Хозяйственное ведение объектов водоснабжения

Хозяйственное ведение объектов водоснабжения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 января 2016 г. № 1055-АЧ/04 О возможности закрепления на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) за государственными и муниципальными унитарными предприятиями такого вида государственного и муниципального имущества как системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства

По вопросу возможности закрепления на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) за государственными и муниципальными унитарными предприятиями такого вида государственного и муниципального имущества как системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (далее — объекты коммунальной инфраструктуры), Минстрой России сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон № 115-ФЗ) объектами концессионного соглашения являются в том числе объекты коммунальной инфраструктуры.

Частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон № 416-ФЗ) предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем (далее — объекты водоснабжения и (или) водоотведения), находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды объектов водоснабжения и (или) водоотведения или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

При этом частью 3 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ установлено, что передача прав владения и (или) пользования объектом водоснабжения и (или) водоотведения, который введен в эксплуатацию более чем за 5 лет до даты опубликования извещения о проведении конкурса, осуществляется только по концессионным соглашениям за исключением предоставления указанных нрав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными.

Частями 1 и 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон № 190-ФЗ) аналогичные нормы предусмотрены для объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом являются вещными правами лиц, не являющихся собственниками.

Отношения по передаче прав владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры по договору аренды или концессионном) соглашению регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом № 416-ФЗ, Законом № 190-ФЗ и Законом № 115-ФЗ, тогда как право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом устанавливаются в соответствии с главой 19 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и не являются предметом правового регулирования Закона № 115-ФЗ.

Согласно статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления относится организация теплоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения.

Читайте также:  Как правильно уложить водяные трубы для теплого пола

Статьей 17 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.

С учетом изложенного, Минстрой России считает возможным закрепление объектов коммунальной инфраструктуры за государственными или муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в случае возникновения угрозы безопасности теплоснабжения, нарушения обеспечения надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения при реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, установленных Законом № 131-ФЗ, до передачи таких объектов концедентом концессионеру по концессионному соглашению.

Вместе с тем, Минстрой России обращает внимание на необходимость неукоснительного исполнения подпункта «а» пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 августа 2015 г. № Пр-1608 о реализации в установленные сроки графиков передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства всех государственных и муниципальных унитарных предприятий, управление которыми было признано неэффективным.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, следует учитывать, что письма федеральных органов исполнительной власти, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

А.В. Чибис

Обзор документа

Даны разъяснения о возможности закрепления на праве хозведения (оперативного управления) за ГУПами и МУПами государственных (муниципальных) объектов коммунальной инфраструктуры. Речь идет об объектах тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованных системах горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектах таких систем.

По мнению Минстроя России, это возможно до передачи таких объектов концедентом концессионеру по концессионному соглашению в случае возникновения угрозы безопасности теплоснабжения, нарушения обеспечения надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения при решении вопросов местного значения.

Хозяйственное ведение объектов водоснабжения

О некоторых подходах к передаче объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения хозяйствующим субъектам

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.

В статье рассматривается проблема передачи объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения хозяйствующим субъектам.

Передача таких объектов возможна только на основании концессионного соглашения или договора аренды. Однако в судебной практике встречаются и иные подходы. Ключевые слова: концессионные соглашения, централизованные системы водоснабжения и водоотведения, право оперативного управления.

В настоящий момент развитие жилищно-коммунального хозяйства – одно из наиважнейших направлений развития экономики Российской Федерации. Именно поэтому ее эффективному функционированию уделяется большое внимание. Указанный тезис подтверждают в первую очередь актуальные данные статистики, представленные Министерством строительства Российской Федерации. Так, согласно данной статистике за 2016 г. в сфере жилищно- коммунального хозяйства было реализовано 859 концессионных соглашений. Заключение концессионных соглашений регулируется Федеральным законом «О концессионных соглашениях».

Общие положения устанавливает глава 3 указанного закона. В тоже время глава 4 данного нормативного правового акта регулирует особенности концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения.

Концессионные соглашения в сфере ЖКХ широко применяются администрациями субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями [1]. В настоящий момент, несмотря на вступление в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с которым, права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями закрепляться не могут [2, с. 603]. Однако в некоторых субъектах Российской Федерации встречается передача указанных объектов частным лицам на праве хозяйственного ведения.

Читайте также:  Как сделать теплые полы для бани

В то же время, как считает антимонопольный орган, передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи прав в отношении таких объектов в ином порядке, в том числе путем их закрепления за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения [3]. Однако в судебной практике наблюдаются различные подходы по отношению к передаче объектов, централизованных системы водоснабжения и водоотведения хозяйствующим субъектам.

Так, в соответствии с Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2017 № 07АП-11990/2016 по делу № А03-12362/2016 суд отметил, что закрепление объектов водоснабжения за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения без проведения предусмотренных действующим законодательством процедур препятствует развитию конкуренции, поскольку создает для данного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении муниципального имущества во временное владение и (или) пользование и лишает иных лиц, занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью, возможности получить права на эти объекты. Аналогичной позиции придерживаются и Арбитражные суды Западносибирского округа (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.11.2016 № Ф04-5355/2016 по делу № А46-492/2016). Однако следует отметить, что есть и другая cудебная практика, которые признают соответствующей действующему законодательству передачу централизованных систем водоснабжения и водоотведения, а также объектов теплоснабжения в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию.

Так, в соответствии с Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 05 мая 2016 № Ф09-2516/16 по делу № А07-16152/2015 передача имущества в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия является распорядительным актом собственника, который осуществляет свои правомочия своей волей, в своем интересе и по своему усмотрению. При этом гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях,

защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как отметил суд, пользуясь наделенным законом правом, администрация муниципального района заключила с предприятием договор о закреплении муниципального имущества (объектов теплоснабжения) на праве хозяйственного ведения. Кроме того, суд также отметил, что правила, установленные законодательством о водоснабжении, относятся к сфере обязательственных правоотношений, но не регулируют вопросы закрепления имущества за предприятиями.

Кроме того, суд, с учетом фактических обстоятельств дела, акцентировал внимание, в том числе на «чрезвычайном» характере принятого органом местного самоуправления решения. Таким образом, путем проведения анализа судебной практики можно отметить, что, несмотря на наличие императивной нормы о передаче объектов коммунальной инфраструктуры только путем заключения концессионных соглашений и договоров аренды судами в некоторых случаях признается правомерность передачи указанных объектов в оперативное управление.

Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего тем, что законодатель предусмотрел правомерность передачи объектов водоснабжения в оперативное управления, в случае невозможности исполнения концессионером своих обязательств либо в случае отказа последним от исполнения обязательств. Указанная возможность, напрямую противоречит мнению антимонопольного органа и порождает предоставление преференций определенной категории хозяйствующих субъектов. Кроме того, в настоящий момент имеется большое количество судебных дел по оспариванию результатов торгов. Так как, данная процедура является долгосрочным процессом, концессионер не может выполнять свои обязательства по концессионному соглашению и соответствующее муниципальное образование имеет возможность передать объекты водоснабжения по договору оперативного управления. Данный пробел законодателя существенно затрудняет эффективное использование института концессионных соглашений в сфере водоснабжения и водоотведения в настоящий момент.

Позиция РАВВ о закреплении объектов ВКХ на праве хозяйственного ведения

Статьей 41.1. ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее ФЗ № 416) установлены особенности передачи прав владения и пользования объектами ВКХ, находящимися в государственной или муниципальной собственности – они должны передаваться во владение и (или) пользование только по договору концессии или аренды, заключенным в установленном законом порядке. Указанной статьей определено также, что осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами ВКХ, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям.

Читайте также:  Насос циркуляционный для систем отопления российский

Вместе с тем, круг полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (а организация в границах муниципального образования водоснабжения и водоотведения является вопросом местного значения) определен ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее ФЗ №131). Помимо полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения (п. 4.3. ч. 1 ФЗ № 131, ст. 6 ФЗ № 416 и др.), органы местного самоуправления обладают самостоятельным полномочием по созданию муниципальных предприятий и учреждений (пп. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 131) без ограничения сферы деятельности таких предприятий.

Для достижения определенных уставом целей муниципальное предприятие наделяется имуществом, которое принадлежит ему на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения). Наделение муниципального предприятия целевым имуществом не может быть предметом конкурентных процедур, но осуществляется исключительно в рамках реализации полномочия ОМС по созданию муниципального предприятия для решения вопроса местного значения. Принимая решение о создании МУП ВКХ, орган местного самоуправления фактически принимает решение осуществлять эксплуатацию систем ВиВ собственными силами, без привлечения инвесторов и иных пользователей.

Если следовать логике ФАС России, то в случае отсутствия лиц, заинтересованных принять муниципальные объекты ВКХ в аренду либо концессию, такие объекты в течение неопределенного срока вообще не могут эксплуатироваться никем либо должны эксплуатироваться муниципальным предприятием или учреждением, получившим их на праве аренды или концессии, что противоречит самой сути создания и деятельности унитарных предприятий (Письмо ФАС России от 5 октября 2015 г. N АД/53812/15).

По мнению РАВВ, органы местного самоуправления вправе решать вопрос организации в границах муниципального образования водоснабжения и водоотведения путем реализации полномочия по созданию специализированного муниципального предприятия, что напрямую предусмотрено ФЗ № 131 и не запрещено другими федеральными законами, для чего вправе закреплять имущество ВКХ на праве хозяйственного ведения за таким предприятием.

Кроме того, если речь идет о действующем водоканале в форме муниципального предприятия, то объекты нового строительства, созданные таким водоканалом, поступают ему в хозяйственное ведение в силу норм п. 2 ст. 199, п. 1 ст. 218 и ст. 219 ГК РФ с момента государственной регистрации права хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения в этом случае регистрируется не на основании акта органа местного самоуправления о закреплении такого имущества в хозяйственном ведении унитарного предприятия, а на основании документов о его создании муниципальным предприятием за счет собственных средств (например, в соответствии с инвестиционной программой).

На данный момент Ассоциации неизвестны судебные прецеденты, подтверждающие ту или иную точку зрения на спорный вопрос, поэтому органы местного самоуправления в вопросе создания муниципальных предприятий в сфере ВиВ действуют на свой риск.

Что касается возможности заключения договоров на обслуживание сетей и иных объектов ВКХ, то это не противоречит закону, однако несет определенные риски:

1. Обслуживающая организация не получает статуса организации ВКХ, которая в обязательном порядке должна эксплуатировать, т.е. не только обслуживать, но и использовать объекты водоснабжения и водоотведения для оказания услуг ВКХ. Если в договоре на обслуживание указать, что Исполнитель вправе использовать обслуживаемые сети для оказания услуг ВКХ, это будет означать, что сети переданы в пользование, что приведет к нарушению норм ст. 41.1 ФЗ № 416.
2. Расходы обслуживающей организации на содержание таких сетей не войдут в тарифы и муниципалитет должен будет оплачивать обслуживание таких сетей из казны.

Пресс-служба МЦ Armtorg по материалам РАВВ

Оцените статью