- Условия, при которых в случае автономного отопления можно платить только за тепло, потребленное при содержании общего имущества
- Правомерно ли взимать плату за общедомовое отопление если в Квартире установлено отопление индивидуальное.
- ответы на вопрос:
- Некоторые особенности при определении платы за отопление в целях содержания общего имущества
Условия, при которых в случае автономного отопления можно платить только за тепло, потребленное при содержании общего имущества
В декабре прошлого года Конституционный Суд РФ обрадовал жителей с обособленным (индивидуальным) отоплением в квартире (Постановление от № 46-П 2018 г.).
Он посчитал справедливым в таких помещениях оплачивать отопление лишь в части его использования при содержании общедомового имущества, но с соблюдением 2 обязательных условий:
1. Централизованное теплоснабжение для обогрева этих помещений не используется;
2. Собственником соблюдены нормативные требования к порядку переустройства помещения.
Во исполнение решения Конституционного Суда РФ в абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг №354 внесли изменения — оттуда убрали указание на то, что отопление оплачивается совокупно без разделения на плату за потребление услуги в помещении и плату за её потребление в целях содержания общедомового имущества.
Собственники помещений с автономным отоплением из средств массовой информации поняли только лишь то, что хотели: платить дважды за отопление своего помещения им теперь не придётся. Однако обязательные условия для освобождения от оплаты они не заметили (спасибо журналистам, которые пишут новости по чужим обзорам, не открывая первоисточники и не вдаваясь в детали).
Теперь в судах собственники пытаются доказать, что дважды за отопление (свое автономное и общее централизованное) они платить не обязаны, упуская из виду то, что организация своего отопления в отдельном помещении должна быть согласованной, переустройство помещения производится по определенной законом процедуре.
Один из последних примеров таких споров — дело №А60—24571/2018. Оно началось ещё до вынесения Конституционным судом РФ своего постановления, но является показательным.
В Арбитражный суд Свердловской области обратилась муниципальная управляющая компания, которая просила взыскать задолженность за коммунальные услуги с предпринимателя – собственника нежилого помещения. Предприниматель возражала, что отопление ей не оказывалось, так как магазин отключен от системы теплоснабжения, в нём нет теплопринимающих устройств, радиаторов, а имеющиеся стояки отопления не могут считаться полноценными отопительными приборами.
Суд отклонил доводы предпринимателя, взыскав задолженность и неустойку. Он указал на переоборудование помещения без соблюдения необходимой процедуры, распространив правила жилищного законодательства о жилых помещениях на нежилые:
— в силу ст. 26, 28 Жилищного кодекса РФ доказательством осуществления переустройства является оформленный и согласованный проект. Завершение переустройства и (или) перепланировки подтверждается актом приемочной комиссии.
— согласно п. 1.7.1. Правил и норм технической эксплуатации жилфонда № 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
— помещение предпринимателя находится в составе многоквартирного дома, соответственно, запрет на переход отопления нежилых помещений на иной способ отопления без согласования и внесения изменений в систему теплоснабжения всего дома распространяется равным образом как на жилые, так и на нежилые помещения.
Из акта обследования помещения следует то, что согласно проекту выполнен индивидуальный монтаж отопления магазина от теплового узла дома; установлены радиаторы; тепловой узел магазина отключен и опломбирован; через помещение проходят стояки отопления в вышерасположенные жилые помещения; изоляция стояков отсутствует.
Предприниматель не доказала соблюдение установленного порядка переоборудования, в том числе демонтажа системы отопления. Осуществленное переоборудование в нарушение закона не освобождает собственника от оплаты теплоснабжения.
Вышестоящие суды поддержали эти выводы и управляющую организацию.
Так, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд добавил, что в подп. «в» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг №354 потребителю запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на МКД. Кроме того, ввиду нахождения под помещением предпринимателя водогрейного котла МКД, отопление этого помещения осуществлялось за счет тепловой отдачи от пола стен и потолка, что подтверждается самим собственником; отключение системы отопления в спорном помещении обусловлено достаточной теплоотдачей от стен помещения. Необоснованное освобождение предпринимателя от оплаты фактически потребленного отопления приведёт к возложению дополнительных расходов на остальных жителей.
Арбитражный суд Уральского округа также отклонил повторные возражения собственника о том, что фактическое потребление тепла от теплосистемы дома он не осуществляет, а тепловые потери от стояков не могут рассматриваться как подлежащая оплате услуга, и потребление тепловой энергии в его помещении не доказано.
Кассационный суд повторил, что собственник, который незаконно переоборудовал своё помещение, не может рассчитывать на освобождение от обязанности по оплате теплоснабжения. Кроме того, собственник не представил доказательств использования альтернативных источников отопления.
Определением Верховного Суда РФ № 309-ЭС19-13392 от 26.08.2019 жалоба собственника оставлена без удовлетворения:
— ответчиком выполнен индивидуальный монтаж отопления принадлежащего ему нежилого помещения (магазина) от теплового узла многоквартирного дома; установлены радиаторы; тепловой узел магазина отключен и опломбирован; проходящие через спорное помещение стояки отопления в вышерасположенные жилые помещения не изолированы; обогрев помещений ответчика осуществляется также от водоподогревателя для нагрева горячей воды, расположенном под помещениями ответчика; отключение системы отопления в помещении обусловлено достаточной теплоотдачей от внешнего контура помещения.
— доказательств, подтверждающих соблюдение установленного порядка переоборудования помещения, ответчиком не представлено.
— при таких обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу о наличии у предпринимателя обязательств по оплате тепловой энергии в спорный период.
Собственникам помещений с автономным отоплением рекомендуем перед тем, как оспаривать начисления по отоплению убедиться, что тепловая энергия, предоставляемая исполнителем коммунальной услуги, не используется для обогрева помещения, а проведенное переоборудование (переустройство) помещения было согласованным (либо узаконить его).
Правомерно ли взимать плату за общедомовое отопление если в Квартире установлено отопление индивидуальное.
Почему изменилось с 2019 года (документ какой)
ответы на вопрос:
Правомерно. Т.к. есть понятие общедомовых нужд и общего имущества, Которое надо содержать (ст. 36, 153 ЖК РФ), Не имеет значения что установлено индивидуальное отопление. Вас же не обязывают дополнительно платить за тепло в квартире. А только за общедомовые нужды.
Отказ гражданина от услуги индивидуального потребления отопления в своем жилом помещении не прекращает услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.
Спецификой многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым — невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии. Исходя из этого плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Поскольку обогрев помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отдельных жилых (нежилых) помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, включая нормативно установленную температуру и влажность в помещениях, и тем самым сохранность конструктивных элементов здания, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом его использования.
правомерно, поскольку все должны нести расходы на содержание общего имущества собственников МКД. ЖК РФ
Статья 39. Содержание общего имущества в многоквартирном доме
1. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
2. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Некоторые особенности при определении платы за отопление в целях содержания общего имущества
Централизованное теплоснабжение жилищного фонда в Российской Федерации у многих экспертов вызывает ряд вопросов в части отсутствия на федеральном уровне требований к качеству теплоснабжения в месте её потребления, выбора оптимального метода ценообразования (тарифного регулирования) и др.
Определение порядка определения платы за отопление собственниками помещений, имеющих индивидуальные источники теплоснабжения (газовый или электрический котел; печное отопление; самостоятельная система теплоснабжения, оборудованная узлом учета тепловой энергии и др.) при централизованном теплоснабжении многоквартирного дома, имеет особое значение в свете последних изменений жилищного законодательства.
Порядок определения платы за отопление для вышеуказанных лиц регулируется правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов [2].
Конституционный Суд РФ неоднократно обращал свое внимание на несовершенство вышеуказанных правил и признавал отдельные их пункты не соответствующими Конституции РФ.
Так в своем постановлении от 20.12.2018 N 46-П Конституционный Суд РФ отметил, что подавляющее большинство многоквартирных домов в нашей стране подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме [1]. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативно установленных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные помещения, так и помещения вспомогательного использования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, за счет присоединения всех отапливаемых помещений к внутридомовой инженерной системе отопления. В указанных случаях определяемый еще на стадии возведения многоквартирного дома универсальный для всех расположенных в нем обособленных помещений способ отопления, как правило, не предполагает последующего его изменения по инициативе отдельного собственника или пользователя соответствующего помещения.
Конституционный Суд РФ руководствовался правовой моделью, основанной на презумпции присоединения к внутридомовой системе отопления всех жилых помещений подключенного к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирного дома и, как следствие, на презумпции потребления поступающей в дом тепловой энергии для обогрева каждого жилого помещения. При этом такая правовая модель, как справедливо отметил Конституционный Суд РФ, не учитывала возможность существования в многоквартирном доме одного или нескольких жилых помещений, в которых в законном порядке установлен индивидуальный квартирный источник тепловой энергии. При этом Конституционный Суд РФ не бесспорно отметил, что ввиду изоляции расположенных в таких помещениях элементов внутридомовой системы отопления (трубопроводы, стояки и т.п.) и отсутствия подключения внутриквартирного обогревающего оборудования (радиаторов) к этим элементам — тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, непосредственно для обогрева данных помещений не расходуется.
Если подходить к этой правовой модели от обратного, то можно отметить, что в любом помещении при отсутствии в нём теплопотребляющих установок (отопительные приборы, стояки и др.) или при наличии индивидуальных источников тепловой энергии в таком помещении имеется в любом случае потребность в тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Это утверждение, вытекающее из позиции Суда, также не является бесспорным.
Так исходя из требований к нормам проектирования многоквартирных домов нормируемый температурный перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции составляет 2-4 °С (табл. 5 «СП 50.13330.2012») [3]. В противном случае создаются условия для выпадения конденсата внутри помещения, что является недопустимым при выполнении санитарно-гигиенических требований к тепловой защите здания. Потери теплоты через внутренние ограждающие конструкции помещений допускается не учитывать, если разность температур воздуха в этих помещениях равна 3 °С и менее (далее – температурный порог) [4].
Таким образом, исходя из вышеуказанных требований при эксплуатации многоквартирных домов в помещениях с отсутствующим индивидуальным источником тепловой энергии и(или) при его наличии с температурой внутреннего воздуха ниже нормативной на 3 °С происходит теплопередача от смежных отапливаемых помещений с нормативной температурой.
Конституционный Суд РФ в своем постановлении также отмечает, что по смыслу подпункта «д» пункта 35 Правил №354 для обогрева помещений их пользователи во всяком случае обязаны поддерживать температуру воздуха в помещении не ниже 12 °С (далее – минимально установленная температура). При этом данные пользователи несут соответствующие расходы, связанные с функционированием их индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (включая расходы на эксплуатацию самих источников тепловой энергии и на конкретный вид энергетического ресурса).
При соблюдении пользователями помещений минимально установленной температуры в помещении у таких пользователей имеется возможность её регулирования в целях снижения платы за конкретный вид энергетического ресурса в диапазоне от 12 °С до нормативной (редко выше). При этом в этом диапазоне температур внутреннего воздуха имеются два самостоятельных диапазона температур: 1) от 12 °С до нормативной температуры минус 3 °С; 2) от нормативной температуры минус 3 °С и до нормативной температуры. В первом диапазоне температур внутреннего воздуха в таком помещении протекает процесс естественной конвекции с внутренней поверхности отапливаемой стены, соединяющей такое помещений с другим отапливаемым помещением, которое в свою очередь имеет нормативную температуру.
Естественная конвекция с внутренней поверхности стен в помещениях с индивидуальным источником тепловой энергии, являющейся составляющей процесса теплопередачи, и будет являться по своей сути объемом тепловой энергии, необходимым для выравнивания температуры между двумя помещениями до нормативной (или ниже). По мнению Конституционного Суда РФ тепловая энергия в таком объеме и является объемом тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (общедомовые нужды).
Из постановления Конституционный суд РФ следует допущение о том, что в помещении многоквартирного дома с индивидуальным источником тепловой энергии в любом случае идет потребление тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Однако эта позиция также не является бесспорной так как на практике имеется ряд случаев, где далеко не всегда возникает потребность в тепловой энергии в целях содержания общего имущества в помещении с индивидуальным источником тепловой энергии, изолированной от системы теплоснабжения многоквартирного дома, например:
1. Смежные помещения (одно или несколько) имеют более низкую температуру внутреннего воздуха, чем помещение с индивидуальным источником теплоснабжения.
2. Помещение с индивидуальным источником теплоснабжения имеет равную температуру внутреннего воздуха (с допуском минус 3 °С) со смежным помещением (одним или несколькими). При этом на помещение с индивидуальным источником теплоснабжения удельный фактический расход тепловой энергии (Гкал/м2) должен быть меньше или равен удельному фактическому тепловому расходу тепловой энергии в смежных помещениях[1].
Первый вариант в представлении автора статьи предполагает случаи, когда смежные помещения (одно или несколько) не имеют индивидуального источника теплоснабжения или индивидуальной системы отопления (обрезаны отопительные приборы, стояки заизолированы и т.п.) или помещение в многоквартирном доме было запроектировано изначально с более низкой температурой (более чем на 3 °С) относительно нормативной температуры в жилых помещениях (подвал, цокольный этаж и пр.)
Во втором варианте с точки зрения теплотехники при равных температурах внутреннего воздуха в смежных помещениях процесс теплопередачи происходить не будет. При этом если два помещения, одно из который имеет индивидуальный источник теплоснабжения, а второе внутриквартирную систему отопления, и где удельный фактический расход тепловой энергии у второго не превышает удельный фактический тепловой расход у первого, также не возникает перетока тепловой энергии от второго к первому, что в свою очередь сведет потребность тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для первого к нулю.
Если в помещении с внутриквартирной системой отопления удельный фактический расход тепловой энергии выше, чем в помещении с индивидуальным источником теплоснабжения и температуры в этих помещения равны (допуск 3 °С), то пользователей первого помещения потребляет тепловую энергию в большем объеме, чем второго. Например, это характерно для двух смежных помещений, одно из которых имеет больше ограждающих конструкций в виде наружных стен многоквартирного дома, а второе соответственно ограничено большим количеством отапливаемых ограждающих его конструкций. При этом с учетом действующих Правил №354 плата за отопление между двумя такими помещениями при равной площади будет одинакова. При таком раскладе возникают сомнения о соответствии пункта 40 Правил №354 (ред. от 13.07.2019) статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 — 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ в их системной взаимосвязи [1].
Следовательно, при определении платы за тепловую энергию на нужды отопления во втором варианте потребители тепловой энергии с индивидуальным источником теплоснабжения могут быть полностью освобождены от платы за тепловую энергию в целях содержания общего имущества, если не доказано, что они не поддерживали (не обеспечивали) нормативную температуру, определенную для жилых помещений в многоквартирном доме и удельный фактический расход тепловой энергии на отопление 1 м2 такого помещения не превышает удельный фактический расход тепловой энергии на отопление у любого из смежных к нему помещений.
Таким образом, презумпция потребления тепловой энергии на отопление в целях содержания общего имущества всеми пользователями помещений в многоквартирном доме, которые перешли на индивидуальные источники тепловой энергии, выработанная Конституционным судом РФ в постановлении от 20.12.2018 N 46-П, не является абсолютно универсальной при расчете платы за отопление для пользователя такого помещения.
Для вышеуказанных пользователей помещений в многоквартирном доме с учетом их права на благоприятную окружающую среду (статьи 7, 42 и 58 Конституции РФ) новая проверка Конституционным Судом РФ конституционности Правил №354 может стать драйвером для внесения Правительством РФ соответствующих изменений в вышеуказанные правила при определении порядка платы за отопление, в том числе в целях содержания общего имущества.
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева» // «Российская газета», N 294, 28.12.2018.
- Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» // «Собрание законодательства РФ», 30.05.2011, N 22, ст. 3168.
- «СП 50.13330.2012. Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 265) (ред. от 14.12.2018) // М.: Минрегион России, 2012.
- «СП 60.13330.2012. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 279) // М.: Минрегион России, 2012.
[1] Под удельным фактическим расходом тепловой энергии понимается отношение фактически потребленной тепловой энергии на 1 кв.м. площади этого помещения с учетом его физического нахождения в объеме многоквартирного дома.