оборудования. Однако большинство ресурсоснабжающих организаций Владимирской области находятся на грани банкротства, таким образом, капитальный ремонт или замену оборудования они могут осуществить только путем включения данных затрат в тариф для потребителей их услуг.

Устанавливаются тарифы органами государственной власти субъектов Российской Федерации и согласовываются местными органами самоуправления в определенном законом порядке, при этом рост тарифов на питьевую воду и водоотведение в среднем по субъекту не должен превышать установленных предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях. Указанные индексы устанавливаются ежегодно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), однако могут быть повышены после согласования на муниципальном уровне [2].

Рассмотрим основную методику расчета тарифов на холодную воду. Стоит отметить, что, оплачивая подачу холодной воды, потребитель платит не только за саму воду, но и за организацию ее подачи.

В стоимость воды могут входить:

1) расходы на энергоресурсы;

2) затраты на приобретение материалов для очистки воды, которые требуются для соответствия воды нормам СанПиН;

3) затраты на проведение лабораторных исследований качества воды;

4) оплата труда сотрудников организации, включая отчисления на социальные нужды;

5) аренда необходимого оборудования для оказания регулируемой услуги;

6) расходы на содержание оборудования, проведение текущего и капитального ремонта;

7) налоговые платежи (такие как налог на прибыль или налог по УСНО, водный налог, налог на имущество организации и др.);

8) прочие расходы, например затраты на оформление лицензий и разрешений, утилизацию отходов, экологию и прочее.

Все затраты считаются строго в соответствии с установленными законом нормами для каждой ресурсоснабжающей организации в соответствии с ее индивидуальными особенностями. При этом тарифы в разных муниципальных образованиях одного региона могут отличаться. Это происходит по той причине, что в каждом муниципальном образовании есть своя ресурсоснабжающая организация. Каждая такая организация отличается от других размером и качеством эксплуатируемого имущества, а также условиями, в которых она осуществляет свою деятельность. Чем сложнее условия и обширнее имущественный комплекс для оказания услуг холодного водоснабжения, тем больше затрат будет заложено в тариф.

Читайте также:  Нумерация стояков отопления правила

При установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применяются следующие методы [5]:

а) метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Указанный метод используется для новых организаций. В соответствии с данным методом анализируются экономически обоснованные расходы (затраты), необходимые для реализации производственных программ (при наличии – инвестиционных программ);

б) метод доходности инвестированного капитала.

В ходе установления тарифов учитываются возврат инвестированного капитала и получение дохода, равного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется в аналогичных условиях.

в) метод индексации;

Данным методом расчет осуществляется на долгосрочный период в течение трех лет для новой организации. Расчет производится с учетом изменения цен на материалы, работы и услуги, которые были использованы на предыдущий год регулируемого периода;

г) метод сравнения аналогов.

В ходе установления тарифов указанным методом производится анализ деятельности различных организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сопоставимых условиях.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э были утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Именно этими указаниями руководствуются органы регулирования при расчете тарифов для ресурсоснабжающих организаций.

Общая формула расчета тарифа согласно методике имеет следующий вид:

где Ti – тариф, устанавливаемый для ресурсоснабжающей организации на i-ый год (руб./куб. м);

HBBi – необходимая валовая выручка регулируемой организации, включающая все затраты, относящиеся на регулируемый вид деятельности (руб.);

Qi – объем реализации воды (принимаемых сточных вод) потребителям ресурсоснабжающей организации (куб. м).

Для того, чтобы рассчитать затраты организации, понесенные ей для осуществления регулируемой деятельности, используется такой показатель, как необходимая валовая выручка, которая включает все затраты организации за указанный период. При имеющихся фактических данных о работе предприятия в предыдущие годы данный показатель может быть рассчитан по следующей формуле:

где ОРi ф – операционные расходы, определенные на i-й год исходя из фактических значений параметров расчета (указанные расходы не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования);

НРiф – неподконтрольные расходы в i-м году, фактически понесенные регулируемой организацией и документально подтвержденные материалами, представленными в соответствующем тарифном деле. К ним относятся расходы, которые связаны с изменениями требований в законодательстве, корректировкой состава активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности а также иные расходы, на которые организация не может повлиять;

ПРi ф – фактическая прибыль, определяемая на i-й год с применением фактической ставки налога на прибыль в i-м году;

ΔРезi ф – величина, учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до начала очередного долгосрочного периода регулирования, в том числе до перехода к определению тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, определяемая на i-й год;

РЭi ф – расходы на приобретение энергетических ресурсов, а также холодной воды в рассматриваемом году, определенные исходя из фактических значений объема потребленных энергоресурсов, а также цены на них;

ΔИi – величина отклонения показателя ввода объектов системы водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию и изменения инвестиционной программы, тыс. руб.;

ΔЦПi – степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы при недостижении регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, тыс. руб.

ΔДГОi – корректировка, связанная с изменением доходности долгосрочных государственных обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при установлении регулируемых тарифов в предыдущем регулируемом году, тыс. руб.;

В целях расчета НВВiф за 1-й и 2-й год долгосрочного периода регулирования при расчете показателей, ΔНРi ф , ΔИi, ΔЦПi, ΔДГОi учитываются результаты деятельности регулируемой организации соответственно в предпоследнем и последнем годах предшествующего долгосрочного периода регулирования в соответствии с фактическими данными, представленными организациями.

Читайте также:  Подключение газовых котлов отопления baxi

Вторым наиболее важным показателем при расчете тарифа является объем реализации услуги, так как его снижение напрямую влияет на рост тарифов. Расчет объема реализации услуг осуществляется по следующим формулам:

(3)

где Qi – объем реализации воды, отпускаемой потребителям (планируемой к отпуску) в году i (тыс. куб. м);

Qi нп – расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году i, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить) (тыс. куб. м). Указанная величина может принимать в том числе отрицательные значения;

ΔQi н – планируемое в регулируемом году изменение объема реализации воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к предыдущему регулируемому году, связанное с изменением нормативов потребления воды (тыс. куб. м). Указанная величина может принимать как положительные, так и отрицательные значения;

ti – темп изменения реализации воды. В случае, если отсутствуют данные об объеме отпуска воды в предыдущие годы, указанный показатель рассчитывается без учета отсутствующих данных. Темп изменения потребления воды не должен превышать 5 % в год.

Авторы предлагают усовершенствовать и дополнить формулу расчета необходимой валовой выручки (1), так как она не охватывает всех аспектов деятельности предприятия.

где Аi ф – амортизация,

НПi ф – нормативная прибыль,

ППi ф – расчетная предпринимательская прибыль (для гарантирующей организации),

ВДi ф – недополученные или излишне полученные доходы организации.

Предлагаемая формула(4) является более простой и ёмкой. В нее добавлены такие факторы, как амортизация, нормативная прибыль, предпринимательская прибыль (для гарантирующей организации), недополученные или излишне полученные доходы организации.

Использование формулы (4) позволит сделать расчет расходов регулируемых организаций экономически обоснованным, также позволит регулирующему органу включать в необходимую валовую выручку все затраты, которые необходимы предприятиям для успешного функционирования.

Любой ресурсоснабжающей организации для того, чтобы оказывать качественную услугу потребителям, необходим определенный уровень затрат, заложенный в тариф. При недостаточном включении расходов предприятия в необходимую валовую выручку возникает необходимость экономии и отсутствует возможность реконструкции и модернизации основных фондов, то есть водопроводных сетей. Однако органу регулирования при установлении тарифов стоит соблюдать баланс интересов потребителей и продавцов, так как завышение тарифов может негативно сказаться на потребителях. Таким образом, качество подаваемой воды может быть улучшено при выверенном подходе к ценообразованию на услуги водоснабжающих предприятий.

Нормы расхода воды в 2020 году на 1 человека в месяц

При установленном счётчике воды потребитель имеет чёткое представление, как подсчитывается сумма оплаты ЖКХ за водоснабжение. Но при отсутствии прибора учёта нередко возникают вопросы, как устанавливаются нормы потребления. Рассмотрим особенности методики расчёта месячных нормативов водоснабжения и водоотведения, с учётом требований отечественного законодательства и различий, в зависимости от региона и категорий индивидуальных потребителей.

Методика расчёта нормативов потребления воды

Нормирование холодного и горячего водоснабжения, отвода стоков, как и правила расчёта других коммунальных услуг населению регламентируются правительственным постановлением № 354, в приложении №2 раздел 1 пункта 4a, подписанным в мае 2011 года.

Документ для скачивания и чтения постановления: Постановление Правительства РФ № 354

В указанном документе использованы нормы, разработанные ещё в советское время на основе фактически проведённых замеров водопотребления населением. Установленный расходомер в подвале дома позволил определить количество использованной жильцами воды в МКД. Выяснилось, что ежемесячно один человек расходует следующее количество воды (в литрах):

  • принятие душа – до 900;
  • приготовление пищи – до 90;
  • стирка – около 100;
  • гигиенические процедуры, мытьё посуды и другие операции под проточной водой из-под крана – до 200;
  • смывание унитаза и непредвиденные расходы – до 500;
  • приём ванны – около 800(если 4 раза в месяц, в среднем 200л за 1 приём).

Усреднённые показатели были разделены на фактическое количество жильцов. В результате утверждены усреднённые фиксированные нормативы оплаты, в зависимости от количества прописанных в квартире или частном доме.

Холодное водоснабжение

Стоимость холодного водоснабжения для населения рассчитывается по формуле:

Цхв = н*Н*Т*К,

  • н – количество прописанных в квартире;
  • Н – норматив потребления для одного человека;
  • Т – размер регионального тарифа, в зависимости от затрат на подачу воды в дом или квартиру;
  • К – повышающий коэффициент, назначающийся коммунальными организациями для расчёта суммы платежа.

Обратите внимание! Размер повышающего коэффициента утверждается на региональном уровне, не может быть более 2-х.

Подсчитано, что ежемесячно одним человеком расходуется около 7000 литров холодной воды. На величину расхода влияют следующие факторы:

  • климат региона;
  • сезонные изменения;
  • используемая бытовая техника;
  • техническое состояние запорной арматуры;
  • личные привычки и образ жизни людей.
Читайте также:  Варианты теплых полов для квартиры

Подтверждено, что в условиях тёплого климата холодная вода расходуется интенсивнее, чем при холодном. Аналогичная ситуация с временами года.

Потребление воды возрастает при недостаточной герметичности водяных кранов и сливного бачка в туалете, использовании неэкономных сантехнических и бытовых приборов.

Горячее водоснабжение

По данным статистики, объём израсходованной горячей воды вдвое меньший, чем холодной. Усреднённый размер ежемесячной нормы потребления по горячему водоснабжению установлен в пределах 3 тысяч литров.

Отдельная оплата за горячее водоснабжение связана с тем, что для нагрева воды используются дополнительные ресурсы, требующие соответствующего возмещения. К тому же обеспечением нагрева воды и её подачей занимаются разные организации, что требует отдельной оплаты от потребителей.

Водоотведение

В зависимости от региона, нормы по этому показателю установлены в пределах от 13 до 36 кубов ежемесячно. Тариф назначается регионально и учитывает особенности местной инфраструктуры и размер затрат на водоотведение.

Ежемесячные региональные нормы

Законодательно утверждена единая методика расчёта оплаты за холодное и горячее водоснабжение. Тарифы на воду в регионах различны и учитывают следующие факторы:

  • особенности климата;
  • степень изношенности основных фондов;
  • плотность населения;
  • стоимость остальных энергетических ресурсов – электроэнергии, твёрдого топлива и пр., используемых для поставки воды;
  • прожиточный минимум, влияющий на уровень заработной платы сотрудников коммунальных предприятий и другие менее значимые обстоятельства.

В среднем по РФ ежемесячные нормативы установлены в следующем размере:

  • холодная вода – от 4 до 7 кубов по цене от 25 до 38 рублей за 1 куб;
  • горячая вода – от 2,5 до 4,7 кубов стоимостью от 80 до 190 рублей за 1 куб.

Наибольшие нормы стоимости одного кубометра воды отмечаются по Москве и области, наименьшие – в Уфе. Региональные нормативы утверждаются постановлениями местных властей.

Особенности нормирования водоснабжения в сельской местности

Подача воды в частные дома сельской местности подлежит нормированию в случае централизованного водоснабжения потребителей коммунальными предприятиями. Предусмотрена возможность назначения отдельной оплаты при наличии водоразборной колонки на улице, находящейся в общественной собственности.

Необходимо учитывать, что вода дополнительно расходуется для полива огорода, поэтому в соответствующий сезон при отсутствии в частном доме водомера назначается отдельная фиксированная сумма для этих нужд.

Если жители частного сектора обеспечивают подачу воды не централизованно, включая монтаж и обслуживание систем, коммунальные нормы в этой ситуации не применимы.

Способы экономии бюджета при оплате за воду

Экономия оплаты за холодное и горячее водоснабжение достигается двумя способами:

  • установкой индивидуальных приборов учёта;
  • использованием специального оборудования, снижающего расход ресурсов;
  • расход также зависит от диаметра трубы.

Указанные способы одинаково подходят для любых потребителей, включая квартиры в МКД и жителей частного сектора.

При наличии счётчиков

Использование водомеров позволяет добиться экономии по следующим причинам:

  • жильцы самостоятельно контролируют расход воды и платят только за себя;
  • нет нужды платить с учётом повышающего коэффициента;
  • достигается экономия, если ресурсы не расходуются по причине поездки в отпуск или командировку.

Если сравнивать с суммой оплаты по нормативам, после установки счётчика размер счетов сокращается почти в два раза.

С использованием специального оборудования

Возможность дополнительной экономии достигается при использовании следующих технических средств:

  • установке душевых кабин вместо ванны – расход на эти гигиенические процедуры уменьшается более чем в два раза;
  • отдельной закупке воды для приготовления пищи – ежемесячно экономится до 50-ти литров воды;
  • посудомоечная машина экономит до 20% расхода в месяц;
  • стиральных машин – редкие стирки большего количества вещей сокращают расход воды до 10%;
  • бачок унитаза с двумя вариантами слива и экономная сантехника уменьшают объём потребления до 15%.

Не последнюю роль играет бережливое отношение к энергоресурсам – через открытый кран при чистке зубов ежеминутно уходит до 15 литров воды, большая часть которой расходуется напрасно.

Не стоит платить за воду, которую не использовали, или возмещать убытки коммунальным организациям за счёт других потребителей. Учитывая методику расчёта ежемесячных норм водоснабжения, установка индивидуальных приборов учёта – оптимальный способ уменьшения суммы оплаты коммунальных услуг за счёт личной экономии потребления без снижения уровня комфорта.

Оцените статью