Игольчатый кран для систем отопления

Содержание
  1. Игольчатый кран для батареи отопления
  2. Игольчатый кран: виды, устройство и назначение клапана и вентиля, монтаж в систему высокого давления воды
  3. Что это такое
  4. Область применения
  5. Устройство игольчатого крана
  6. Принцип работы
  7. Преимущества и недостатки
  8. Виды и конструкции
  9. Запорный
  10. Регулирующий
  11. Балансировочный
  12. Проходной
  13. Угловой
  14. Тарельчатый
  15. Прямоточный
  16. Сальниковые
  17. Сильфонные
  18. Отличия крана от задвижки
  19. Срок службы
  20. Советы по выбору
  21. Монтаж крана в систему отопления
  22. Необходимые инструменты и оборудование
  23. Этапы процесса
  24. по монтажу
  25. Особенности эксплуатации
  26. Заключение
  27. Игольчатые краны для системы отопления
  28. Виды игольчатых вентилей
  29. Кран Маевского
  30. Вентили большого давления
  31. Игольчатый кран из Китая нержавейка 8мм
  32. Запорная арматура
  33. Шаровые краны
  34. Запорные клапаны
  35. Игольчатый кран
  36. Задвижки
  37. Запорно-регулирующая арматура
  38. Балансировочный клапан
  39. Обратный клапан
  40. Подпиточный клапан
  41. Термоклапан
  42. Сбросной клапан
  43. Перепускной клапан
  44. Что за кран на батарее отопления?
  45. Предназначение. Характеристика
  46. Функции
  47. Требования
  48. Шаровой кран
  49. Вентиль
  50. Критерии выбора
  51. Полезные советы по выбору
  52. Механизм запирания
  53. Корпус и соединения
  54. Какие функции выполняют краны для радиатора отопления
  55. Функциональное назначение
  56. Кран Маевского
  57. Вентили высокого давления
  58. Регулировочные вентили и кран для батареи отопления
  59. Разновидности прибора
  60. Какие еще краны подойдут для радиаторов?
  61. Как работает такой регулировочный кран?
  62. Автоматика на службе человеку
  63. Обобщение
  64. Назначение вентилей для радиаторов отопления
  65. Задачи
  66. Перечень
  67. Элеваторный узел
  68. Запорные краны и отсекающая арматура
  69. Задвижка
  70. Фланцевые
  71. Муфтовые
  72. Материал и тип соединения
  73. Установка запорной арматуры
  74. Как установить кран на батарею
  75. Термостат

Игольчатый кран для батареи отопления

Игольчатый кран: виды, устройство и назначение клапана и вентиля, монтаж в систему высокого давления воды

Доброго времени суток вам, дорогой собеседник.

Частенько холодной зимой мы мерзнем в собственных квартирах. Причина проста и банальна — плохо прогреваются батареи центрального отопления. Приходится подключать электрические обогреватели, получая впоследствии огромные суммы в счетах за свет.

К сожалению, не всем известно, что эту проблему решил еще в 1931 году никому не известный белорусский сантехник С.А.Роев. Его изобретение – игольчатый кран, позволяет выпускать лишний воздух из батарей. Именно завоздушенность – основная причина низкой температуры обогревателя. Впоследствии изобретение усовершенствовал советский инженер Маевский. Кран Маевского – один из самых известных представителей семейства игольчатых кранов, речь о которых и пойдет в сегодняшней статье.

Что это такое

Игольчатый вентиль – элемент регулирующей трубопроводной арматуры.

Основное предназначение детали – снижение напора воды, давления газа и его охлаждение (этот процесс называется дросселирование). Главное отличие игольчатого от обычного шарового крана — особая коническая форма запорного штока, позволяющая регулировать напор рабочей среды очень плавно.

Область применения

Игольчатые краны не так популярны, как шаровые и балансировочные вентили, и путать их не следует.

Основные области применения:

  • Размещение на вспомогательных трубопроводах с давлением до 10Мпа (исключение – краны высокого давления) для контроля расхода жидкости, пара, газов. Коническая головка плунжера более надежна, нежели прямые седла классических вентилей. Благодаря этому не происходит задиров уплотнительных колец.
  • Трубопроводы с повышенным давлением среды. Игольчатые штоки позволяют регулировать поток без перебоев в работе системы.
  • Для подсоединения манометров;
  • В системах впрыска охлаждающей воды;
  • В отоплении для выпуска воздуха;
  • В карбюраторах автомобилей и мототехники (в виде игольчатого клапана);
  • При самогоноварении. Здесь игольчатые краны используются для контроля скорости выхода продукта отбора мембранного (либо любого другого) дефлегматора из перегонного куба в систему охлаждения.

Устройство игольчатого крана

На рисунке 1 представлена условная схема крана:

  1. Установочный винт – служит для крепления к трубе;
  2. Рукоятка;
  3. Шток с шпинделем;
  4. Гайка сальника;
  5. Крышка сальника;
  6. Уплотнительный элемент;
  7. Защитный кожух;
  8. Корпус в котором перемещается вся система.

Принцип работы

Конусообразная форма рабочей части штока позволяет плавно регулировать напор воды или давление газа. Рукоятка (позиция 2), вращаясь, перемещает шток (позиция 3), шпиндель открывает просвет.

Существуют варианты ручного управления (как на рисунке) и управления электроприводом.

Преимущества и недостатки

Принимая решение об использовании того или иного элемента запорной арматуры, необходимо знать его основные плюсы и минусы.

Преимущества игольчатого крана:

  • Плавный контроль потока жидкости или газа;
  • Простота устройства;
  • Ремонтопригодность;
  • В случае полного перекрывания потока жидкости- полная герметичность;
  • Удобство монтажа;
  • Для вентиля, изготовленного из нержавейки — высокая коррозионная стойкость;
  • Длительный срок службы.
  • Невозможность использования в загрязненных и вязких жидких средах;
  • Большая строительная длина;
  • Высокое гидравлическое сопротивление;
  • Подача рабочей среды только в одном направлении.

Следует понимать, что игольчатый плунжер не устраняет возможность протечки, это элемент не запорной, а именно регулирующей арматуры.

Виды и конструкции

Вентили этого типа различаются по нескольким параметром. По предназначению выделяют три вида устройств:

Запорный

Запорный вентиль служит для полного перекрытия потока.

Отличается повышенной устойчивостью к высоким температурам и давлению, но недолгим сроком службы. Используются на крупных магистральных трубопроводах.

Регулирующий

Регулирующий кран применяют в случае необходимости изменить напор воды, давление газа или пара, объем жидкости. Область применения — трубопроводы небольшого диаметра.

Балансировочный

Предназначены для перенаправления потоков жидкостей из одной трубы в другую, тем самым регулируя гидравлическое давление.

С помощью балансировочного крана сохраняются нужные пропорции давления, скорости потоков жидкости, ее объема и температуры.

Классификация кранов по конструктивным особенностям:

Проходной

Устанавливаются на трубопроводы в местах прямого соединения труб. В таких элементах часто застаивается вода и периодически их нужно прочищать. Этот вид вентиля имеет определенные параметры: диаметр — от 6 мм до 25 мм, материал корпуса – сталь. Подходят для жидких и газообразных сред.

Рабочая температура — до 310С.

Угловой

Присоединяется в соединениях труб, расположенных друг к другу под углом в месте поворота. Предназначены для систем с различной внутренней средой. Рабочее давление – до 300Бар, температура – до 630С.

Тарельчатый

Используются в газовых трубопроводах с максимальной температурой до 60С и рабочим давление – 340бар.

Прямоточный

Обычно применяются в нефтепроводах. В быту распространения не получили из-за больших размеров.

По способу герметизации:

Сальниковые

В сальниковом варианте крана уплотнитель препятствует выходу рабочей среды наружу. При этом положение штока не играет роли.

Сильфонные

Сильфонные вентили — более современные. Здесь в качестве герметизирующей среды выступает вакуум. Такой вид кранов боле надежен, утечки происходят реже.

Отличия крана от задвижки

Возникает вопрос — чем же отличается кран от запорной регулирующей задвижки?

Здесь все достаточно просто:

  1. Конструктивные особенности задвижки позволяют перекрыть путь жидкости или газу, совершив несколько оборотов вентиля, для крана — достаточно одного;
  2. Задвижки обычно устанавливают на магистральных пересечениях труб больших диаметров;
  3. Кран обычно располагается в конце трубопровода, задвижка — в месте закрытия и открытия проходных отверстий;
  4. Область применения вентилей гораздо шире и они намного популярнее задвижек.

Срок службы

Срок службы зависит от материала изготовления и условий эксплуатации.

На изделия, выполненные из легированной стали или чугуна производитель обычно дает срок годности от 10 до 12 лет, на изделия из нержавейки – 15лет.

Советы по выбору

Перед приобретением, обратите внимание на следующие моменты:

  • Область применения элемента. Выбирайте изделие с соответствующими техническими характеристиками;
  • Материал изготовления (чугун, сталь, бронза, нержавейка). Обычно оптимальный вариант по соотношению цена-качество – чугун или недорогая нержавеющая сталь. Если планируется эксплуатация в агрессивных средах — выбирайте бронзу и нержавейку с высоким содержанием никеля (марки AISI304 или 12×18н9);
  • В случае выбора устройства для регулировки потоков высокого давления — подойдет углеродистая сталь (марки У8,У10 и тп.);
  • Обратите внимание на качество выполнения детали – при закрытии игла не должна касаться опоры, а при открытии — доставаться из гнезда;
  • Продуманно подходите к выбору типа подключения. Оно может быть муфтовым или фланцевым;
  • Для централизованных систем отопления лучше использовать ручной кран Маевского, позволяющий в любое удобное время стравливать накопившийся в батареях воздух. Для частных домов подойдут автоматический вариант. Так же автоматический кран подойдет для устройства в местах с затрудненным доступом.

В интернете можно найти много обзоров игольчатых кранов, которые могут помочь вам с выбором. Но почти все они описана в нашей статье.

Монтаж крана в систему отопления

Как упоминалось выше — для выпуска воздуха из системы отопления применяется устройство под название кран Маевского. Естественно, с 1933 года его конструкций стала более совершенной и удобной для эксплуатации.

Игольчатый воздухоотвод в системе отопления устанавливается в верхней части радиатора со стороны, противоположной поступлению воды. Именно в этом месте собирается лишний воздух.

Если система отопления в доме вертикальная — вентиль устанавливается на радиаторе самого верхнего этажа. При схеме параллельного подключения – монтируется на батареи верхнего и нижнего уровней.

А вообще при установке нужно учитывать конструктивные особенности расположения батарей, и монтировать краны в местах предполагаемого скопления воздуха.

В обычной городской квартире обязательному оснащению подлежат:

  • Все батареи в доме;
  • Компенсаторы и аналогичные приборы;
  • Трубопроводы верхнего уровня системы отопления.

Кроме того, в последнее время все чаще выпускаются полотенцесушители, адаптированные под установку крана Маевского.

В современных батареях вентиль обычно устанавливается на этапе изготовления производителем.

Воздух с помощью крана Маевского выпускается из системы отопления до появления непрерывной струи воды.

Необходимые инструменты и оборудование

  • Воздухоотводный кран;
  • Ключи — разводной, гаечный;
  • Фум-лента;
  • Отвертка

Этапы процесса

  1. Сливаем из системы отопления всю воду.
  2. Выкручиваем заглушку из верхней части батареи;
  3. Вкручиваем на место заглушки воздухоотвод. Для более надежной герметизации накрутите на резьбу крана ФУМ-ленту или льняное волокно;
  4. При монтаже в чугунный радиатор без отверстия – это отверстие следует просверлить в боковой заглушке батареи. Диаметр его должен быть немного меньше диаметра крана. Затем внутри отверстия нарезается резьба. После этого вентиль примеряется и вкручивается;

по монтажу

Несколько полезных видео в тему:

Особенности эксплуатации

Выпускное отверстия краника обычно маленькое и часто засоряется. Поэтому периодически его необходимо прочищать иголкой. Если вентиль не использовался долгое время и поворотный затвор двигается с трудом – его можно смазать WD-40.

При необходимости замены элемента — используйте 2 ключа. Одни следует выкручивать саму деталь, вторым — придерживать пробку радиатора.

Несмотря на простоту всей конструкции, систему следует периодически проверять и чистить. В этом случае ее эксплуатация будет беспроблемной и долговременной.

Заключение

Возможно, игольчатый вариант крана — не самый популярный и жизненноважный элемент трубопровода. Но его установка незаменима для правильной работы батарей и позволит сэкономить немалые деньги на электричестве. Да и более узких сферах деятельности ему нет замены. Ну а что, домашние самогонные аппараты тоже имеют право на существование, особенно с учетом огромного количества контрафактного алкоголя на рынке.

Но мы все-таки за ЗОЖ. Поэтому призываю использовать краны исключительно в строительных целях и присоединяться к нашим сообществам в социальных сетях — там очень много полезного и интересного!

Игольчатые краны для системы отопления

В системах отопления водяного типа для управления и регулировки применяется разная арматура для трубопроводов. Важно определиться, какой вид арматуры необходимо устанавливать в самом разном месте в зависимости от осуществляемых задач. Путать такие варианты между собой непозволительно, ведь в результате неправильного выбора трудоспособность системы окажется под угрозой. Тут вы найдете информацию об одном типе компонентов, это игольчатый кран для обогрева.

Виды игольчатых вентилей

Нужно сказать, что этот вид арматуры достаточно специфичен и предназначается для выполнения узкого круга задач. Если выучить информацию, предоставляемую информационными интернет-ресурсами, то можно понять, что игольчатые краны для отопительные системы путают с термостатическими и балансировочными вентилями, и даже с шаровыми вентилями. Это вводит в недоразумение рядовых клиентов и приведет их к совершению ошибок, экспериментируя со своей системой отопления.

Чтобы выяснить ситуацию, укажем типы игольчатых кранов, встречающихся на трубопроводах и оборудовании систем отопления:

  • воздухоотводчиков;
  • вентили для магистралей большого давления.

Как можно заметить, область использования компонентов довольно тесная, но касается это только отопления. На самом деле такие краны повсеместно используются для регулирования потоков жидкости и пара во всевозможных ветвях: нефтяной, газовой, химической промышленности и так дальше. Мы же рассмотрим только теплоснабжение.

Кран Маевского

В период СССР об этом очень простом и в то же время полезном элементе мало кто знал. В настоящий момент установка любого радиатора невозможна без игольчатого крана, что служит для сброса воздуха из системы.

Изделие собой представляет железную втулку с наружной трубной резьбой для установки в горизонтальном коллекторе батареи. По оси втулки насквозь сделано отверстие, а под угол 90° к нему прилегает второе, как показано на иллюстрации:

Тут прекрасно видно, что сообщение между 2-мя каналами закрывает винт с конусом на конце. Если его отвернуть на 1—2 оборота, то путь из горизонтального канала в вертикальный откроется, и воздух сумеет покинуть радиатор. При этом за счёт малого проходного сечения из клапана не вытечет много теплового носителя, даже в том случае, если выкрутить иглу крепче. Благодаря подобной конструкции удалять воздушные пробки из радиаторов и трубопроводов стало весьма просто и комфортно.

Если в первое время игольчатые краны Маевского продавались как отдельный вид арматуры для трубопроводов, то сейчас большинство производителей стали сочетать их с другими элементами. К примеру, воздухосбрасывающий вентиль игольчатого типа, встроенный в шаровой кран, как показано на фото:

Вентили большого давления

В независимых системах отопления водяного типа личных домов подобная арматура не используется, так как магистральное давление там нечасто выходит за пределы 4 Бар. А вот настраивать подачу воды или пара в централизованных сетях мегаполисов или фирм порой можно лишь такими вентилями. По исполнению делятся они на муфтовые и фланцевые, а делаются из таких видов стали:

  • углеродистая: диапазон рабочего давления – от 160 до 400 Бар, температуры среды работы – от минус 40 до + 200 °С;
  • высокоуглеродистая: давление 16—40 МПа, диапазон температур – от минус 60 до + 200 °С;
  • нержавеющая: тут давление не меняется, а вот самая большая температура может достигать 400 °С.
Читайте также:  Отопление закрытого типа водяные системы

Нужно заявить, что давление в отопительных системах не бывает настолько высоким, даже в центральных коллекторах, отходящих от городских ТЭЦ. Зато температура воды доходит до 150 °С, а пара – переваливает за 200 °С. Благодаря этому для хорошей работы в паровой сети подойдёт игольчатый вентиль из нержавейки. Что же касается трубопроводов, транспортирующих горячую воду, то здесь вполне достаточно и стального крана.

Агрессивные свойства пара на воде прекрасно известны, продолжительный контакт с ним выдержит далеко не всякий материал. Кроме этого, есть и обратная магистраль, по которой двигается конденсат, а довольно часто – пароводяная смесь. В подобных коллекторах гидравлические удары – не редкость, а поэтому обыкновенная арматура там работать не может. Однако, игольчатые краны имеют собственные особенности конструкции, продиктованные необходимостью. Это будет понятно, если выучить приспособление игольчатого вентиля в муфтовом выполнении, что нарисовано на чертеже:

Зигзагообразный канал имеет в собственной центральной части седло, в него-то и входит игла во время вращения шпинделя. Из-за этого кран может не только закрывать трубопровод, но и совершать тонкую регулировку количества проходящей среды. Этому помогает в два раза зауженное проходное сечение, создающее высокое противодействие потоку. Сокращение прохода прекрасно ощутимо на фото:

Аналогичная картина встречается и в кранах крупного диаметра с присоединительными фланцами, так как их устройство внутри похоже муфтовым вентилям. Разница исключительно в конструкции шпинделя и уплотнения, рассчитанного на высокие нагрузки. К слову, для установки в паропроводах предпочтение отдают именно фланцевым игольчатым кранам, так как стыки на муфтах остаются герметичными непродолжительное время, пар быстро разрушает уплотняющие материалы.

Стальной игольчатый кранбольшого давления может снабжаться запорными конусами разных типов. Они могут быть типовыми, регулировочными (более острые) и с мягким наконечником. С целью расширить рабочий срок вентиля на внутреннюю резьбу, благодаря которой крутится шпиндель, наносится особое хромированное покрытие.

Для справки. Также есть резьбовые краны, сделанные из бронзы или латуни, а фланцевые – отлитые из серого чугуна. Однако их параметры работы меньше, чем у стальных.

Магистрали из труб отопления большой длине, паро – и конденсатопроводы – это магистрали, подверженные на гидравлике ударам в силу различных причин. Известно всем, что от влияния гидравлических ударов могут лопнуть и сварные трубы, не если говорить о простой запорно — регулирующей арматуре. Стальной кран большого давления с иглой в качестве механизма исполнения в состоянии держать аналогичные влияния, послаблению ударов содействует сужение проходного сечения и его зигзагообразная конфигурация.

Игольчатый кран из Китая нержавейка 8мм

Запорная арматура

В отопительных системах запорная арматура на отопление используется для контроля подачи теплоносителя, а также для размыкания контура. Она позволяет контролировать процесс отопления, делая его более эффективным и рациональным.

В большинстве случаев запорный кран на батарею отопления устанавливается на участках обвязки радиатора трубопроводом. Помимо функциональных преимуществ такое решение несет и практическую пользу – перекрыв запорный вентиль для батареи отопления, домовладелец сможет провести ремонт отопительного прибора без остановки работы всей системы обогрева.

В настоящий момент запорная арматура для отопления представлена широким перечнем приборов.

Часто используются в отопительных системах следующие типы устройств:

  • запорные клапаны;
  • шаровые краны;
  • игольчатый вентиль;
  • задвижки.

Эти элементы изготавливаются из прочных металлов устойчивых к коррозии и действию высоких температур. Арматура запорного типа защищает контур от возникновения критических аварийных ситуаций и повышает надежность системы отопления, способствуя минимизации негативных последствий при выходе из строя отдельного отопительного прибора.

Шаровые краны

Шаровый кран – это запорная арматура для радиаторов отопления, которая устанавливается для регулирования подачи теплоносителя. Конструкция арматуры предусматривает наличие накидной гайки, внутренней резьбы, заглушки и воздуховыпускного устройства, предназначенного для спуска воздуха из системы.

При выборе данного вида арматуры необходимо обратить внимание на материал, из которого изготовлен кран и наличие уплотнительных колец, повышающих срок эксплуатации элемента в контуре. Хорошо себя зарекомендовали латунные краны, которые отличаются повышенной износостойкостью и устойчивостью к коррозии.

Запорные клапаны

Данный вид арматуры применяют для обеспечения возможности замены радиаторов без слива теплоносителя с контура. По особенностям конструкции различают угловые и прямые запорные клапаны. Причем некоторые модели могут оснащаться спускным механизмом для плавного снижения давления в контуре. Для запорных клапанов характерна шланговая насадка – она позволяет производить монтаж устройства максимально быстро и просто.

Игольчатый кран

Функции, которые выполняет игольчатый кран для отопления, могут быть различными. В зависимости от конструкции это устройство может выполнять запорную, регулирующую и балансировочную функцию. В системах отопления чаще всего используют запорный игольчатый вентиль для радиатора отопления, который позволяет плавно перекрывать поток и избегать возникновения гидроударов, губительных для системы. В отличие от шарового крана, имеющего два положения работы, игольчатый вентиль может работать в трех положениях:

Задвижки

Данный тип арматуры выполняет исключительно запорную функцию. Из-за особенностей конструкции он может работать в двух режимах – механизм оборудован запирающим элементом, расположенным перпендикулярно к потоку теплоносителя. В открытом положении задвижка подает теплоноситель в контур, а в закрытом препятствует его циркуляции. Среди особенностей задвижки стоит отметить малое гидравлическое сопротивление, создаваемое в контуре, оптимальный диаметр внутреннего сечения, который совпадает с диаметром трубопровода, простой монтаж и высокую надежность.

Запорно-регулирующая арматура

Помимо запирающих функций, предотвращающих аварийные ситуации на контуре, арматура может использоваться для регулирования подачи теплоносителя. Выделяют отдельный диапазон запорно-регулирующей арматуры, при использовании которой в контуре, можно плавно регулировать температуру теплоносителя, стабилизировать давление в контуре, а также контролировать направление циркуляции воды в системе.

Арматура запорно-регулирующего типа представлена следующими элементами:

  • балансировочный клапан;
  • обратный клапан;
  • подпиточный клапан;
  • термоклапан;
  • сбросной клапан;
  • перепускной клапан системы отопления.

Балансировочный клапан

Монтажники используют балансировочный клапан для системы отопления в целях балансировки нескольких гидравлических контуров. Данный механизм позволяет повысить эффективность работы системы отопления, поскольку помогает четко контролировать допустимый расход теплоносителя. Грамотно подключенный балансировочный клапан для системы отопления принцип работы которого состоит в равномерном распределении теплоносителя по всем участкам системы с помощью специального клапана, может полноценно функционировать в сложных условиях. В частности, клапан выдерживает сильные скачки давления в контуре и высокую скорость циркуляции теплоносителя по трубам.

По конструкции, балансировочный клапан для системы отопления цена которого составляет около 150 долларов для модели прямого действия, состоит из нескольких ключевых элементов:

  1. корпус из стали, латуни или силумина;
  2. мембранная перегородка;
  3. фиксатор положения;
  4. индикатор затвора;
  5. патрубок;
  6. измерительная диафрагма.

Обратный клапан

Данный тип регулирующей арматуры позволяет предотвратить гидроудары и повышает надежность системы. Как можно понять из названия арматуры, клапан не допускает обратный ток теплоносителя в системе. Для оптимального сочетания с контуром, необходимо подобрать клапан с соответствующим диаметром внутреннего сечения. Конструкция устройства довольно проста – главный элементом клапана является пружина, которая удерживает шток и закрывает его в случае возникновения аварий на контуре. Более подробно про обратный клапан можно прочитать в нашей статье «Зачем необходим обратный клапан для отопления».

Подпиточный клапан

Для того чтобы циркуляция теплоносителя была эффективной, в контуре должно присутствовать оптимальное количество воды или антифриза. Поэтому подпиточный клапан для системы отопления является обязательным элементом любого контура. Этот тип арматуры позволяет компенсировать возможные потери теплоносителя, обусловленные применением кранов Маевского, спусковых клапанов или наличием протечек в отопительных приборах.

Функция, которую выполняет клапан подпитки системы отопления, состоит в том, чтобы контролировать количество теплоносителя в контуре и по необходимости восполнять его.

Лучше всего использовать в контуре клапан автоматической подпитки системы отопления, который оснащен редукционным механизмом и специальной мембраной, находящейся под давлением теплоносителя.

При понижении давления в контуре – теплоноситель не оказывает давления на мембрану, шток, толкаемый пружиной, падает и открывает просвет в седле. В результате контур подпитывается из водопровода до тех пор, пока давление в системе не нормализуется.

Термоклапан

Регулирующий термоклапан для радиатора отопления является одним из самых эффективных видов арматуры. Клапан позволяет увеличить функциональность контура и сделать процесс обогрева простым, комфортным и рациональным. Он может быть автоматическим и механическим. Механический термоклапан для отопления состоит из двух основных деталей. Это термоголовка и клапан. Автоматический аналог имеет более сложную конструкцию.

Для автоматического термоклапана характерно наличие следующих элементов:

  • термодатчик встроенного или выносного формата;
  • программатор;
  • автоматическая система управления.

Автоматический термоклапан регулирует температуру в контуре согласно настройкам, заданным пользователем предварительно. Это устройство имеет довольно высокую стоимость и позволяет максимально оптимизировать работу системы.

Сбросной клапан

Если давление в системе превысит норму, то неизбежен риск аварий, повреждений контура и даже взрыв котла. В виду этого монтажники используют клапан сброса давления в системе отопления, который в случаях аварии или перегрева теплоносителя не допустит скачков давления. Выбирая место для установки арматуры данного типа, следует учитывать, что наибольшая вероятность роста давления теплоносителя возникает в котле в результате перегрева теплоносителя.

Даже современные модели котлов, в которых установлен газовый клапан для котла, не застрахованы от аварийных ситуаций на сто процентов. Рекомендуется устанавливать сбросной клапан для отопления как можно ближе к котлу, на трубопроводе подачи. Выбирая модель, стоит обратить внимание на клапаны, оборудованные дополнительными опциями в виде манометров и воздухоотводчиков. Такие клапаны более надежны и практичны.

Перепускной клапан

Данный вид арматуры используется для нормализации разницы давления между подачей и обраткой. Обязательно использовать перепускной клапан системы отопления в контурах с подключенными термоклапанами. Эти устройства способствуют созданию перепадов давления на определенных ветках контура и приводят к снижению эффективности системы обогрева. Перепускные клапаны нормализуют разницу в давлении, и возвращают контуру производительность и эффективность.

Запорная арматура для системы отопления представлена широким спектром устройств различного назначения. Однако выбор конкретного типа арматуры должен производиться в соответствии с проектом отопления, разработанным для конкретного здания. Такие меры обусловлены тем, что в каждом доме установлены разные типы трубопроводов и отопительных приборов, исходя из спецификации которых, и должен производиться индивидуальный подбор арматуры.

Наш магазин предоставляет весь спектр оборудования и арматуры

для монтажа автономного отопления и водоснабжения.

О наличии товаров на складе, а так же по другим вопросам,

звоните нам по номеру +7(495)799-75-11.

Мы работаем с понедельника по пятницу с 10 до 18 часов.

On line заказ, доступен в круглосуточном режиме.

Что за кран на батарее отопления?

Обязательным элементом сетей отопления, батарей и трубопроводов в доме является всевозможная запорная и регулирующая арматура, то есть различного рода краны для радиаторов отопления, вентили. Чтобы выбрать подходящее изделие и использовать его в конкретных условиях, нужно знать его особенности.

Предназначение. Характеристика

С помощью кранов обеспечивается эффективная работа водопроводов. Система отопления не может работать без этих устройств, а в некоторых ситуациях ее использование без них становится просто опасным.

Функции

Когда стояк дает течь, именно запорная арматура перекрывает воду, что дает возможность сделать ремонт и при этом не останавливать всю систему. Важной функцией также будет управление теплоотдачей батареи.

Минимальный набор для нормального функционирования обычной системы отопления состоит из нескольких видов запорной и регулирующей арматуры. При соединении к радиатору монтируются запорные шаровые краны на трубы подачи, на отвод и на байпас. На подачу устанавливается механизм для регулировки напора теплоносителя. Сам радиатор должен быть оснащен краном Маевского, чтобы стравливать воздух. Как видим, количество таких изделий существенное и это отнюдь не избыточный вариант.

Вся вместе указанная система позволяет:

  • отключать радиатор без перекрытия всего контура для ремонта, замены, обслуживания;
  • направлять весь носитель тепла через отопитель при отключенном байпасе;
  • управлять мощностью напора через радиатор для снижения или повышения температуры;
  • спускать воду, стравливать воздух;
  • осуществлять защиту системы от гидравлических ударов, поломок;
  • регулировать эффективность и уровень теплоснабжения, что экономит расходы на отопление.

Требования

Критериями видового разнообразия кранов, размещаемых на радиаторах отопления, являются: конструкция, принцип действия и материал. Важно знать, что механизмы такого типа разделяются на запорную и регулирующую арматуру. Какие лучше краны ставить? Нужно учитывать, что они имеют достаточно сложное устройство и должны отвечать ряду требований, чтобы функционировать в непростых условиях.

  • температура теплоносителя до 200°С;
  • должны выдерживать давление в 16–40 Бар;
  • высокая коррозионная стойкость;
  • стойкость к механическим нагрузкам.

Для систем отопления такие механизмы изготавливаются более устойчивыми. Обычные краны и вентили для холодной воды нельзя ставить в отопительных батареях.

У каждого подключения свои особенности: есть обычные и угловые (для нижнего соединения) краны. Такое разделение позволяет максимально оптимизировать распределения труб при монтаже системы отопления. Особенности конструкции вентилей позволяют спрятать трубы за декором, в стяжке, смонтировать радиаторы в небольшом пространстве под оконным проемом.

В быту применяют обобщающее название – «краны». Но с технической точки зрения правильно различать:

В отопительных системах также используются терморегуляторы, в радиаторах не рекомендуют использовать заслонки или задвижки – они быстро становятся неработоспособными. Если нужна запорная арматура, то лучшими для этого будут шаровые краны. Они имеют только два положения — закрыто/открыто. Для управления напором вручную предназначены вентили с конусом. Также есть механизмы для автоматической регулировки — это терморегуляторы с клапанами или конусами.

Читайте также:  Радиатор отопления биметаллические какие лучше марки

Шаровой кран

Это наиболее известный вид запорной арматуры. Внутри него есть гладкий шар, имеющий сквозное отверстие и способный поворачиваться на 90°С, таким образом, регулируя поток воды в трубе, перекрывать или открывать ее.

Конструкция механизма обеспечивает ему минимальное сопротивление потоку в открытом состоянии. Он предназначен для работы в положении «полностью открыто» или «полностью закрыто», для быстрого перекрытия воды или, в некоторых случаях, ее слива.

Промежуточные положения возможны, но запрещены.

Материалом для этих механизмов будут никелированная латунь и нержавеющая сталь, для металлопластиковых систем используются также и полимерные материалы. На рынке есть дорогие и качественные краны марок Danfoss, Giacomini, Bugatti. Для ограниченных финансовых возможностей предлагаются китайские и турецкие Valtec, Fado. Хорошее качество при низкой цене предлагает китайская AGUA-WORID.

Вентиль

Самый распространенный вид кранов — вентиль. Позволяет регулировать напор. Канал для потока внутри него перпендикулярный потоку жидкости в трубах подводки. Монтаж должен осуществляться с тщательным учетом маркировки, чтобы вода шла только в одном направлении.

Для отопительных систем есть вентили с коническим клапаном. Они наиболее эффективны для таких условий. Полностью открытый, он пропускает максимальное количество жидкости, что делает тепловую отдачу батареи эффективнее. Механизм позволяет уменьшать поток теплоносителя и снижать теплоотдачу, если помещение чересчур прогрето и, таким образом, контролировать температуру.

Есть такие их виды:

  • регулировочные (прямые и угловые). Имеют ручное управление. Применяются в автономном отоплении. Ними нельзя точно отрегулировать теплоотдачу в связи с отсутствием шкалы и датчика определения температуры;
  • оснащенные термоголовкой. Их конструкция позволяет блокировать или ограничивать повышение температуры посредством ручного или автоматического управления. Устанавливают на двух- и однотрубные системы. Регулировка осуществляется просто – необходимая температура устанавливается вручную с помощью ограничительного кольца;
  • с терморегулятором. Устанавливается перед батареей. Поступление теплоносителя контролируется краном, смонтированным перед терморегулятором.

Вентильных кранов из пластика нет, они производятся из латуни, стали или комбинации этих материалов.

Критерии выбора

Радиаторный кран – это, как правило, устройство шарового типа, обеспечивающее регулировку расхода воды и соединение труб с радиатором. Устанавливается на байпасе, стояках, вверху батареи, в местах скопления воздуха для его стравливания.

Выбрать подходящий кран несложно, достаточно знать несколько нюансов:

  • диаметр труб, к которым он будет подсоединяться (DN, в миллиметрах или дюймах);
  • рабочее давление (PN, в диапазоне 15–40 и выше);
  • вид соединения, наличие резьбы внутри или снаружи, американки.

Выбор должен учитывать назначение арматуры, ее локализацию, свойства среды. Важно также соотношение входа и выхода вентиля в радиаторе, их взаимное расположение.

При выборе следует учитывать характеристики кранов:

  • шаровая запорная арматура, хотя наиболее распространена и доступна по стоимости, не очень эффективна. Она имеет только два режима: закрытие/открытие;
  • конусный вентиль – более приемлемый вариант из-за возможности промежуточного положения. Недостаток: кран необходимо возвращать в начальное положение и постоянно следить за ним;
  • терморегулятор с автоматическим управлением – самый эффективный, надежный, но и намного дороже других. При его монтаже на однотрубную систему должен присутствовать байпас.

Полезные советы по выбору

Ниже описаны несколько особенностей для того, чтобы определиться, какие лучше изделия применить.

Механизм запирания

Терморегуляторы имеют два вида механизма запирания: клапанный и вентиль с конусом (шток). Последний предпочтительный он дает возможность плавной регулировки. Температура выставляется вручную с помощью ограничительного кольца механическим способом. Есть также электронные механизмы, они более автономные.

Лучше ставить шаровые вентили, чем задвижки, которые имеют ряд недостатков: сальник быстрее износится, зарастают отложениями, долго закрываются. Недостатки крана Маевского: низкая проходимость, для него требуется специальный ключ или отвертка, которой неудобно пользоваться.

При случайном выкручивании его штока, закрутить его назад, преодолев напор воды, очень сложно. Вместо него рекомендуют ставить обычный вентиль или специальные автоматические радиаторные воздухоотводчики.

Оптимальный и доступный по стоимости вариант, если требуется управление температурой – кран с термоголовкой.

Корпус и соединения

На батареи лучше ставить не стандартные шаровые краны, а полнопроходные. В жилых, домах и квартирах используют такие механизмы с муфтовым соединением.

Краны на радиаторы отопления лучше выбирать со стальным или бронзовым корпусом, но чаще всего ставят латунные, так как они дешевле. Имитацией латуни является силумин. Не стоит покупать изделие, изготовленное из него, это очень мягкий металл. Полимерные не менее надежные, но они имеют большие габариты. Для их замены нужно вырезать кусок трубы.

Более долговечными являются изделия с полимерными, а не резиновыми прокладками. Краны для регулировки теплоносителя на радиаторах отопления исключают возможность менять их, не спуская воду, это возможно делать с проходными кранами или с установленной американкой (в сторону батареи).

Наиболее качественными считаются изделия фирмы Itap (Италия), Danfoss. Приблизительный диапазон цен 700–2000 р. В среднем ценовом диапазоне есть изделия марки Oventrop – 550–950 р. Для ограниченного бюджета подойдет Luxor – 450–800 р., китайские или турецкие марки.

Какие функции выполняют краны для радиатора отопления

При замене отопительной системы в квартире нужно установить на каждую трубу кран для радиатора отопления. Это необходимая деталь, которая позволит не только сделать микроклимат в помещении комфортным, но и пригодится в случае ремонта. Отдельные типы кранов устанавливают для удаления воздуха из батареи в начале отопительного сезона.

Шаровый кран для радиатора

Функциональное назначение

Вентили, которые установлены на трубах разводки отопления, называют запорными. Они предназначены для прекращения поступления горячей воды в радиатор. При возникновении протечки в секции батареи не нужно останавливать подачу централизованно, согласуя это в ЖЭКе. Достаточно закрыть кран для радиатора, и вода пройдет через специальную перемычку, минуя обогревательный прибор. Тогда радиатор можно демонтировать и заменить либо устранить неисправность иначе.

Запорные вентили для каждого отдельного радиатора удобны в частном домовладении. Они помогают устранить неисправность батареи, не сливая воду из системы и не прекращая отапливать другие комнаты в доме. Но при отсутствии необходимости обогревать какую-то комнату или при слишком высокой температуре воздуха в ней эти же вентили послужат в качестве средства экономии топлива и регуляторов микроклимата.

Кран Маевского

Во времена СССР об этом очень простом и одновременно полезном элементе мало кто знал. Сейчас установка любого радиатора немыслима без игольчатого крана, что служит для сброса воздуха из системы.

Изделие представляет собой металлическую втулку с наружной трубной резьбой для монтажа в горизонтальном коллекторе батареи. По оси втулки насквозь сделано отверстие, а под углом 90° к нему примыкает второе, как показано на иллюстрации:

Здесь хорошо видно, что сообщение между двумя каналами перекрывает винт с конусом на конце. Если его отвернуть на 1—2 оборота, то путь из горизонтального канала в вертикальный откроется, и воздух сможет покинуть радиатор. При этом за счет малого проходного сечения из клапана не вытечет много теплоносителя, даже если выкрутить иглу сильнее. Благодаря такой конструкции удалять воздушные пробки из радиаторов и трубопроводов стало очень просто и удобно.

Если в первое время игольчатые краны Маевского продавались как отдельный вид трубопроводной арматуры, то в настоящий момент многие производители стали совмещать их с другими элементами. Например, воздухосбрасывающий вентиль игольчатого типа, вмонтированный в шаровой кран, как показано на фото:

Вентили высокого давления

В автономных системах водяного отопления частных домов такая арматура не применяется, поскольку магистральное давление там редко выходит за пределы 4 Бар. А вот регулировать подачу воды или пара в централизованных сетях городов или предприятий подчас можно только такими вентилями. По исполнению они делятся на муфтовые и фланцевые, а изготавливаются из следующих видов стали:

  • углеродистая: диапазон рабочего давления – от 160 до 400 Бар, температуры рабочей среды – от минус 40 до + 200 °С;
  • высокоуглеродистая: давление 16—40 МПа, диапазон температур – от минус 60 до + 200 °С;
  • нержавеющая: здесь давление остается неизменным, а вот максимальная температура достигает 400 °С.

Надо сказать, что давление в системах отопления не бывает настолько высоким, даже в центральных коллекторах, отходящих от городских ТЭЦ. Зато температура воды доходит до 150 °С, а пара – переваливает за 200 °С. Поэтому для надежной работы в паровой сети подойдет игольчатый вентиль из нержавеющей стали. Что касается трубопроводов, транспортирующих горячую воду, то тут будет достаточно и стального крана.

Агрессивные свойства водяного пара хорошо известны, длительный контакт с ним выдерживает далеко не всякий материал. Помимо этого, имеется и обратная магистраль, по которой движется конденсат, а очень часто – пароводяная смесь. В таких коллекторах гидроудары – не редкость, а потому обычная арматура там работать не может. Однако, игольчатые краны имеют свои конструктивные особенности, продиктованные необходимостью. Это станет понятно, если изучить устройство игольчатого вентиля в муфтовом исполнении, что изображено на чертеже:

Зигзагообразный канал имеет в своей центральной части седло, в него-то и входит игла при вращении шпинделя. Благодаря этому кран может не только перекрывать трубопровод, но и осуществлять тонкую регулировку количества проходящей среды. Этому способствует вдвое зауженное проходное сечение, создающее высокое сопротивление потоку. Уменьшение прохода хорошо заметно на фото:

Такая же картина наблюдается и в кранах большого диаметра с присоединительными фланцами, так как их внутреннее устройство идентично муфтовым вентилям. Разница только в конструкции шпинделя и уплотнения, рассчитанного на большие нагрузки. Кстати, для установки в паропроводах предпочтение отдается именно фланцевым игольчатым кранам, поскольку стыки на муфтах остаются герметичными недолго, пар быстро разрушает уплотняющие материалы.

Стальной игольчатый кран высокого давления может снабжаться запорными конусами различных типов. Они бывают стандартными, регулировочными (более острые) и с мягким наконечником. С целью увеличить срок службы вентиля на внутреннюю резьбу, за счет которой вращается шпиндель, наносится специальное хромированное покрытие.

Для справки. Также существуют муфтовые краны, изготовленные из бронзы или латуни, а фланцевые – отлитые из серого чугуна. Но их рабочие параметры ниже, чем у стальных.

Трубопроводы теплоснабжения большой протяженности, паро – и конденсатопроводы – это магистрали, подверженные гидравлическим ударам в силу разных причин. Общеизвестно, что от воздействия гидроударов могут лопнуть и шовные трубы, не говоря о простой запорно — регулирующей арматуре. Стальной кран высокого давления с иглой в качестве исполнительного механизма в состоянии выдерживать подобные воздействия, смягчению ударов способствует сужение проходного сечения и его зигзагообразная конфигурация.

Регулировочные вентили и кран для батареи отопления

Чтобы батареи нормально функционировали, используется специальная запорная арматура. Она позволяет регулировать течение теплоносителя, увеличивая или уменьшая его объем. От правильного выбора подобного технического узла во многом зависит эффективность отопления. Вот почему так важно приобрести надежный регулирующий прибор. Чаще всего для решения таких задач используется шаровой кран для радиатора. В продаже он представлен в разных модификациях.

Какой вентиль лучше выбрать? Наши советы далее.

Разновидности прибора

Краны для металлопластика

Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы пойти и выбрать качественный кран для батареи. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Ведь в сантехническом магазине покупателю предложат сразу несколько разновидностей запорного механизма. Какая из них лучше? Ответить однозначно на этот вопрос сложно. А все потому, что у каждого устройства свое назначение и своя сфера использования.

Например, фланцевые шаровые краны имеют одну отличительную особенность. Она заключается в том, что вентиль можно использовать только в одном положении. Он может быть полностью открыт или закрыт. Поэтому такой клапан не сможет обеспечить среднюю проходимость теплоносителя. Ведь половинчатая регулировка невозможна.

Из-за этого фланцевые запорные механизмы устанавливаются только на трубопроводах. Для радиаторов они не подходят. Зато их конструкция хорошо справляется с нагрузкой, связанной с высоким давлением внутри трубопровода. Поэтому фланцевые краны долговечны, надежны в использовании и очень прочны.

Для радиаторов необходимо приобретать муфтовые шаровые краны. Эти запорные механизмы называются так потому, что имеют по краям резьбу. Она обеспечивает надежную фиксацию клапана на батарее. Но муфтовый вентиль можно использовать и при сборке водопроводящих магистралей, и при монтаже газопроводов.

Муфтовые краны представлены в большом ассортименте. Они отличаются друг от друга тем, что способны пропускать через свой механизм жидкость определенной плотности. И при покупке модели необходимо учитывать это обстоятельство. Как правило, все технические характеристики четко прописаны в паспорте изделия.

Какие еще краны подойдут для радиаторов?

Когда происходит монтаж радиаторов, закономерно возникает вопрос, какой регулировочный вентиль лучше выбрать. Специалисты рекомендуют отдавать предпочтение обычным шаровым запорным механизмам. Но не нужно забывать о том, что каждый радиатор должен быть снабжен еще одним элементом — игольчатым краном, известным и как кран Маевского. Что это за устройство?

Обычно подобный сантехнический прибор используется для того, чтобы спускать с батареи воздух. Теплоноситель в центральной сети всегда циркулирует неравномерно. Вместе с горячей водой в систему попадает воздух. Он формирует пузырьки, и если давление теплоносителя падает, в местах его особо низкой скорости образуется воздушная пробка, резко снижающая эффективность отопления. Устранить ее как раз и помогает вентиль Маевского. Его монтируют в верхней части радиатора.

Читайте также:  Можно ли повесить конвектор высоко

Как работает такой регулировочный кран?

Его центральным механизмом является игольчатый клапан. Этот узел можно перемещать, используя ключ или запорный винт. Он имеет четырехгранную головку, которая легко вставляется в существующие пазы. Если ключа под рукой нет, вместо него может быть использована отвертка.

Устанавливается вентиль с противоположной стороны от входного отверстия для теплоносителя. Воздух, скопившийся внутри системы, поднимается и собирается в самой верхней точке радиатора, где установлен регулировочный кран. Если в системе есть кран Маевского, воздушную пробку легко можно удалить, приоткрыв игольчатый клапан. Его просто поворачивают на несколько поворотов против часовой стрелки, чтобы появилось характерное шипение. Как только оно прекратится, вентиль заворачивают обратно и плотно закрывают кран.

Воздух выйдет наружу через специальное отверстие. Оно может находиться либо в пластиковой прокладке, либо в самом латунном корпусе. Обе разновидности служат одинаково надежно и исправно. Однако если качество теплоносителя оставляет желать лучшего, описываемое отверстие очень быстро забивается. Поэтому специалисты рекомендуют периодически протыкать его обычной швейной иголкой. Делать это можно только при закрытом вентиле.

Обратите внимание! Если в системе отопления стоит циркуляционный насос, то перед описываемой процедурой его целесообразно выключить, подождать несколько минут и только потом включать кран Маевского. Если этого не сделать, воздушную пробку удалить не удастся. Просто воздух не успеет скопиться вверху радиаторов.

При включенном насосном оборудовании стравить воздушную пробку не получится. Под давлением через вентиль может политься вода, и будет трудно избежать потопа.

Автоматика на службе человеку

Производители все время стремятся совершенствовать свои изделия и предлагают потребителям запорные механизмы нового поколения. Обычный регулировочный кран Маевского не стал исключением. Его доработали и снабдили простейшей автоматизированной системой.

Выглядит новое ноу-хау, как обычный кран, который устанавливается на радиатор. Да и принцип работы запорного механизма остался тем же. Но если в верхней части радиатора скапливается воздух, специальный игольчатый поплавок опускается, клапан открывается, и воздух самостоятельно стравливается без участия человека. Очень удобно, не правда ли? Не нужно брать в руки отвертку и не нужно постоянно следить за состоянием радиаторов. Поставил кран и забыл о нем.

Но входное отверстие для ключа и отвертки в таком сантехническом приборе все равно предусмотрено. Случаи бывают разными, и иногда приходится действовать по старинке, стравливая воздух вручную.

Как правило, описываемое устройство легко устанавливается на все современные виды радиаторов. Но потребители желают знать, можно ли пользоваться таким запорным механизмом, когда в наличии есть только чугунные батареи.

Автоматическую версию использовать в этом случае нельзя. Ведь чугунные стенки, хоть со временем и не ржавеют, но внутри постоянно осыпаются и покрываются слизью. От этого теплоноситель становится очень грязным.

Установка прибора на радиатор

Центральная система не снабжена фильтрами очистки, а для поддержания необходимой температуры в воду коммунальщики добавляют химические составы, которые тоже ухудшают качество горячей воды. Автоматика при таком раскладе очень быстро выходит из строя. Ежемесячно придется снимать кран Маевского и чистить его, открывая воздушное отверстие. Занятие это очень утомительное, поэтому цель не оправдывает ожиданий.

И еще один немаловажный момент! Радиаторы, подключенные к центральной системе отопления, частенько во время сезона простаивают. В это время в них скапливается большое количество воздуха. У описываемого сантехнического прибора отверстие, через которое спускается воздух, составляет всего 2 мм. Поэтому после вторичного подключения воздух из системы через такой маленький канал можно спускать часами.

Поэтому краны Маевского имеет смысл использовать только при сборке автономного отопления. На чугунный радиатор, подключенный к центральной системе, лучше поставить латунные шаровые краны, которые выпускает компания «Омес». Они способны выдержать сложные условия эксплуатации. Лабораторные испытания показали, что латунные вентили спокойно выдерживают гидравлические удары до 15 атмосфер.

Обратите внимание! В продаже можно найти отечественные краны для чугунных батарей. Они тоже имеют корпус, выполненный из латуни. Такие приборы спокойно выдерживают очень высокие температуры, поэтому их можно использовать даже при сборке паровой системы отопления.

Вентиль на батарее

Выбирая кран для батареи отопления, важно обращать внимание на материал, из которого он изготовлен. Запорное устройство работает в максимально агрессивной среде. Оно постоянно находится в воде, подвергается воздействию высоких температур и гидравлических ударов. Поэтому важно, чтобы материал мог выдержать все эти негативные факторы.

Чаще всего краны для радиаторов изготавливают из сплавов. Большинство моделей выполнено из латуни. Это очень прочный металл, который не боится коррозии. Но для еще большей прочности латунь сверху покрывается защитным металлическим составом. Это лучший вариант для использования в системе отопления.

Иногда вместо латунных кранов продавцы могут подсунуть их подделку — силуминовые регулировочные вентили, которые внешне, как две капли воды, похожи на оригинальные модели.

Через год эксплуатации нередко случаются поломки, способные привести к коммунальным авариям. Ведь изнутри силумин очень быстро ржавеет, и коррозия моментально разъедает корпус, делает его стенки очень тонкими. Поэтому любой гидроудар легко разрывает запорное устройство. Даже если этого не происходит, нередки случаи, когда при простом открытии или закрытии крана он просто остается в руках человека, отвалившись от основания. Если в это время внутри батареи есть горячая вода, обязательно возникнут ожоги. Поэтому остерегайтесь подделки!

Обобщение

Итак, кран для отопительной батареи должен быть обязательно сделан из латуни — только этот сплав легко переносит высокие температуры и гидравлические удары. Лучше выбирать шаровые запорные механизмы, которые имеют высокие гарантийные сроки и демонстрируют повышенную герметичность. Устанавливать такой кран можно и в горизонтальном, и в вертикальном положении.

Назначение вентилей для радиаторов отопления

Любая отопительная система, в принципе, может работать и без дополнительных кранов и вентилей. Но при первой же поломке владелец рискует остаться без отопления. Запорная арматура понадобится, в первую очередь, при возникновении различных чрезвычайных ситуаций, а именно протечки, засорения труб, возникновения воздушных пробок и планового ремонта отопительной системы.

Наличие запорной арматуры или, как ее еще называют, обвязки радиатора, значительно продлит срок эксплуатации отопительной системы и намного облегчит жизнь хозяина дома.

Задачи

Краны и вентили называют запорно-регулирующей арматурой. Чтобы правильно подобрать комплект вентилей, нужно принять во внимание, какие задачи выполняют те или иные устройства.

При эксплуатации радиатора вследствие конвекции в верхней части отопительной системы собирается воздушная пробка. Она препятствует нормальному течению теплоносителя: верхняя часть труб остается холодной, нижняя разогревается до немыслимых температур. Специально для выпуска ненужного воздуха в системе должны быть краны Маевского.

В случае внезапной протечки или при засорении радиатора настоятельно рекомендуется снять поврежденный сектор, не сливая при этом всю систему. Для того чтобы снять проблемный участок системы, на подводящей и отводящей трубе устанавливается запорное оборудование. Вентиля функционируют в двух рабочих положениях: открыто и закрыто. Кран, находящийся в открытом положении, не мешает потоку воды в системе, а в положении «закрыто» поток полностью блокируется. Для выполнения этой задачи более всего подходят простые шаровые краны.

Если в комнатах становится очень жарко, приходится внепланово проветривать помещение, чтобы привести температуру воздуха в приемлемые рамки. Но в таком случае тепло выходит на улицу. Чтобы сэкономить топливо для котла и не выбрасывать деньги на ветер, используют регулирующую арматуру – термостат или ручной терморегулирующий кран.

Перечень

Для качественного обслуживания радиаторов в системе отопления должны быть:

  • элеваторный узел;
  • стояки и отсекающая арматура;
  • вентиля и краны различного назначения.

Этот комплект запорной арматуры существенно облегчит работу системы и увеличит срок ее эксплуатации.

Рассмотрим каждый из элементов подробнее.

Элеваторный узел

Стандартная схема любого отопительного контура представляет собой трубы с прямым током горячей воды (подача) и обратным током воды остывшей (обратка). Работать такая система будет лишь в разрешенном диапазоне температур. Если вода в системе нагрета выше значения в 95С, то такая вода в радиатор подаваться не может.

Для того чтобы охладить теплоноситель в системе отопления до допустимых значений и используется элеваторный узел. Он представляет собой емкость, в которой смешивается вода с подачи и вода с обратки, сопло, диффузор и обвязка, которая включает в себя измерители температуры и давления. Наиболее эффективная работа элеваторного узла наблюдается при:

  • точном расчете каждого его параметра;
  • между подачей и обраткой должен существовать перепад давления до 25 Бар.

К сожалению, элеваторный узел не может гарантировать, что в подающей магистрали вода будет какой-либо определенной температуры. Все зависит от того, насколько верно подобрано сечение сопла. В последнее время производители предлагают элеваторные котлы, в которых раствор сопла можно изменить в ту или иную сторону. Таким образом, регулируется процесс смешения воды в элеваторном узле и оптимизируется температура воды в подающей магистрали.

Запорные краны и отсекающая арматура

Запорная и отсекающая арматура выполняет несколько важных функций:

  • помогает отсечь поврежденный или засоренный участок тепловой магистрали без ущерба для дальнейшей работы системы;
  • краны запорной арматуры помогают регулировать проходимость воды в теплотрассе и сбрасывать воздушные пробки.

Процесс регулировки движения воды в теплотрассе осуществляется с помощью различной запорной арматуры. В основном к таким элементам причисляют задвижки, вентили, краны и затворы для радиатора.

Задвижка

Задвижка — вид запорной арматуры, при помощи которого можно остановить движение теплоносителя в системе. В конструкции задвижки предусмотрен элемент, расположенный перпендикулярно направлению потока теплоносителя. С помощью регулирующего механизма можно увеличивать или уменьшать зазор в задвижке, тем самым влияя на скорость движения вод в системе.
Фланцевые и муфтовые шаровые краны

Свое название этот вид запорной арматуры получил из-за формы клапана. Чаще всего эта деталь имеет форму шара, в котором имеется сквозное отверстие. В качестве запорного механизма в систему отопления врезаются краны с прямым отверстием. Поворачивая рычаг, мы меняем расположение шара, тем самым открывая или закрывая путь потоку теплоносителя.

Шаровые краны делятся на полнопроходные и стандартные. Вентили стандартной комплектации пропускают, не задерживая, до 80% потока воды в системе. Полнопроходной шаровый кран имеет практически стопроцентную пропускную способность, поэтому для радиаторов следует выбрать именно этот вариант. Также следует обратить внимание на другую особенность конструкции шарового вентиля.

Фланцевые

Фланцевые устройства могут работать только в двух положениях – открыто или закрыто. Такая конструкция не сможет обеспечить половинчатую проходимость потока воды в системе, поэтому для радиаторов шаровые краны не подходят. Зато они прекрасно справляются с напором воды внутри трубопровода.

Поэтому фланцевые шаровые краны устанавливают только на трубопроводах. Благодаря простой и эффективной конструкции такие краны просты в использовании и долговечны.

Муфтовые

Муфтовые шаровые краны имеют по краям резьбу, которая обеспечивает этому устройству надежную фиксацию. Такой кран способен пропускать через себя жидкость и регулировать ее поток. Таким образом, муфтовые краны оптимально подходят для установки на радиатор.

При покупке этого устройства следует внимательно ознакомиться с его техническими характеристиками. Как правило, эта информация содержится в документации завода-изготовителя.

Материал и тип соединения

Запорная арматура может изготавливаться из различных материалов. Корпуса современных кранов могут быть выполнены из стали, бронзы или латуни, встречаются также и полимерные вентили. В классической системе отопления трубы и батареи выполнены из металла, поэтому в такую теплотрассу ставят латунные или бронзовые вентили.

Следует обратить внимание и на вид труб в трубопроводе. В каждом отдельном случае определяют наиболее подходящий тип соединения – с накидными или обжимными гайками, с внутренней или наружной резьбой.

Большое внимание уделяется герметичности перекрытия потока теплоносителя в системе. Для этого устанавливают специальные прокладки, а металлические шары в кране шлифуют, добиваясь абсолютной гладкости. Чем ровнее будет поверхность шара, тем плотнее он будет приживаться к внутренней поверхности, тем меньше вероятность протечки.

Установка запорной арматуры

Запорную арматуру устанавливают в следующих узлах отопительной системы:

  • на вводе тепломагистрали в здание;
  • на всех стояках отопительной системы;
  • на месте выхода трубы из элеваторного узла;
  • в верхних точках отопительного контура.

Регулировка системы отопления при помощи дополнительной арматуры поможет быстро и эффективно наладить ее стабильную работу, выполнять терморегулирующую функцию — выключить подачу тепла в экстренных случаях или демонтировать ту или иную секцию с целью ремонта или замены. Таким образом, применение запорной арматуры существенно повышает безопасность всей отопительной системы и облегчает ее ремонт и регулярное обслуживание.

Как установить кран на батарею

Для того чтобы иметь возможность перекрыть воду в системе, следует установить по одному шаровому крану на подаче и обратке. Если не предусмотрена установка другой терморегулирующей аппаратуры, имеет смысл подсоединить вентили непосредственно к входу радиатора.

Сначала на трубу накручивают вентиль, после этого в радиатор монтируется сгон, после этого кран подводится к радиатору и система скрепляется при помощи накидной гайки.

Термостат

Около 30 лет назад появились современные приборы для контроля за температурой воды в системе, которые получили название «термостат». Внешне этот терморегулирующий прибор похож на вентиль, который доработали и установили на него табло с показателями температуры.

Термостат нужно устанавливать между батареей и подачей. Прибор должен быть выставлен горизонтально, чтобы ограничить влияние посторонних источников тепла. Конструкция терморегулирующего прибора позволяет смешивать горячую воду с подачи с охлажденной водой в обратке. Таким образом, достигается оптимальная температура, и экономятся ресурсы для отопления.

Оцените статью