Правомерно ли взимать плату за общедомовое отопление если в Квартире установлено отопление индивидуальное.
Почему изменилось с 2019 года (документ какой)
ответы на вопрос:
Правомерно. Т.к. есть понятие общедомовых нужд и общего имущества, Которое надо содержать (ст. 36, 153 ЖК РФ), Не имеет значения что установлено индивидуальное отопление. Вас же не обязывают дополнительно платить за тепло в квартире. А только за общедомовые нужды.
Отказ гражданина от услуги индивидуального потребления отопления в своем жилом помещении не прекращает услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.
Спецификой многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым — невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии. Исходя из этого плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Поскольку обогрев помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отдельных жилых (нежилых) помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, включая нормативно установленную температуру и влажность в помещениях, и тем самым сохранность конструктивных элементов здания, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом его использования.
правомерно, поскольку все должны нести расходы на содержание общего имущества собственников МКД. ЖК РФ
Статья 39. Содержание общего имущества в многоквартирном доме
1. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
2. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Оплата за общедомовые нужды в 2020 году
Общедомовые нужды с недавнего времени числятся не коммунальными, а жилищными услугами. Такая смена статуса привела к изменениям в оплате услуг ЖКХ. Каковы в 2020 году особенности ОДН?
В 2020 году началась реализация законопроекта, касающегося платежей за общедомовые нужды.
В квитанциях плата за ОДН отныне указывается в строчке о содержании жилья, а не в строчке о коммуслугах, как это было ранее. Какими особенностями в 2020 году отличаются общедомовые нужды?
Начиная с 2020 года, оплата за общедомовые нужды рассчитывается по новым правилам. Такое нововведение обусловлено необходимостью расчетов с учетом реального потребления.
По мнению законодателя, смена статуса услуги позволит начислять оплату только за действительно израсходованные ресурсы.
Новый алгоритм расчетов вводился постепенно. За время подготовки к переходу собственники и обслуживающие компании должны были подготовиться к изменениям в оплате.
В частности УК должны были провести проверку каждого дома, обнаружить случаи нецелевого употребления коммунальных ресурсов, выполнить работы по повышению энергоэффективности.
С 2020 года в квитанциях общедомовые нужды включаются в плату за содержание общего имущества.
Платеж ОДН рассчитывается на основании показаний общедомовых приборов учета, установленных в большинстве МКД, в сравнении с показаниями индивидуальных счетчиков.
ОДН представляет собой разницу меж показаниями личных счетчиков, установленных в квартирах жильцов, и общедомовых приборов учета в МКД.
Когда в квартире не установлен счетчик, то объем расходованных ресурсов рассчитывается как соотношение квартирной площади к сумме всех площадей общего имущества.
Если говорить о предназначении ОДН, то это коммунальные услуги, необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности всего многоквартирного дома.
Пересмотр расчета ОДН объясняется тем, что многие управляющие организации стали списывать в этот раздел собственные долги перед поставщиками ресурсов и иные сторонние затраты.
Из чего состоят
Большая часть собственников недостаточно понимает, что входит в общедомовые нужды. Общее представление таково, что ОДН это только освещение и отопление подъезда.
На самом деле кроме перечисленных затрат в РДН включаются расходы:
По электроснабжению Общедомового оборудования и помещений общего пользования
По водоснабжению на обслуживание и работу отопительной системы Мойку и уборку общих помещений, уход за придомовой территорией
Включать в состав ОДН прочие расходы ресурсов категорически запрещено. Жильцы не должны платить за общедомовые нужды сверх нормы.
На практике это выглядит так, что если часть энергоресурсов теряется в процессе доставки к конечному потребителю по вине УК, то затраты оплачивает управляющая организация.
ФЗ № 176 был принят Госдумой РФ еще летом 2015 года. Цель закона позиционирована как создание условий для более эффективной работы в отрасли ЖКХ и улучшение платежной дисциплины.
Следствие закона должно было стать начисление платы за пользование коммуслуг, используемых для общего имущества МКД, исходя из реальной величины потребления, рассчитанной по специально определенным нормативам.
В настоящее время для взимания платы за ОДН применяются следующие нормативные акты:
ФЗ № 261 «Об энергосбережении»;
Постановления Правительства РФ № 344 и №354, включая приложения к ним, касающиеся предоставления коммуслуг жителям МКД;
ФЗ №176 от 29.06.2015.
Нововведения обусловили исчезновение строки об ОДН из платежных квитанций. Причина была в росте социальной напряженности среди населения и отказе многих собственников от оплаты непонятных расходов.
С 1.01.2017 плата за ОДН включается в состав оплаты за содержание общего имущества. Перечень расходуемых на общие нужды ресурсов приведении в ч.2 ст.154 ЖК РФ.
Для применения нового порядка Правительством РФ были внесены изменения в «Правила предоставления коммуслуг …», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 6.05.2011.
Как же рассчитывается плата за ОДН в 2020 году? Существует два варианта расчетов. Основной критерий это наличие/отсутствие общедомового прибора учета в МКД.
В обоих случаях сначала рассчитывается объем израсходованных на общедомовые нужды ресурсов, а затем полученное значение распределяется по лицевым счетам жилых и нежилых помещений.
Если МКД оснащен счетчиком, то величина ОДН рассчитывается как разница между показаниями общего и индивидуальных счетчиков.
Выявленная разница разделяется меж всеми жильцами дома пропорционально площади занимаемых квартир.
Если счетчик в какой-то квартире отсутствует, то расчет осуществляется с применением нормативных показателей по расходу ресурсов на каждого зарегистрированного жильца и площади помещения.
Когда в МКД нет общедомового прибора учета, то объем ОДН определяется посредством умножения установленного местными властями норматива на общую площадь здания.
Применяемые нормативы могут отличаться в зависимости от региона. Из нюансов нового порядка нужно отметить то, что теперь управляющие организации обязаны самостоятельно оплачивать перерасход ресурсов.
Это приведет к тому, что УК будут более заинтересованы в своевременном устранении аварий и станут более тщательно следить за перерасходом.
Для расчета платы за ОДН на уровне субъектов РФ должны быть утверждены нормативы потребления. Для определения правильных значений специалисты собирают показания по сотням тысяч объектов.
В частности учитывается объем поступивших ресурсов по общему счетчику и объем потраченных в индивидуальном порядке ресурсов по личным счетчикам.
Разница считается тем объемом коммунальных ресурсов, который необходим для содержания общего имущества МКД. Сравнение результатов всех проверенных домов позволяет определить средний показатель и утвердить его в качестве единого норматива.
Земельный участок ветеранам боевых действийПро выделение земельных участков ветеранам боевых действий смотрите в статье: земельный участок ветеранам боевых действий.
Как потратить материнский капитал на ремонт квартиры, читайте здесь.
Некоторые вопросы, связанные с новым порядком в отношении ОДН, были разъяснены Минстроем РФ. Так при включении ОДН в жилищные услуги УК (ЖК, ТСЖ и т.п.) должны руководствоваться ч.10 ст.12 ФЗ № 176 от 29.06.2015.
По факту это выглядит следующим образом:
К оплате предъявляется фактический объем ресурсов Потраченных на содержание общего имущества
Полученное значение сравнивается С действующими нормативами
Если фактический объем превышает норматив То разница оплачивается за счет УК
Жильцы МКД Оплачивают услуги в пределах утвержденных нормативов
Единого по стране норматива потребления электроэнергии для МКД не существует. Определение показателя зависит от многих факторов, например:
Наличие/отсутствие индивидуального отопительного пункта
освещения подъезда и придомовых территорий
Оборудования дома Общедомовым прибором учета
Если сравнивать утвержденные на 2020 год нормы в разных регионах, то значения получаются весьма разными. За 1 кв.м. норматив потребления электроэнергии по ОДН колеблется в среднем от 0,6 кВт/ч до 7 кВт/ч.
Для уменьшения оплаты ОДН по электричеству необходимо:
Установить общедомовой счетчик Затраты на который окупаются за несколько месяцев
Своевременно подавать показания по индивидуальным счетчикам Поскольку отсутствие реальных значений ведет к расчету оплаты по нормативам потребления
Контролировать работу Управляющих организаций
Позаботиться о смене старой проводки на новую Что позволяет свести к нулю потери энергии
На что расходуется вода
Расходы ОДН на холодную воду включают в себя:
потери внутри МКД;
расход воды на общие расходы для помещений и придомовых территорий.
Расходы ОДН на горячую воду тратятся на:
технологические работы, касающиеся обеспечения действия отопительной системы;
сброс воды при ремонте системы отопления;
Официальные нормативы потребления холодной воды по ОДН на примере Ставропольского края колеблются в пределах 0,029-0,067 кубометра на 1 кв.м.
При этом учитываются такие факторы, как:
наличие в МКД системы водоотведения;
наличие централизованного водоснабжения;
типы установленных ванн по объему и т.д.
Как и в случае с электроэнергией расчет ОДН по водоснабжению основан на разнице показаний общедомовых и индивидуальных счетчиков.
Водоотведение на общедомовые нужды в 2020 году не может превышать объема воды, израсходованной на ОДН.
Кроме электроэнергии и водоснабжения в ОДН включается плата за отопление, поскольку тепло должно поддерживаться не только в квартирах, но и в общедомовых помещениях.
Но в этом случае нельзя определить посредством счетчиков, сколько тепла затрачено на каждое помещение в отдельности. К тому же отопление всегда относится к коммунальным услугам.
Независимо от способа управления МКД тепло оплачивается совокупно без разделения на личное и общедомовое потребление. Закреплена эта норма в п.40 Правил предоставления коммуслуг.
Для расчета оплаты за отопление в составе ОДН применяется норматив потребления тепловой энергии, который умножается на площадь общих помещений в доме. Полученное значение разделяется на всех жильцов.
Какие установлены тарифы на 2020 год
Тарифы, утверждаемые региональными властями, публикуются на сайтах управляющих компаний. Публикации подлежат и нормативы потребления по ОДН.
Таким образом каждый гражданин может проверить правильность начисления оплаты. Благодаря этому расчет оплаты за коммунальные услуги становится более прозрачным.
Собственник помещения в МКД, зная тарифы на коммунальные ресурсы, может самостоятельно рассчитать плату за личное потребление ресурсов.
Зная норматив по ОДН можно сравнить заявленную плату по общедомовым расходом и установить ее соответствие норме или превышение.
В 2020 году Правительством утверждено повышение тарифов ЖКХ. Но при учете кризиса в экономике рост тарифов будет весьма умеренным.
Предполагается, что с 1 июля тарифы увеличатся на 2,5-7,5% в зависимости от конкретного региона.
Как рассчитываются объемы
Расчет объема ОДН в МКД зависит, прежде всего, от наличия или отсутствия общедомовых приборов учета.
Если общий счетчик присутствует, расчет ОДН будет таким:
Снимаются показания общедомового прибора учета.
Снимаются показания индивидуальных счетчиков.
Определяется разница значений.
Превышение показаний общедомового счетчика делится по количеству квартир пропорционально площади помещений.
Полученный показатель сравнивается с нормативом потребления ОДН.
Если величина ОДН не превышает норматива, то она полностью включается в оплату содержания жилья.
Когда рассчитанный показатель получается выше положенного, то жильцы оплачивают ОДН по утвержденным нормативов, а остаток оплачивается управляющей организацией.
При отсутствии общедомового счетчика порядок практически аналогичен, но в этом случае объемы потребления рассчитываются согласно нормам на человека или объем площади.
Обязывают платить за общедомовое отопление в то время, как установлено индивидуальное отопление
Добрый вечер. В 2008 году законным способом, со всеми согласованиями установили в своей квартире многоквартирного дома индивидуальное отопление. Сегодня пришла бумага с теплосети, в которой меня обязывают платить за общедомовое тепло на ровне со всеми жильцами. При этом ссылаются на постановление 354 от 06 мая 2011г. на пункты 40, 42.1 и 43. Батареи от центрального отопления в квартире демонтированы и стоят свои батареи, нагреваемые от котла. Через квартиру проходит только труба стояка отопления, которая утеплена по правилам чтобы не было потерь тепла на мою квартиру. Как быть в данном случае? Законно ли это требование по оплате тепла, которое я не получаю?
Ответы юристов ( 2 )
Вечер добрый! Почитайте по Вашему вопросу.
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2015 г. по делу N 33-7152/2015
Судья Балакина И.А.
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
судей Захаровой О.А.,
Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Шмелевой А.С.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению председателя ТСЖ К. о признании незаконным представления от ,
по апелляционной жалобе председателя ТСЖ К. на решение Невьянского городского суда Свердловской области от 13.02.2015.
Заслушав доклад судьи Полевщиковой С.Н., пояснения председателя ТСЖ К. , представителя К. — У. , поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Р. , судебная коллегия
Председатель ТСЖ К. (далее — заявитель) обратилась в Невьянский городской суд Свердловской области с заявлением, уточнив его в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), о признании незаконным представления (далее — ) от , которым предписано осуществить перерасчет начисленной платы за отопление в местах общего пользования, осуществив жильцам возврат необоснованно собранных средств.
В обоснование заявления указано следующее: в ТСЖ входят 4 многоквартирных , в ; общая площадь жилых и нежилых помещений составляет кв. м.
В городе Невьянск сложилась практика оборудования жилых и нежилых помещений индивидуальной системой отопления с использованием газа.
Горячая вода подается в квартиры с использованием бойлеров, установленных в подвалах каждого многоквартирного дома.
В подвале кроме инженерных коммуникаций по отоплению, находятся инженерные коммуникации дома по водоснабжению и водоотведению, следовательно, подвал должен отапливаться.
Поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее — Правила N 307) не регламентирует плату за отопление общедолевой собственности при оборудовании многоквартирного дома индивидуальными источниками тепловой энергии, в связи с чем, необходимо руководствоваться Гражданским кодексом Российской Федерации, согласно которому, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
По окончании отопительного сезона 2013 — 2014 согласно Правилам N 307 по домам, оборудованным общими пунктами учета тепловой энергии произведена корректировка платы за услугу «отопление» с учетом фактически потребленной каждым домом объемом тепловой энергии.
Для этого определена общая площадь каждого дома, потребляющая тепловую энергию: это площадь дома, в которую вошла площадь жилых/нежилых помещений и площадь подвала согласно паспорту дома.
В площадь жилых/нежилых помещений вошли помещения с центральным отоплением и помещения с автономным газовым отоплением.
Для предъявления услуги «отопление» по помещениям с автономным газовым отоплением было определено место общего пользования, где используется тепловая энергия, это технический подвал дома.
Определена доля тепла, пошедшая на обогрев всей площади подвала, в том числе и на обогрев 1 кв. м подвала.
Согласно расчету пропорционально занимаемой площади начислена плата за обогрев подвала каждому собственнику с автономным газовым отоплением в размере его доли собственности подвала.
Исходя из положений ст. 36, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), весь фактически потребленный объем тепловой энергии, согласно показаниям общего пункта учета тепловой энергии, обязаны оплатить собственники.
возражал против доводов заявления, указав, что Правилах N 307 не предусмотрено варианта расчета платы за отопление при наличии в многоквартирном доме двух разных способов обогрева помещений (посредством централизованной системы отопления и индивидуально — установленного в отдельной квартире газового котла).
По данному вопросу должно быть принято решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Однако надлежащим образом утвержденная общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме методика расчета платы за отопление отсутствует, что повлекло неправомерное начисление платы за коммунальную услугу — отопление мест общего пользования.
Решением Невьянского городского суда Свердловской области от 13.02.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в Свердловский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявление удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам заявления.
В суде апелляционной инстанции заявитель и ее представитель поддержали доводы апелляционной жалобы, дополнительно пояснив, что или его заместитель в случае установления факта нарушения закона должностными лицами выносит представление об устранении нарушений закона.
Представление подлежит немедленному исполнению, в течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причины; о результатах должно быть сообщено .
Между тем, избранный способ устранения выявленных в ходе прокурорской проверки недостатков, по существу является вмешательством в хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта.
От поступили письменные возражения на апелляционную жалобу заявителя, которые были поддержаны представителем Прокурора в суде апелляционной инстанции.
В частности, в возражениях выражено несогласие с доводами заявителя, с просьбой оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку легитимного решения общего собрания собственников жилых помещений по вопросу определения платы за отопление при наличии в многоквартирном доме двух разных способов обогрева помещений, не имеется.
В то время как примененный ТСЖ расчет не предусмотрен федеральным законодательством.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке гл. 39 ГПК РФ.
Как следует из обстоятельств дела, спор между сторонами возник вследствие принятия представления от в отношении заявителя, в котором отражены нарушения, выявленные в ходе проверки.
В частности, проверяющим установлено неправомерное предъявление заявителем жильцам платы за отопление мест общего пользования, поскольку действующим законодательством не предусмотрен порядок расчета размера платы за отопление мест общего пользования дома для собственников жилых помещений дома, имеющих индивидуальное отопление своих помещений.
Поскольку надлежащим образом утвержденная общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме методика расчета платы за отопление отсутствует, заявитель, по мнению , неправомерно производил начисление платы за коммунальную услугу — отопление мест общего пользования.
С целью устранения допущенных нарушений, в адрес председателя ТСЖ вынесено представление, в котором предписано осуществить перерасчет начисленной платы за отопление в местах общего пользования, осуществить жильцам возврат необоснованно собранных средств.
Не согласившись с указанными выводами представления, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд, рассмотрев которое, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для его удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 290 ГК РФ установлено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее — общее имущество в многоквартирном доме).
В соответствии с положениями ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Статьей 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, а не часть 3.
Частью 3 ст. 158 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Порядок начисления платы за коммунальные услуги в период до 01.09.2012 регулировался Правилами N 307.
В период после 01.09.2012 — «Правилами оказания коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила N 354).
Согласно Правилам N 354 коммунальные услуги представляют собой осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
При этом исполнителем может выступать организация любой формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Соответственно, действовавшее до вступления в силу Правил N 354 Правила N 307 утратили силу, за исключением п.п. 15 — 28 Правил N 307 — в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и п.п. 1 — 4 Приложения N 2 к Правилам N 307 — в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 1 января 2015 г.
Порядок начисления платы за отопление на территории Свердловской области до 01.01.2015 регулируется Правилами N 307 (Постановление Правительства Свердловской области N 990-ПП от 12.09.2012 «О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012 — 2014 годах»).
Из материалов дела следует, что ТСЖ образовано и действует с ; в ТСЖ входят 4 многоквартирных , ; общая площадь жилых и нежилых помещений составляет кв. м.
В городе Невьянске сложилась практика оборудования жилых и нежилых помещений индивидуальной системой отопления с использованием газа.
Горячая вода подается в квартиры с использованием бойлеров, установленных в подвалах каждого многоквартирного дома.
Из пояснений заявителя следует, что за отопительный период 2013 — 2014 собственникам помещений, использующим централизованное отопление, в течение отопительного сезона производилось начисление платы за отопление по утвержденным нормативам согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 12.09.2012 N 990-ПП «О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012 — 2014 годах», применяя порядок начисления коммунальной услуги за отопление, предусмотренный Правилами N 307.
Собственникам же помещений с автономным газовым отоплением начисление за отопление не производилось.
По окончании отопительного сезона 2013 — 2014 согласно Правилам N 307, по домам, оборудованным общими пунктами учета тепловой энергии произведена корректировка платы за услугу «отопление» с учетом фактически потребленной каждым домом объемом тепловой энергии.
Для этого определена общая площадь каждого дома, потребляющая тепловую энергию: это площадь дома, в которую вошла площадь жилых/нежилых помещений и площадь подвала согласно паспорту дома.
В площадь жилых/нежилых помещений вошли помещения с центральным отоплением и помещения с автономным газовым отоплением.
Для предъявления услуги «отопление» по помещениям с автономным газовым отоплением было определено место общего пользования, где используется тепловая энергия, это технический подвал дома.
Определена доля тепла, пошедшая на обогрев всей площади подвала, в том числе и на обогрев 1 кв. м подвала.
Согласно расчету пропорционально занимаемой площади начислена плата за обогрев подвала каждому собственнику с автономным газовым отоплением в размере его доли собственности подвала.
Соглашаясь с выводами представления о том, что действующим законодательством не предусмотрен порядок расчета размера платы за отопление мест общего пользования дома для собственников жилых помещений, имеющих индивидуальное отопление своих помещений, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Пунктом 23 Правил N 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется: для отопления — в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В названном подпункте установлено, что ежемесячный размер платы за отопление (руб.) в помещении, не оборудованном приборами учета, определяется по формуле 1, а в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета, определяется по формуле 7.
Формулой 1 предусмотрен расчет платы на основании норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал / кв. м).
Формулой 7 предусмотрен расчет платы на основании среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год (Гкал / кв. м).
Из подпункта 3 пункта 3 приложения N 2 к Правилам N 307 усматривается, что размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется исполнителем по формуле 10.
Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.05.2007 N 10087-ЮТ/07, следует, что в силу подпункта «б» п. 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за отопление в помещении, не оборудованном приборами учета, определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление.
При этом разность размера платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год во всех помещениях (за исключением помещений общего пользования) исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, размера платы за тепловую энергию, потребленную в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования) исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета и размера платы за тепловую энергию, потребленную в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенной исходя из норматива потребления тепловой энергии, распределяется пропорционально общей площади помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 19 Правил N 307 установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подп. 1 и 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
В Правилах N 307 не предусмотрено варианта расчета платы за отопление при наличии в многоквартирном доме двух разных способов обогрева помещений собственников (посредством централизованной системы отопления и индивидуально установленного в отдельной квартире газового котла) для собственника жилья, установившего в квартире автономную систему отопления.
Аналогичного варианта расчета не предусмотрено и в Правилах N 354.
Таким образом, в данном случае заявителю следует руководствоваться утвержденной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме методики расчета платы за отопление.
В силу ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Общее собрание собственников может быть проведено в очной форме (при совместном присутствии собственников помещений в конкретном месте) или в форме заочного голосования (путем передачи в письменной форме решений собственников по поставленным на голосование вопросам).
Заочное голосование проводится в случае, если собрание в очной форме не имело кворума (п. 1 ст. 47 ЖК РФ).
Таким образом, из содержания п. 1 ст. 47 ЖК РФ следует, что на заочное голосование можно вынести вопросы, которые ранее были включены в повестку дня при проведении общего собрания собственником путем совместного присутствия собственников помещений, но такое собрание не имело кворума.
То есть первоначально всегда следует созывать собрание, на котором предполагается присутствие собственников, а в случае, если явка не достигнет необходимого уровня (это более 50% общего числа голосов — п. 3 ст. 45 ЖК РФ), — выносить соответствующие вопросы на заочное голосование.
Однако применительно к обстоятельствам настоящего дела, легитимного решения общего собрания собственников жилых помещений по указанному выше вопросу нет.
В связи с чем, оспариваемые выводы представления являются верными.
В силу п. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации N 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является, в том числе и соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно п. 1 ст. 24 Закона Российской Федерации N 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации N 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» при реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 указанного Закона, а также истребовать необходимые документы, материалы, статистические и иные сведения.
Указанные требования прокурора вытекают из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6 Закона).
В рассматриваемом случае действия Прокурора по проведению проверки осуществлены в целях оперативного принятия мер прокурорского реагировании.
Оспариваемое представление содержит конкретные меры устранения нарушений закона, поэтому является исполнимым.
Порядок исполнения представления прокурора в части привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности определяется работодателем самостоятельно, поскольку иное означает вмешательство в полномочия руководителя применять меры дисциплинарного взыскания по своему усмотрению.
Таким образом, довод заявителя о вмешательстве в хозяйственную деятельность документально не обоснован.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически выражают несогласие с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах, при разрешении спора, судом первой инстанции, верно, определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Невьянского городского суда Свердловской области от 13.02.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.